Теоретические и методические установки по изучению темы. Заключая Соглашение, члены ВТО преследовали цель обеспечить




 

В ходе изучения данной темы следует обратиться к тексту Соглашения по техническим барьерам. Кроме того, рекомендуется изучить соответствующие главы в работах С. А. Григоряна; А.В. Данильцева, Е.В. Даниловой, А.А. Захарова и др. и И.В. Зенкина, в которых указывается, что технические регламенты, стандарты и процедуры сертификации могут стать серьезным препятствием во внешней торговле. Для устранения этого препятствия по итогам Токио-раунда в 1979г. было принято Соглашение по техническим барьерам в торговле («Кодекс по стандартам»), в котором участвовало 44 государства. В 1994г. было принято Соглашение по техническим барьерам (далее - Соглашение), входящее в пакет документов ВТО. Соглашение включает 15 статей и 3 Приложения.

Заключая Соглашение, члены ВТО преследовали цель обеспечить, чтобы технические регламенты и стандарты, включая требования к упаковке, маркировке, этикетированию и процедурам оценки соответствия, техническим регламентам и стандартам, не создавали излишних препятствий для международной торговли.

Под техническим регламентом, в соответствии с Соглашением, понимается документ, имеющий обязательную силу, в котором устанавливаются характеристики товара или связанные с ними процессы и методы производства, включая применимые административные положения, соблюдение которых является обязательным. Стандарт – это документ рекомендательного характера, содержащий предназначенные для общего и многократного использования правила, руководства или характеристики применительно к товарам или связанным с ними процессами и методами производства, соблюдение которых не является обязательным. Регламенты и стандарты могут включать или исключительно содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке и этикетированию в той степени, в которой они применяются к товару, процессу или методу производства. Примером международных стандартов являются публикации Международной организации стандартизации, Международной комиссии по электротехнике и др.

Все товары, включая промышленные и сельскохозяйственные товары, подпадают под действие Соглашения. Спецификации, используемые для целей закупок для нужд производства и потребления правительственных органов, подготавливаемые правительственными органами, регулируются Соглашением по правительственным закупкам. Соглашение не применяется к санитарным и фитосанитарным мерам, как они определены в Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер.

По условиям ст. 2 Соглашения центральные правительственные органы членов ВТО обеспечивают применительно к техническим регламентам, чтобы товарам, импортируемым с территории любого члена ВТО, предоставлялся режим не менее благоприятный, чем предоставляемый подобным товарам национального происхождения и подобным товарам, происходящим из любой другой страны. Центральный правительственный орган – это центральное правительство, его министерства и ведомства или любой орган, подчиненный центральному правительству в отношении деятельности, о которой идет речь (это положение применимо к ЕС).

Технические регламенты не должны оказывать на торговлю более ограничивающее воздействие, чем это необходимо для достижения правомерных целей, с учётом оправданных рисков. Такими целями являются: требования национальной безопасности; предотвращение обманной практики; защита здоровья или безопасности людей, жизни или здоровья животных или растений, или охрана окружающей среды. При оценке рисков учитывается имеющаяся научная и техническая информация, соответствующая технология или предполагаемое использование товаров. Технические регламенты не должны оставаться в силе, если обстоятельств или причин, вызвавших их принятие, больше не существует.

Если возникает потребность в технических регламентах, члены ВТО обязаны использовать в качестве основы для своих технических регламентов соответствующие международные стандарты, за исключением случаев, когда они не подходят для достижения правомерных целей, например, вследствие климатических, географических факторов или технических проблем. С целью гармонизации технических регламентов члены ВТО должны участвовать в работе соответствующих международных органов.

Члены ВТО, вводящие технический регламент, который может оказывать существенное воздействие на торговлю других членов ВТО, по их просьбе разъясняют необходимость подобного технического регламента с точки зрения Соглашения. Когда же технический регламент вводится в правомерных целях и соответствует международным стандартам, то предполагается, что он не создает излишних препятствий для международной торговли.

Члены ВТО не должны отказываться от рассмотрения возможности принятия в качестве эквивалентных технических регламентов других членов ВТО, даже если такие регламенты отличаются от их собственных. Они обязаны удостовериться, что эти регламенты адекватно обеспечивают достижения целей, их собственных регламентов.

Следует вводить технические регламенты, основанные, прежде всего, на требованиях к характеристикам товара, а не на требованиях к его конструкции или описании.

В тех случаях, когда соответствующий международный стандарт отсутствует, либо содержание разрабатываемого технического регламента не соответствует международным стандартам, и если технический регламент может оказать существенное воздействие на торговлю других членов, члены ВТО:

1) публикуют уведомление о предполагаемом введении конкретного технического регламента, с тем, чтобы дать возможность заинтересованным сторонам в других членах ВТО ознакомиться с ним;

2) через Секретариат уведомляют других членов ВТО о товарах, охватываемых разрабатываемым техническим регламентом, сопровождая уведомление кратким указанием цели и обоснования разрабатываемого технического регламента. Такие уведомления публикуются на соответствующей ранней стадии, когда еще могут быть внесены поправки и комментарии приняты во внимание;

3) по запросу предоставляют другим членам ВТО подробные описания или тексты технического регламента с указанием разделов, отличающихся от международных стандартов;

4) без дискриминации предоставляют другим членам ВТО разумный период времени для подготовки ими замечаний, которые обязуются учесть.

Член ВТО в случае угрозы осуществлению правомерных целей может не прибегать к таким действиям, при условии, что он после принятия технического регламента:

1) через Секретариат немедленно уведомляет других членов ВТО о конкретном техническом регламенте и товарах, к которым он применяется, сопровождая уведомление кратким указанием цели и причины введения технического регламента, включая изложение сути неотложных проблем;

2) по запросу предоставляет другим членам ВТО текст технического регламента;

3) без дискриминации предоставляет другим членам ВТО возможность представить их замечания в письменной форме, по запросу обсуждает и учитывает эти замечания, а также результаты данных обсуждений.

Члены ВТО обеспечивают, чтобы все принятые технические регламенты незамедлительно публиковались, либо иным способом делались доступными для заинтересованных сторон в других членах ВТО ознакомиться с ними. Должен предусматриваться разумный период времени между опубликованием технических регламентов и их вступлением в силу с тем, чтобы дать время товаропроизводителям в экспортирующих членах, и особенно в членах - развивающихся странах, адаптировать их товары или методы производства к требованиям импортирующего члена.

Соглашением предусмотрено, что члены ВТО, на уровне местных правительственных органов и неправительственных органов в пределах их территорий принимают меры, обеспечивающие соблюдение ими Соглашения. Местный правительственный орган – это правительство, кроме центрального правительства (штаты, провинции, земли, кантоны, муниципалитеты и др.), его министерства или ведомства или любой орган, подчиненный такому правительству в отношении деятельности, о которой идет речь. Неправительственный орган – это орган, кроме центрального правительственного органа или местного правительственного органа, включая неправительственный орган, который имеет законное право вводить технический регламент.

В отношении технических регламентов, принятых местными правительственными органами, непосредственно подчиненными центральному правительству членов ВТО, через центральные органы должны направляться уведомления. Уведомление не требуется, если содержание такого технического регламента в основном соответствует содержанию национального технического регламента, уведомление о котором направлялось ранее. Запрещается принимать меры, требующие от таких органов действовать в нарушение Соглашения.

В соответствии со ст. 4 Соглашения центральные и местные правительственные и неправительственные органы по стандартизации должны соблюдать Кодекс добросовестной практики применительно к разработке, принятию и применению стандартов, приведенный в Приложении 3 к Соглашению (далее - Кодекс). Принципы, изложенные в Кодексе, во многом повторяют положения Соглашения, и дополняют процедурные правила деятельности органов по стандартизации. Так, по крайней мере, один раз в 6 месяцев орган по стандартизации публикует, с указанием своего названия и адреса, программу работы по стандартам, которые он разрабатывает в настоящее время, а также стандартам, которые он утвердил за предыдущий период. Уведомление о наличии программы работы опубликовывается в национальном или, в зависимости от обстоятельств, региональном издании о деятельности по стандартизации. До принятия стандарта орган по стандартизации предусматривает период, по крайней мере, в 60 дней для представления замечаний по проекту стандарта заинтересованными сторонами в пределах территории члена ВТО. Этот период, однако, может быть сокращен в тех случаях, когда возникают или угрожают возникнуть неотложные проблемы обеспечения безопасности, здоровья или окружающей среды.

Статья 5 Соглашения указывает, что на национальном уровне члены ВТО должны обеспечить, чтобы их центральные правительственные органы применяли к товарам, происходящим с территорий других членов надлежащие процедуры соответствия. Процедуры оценки соответствия – это любые процедуры, применяемые для определения того, выполняются ли соответствующие требования, содержащиеся в технических регламентах или стандартах. Они включают, в частности, процедуры отбора проб, испытания и инспектирования; оценку, проверку и подтверждение соответствия; регистрацию, аккредитацию и одобрение, а также их сочетания.

Эти процедуры должны разрабатываться, приниматься и применяться таким образом, чтобы предоставлять доступ поставщикам подобных товаров, происходящих с территорий других членов ВТО, на условиях, не менее благоприятных, чем те, которые предоставляются поставщикам подобных товаров национального происхождения или происходящих из любой иной страны. Доступ включает право поставщика на проведение оценки соответствия с соблюдением правил этой процедуры, включая, где это предусмотрено, возможность проводить оценку соответствия на производственной площадке и получать знак соответствия системы оценки соответствия. Процедуры оценки соответствия не должны быть более строгими, чем это необходимо для получения импортирующим членом достаточной уверенности в том, что товары соответствуют применяемым техническим регламентам или стандартам, с учетом рисков, которые возникали бы вследствие их несоответствия.

Члены ВТО обеспечивают, чтобы:

1) процедуры оценки соответствия проводились и завершались так быстро, как это возможно, и в отношении товаров, происходящих с территорий других членов ВТО, в не менее благоприятной очередности, чем для аналогичных отечественных товаров;

2) публиковались сведения о стандартной продолжительности каждой процедуры оценки соответствия, или чтобы эти сведения сообщалась заявителю по запросу; при получении заявки компетентный орган оперативно изучал степень полноты документации и исчерпывающим образом информировал заявителя обо всех недостатках, доводил результаты оценки соответствия до сведения заявителя; если заявка имеет недостатки, компетентный орган, по просьбе заявителя, производит оценку соответствия насколько это возможно; и чтобы заявителю по запросу сообщалось о стадии реализации этой процедуры с объяснением любой задержки;

3) требования в отношении информации ограничивались минимумом, необходимым для оценки соответствия и установления размера оплаты;

4) конфиденциальность информации о товарах, происходящих с территорий других членов, которая выявляется или предоставляется в связи с такими процедурами оценки соответствия, соблюдалась точно так же, как и в отношении отечественных товаров, и таким образом, чтобы обеспечить защиту законных коммерческих интересов;

5) любые платежи и вознаграждения, связанные с оценкой соответствия товаров, происходящих с территорий других членов, были равны любым платежам и вознаграждениям, взимаемым за оценку соответствия аналогичных товаров отечественного происхождения или происходящих из любой иной страны, с учетом расходов на транспорт и связь и прочих расходов, обусловленных различиями в местонахождении производственной площадки заявителя и органа по оценке соответствия;

6) размещение объектов, используемых в процедурах оценки соответствия, и процедура отбора образцов не приводили к созданию излишних неудобств для заявителей или их представителей;

7) всякий раз, когда после определения соответствия товара применяемым техническим регламентам или стандартам в его характеристики вносятся изменения, процедура оценки соответствия в отношении модифицированного товара ограничивалась тем, что является необходимым для получения достаточной уверенности в том, что данный товар по-прежнему отвечает соответствующим техническим регламентам или стандартам;

8) предусматривается порядок рассмотрения претензий, касающихся выполнения процедуры оценки соответствия, и принятия корректирующей меры в том случае, если претензия обоснована.

В тех случаях, когда требуется подтверждение того, что товары соответствуют техническим регламентам или стандартам, и существуют соответствующие руководства или рекомендации, выпущенные международными органами по стандартизации, члены ВТО должны предпринимать меры, аналогичные предусмотренным в п. 9 и 10 ст. 2 Соглашения. Условия, предъявляемые к порядку введения в силу процедур соответствия воспроизводят требования Соглашения о технических регламентах и стандартах.

В ст. 6 Соглашения члены ВТО обязались обеспечить, чтобы результаты процедур оценки соответствия, введённые в других членах ВТО, признавались даже если они отличаются от их собственных. Члены ВТО вправе удостовериться, что эти процедуры обеспечивают такую же достоверность, что и их собственные процедуры, для этого проводятся предварительные консультации, в частности, относительно:

1) адекватной и авторитетной технической компетенции соответствующих органов оценки соответствия в экспортирующем члене, с тем чтобы существовала уверенность в постоянной надежности их результатов оценки соответствия; в этом отношении, соответствие руководствам или рекомендациям в этой области, выпущенным международными органами по стандартизации, подтвержденное, к примеру, путем аккредитации, считается свидетельством достаточной технической компетенции;

2) ограниченности признания результатов оценки соответствия лишь теми результатами, которые получены определенными органами в экспортирующих членах ВТО.

Соглашение рекомендует благожелательно рассматривать просьбы членов ВТО о проведении переговоров с целью заключения соглашений о взаимном признании результатов процедур оценки соответствия. Они могут требовать, чтобы такие соглашения приводили к взаимному удовлетворению с точки зрения имеющихся у них возможностей в плане содействия торговле соответствующими товарами.

Членам ВТО рекомендуется разрешать органам по оценке соответствия, расположенным на территориях других членов, участвовать в их процедурах на условиях не менее благоприятных, чем предоставленные органам, расположенным в пределах их территорий или на территории любой другой страны.

Положения Соглашения в отношении осуществления процедур оценки соответствия местными правительственными органами и неправительственными органами (ст. 7 и 8) аналогичны предписаниям о разработке, принятии и применении теми же органами технических регламентов (ст. 3).

В соответствии со ст. 10 Соглашения каждый член ВТО должен создать информационный центр для предоставления сведений и документов, касающуюся:

1) технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия принятых или разрабатываемых в пределах его территории центральными или местными правительственными органами, неправительственными органами, правомочными вводить в действие технический регламент, или региональными органами по стандартизации, членами или участниками которых такие органы являются;

2) участия члена ВТО международных и региональных органах по стандартизации и системах оценки соответствия, в двусторонних и многосторонних договоренностях в рамках Соглашения;

3) источников для получения уведомлений, публикуемых в соответствии с Соглашением, или предоставления информации относительно того, где такая информация может быть получена.

Если создается более одного информационного центра, то следует предоставить полную и четкую информацию о сфере компетенции каждого из этих информационных центров. Запросы, направленные в ненадлежащий информационный центр, должны незамедлительно передаваться в надлежащий.

В случае запроса другими членами ВТО или заинтересованными сторонами в других членах ВТО текстов документов в соответствии с Соглашением, они предоставляются по справедливой цене (если они предоставляются на возмездной основе), которая является одинаковой для лиц заинтересованного члена ВТО или любого другого члена ВТО.

Члены ВТО из числа развитых стран, по просьбе других членов, предоставляют переводы документов, относящихся к конкретному уведомлению, на английском, испанском, или французском языках, или, в случае объемной документации, краткое изложение таких документов.

Секретариат ВТО по получении им уведомления в соответствии с Соглашением, рассылает копии этих уведомлений всем членам ВТО и заинтересованным международным органам по стандартизации и оценке соответствия, и обращает внимание членов - развивающихся стран на любые уведомления, касающиеся товаров, представляющих для них особый интерес.

Когда член ВТО достигает договоренности с любой другой страной или странами по вопросам, относящимся к техническим регламентам, стандартам или процедурам оценки соответствия, которые могут оказывать существенное воздействие на торговлю, то, по крайней мере, один член, участвующий в такой договоренности, через Секретариат уведомляет других членов ВТО о товарах, охваченных данной договоренностью. Заинтересованным членам ВТО рекомендуется по запросу вступать в консультации с другими членами с целью заключения подобных договоренностей, либо организации их участия в таких договоренностях.

Соглашение обязывает членов ВТО по запросу консультировать других членов, и особенно развивающиеся страны, по вопросам разработки технических регламентов, оказывать им техническое содействие в отношении создания национальных органов по стандартизации и участия в международных органах по стандартизации.

Члены по запросу принимают доступные им обоснованные меры с целью вовлечения органов, ответственных за регулирование в пределах их территорий, в деятельность по консультированию других членов и оказывают им техническое содействие на взаимно согласованных условиях в отношении:

1) создания органов, ответственных за регулирование, или органов по оценке соответствия техническим регламентам;

2) способов наилучшего выполнения их технических регламентов.

3) мер, которые надлежит предпринять их производителям, если они желают получить доступ к системам оценки соответствия, используемым правительственными и неправительственными органами.

4) в отношении создания институтов и правовых рамок, которые позволили бы им выполнять обязательства, вытекающие из членства или участия в международных или региональных систем оценки соответствия.

Члены ВТО в соответствии со ст. 12 Соглашения обеспечивают членам - развивающимся странам преференциальный режим. В процессе разработки и применения технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия им следует учитывать особые потребности в плане развития, финансовые и торговые потребности членов - развивающихся стран с тем, не создавать излишних препятствий для экспорта из этих стран.

Развивающимся странам предоставлена возможность вводить технические регламенты, стандарты или процедуры оценки соответствия, направленные на сохранение местной технологии и методов и процессов производства, отвечающих их потребностям развития. Они вправе не использовать международные стандарты в качестве основы для национальных технических регламентов или стандартов, включая методы испытаний, не отвечающие их потребностям.

Члены в соответствии с положениями ст. 11 Соглашения оказывают техническое содействие членам - развивающимся странам для обеспечения того, чтобы подготовка и применение технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия не создавали излишних препятствий для расширения и диверсификации экспорта из членов - развивающихся стран. При определении условий оказания технического содействия учитывается уровень развития запрашивающих членов, и в особенности членов из числа наименее развитых стран.

На основе Соглашения был учреждён Комитет по техническим барьерам в торговле, собирающийся по мере необходимости, но не реже чем один раз в год. Он предоставляет членам ВТО возможность провести консультации по любым вопросам, касающимся реализации Соглашения или его целей, а также выполняет такие обязанности, какие возлагаются на него членами ВТО.

При необходимости, Комитет учреждает рабочие группы или другие органы для выполнения таких обязанностей, которые могут быть возложены на них Комитетом согласно соответствующим положениям Соглашения. Во избежание ненужного дублирования между работой в рамках Соглашения и деятельностью членов ВТО в других технических органах, Комитет должен разрабатывать меры, позволяющие свести такое дублирование к минимуму.

Каждый член ВТО после вступления для него в силу Соглашения об учреждении ВТО информирует Комитет о существующих или предпринимаемых мерах в целях реализации условий Соглашения. Впоследствии Комитет также уведомляется о любых изменениях подобных мер.

Комитет периодически рассматривает специальный и дифференцированный режим, предоставленный членам - развивающимся странам на национальном и международном уровнях, как это установлено Соглашением. Комитет особо учитывает специфические проблемы членов из числа наименее развитых стран.

Комитет ежегодно рассматривает практику применения Соглашения с учетом его целей. В конце каждого 3-хлетнего периода Комитет рассматривает практику реализации Соглашения, с целью подготовки рекомендаций по корректировке прав и обязательств. Комитет, в соответствующих случаях, представляет Совету по торговле товарами предложения о внесении поправок в текст Соглашения.

Консультации и урегулирование споров в связи с любым вопросом, затрагивающим действие Соглашения, осуществляются в рамках деятельности Органа по разрешению споров и проводятся, с соблюдением положений ст. XXII и XXIII ГАТТ 1994г. и Договоренности о разрешении споров.

По просьбе стороны спора третейская группа по урегулированию спора может создавать техническую экспертную группу для оказания помощи в вопросах технического характера, требующих детального рассмотрения со стороны экспертов. Эти группы подчиняются третейской группе по разрешению спора, их полномочия и рабочие процедуры определяются группой экспертов по урегулированию спора.

Членами технических экспертных групп могут быть лица, имеющие профессиональную репутацию и опыт работы в соответствующей области. Граждане стран, являющихся участниками спора, не могут состоять в технической экспертной группе без согласия обеих сторон, за исключением случаев, когда группа экспертов по урегулированию спора считает, что потребность в специализированной научной квалификации не может быть удовлетворена иным образом. Государственные служащие стран, являющихся сторонами спора, не могут состоять в технической экспертной группе.

Примером является спор о мерах в отношении асбеста и асбестосодержащих продуктов (Канада против ЕС, 5.04.2001г.), который касался Декрета Франции №96-1133, запрещавшего производство, переработку и импорт всех типов асбестовых волокон независимо от того, являются ли они составной частью других товаров, в целях защиты здоровья рабочих и потребителей. Апелляционный орган пришёл к выводу о том, что данный запрет является всеобщим, соответствующим определению технического регламента (Приложение 1 к Соглашению), поскольку в Декрете предусмотрены характеристики для определённых товаров, и признал правомерность претензий Канады.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Сотрудничество с какими международными организациями предусматривает Соглашение по техническим барьерам в торговле?

2. Назовите цели и область применения данного соглашения?

3. Назовите основные права и обязанности членов ВТО в связи с реализацией Соглашения?

4. Каковы особенности преференциального режима, предусматриваемого Соглашением?

 

Тестовые задания

1. Чем, в соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле, является документ, в котором устанавливаются характеристики товара или связанные с ними процессы и методы производства, включая применимые административные положения, соблюдение которых является обязательным?

а) техническим регламентом;

б) стандартом.

2. Что, в соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле, относится к обязательным документам?

а) технические регламенты;

б) стандарты;

в) акты, регулирующие процедуры оценки соответствия.

3. О предоставлении какого режима к товарам, импортируемым с территории любого члена ВТО, говорится в п. 1 ст. 2 Соглашения по техническим барьерам в торговле применительно к техническим регламентам?

а) режим наибольшего благоприятствования;

б) национальный режим

в) режим недискриминации;

г) преференциальный режим.

4. Каким международно-правовым статусом характеризуется Кодекс добросовестной практики?

а) это Декларация министров торговли стран-членов ВТО, имеющая рекомендательное значение;

б) члены ВТО обязаны соблюдать его как Приложение 3 к Соглашению по техническим барьерам в торговле;

в) это автономный международный договор в рамках «Марракешского пакета».

5. Какое дополнительное обязательство возлагает ст. 10 Соглашения по техническим барьерам в торговле на члена ВТО создающего более одного информационного центра?

а) предоставлять информацию относительно местонахождения центров;

б) предоставлять другим членам ВТО полную и четкую информацию о сфере компетенции каждого из этих информационных центров;

в) предоставлять другим членам ВТО источники для получения уведомлений, публикуемых согласно Соглашению, или предоставлять информацию относительно того, где такая информация может быть получена.

6. На каких началах п. 4 ст. 10 Соглашения по техническим барьерам в торговле обязывает членов ВТО предоставлять другим членам ВТО или заинтересованным сторонам текстов документов в соответствии с Соглашением?

а) безвозмездно;

б) по справедливой цене;

в) по справедливой цене, которая, без учета реальной стоимости пересылки, является одинаковой для лиц заинтересованного члена или любого другого члена.

7. Кому, в соответствии с п. 1 Приложения 2 к Соглашению по техническим барьерам в торговле, подчиняются технические экспертные группы?

а) Комитету ВТО по техническим барьерам в торговле;

б) Генеральному Совету ВТО;

в) третейской группе по разрешению спора.

 

Международные акты

Генеральное соглашение о тарифах и торговле (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

Соглашение по техническим барьерам в торговле (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

 

Дополнительная литература

Бакаева О.Ю., Галицкая Н.В. Международно-правовые основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности // Международное публичное и частное право. 2005. №5.

Воробьева Н.Г. Меры по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли в отношениях между странами-членами Всемирной торговой организации. М.: РУДН, 2001.

Всемирная торговая организация: механизмы функционирования и практика вступления / Под ред. А.Е. Дайнеко. Минск: Дикта, 2006.

Додонов В.Н. Право международной торговли: Словарь-справочник. М: Славия, 1997.

Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация от «А» до «Я»: Терминологический справочник. М.: Всерос. акад. внешн. торговли, 2006.

Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2004.

Йорыш А.И., Терентьев В.Г., Чопорняк А.Б. Реформа технического регулирования в международно-правовом аспекте // Государство и право. 2007. №6.

Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему. М.: Финансы и статистика, 2003.

Пугачев С.В. Федеральный закон «О техническом регулировании» и принципы технического регулирования, реализуемые странами-членами ВТО и ЕС // Пищевая промышленность. 2004. № 1.

Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: