Теоретические и методические установки по изучению темы. В начале переговоров США предложили, чтобы наряду с упорядочиванием инвестиционных




 

В ходе изучения данной темы следует обратиться к текстам Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г., Соглашения по связанным с инвестициями торговым мерам (Соглашение по ТРИМс) и Генерального соглашения по торговле услугами. Кроме того, рекомендуется изучить соответствующие главы в работах С. А. Григоряна и И.В. Зенкина, в которых указывается, что Соглашение по ТРИМс было выработано в ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров и вошло в пакет соглашений ВТО. Декларация, принятая на Министерской конференции в Пунта-дель-Эсте 20 сентября 1986г., предусматривала, в частности, что «после рассмотрения действия статей ГАТТ, касающихся ограничивающих и деформирующих торговлю последствий инвестиционных мер, на переговорах следует при необходимости разработать дальнейшие положения, которые могут потребоваться для предотвращения подобных негативных последствий для торговли».

В начале переговоров США предложили, чтобы наряду с упорядочиванием инвестиционных мер, нарушающих торговлю, были рассмотрены и торгово-политические проблемы, влияющие на потоки иностранных инвестиций. В том числе было предложено рассмотреть вопрос о закреплении принципов национального режима и РНБ применительно к прямым иностранным инвестициям. Ряд развитых стран поддержали эти предложения, однако развивающиеся страны выступили против них. Они обратили внимание на то, что мандат ГАТТ не содержит полномочий на ведение полномасштабных переговоров по вопросам инвестиций, а если бы такие переговоры начались, они должны были бы также охватывать и проблемы, связанные с деятельностью транснациональных корпораций. В результате предметом переговоров стали только те инвестиционные меры, которые непосредственно связаны с торговлей.

Выработанное Соглашение оказалось небольшим: в нем 9 статей и одно приложение. В преамбуле выражено желание сторон способствовать расширению и постепенной либерализации мировой торговли, с одной стороны, и облегчению иностранных инвестиций - с другой. В то же время признается, что отдельные инвестиционные меры могут иметь ограничивающие и деформирующие торговлю последствия.

Как следует из ст. 1, Соглашение применяется к инвестиционным мерам, связанным только с торговлей товарами. Соглашение не дает определения ТРИМс. Поэтому для уяснения того, что следует понимать под связанными с торговлей инвестиционными мерами, необходимо проанализировать ряд положений Соглашения.

Прежде всего, следует рассмотреть, что понимается в Соглашении под «мерами». Из приложения к Соглашению следует, что речь идет о нормах законов или подзаконных актов, то есть внутренних правовых актов членов ВТО. При этом для целей применения Соглашения не все нормы внутреннего законодательства могут считаться «мерами», а только те из них, которые являются обязательными или соблюдение которых необходимо для получения льгот. Но наличие в законодательстве таких норм еще не означает, что все они должны рассматриваться в качестве «мер» для целей применения Соглашения. Из п. 1 ст. 2 можно сделать вывод о том, что только лишь когда эти нормы применяются, они должны относиться к «мерам». Таким образом, под «мерами», охватываемыми Соглашением, подразумеваются применяемые членами ВТО нормы их внутреннего законодательства, которые являются обязательными или соблюдение которых необходимо для получения льгот.

В ст. 2 Соглашения говорится, что ни один член ВТО не должен применять ТРИМс, которые не совместимы с положениями ст. III или ст. XI ГАТТ 1994 г. Данные статьи ГАТТ, как и все Генеральное соглашение, применяются к торговле товарами между членами ВТО. Соответственно к ТРИМс могут относиться только такие инвестиционные меры, которые связаны с торговлей товарами между членами ВТО. В преамбуле Соглашения по ТРИМс говорится о желании сторон способствовать облегчению иностранных инвестиций. Хотя в приведенных в приложении к Соглашению примерах ТРИМс используется термин «предприятие», а не «иностранный инвестор», речь идет именно об иностранных инвесторах. Если бы имелись в виду местные инвесторы, то вопросы получения ими льгот при согласии на определенные ограничения скорее должны были бы подпадать под действие норм ВТО о субсидиях. Поэтому разумно делать вывод, что под действие Соглашения по ТРИМС подпадают меры, касающиеся инвестиций, осуществляемых инвесторами одного члена ВТО на территории другого члена ВТО.

Согласно ст. 4 Соглашения, развивающаяся страна - член ВТО вправе временно отступать от положений ст. 2 в той мере и таким образом, в каком статья XVIII ГАТТ 1994г., Договоренность в отношении положений о платежном балансе ГАТТ 1994 г. и Декларация о торговых мерах, вводимых для целей платежных балансов, принятая 28 ноября 1979г. (BISD 26S/205-209), разрешают члену отступать от положений ст. III и XI ГАТТ 1994 г.

Понятие «инвестиционные меры», хотя и является дословным переводом с английского языка слов «investment measures», наверно, не очень точно отражает существо этих мер, поскольку в широком смысле инвестиционные меры могут включать как меры по содействию инвестициям, так и меры, ограничивающие их. По смыслу Соглашения имеются в виду лишь такие инвестиционные меры, которые ограничивают право инвестора свободно распоряжаться инвестициями либо требуют от него выполнения каких-то обязанностей, которые он не взял бы, если бы они не были увязаны с получением льгот.

Наконец, посмотрим, все ли связанные с торговлей инвестиционные меры должны быть отменены членами ВТО в результате выполнения Соглашения. С одной стороны, п. 1 ст. 2 Соглашения указывает, что не должны применяться ТРИМс, которые не совместимы с положениями ст. III или ст. XI ГАТТ 1994 г., с другой - п. 2 ст. 1 Соглашения отсылает к приложению к Соглашению, в котором приведен иллюстративный перечень ТРИМс, не совместимых с обязательством предоставления национального режима, предусмотренного в п. 4 ст. III ГАТТ 1994 г., и обязательством общего устранения количественных ограничений, предусмотренным в п. 1 ст. XI ГАТТ 1994 г.

Возникает вопрос, зачем нужен п. 2 ст. 1 Соглашения, если по своему охвату п. 1 его перекрывает. Поскольку перечень ТРИМс, приведенный в приложении к Соглашению, является «иллюстративным», можно предположить, что в него включены наиболее распространенные или в наибольшей степени нарушающие торговлю ТРИМС.

Так, в Практическом руководстве по Уругвайскому раунду, выпущенном совместно Международным торговым центром ЮНКТАД/ ВТО (МТЦ) и секретариатом Содружества, приводятся следующие примеры ТРИМс:

1) требование местной составляющей - предполагает использование определенного объема местных ресурсов при производстве товара,

2) требование торгового баланса - обязывает, чтобы объем импорта составлял определенную долю к объему экспорта,

3) требование валютного баланса - предусматривает, что иностранная валюта, предназначаемая для закупок по импорту, должна ограничиваться тем ее объемом, который предприятие получает от экспортных операций и из других источников,

4) валютные ограничения - ограничивают доступ предприятия к иностранной валюте и тем самым ограничивают импорт,

5) требование продажи на внутреннем рынке - обязывает компанию реализовывать определенную долю своей продукции на внутреннем рынке, что равносильно ограничениям экспорта продукции данной компании,

6) производственные требования - требуют, чтобы определенные товары производились только внутри страны,

7) требование экспортной составляющей - предусматривает, чтобы экспортировалась только определенная доля продукции,

8) специальные требования к товару - обязывают инвестора поставлять на определенные рынки установленные товары или товары, произведенные на определенном предприятии или специальным образом,

9) ограничения на производство - запрещают компаниям производить определенные товары или разновидности товаров в стране пребывания,

10) требования по передаче технологии - требуют, чтобы определенные технологии передавались на некоммерческих условиях и/или определенные виды или объемы научно-внедренческих работ (R&D) выполнялись внутри страны,

11) требования по лицензированию - обязывают инвестора иметь местную лицензию на используемые технологии.

12) ограничения на вывоз капитала - ограничивают право иностранного инвестора на вывоз доходов от инвестиций,

13) требования к местной доле акций - устанавливают, что определенная доля акций фирмы должна находиться в руках местных инвесторов.

В указанном Практическом руководстве выражено мнение, что только те ТРИМс, которые указаны в приложении к Соглашению, являются запрещенными, а другие могут применяться.

В целом можно констатировать отсутствие единообразного понимания вопроса, какие ТРИМс должны считаться запрещенными Соглашением: только те, которые включены в приложение к Соглашению, или любые, подпадающие под критерии ст. 2 Соглашения. Насколько известно, никто пока не решался прояснить его путем подачи жалобы в Орган по разрешению споров ВТО. Не состоялся в 2000г. и обзор применения Соглашения, предусмотренный ст. 9, в ходе которого Совет по торговле мог бы при необходимости предложить Конференции министров внести поправки в текст Соглашения.

Никаких сомнений не возникает в отношении того, что ТРИМс, перечисленные в приложении к Соглашению, являются запрещенными. К ним относятся следующие меры.

Первую группу мер составляют ТРИМс, которые не совместимы с обязательством национального режима, предусмотренным в п. 4 ст. III ГАТТ 1994г. Этот пункт предусматривает, что товарам с территории любой договаривающейся стороны, ввозимым на территорию другой договаривающейся стороны, должен предоставляться режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. К ТРИМС, которые запрещены на том основании, что они распространяют более льготный режим на товары местного производства по сравнению с импортными товарами и соответственно нарушают принцип национального режима, относятся меры, обязывающие предприятие:

1) закупать или использовать товары отечественного происхождения или из любого отечественного источника, независимо от того, определяются ли конкретные товары, их объем или стоимость, или доли от объема или стоимости их местного производства (так наз. требование местной составляющей); или

2) ограничивать закупку или использование импортных товаров количествами, связанными с объемом или стоимостью экспортируемых им местных товаров (так наз. требование торгового баланса).

Вторую группу мер составляют ТРИМс, которые не совместимы с обязательством общего устранения количественных ограничений, предусмотренным в п. 1 ст. XI ГАТТ 1994г. Этот пункт предусматривает, что ни одна из договаривающихся сторон не должна устанавливать или сохранять на ввоз любого товара с территории другой договаривающейся стороны или вывоз или продажу для экспорта любого товара, предназначаемого для территории другой договаривающейся стороны, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме пошлин, налогов или других сборов. ТРИМс, противоречащие данному обязательству, включают такие меры, которые ограничивают:

1) импорт предприятием товаров, используемых в его местном производстве или имеющих отношение к нему, в целом или количеством, связанным с объемом или стоимостью экспортируемых им местных товаров (так наз. требование торгового баланса);

2) импорт предприятием товаров, используемых в его местном производстве или имеющих отношение к нему, путем ограничения доступа предприятия к иностранной валюте объемом поступлений иностранной валюты, причитающейся предприятию (это валютное ограничение);

3) экспорт или продажу предприятием товаров на экспорт, выражаемых в виде либо конкретных товаров, их объема или стоимости, либо в виде доли от объема или стоимости его местного производства (это требование продажи на внутреннем рынке).

Соглашение по ТРИМс предусматривает, что в определенных случаях члены ВТО могут отступать от требований ст. 2, то есть применять запрещенные ТРИМс. Установлены два вида исключений. Первое содержится в ст. 3 Соглашения и касается всех членов ВТО. Оно распространяет применение к положениям Соглашения по ТРИМс всех исключений, предусмотренных ГАТТ 1994г. Второе исключение предусмотрено ст. 4 Соглашения по ТРИМС, которая предоставляет право развивающимся странам временно отступать от положений ст. 2 Соглашения в той мере и таким образом, в каком ст. XVIII ГАТТ 1994г. и ряд договоренностей по вопросам платежного баланса разрешают члену ВТО отступать от положений ст. III и XI ГАТТ 1994г.

В соответствии со ст. 5 Соглашения в течение 90 дней с момента вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО члены ВТО должны были направлять Совету по торговле нотификации обо всех применяемых ими ТРИМс, которые не соответствуют положениям Соглашения по ТРИМс. Соглашением предусмотрены переходные периоды, в течение которых члены ВТО могли продолжать применять ТРИМс. Для всех членов ВТО переходный период составлял 2 года с момента вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО, для развивающихся стран - 5 лет и для наименее развитых - 7 лет. Переходные периоды для развивающихся и наименее развитых стран, у которых имелись особые трудности в связи с выполнением положений Соглашения, могут продлеваться Советом по торговле ВТО.

Во время переходного периода член ВТО должен не изменять условия любой из ТРИМс, о которой он направил нотификацию (так наз. правило «стэндстилл»). Но в течение этого периода не запрещается распространение применяемой к действующим предприятиям инвестиционной меры на новые инвестиции в случаях, когда товары, производимые в результате таких инвестиций, аналогичны товарам, производимым действующими предприятиями, и когда необходимо избежать искажения условий конкуренции между новыми инвесторами и действующими предприятиями.

Предполагается, что эффективности Соглашения будет способствовать соблюдение членами ВТО правил о транспарентности, установленных в ст. 6 Соглашения. Члены ВТО должны следовать обязательствам, касающимся транспарентности и нотификаций, которые предусмотрены ГАТТ 1994г. и в соответствующих документах ВТО. Кроме того, каждый член ВТО должен уведомлять секретариат ВТО о публикациях, в которых могут излагаться ТРИМс, включая применяемые региональными и местными властями и органами управления на своей территории.

Поскольку на практике с проблемами, возникающими из применения ТРИМс, сталкиваются, прежде всего, инвесторы, они могут доводить до сведения своих властей информацию о таких проблемах. Соответственно член ВТО имеет право запросить информацию и поднять перед другим членом вопрос, связанный с выполнением им Соглашения по ТРИМс, а также попросить провести консультации. Член ВТО, к которому обратились, должен благожелательно рассмотреть поступивший запрос и обеспечить соответствующие возможности для консультаций. Из этого правила имеется исключение: можно не раскрывать информацию, разглашение которой помешало бы исполнению закона, иным образом противоречило бы общественным интересам или наносило ущерб коммерческим интересам предприятий.

Возможность проведения консультаций между членами ВТО по любым вопросам, имеющим отношение к применению Соглашения, предоставляется также Комитетом по связанным с торговлей инвестиционным мерам. Этот Комитет был учреждён Соглашением о ТРИМс, он является открытым для всех членов. Комитет избирает своего собственного председателя и заместителя председателя и собирается не реже одного раза в год или иным образом по просьбе любого члена. Комитет выполняет обязанности, возложенные на него Советом по торговле товарами, и предоставляет членам возможность проводить консультации по любым вопросам, имеющим отношение к применению и осуществлению настоящего Соглашения. Комитет осуществляет надзор за применением и осуществлением настоящего Соглашения и ежегодно представляет соответствующий доклад Совету по торговле товарами.

Если между членами ВТО возникнет спор по поводу применения или толкования Соглашения по ТРИМс, то такой спор должен разрешаться в соответствии с положениями ст. XXII и XXIII ГАТТ 1994 г., как они разработаны и применяются в Договоренности о разрешении споров.

Согласно ст. 9 Соглашения не позднее чем через 5 лет после вступления в силу Соглашения по ВТО, Совет по торговле товарами должен был рассмотреть выполнение настоящего Соглашения и при необходимости предлагает Конференции министров внести поправки в его текст. В ходе этого рассмотрения Совет по торговле товарами должен был решить, не следует ли дополнить данное Соглашение положениями об инвестиционной политике и политике в области конкуренции. Этот обзор должен был состояться в 2000 г., однако в связи с проблемами, которые возникли с началом нового раунда многосторонних торговых переговоров, такой обзор не состоялся.

Ряд положений ГАТС затрагивает вопросы инвестиций, учитывая, что свободное движение капиталов имеет большое значение для международной торговли услугами. Эффективный доступ на рынок услуг во многих случаях зависит от условий и возможностей переводов капиталов.

Прежде всего следует обратить внимание на то, что обязательства каждого члена ВТО в отношении движения капитала, устанавливаемые правилами ГАТС, касаются не всех секторов услуг, но только тех из них, по которым данный член ВТО принял специфические обязательства, включенные в его Перечень таких обязательств. В соответствии со ст. XI ГАТС член ВТО не может вводить ограничения на переводы капитала, которые несовместимы с его специфическими обязательствами.

Из этого общего правила имеется исключение. Оно предусмотрено ст. XII ГАТС и разрешает с одобрения Международного валютного фонда устанавливать ограничения на переводы капитала в целях защиты платежного баланса.

Статья XVI ГАТС устанавливает, что в отношении доступа на рынок услуг каждый член ВТО должен предоставлять услугам и поставщикам услуг других членов ВТО режим наибольшего благоприятствования. При этом пределы, ограничения и условия этого режима определяются в Перечне специфических обязательств по торговле услугами данного члена ВТО.

Если в отношении включенного в Перечень сектора услуг член ВТО берет обязательство по доступу на рынок в отношении поставки услуги посредством трансграничного способа поставки, то он не может ограничивать трансграничное движение капитала (в том числе в форме инвестиции), которое является существенной частью услуги. Если член ВТО берет обязательство по доступу на рынок в отношении поставки услуги посредством коммерческого присутствия, то он должен разрешить соответствующий перевод капитала на свою территорию. Тем самым обеспечиваются нормальные условия торговли услугами.

Если иное не оговорено в его Перечне, то член ВТО в секторах услуг, в отношении которых взяты обязательства по доступу на рынок, должен устранить и не устанавливать новые ограничения на участие иностранного капитала в форме максимальной доли иностранного участия в акционерном капитале юридического лица или общей стоимости индивидуальных или совокупных инвестиций.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какова сфера применения Соглашения по ТРИМс?

2. Какие правила предусмотрены Соглашение по ТРИМс в области транспарентности?

3. Какие организационные правила предусмотрены Соглашением по ТРИМс в целях контроля за исполнением членами ВТО своих обязательств по Соглашению?

 

Тестовые задания

1. В течение какого срока с даты вступления в силу Соглашения о ВТО члены должны были направить уведомления Совету по торговле товарами обо всех принимаемых ими мерах, не соответствующих Соглашению по ТРИМс?

а) 3 месяца;

б) 90 дней;

в) 60 дней;

г) 6 месяцев.

2. Какие меры запрещает применять ч. 1 ст. 2 Соглашения по ТРИМс?

а) нарушающие положения ГАТТ 1994г. применительно к сборам и формальностям, связанным с ввозом и вывозом;

б) нарушающие положения ГАТТ 1994г. применительно к свободе транзита;

в) нарушающие положения ГАТТ 1994г.;

г) нарушающие положения ГАТТ 1994г. применительно к национальному режиму в отношении внутреннего налогообложения и регулирования и обшей отмены количественных ограничений.

3. Восполните пробел в ст. 4 Соглашения по ТРИМс: «______________ вправе временно отступать от положений статьи 2 в той мере и таким образом, в каком статья XVIII ГАТТ 1994г., Договоренность в отношении положений о платежном балансе ГАТТ 1994г. и Декларация о торговых мерах, вводимых для целей платежных балансов, принятая 28 ноября 1979г. (BISD 26S/205-209), разрешают члену отступать от положений ст. III и XI ГАТТ 1994г.»

а) наименее развитая страна-член ВТО;

б) любой член ВТО;

в) развивающаяся страна-член ВТО;

г) другой вариант (указать).

4. Какой срок с даты вступления в силу Соглашения по ТРИМс отводит ч. 2 ст. 5 этого Соглашения развитым странам-членам для отмены введённых ими мер, противоречащих Соглашению?

а) 1 год;

б) 2 года;

в) 5 лет;

г) 7 лет.

5. При каком условии Совет по торговле товарами может продлить переходный период для отмены мер, противоречащих Соглашению по ТРИМс?

а) если любой член ВТО продемонстрирует Совету наличие особых трудностей в связи с выполнением положений настоящего Соглашения в области развития, финансов и торговли;

б) если развивающийся член ВТО продемонстрирует Совету наличие особых трудностей в связи с выполнением положений настоящего Соглашения в области развития, финансов и торговли;

в) если развивающийся или наименее развитый член ВТО продемонстрирует Совету наличие особых трудностей в связи с выполнением положений настоящего Соглашения в области развития, финансов и торговли;

г) другой вариант (указать).

6. Какой орган ВТО члены Организации должны уведомлять о публикациях, в которых могут излагаться инвестиционные меры, связанные с торговлей, включая, применяемые региональными и местными властями и органами управления на своей территории?

а) Совет по торговле товарами;

б) Генеральный Совет;

в) Комитет по связанным с торговлей инвестиционным мерам;

г) Секретариат.

7. Какие из этих мер не относятся на основании Иллюстративного перечня Соглашения по ТРИМс к мерам, не совместимым с обязательством общего устранения количественных ограничений?

а) ограничивающие импорт предприятием товаров, используемых в его местном производстве или имеющих отношение к нему, путем ограничения доступа предприятия к иностранной валюте объемом поступлений иностранной валюты, причитающейся предприятию;

б) ограничивающие импорт предприятием товаров, используемых в его местном производстве или имеющих отношение к нему, в целом или количеством, связанным с объемом или стоимостью экспортируемых им местных товаров;

в) требующие закупок или использования предприятием товаров отечественного происхождения или из любого отечественного источника, независимо от того, определяются ли конкретные товары, их объем или стоимость, или доли от объема или стоимости его местного производства;

г) ограничивающие экспорт или продажу предприятием товаров на экспорт, выражаемых в виде либо конкретных товаров, их объема или стоимости, либо в виде доли от объема или стоимости его местного производства.

 

Международные акты

Генеральное соглашение о тарифах и торговле (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

 

Дополнительная литература

Власова А.Ю. Категория «инвестиции» // Внешнеторговое право. - 2007. - №1.

Всемирная торговая организация: механизмы функционирования и практика вступления / Под ред. А.Е. Дайнеко. - Минск: Дикта, 2006.

Додонов В.Н. Право международной торговли: словарь-справочник. - М: Славия, 1997.

Ершов Ю.А. Соглашение ВТО по связанным с торговлей инвестиционным мерам и российское законодательство об иностранных инвестициях // Внешнеэкономический бюллетень. - 2000. - №10.

Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право / Пер. с фр. – М.: Международные отношения, 2002.

Лабин Д.К. Международное право по защите и поощрению иностранных инвестиций. – М.: Волтерс Клувер, 2008.

Лабин Д.К. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций. – М.: Грааль, 2001.

Пахомов А.А. Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей // Внешняя торговля. - 1998. - №1-3.

Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему. - М.: Финансы и статистика, 2003.

Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. – М.: Волтерс Клувер, 2005.

Фролов В.Ф. Всемирная торговая организация: меры в отношении иностранных инвестиций, затрагивающие торговлю товарами (соглашение по ТРИМс). – М., 2002.

Ханян А.Э. Россия и ВТО: мировой и отечественный опыт стимулирования и регулирования притока иностранных инвестиций. - М.: Научная книга, 2006.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: