Теоретические и методические установки по изучению темы. В ходе изучения данной темы следует обратиться к тексту Генерального соглашения по




 

В ходе изучения данной темы следует обратиться к тексту Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Кроме того, рекомендуется изучить соответствующие главы в работах С. А. Григоряна и А.В. Данильцева, Е.В. Даниловой, А.А. Захарова и др., в которых указывается, что ГАТС в ст. I указывает, что понятие «услуги» включает в себя любые услуги в любом секторе, за исключением услуг, оказываемых во исполнение государственных полномочий. Соответственно понятие «услуга, оказываемая во исполнение государственных полномочий» означает любую услугу, которая предоставляется не на коммерческой основе и при отсутствии основы для конкуренции. Секторальные приложения к Соглашению исключают из его сферы отдельные виды услуг. Так Приложением по авиатранспортным услугам из сферы ГАТС выведены права перевозки или услуги, непосредственно относящиеся к реализации прав перевозки.

Цели ГАТС:

1) создание многосторонней системы принципов и правил в торговле услугами, которая обеспечивала бы расширение такой торговли в условиях транспарентности и постепенной либерализации и являлась бы средством, способствующим экономическому росту всех торговых партнеров и развитию развивающихся стран;

2) достижение скорейшего прогресса в осуществлении более высокого уровня либерализации в торговле услугами путем проведения успешных раундов переговоров, направленных на содействие интересам всех участников на основе взаимной выгоды и обеспечения общего баланса прав и обязательств с учетом целей национальной политики.

ГАТС базируется на принципах: отказа от дискриминации (реализуется посредством РНБ и национального режима), рыночной эффективности, предсказуемого, открытого, безопасного взаимного доступа на рынки. Национальный режим в обязательном порядке предоставляется только в тех секторах услуг, которые включены в список соответствующих обязательств конкретного члена ВТО. В ходе переговоров страна может добиться возможности применять дискриминационные меры и в данных секторах, если остальные участники на это согласятся. Принцип рыночной эффективности реализуется через положения, касающиеся транспарентности и уступок по доступу.

В структуре ГАТС выделяются следующие элементы:

1) основные обязательства, применяемые ко всем секторам услуг;

2) обязательства, носящие вспомогательный характер:

а) применяемые ко всем секторам услуг;

б) применяемые только к тем секторам услуг, в отношении которых приняты специфические обязательства;

3) исключения из обязательств;

4) специфические обязательства;

5) институциональные и процедурные вопросы;

6) определения и исключения из ГАТС;

7) секторальные приложения и договоренности по финансовым услугам в отношении применения ГАТС в некоторых секторах услуг, а также решения министров.

Общие обязательства должны выполнить все участники ВТО в безусловном порядке. Специфические обязательства участника ВТО по либерализации доступа на рынок и предоставлению национального режима являются результатом двусторонних переговоров, проводимых в рамках ВТО.

Обязательство по предоставлению РНБ сформулировано в п. 1 ст. II ГАТС: «В отношении любой меры, охватываемой ГАТС, каждый Участник предоставляет немедленно и безусловно услуге и поставщику услуги другого Участника режим не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет подобным услугам и поставщикам услуг из любой третьей страны». Безусловный характер применения обязательства по предоставлению РНБ означает, что предоставление РНБ одним участником ВТО другому участнику не может быть обусловлено выполнением каких-либо требований со стороны данного участника к другому участнику, например требований взаимности или иных требований.

Транспарентность и требования по нотификации. Статья III ГАТС устанавливает следующие правила транспарентности:

1) публикация нормативно-правовых актов и международных договоров, регулирующих торговлю услугами, с тем, чтобы все поставщики и потребители услуг могли заблаговременно узнать о любых изменениях в регулировании торговли услугами,

2) информирование Совета ВТО по торговле услугами о принятии новых или каких-либо изменениях в существующих нормативно-правовых актах и административных процедурах, регулирующих торговлю услугами, охватываемую специфическими обязательствами, принятыми по ГАТС,

3) ответы на запросы относительно мер общего применения и международных соглашений, имеющих отношение к ГАТС,

4) создание информационных пунктов для предоставления сведений, имеющих отношение к ГАТС, и о мерах, затрагивающих специфические обязательства члена ВТО,

5) каждый участник информирует Совет ВТО по торговле услугами о любой мере, относящейся к обязательствам по ГАТС, принятой другим участником.

Статья IV ГАТС устанавливает особые условия для развивающихся стран:

1) усиление конкурентоспособности сектора услуг развивающихся стран посредством доступа к технологиям на коммерческих условиях,

2) доступ поставщиков услуг из развивающихся стран к каналам распределения и информационным сетям,

3) либерализация доступа на рынок в секторах и в отношении способов поставки услуг, имеющих экспортное значение для развивающихся стран.

Развитые страны обязаны создавать специальные информационные пункты, облегчающие доступ поставщиков услуг из развивающихся стран-членов ВТО к информации, относящейся к соответствующим рынкам и касающейся:

1) коммерческих и технических аспектов поставки услуг;

2) регистрации, признания и получения профессиональной квалификации;

3) наличия технологии в секторе услуг.

Особый режим предоставляется наименее развитым странам.

Обязательства, носящие вспомогательный характер. Статья VI ГАТС «Внутреннее регулирование» запрещает членам ВТО компенсировать уступки по доступу на рынок и предоставлению национального режима за счет мер, которые предназначены для регулирования рынка услуг данной страны в целом. Совет ВТО по торговле услугами разрабатывает необходимые правила, препятствующие созданию неоправданных барьеров в торговле. Такие требования должны:

а) основываться на объективных и прозрачных критериях, таких как компетентность и способность поставлять услугу,

б) не быть более обременительными, чем это необходимо для обеспечения надлежащего качества услуги,

в) процедуры лицензирования не должны быть сами по себе ограничением на поставку услуги (п. 4 ст. VI).

К настоящему времени разработаны правила для сектора профессиональных услуг, бухучета, отчетности, аудита и налогообложения.

В секторах, в отношении которых члены ВТО принимают на себя специфические обязательства, они обязуются:

1) обеспечить разумное, объективное и беспристрастное применение мер общего характера, которые затрагивают торговлю услугами;

2) в секторах услуг, для которых еще не разработаны соответствующие правила на основании п. 4 ст. VI ГАТС, участники обязаны не применять лицензионные или квалификационные требования и технические стандарты, которые могут аннулировать или уменьшить специфические обязательства, так как они:

а) не соответствуют критериям п. 4 ст. VI,

б) значительно отличаются от ожидаемых результатов на момент принятия специфических обязательств в этих секторах;

в) в секторах, для которых в отношении профессиональных услуг приняты специфические обязательства, каждая страна-член обеспечивает соответствующие процедуры проверки компетентности профессионалов любого другого члена.

Признание соответствующих иностранных документов. Статья VII ГАТС поощряет заключение международных договоров о взаимном признании сертификатов и разрешений на деятельность во всех секторах услуг. Кроме того:

1) каждый участник может признавать полученное образование или приобретенный опыт, выполненные требования, а также лицензии или сертификаты, выданные в другой стране (это может производиться в одностороннем порядке или основываться на договоренности с соответствующей страной, которая не обязана быть членом ВТО);

2) стороны таких договоров должны предоставить возможность другим членам ВТО вести переговоры о присоединении к ним или достижении сопоставимых соглашений;

3) члены ВТО не должны осуществлять признание таким образом, чтобы это подвергало дискриминации поставщиков из других стран;

4) в отношении признания ГАТС каждый член ВТО уведомляет Совет по торговле услугами о:

а) существующих мерах и правилах в области признания;

б) начале переговоров о заключении соглашения или достижении договоренности по признанию;

в) введении новых или значительном изменении существовавших мер.

Монополии и эксклюзивные поставщики услуг. На практике имеется возможность для обхода обязательств по ГАТС из-за существования поставщиков услуг, находящихся в монопольном положении или обладающих эксклюзивными правами. Предотвращению злоупотреблений таких поставщиков услуг призвана предотвращать ст. VIII ГАТС, положения которой можно разделить на две группы:

1) положения в отношении только секторов, по которым данным членом приняты специфические обязательства;

2) положения, которые относятся ко всем секторам и являются общими обязательствами любого члена ВТО.

В отношении всех секторов услуг каждый член ВТО должен обеспечить, чтобы действия любого монопольного поставщика услуг на его территории не противоречили обязательствам по ст. II ГАТС и его специфическим обязательствам. Под «монопольным поставщиком услуг» понимается любое лицо, государственное или частное, которое создано в качестве единственного поставщика такой услуги либо уполномочено быть таким поставщиком данной услуги.

Переводы и платежи. Нормы ГАТС, определяющие обязательства в отношении движения капиталов и платежей, касаются только тех секторов услуг, по которым приняты специфические обязательства. В соответствии со ст. XI ГАТС «Платежи и переводы» в качестве общего требования не применяются ограничения к международным переводам и платежам по текущим операциям. Эта норма не затрагивает прав и обязательств государств в рамках МВФ, включая те из них, которые касаются валютных операций, осуществляемых в соответствии с положениями устава Фонда. Однако участник ВТО не может вводить ограничения, которые несовместимы с его специфическими обязательствами, на какие-либо капитальные операции. Статья XVI определяет, что член ВТО обязан не ограничивать движение капитала, когда это может препятствовать трансграничной поставке услуги, ее поставке посредством коммерческого присутствия в секторах, по которым приняты обязательства.

Субсидии. Согласно ГАТС при отсутствии специальных правил и ограничений в данной области на субсидирование распространяются обязательства по предоставлению национального режима, если они принимаются данным членом ВТО. При этом размеры и формы субсидирования специально не ограничиваются. Однако в ст. XV ГАТС предусматривается, что члены ВТО вступят в переговоры, в ходе которых должна быть рассмотрена приемлемость процедур компенсационных мер, а также принято во внимание особое значение субсидий и программ государственной помощи для развивающихся стран.

На практике субсидирование в сфере торговли услугами может осуществляться непосредственно и опосредованно. В первом случае субсидируются непосредственно услуги и поставщики услуг, во втором - производство и экспорт товаров, в которые услуги включены в качестве составляющих издержек.

Изъятия из режима наибольшего благоприятствования. Изъятиями из РНБ в рамках ГАТС являются меры, несовместимые с п.1 ст. II ГАТС. Они допустимы:

1) на основании прямого фиксирования изъятий из РНБ в специальном приложении к специфическим обязательствам (они предусмотрены приложением по изъятиям из ст. II) при условии, что все остальные члены ВТО будут пользоваться, как минимум, тем режимом, который описан собственно в перечне специфических обязательств данного члена ГАТС;

2) на основании положений ГАТС, предполагающих исключения общего характера для каких-либо мер из правил ГАТС.

Такие изъятия предоставляются на ограниченный период времени - не более 10 лет; любые изъятия, предоставленные на срок более 5 лет, являются предметом рассмотрения в Совете по торговле услугами; изъятия становятся предметом дальнейших переговоров по либерализации торговли; новые изъятия предоставляются в исключительных случаях в порядке вэйвера. Предусмотрена возможность предоставления изъятий из РНБ в рамках приграничной торговли.

Статья V ГАТС предусматривает возможность предоставления изъятий из РНБ в связи с соглашением о региональной экономической интеграции.

Особым случаем предоставления изъятий из РНБ являются соглашения об интеграции рынков рабочей силы. Такое соглашение должно предусматривать отмену для граждан стран - его участников получения разрешений на жительство и работу, а его участники должны уведомить о соглашении Совет по торговле услугами.

РНБ может не применяться в случаях, когда речь идет о мерах, направленных на обеспечение безопасности или правопорядка (ст. XIII - «Государственные закупки», ст. XIV и XIV-бис - «Общие исключения» и «Исключения по соображениям безопасности»). В отношении финансовых услуг члены ВТО могут принимать меры, направленные на защиту инвесторов, вкладчиков или целостности и стабильности финансовой системы. Обязательства ГАТС не действуют в отношении мер, затрагивающих физических лиц, которые стремятся к доступу на рынок занятости участника, и мер, касающихся гражданства, постоянного места жительства или найма на постоянной основе, а также прав авиаперевозок.

Чрезвычайные защитные меры и ограничения в целях защиты платежного баланса. В случае серьезных затруднений с платежным балансом и внешних финансовых трудностей или угрозы этого участник может вводить ограничения в торговле услугами, в отношении которых он принял специфические обязательства, включая платежи и переводы, относящиеся к таким операциям. Такую возможность предоставляют положения п. 1 ст. XII «Ограничения в целях защиты платежного баланса». Особый преференциальный подход в этом вопросе применяется к участникам, «находящимся в процессе экономического развития или в условиях переходной экономики».

Статья X (п. 2) ГАТС определяет, что условия применения указанных ограничений должны применяться на основе РНБ, соответствовать положениям устава МВФ; не должны причинять излишнего ущерба торговым, экономическим, финансовым интересам других членов ВТО; не должны быть более ограничительными, чем это необходимо (при обстоятельствах, предусмотренных п. 1 ст. XII ГАТС); должны носить временный характер и устраняться по мере улучшения ситуации, обусловившей их применение.

О всех случаях применения ограничений по соображениям платежного баланса необходимо безотлагательно уведомлять органы ВТО и проводить консультации с Комитетом по ограничениям в связи с платежным балансом. Консультации должны быть направлены на приведение любых ограничений в соответствие с требованиями ГАТС.

Правительственные закупки. Обязательства по предоставлению РНБ, а также специфические обязательства по доступу на рынок и предоставлению национального режима не применяются к законам, правилам или требованиям, регулирующим закупку услуг правительственными учреждениями для целей правительства. Критерием правительственной в рамках ГАТС закупки является ее осуществление не с целью коммерческой перепродажи или использования при поставках услуг для коммерческой реализации.

Общие исключения и исключения по соображениям безопасности. Статья XIV ГАТС предусматривает, что участники вправе принимать и осуществлять меры, необходимые для: защиты общественной морали или поддержания общественного порядка, защиты жизни и здоровья людей, животных или растений; соблюдения законов и правил, направленных на предотвращение вводящей в заблуждение или недобросовестной практики или последствий несоблюдения контрактов в области услуг, защиту от вмешательства в частную жизнь или сохранение конфиденциальности, безопасности; осуществления справедливого и эффективного налогообложения, а также меры, которые противоречат принципу РНБ, однако связаны с соглашениями о предотвращении двойного налогообложения в каком-либо другом международном соглашении или договоренности.

Статья XIV-бис позволяет

1) сохранять конфиденциальность информации в интересах безопасности;

2) применять меры, необходимые для защиты безопасности, относящиеся к поставке услуг, осуществляемых с целью снабжения военных учреждений расщепляющимися или термоядерными материалами;

3) предпринимать любые действия для выполнения обязательств в соответствии с Уставом ООН в целях сохранения международной безопасности и мира.

Исключения в отношении свободного перемещения физических лиц. ГАТС не дает прав физическим лицам, которые являются поставщиками услуг страны-члена или наняты такими поставщиками, на получение доступа на рынок занятости другого участника, получение гражданства, вида на жительство или найма на постоянной основе. В то же время физическим лицам, на которых распространяется специфическое обязательство, разрешается поставка услуги в соответствии с условиями этого обязательства.

ГАТС не препятствует стране-участнику принимать меры для внутреннего регулирования въезда физических лиц на свою территорию или их временного пребывания на ней, включая меры регулирования въезда физических лиц на свою территорию или их временного пребывания на ней, в том числе меры, необходимые для защиты целостности его границ и обеспечения упорядоченного перемещения физических лиц через его границу, при условии, что такие меры не применяются способом, аннулирующим или сокращающим выгоды, получаемые согласно условиям специфического обязательства.

Специфические обязательства обязательны для члена ВТО при условии включения их в свой Перечень специфических обязательств и в том объеме, в каком они представлены в Перечне.

Виды специфических обязательств. Участник ВТО принимает на себя:

1) горизонтальные обязательства, касающиеся мер регулирования доступа на рынок и исключений из национального режима, применяющихся в отношении всех секторов услуг, по которым член ВТО принял специфические обязательства;

2) секторальные обязательства принимаются только в отношении конкретных секторов или видов услуг.

Национальный режим. В соответствии с п. 1 ст. XVII ГАТС «в секторах, содержащихся в его (участника) Перечне и на условиях и требованиях, оговоренных в нем, участник предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого участника в отношении всех мер, затрагивающих поставку услуг, режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет таким же отечественным услугам или поставщикам услуг».

Возможны 3 варианта специфических обязательств по предоставлению национального режима:

1) обязательства без ограничений - страна не может применять ограничения, которые нарушают национальный режим;

2) обязательства с ограничениями - страна получает возможность применять оговоренные меры, которые нарушают национальный режим, то есть дискриминировать иностранных поставщиков услуг и иностранные услуги в согласованных областях и формах;

3) обязательства не принимаются - страна получает право не предоставлять национального режима в данной области.

В Перечне специфических обязательств фиксируется тот уровень гарантий по предоставлению национального режима, который не может ухудшаться для иностранных услуг и поставщиков услуг. При этом участник вправе на основе РНБ предоставлять режим, который лучше гарантированного в Перечне.

Доступ на рынок. В соответствии с положениями ст. XVI участники ВТО должны устранить ограничения в доступе на свой рынок услуг и поставщиков услуг других участников ВТО. В соответствии с п. 1 ст. XVI, в отношении доступа на рынок посредством способов поставки, определенных в ст. I, каждый участник предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого участника режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется в соответствии с ограничениями и условиями, согласованными и указанными в Перечне.

Применительно к ГАТС «доступ на рынок» - это совокупность мер регулирования, влияющих на возможность предоставлять услуги. В некоторых секторах меры регулирования не применяются вообще. В подобных случаях в Перечне специфических обязательств указывается, что ограничений по доступу на рынок таких конкретных услуг нет.

Если же ограничения доступа существуют, то и в Перечне специфических обязательств должны быть зафиксированы меры из перечисленных ниже:

1) ограничение количества поставщиков услуг в виде количественных квот, монополий, эксклюзивных поставщиков услуг, требований проведения теста на экономическую целесообразность;

2) ограничение торговли по данному виду услуг или активов компаний, занятых предоставлением соответствующих услуг, в форме количественных ограничений, требования теста на экономическую целесообразность;

3) ограничение на общее число операций или количество предоставленных услуг в тех же формах;

4) ограничение общего количества физических лиц, которые могут быть заняты в соответствующем секторе услуг или наняты поставщиком услуг в данном секторе, в частности в аналогичных формах;

5) требования к определенной правовой форме учреждения компании, через которую поставщик услуг может поставить услугу;

6) ограничение на долю иностранного капитала в виде максимального процента иностранного участия в компании, установления максимальной доли в совокупном капитале компаний данного сектора для иностранных компаний.

Если в каком-либо секторе ограничений в доступе на рынок нет, то это отмечается в Перечне специфических обязательств.

Если участник затрудняется принять вообще какие-либо обязательства в доступе на рынок и предполагает после присоединения изменять условия такого доступа по своему усмотрению, то в Перечне специфических обязательств отмечается, что обязательства в данном секторе не принимаются или сектор вообще не включается в Перечень.

Участник ВТО, не принявший на себя обязательств по доступу на рынок или зафиксировавший ограничения в доступе, может на практике не применять никаких ограничений в отношении стран-участниц ВТО. Участник вправе предоставлять лучшие условия доступа на рынок на основе РНБ.

Дополнительные обязательства. ГАТС предоставляет возможность участникам ВТО принять дополнительные обязательства в отношении качественных ограничений. Эти обязательства фиксируются в специальном разделе Перечня специфических обязательств, который называется «Дополнительные обязательства». Примером дополнительных обязательств может служить так называемый Справочный документ. Он определяет принципы конкурентной политики в сфере услуг базовых телекоммуникаций, которые обязуются соблюдать участники ВТО, принявшие на себя эти дополнительные обязательства.

Институциональные и процедурные вопросы. Постепенная либерализация. Статья XIX ГАТС предусматривает проведение, начиная с 2000г., переговоров, направленных на сокращение или устранение мер, отрицательно влияющих на торговлю услугами, и обеспечение эффективного доступа на рынок. В процессе либерализации должны приниматься во внимание цели национальной политики и уровни развития конкретных членов ВТО в целом и применительно к отдельным секторам. В отношении развивающихся стран принят гибкий подход: допускается открытие меньшего числа секторов, либерализация меньшего вида операций, постепенное расширение доступа на рынок сообразно с проблемами развития, возможность обусловливать предоставление доступа на их рынки иностранных поставщиков услуг дополнительными требованиями, предусмотренными ст. IV ГАТС.

Оформление Перечней специфических обязательств. Статья XX определяет порядок оформления Перечня специфических изъятий. В этом Перечне каждый участник указывает обязательства по доступу на рынок, предоставлению национального режима и дополнительные обязательства. Для секторов, в которых берутся такие обязательства, в Перечне указываются:

1) ограничения и условия доступа па рынок;

2) условия и оговорки предоставления национального режима;

3) принятие дополнительных обязательств;

4) временные рамки для выполнения обязательств;

5) дата вступления обязательств в силу.

При оформлении Перечня соотношение обязательств по предоставлению национального режима и обязательств по доступу на рынок учитывается следующим образом. Как правило, ограничения в доступе на рынок применяются на недискриминационной основе.

Некоторые меры регулирования можно отнести в равной степени и к ограничениям доступа на рынок, и к ограничениям в применении национального режима. В таких случаях в Перечне специфических обязательств ограничение фиксируется лишь один раз как ограничение в доступе на рынок (в разделе «Ограничения в доступе на рынок»), применяемое на дискриминационной основе (это дискриминационные количественные ограничения).

В качестве ограничений к доступу на рынок в Перечне специфических обязательств фиксируются дискриминационные и недискриминационные количественные ограничения. Дискриминационные качественные ограничения фиксируются как изъятия из национального режима.

Перечень специфических обязательств содержит:

а) либо обязательства по предоставлению свободного доступа на свой рынок услуг и/или предоставлению национального режима для услуг и поставщиков услуг других участников;

б) либо описание изъятий из национального режима, которые данный участник может применять в отношении услуг и поставщиков услуг других участников, и/или мер, ограничивающих доступ на рынок данного участника других участников.

Изменение Перечней специфических обязательств. Положения ГАТС устанавливают процедуру изменения Перечней специфических обязательств, предусматривающую следующую последовательность:

1) участник, вносящий изменения, должен уведомить Совет по торговле услугами о своем намерении изменить или отозвать обязательство, не позднее, чем за 3 месяца до намеченной даты изменения или отзыва;

2) по запросу любого члена, выгоды которого могут быть затронуты предполагаемым изменением или отзывом, участник, вносящий изменения, обязан вступить в переговоры с целью достижения соглашения о проведении на основе РНБ необходимой компенсации;

3) в случае если такие переговоры не будут успешны, до конца предусмотренного срока участник, затронутый изменением, может передать дело в арбитраж, если ни один участник, затронутый изменением, не обратился в арбитраж, участник, вносящий изменение, свободен реализовать предполагаемое изменение или отзыв;

4) участник, вносящий изменение, не может изменять или отзывать свое обязательство до тех пор, пока он не осуществит компенсацию на основании решения арбитража;

5) если участник, вносящий изменение, производит предполагаемые изменения или отзыв и не следует решениям арбитража, любой участник, затронутый изменением и участвовавший в арбитраже, может изменить или отозвать эквивалентные выгоды в соответствии с решениями арбитража. В этом случае ответные меры применяются только в отношении участника, вносящего изменение.

Совет по торговле услугами устанавливает процедуры для исправления или изменения Перечней специфических обязательств.

ГАТС устанавливает программу действий - «встроенную повестку» - это переговоры, предусмотренные отдельными статьями ГАТС. Так предусмотрено проведение переговоров по специфическим вопросам, направленным на выработку правил и дисциплин в сфере внутреннего регулирования, применения чрезвычайных защитных мер, правительственных закупок и субсидий. Переговоры по этим вопросам продолжаются и в настоящее время.

Результатами этих переговоров становятся решения, которые определяют содержание дальнейших переговоров по торговле услугами и механизмы регулирования торговли услугами на многосторонней основе в рамках ГАТС. Эти механизмы будут выходить все дальше за рамки вопросов доступа на рынок и в большей степени влиять на практику государственного регулирования экономики услуг, что соответствует общей концепции ГАТС и отражает закономерные процессы развития мировой торговой системы.

Примером спора между членами ВТО по применению ГАТС является дело о мерах, влияющих на трансграничную поставку услуг в игорном бизнесе (Антигуа и Барбуда против США, 20.04.2005г.), в рамках которого на предмет соответствия Соглашению были рассмотрены федеральные законы и акты штатов, регулировавшие поставку услуг посредством Интернета. Апелляционный орган, встав на строну заявителя, констатировал, что положения ГАТС применимы к электронной торговле и трансграничной поставке услуг посредством Электронных средств связи. Специфические обязательства, указанные в перечнях ГАТС, распространяются на аналогичные услуги, поставляемые через Интернет. Также в рамках способа поставки, указанного в ст. I ГАТС, услуга рассматривается «аналогичной» независимо от того, при помощи каких технических средств она поставляется. Запрет на поставки услуг одним или несколькими техническими средствами представляет собой ограничение доступа на рынок, несовместимое с ГАТС. Внутренние правила, направленные на регулирование качества оказываемых услуг, не противоречат ГАТС в случае, если они являются недискриминационными, и не создают барьеров в торговле услугами.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы цели и сфера действия ГАТС?

2. Назовите принципы регулирования торговли услугами в рамках ВТО?

3. Какие меры включены в основной текст ГАТС в целях создания преференциального режима для развивающихся стран?

4. В чём состоит специфика урегулирования споров, возникающих в результате применения ГАТС?

5. Что следует понимать под специфическими обязательствами членов ВТО в области торговли услугами?

 

Тестовые задания

1. Что из нижеприведённого не относится на основании п. 2 ст. I ГАТС к поставке услуг, на которые распространяется Генеральное соглашение?

а) поставка на территории одного члена потребителю услуг любого другого члена;

б) поставка поставщиком услуг одного члена путем коммерческого присутствия на территории любого другого члена;

в) поставка центральными, региональными или местными правительствами и властями одного члена;

г) поставка поставщиком услуг одного члена путем присутствия физических лиц члена на территории любого другого члена.

2. Восполните пропуск в п. 1 ст. II ГАТС, который гласит: «В отношении любой меры, охватываемой настоящим Соглашением, каждый член ______________, предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг или поставщиков услуг любой другой страны.»:

а) на взаимной основе;

б) немедленно и, безусловно;

в) при условии, что такая мера внесена в перечень изъятий;

г) за исключением чрезвычайных обстоятельств.

3. С какой периодичностью каждый член ВТО обязан информировать Совет по торговле услугами о принятии новых или каких-либо изменениях в существующих законах, нормативных актах или административных распоряжениях, которые существенно затрагивают торговлю услугами, охватываемую его специфическими обязательствами, принятыми по ГАТС?

а) раз в год;

б) безотлагательно или, по крайней мере, два раза в год;

в) по крайней мере, раз в год;

г) безотлагательно или, по крайней мере, раз в год.

4. Исключите вариант, не соответствующий буквальному содержанию п. 1 ст. IV ГАТС, указывающей, что возрастающее участие развивающихся стран-членов в международной торговле должно облегчаться посредством принятых различными членами в результате переговоров специфических обязательств в соответствии с частями III и IV Соглашения в отношении:

а) доступности технологии в сфере услуг;

б) усиления национального потенциала их сферы услуг, повышения ее эффективности и конкурентоспособности, среди прочего, посредством доступа к технологии на коммерческих условиях;

в) улучшения их доступа к каналам распределения и информационным сетям;

г) либерализации доступа на рынок в секторах и в отношении способов поставки, являющихся для них важными с точки зрения экспорта.

5. О необходимости создания каких органов или процедур, обеспечивающих безотлагательное рассмотрение и, когда это обосновано, надлежащее исправление административных решений, затрагивающих торговлю услугами, говорится в подп. а п. 2 ст. VI ГАТС?

а) судебных;

б) административных;

в) судебных или административных;

г) другой вариант (указать).

6. В течение какого срока, в соответствии с подп. а п. 4 ст. VII ГАТС, каждый член ВТО с даты вступления для него Соглашения о ВТО информирует Совет по торговле услугами о своих существующих мерах по признанию и заявляет, основываются ли такие меры на соглашениях или договоренностях?

а) 60 дней;

б) 90 дней;

в) 6 месяцев;

г) 12 месяцев.

7. Восполните пропуск в п. 1 ст. VIII ГАТС, который гласит: «Каждый член обеспечивает, чтобы ______________ поставщик услуг на его территории при монопольной поставке услуги на соответствующем рынке не действовал образом, несовместимым с обязательствами этого члена по ст. II и его специфическими обязательствами.»:

а) любой монопольный;

б) любой негосударственный;

в) любой национальный;

г) любой государственный, региональный или местный.

 

Международные акты

Генеральное соглашение по торговле услугами (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

Решение Министров от 15 декабря 1993 г. об институциональных договорённостях по Генеральному соглашению по торговле услугами // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты / авт. предисл. О.Д. Давыдов. Т.2. - М.: 2001.

Решение Министров от 15 декабря 1993 г. о некоторых процедурах разрешения споров по Генеральному соглашению по торговле услугами // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты / авт. предисл. О.Д. Давыдов. Т.2. - М.: 2001.

Решение Министров от 15 декабря 1993 г. по торговле услугами и окружающей среде // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты / авт. предисл. О.Д. Давыдов. Т.2. - М.: 2001.

 

Дополнительная литература

Азходжаева Р.А. Международно-правовое регулирование медицинских услуг // Юрист-международник. – 2008. - №1.

Всемирная торговая организация: механизмы функционирования и практика вступления / Под ред. А.Е. Дайнеко. - Минск: Дикта, 2006.

Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. - М.: Академкнига, 2003.

Додонов В.Н. Право международной торговли: словарь-справочник. - М: Славия, 1997.

Дубинкина С.Н. Становление и развитие международно-правового регулирования торговли услугами // Право и политика. - 2006. - №2.

Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация от «А» до «Я»: терминологический справочник. - М.: Всерос. акад. внешн. торговли, 2006.

Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. - М.: Экономика, 2003.

Плиева М.Р. ГАТС и правовое регулирование международных туристских услуг // Московский журнал международного права. – 2007. - №4.

Сабельников Л. Международная торговля услугами и практика ее регулирования // Внешнеэкономический бюллетень. - 1997. - №4.

Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему. - М.: Финансы и статистика, 2003.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: