1-й шаг. В ходе многоуровневого ранжирования, в котором приняли участие преподаватели педагогических колледжей, был получен рейтин-
говый ряд актуальных проблем связанных с организацией УИРС (см. таблицу 1)
2-й шаг. В соответствии с выделенными проблемами и противоречиями были намечены основные направления и задачи развития образовательной системы колледжа, необходимые для организации учебно-исследова-
___________
1 Из опыта, представленного на сайте Оренбургского областного ИПК работников образования: www.orenipk.ru/proekt.html
Ранг | Содержание проблемы |
Сложность установления контактов с другими организациями и учреждениями в связи с проведением УИРС | |
Низкий уровень готовности студентов к проведению исследовательской работы | |
Отсутствие положительной мотивации у студентов и преподавателей в отношении исследовательской деятельности | |
Значительные перегрузки студентов и преподавателей | |
Отсутствие системности в организации и координации УИРС внутри колледжа на различных ступенях обучения | |
Неопределенность среды внедрения и распространения результатов УИРС | |
Слабая материально-техническая база для организации УИРС | |
Отсутствие специальных форм стимулирования участников УИРС | |
Недостаточное информационное обеспечение исследовательской деятельности | |
Недостаточный уровень компетентности педагогических кадров | |
Отсутствие четких ориентиров для отбора участников УИРС | |
Неопределенность места и функций УИРС для предметов различных циклов (образовательных и специальных дисциплин) | |
Отсутствие рекомендаций и регламентирующей документации по организации УИРС | |
Трудности в выборе направлений и проблем УИРС | |
Неразработанность форм обмена опытом УИРС |
Таблица 1
|
тельской деятельности студентов. Среди них приоритетными на начальном этапе проекта были названы лишь те, решение которых зависело от внутренних факторов:
а) развитие исследовательского компонента в структуре профессионально-педагогической компетентности преподавателей ссуза;
б) создание нормативной документации, информационной и материально-технической базы для организации УИРС на современном
Уровне;
в) развитие колледжа как открытой учебно-исследовательской системы.
Решение первой задачи предполагало создание целевых программ
повышения квалификации и организацию модульных годичных курсов. Для преподавательского состава колледжа. Для ее решения была разработана система повышения квалификации преподавательских кадров в режиме семинаров-погружений.
Для решения второй задачи была создана творческая группа по разработке внутренней документации. В итоге силами педагогов колледжа определилось содержание пакета учебно-методической документации, способной обеспечить нормативные предпосылки для системной организации УИРС. Сюда вошли следующие документы и материалы:
- положение об организации УИРС в колледже;
- положение о базовом образовательном учреждении колледжа;
- система исследовательских заданий в соответствии с учебным пла
ном;
- критерии оценки результатов УИРС по каждому из видов и форм
деятельности;
- адаптированные к условиям конкретного ОУ программа учебного
курса и методическое пособие «Введение в исследовательскую деятельность»;
|
- пакет методических материалов для проведения различных видов
учебно-исследовательских работ (анкетирования, тестирования, диагностики и др.);
- положение о ВКР (выпускной квалификационной работе);
- положение о СНО (студенческое научное общество);
- памятка для студентов о написании различных видов творческих работ (реферат, тезисы, статья, эссе и др.);
- методическая разработка для преподавателей «Требования к умениям и навыкам ведения исследовательской деятельности, формируемым
на разных уровнях (лицей, I курс, II курс, III курс колледжа)».
Третья задача оказалась наиболее трудоемкой, поскольку потребовала системных изменений в жизнедеятельности колледжа в целом. Для ее решения были осуществлены дальнейшие проектные действия:
- был разработан и апробирован алгоритм работы с педагогическим
коллективом по формированию системы требований к содержанию учебно-исследовательской деятельности студентов;
- выделены пути и формы установления профессиональных связей в
области исследовательской деятельности с базовыми (детские дошкольные учреждения и школы) и профильными (педагогические колледжи,
педагогические вузы) учебными заведениями, а также с научными учреждениями;
- уточнены и систематизированы направления и объекты исследования, которые целесообразно включать в качестве базовых в УИРС
учреждений среднего профессионального образования повышенного
уровня;
- определены требования к информационной и материально-технической базе УИРС;
- составлен перечень форм стимулирования УИРС для студентов и
преподавателей;
- разработана примерная тематика выпускных квалификационных работ, которые основанные на учебно-исследовательской деятельности студентов.
3-й шаг. Полученные выводы и разработанные материалы прошли экспертизу на уровне Совета директоров педагогических колледжей России.
Приложение 4