В ходе изучения данной темы следует обратиться к тексту Соглашения по правилам происхождения. Кроме того, рекомендуется изучить соответствующие разделы в работах С. А. Григоряна и И.В. Зенкина, в которых указывается, что ГАТТ поверхностно затрагивает проблему определения страны происхождения в п. 2 и 4 ст. IX. Вместе с тем, выработка четких правил определения страны происхождения очень важна, так как от этого зависит правовой режим товара после пересечения им границы. Товар, происходящий с территории члена ВТО, будет пользоваться установленным в международных торговых договорах системы ВТО правовым режимом.
Для устранения возникшего пробела во время Уругвайского раунда было подготовлено Соглашение по правилам происхождения (далее - Соглашение), состоящее из 9 статей и двух Приложений. Положения Соглашения перекликаются со ст. 9 Соглашения по предотгрузочной инспекции (в ней предусмотрены общие требования к правилам происхождения).
Согласно ст. 1 Соглашения, под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и решений административных органов для общего применения, используемых любым членом ВТО для определения страны происхождения товаров, при условии, что такие правила происхождения не связаны предоставлением на договорной или автономной основе тарифных преференций, выходящих за пределы применения п. 1 ст. I ГАТТ 1994 г.
Правила происхождения включают все правила происхождения, используемые при применении инструментов торговой политики, не связанных с предоставлением преференций, таких, как режим наибольшего благоприятствования согласно ст. I, II, III, XI и XIII ГАТТ 1994 г.; антидемпинговые и компенсационные пошлины согласно ст. VI ГАТТ 1994 г.; защитные меры согласно ст. XIX ГАТТ 1994 г.; требования к маркировке в отношении происхождения согласно ст. IX ГАТТ 1994 г.; и любые дискриминационные количественные ограничения или тарифные квоты. Они также включают правила происхождения товаров, используемые в целях осуществления правительственных закупок и в целях обобщения статистики внешней торговли.
|
Статья 3 Соглашения предусматривает, что члены ВТО должны обеспечить следующее:
1) они применяют правила происхождения одинаково для всех целей;
2) в соответствии с их правилами происхождения, страной, которая должна быть определена как страна происхождения конкретного товара, является либо страна, где товар получен полностью, либо, если в производстве данного товара участвует более, чем одна страна, страна, в которой была осуществлена последняя значительная переработка;
3) правила происхождения, которые они применяют при импорте и экспорте, не должны быть более строгими, чем правила происхождения, которые они применяют для определения того, произведен ли товар в данной стране или нет, и не должны приводить к дискриминации между другими членами, независимо от национальной принадлежности производителей данного товара;
4) правила происхождения применяются последовательно, единообразно, беспристрастно и разумно;
5) их законы, инструкции акты, судебные решения и административные правила общего применения, касающиеся правил происхождения, публикуются, как если бы они подпадали под положения п. 1 ст. Х ГАТТ 1994г. и в соответствии с ними;
|
6) по запросу экспортера, импортера или любого лица, имеющего основательные мотивы, оценка происхождения товара сообщается в возможно короткие сроки, но не позднее 150 дней после запроса о таком решении, при условии, что все необходимые сведения о товаре были сообщены. Запросы о решении об определении страны происхождения товара принимаются до начала торговли данным товаром и в дальнейшем могут приниматься в любой момент. Такие решения должны оставаться в силе в течение трех лет, если факты и условия, включая правила происхождения, на основе которых они были сделаны, остаются сравнимыми. При условии предоставления заинтересованным сторонам, такие решения не будут больше действительны, если в ходе рассмотрения, предусмотренного Соглашением, принимается решение, противоречащее этому решению. Такие решения должны быть общедоступны при условии соблюдения Соглашения;
7) при внесении изменений в свои правила происхождения или введении новых правил происхождения, эти изменения не должны иметь обратной силы, как это определено в их законах и нормативных актах и без ущерба для них;
8) любое административное действие, которое они предпринимают в отношении определения происхождения, может быть в самые короткие сроки обжаловано судебными, арбитражными или административными органами или в соответствии с процедурами, независимыми от органов власти, которые вынесли определение, что может повлечь за собой изменение или отмену этого определения;
9) вся информация конфиденциального характера или предоставленная конфиденциально в целях применения правил происхождения рассматривается соответствующими органами власти как строго конфиденциальная, при этом они не должны ее раскрывать без специального разрешения лица или правительства, предоставившего такую информацию, кроме как в той мере, в которой ее раскрытие может потребоваться в рамках судебной процедуры.
|
На основании ст. 4 Соглашения был учреждён Комитет по правилам происхождения (далее - Комитет), состоящий из представителей каждого из членов ВТО. Комитет избирает председателя и собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год, с тем, чтобы предоставить членам ВТО возможность проводить консультации по вопросам, касающимся применения Соглашения, или осуществления целей в нём определенных, а также для выполнения других функций, которые ему могут быть поручены в соответствии с Соглашением или Советом по торговле товарами.
По мере необходимости, Комитет запрашивает информацию и рекомендации у Технического комитета по вопросам, связанным с Соглашением. Комитет может также направить Техническому комитету запросы о выполнении других заданий, которые он сочтет необходимыми для осуществления целей Соглашения. Секретариат ВТО выполняет функции секретариата Комитета.
Соглашение предусматривает создание Технического комитета по правилам происхождения (далее - Технический комитет) под эгидой Совета по таможенному сотрудничеству (СТС). По мере необходимости, Технический комитет запрашивает информацию и рекомендации у Комитета по вопросам, относящимся к Соглашению. Технический комитет может также попросить Комитет выполнить другие виды работы, которые он сочтет необходимыми для осуществления целей, указанных в настоящем Соглашении. Секретариат СТС выполняет функции секретариата Технического комитета.
Постоянные функции Технического комитета, в соответствии с Приложением I к Соглашению, включают следующее:
1) по запросу любого члена Технического комитета изучать конкретные технические проблемы, которые возникают в повседневном применении членами правил происхождения, и давать рекомендации о соответствующих решениях на основе представленных фактов;
2) предоставлять информацию и давать рекомендации по любым вопросам, касающимся определения происхождения товаров, которые могут быть запрошены любым членом или Комитетом;
3) подготавливать и распространять периодические доклады по техническим аспектам функционирования настоящего Соглашения и о ходе его выполнения; и
4) ежегодно рассматривать технические аспекты реализации Соглашения.
Каждый член ВТО имеет право быть представленным в Техническом комитете одним служащим и одним или несколькими его заместителями. Тем самым любой член ВТО становится членом Технического комитета. Представители членов Технического комитета могут приглашать советников на заседания Комитета. Секретариат ВТО может также участвовать в работе этих заседаний в качестве наблюдателя. Члены СТС, которые не являются членами ВТО, могут быть представлены на заседаниях Технического комитета одним служащим или одним или несколькими заместителями, участвующими в его работе в качестве наблюдателей.
С согласия председателя Технического комитета Генеральный секретарь СТС (далее - Генеральный секретарь) может приглашать на заседания Технического комитета, в качестве наблюдателей, представителей правительств, которые не являются ни членами ВТО, ни членами СТС, и представителей международных организаций. Технический комитет созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год, избирает своего председателя и вырабатывает свои собственные процедуры.
Как указывает ст. 6 Соглашения, Комитет ежегодно рассматривает итоги реализации Соглашения, принимая во внимание его цели. Комитет ежегодно информирует Совет по торговле товарами о событиях, происшедших за рассматриваемый период. Комитет предлагает необходимые изменения для отражения результатов реализации рабочей программы по гармонизации.
В сотрудничестве с Техническим комитетом, Комитет создает механизм, позволяющий рассматривать и предлагать поправки к результатам рабочей программы по гармонизации с учетом целей и принципов, изложенных в ст. 9 Соглашения. В частности, в тех случаях, когда правила должны стать более практическими или более современными, чтобы учесть новые способы производства, возникшие в результате технического прогресса.
Статья 5 Соглашения обязывает каждого члена ВТО в течение 90 дней после даты вступления для него в силу Соглашения о ВТО сообщить Секретариату свои правила происхождения, судебные решения и административные правила общего применения, относящиеся к правилам происхождения, которые действуют на эту дату. Списки полученной информации, с которой можно ознакомиться в Секретариате, должны быть направлены Секретариатом всем членам ВТО.
В течение переходного периода, предусмотренного в ст. 2 Соглашения, члены ВТО, которые внесут изменения в свои правила происхождения, кроме минимальных, или введут новые правила происхождения, которые будут включать любое правило происхождения, должны опубликовать извещение об этом, по меньшей мере, за 60 дней до вступления в силу измененного или нового правила таким образом, чтобы заинтересованным сторонам стало известно о намерении изменить какое-либо правило происхождения или ввести новое правило происхождения, если только, для какого-либо члена не возникнут или не угрожают возникнуть исключительные обстоятельства. В подобных исключительных обстоятельствах данный член ВТО как можно быстрее должен опубликовать измененное или новое правило.
Соглашение предусматривает, что положения ст.ст. XXII и XXIII ГАТТ 1994г., в том виде как они разработаны и применяются в рамках Договоренности о разрешении споров, применяются к спорам, возникающим в связи с его применением.
Одной из важнейших является часть IV Соглашения – «Гармонизация правил происхождения». Статья 9 Соглашения указывает, что в целях гармонизации правил происхождения и, среди прочего, повышения стабильности ведения мировой торговлей, Конференция министров ВТО совместно с СТС осуществляет изложенную ниже рабочую программу, на основе принципов, некоторые из которых дублируют положения ст. 3 Соглашения:
1) правила происхождения должны применяться одинаково для всех целей;
2) правила происхождения должны предусматривать, что страной, которая подлежит определению как страна происхождения конкретного товара, является либо страна, где товар получен полностью, либо, если в производстве данного товара участвуют несколько стран, страна, в которой была осуществлена последняя значительная переработка;
3) правила происхождения должны быть объективными, понятными и предсказуемыми;
4) независимо от меры или инструмента, с которым могут быть связаны правила происхождения, они не должны прямо или косвенно использоваться как инструменты для достижения целей в регулировании торговли, не должны сами по себе оказывать ограничительного, искажающего или дезорганизующего воздействия на международную торговлю, не должны налагать неоправданно строгие требования или требовать выполнения какого-либо условия, не связанного с производством или переработкой, как предварительного для определения страны происхождения. Расходы, не связанные непосредственно с производством или переработкой, могут быть включены в целях применения критерия адвалорной доли;
5) правила происхождения должны быть применимы последовательно, единообразно, беспристрастно и разумно;
6) правила происхождения должны быть логически последовательными;
7) правила происхождения должны быть основаны на позитивном критерии. Негативные критерии могут использоваться для пояснения позитивного критерия.
Соглашение предусматривает, что Рабочая программа начинает осуществляться сразу же после вступления в силу для члена ВТО Соглашения о ВТО и должна быть завершена в течение 3-х лет.
Комитет и Технический комитет, упомянутые в ст. 4 Соглашения являются соответствующими органами по проведению этой работы. В целях содействия всестороннему участию СТС в этой работе, Комитет испросит Технический комитет дать свои толкования и заключения, вытекающие из работ, описанных ниже, на основе принципов, перечисленных в п. 1. В целях обеспечения своевременного завершения рабочей программы по гармонизации, эти работы проводятся по группам товаров на основе различных глав или разделов номенклатуры Гармонизированной системы (ГС).
Товары, полностью полученные в стране, и минимальные операции или переработка. Технический комитет разрабатывает согласованные определения:
1) товаров, которые должны рассматриваться, как полностью полученные в стране. Эта работа должна быть максимально детализирована;
2) минимальных операций или способов, которые сами по себе не изменяют происхождение товара.
Результаты этой работы сообщаются Комитету в течение 3-х месяцев с даты получения от него запроса.
Существенная переработка. Изменение кода тарифной классификации. Технический комитет рассматривает и разрабатывает, на основе критерия существенной переработки, возможность использования понятия изменения тарифного кода, подраздела или раздела для целей разработки правил происхождения для конкретных товаров или групп товаров, а также, при необходимости, определяет минимальные изменения в номенклатуре, которые отвечают этому критерию. Технический комитет проводит разделение указанной выше работы по товарам с учетом глав и разделов номенклатуры ГС таким образом, чтобы представлять результаты своей работы Комитету по меньшей мере, ежеквартально. Технический комитет завершит указанную работу в течение 1-го года и 3-х месяцев с даты получения запроса от Комитета.
Существенная переработка. Дополнительные критерии. По завершении работы, предусмотренной выше, по каждой товарной группе или индивидуальной категории товаров, по которым использование исключительно номенклатуры ГС не позволяет найти формулировку понятия существенной переработки, Технический комитет:
1) на основе критерия существенной переработки рассматривает и изучает, возможность дополнительного или исключительного использования других требований, включая критерий адвалорной доли и/или операции по производству или переработке, при разработке правил происхождения по конкретным товарам или товарным группам;
2) может дать пояснения к своим предложениям;
3) проводит разделение указанной работы по товарам, принимая во внимание главы и разделы номенклатуры ГС таким образом, чтобы предоставлять результаты своей работы Комитету, по меньшей мере, ежеквартально. Технический комитет завершит указанную работу в течение двух лет и трех месяцев с даты получения запроса от Комитета.
Роль Комитета. На основе вышеизложенных принципов:
1) Комитет периодически рассматривает толкования и заключения Технического комитета в соответствии со сроками, предусмотренными в положениях Рабочей программы по минимальной и существенной переработке, с целью принятия этих толкований и заключений. Комитет может обратиться к Техническому комитету с просьбой уточнить или углубить свою работу и/или разработать новые подходы. Для оказания помощи Техническому Комитету следует указать причины его запроса на дополнительные работы и, при необходимости, предложить альтернативные подходы;
2) по завершении всей работы, указанной в положениях Рабочей программы по минимальной и существенной переработке, Комитет рассматривает ее результаты с точки зрения их общей последовательности.
Результаты рабочей программы по гармонизации и дальнейшая работа Конференция министров ВТО должна изложить результаты рабочей программы по гармонизации в приложении, которое будет неотъемлемой частью настоящего Соглашения. Одновременно рассматривается вопрос о договоренностях, касающихся урегулирования разногласий относительно применения товарной классификации для таможенных целей. Конференция министров ВТО устанавливает срок для вступления в силу этого приложения.
Приложением II к Соглашению является «Совместная декларация по вопросу о преференциальных правилах происхождения». В ней члены ВТО признали, что некоторые члены ВТО применяют преференциальные правила происхождения, отличные от непреференциальных. Под преференциальными правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и решений административных органов общего применения, используемых любым членом, чтобы определить, могут ли товары пользоваться преференциальным режимом на договорной или автономной, который дает основания предоставить тарифные преференции, выходящие за рамки применения п. 1 ст. I ГАТТ 1994г.
Члены договариваются обеспечить следующее:
1. Когда они устанавливают административные правила общего применения, они должны четко формулировать требования, подлежащие выполнению, в частности:
1) в случаях, когда применяется критерий изменения кода тарифной классификации, такие преференциальные правила происхождения и любые исключения из правил должны четко указывать подраздел или раздел тарифной номенклатуры, на которую ссылаются правила;
2) в случаях, когда применяется критерий адвалорной доли, в преференциальных правилах происхождения должен также указываться метод расчета этого процента;
3) в случаях, когда предписан критерий на основе операций по производству или переработке, должна быть точно указана операция, которая определяет преференциальное происхождение;
2. Их преференциальные правила происхождения базируются на позитивном критерии. Преференциальные правила происхождения, которые указывают признаки, не определяющие преференциального происхождения (негативный критерий), разрешается применять для пояснения позитивного критерия или в отдельных случаях, когда позитивное определение преференциального происхождения не является необходимым;
3. Их законы, инструкции, судебные решения и административные правила общего применения, относящиеся к преференциальным правилам происхождения, публикуются, как если бы они подпадали под положения п. 1 ст. Х ГАТТ 1994г. и в соответствии с ними;
4. По запросу экспортера, импортера или любого лица, имеющего основательные мотивы, решение об определении преференциального происхождения товара сообщается в возможно короткие сроки, но не позднее чем через 150 дней после поступления запроса на такую оценку, при условии, что были сообщены все необходимые сведения о товаре. Запросы на такие оценки принимаются до начала торговли данным товаром, и в дальнейшем могут приниматься в любое время. Такие решения остаются в силе в течение 3-х лет, если факты и условия, включая преференциальные правила происхождения, на основе которых они были сделаны, остаются сравнимыми. При условии предоставления заблаговременной информации заинтересованным сторонам, такие решения не будут больше действительны, если в ходе рассмотрения, предусмотренного 6 подпунктом 3 пункта Совместной декларации, принимается решение, противоречащее этому решению. Такие решения должны быть общедоступны, при условии соблюдения положений подп. 7 п. 3 Совместной декларации.
5. При внесении изменений в свои преференциальные правила происхождения или введении новых преференциальных правил происхождения, такие изменения не имеют обратной силы, как это определено в их законах и нормативных актах и без ущерба для них;
6. Любое административное действие, которое они предпринимают в отношении определения преференциального происхождения, может быть в самые короткие сроки пересмотрено судебными, арбитражными или административными органами или в соответствии с процедурами, независимыми от органов власти, которые вынесли это определение, что может повлечь за собой изменение или отмену вынесенного определения;
7. Вся информация конфиденциального характера или полученная конфиденциально в целях применения преференциальных правил происхождения рассматривается соответствующими органами власти как строго конфиденциальная, при этом они не должны раскрывать ее без специального разрешения лица или правительства, предоставившего такую информацию, кроме как в той мере, в которой может потребоваться ее раскрытие в рамках судебной процедуры.
Члены ВТО договорились в самые короткие сроки представлять в Секретариат ВТО свои преференциальные правила происхождения, включая список преференциальных соглашений, к которым они применяются, и судебные решения и административные постановления общего применения, относящиеся к преференциальным правилам, действующим на дату вступления в силу Соглашения о ВТО в отношении данного члена Организации. Кроме того, члены ВТО соглашаются при первой возможности сообщать Секретариату о любых изменениях в их преференциальных правилах происхождения или о новых преференциальных правилах происхождения. Списки полученной информации, с которой можно ознакомиться в Секретариате, рассылаются последним всем членам ВТО.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы цели и сфера применения Соглашения по правилам происхождения?
2. Сотрудничество с какой международной организацией предусматривает Соглашение?
3. В чём состоят особенности реализации мер, предусмотренных данным Соглашением?
4. Какие органы ВТО контролируют исполнение членами Организации обязательств по Соглашению о правилах происхождения?
Тестовые задания
1. Восполните пропуск в п. b ст. 2 Соглашения по правилам происхождения, который гласит: «независимо от мер или инструмента торговой политики, с которыми связаны правила происхождения, они не должны прямо или косвенно использоваться как ________________;»:
а) антидемпинговые пошлины;
б) компенсационные пошлины;
в) защитные меры;
г) инструменты для воздействия на торговлю.
2. На какое требование ГАТТ 1994г. содержится ссылка в п. g ст. 2 Соглашения по правилам происхождения?
а) об отметках о происхождении товаров;
б) о сборах и формальностях, связанных с ввозом и вывозом;
в) о своевременном опубликовании информации об изменениях в регулировании торговли;
г) другой вариант (указать).
3. Какое из этих обязательств не названо в ст. 3 Соглашения по правилам происхождения в качестве обязательств после переходного периода?
а) правила происхождения применяются последовательно, единообразно, беспристрастно и разумно;
б) при внесении изменений в свои правила происхождения или введении новых правил происхождения, эти изменения не должны иметь обратной силы, как это определено в их законах и нормативных актах и без ущерба для них;
в) в случаях, когда применяется критерий изменения кода тарифной классификации, такое правило происхождения и любое исключение из этого правила, должны четко указывать коды, подразделы или разделы тарифной номенклатуры, на которые ссылается данное правило;
г) вся информация конфиденциального характера или предоставленная конфиденциально в целях применения правил происхождения рассматривается соответствующими органами власти как строго конфиденциальная, при этом они не должны ее раскрывать без специального разрешения лица или правительства, предоставившего такую информацию, кроме как в той мере, в которой ее раскрытие может потребоваться в рамках судебной процедуры.
4. Об учреждении какого органа говорится в п. 2 ст. 4 Соглашения по правилам происхождения?
а) Комитет по правилам происхождения;
б) Технический комитет по правилам происхождения;
в) Совет по таможенному сотрудничеству;
г) Секретариат Совета по таможенному сотрудничеству.
5. Какой срок отводит ст. 5 Соглашения по правилам происхождения членам ВТО для того чтобы сообщить Секретариату о своих правилах происхождения, судебных решениях и административных правилах общего применения, относящихся к правилам происхождения, действующих на дату вступления для него в силу Соглашения о ВТО?
а) 30 дней;
б) 60 дней;
в) 90 дней;
г) 3 месяца.
6. Какой срок был отведён в ст. 9 Соглашения по правилам происхождения для осуществления рабочей программы, предусмотренной в п. 2 этой статьи?
а) 3 года после вступления в силу Соглашения о ВТО;
б) до 1997г.;
в) с 14.04.1994г. по 14.04.1997г.;
г) другой вариант (указать).
7. Что на основании п. 1 Приложения 1 к Соглашению по правилам происхождения не отнесено к постоянным функциям Технического комитета по правилам происхождения?
а) предоставлять информацию и давать рекомендации по любым вопросам, касающимся определения происхождения товаров, которые могут быть запрошены любым членом или Комитетом;
б) подготавливать и распространять периодические доклады по техническим аспектам функционирования настоящего Соглашения и о ходе его выполнения;
в) участвовать в разрешении споров, вытекающих из применения Соглашения;
г) ежегодно рассматривать технические аспекты выполнения и функционирования частей II и III Соглашения.
Международные акты
Генеральное соглашение о тарифах и торговле (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/
Соглашение по правилам происхождения (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/
Дополнительная литература
Бакаева О.Ю., Галицкая Н.В. Международно-правовые основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности // Международное публичное и частное право. 2005. №5.
Всемирная торговая организация: механизмы функционирования и практика вступления / Под ред. А.Е. Дайнеко. Минск: Дикта, 2006.
Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация от «А» до «Я»: Терминологический справочник. М.: Всерос. акад. внешн. торговли, 2006.
Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2004.
Морозов И.В. Участие Всемирной торговой организации в совершенствовании внешнеторговых контрактов // БИКИ. 21.04.2005. №45.
Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. 3-е изд. Киев: Знання, 2006.
Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему. М.: Финансы и статистика, 2003.
Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.