В ходе изучения данной темы следует обратиться к тексту Соглашения по применению ст. VI ГАТТ 1994 г. Кроме того, рекомендуется изучить соответствующие разделы в работах С. А. Григоряна и В.М. Шумилова, в которых указывается, что в ГАТТ 1947 г. была включена статья VI «Антидемпинговые и компенсационные пошлины», содержащая общие положения. Первое соглашение, конкретизировавшее эту статью применительно к демпингу, было заключено в 1967г. во время Кеннеди-раунда (Антидемпинговый кодекс 1967г.). В 1979г. (во время Токио-раунда) соглашение было пересмотрено.
Соглашение по применению статьи VI ГАТТ 1994г. (действующий в настоящее время вариант Антидемпингового кодекса) входит в пакет документов, обязательных для всех членов ВТО. Текст Соглашения включает 18 статей и два приложения.
Соглашением был учреждён Комитет по антидемпинговой практике, в состав которого входят представители от каждого члена. Комитет дает возможность членам проводить консультации по любым вопросам, касающимся функционирования Соглашения или реализации его целей. Заседания Комитета проводятся не реже двух раз в год. В качестве Секретариата Комитета выступает Секретариат ВТО.
Согласно п.1 ст. 2. Соглашения товар рассматривается как являющийся предметом демпинга, т.е. как поступивший на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости, если экспортная цена данного товара, поставленного из одной страны в другую, ниже сравнимой цены, устанавливаемой в рамках обычного хода торговли на аналогичный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране.
Пункт 2 той же статьи устанавливает, что в случае отсутствия продаж аналогичного товара в рамках обычного хода торговли на внутреннем рынке экспортирующей страны, либо когда в силу особой рыночной ситуации или низкого объема продаж на внутреннем рынке экспортирующей страны такие продажи не позволяют провести надлежащее сопоставление, демпинговая маржа определяется путем сопоставления со сравнимой ценой на аналогичный товар, когда он экспортируется в соответствующую третью страну, при условии, что эта цена является представительной, либо с издержками производства в стране происхождения, к которым добавляется разумная сумма административных, торговых и общих издержек, а также прибыли. Исключительные случаи могут иметь место:
|
1) при отсутствии продаж аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера;
2) когда в силу особой рыночной ситуации (страна с нерыночной экономикой) или низкого объема продаж на внутреннем рынке экспортирующей страны (менее 5% от продаж данного товара в импортирующую страну) такие продажи не позволяют провести надлежащее сопоставление.
Сам по себе демпинг не запрещается. Однако он может стать основанием для применения контрмер (репрессалий), проявляющихся во введении антидемпинговой пошлины. Введение антидемпинговых мер в соответствии с Соглашением возможно лишь в том случае, если:
1) подана жалоба и проведено расследование;
2) на основе расследования доказано наличие не просто демпинга, а демпинга, который наносит или угрожает нанести материальный ущерб национальной промышленности или ведет к замедлению развития соответствующей отрасли. Материальный ущерб национальной промышленности проявляется, в частности, в сокращении продаж, выпуска продукции, доли на рынке, в уменьшении прибыли. Причем в случае наличия угрозы ущерба антидемпинговые меры принимаются с особой осторожностью.
|
Антидемпинговое расследование инициируется:
1) на основании п. 1 ст. 5 Соглашения, по письменному заявлению, поданному отечественной отраслью или от ее имени;
2) согласно п.6 той же статьи, если, в особых обстоятельствах соответствующие компетентные органы принимают решение о начале расследования без получения от отечественной отрасли или от ее имени заявления с просьбой о начале такого расследования, они приступают к нему лишь в том случае, если у них имеется достаточно доказательств наличия демпинга, ущерба и причинно-следственной связи между ними, как это описано в пункте 2, для обоснования начал расследования;
3) на основании ст. 14 Соглашения, от имени третьей страны, представляемой компетентными органами соответствующей третьей страны, такое заявление подкрепляется информацией о ценах, показывающей, что импорт является демпинговым, а также подробной информацией, показывающей, что предполагаемый демпинг наносит ущерб соответствующей отечественной отрасли в третьей стране (расследование в этом случае проводится с одобрения Совета по торговле товарами ВТО).
В подавляющем большинстве случаев антидемпинговое расследование инициируется по письменному заявлению, поданному заинтересованной отечественной отраслью или от ее имени. Для целей Соглашения термин «отечественная отрасль» толкуется как относящийся ко всем отечественным производителям аналогичных товаров или к тем из них, чье совокупное производство данных товаров составляет основную часть всего отечественного производства этих товаров. Расследование не возбуждается, если на долю отечественных производителей, высказавшихся в поддержку заявления, приходится менее 25% всего объема производства аналогичного товара, произведенного отечественной отраслью (п. 5ст. 4 Соглашения).
|
В заявлении должна содержаться информация, указанная в п. 2 ст. 5 Соглашения, относительно:
1) самого факта демпинга,
2) ущерба им вызванного по смыслу ст. VI ГАТТ 1994г.,
3) причинно-следственной связи между демпинговым импортом и предполагаемым ущербом.
Простое утверждение, не подкрепленное соответствующими доказательствами, не может рассматриваться как достаточное для удовлетворения требований настоящего пункта. Заявление содержит информацию, которая разумно может быть доступна заявителю, по следующим вопросам:
1) личность заявителя и описание объема и стоимости отечественного производства аналогичного товара заявителем. Если письменное заявление подается от имени отечественной отрасли, то в таком заявлении конкретизируется отрасль, от имени которой оно подается, путем предоставления перечня всех известных отечественных производителей аналогичного товара (или ассоциаций отечественных производителей аналогичного товара) и, насколько это возможно, описание объема и стоимости отечественного производства аналогичного товара, приходящегося на долю таких производителей;
2) полное описание товара, предположительно являющегося предметом демпинга, название страны или стран его происхождения или экспорта, личность каждого известного экспортера или иностранного производителя и перечень известных лиц, импортирующих данный товар;
3) информация о ценах, по которым данный товар продается для потребления на внутренних рынках страны или стран происхождения или экспорта (или, где это уместно, информация о ценах, по которым товар продается из страны или стран происхождения или экспорта в третью страну или страны, либо о сконструированной стоимости товара), и информация об экспортных ценах, либо, там где это уместно, о ценах, по которым товар впервые перепродается независимому покупателю на территории импортирующей члена;
4) информация о динамике импорта, предположительно являющегося предметом демпинга, влиянии этого импорта на цены аналогичного товара на внутреннем рынке и последствиях этого импорта для отечественной отрасли, подтвержденных соответствующими факторами и показателями, которые связаны с положением отечественной отрасли.
На основании п. 8 ст. 5 Соглашения заявление отклоняется, как только соответствующие компетентные органы удостоверятся в отсутствии достаточных доказательств либо демпинга, либо ущерба, оправдывающих продолжение разбирательства. В частности, заявление отклоняется и в том случае, если:
1) демпинговая разница мала (менее 2% от экспортной цены);
2) объем демпингового импорта незначителен (менее 3% импорта аналогичного товара);
3) размер ущерба незначителен.
После принятия решения о начале расследования член ВТО, товары которого являются предметом расследования, а также другие известные компетентным органам заинтересованные стороны должны быть уведомлены об этом. Также должно быть опубликовано извещение о начале расследования, содержащее информацию следующего содержания:
1) название экспортирующей страны;
2) дата возбуждения расследования;
3) основа, на которой базируется утверждение о наличии демпинга;
4) краткое изложение фактов;
5) адрес, по которому заинтересованные стороны направляют свои представления;
6) сроки, отведенные заинтересованным сторонам для высказывания их мнения.
Исходя из п. 10 ст. 5 Соглашения расследование, за исключением особых обстоятельств, завершается в течение одного года и ни в коем случае не позднее чем через 18 месяцев после его возбуждения.
В ходе расследования компетентный орган, прежде всего, собирает информацию. Производителю или экспортеру первоначально предлагается заполнить вопросник. Вопросник считается полученным через неделю после того, как он был направлен или препровожден соответствующему дипломатическому представителю. С даты получения вопросника дается 30 дней для представления ответов. При наличии оснований срок может быть продлен (обычно отсрочка составляет не более недели).
Обычные разделы вопросника:
1) общая информация о компании (организационно-правовая форма, участники);
2) данные о товаре, попавшем под расследование;
3) данные о производственных мощностях компании и их использовании;
4) данные по продажам продукции на внутреннем рынке;
5) данные о финансовом состоянии и об издержках производства;
6) данные о поставках товара на экспорт;
7) дополнительные вопросы.
Проверочный визит. Расследование на территории другой страны (расследование на месте) проводится при условии получения явно выраженного согласия соответствующего предприятия и уведомления представителей правительства. Эта процедура подробно регламентируется в Приложении 1 к Соглашению. Целью расследования на месте является проверка представленной информации и получение дополнительных сведений. По сути, проверочный визит - это выезд на предприятие с целью проверки данных, содержащихся в вопроснике. Поэтому он осуществляется обычно после получения вопросника.
После сбора информации проводятся слушания - встреча заинтересованных сторон с представителями компетентного органа, проводящего расследование. Цель слушания - изложение дополнительных аргументов в свою пользу. Иногда слушание может происходить с одновременным участием жалобщика (местной промышленности) и предприятия, в отношении которого проводится расследование. В этом случае оно превращается в подобие судебного заседания.
После слушаний до сведения заинтересованных сторон доводятся промежуточные итоги расследования. Стороны вправе подготовить и направить комментарии по всем данным и выводам органа расследования. По результатам рассмотрения комментариев появляются окончательные результаты расследования.
К антидемпинговым мерам относятся временные меры, ценовые обязательства и антидемпинговые пошлины.
Согласно ст. 7 Соглашения временные меры могут применяться в случае, если:
1) расследование было начато в соответствии с положениями статьи 5, об этом дано публичное уведомление и всем заинтересованным сторонам были обеспечены надлежащие возможности представить информацию и сформулировать комментарии;
2) были вынесены предварительные утвердительные определения в отношении наличия демпинга и связанного с ним ущерба для отечественной отрасли; и
3) соответствующие компетентные органы считают такие меры необходимыми для предотвращения ущерба, причиняемого в ходе расследования.
Временные меры могут принимать форму временной пошлины или, предпочтительно, залога - денежного депозита или долгового обязательства, - равного сумме предварительно оцененной антидемпинговой пошлины, которая не должна быть больше предварительно оцененной демпинговой маржи. Удержание оценочной суммы является уместной временной мерой, при условии, что указываются обычная пошлина и оценочная сумма антидемпинговой пошлины и что удержание оценочной суммы осуществляется на таких же условиях, как и другие временные меры. Временные меры не применяются ранее, чем через 60 дней с даты начала расследования.
Применение временных мер ограничивается как можно более коротким периодом, не превышающим 4-х месяцев, или, по решению соответствующих компетентных органов на основании просьбы экспортеров, представляющих значительную часть торговли, периодом, не превышающим шести месяцев. Когда компетентные органы в ходе расследования рассматривают, является ли пошлина, более низкая, чем демпинговая разность, достаточной для устранения ущерба, эти периоды могут составлять соответственно шесть и девять месяцев.
Согласно ст. 8 Соглашения, процедуры могут быть приостановлены или завершены без введения временных мер или антидемпинговых пошлин по получении удовлетворительных добровольных обязательств от любого экспортера о пересмотре его цены или прекращении экспорта в данную зону по демпинговым ценам таким образом, чтобы убедить компетентные органы в том, что вредные последствия демпинга устранены. Повышение цен по таким обязательствам не должно быть больше того, чем это необходимо для устранения демпинговой маржи. Желательно, чтобы повышение цены было меньше демпинговой маржи, если такое повышение достаточно для устранения ущерба, наносимого отечественной отрасли.
Ценовые обязательства не требуются и не принимаются от экспортеров, если компетентные органы импортирующего члена не вынесли предварительного утвердительного определения в отношении наличия демпинга и ущерба, причиненного таким демпингом. Предложенные обязательства могут не приниматься, если компетентные органы считают их принятие практически неосуществимым, например, если число действительных или потенциальных экспортеров слишком велико, или по другим причинам, включая общеполитические соображения. В случае необходимости и когда это практически осуществимо, компетентные органы сообщают экспортеру причины, по которым они сочли принятие обязательства неуместным, и, по возможности, предоставляют экспортеру возможность высказать замечания по этому поводу.
Если обязательство принимается, расследование в отношении наличия демпинга и ущерба, тем не менее, продолжается, если этого желает экспортер или если такое решение принимается компетентными органами. В таком случае, если выносится определение об отсутствии демпинга или ущерба, обязательство автоматически аннулируется, за исключением случаев, когда такое определение является в значительной степени результатом существования ценового обязательства. В таких случаях компетентные органы могут потребовать, чтобы обязательство оставалось в силе в течение разумного периода времени в соответствии с положениями настоящего Соглашения. В случае вынесения утвердительного определения в отношении наличия демпинга и ущерба обязательство продолжает действовать в соответствии с его условиями и положениями настоящего Соглашения.
Ценовые обязательства могут быть предложены компетентными органами импортирующего члена, но ни один экспортер не принуждается брать на себя такие обязательства. Тот факт, что экспортеры не предлагают такие обязательства или не принимают предложение сделать это, никоим образом не наносит ущерба рассмотрению дела. Однако компетентные органы вправе определить, что угроза ущерба является более вероятной при продолжении демпингового импорта.
Компетентные органы импортирующего члена могут потребовать от экспортера, чье обязательство было принято, периодически предоставлять информацию, относящуюся к выполнению такого обязательства, и разрешать проверку соответствующих данных. В случае нарушения обязательства компетентные органы импортирующего члена могут на основе настоящего Соглашения и в соответствии с его положениями принимать срочные меры, которые могут включать немедленное применение временных мер с использованием наилучшей имеющейся информации. В таких случаях окончательные пошлины могут взиматься в соответствии с настоящим Соглашением с товаров, поступивших на рынок не более чем за 90 дней до применения таких временных мер, с тем исключением, что любое такое ретроспективное обложение не применяется к импорту, поступившему до нарушения обязательства.
Статья 9 Соглашения указывает, что решение о том, вводить или не вводить антидемпинговую пошлину в тех случаях, когда все требования для введения удовлетворены, и решение о том, должна ли антидемпинговая пошлина вводиться в размере, равном величине демпинговой маржи, или в меньшем размере, являются решениями, которые принимаются компетентными органами импортирующего члена. Желательно, чтобы введение носило умеренный характер на территории всех членов и чтобы пошлина была меньше демпинговой маржи, если такая меньшая пошлина окажется достаточной для устранения ущерба, причиненного отечественной отрасли.
Когда в отношении любого товара вводится антидемпинговая пошлина, такая антидемпинговая пошлина взимается в каждом случае в надлежащих размерах на не дискриминационной основе с импорта такого товара, поступающего из всех источников, являющегося, как установлено, предметом демпинга и причиняющего ущерб, исключая импорт из тех источников, со стороны которых были приняты ценовые обязательства согласно условиям настоящего Соглашения. Компетентные органы называют поставщика или поставщиков данного товара. Если, однако, в дело вовлечено несколько поставщиков из одной и той же страны и практически невозможно назвать всех этих поставщиков, компетентные органы могут назвать соответствующую страну-поставщика. Если в дело вовлечено несколько поставщиков из более чем одной страны, компетентные органы могут назвать либо всех вовлеченных поставщиков, либо, если это практически невозможно, все вовлеченные страны-поставщики.
Когда сумма антидемпинговой пошлины оценивается на ретроспективной основе, определение окончательной ответственности по уплате антидемпинговых пошлин происходит как можно скорее, обычно в течение 12 месяцев, и ни в коем случае не позднее 18 месяцев после поступления просьбы об окончательной оценке суммы антидемпинговой пошлины. Любой возврат средств осуществляется быстро, обычно в течение не более 90 дней после определения окончательной ответственности согласно настоящему подпункту. В любом случае, если возврат средств не сделан в течение 90 дней, компетентные органы при получении соответствующего запроса представляют объяснения.
Когда сумма антидемпинговой пошлины оценивается на перспективу, предусматривается положение о быстром возврате по запросу любой пошлины, уплаченной сверх демпинговой маржи. Возврат любой такой пошлины, уплаченной сверх действительной демпинговой маржи, обычно происходит в течение 12 месяцев, и ни в коем случае не позднее чем через 18 месяцев с даты поступления должным образом обоснованного запроса о возврате, представленного импортером товара, подлежащего обложению антидемпинговой пошлиной. Разрешенный возврат обычно осуществляется в течение 90 дней после указанного выше решения.
При определении того, следует ли производить возмещение средств и в какой мере, компетентные органы должны учитывать любое изменение в нормальной стоимости, любое изменение в расходах, понесенных между импортом и перепродажей, а также любое изменение перепродажной цены, которое должным образом отражается в последующих продажных ценах, и рассчитывать экспортную цену, не делая вычетов на сумму уплаченных антидемпинговых пошлин, если предоставляются убедительные доказательства вышеизложенного.
В том случае, когда компетентные органы ограничивают рассмотрение в соответствии с п. 10 ст. 6 Соглашения, любая антидемпинговая пошлина, применяемая к импорту, который поступает от экспортеров или производителей, не включенных в рассмотрение, не превышает:
1) средневзвешенной демпинговой маржи, установленной в отношении отобранных экспортеров или производителей, или
2) в том случае, если ответственность по уплате антидемпинговых пошлин рассчитываются на основе ожидаемой нормальной стоимости - разницы между средневзвешенной нормальной стоимостью, установленной для отобранных экспортеров или производителей, и экспортными ценами экспортеров или производителей, которые индивидуально не рассматривались,
при условии, что компетентные органы не принимают во внимание для целей настоящего пункта любые нулевые демпинговые маржи или минимальные маржи и демпинговые маржи, установленные в обстоятельствах, указанных в п. 8 ст. 6 Соглашения. Компетентные органы применяют индивидуальные пошлины или нормальные стоимости к импорту, поступающему от любого экспортера или производителя, не включенного в рассмотрение, который представил необходимую информацию в ходе расследования, как это предусмотрено в п.п. 10.2 ст. 6.
Если товар подлежит обложению антидемпинговыми пошлинами в импортирующем члене, компетентные органы быстро проводят пересмотр в целях определения индивидуальной демпинговой маржи для любых экспортеров или производителей в данной экспортирующей стране, которые не экспортировали данный товар в импортирующий член в период расследования, при условии, что такие экспортеры или производители могут доказать, что они не являются связанными ни с кем из экспортеров или производителей в экспортирующей стране, товары которых подлежат обложению антидемпинговыми пошлинами. Такой пересмотр начинается и проводится в ускоренном порядке по сравнению с обычной процедурой установления пошлины и проведения пересмотров в импортирующем члене. Никакие антидемпинговые пошлины не взимаются с импорта, поступающего от таких экспортеров или производителей во время проведения пересмотра. Компетентные органы могут, однако, и/или потребовать гарантий обеспечения того, что если такой пересмотр приведет к установлению факта демпинга со стороны таких производителей или экспортеров, то антидемпинговые пошлины могут быть взысканы с учетом положения об обратной силе, начиная с даты начала рассмотрения.
Статья 15 Соглашения признаёт, что при рассмотрении вопроса о применении антидемпинговых мер развитые страны члены ВТО должны особо учитывают особенное положение развивающихся стран членов. До применения антидемпинговых пошлин, если они могут затрагивать существенно важные интересы развивающихся стран членов, рассматриваются возможности использования конструктивных защитных мер, предусмотренные настоящим Соглашением.
Пересмотр антидемпинговых пошлин. Согласно ст. 11 Соглашения антидемпинговая пошлина остается в силе лишь в течение такого времени и в таком размере, которые необходимы для противодействия демпингу, наносящему ущерб. Компетентные органы рассматривают необходимость продолжения взимания пошлины, либо по своей собственной инициативе, либо по истечении разумного периода времени с момента введения окончательной антидемпинговой пошлины по просьбе любой заинтересованной стороны, которая предоставляет утвердительную информацию, подтверждающую необходимость пересмотра. Заинтересованные стороны имеют право просить компетентные органы рассмотреть, является ли продолжение взимания пошлины необходимым для нейтрализации демпинга, есть ли вероятность того, что нанесение ущерба продолжится или начнется заново, если пошлина будет отменена или изменена, или и то, и другое. Если в результате пересмотра компетентные органы устанавливают, что антидемпинговая пошлина более не является оправданной, то ее действие прекращается.
Действие любой окончательной антидемпинговой пошлины прекращается не позднее 5 лет с даты ее введения (или с даты самого последнего пересмотра согласно пункту 2, если этот пересмотр касался как демпинга, так и ущерба, или согласно настоящему пункту), если только компетентные органы не решат в ходе пересмотра, начатого до этой даты по их собственной инициативе или на основе должным образом обоснованного запроса, поданной отечественной отраслью или от ее имени в течение разумного периода времени до этой даты, что прекращение действия пошлины по всей вероятности привело бы к продолжению или возобновлению демпинга и ущерба. Пошлина может оставаться в силе до получения результатов такого пересмотра.
Правила Соглашения, касающиеся доказательств и процедуры, применяются к любому пересмотру, проводимому согласно настоящей статье. Любой такой пересмотр проводится ускоренно и обычно завершается в течение 12 месяцев с даты начала пересмотра. Это же правило применяется ценовым обязательствам.
Антидемпинговое расследование является квази-судебной процедурой, которую осуществляет официальный орган или органы страны-импортёра. Согласно ст. 13 Соглашения, каждый член ВТО, чье национальное законодательство содержит положения об антидемпинговых мерах, обеспечивает наличие судебных, арбитражных или административных органов или процедур с целью, в частности, быстрого пересмотра административных действий, касающихся вынесенных окончательных определений и пересмотров вынесенных определений. Такие органы и процедуры являются независимыми от компетентных органов, ответственных за такое определение или пересмотр.
Участие в антидемпинговом расследовании Органа по разрешению споров ВТО (ОРС) сведено к минимуму. Заинтересованная сторона может подать жалобу в ОРС на государство, проводившее антидемпинговое расследование. Создается третейская группа. Однако права этой группы ограничены. Если группа определит, что компетентные органы государства правильно установили факты и их оценка была беспристрастной и объективной, то эта оценка не отвергается, даже если бы третейская группа сама могла бы прийти к иному мнению (подп. 1 п. 6 ст. 17 Соглашения).
Вместе с тем, если третейская группа констатирует, что положения Соглашения допускают более чем одно толкование, считается, что принятая компетентными органами государства мера соответствует Соглашению, если она основывается на одном из таких разрешенных толкований.
Примером спора о применении антидемпинговых мер является дело об аннулировании Закона США об антидемпинге 1916 г. (ЕС и Япония против США, 26.09.2000г.). Данный закон предусматривал судебные меры в рамках уголовного преследования к импортёрам, продающим иностранную продукцию в США по ценам, существенно заниженным по отношению к цене на соответствующем иностранном рынке. Апелляционный орган подтвердил выводы Третейской группы о том, что транснациональная ценовая дискриминация, на которую ссылается закон, подпадает под действие ст. VI ГАТТ и Соглашения ВТО о её применении. Меры, применяемые на основе закона, были признаны противоречащими ст. 18 Соглашения, запрещающей применение каких-либо конкретных антидемпинговых мер, кроме как в соответствии с положениями ГАТТ. Допустимыми средствами защиты являются только окончательные и временные антидемпинговые пошлины, а также ценовые обязательства
Следует отметить, что на переговорах Доха-раунда обсуждаются вопросы по применению антидемпинговых мер. Особенно спорным является вопрос о методике, применяемой главным образом США при расчете ставок антидемпинговых пошлин. При расчете величины демпинга импортируемого товара, торговые ведомства США не принимают во внимание случаи, когда импортируемые товары продаются в США по более высоким, чем в стране происхождения, ценам, учитывая только более низкие цены. Нет единого мнения также и по введению автоматического запрета на применение антидемпинговых мер по истечении 10 лет после выявления соответствующего факта, и по распространению действия антидемпинговых пошлин, касающихся одного товара, на смежные товары в случае, когда импорт последних используется для ухода от антидемпинговых пошлин.
Вопросы для самоконтроля
1. Что следует понимать под демпингом?
2. На основании чего Соглашение о применении ст. VI ГАТТ 1994г. разрешает введение антидемпинговых мер?
3. Кто вправе инициировать антидемпинговое расследование?
4. Что следует понимать под проверочным визитом?
5. В чём заключается участие в антидемпинговом расследовании Органа по разрешению споров?
Тестовые задания
1. На чём, в соответствии с п. 1 ст. 3 Соглашения о применении антидемпинговых мер, основывается установление наличия ущерба для целей статьи VI ГАТТ 1994г.?
а) на материальном ущербе отечественной отрасли,
б) на влиянии демпингового импорта на цены аналогичных товаров на внутреннем рынке,
в) на положительном доказательстве,
г) на увеличении демпингового импорта.
2. Какую оценку, в соответствии с п. 3 ст. 3 Соглашения о применении антидемпинговых мер, вправе осуществить органы, проводящие антидемпинговое расследование, если предметом антидемпинговых расследований одновременно является импорт какого-либо товара из более, чем одной страны?
а) диверсифицированную,
б) кумулятивную,
в) предварительную,
г) другой вариант (указать).
3. Как обычно начинается антидемпинговое расследование с целью определения наличия, степени и влияния любого предполагаемого демпинга?
а) по решению таможенных органов государства-импортёра,
б) компетентные органы,
в) по письменному заявлению, поданному отечественной отраслью или от ее имени,
г) ни один из предложенных вариантов не является правильным.
4. Какова минимальная продолжительность срока, предоставляемого экспортерам и иностранным производителям, получившим вопросники, используемые в антидемпинговом расследовании, для предоставления ответа?
а) 40 дней,
б) 30 дней,
в) 20 дней,
г) 10 дней.
5. Какого основания для введения временных мер не предусмотрено в п.1 ст. 7 Соглашения о применении антидемпинговых мер?
а) если расследование было начато в соответствии с положениями статьи 5, об этом дано публичное уведомление и всем заинтересованным сторонам были обеспечены надлежащие возможности представить информацию и сформулировать комментарии,
б) если были вынесены предварительные утвердительные определения в отношении наличия демпинга и связанного с ним ущерба для отечественной отрасли,
в) если соответствующие компетентные органы считают такие меры необходимыми для предотвращения ущерба, причиняемого в ходе расследования,
г) если были приостановлены или завершены без введения временных мер или антидемпинговых пошлин по получении удовлетворительных добровольных обязательств от любого экспортера о пересмотре его цены или прекращении экспорта в данную зону по демпинговым ценам.
6. Восполните пропуск в тексте п. 1 ст. 9 Соглашения о применении антидемпинговых мер: «Решение о том, вводить или не вводить ______________ в тех случаях, когда все требования для введения удовлетворены, и решение о том, должна ли антидемпинговая пошлина вводиться в размере, равном величине демпинговой маржи, или в меньшем размере, являются решениями, которые принимаются компетентными органами импортирующего члена»:
а) временные меры,
б) антидемпинговую пошлину
в) ценовые ограничения,
г) другой вариант (указать).
7. В какой срок происходит определение окончательной ответственности по уплате антидемпинговых пошлин, сумма которой оценивается на ретроспективной основе?
а) в течение 12 месяцев,
б) в течение 18 месяцев,
в) не позднее 18 месяцев,
г) в течение 12 месяцев, и ни в коем случае не позднее 18 месяцев.
Международные акты
Генеральное соглашение о тарифах и торговле (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/
Соглашение по применению статьи VI ГАТТ 1994 г. (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/
Декларация Министров от 15 декабря 1993 г. об урегулировании споров в соответствии с Соглашением по применении статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. или в соответствии с частью V Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты / авт. предисл. О.Д. Давыдов. Т.2. - М.: 2001.
Решение Министров от 15 декабря 1993 г. в отношении обхода антидемпинговых мер // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты / Авт. предисл. О.Д. Давыдов. - М.: 2001. Т.2.
Решение Министров от 15 декабря 1993 г. о пересмотре статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты / авт. предисл. О.Д. Давыдов. Т.2. - М.: 2001.
Дополнительная литература
Беликова К.М., Безбах В.В. Конкурентная политика США на примере запрета ценовой дискриминации: основные положения и практика применения Закона Робинсона - Петмена // Юридический мир. – 2006. - №7.
Большаков Н.Л. ВТО и антидемпинговые меры. Антидемпинговые соглашения ВТО. Практика применения антидемпинговых мер в отношении российских товаров. Теоретические и практические проблемы // Всемирная торговая организация и интересы предпринимателей. Документы конференции. - М., 1998. – 27 - 28 янв.
Воробьева Н.Г. Меры по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли в отношениях между странами-членами Всемирной торговой организации. - М.: РУДН, 2001.
Всемирная торговая организация: механизмы функционирования и практика вступления / Под ред. А.Е. Дайнеко. - Минск: Дикта, 2006.
Галичий С.А. Комментарий к ст. VI ГАТТ: проблемы применения антидемпинговых мер в России и за рубежом // Московский журнал международного права. – 2007. - №3.
Додонов В.Н. Право международной торговли: словарь-справочник. - М: Славия, 1997.
Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация от «А» до «Я»: терминологический справочник. - М.: Всерос. акад. внешн. торговли, 2006.
Зайнетдинов Р.Б. Особенности антидемпингового законодательства государств-участников ГАТТ: американский и канадский опыт // Международное публичное и частное право. - 2004. - №6.
Ильяшев К.С. Практика применения антидемпинговых мер в США в отношении российской урановой продукции // Право и политика. – 2007. - №10.
Ковалев А.А., Шишаев А.И. Актуальные проблемы доступа российских товаров на рынок Европейского Союза (антидемпинговые процедуры) // Московский журнал международного права. - 1998. - №4.
Козырин А.Н., Шепенко Р.А. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. – М., 1999.
Петросян А.Р. Антидемпинг: практические вопросы // Вестник Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. - 2000. - №5.
Пивоваров А.А. Практика применения антидемпинговых пошлин в ЕС и ВТО // Юридический мир. – 2007. - №9.
Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему. - М.: Финансы и статистика, 2003.
Шепенко Р.А. Антидемпинговый процесс. – М.: Дело, 2002.
Шепенко Р. Антидемпинговый процесс и применение антидемпинговых пошлин в ЕС // Внешняя торговля. - 1997. - №4-6, 10-12.
Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.
Шумилов В.М. Право ВТО и антидемпинговый процесс по законодательству России // Внешнеэкономический бюллетень. - 2003. - №12.; - 2004. - №№1, 3, 4, 5, 7.