Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. — М., 2002.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -М., 2002.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751.
Федеральная программа развития образования в России. — М., 2000.
Система профессионального образования в Российской Федерации. Национальный доклад. Национальная обсерватория профессионального образования / Под общ. ред. В. И. Байденко, В. Д. Шадрикова. — М., 1998.
Требования к построению системы государственных образовательных стандартов и тестирования. — М., 2000.
Гаранин Л.А., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. — М., 1997.
Довжко Р. Е. Научные основы современных реформ в НПО. — М., 2000.
Ивлиева И.А., Панасюк В. П., Чернышева Е.К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования. — СПб., 2001.
Концепция непрерывного образования: Проект. Всесоюзный съезд работников образования. — М., 1988.
Концепция общего среднего образования: Проект // Учительская газета. — 1988. — 23 авг.
По методологии образования
Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения. Методологический анализ. — М., 1977.
Краевский В. В. Общие основы педагогики. — М., 2004.
Леднев В. С. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. - М., 1980.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.
Новиков A.M. Методология образования. — М., 2002
По проблеме педагогических технологий
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
Борисова Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие. — М., 2000.
|
Горчакова-Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. пособие. — М., 2001.
Сибирская М. П. Концепция педагогической технологии // Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С. Я Батышева — М., 1998.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................................................ 3
Глава 1. Из истории проектирования в образовании............................... 6
1.1. Историко-культурные источники развития педагогического
проектирования................................................................... 6
1.2. Развитие и применение идей проектной деятельности
в педагогике........................................................................ 8
1.3. Проектирование как способ инновационного преобразования
педагогической действительности....................................... 14
Глава 2. Теоретические основы педагогического проектирования............. 20
2.1. Основные понятия педагогического проектирования........... 20
2.1.1. Педагогический проект................................................ 22
2.1.2. Соотношение понятий «проективный», «проектный»,
«проектировочный применительно к сфере
образования»............................................................... 25
2.1.3. Соотношение понятий проектирование,
прогнозирование, конструирование, моделирование.... 28
2.1.4. Проектная культура...................................................... 29
2.2. Педагогическая сущность проектирования.......................... 31
2.3. Функции проектной деятельности и виды педагогического
проектирования.................................................................. 33
2.4. Уровни педагогического проектирования........................... 36
|
2.5. Принципы проектной деятельности.................................... 39
Глава 3. Субъекты и объекты проектной деятельности........................... 44
3.1. Многообразие субъектов проектной деятельности............... 44
3.2. Проблема организации совокупного субъекта..................... 50
3.3. Объекты проектирования и специфика предмета проектной
деятельности....................................................................... 58
Глава 4. Логика организации проектной деятельности............................ 61
4.1. Этапы проектирования........................................................ 61
4.2. Предпроектный этап........................................................... 63
4.2.1. Диагностика ситуации................................................. 63
4.2.2. Проблематизация......................................................... 68
4.2.3. Концептуализация....................................................... 71
4.2.4. Выбор формата проекта................................................ 78
4.3. Программирование и планирование хода проекта............... 80
4.4. Этап реализации проекта.................................................... 87
4.5. Рефлексивный и послепроектный этапы.............................. 91
283
Глава 5. Виды педагогических проектов……………………………………96
5.1. Учебные проекты........................................................................................ 96
5.2. Досуговые проекты................................................................................. 104
5.3. Проекты в системе профессиональной подготовки........................ 108
5.4. Социально-педагогические проекты.................................................. 117
5.5. Проекты личностного становления.................................................... 120
5.6. Сетевые проекты...................................................................................... 125
5.7. Международные проекты..................................................................... 131
Глава 6. Основные объекты педагогического проектирования........ 140
|
6.1. Проектирование содержания образования....................................... 140
6.1.1. Проектирование концепции содержания образования....... 141
6.1.2. Проектирование образовательной программы..................... 145
6.1.3. Проектирование учебных планов.............................................. 159
6.2. Логика проектирования образовательных систем......................... 162
6.3. Проектирование педагогических технологий.................................. 169
6.4. Проектирование контекста педагогической деятельности.......... 178
Гл а в а 7. Результаты и оценка проектной деятельности в сфере
образования........................................... ____.................................. 187
7.1. Результаты проектной деятельности................................................. 187
7.2. Оценка результатов проектной деятельности................................. 189
7.3. «Подводные рифы» проектной деятельности.................................. 196
Глава 8. Требования к участникам педагогического
Проектирования................................................................................ 205
8.1. Особенности проектного мышления................................................... 205
8.2. Особенности поведения и системы отношений участника
проектирования........................................................................................ 211
8.3. Обучение проектной деятельности..................................................... 213
Приложения............................................................................................................ 215
Приложение 1. Пример организации диагностической процедуры
по изучению общественного мнения, проведенной в рамках
социально-педагогического проекта «Школа — правовое
пространство» (г. Волгоград, гимназия № 6)..................................... 215
Приложение 2. Примеры стратегического планирования на основе
серии вопросов........................................................................................... 216
Приложение 3. Описание действий по созданию системы
организации учебно-исследовательской работы студентов
колледжа (предпроектный этап)........................................................... 220
Приложение 4. Памятка учащимся по работе над учебным
проектом....................................................................................................... 221
Приложение 5. О Проекте «Fine Arts»......................................................... 222
Приложение 6. Образовательное путешествие....................................... 224
Приложение 7. Пример оформления проектной заявки.
Эффективный менеджер образования (название проекта)............ 226
Приложение 8. О российско-американском проекте «Развитие
креативного мышления ребенка средствами изобразительного
искусства».................................................................................................... 236
284
Приложение 9. Обзор тематики и содержания международных
проектов в разных регионах России, инициатором которых
в конце 1990-х гг. выступил Британский Совет………………….237
Приложение 10. Фрагмент пояснительной записки
к образовательной программе «Подготовка студентов
к учебно-исследовательской работе».................................................. 241
Приложение ПА. Государственный образовательный стандарт
общего образования (выдержки)........................................................... 242
Приложение 11Б. Обязательный минимум содержания
среднего (полного) общего образования (фрагменты).................... 243
Приложение 11В. Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования в области культуры
и искусства (фрагменты).......................................................................... 248
Приложение 11Г. Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования. Направление
540600 «Педагогика» (фрагменты)....................................................... 254
Приложение ПД. Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования (фрагмент).................. 266
Приложение НЕ. Федеральный закон о дополнительном
образовании (выдержки).......................................................................... 267
Приложение 12. Пример проектирования технологии для системы
профессионального обучения................................................................ 270
Приложение 13. Примеры проектирования фрагментов
педагогических технологий.......................................................................... 275
Дополнительная литература
Учебное издание Колесникова Ирина Аноллоновна, Горчакова-Сибирская Маргарита Павловна Педагогическое проектирование Учебное пособие Редактор С.А.Шаренкова Художественный редактор Ю. Э. Иванова Технический редактор О. Я. Крайнева Компьютерная верстка: Д. В. Федотов |
Корректоры А.К.Акименкова, Г.В. Абатурова, Э.Г.Юрга
Изд. № 102108134. Подписано в печать 30.03.2007. Формат 60*90/16. Гарнитура «Тайме». Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. псч. л. 18,0. Тираж 1 500 экз. Заказ № 18959.
Издательский центр «Академия», www.academia-moscow.ru
Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.004796.07.04 от 20.07.2004. П7342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (495)334-8337, 330-1092.
Отпечатано в ОАО «Саратовский полиграфический комбинат», www.sarpk.ru 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.