СТУДЕНТОВ К УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ»




(разработана педагогическим коллективом высшего педагогиче­ского училища № 4 Санкт-Петербурга1, директор Т.И.Карпова)

В основу построения программы положена логика развития студента колледжа как субъекта учебно-исследовательской деятельности. При этом в центре внимания оказалась динамика продвижения в освоении этого вида профессионально-педагогической активности в непрерывно развивающей­ся системе «отношение — сознание — деятельность».

Первый этап обучения предполагает формирование у студентов:

а) устойчивой мотивации по отношению к участию в исследователь­ской деятельности;

б) профессионально-личностных установок на поисково-исследова­тельский подход к постоянно изменяющейся педагогической действитель­ности;

в) интереса к научным источникам информации и результатам иссле­довательской деятельности своих преподавателей и сокурсников;

г) этических норм исследовательской и экспериментальной работы с людьми.

Параллельно с этим организуется работа по развитию структур мы­шления, обеспечивающих успешность в осуществлении исследовательских процедур (умение анализировать, способность к сравнениям и обобще­ниям, критичность, рефлексивность и др.).

В общем контексте профессиональной подготовки идет развитие, ос­воение и накопление обобщенных базовых знаний, умений, навыков, норма­тивного опыта учебно-исследовательской деятельности, обеспечивающих студентам возможность профессионально работать с различными источ­никами информации, базами данных, проводить простейшие исследова­ния, связанные с изучением общеобразовательных и специальных дис­циплин; осваивать простейшие приемы самодиагностики.

Предполагается, что основными результатами первого года обучения будут:

1) включение студентами учебно-исследовательской деятельности в круг своих профессионально-личностных ценностей;

2) самоопределение в поле исследовательской деятельности коллектива колледжа, т.е. нахождение своей проблематики и форм участия в УИРС;

3) освоение базовых исследовательских умений и навыков, составля­ющих предпосылочную основу для дальнейшего, более глубокого вклю­чения в исследовательскую деятельность.

___________

1 Авторская программа разработана под руководством и научной редакцией доктора педагогических наук, профессора И.А.Колесниковой творческой груп­пой ВПУ № 4 г. Санкт-Петербурга в составе: директор — кандидат педагогических наук Т.И.Карпова, преподаватели И.Е.Иванова, Г.Н. Валькова, Н.А. Тронова, И.В.Алпатова, Д.Н.Некрасов.


Таким образом, работа осуществляется по двум линиям: создание пси­хологических, организационных, информационных предпосылок для успешного вхождения в контекст учебного исследования и собственно освоение логики и методики учебно-исследовательской деятельности на определенной предметной основе.

На втором этапе содержание обучения исследовательской дея­тельности смещается на предметы психолого-педагогического цикла. Ов­ладение исследовательскими умениями и навыками выделяется в каче­стве отдельной задачи. Формируются условия для интеграции теоретичес­кого и практического опыта в позиции исследователя. У студентов появ­ляется возможность применения исследовательских умений и навыков при прохождении практики в базовых образовательных учреждениях.

Третий этап ориентирован на системную организацию учебно-ис­следовательской работы с элементами научного творчества, итогом которой является написание и защита выпускной квалификационной работы (ВКР). На всех этапах важной частью подготовки становится постоянное стимули­рование студентов к использованию полученных исследовательских навыков для изучения собственного продвижения в педагогической профессии, само­диагностики, самокоррекции своей деятельности и личностных проявлений.

Приложение 11А1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

(выдержки)

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Общие положения

Начальное общее образование — первая ступень общего образования.

В Российской Федерации начальное общее образование является обя­зательным и общедоступным.

Федеральный компонент государственного стандарта начального об­щего образования направлен на реализацию качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и при­зван обеспечить выполнение следующих основных целей'.

- развитие личности школьника, его творческих способностей, инте­реса к учению, формирование желания и умения учиться;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-цен­ностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления
разнообразных видов деятельности;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

___________

1 На основе материалов официального сайта Министерства образования и на­уки РФ: www.ed.gov.ru. См. также материалы по государственным стандартам обра­зования: www.edu.ru, www.auditorium.ru, www.profile-edu.ru, www.bio.1september.ru.


Приоритетом начального общего образования является формирова­ние общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значи­тельной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интегра­ции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегруз­ки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учеб­но-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте осо­бое место отведено деятельностному, практическому содержанию образо­вания, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, различиями в психофизиологическом развитии. Начальное об­щее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Федеральный компонент государственного стандарта начального об­щего образования устанавливает обязательные для изучения учебные пред­меты: «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Му­зыка», «Технология», «Физическая культура».

В рамках предмета «Технология» с III класса при наличии необходи­мых условий изучается раздел «Практика работы на компьютере (исполь­зование информационных технологий)».

«Русский язык» и «Литературное чтение» представлены в двух вариан­тах: для школ с обучением на русском языке и для школ с обучением на родном (нерусском) языке.

«Иностранный язык» изучается со II класса при наличии в образова­тельном учреждении необходимых условий.

Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее образование (вы­полняющие в полном объеме требования к уровню подготовки оканчива­ющих начальную школу), продолжают обучение на ступени основного общего образования.

Приложение 11Б

Приложение

к приказу Минобразования России

от 30.06.1999 г. №56



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: