В ходе изучения данной темы рекомендуется обратиться к соответствующим положениям работ С.А. Григоряна, в которых отмечается, что принятие в 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) происходило на фоне неудачной попытки создания Международной торговой организации (МТО). Несмотря на то, что Устав МТО был разработан и предварительно согласован представителями 19 стран в ходе гаванской конференции, идея создания МТО не была реализована из-за отказа Конгресса США ратифицировать данный акт.
Параллельно с этим 23 страны вели переговоры по взаимным тарифным уступкам, закончившиеся подписанием Генерального соглашения по тарифам и торговле, вступившего в силу 1 января 1948г. Утвержденный текст ГАТТ включал одну главу Гаванского устава МТО, а остальные его главы, касающиеся вопросов занятости и экономической деятельности, экономического развития и реконструкции, ограничительной деловой практики, Межправительственного соглашения по торговле сырьевыми товарами, а также организационных и процедурных положений, в него не вошли. Это объясняется тем, что ГАТТ должен был прекратить свое действие после вступления в силу Гаванского устава.
ГАТТ было заключено после создания в 1944г. Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Предусматривалось формирование системы взаимодействующих международных организаций, способных совместно регулировать и стимулировать развитие послевоенного сотрудничества и международные экономические связи в торговой, кредитной и финансовой сферах.
Поскольку ГАТТ разрабатывался как международный договор временного характера, и не содержал каких-либо организационных положений, возникли проблемы с определением международно-правового статуса ГАТТ. Это касалось организации торгово-тарифных конференций участвующих стран, осуществления контрольных, исследовательских и тому подобных функций, создания в рамках ГАТТ механизма урегулирования споров между странами-участницами и т.д. В результате возникло своеобразное международное учреждение с Секретариатом и штаб-квартирой в Женеве, с постоянными организационными задачами, не обладающее статусом международной организации. В отечественной доктрине международного права применительно к статусу подобных ГАТТ учреждений используется понятие «параорганизация» или «квазиорганизация».
|
Организационную основу ГАТТ составляли: Сессия Договаривающихся сторон, Совет представителей и Секретариат. Страны, участвовавшие в ГАТТ, продолжали именоваться «Договаривающимися сторонами». В ГАТТ-1947 содержался ряд положений о совместных действиях «Договаривающихся Сторон» (например, п. 1 ст. XXV).
Пункт 3 ст. XXV ГАТТ устанавливал, что «каждая Договаривающаяся сторона имеет право одного голоса на всех заседаниях Договаривающихся сторон». Решения при этом, как правило, принимались большинством голосов. Большинство в 2/3 голосов требовалось для принятия решений о присоединении к ГАТТ новых членов, об утверждении предложений об образовании таможенного союза или зоны свободной торговли. Обычно решения ГАТТ принимались в результате консенсуса Договаривающихся сторон.
В 1960г. был создан Совет ГАТТ, наделённый широкими полномочиями (рассмотрение неотложных вопросов, возникающих между сессиями Договаривающихся сторон, представление рекомендаций по решению таких вопросов; осуществление контроля за работой комитетов, рабочих групп и других вспомогательных органов ГАТТ; осуществление подготовки к сессиям Договаривающихся сторон и др.). Совет ГАТТ формировался из представителей всех договаривающихся сторон, а голосование проводилось так же, как и на сессиях Договаривающихся сторон.
|
Прообразом Секретариата ГАТТ была созданная в 1948г. Временная комиссия МТО (ВКМТО) во главе с Исполнительным секретарем. Так как МТО не была создана, то ВКМТО стала выполнять функции Секретариата ГАТТ. Секретариат ГАТТ возглавлялся Генеральным директором, который одновременно исполнял функции Исполнительного секретаря, упоминаемого в тексте ГАТТ.
В рамках ГАТТ были образованы комитеты: по торговле и развитию, по тарифным уступкам, по защитным мерам, по техническим барьерам в торговле, по таможенной оценке, по субсидиям и компенсационным сборам, по антидемпинговой политике, по импортному лицензированию и ряд других.
Основными целями ГАТТ являлось постепенное снижение уровня таможенных пошлин, общая отмена количественных ограничений экспорта и импорта. Эти цели реализовывались поэтапно, получали расширительное толкование, как и соответственное этому регулирование, по мере эволюции ГАТТ и возникновение предпосылок для этого (льготы развивающимся странам, регулирование прав интеллектуальной собственности, инвестиционной деятельности и т.д.).
Важнейшей сферой деятельности в рамках ГАТТ была организация и проведение многосторонних торговых переговоров. Всего было проведено 8 раундов переговоров. В зависимости от круга рассматривавшихся вопросов все многосторонние переговоры делятся на следующие группы:
|
1. Переговоры, которые велись исключительно по вопросам снижения таможенных пошлин. К ним относятся раунды, проходившие в Женеве (1947, 1956 гг.), Аннеси (1949г.), Торки (1950 - 1951 гг.) и «Диллон-раунд» (1960 - 1962 гг.). Во время второго раунда тарифных переговоров стран ГАТТ были согласованы 5 тыс. взаимных тарифных уступок. В итоге третьего раунда были согласованы 8,7 тыс. тарифных уступок. Четвертый раунд привел к снижению пошлин на товары, составлявшие 2,5 млрд долл. в мировой торговле. На пятом раунде переговоров взаимные тарифные уступки достигли 4,4 тыс. и измерялись соответственно 4,9 млрд долл. В ходе «Диллон-раунда» впервые проводились переговоры о территориальном применении ГАТТ, пограничной торговле, таможенных союзах и зонах свободной торговли в связи с образованием Европейского экономического сообщества).
2. Переговоры, проводившиеся по вопросам снижения таможенных тарифов, ограничения нетарифных барьеров в международной торговле. К таким переговорам относится «Кеннеди-раунд» (1964г. - 1967г.). На переговорах в ходе «Кеннеди-раунда» впервые был опробован линейный метод снижения пошлин на промышленные товары, что позволило увеличить масштабы тарифной либерализации в среднем на 35 - 37% и в сумме на 40 млрд долл. Были приняты Соглашения об антидемпинговых мерах; о применении метода таможенной оценки стоимости товара по цене сделки в отношении отдельных видов продукции химической промышленности; о применении положений ГАТТ относительно демпинга, и утверждено исключение из принципа взаимности в отношении развивающихся стран.
3. Переговоры, проводившиеся по вопросам снижения таможенных тарифов, ограничения нетарифных барьеров и реформе всей системы ГАТТ. Это Токийский раунд (1973г. - 1979г.), завершившийся общим снижением таможенных пошлин на 34% в отношении промышленных товаров. Участники переговоров договорились о снижении пошлин и других торговых барьеров на товары, экспортируемые развивающимися государствами. Был принят ряд соглашений по нетарифным вопросам: Антидемпинговый кодекс в новой редакции, Кодексы о субсидиях, об оценке таможенной стоимости, о правительственных закупках, о технических барьерах и о лицензировании импорта, Соглашение о торговле летательными аппаратами гражданского назначения, соглашения по сельскому хозяйству и др.
4. Переговоры, проводившиеся одновременно по вопросам снижения таможенных пошлин, ограничения нетарифных барьеров, реформы системы ГАТТ и торговли услугами. Это Уругвайский раунд (1986г. - 1993г.), завершившийся изменением всей системы ГАТТ и созданием Всемирной торговой организации (ВТО). Были согласованы сокращения пошлин начиная с 1995г. в течение последующих 5 лет более чем на 1/3. В итоге этого раунда переговоров доля беспошлинных позиций в тарифах повысилась с 20 до 44%, а доля «связанных» позиций (ставки пошлин, которые не подлежат повышению) достигла в развитых странах 99% против 78% до этого раунда.
Практически с каждым раундом многосторонних переговоров в рамках ГАТТ число их участников увеличивалось. Если создателями ГАТТ и первыми участниками переговоров были 23 страны, то в 3-м раунде - 38 стран, в 6-м - 62 страны, в 7-м - 102 страны и в 8-м - 123 страны.
Особенностью международных актов, принимавшихся в ходе раундов переговоров ГАТТ является их пакетный комплексный характер. Положительными моментами такой практики можно считать:
1) получение в итоге широкого набора мер по рассматриваемым вопросам;
2) уступки, на которые приходится идти тем или иным странам, зачастую непопулярные в данной стране по соображениям внутренней политики, представляются более оправданными, когда они восполняются выгодами по другим вопросам экономического или политического характера, решаемые в одном пакете с первыми;
3) пакетная форма иногда позволяет безболезненнее примирять неодинаковые подходы более сильных и менее влиятельных стран при решении крупных проблем мировой торговли, прежде всего, полнее защитить интересы развивающихся стран.
Отрицательные последствия состояли в том, что та или иная страна или группа стран не могли получить защиту своих интересов без уступок по неприемлемым для них решениям, что затрудняло участие в ГАТТ.
Деятельность ГАТТ основывалась на признании важнейших принципов международно-правового сотрудничества в области торговли, предусматривавших упорядочение и недискриминацию торговых отношений, последовательное взаимное снижение и неповышение в дальнейшем таможенных пошлин, либерализацию торговли. Так, Третейская группа ГАТТ 23.10.1958г. по делу о дискриминации в отношении импорта сельскохозяйственного оборудования (Великобритания против Италии), отметила, что принцип национального режима является основополагающим для системы ГАТТ. Его целью является обеспечение равенства конкурентных условий для иностранных и национальных товаров, а формой его нарушения могут являться дополнительные требования для импортных товаров, не распространяющиеся на национальные, а также стимулирование потребителей отечественных товаров со стороны государства, например, посредством предоставления льготных кредитов.
В рамках ГАТТ были достигнуты успехи в решении проблем снижения протекционизма и в укреплении принципа свободной торговли. Число участников ГАТТ постоянно росло. Расширялся перечень рассматриваемых на многосторонних переговорах вопросов, отражавших возраставший авторитет ГАТТ и усложнение форм внешнеэкономических связей. Из-за увеличения числа развивающихся стран среди Договаривающихся Сторон ГАТТ уделялось внимание их проблемам, в том числе посредством предоставления этим странам определенных льгот и исключений из общего режима.
ГАТТ содействовало расширению международной торговли за счет мер по ограничению нетарифных барьеров, ставших за последние десятилетия главным препятствием на пути свободной торговли, источником различных форм дискриминации в этой важнейшей области внешнеэкономических связей.
Сотрудничество в рамках ГАТТ учитывало рост международных потоков инвестиций, опережавший торговлю товарами, обмен услугами и технологиями, а также развитие региональных интеграционных процессов. Широкое применение получили так называемые кодексы ГАТТ, регламентировавшие основные аспекты многостороннего торгового сотрудничества.
Наряду с успехами постепенно проявлялись и недостатки в функционировании ГАТТ. Деятельность в рамках ГАТТ-1947 со временем стала отставать от требований как сравнительно быстро развивавшихся международных экономических отношений, так и от сопутствующего им роста недобросовестной конкуренции на мировом рынке. Договаривающиеся стороны ГАТТ допускали прямые отступления от ранее достигнутых договоренностей в отношении либерализации торговли на отдельных товарных рынках.
Снижение тарифов благодаря усилиям ГАТТ и спады в экономике Договаривающихся сторон в 70 – 80 гг. ХХ в. заставили их прибегать к новым формам защиты тех секторов своей экономики, которым угрожали иностранные конкуренты. Правительства европейских и североамериканских стран заключали двухсторонние соглашения о разделе рынков со своими конкурентами. Обострились торговые противоречия между США и Японией, США и ЕЭС, Японией и ЕЭС. Заключались соглашения о «добровольном» ограничении экспорта определенных товаров, различные ограничения технического характера.
Сохранялись и усиливались препятствия для доступа готовых изделий из развивающихся стран на рынки развитых стран, а соотношение динамики мировых цен на промышленные товары развитых стран и на сырьевые и продовольственные товары развивающихся стран затрудняя их экономическое развитие.
Отрицательно сказывалось на функционировании ГАТТ и то, что с самого начала оно было рассчитано на действие между странами с рыночной экономикой, и исключало участие социалистических стран.
Недостатки системы ГАТТ побуждали Договаривающиеся стороны сначала дополнять и уточнять отдельные разделы Соглашения, а затем - заключать специальные соглашения. Эти меры лишь усложняли правовую систему ГАТТ и нарушали ее целостность.
По мере либерализации тарифов в странах-участницах ГАТТ на первый план в области регулирования внешней торговли стали выходить нетарифные средства, применяемые для того, чтобы компенсировать снижение пошлин и оградить внутренний рынок от нежелательной иностранной конкуренции. Чаще всего использовались необоснованное обвинение в демпинге, введение технических требований к качеству иностранных товаров, защитные меры и т.д. В основном тексте ГАТТ 1947г. такие меры в принципе запрещались, но разрешались в определенных случаях. Потребовалось принять новые акты, чётко регламентирующие условия применения этих средств. В итоге «Кеннеди-раунда» было заключено Соглашение о принципах применения статьи VI ГАТТ, ограничивавшее недобросовестную коммерческую практику со стороны иностранных поставщиков товаров по заниженным ценам, административные и произвол властей, прибегавших к суровым антидемпинговым мерам без достаточных оснований, то есть использовавших указанные меры для создания привилегированного положения отечественным поставщикам конкурирующих товаров. Однако новый документ не дал ожидаемых результатов.
В итоге Токийского раунда была принята серия соглашений, детализирующих, дополняющих и развивающих ГАТТ. Это второе Соглашение об интерпретации статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс), Соглашения по техническим барьерам в торговле, таможенной оценке, субсидированию и компенсационным мерам, процедурам лицензирования импорта, по правительственным закупкам, по гражданской авиатехнике, по говядине и молочной продукции.
Однако в последствии выяснилось, что не все Договаривающиеся стороны, особенно из числа развивающихся стран, были намерены их применять. Ими руководствовались лишь подписавшие их страны (на практике их было от 20 до 40 преимущественно развитых стран по каждому соглашению). Единство правовой системы ГАТТ было нарушено.
Большинство развитых стран после подписания ГАТТ фактически отказались от либерализации торговли текстильными товарами и «в порядке исключения» пошли по пути навязывания более конкурентоспособным экспортерам текстиля из развивающихся государств количественных ограничений. Действие этих мер, начавшееся в 60 гг. ХХ в., продолжается до сих пор.
С самого начала функционирования ГАТТ посредством многих исключений и оговорок аграрный сектор международной торговли оказался также за рамками Соглашения. Все попытки стран многих экспортеров продовольствия включить сельскохозяйственные товары в число либерализуемых, за исключением отдельных позиций, терпели неудачу вплоть до Уругвайского раунда.
Все большую роль в международной торговле с 80 гг. ХХ в. стали играть услуги и объекты интеллектуальной собственности. В международной торговле услугами по ряду причин широкое распространение получил протекционизм, а мировой рынок основных объектов интеллектуальной собственности оказался переполнен контрафактными товарами. Правовая система ГАТТ не предусматривала до Уругвайского раунда каких-либо мер по либерализации торговли услугами и противодействию многочисленным злоупотреблениям на рынке результатов творческого труда.
Распространялись неизвестные ранее нетарифные протекционистские инструменты, применявшиеся в обход положений ГАТТ (например, «добровольные» ограничения экспорта, навязывавшиеся экономически сильными странами более слабым партнерам). Так, в соответствии с Соглашениями между Россией и США от 2 сентября 1993г. и от 30 января 1996г. для России были установлены односторонние количественные ограничения на коммерческие услуги по космическим запускам спутников на основе российских контрактов с международными клиентами.
Все перечисленное способствовало тому, что участники ГАТТ все настойчивее стали ставить вопрос о проведении нового раунда ГАТТ для рассмотрения актуальных проблем мировой торговли, включая и создание международной организации с соответствующим статусом и функциями.
В ноябре 1982г. в Женеве на совещании министров государств-членов ГАТТ была согласована рабочая программа для переговоров в рамках Уругвайского раунда, начавшихся в сентябре 1986г. в Пунта-дель-Эсте (Уругвай). В повестку переговоров были включены нерешенные на многосторонней основе вопросы, в том числе о расширении системы регулирования международной торговли по ряду новых направлений. Переговоры были завершены 15 апреля 1994г. в Марракеше подписанием Заключительного акта и Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации с Приложениями:
Приложение 1, состоящее из Приложения 1А (торговля товарами), включающего ГАТТ-1994, шесть Договоренностей и один Протокол, связанные с ГАТТ-1994 или толкующие его отдельные статьи, и 12 Соглашений с конкретными статьями ГАТТ-1994. Также статьи, регулирующие торговлю отдельными категориями товаров (по сельскому хозяйству, по текстилю и одежде) и применение мер, влияющих на торговлю товарами (санитарные и фитосанитарные, технические барьеры, предотгрузочная инспекция, правила происхождения, процедуры лицензирования импорта, субсидии и компенсационные меры, защитные меры), и к торговым аспектам инвестиционных мер. Приложение 1В содержит Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Приложение 1С - Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Приложение 2 - Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.
Приложение 3 - Механизм наблюдения за торговой политикой.
Приложение 4 - многосторонние торговые соглашения с ограниченным числом участников (по торговле гражданскими воздушными судами, по государственным закупкам, по молочным продуктам, по говядине).
Кроме этого были приняты 28 деклараций и решений министров (например, Декларация по вопросу о взаимоотношениях ВТО с МВФ) и Договоренность об обязательствах в области финансовых услуг.
Вступая в ВТО, каждый ее член обязан принять все перечисленные документы, кроме приложения 4.
Несмотря на видимые преимущества системы ВТО по сравнению с ГАТТ-1947 в части как дальнейшего укрепления основ не дискриминируемой между государствами-членами торговли и обеспечения свободы конкуренции, так и большего охвата новых ветвей торгового сотрудничества, нельзя, однако, не отметить, что и через 40 лет после Гаванской конференции и неудачи с созданием МТО на базе согласованных тогда параметров, параметры эти не были достигнуты и в 1994г. Комплекс Марракешского пакета документов - это договорная база современной универсальной правовой системы регулирования международной торговли.
Вопросы для самоконтроля
1. По каким причинам не была создана Международная торговая организация?
2. Какие принципы были положены в основу ГАТТ 1947г.?
3. Сколько раундов многосторонних торговых переговоров состоялось между участниками ГАТТ 1947г.?
4. Каковы были их основные результаты?
5. Какими причинами была продиктована необходимость пересмотра многосторонних правил регулирования международной торговли в 80-е гг. ХХ в.?
6. Какие соглашения были приняты по результатам переговоров Уругвайского раунда?
Тестовые задания
1. Какое из указанных государств участвовало в разработке Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947г.?
а) Монгольская Республика,
б) Китайская Республика,
в) Венгерская Республика,
г) Республика Бангладеш.
2. Какой режим Договаривающиеся стороны ГАТТ 1947г. должны были предоставлять торговле других Договаривающихся сторон согласно ч. 1 п. а ст. II ГАТТ 1947г.
а) не менее благоприятный, чем тот, который предусматривается в соответствующей части соответствующего Списка, приложенного к настоящему Соглашению,
б) общий режим наиболее благоприятствуемой нации,
в) национальный режим,
г) преференциальный режим.
3. На какие товары распространяла положения ГАТТ 1947г. ст. IV Генерального соглашения?
а) текстиль,
б) сельхозтовары,
в) авиатехника,
г) кинофильмы.
4. С какой международной межправительственной организацией должны были консультироваться Договаривающиеся стороны ГАТТ 1947г. в случаях, предусмотренных ст. XV Генерального соглашения?
а) МБРР,
б) ООН,
в) МТО,
г) другой вариант (указать).
5. За какими государствами ст. XVIII ГАТТ 1947г. признала право на оказание правительственной помощи развитию своей экономики?
а) экономика которых находится в стадии реформирования,
б) экономика которых может поддерживать только низкий уровень жизни
в) экономика которых может поддерживать только низкий уровень жизни и находится на ранних стадиях развития,
г) экономика которых находится на ранних стадиях развития.
6. Когда, согласно ст. XXIX ГАТТ 1947г., должно было быть приостановлено действие части II Генерального соглашения?
а) 31 декабря 1949г.,
б) в день вступления в силу Гаванского устава МТО,
в) 30 сентября 1949г.
г) другой вариант (указать).
7. В каком порядке вступали в силу поправки, внесённые в положения части I ГАТТ 1947г.?
а) после одобрения их 2/3 Договаривающихся сторон,
б) после одобрения их абсолютным большинством Договаривающихся сторон,
в) после одобрения их 3/4 Договаривающихся сторон,
г) после одобрения их всеми Договаривающимися сторонами.
Международные акты
Генеральное соглашение о тарифах и торговле (Лондон, 30 октября 1947 г.) // https://www.wto.ru/
Дополнительная литература
Ашавский Б.М. К вопросу о международном экономическом праве // СЕМП-1984. М., 1986.
Вайсе Ф. Разрешение споров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) // Международное право: советский и английский подходы. М., 1989.
Дориа Ж. Принцип наибольшего благоприятствования развивающимся странам в международных экономических отношениях и его правовое содержание // Государство и право. 1993. №1.
Дюмулен И.И. Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы и правила // Внешняя торговля. 1993. №7.
Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право / Пер. с фр. М.: Международные отношения, 2002.
Ковеос П. Уругвайский раунд ГАТТ: Предпосылки и значение // Проблемы теории и практики управления. 1995. №6.
Купалов И.В. Многостороннее регулирование торговли и инвестиций в сфере услуг в рамках ГАТТ // Московский журнал международного права. 1994. №1.
Магомедова А.И. Организационная структура ГАТТ // Правоведение. 1994. №1.
Магомедова А.И. Генеральное соглашение по тарифам и торговле как международная организация // Правоведение. 1992. №1.
Малинин С.А., Магомедова А.И. О праве ГАТТ // Правоведение. 1995. №1.
Минкова К.В. Международная многосторонняя торговля: от античности до ВТО. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2006.
Плаксин Н. Международный торговый центр ЮНКТАД/ГАТТ // Внешняя торговля. 1988. №1.
Шатров В.П. Международные организации и перестройка международных экономических отношений // Международные организации / Под ред. И.П. Блищенко. М., 1994.
Шумилов В.М. Международное экономическое право: Учебник для вузов. Ростов-н/Д.: Феникс, 2003.
Шумилов В.М. Генеральное соглашение о тарифах и торговле в международных торгово-экономических отношениях // Советское государство и право. 1988. №9.
Яковлев Г.Е., Кожакова И.Д., Кураков А.Л. Всемирная торговая организация (ВТО): история и современность: Монография. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006.