1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № __от __
1.2. Степень (квалификация) выпускника — магистр педагогики (с указанием программы специализированной подготовки).
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 540600 «Педагогика» при очной форме обучения — 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр подготовлен к научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области образования.
Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра педагогики, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; владеть современными методами исследований, которые применяются в области психолого-педагогического образования, и анализировать результаты процесса обучения в различных типах учебных заведений, включая средние профессиональные и высшие учебные заведения; проектировать и реализовывать в практике обучения новое содержание учебных предметов; диагностировать уровень образованности. Деятельность выпускника направлена на психологическое обеспечение образовательных систем посредством оказания психологической помощи участникам учебно-воспитательного процесса в образовательных, научно-исследовательских учреждениях, в семьях, в сферах культуры и быта, а также в учреждениях социальной реабилитации, социальной помощи и защиты.
|
Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения научно-исследовательских, научно-методических и организационно-управленческих задач; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Выпускники по направлению 540600 «Педагогика» подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации:
- научно-исследовательской;
- преподавательской;
- коррекционно-развивающей;
- консультационной;
- культурно-просветительской;
- организационно-воспитательной;
- социально-педагогической.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
13.00.00 «Педагогические науки». 19.00.00 «Психологические науки».
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле
направления подготовки)1.
Дошкольное образование.
Программа направлена на расширение и углубление знаний психолого-педагогических теорий и систем, повышение уровня компетентности специалиста в области содержания и технологии дошкольного образования.
|
Начальное образование.
Программа направлена на расширение и углубление знаний и повышение общепрофессиональной и специальной компетентности в области начального образования.
Социальная педагогика.
Программа предусматривает углубленную подготовку в области социальной педагогики: расширение теоретических знаний, формирование умений планировать и проводить исследование, осуществлять социально-педагогическое проектирование. Ориентирована на подготовку специалистов, готовых к деятельности в области социально-педагогической науки и практики, преподавателей социально-педагогических дисциплин в профессиональных учебных заведениях.
Высшее образование.
Программа направлена на подготовку специалистов, готовых к исследованию психолого-педагогических проблем системы высшего образования, к педагогической и научной деятельности в высших учебных заведениях.
Педагогическая психология.
Программа предусматривает углубленную подготовку в области педагогической психологии: расширение теоретических знаний, формирование умений планировать и проводить исследование, осуществлять психолого-педагогическое проектирование. Ориентирована на подготовку специалистов, способных осуществлять научно-педагогическую и проектировочную деятельность в образовательных и научных учреждениях различного типа.
Психология развития.
|
Программа предполагает углубленную подготовку в области психологии развития: расширение теоретических знаний, формирование умений планировать и проводить исследование, осуществлять проектирование сопровождения развития человека. Ориентирована на подготовку специалистов, способных осуществлять научно-педагогическую и проектировочную деятельность в образовательных и научных учреждениях различного типа.
Социальная психология в образовании.
Программа направлена на углубленную подготовку в области социальной психологии: расширение теоретических знаний, формирование уме-
___________
1 Список (перечень) аннотированных магистерских программ является открытым и может быть дополнен в установленном порядке.
ния планировать и проводить исследование, осуществлять социально-психологическое проектирование основных форм межличностного, внутри-группового и межгруппового взаимодействия. Ориентирована на подготовку специалистов, способных осуществлять научно-педагогическую и проектировочную деятельность в образовательных и научных учреждениях разного типа.
Организационная психология в образовании.
Программа предполагает осуществлять организационную диагностику и психологическое проектирование организационного развития. Ориентирована на подготовку специалистов, способных осуществлять научно-педагогическую и проектировочную деятельность в образовательных и научных учреждениях разного типа.
Психологическое консультирование в образовании.
Программа предполагает углубленную подготовку в области психологического консультирования: расширение теоретических и методологических знаний, формирование умений и навыков индивидуального и группового консультирования. Ориентирована на подготовку специалистов, способных осуществлять научно-педагогическую деятельность и оказывать психологическую помощь в образовательных и научных учреждениях различного типа.
Дифференциальная психология, психодиагностика в образовании.
Программа предусматривает углубленную подготовку в области дифференциальной психологии и психодиагностики: расширение теоретических знаний, формирование умений проводить психологические исследования и психодиагностические обследования, разрабатывать и адаптировать психодиагностические средства. Направлена на подготовку специалистов, способных работать в образовательных и научных учреждениях различного типа.
Психология речи и психолингвистика.
Программа предусматривает углубленную подготовку специалистов, работающих на стыке психологии и лингвистики, в области психологии речи и лингвистики текста: расширение теоретических знаний междисциплинарного характера, формирование умений проводить психологические исследования и психодиагностические обследования с помощью методов гуманистической психологии, использующей вербальный и символический материалы, а также создавать психодиагностические методы на основе психолингвистического анализа текстов. Программа ориентирована на подготовку специалистов в области разработки и использования новейших методов психолингвистики.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения программы специализированной подготовки магистра, и условия конкурсного отбора.
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование
определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2.Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 540600 «Педагогика», зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3.Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра поданному направлению.