Теоретические и методические установки по изучению темы. Соглашение по процедурам импортного лицензирования (далее - Соглашение) иногда




 

В ходе изучения данной темы следует обратиться к тексту Соглашения по процедурам импортного лицензирования. Кроме того, рекомендуется изучить соответствующие разделы в работах С. А. Григоряна и И.В. Зенкина, в которых указывается, что в отдельных случаях ГАТТ 1947 г. допускал введение лицензирования импорта товаров. Ввиду чего по итогам Токио-раунда в 1979 г. было подписано Соглашение по процедурам импортного лицензирования, пересмотренное в ходе Уругвайского раунда.

Соглашение по процедурам импортного лицензирования (далее - Соглашение) иногда называют Кодексом импортного лицензирования. Соглашение состоит из 8 статей. Основной целью Соглашения являлось стремление членов ВТО обеспечить, чтобы процедуры импортного лицензирования не использовались способом, противоречащим принципам и обязательствам ГАТТ 1994 г.

В соответствии со ст. 1 Соглашения, импортное лицензирование определяется как административные процедуры (включают собственно «лицензирование», а также другие подобные административные процедуры административного характера), используемые для осуществления процедуры импортного лицензирования, требующей представления соответствующему административному органу заявления или другой документации (отличной от требуемой для таможенных целей) в качестве предварительного условия для ввоза на таможенную территорию импортирующего члена ВТО.

По условиям Соглашения члены ВТО обеспечивают соответствие административных процедур, используемых для осуществления режима импортного лицензирования, положениям ГАТТ 1994 г., включая приложения и протоколы к нему, толкование которых содержится в Соглашении. Тем самым они содействуют предотвращению искажений в торговле, которые могут возникать из-за чрезмерного применения таких процедур. При этом они должны учитывать цели экономического развития и финансовых и торговых потребностей развивающихся стран-членов. Но применение Соглашения не подразумевает, что основание, сфера действия и продолжительность меры, примененной по процедуре лицензирования, ставятся под вопрос. Правила, регулирующие процедуры импортного лицензирования, должны быть нейтральными при применении и осуществляться справедливо и беспристрастно.

В соответствии с Соглашением, правила и вся информация в отношении процедур, представления заявлений, включая условия подачи таких заявлений для лиц, фирм и организаций в административный орган (органы), в который следует обращаться, а также перечни товаров, подпадающих под требование лицензирования, должны быть опубликованы в источниках, сообщенных Комитету по импортному лицензированию (далее - Комитет), таким способом, чтобы дать возможность правительствам членов ВТО и участникам торговли ознакомиться с ними. По возможности, подобная публикация должна осуществляться за 21 день до даты вступления в силу требования, но в любом случае не позднее самой даты вступления в силу. Любое исключение, частичные отмены или изменения в правилах, касающихся процедур лицензирования или списков товаров, подлежащих импортному лицензированию, должны быть также опубликованы тем же образом и в течение тех же вышеуказанных сроков. Копии этих публикаций должны быть также предоставлены Секретариату ВТО.

Членам ВТО, которые пожелают сделать письменные замечания, должна быть предоставлена возможность по запросу обсудить эти замечания. Соответствующий член ВТО должен уделять надлежащее внимание этим замечаниям и результатам обсуждения.

Формы заявлений и, там, где это применимо, формы заявлений о продлении должны быть как можно более простыми. При подаче заявления могут быть затребованы документы и информация, которые считаются строго необходимыми для надлежащего функционирования режима лицензирования.

Процедуры подачи заявлений и, там, где это применимо, процедуры продления должны быть как можно более простыми. Заявителям должен быть предоставлен разумный срок для представления заявлений на получение лицензии. Если определена конечная дата, то этот срок должен составлять, по крайней мере, 21 день с возможностью его продления в случаях, когда в течение этого срока было получено недостаточное количество заявлений. По поводу своих заявлений заявители должны обращаться только в один административный орган. Если совершенно необходимо обращение в несколько административных органов, то от заявителей не может быть потребовано обращение более чем в 3 административных органа.

Ни одно заявление не может быть отклонено из-за несущественных ошибок в документации, которые не изменяют содержащиеся в нем основные данные. Не должно налагаться большее наказание, чем это необходимо для целей предупреждения в отношении любой неточности или ошибки в документации или процедурах, которые, очевидно, сделаны без злого умысла или по явной небрежности.

В лицензируемом импорте не должно быть отказано из-за незначительных отклонений в стоимости, качестве или весе от величины указанной в лицензии, вызванных различиями, происшедшими во время отгрузки, изменениями, вызванными при погрузке навалом, а также другими незначительными различиями, совместимыми с обычной коммерческой практикой.

Иностранная валюта, необходимая для оплаты лицензируемого импорта, должна предоставляться владельцам лицензий на той же основе, как и импортерам товаров, не требующих импортных лицензий.

В отношении исключений по соображениям безопасности Соглашение отсылает к положениям ст. ХХI ГАТТ 1994г.

Соглашение не требует от членов ВТО раскрытия конфиденциальной информации, которое воспрепятствовало бы применению законов или иным образом противоречило национальным интересам или наносило ущерб законным коммерческим интересам государственных или частных предприятий.

Соглашение предусматривает 2 вида импортного лицензирования: автоматическое и неавтоматическое.

Статья 2 Соглашения указывает, что автоматическое лицензирование импорта – это импортное лицензирование, при котором одобрение заявления дается во всех случаях, и которое соответствует следующим требованиям. К таким процедурам относятся и также меры, требующие залога, не имеющего ограничительного воздействия на импорт. Процедуры автоматического лицензирования импорта не должны применяться способом, ограничивающим импорт, подлежащий такому лицензированию.

Процедуры автоматического лицензирования считаются ограничивающими торговлю, если не выполняются следующие требования:

1) любое лицо, фирма или организация, которое выполняет юридические требования импортирующего члена ВТО для осуществления импортных операций с товарами, к которым применяется автоматическое лицензирование, равным образом обладает правом на обращение и получение импортных лицензий;

2) заявления на получение лицензий могут подаваться в любой рабочий день до таможенной очистки товаров;

3) заявления на получение лицензий, если они представлены в надлежащей и полной форме, утверждаются немедленно по получению, в пределах административных возможностей, но в течение максимального срока в 10 рабочих дней.

Члены ВТО договорились о том, что автоматическое лицензирование импорта может быть необходимо в отсутствие иных соответствующих процедур. Такое лицензирование может сохраняться до тех пор, пока преобладают обстоятельства, вызывавшие его введение, и до тех пор, пока лежащие в его основе административные цели не могут быть достигнуты более подходящим способом.

В преамбуле Соглашения признается полезность автоматического импортного лицензирования, и многими членами ВТО эти процедуры применяются в целях мониторинга (наблюдения) за ходом импортных операций. Это дает возможность установить факт резкого роста импорта для принятия соответствующих мер.

Статья 3 Соглашения регулирует применение процедур неавтоматического импортного лицензирования, которые определяются как импортное лицензирование, не подпадающее под определение автоматического лицензирования.

Неавтоматическое лицензирование не должно иметь ограничивающее или искажающее воздействие на импорт в дополнение к воздействию, вызванному наложением ограничения. Процедуры неавтоматического лицензирования по сфере действия и продолжительности должны соответствовать мере, для выполнения которой они используются, и в административном плане не должны быть более обременительными, чем абсолютно необходимо для осуществления этой меры. В случае введения лицензирования для целей, отличных от осуществления количественных ограничений, члены ВТО должны опубликовать для того, чтобы поставить в известность других членов ВТО и участников торговли информацию, достаточную для понимания основы предоставления и/или распределения лицензий.

Соглашение предусматривает, что в тех случаях, когда член ВТО предусматривает возможность для лиц, фирм и организаций запрашивать исключения или временный отход от требований лицензирования, он должен включать этот факт в информацию, публикуемую согласно п. 4 ст. 1 Соглашения, а также в информацию, о порядке предоставления подобного запроса и, по мере возможности, указание обстоятельств, при которых будут рассматриваться запросы.

По запросу любого члена ВТО, имеющего интерес в торговле затрагиваемым товаром, члены ВТО должны предоставить всю соответствующую информацию, касающуюся:

1) порядка применения этих ограничений;

2) импортных лицензий, предоставленных за последнее время;

3) распределения таких лицензий между поставляющими странами;

4) там, где это практически выполнимо, импортную статистику (стоимость и/или объем) в отношении товаров, подлежащих импортному лицензированию. Предполагается, что в этой связи развивающиеся страны-члены ВТО не будут нести дополнительные административные или финансовые затраты.

Члены ВТО, применяющие квоты посредством лицензирования, публикуют общую величину квот, применяемых по количеству и/или по стоимости, даты начала и окончания действия квот и любых их изменений, в сроки, определенные в п. 4 ст. 1 Соглашения, и таким образом, чтобы дать возможность правительствам других членов ВТО и участникам торговли ознакомиться с ними.

В случае введения квот, распределенных между поставляющими странами, член ВТО, применяющий ограничения, незамедлительно информирует всех других членов ВТО, имеющих интерес в поставках затрагиваемого товара, о долях различных поставляющих стран в распределяемой в этот период квоте, по количеству или стоимости, и должен публикует эту информацию в сроки, определенные в Соглашении (т.е. 21 за день, или, по крайней мере, до вступления процедуры в силу), и таким образом, чтобы дать возможность правительствам других членов ВТО и участникам торговли ознакомиться с ней.

Любое лицо, фирма или организация, которое выполняет юридические и административные требования импортирующего члена ВТО, должны обладать равными правами на обращение за лицензией и на его рассмотрение. Если заявление о выдаче лицензии не одобрено, заявителю, по его запросу должна быть сообщена причина этого и он должен иметь право на обжалование или пересмотр в соответствии с внутренними законодательством или процедурами импортирующего члена ВТО.

Срок рассмотрения заявлений, за исключением случаев, независящих от члена ВТО, не должен превышать 30 дней, если заявления рассматриваются в порядке поступления, то есть по принципу «пришедший первым - обслуживается первым», и 60 дней, если все заявления рассматриваются одновременно. В последнем случае, период обработки заявлений считается начинающимся в день, следующий за конечной датой объявленного срока для подачи заявлений.

Срок действия лицензии должен быть разумным по продолжительности и не настолько коротким, чтобы препятствовать импорту. Срок действия лицензий не должен препятствовать импорту из удаленных источников, исключая особые случаи, когда импорт является строго необходимым для удовлетворения непредвиденных краткосрочных потребностей.

В процессе применения квот члены ВТО не должны препятствовать импорту, осуществляемому в соответствии с выданными лицензиями, и не должны препятствовать полному использованию квот. Выдавая лицензии, члены ВТО должны принимать в расчет желательность выдачи лицензий на поставку товаров в экономически обоснованных количествах.

При распределении квот, член ВТО должен учитывать импортную деятельность заявителя. В этом отношении следует принимать во внимание полностью ли были использованы ранее выданные заявителю лицензии в течение последнего репрезентативного периода. В случаях, когда лицензии не полностью использованы, член ВТО должен рассмотреть причины этого и принять их во внимание при распределении новых лицензий. Должно также уделяться внимание обеспечению лицензиями новых импортеров, учитывая желательность выдачи лицензий на поставку товаров в экономически обоснованных количествах. В этом отношении особое внимание должно уделяться импортерам, ввозящим товары, которые происходят из развивающихся стран-членов ВТО и, в особенности, из наименее развитых стран.

В случае распределения квот путем выдачи лицензий, которые не распределяются между странами-поставщиками, владельцы лицензий или квот должны быть свободны в выборе источников импорта. В случае введения квот, распределяемых между странами-поставщиками, в лицензии должна ясно указываться страна или страны.

Соглашение предусматривает, что компенсирующие поправки могут быть сделаны при дальнейших распределениях лицензий, если импорт превысил уровень установленный в рамках предшествующего лицензирования.

На основании ст. 4 Соглашения был создан Комитет по импортному лицензированию, состоящий из представителей от каждого из членов ВТО. Комитет избирает своего председателя и заместителя председателя и проводит заседания по мере необходимости с тем, чтобы предоставить членам возможность проведения консультаций по любым вопросам, относящимся к выполнению Соглашения или содействию осуществлению его целей.

В соответствии со ст. 7 Соглашения, по мере необходимости, но, по крайней мере, один раз в 2 года, Комитет рассматривает выполнение и действие Соглашения, с учетом его задач, и содержащихся в нем прав и обязанностей. В качестве основы для рассмотрения Комитетом, Секретариат готовит фактический доклад, основанный на информации, предусмотренной в ст. 5 Соглашения, ответах на ежегодный вопросник о процедурах лицензирования импорта и другой соответствующей достоверной информации, которой он располагает. Этот доклад должен содержать краткий обзор, в особенности отражая любые изменения или события, имевшие место в течение отчетного периода, и включать любую другую информацию по решению Комитета.

Соглашение обязывает членов ВТО заполнять ежегодный вопросник о процедурах лицензирования импорта оперативно и подробно.

Комитет информирует Совет по торговле товарами о событиях в течение периода, охваченного такими обзорами.

Статья 5 Соглашения указывает, что члены ВТО, которые вводят процедуры импортного лицензирования или вносят изменения в эти процедуры, направляют об этом в Комитет уведомление в течение 60 дней с даты публикации.

Уведомления о введении процедур лицензирования импорта должны включать следующую информацию:

1) список товаров, подпадающих под процедуры лицензирования;

2) контактный орган для получения информации о праве на получение лицензии;

3) административный орган (органы) для подачи заявлений;

4) дата и наименование публикаций, в которой опубликованы процедуры лицензирования;

5) указание, является ли процедура лицензирования автоматической или неавтоматической согласно определениям, содержащимся в ст. 2 и 3 Соглашения;

6) в случае процедур автоматического лицензирования импорта - их административные цели;

7) в случае процедур неавтоматического лицензирования импорта - указание меры, для осуществления которой вводятся эти процедуры лицензирования;

8) предполагаемая продолжительность процедуры лицензирования, если это возможно установить с определенной вероятностью, а если нет, то причину, по которой эта информация не может быть предоставлена.

Члены ВТО направляют в Комитет уведомление о публикации (публикациях), в которой помещается информация, требуемая в п. 4 ст. 1 Соглашения.

Любой заинтересованный член ВТО, который считает, что другой член ВТО не направил уведомление о введении процедуры лицензирования или изменениях в ней в соответствии с положениями ст. 5 Соглашения, может обратить на этот вопрос внимание такого члена ВТО. Если после этого уведомление не направлено незамедлительно, заинтересованный член ВТО может сам направить уведомление об этой процедуре лицензирования или изменениях в ней, включая всю соответствующую и доступную информацию.

Статья 6 Соглашения предусматривает, что консультации и разрешение споров по любому вопросу, затрагивающему применение Соглашения, регулируются положениями ст. ХХП и ХХШ ГАТТ 1994г., как это разработано и применимо в рамках Договоренности о разрешении споров.

Как указано в ст. 8 Соглашения, оговорки в отношении любого из положений Соглашения не могут быть внесены без согласия других членов ВТО.

Каждый член ВТО не позднее даты вступления в силу для него Соглашения о ВТО, обеспечивает соответствие своих законов, правил и административных процедур положениям Соглашения.

Каждый член ВТО информирует Комитет о любых изменениях в своих законах и правилах, затрагиваемых настоящим Соглашением, и изменениях в применении таких законов и правил.

 

Вопросы для самоконтроля

5. Каковы цели и сфера применения Соглашения по процедурам импортного лицензирования?

6. Чем автоматическое лицензирование импорта отличается от неавтоматического?

7. Какие положения этого Соглашения устанавливают преференциальный режим для развивающихся стран?

8. Какие меры предусмотрены Соглашением в целях контроля за его исполнением членами ВТО?

 

Тестовые задания

1. С какой периодичностью в соответствии со ст. 4 Соглашения по процедурам импортного лицензирования проводятся заседания Комитета по импортному лицензированию?

а) не реже 1 раза в год;

б) не реже 1 раза в полгода;

в) по мере необходимости;

г) другой вариант (указать).

2. В течение какого времени члены ВТО, вводящие процедуры лицензирования или вносящие изменения в эти процедуры, должны уведомлять об этом Комитет по импортному лицензированию?

а) в течение 30 дней с даты вступления их в силу;

б) в течение 60 дней с даты их публикации;

в) в течение 30 дней с даты их публикации;

г) в течение 20 дней с даты их публикации.

3. Что на основании п. 2 ст. 5 Соглашения по процедурам импортного лицензирования не относится к сведениям, обязательно включаемым в уведомления о введении процедур лицензирования импорта?

а) контактный орган для получения информации о праве на получение лицензии;

б) там, где это практически выполнимо, импортную статистику (стоимость и/или объем) в отношении товаров, подлежащих импортному лицензированию;

в) указание, является ли процедура лицензирования автоматической или неавтоматической

г) предполагаемая продолжительность процедуры лицензирования, если это возможно установить с определенной вероятностью, а если нет, то причину, по которой эта информация не может быть предоставлена.

4. В каких источниках, как указывает подп. а п. 4 ст. 1 Соглашения по процедурам импортного лицензирования, члены ВТО должны опубликовывать правила и всю информацию в отношении процедур, представления заявлений, включая условия подачи таких заявлений для лиц, фирм и организаций в административный орган (органы), в который следует обращаться, а также перечни товаров, подпадающих под требование лицензирования?

а) общедоступные источники;

б) источники, сообщённые Комитету по процедурам лицензирования;

в) специализированные источники;

г) эти источники особо не оговариваются.

5. Восполните пропуск в п. 6 ст. 1 Соглашения по процедурам импортного лицензирования, который гласит: «Процедуры подачи заявлений и, там, где это применимо, процедуры продления должны быть как можно более простыми. Заявителям должен быть предоставлен разумный срок для представления заявлений на получение лицензии. Если определена конечная дата, то этот срок должен составлять, по крайней мере, _____________ с возможностью его продления в случаях, когда в течение этого срока было получено недостаточное количество заявлений.»:

а) 1 месяц;

б) 30 дней;

в) 21 день;

г) 15 дней.

6. На какие положения ГАТТ 1994г. содержится ссылка в п. 10 ст. 1 Соглашения по процедурам импортного лицензирования?

а) об исключениях по соображениям безопасности (ст. XXI);

б) об общих исключениях (ст. ХХ);

в) о консультациях (ст. XXII);

г) о чрезвычайных мерах в отношении импорта отдельных товаров (ст. XIX).

7. Какие сведения должны публиковать члены ВТО, применяющие квоты посредством лицензирования, на основании подп. b п. 5 ст. 3 Соглашения по процедурам импортного лицензирования?

а) общую величину квот, применяемых по количеству и/или по стоимости, даты начала и окончания действия квот и любых их изменений,

б) о порядке применения этих ограничений;

в) об импортных лицензиях, предоставленных за последнее время;

г) о долях различных поставляющих стран в распределяемой в этот период квоте.

 

Международные акты

Генеральное соглашение о тарифах и торговле (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

Соглашение по процедурам импортного лицензирования (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

 

Дополнительная литература

Бакаева О.Ю., Галицкая Н.В. Международно-правовые основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности // Международное публичное и частное право. – 2005. - №5.

Всемирная торговая организация: механизмы функционирования и практика вступления / Под ред. А.Е. Дайнеко. - Минск: Дикта, 2006.

Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация от «А» до «Я»: терминологический справочник. - М.: Всерос. акад. внешн. торговли, 2006.

Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. – М.: ВАВТ, 2004.

Морозов И.В. Участие Всемирной торговой организации в совершенствовании внешнеторговых контрактов // БИКИ. – 21.04.2005. - №45.

Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему. - М.: Финансы и статистика, 2003.

Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: