Теоретические и методические установки по изучению темы. В соответствии с п. 4 ст. XXIV ГАТТ члены ВТО «признают желательным расширение свободы




 

В ходе изучения данной темы следует обратиться к текстам Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. и Генерального соглашения по торговле услугами. Кроме того, рекомендуется изучить соответствующий раздел работы А.В. Данильцева, Е.В. Даниловой, А.А. Захарова и др., в котором указывается, что появление термина «интеграция» в ряду международно-правовых понятий связано с заключением ГАТТ-1947г. В связи с созданием ВТО и принятием ГАТТ 1994 г. и ГАТС, правовая трактовка интеграции значительно обогатилась.

В соответствии с п. 4 ст. XXIV ГАТТ члены ВТО «признают желательным расширение свободы торговли путем развития посредством добровольных соглашений более тесной интеграции экономик стран-участниц таких соглашений». Целью таможенного союза или зоны свободной торговли должно быть облегчение торговли между составляющими их территориями, а не создание барьеров в торговле между другими договаривающимися сторонами и данными территориями.

Для целей ГАТТ под экономической интеграцией понимается соглашения между государствами о создании зон свободной торговли и таможенных союзов, направленные на либерализацию взаимной торговли между ними не в ущерб третьим странам. Эти интеграционные объединения должны соответствовать определённым признакам и не ущемлять интересов других участников международной торговли.

Такой смысл понятия экономической интеграции для целей ГАТТ находит объяснение в самой логике Генерального соглашения и той обстановки, в которой оно готовилось. Основной задачей ГАТТ 1947 г. было содействие последовательной либерализации торговли всеми ее участниками, равное правовое и экономическое положение которых должен был обеспечить принцип недискриминации, реализуемый через режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ) и национальный режим. Однако с 30-х г.г. ХХ в. функционировал ряд преференциальных торговых союзов, в основном между метрополиями и колониями. Право этих союзов продолжать применять вопреки РНБ пониженные (преференциальные) ставки таможенных пошлин в двусторонней торговле (взаимно или только при импорте в метрополию из колонии) было специально закреплено в приложениях A-G к ГАТТ, в которых упоминались существовавшие в то время Ливано-Сирийский таможенный союз и Бенилюкс.

Статья XXIV ГАТТ признаёт за государствами- членами ГАТТ право вступать в союзы, участники которых полностью или частично откажутся от применения пошлин во взаимной торговле, продолжая сохранять их в отношении третьих стран и таким образом допуская отступление от РНБ.

Статья XXIV ГАТТ имеет подзаголовок «Территориальное применение - приграничная торговля - таможенные союзы и зоны свободной торговли». Таким образом, предметом статьи являются 3 самостоятельных вопроса, хотя для каждого из них важное значение имеет понятие «территория» или «таможенная территория». Статья состоит из 12 параграфов. В первых двух устанавливаются принципы территориального применения ГАТТ. Параграф 3 определяет право соседних стран отступать от РНБ, предоставляя друг другу льготы в приграничной торговле. Параграфы с 4 по 12 посвящены непосредственно интеграции.

Параграф 4 устанавливает общий подход ГАТТ к экономической интеграции. В п. 5 содержатся основные требования к создаваемым зонам свободной торговли и таможенным союзам. Параграф 6 устанавливает порядок компенсации ущерба третьим странам, возникающего в ходе создания интеграционной группировки. Параграф 7 определяет роль и права ВТО в обсуждении планов государств-участников по созданию ЗСТ и ТС. Само определение этих форм интеграции содержится в п. 8. Параграф 9 посвящен некоторым особым случаям преференций, существовавших на момент создания ГАТТ, и в настоящее время утратил значение. Права участников ВТО разрешать создание интеграционных группировок, не полностью соответствующих требованиям п. 5 - 9, сформулированы в п. 10. В п. 11, также утратившем значение, рассматривается особая ситуация Индии и Пакистана, возникшая в момент их образования как независимых государств. Наконец, п. 12 содержит положения о соблюдении правил ГАТТ в отношении интеграции региональными и местными властями стран-участниц.

Часть, содержащихся в ст. XXIV норм, получила развитие в Договоренности в отношении интерпретации ст. XXIV ГАТТ 1994 г., принятой в итоговом пакете документов Уругвайского раунда ГАТТ. Этот документ также состоит из 12 параграфов. Параграф 1 подтверждает, что зоны свободной торговли и таможенные союзы должны соответствовать в числе прочих требованиям п. 5 - 8 ст. XXIV ГАТТ. В параграфах 2-3 содержится интерпретация п. 5, а в п. 4 - 6 - интерпретация п. 6 ст. XXIV ГАТТ. В п. 7 - 11 содержатся процедуры периодических обзоров действующих интеграционных соглашений, а п. 12 уточняет порядок применения в их отношении процедур разрешения споров.

Так п. 8 ст. XXIV ГАТТ устанавливает:

«… (a) под таможенным союзом понимается замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией таким образом, что:

(i) пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли (за исключением в случае необходимости мер, разрешенных ст. XI, XII, XIII, XIV, XV и XX) были бы отменены в отношении в основном всей торговли между составляющими территориями союза, или по крайней мере в отношении в основном всей торговли товарами, происходящими из этих территорий, и

(ii) с соблюдением положений параграфа 92 в основном одни и те же пошлины и другие меры регулирования торговли применялись бы каждым из членов союза по отношению к торговле с территориями, не входящими в союз;

(b) под зоной свободной торговли понимается группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные правила регулирования торговли (за исключением в случае необходимости мероприятий, разрешенных ст. XI, XII, XIII, XIV, XV и XX) для в основном всей торговли между составляющими территориями в отношении товаров, происходящих из этих территорий».

Дополнительную свободу для участников интеграционных группировок дает возможность продолжать применять в отношении друг друга ограничения в соответствии со ст. XI-XIV (правила применения количественных ограничений), XV (валютные ограничения) и XX (общие исключения, такие как по соображениям охраны жизни и здоровья людей и т.д.) ГАТТ. Однако применение этих мер не должно становиться дополнительным источником дискриминации. Например, как было подтверждено при рассмотрении в ГАТТ одного из торговых споров, введение импортной квоты по соображениям состояния платежного баланса (ст. XII ГАТТ) одним из участников таможенного союза возможно, однако эта квота должна применяться и против товаров других участников группировки, то есть не может быть направлена лишь против третьих стран.

Параграф 8 ст. XXIV ГАТТ запрещает участникам ЗСТ и ТС применять во взаимной торговле ограничения на основании ст. VI и XVI (демпинг и субсидии; антидемпинговые и компенсационные пошлины), XIX (защитные меры). Это положение на практике систематически нарушалось в течение всего срока существования ГАТТ 1947 г. Большинство преференциальных соглашений Евросоюза содержат возможность применения их участниками антидемпинговых и защитных мер.

Для того чтобы группировка была признана правомерной, то есть дающей ее участникам право дискриминации третьих стран путем создания между участниками либерального - беспошлинного, бесквотного - торгового режима, необходимо соответствие условиям п. 5 ст. XXIV. По смыслу содержащейся в ней нормы если ЗСТ или ТС признается соответствующим требованиям ГАТТ, то их участники могут нарушать нормы Генерального соглашения, однако только те из них, выполнение которых препятствовало бы созданию интеграционной группировки. Что касается права участников интеграционного процесса отклоняться от выполнения других базовых принципов и правил ГАТТ, то, как было показано, у участников Генерального соглашения никогда не было в этом единства трактовок.

Условия п. 5 ст. XXIV сводятся к следующему:

1. Группировки, в которых предполагается участие хотя бы одного государства, не являющегося членом ВТО, не полностью подпадают под стандарт ГАТТ. Для «признания» интеграционной группировки с участием не входящих в ВТО государств использовались разные процедуры:

1) голосование по предложениям, которые «не полностью согласуются с требованиями» ст. XXIV (для принятия положительного решения необходимо большинство в 2/3 голосов стран-членов ВТО),

2) «вэйвер» - предоставление одному или нескольким членам ВТО, в данном случае намеренным принять в свою интеграционную группировку не участвующее в организации государство, права на отступление от стандартной нормы ВТО (принимается 3/4 голосов стран членов ВТО).

2. В п. 5(a) ст. XXIV указывается: «В том, что касается таможенного союза или временного соглашения, ведущего к созданию таможенного союза, пошлины и другие меры регулирования торговли, установленные при учреждении такого союза или заключении временного соглашения, в отношении торговли с договаривающимися сторонами, не являющимися участницами такого союза или соглашения, не должны быть в целом выше или более ограничительными, чем общее воздействие пошлин или мер регулирования торговли, применявшихся в составляющих его территориях до образования такого союза или соответственно принятия такого временного соглашения».

В п. 5(b) ст. XXIV указывается: «...В том, что касается зоны свободной торговли или временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли, то пошлины и другие меры регулирования торговли, существовавшие в каждой из составляющих ее территорий и применявшиеся к моменту создания такой зоны свободной торговли или принятия такого временного соглашения к торговле договаривающихся сторон, не включенных в такую зону или не являющихся участницами такого соглашения, не должны быть выше или более ограничительными, чем соответствующие пошлины и другие меры регулирования торговли, существовавшие в этих же самых составляющих территориях до создания зоны свободной торговли или, соответственно, временного соглашения...».

Ещё одно важное условие соответствия ЗСТ и ТС требованиям ВТО затрагивает механизм поэтапного создания интеграционных группировок. В соответствии с параграфом 5(с) ст. XXIV и параграфом 3 Понимания любое заключенное в этих целях временное соглашение должно содержать план и график формирования такой группировки в течение «разумного периода времени», не более 10 лет. Превышение этих сроков допускается лишь в исключительных случаях.

Статья V ГАТС создает аналогичное по смыслу со ст. XXIV ГАТТ исключение из общих норм торговли услугами для участников «экономической интеграции». Дается определение понятия «либерализация торговли услугами» и критерии глубины такой либерализации, соблюдение которых необходимо для того, чтобы соответствующее соглашение было признано «экономической интеграцией» для целей ГАТС.

Первый такой критерий - «существенный секторальный охват», под которым следует понимать количественную оценку числа секторов, охваченных соглашением, объема торговли, а также способов поставки услуги. При этом соглашение не должно исключать какой-либо из способов поставки услуги.

Второй критерий - устранение дискриминации внутри интеграционной группировки путем предоставления услугам иностранного происхождения национального режима в секторах, на которые распространяется «соглашение о либерализации торговли». Этот критерий аналогичен условию отмены пошлин в зоне свободной торговли в ст. XXIV ГАТТ.

В торговле услугами доступ на рынок ограничивается препятствиями нетарифного характера (охраняющими преимущественное право национальных поставщиков услуг на их предоставление, например ограничения на инвестиции, особые условия регистрации иностранных предприятий, запреты или ограничения для отечественных потребителей пользоваться иностранными услугами, ограничение прав на въезд и работу иностранных физических лиц-поставщиков услуг и т.д.).

В соответствии с п. 1 ст. V ГАТС участники «экономической интеграции» должны сразу же (или «в течение разумного промежутка времени») выйти на национальный режим по всем секторам услуг, вошедшим в сферу интеграции. В исключительном порядке могут продолжать применяться лишь ограничения на переводы платежей для стран, испытывающих затруднения в области платежного баланса, особый режим налогообложения, а также меры, применяемые по соображениям безопасности или в связи с необходимостью охраны общественного порядка и морали, жизни и здоровья и др.

Соответствие интеграционных группировок требованиям ст. V ГАТС призван устанавливать Совет по торговле услугами (п. 7 той же статьи). При необходимости Совет может создавать для этих целей или для слежения за интеграционной группировкой, создающей общий рынок услуг «в течение разумного промежутка времени», рабочие группы. Основываясь на докладах рабочих групп, Совет может делать рекомендации участникам интеграционной группировки. При этом, оценивая соответствие группировки критериям п. 1 ст. V, Совет должен принимать во внимание ее связь с более широким процессом экономической интеграции или торговой либерализации между теми же странами.

Параграф 4 ст. V ГАТС провозглашает, что соглашение об экономической интеграции должно быть нацелено на «облегчение торговли» между его участниками и «не должно по отношению к любой третьей стране-участнице ВТО увеличивать общий уровень барьеров в торговле услугами в соответствующих секторах и субсекторах по сравнению с уровнем, существовавшим до принятия такого соглашения».

Однако ГАТС не предусматривает метод расчёта «общего уровня барьеров». Возможности компенсации гораздо более реальны в случаях, когда страна, входящая в интеграционную группировку, вынуждена по тем или иным причинам прибегнуть к модификации или отзыву какой-либо позиции из своего списка специфических обязательств. В соответствии с п. 5 ст. V ГАТС, такая страна должна проинформировать о своем намерении не позднее, чем за 90 дней до момента его предполагаемой реализации. Далее вступают в силу процедуры ст. XXI («Изменение списков») - аналога ст. XXVIII ГАТТ.

ГАТС не определяет продолжительность «разумного периода времени», в течение которого государства могут создавать зону свободной торговли услугами. Не ясно и то, в каких случаях охват секторов торговли услугами может быть признан недостаточным для «признания» такой группировки соответствующей требованиям ГАТС. Ссылка на учет других направлений интеграции между теми же странами мало что дает на практике: ее легко можно трактовать как в пользу участников интеграции, так и наоборот. Наконец, рекомендательный характер вердиктов Совета по торговле услугами в отношении законности группировок сулит повторение опыта ГАТТ, когда страны чувствовали большую свободу маневра, претворяя в жизнь планы интеграционного строительства, не получившие одобрения на многостороннем уровне.

Интеграционный процесс выражается в реализации «четырех свобод»: торговли товарами, услугами, перемещения капиталов и рабочей силы. Как было показано, по крайней мере, в отношении двух из них - товаров и услуг - система многостороннего регулирования торговли предписывает более или менее четкие нормы и правила.

Что касается свободы перемещения капиталов, она частично покрывается ГАТС (там, где речь идет о «коммерческом присутствии», т.е. иностранных инвестициях в секторах услуг). Вопросы развития положений ВТО в области инвестиций изучаются в ходе текущего раунда многосторонних торговых переговоров - раунда Дохи. Можно предположить, что с течением времени формирование в рамках интеграционных группировок единых рынков капиталов полностью подпадет под обязательства и ограничения в рамках ВТО.

В меньшей степени это относится к свободе перемещения рабочей силы. Статья V-бис ГАТС («Соглашения об интеграции рынков рабочей силы») уже разрешает членам ВТО быть участниками таких соглашений - разумеется, в пределах круга ведения ГАТС - и, следовательно, применять в отношении друг друга режим перемещения физических лиц в рамках ГАТС в нарушение обязательства о недискриминации (т.е. лучший, чем тот, который зафиксирован для всех стран в соответствии с обязательством данного государства по ГАТС). Требования к таким соглашениям лаконичны: они должны освобождать физических лиц государств-участников от необходимости получения вида на жительство и на работу; об их содержании должен быть уведомлен Совет по торговле услугами. В сноске к ст. V-бис дополнительно разъяснено, что типичным для такой интеграции является предоставление гражданам-участникам права на свободный доступ к рынкам труда сторон, включая меры по обеспечению условий оплаты, других условий занятости и социального обеспечения.

Ряд положений ГАТТ и других соглашений системы ВТО создают особые упрощенные условия интеграционных процессов с участием развивающихся стран. В 1965г. ГАТТ был дополнен ч. IV, которая, в отличие от первых трех, сопровождается заголовком («Торговля и развитие»). Один из ее центральных элементов - разрешение промышленно развитым и развивающимся государствам вступать в соглашения, которые предусматривали бы односторонние уступки, то есть отмену или снижение пошлин в одностороннем порядке экономически более развитыми их участниками. Вместе с тем в правовом отношении ч. IV ГАТТ не содержала четкого указания на право промышленно развитых стран отступать от РНБ, предоставляя льготы части государств, но, не распространяя их на другие. Поэтому роль указанного дополнения к тексту ГАТТ состояла главным образом в том, что оно стимулировало разработку в ООН механизма Общей системы преференций (ОСП). Окончательное же правовое закрепление ОСП получила в решении Договаривающихся сторон ГАТТ от 25 июня 1971 г. относительно «всеобщих, невзаимных и недискриминационных преференций в пользу развивающихся стран».

ОСП применяется в форме национальных схем. Их конфигурация, списки стран-пользователей, характер преференций, товарное наполнение и критерии определения величины льгот для отдельных развивающихся стран определяются страной-учредителем преференций и в силу этого существенно различаются, а также меняются со временем. Первыми национальную схему ввели в действие ЕС (с 1971 г.), затем Япония (с 1972 г.), Канада (с 1974 г.), США (с 1976 г.). Свою схему ОСП имеет и Россия. Доля ОСП в общем объеме преференциальной торговли неуклонно снижается. По оценкам секретариата ВТО, в 1993-1997 годах она не превысила 3% против 7% в 1988-1992 годах. «Эрозия» ОСП связана с общей либерализацией торговли по результатам Уругвайского раунда, ростом доли развитых стран в мировой торговле и повышением роли «полноценных» интеграционных группировок, исключением из ОСП целых секторов торговли (таких как электроника) и сокращением списков государств-пользователей системы за счет тех из них, которые укрепили в последнее десятилетие свои позиции на мировых рынках.

В отличие от преференций развитых стран в пользу развивающихся, которые носят односторонний и не обязательно закрепленный договором характер, существует целый ряд региональных группировок развивающихся государств, построенных по типу зон свободной торговли или таможенных союзов, но не полностью соответствующих требованиям ст. XXIV ГАТТ. Правовая основа их существования содержится в так называемой разрешительной оговорке, как принято называть решение Договаривающихся сторон ГАТТ от 28 ноября 1979 г. «Дифференцированный и более благоприятный режим, взаимность и более полное участие развивающихся стран», принятое в рамках Токийского раунда ГАТТ и подтвержденное в системе ВТО.

Разрешительная оговорка закрепила и упорядочила основные виды преференций, которые могут предоставляться развивающимся странам с нарушением стандартных требований ГАТТ к интеграционным группировкам.

Таких видов 4 (они перечислены в параграфе 2 разрешительной оговорки):

1. ОСП (тем самым было подтверждено решение ГАТТ 1971 г.).

2. «Дифференцированный и более благоприятный режим» применения нетарифных мер торговой политики развитыми странами по отношению к развивающимся.

3. Региональные и глобальные договоренности развивающихся стран по снижению или отмене тарифов и нетарифных мер.

4. Специальный режим для наименее развитых из числа развивающихся государств.

Из всех этих видов преференций только третий касается интеграционных процессов. При этом допустимые границы отступления развивающихся стран от стандартных требований ст. XXIV ГАТТ при создании ими региональных или глобальных группировок не оговариваются, зафиксировано лишь, что по мере развития экономики и внешней торговли эти страны, как «ожидается», смогут в более полной степени участвовать в системе прав и обязательств по ГАТТ (параграф 7 разрешительной оговорки).

Зафиксированные в ГАТТ требования к таможенным союзам и зонам свободной торговли с самого начала предполагали создание определенных процедур слежения за их выполнением. После уточнений, внесенных ГАТТ 1994 г. (упоминавшимся Пониманием в отношении ст. XXIV), эти процедуры приобрели более конкретный характер.

В соответствии с параграфом 7(а) ст. XXIV государства, принявшие решение образовать, единовременно или поэтапно, зону свободной торговли или таможенный союз, должны детально проинформировать об этом членов ВТО, которые, в свою очередь, могут высказать свои рекомендации и соображения. В настоящее время все уведомления рассматриваются специально учрежденным в 1996 г. Комитетом по региональным торговым соглашениям (до этого времени по каждому отдельному случаю учреждались специальные комитеты или рабочие группы), который о результатах своей работы докладывает Совету по торговле товарами, принимающему рекомендации участникам группировки. Работа Комитета проходит по определенной схеме и предусматривает, в частности, процедуру вопросов и ответов, которые касаются интеграционных соглашений.

Не все требования ВТО в отношении интеграционных группировок имеют одинаково четкий характер. Хотя в Договорённости (параграф 1) и сказано, что для признания их соответствующими ст. XXIV должны выполняться требования параграфов 5-8 этой статьи - они рассмотрены ранее, - на практике это достигается далеко не всегда. Показательно и то, что к числу подлежащих обязательному выполнению требований ст. XIV не отнесен ключевой параграф 4. Он, как мы помним, содержит принципиальное условие, что интеграция не должна приводить к возрастанию препятствий для торговли третьих стран с ее участниками. Таким образом, третьи страны лишены возможности оспаривать в суде ВТО законность действий интеграционной группировки на том общем основании, что в результате ухудшился доступ на рынок ее участников. Что же касается обязательных для исполнения четырех пунктов той же статьи, ни в одном из них упомянутое условие не воспроизведено дословно, а говорится лишь об отдельных его составляющих.

Так, положения параграфов 7(b) и (с) предписывают странам-участницам интеграционной группировки строго выполнять рекомендации Комитета в отношении плана и графика ее создания. Меры по реализации соглашения, расходящегося с рекомендациями Комитета, не допускаются, то есть оно фактически должно быть либо пересмотрено, либо расторгнуто. Однако в прошлом, до введения по результатам Уругвайского раунда жесткого десятилетнего лимита по сроку создания ТС и ЗСТ, норма ГАТТ в отношении «разумного периода времени» подвергалась слишком вольной трактовке. Эффективность же новых дисциплин, введенных по результатам Уругвайского раунда, еще предстоит показать на практике.

Комитет должен также рассматривать любые изменения в плане и графике создания интеграционной группировки.

Хотя в задачи Комитета (в соответствии с положениями ВТО) не входит рассмотрение каждого элемента торгового режима зоны свободной торговли или таможенного союза на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО, его работа носит весьма подробный характер. В этом как бы выражается желание членов ВТО компенсировать свои весьма ограниченные возможности по воздействию на интегрирующиеся государства детальным изучением их действий. Ту же, по существу, цель преследует введенное еще в 70-е гг. ХХ в. и закрепленное Пониманием (параграф II) требование о периодическом (один раз в два года) предоставлении Совету по торговле товарами отчетов о деятельности. Однако нигде в ГАТТ не определено, в чем состоит цель такого рассмотрения - получить благоприятную оценку действий группировки или ограничиться исследованием ее воздействия на мировую торговлю.

Построение интеграционной группировки неминуемо затрагивает интересы третьих стран. Направления этого влияния многообразны, и возможности Статьи XXIV ГАТТ лишь в ограниченном числе случаев позволяли прийти к однозначным заключениям. Так, из упоминавшихся ранее 69 докладов о деятельности интеграционных группировок, рассмотренных секретариатом ВТО, лишь в 6 содержались выводы о соответствии изученных группировок требованиям ГАТТ. Однако это не мешает интеграционным группировкам продолжать действовать.

Ограниченные возможности «преследовать» таможенный союз или зону свободной торговли на основании ст. XXIV ГАТТ побуждают государства либо пытаться урегулировать возникающие проблемы в двустороннем порядке, либо обращаться к стандартным процедурам ВТО по разрешению споров (ст. XXII и XXIII ГАТТ, а также Понимание в отношении правил и процедур урегулирования споров).

Комитет по региональным торговым соглашениям рассматривает также региональные группировки, нотифицированные на основании «разрешительной оговорки» и ст. V ГАТС.

Одним из примеров применения Органом по разрешению споров ВТО положений ст. XXIV ГАТТ 1994 г. является решение по делу об ограничении импорта одежды и текстиля (Индия против Турции, 9.11.1999г.). По условиям образования таможенного союза с ЕС Турция должна была применять практически такую же торговую политику, что и ЕС в отношении текстиля. В связи с этим в 1996 г. Турция ввела количественные ограничения по 19 категориям импорта изделий из текстиля и одежды из Индии. Турция утверждала, что такие действия были оправданы в соответствии со ст. XXIV ГАТТ 1994 г. Третейская группа пришла к выводу о том, что количественные ограничения, введённые Турцией, противоречат ст. XI и XIII ГАТТ 1994 г. и ст. 2 Соглашения по текстилю. Апелляционный орган установил, что Группа допустила ошибку, не изучив определение таможенного союза, содержащееся в ст. XXIV ГАТТ 1994 г. для установления того, какие исключения необходимы, чтобы сделать возможным образование таможенного союза.

За время существования ГАТТ/ВТО был создан механизм регулирования интеграционных процессов. Сложность этих процессов, существенные различия между группировками ограничивают его эффективность. В период с 1948 по 2006 годы были лишь единичные случаи, когда региональные преференциальные соглашения признавались соответствующими правилам ГАТТ/ВТО. Даже Римский договор 1957 г. о создании Европейского экономического сообщества не получил такого признания. Государства, не являющиеся членами ВТО, включают в свои торговые соглашения стандартные оговорки, предусматривающие исключение из РНБ для интеграционных группировок, в которых они могут принять участие. Практически все активные в международной торговле государства, остающиеся пока вне рамок ВТО в своей торговой политике стремятся руководствоваться нормами и правилами ВТО.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие организационные меры были предприняты в рамках ВТО в целях обеспечения контроля за соблюдением членами организации правил многосторонних торговых соглашений ВТО в ходе региональной интеграции?

2. Что в соответствии с ГАТТ 1994 г. следует понимать под таможенными союзами и зонами свободной торговли?

3. Какие требования обязательства накладывает ГАТТ на членов ВТО, образовывающих таможенный союз или зону свободной торговли?

4. Какие условия предъявляются ст. V ГАТС к региональным интеграционным соглашениям?

5. Какие дополнительные требования предъявляет ГАТС к таким соглашениям, если в них участвуют развивающиеся страны?

 

Тестовые задания

1. Восполните пропуск в тексте п. 2 ст. XXIV ГАТТ, который гласит: «Для целей _________________ под таможенной территорией должна пониматься территория, в отношении которой действуют отдельные тарифы или другие меры регулирования торговли для существенной части торговли такой территории с другими территориями.»:

а) многостороннего регулирования;

б) регулирования торговли товарами;

в) введения преференциального режима;

г) настоящего Соглашения.

2. Что, в соответствии с подп. b п. 8 ст. XXIV ГАТТ следует понимать под зоной свободной торговли:

а) группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные правила регулирования торговли;

б) группа из двух или более государства, в которых отменены пошлины и другие ограничительные правила регулирования торговли практически для всей торговли между составными территориями зоны;

в) группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные правила регулирования торговли практически для всей торговли между составными территориями зоны в отношении товаров, происходящих из этих территорий;

г) группа из двух или более государства, в которых отменены пошлины и другие ограничительные правила регулирования торговли практически для всей торговли между составными территориями зоны в отношении товаров, происходящих из этих территорий.

3. На чём, в соответствии с Договорённостью о толковании ст. XXIV ГАТТ 1994г., должна основываться оценка общего воздействия степени влияния пошлин и других мер регулирования торговли, применявшихся до и после образования таможенного союза, в отношении пошлин и сборов

а) на оценке взимаемых таможенных пошлин;

б) на полной оценке средневзвешенных тарифных ставок и взимаемых таможенных пошлин.

в) на полной оценке средневзвешенных тарифных ставок;

г) другой вариант (указать).

4. Какие положения ГАТТ 1994г., на основании п. 14 Договорённости о толковании ст. XXIV ГАТТ 1994г., могут быть использованы в отношении мер, затрагивающих их соблюдение, принятых региональными и местными правительствами и властями в пределах территории члена?

а) о чрезвычайных мерах в отношении импорта отдельных товаров (ст. XIX);

б) о правительственной помощи экономическому развитию (ст. XVIII);

в) о совместных действиях договаривающихся сторон (ст. XXV);

г) о консультациях (ст. XXII) и об аннулировании или сокращении выгод (ст. XXIII).

5. В какой срок члены ВТО, являющиеся сторонами любого регионального интеграционного соглашения о либерализации торговли услугами, в соответствии с подп. а п. 7 ст. V ГАТС должны уведомлять Совет по торговле услугами о таком соглашении, а также о расширении или значительном изменении такого соглашения?

а) не позднее 90 дней со дня вступления такого соглашения в силу;

б) не позднее 60 дней со дня подписания такого соглашения;

в) не позднее 60 дней со дня вступления такого соглашения в силу;

г) другой вариант (указать).

6. За сколько дней члены ВТО, в соответствии с п. 5 ст. V ГАТС, должны направить предварительное уведомление об изменении или отзыве специфического обязательства заключённого, расширяемого или существенно изменяемого регионального интеграционного соглашения в не в соответствии с условиями, установленными в Перечне его обязательств своего участия:

а) по крайней мере, за 60 дней.

б) за 90 дней;

в) за 60 дней до принятия решения в одностороннем порядке;

г) по крайней мере, за 90 дней.

7. Какой вид интеграции рынков рабочей силы подразумевает ст. V-бис ГАТС?

а) на основе соглашений, касающихся условий оплаты труда;

б) на основе соглашений о полной интеграции;

в) на основе соглашений, обеспечивающих гражданам участников право свободного доступа к рынку занятости участников;

г) на основе соглашений, касающихся условий оплаты, других условий занятости и социальных выгод.

 

Международные акты

Генеральное соглашение о тарифах и торговле (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

Генеральное соглашение по торговле услугами (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

Договорённость о толковании статьи XXIV Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 г. (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

 

Дополнительная литература

Беликова К.М. Подходы к охране конкуренции, закрепляемые законодательством Южноамериканского общего рынка // Законодательство и экономика. – 2006. - №9.

Беликова К.М., Безбах В.В. Что заставляет латиноамериканцев объединяться? Образование Южноамериканского рынка и его развитие // Внешнеторговое право. – 2006. - №1.

Быков А.Н. Экономическая интеграция и её перспективы на постсоветском и евразийском пространстве // Российский внешнеэкономический вестник. – 2006. - №7.

Всемирная торговая организация: механизмы функционирования и практика вступления / Под ред. А.Е. Дайнеко. - Минск: Дикта, 2006.

Горданов И.Б. Общая торговая политика Европейского Союза: механизм, компетенция и процедуры // Право и политика. – 2006. - №3.

Горский В., Сабельников Л., Чеботарева Е. Таможенное обложение товаров при ввозе в Европейский Союз // ВНИКИ. - М., 1997.

Диденко А. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) // Юрист - международник. – 2005. - №3.

Додонов В.Н. Право международной торговли: словарь-справочник. - М: Славия, 1997.

Захматов П. Центральноевропейское соглашение о свободной торговле // Внешняя торговля. – 1995. - №4.

Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А. Экономико-правовой аспект «Проблемы 2007» в отношениях между Россией и Европейским Союзом и её решение путём модернизации Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве // Законодательство и экономика. – 2006. - №1.

Козырин А.Н. Понятие таможенной территории и пространственные аспекты таможенно-тарифного регулирования // Московский журнал международного права. - 1995. - №1.

Мазурова Е.К. Международные и региональные экономические организации. – М., 2002.

Минкова К.В. Международная многосторонняя торговля: от античности до ВТО. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2006.

Муханов А.М. Смешанная процедура как международно-правовой механизм регулирования торговых отношений Российской Федерации с Европейскими Сообществами и государствами-членами ЕС // Московский журнал международного права. – 2006. - №4.

Панов Н. Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве – кодекс для России и ЕС // Внешняя торговля. – 1995. - №5.

Пахомова Л.Ф. Расширение географических границ торгово-экономических блоков // Российский внешнеэкономический вестник. – 2007. - №2.

Пересмотр договорно-правовой базы, регулирующей отношения ЕС с развивающимися странами // БИКИ. – 29.01.2008. - №10.

Пирогова В.В. Европейское законодательство против недобросовестной конкуренции: от Парижской конвенции до новой европейской директивы // Законодательство и экономика. – 2006. - №4.

Портанский А.П. Многосторонняя торговая система и Евросоюз (1994 – 2004 годы): Монография. - М.: Деловая лит., 2005.

Рыжов В.Б. Методы формирования права регионального интеграционного объединения // Внешнеторговое право. – 2006. – №2.

Скурко Е.В. Глобальная и региональная торгово-экономическая интеграция: эффективность правового регулирования. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

Стоякин С.Т. Международная интеграция: понятие, виды, формы // Московский журнал международного права. – 2004. - №3.

Шиянов А.В. Некоторые аспекты противоречий между Всемирной торговой организацией (ВТО) и Европейским Союзом (ЕС) // Международное право – International Law. - 2004. - №1-2.

Шиянов А.В. Влияние Всемирной торговой организации (ВТО) на формирование правового механизма функционирования Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: