Теоретические и методические установки по изучению темы. Попытки пересмотреть ст




 

В ходе изучения данной темы следует обратиться к тексту Соглашения по применению защитных мер. Кроме того, рекомендуется изучить соответствующие разделы в работах С. А. Григоряна и И.В. Зенкина, в которых указывается, что данное соглашение опирается на ст. XIX ГААТ (Чрезвычайные меры при импорте некоторых товаров), разрешающей Договаривающимся сторонам применять временные защитные меры в тех случаях, когда в результате непредвиденных обстоятельств и взятых на себя договаривающейся стороной обязательств, включая тарифные уступки, какой-либо товар импортируется в таких увеличенных количествах и при таких условиях, что они причиняют или угрожают причинить серьезный ущерб отечественным производителям. Применение защитных мер на основании ст. XIX ГАТТ выявило несовершенство положений ГАТТ по этим вопросам, в результате чего многие развитие страны стали применять ограничения - «серой зоны», охватывавшие до 8% импорта развитых стран.

Попытки пересмотреть ст. XIX предпринимались в ходе Токийского раунда многосторонних переговоров. В соответствии с Токийской декларацией была создана переговорная группа по защитным мерам, которая интенсивно работала в течение 1978-1979 гг., но не смогла преодолеть разногласия между участниками переговоров.

Текст Соглашения по специальным защитным мерам (далее - Соглашение), являющегося частью правовой системы ВТО, включает преамбулу, 14 статей и приложения. Многие положения данного соглашения корреспондируют с Соглашение по применению статьи VI ГАТТ 1994г. и Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (процедура расследования, понятие "отрасль" и другие).

В ст. 2 Соглашения установлено, что каждый член ВТО может применить специальную защитную меру к какому-либо товару, только в том случае, если он установил, что такой товар импортируется на его территорию в таких возросших количествах, в абсолютном или относительном выражении к его национальному производству, и в таких условиях, которые наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отрасли национального производства, производящей аналогичные или непосредственно конкурирующие товары. Таможенный союз может применять специальную защитную меру как единое объединение или от имени его государства-члена. Специальные защитные меры применяются к импортируемому товару независимо от его источника.

Статья 3 Соглашения указывает, что применение специальных защитных мер допускается только после проведения расследования компетентными органами члена ВТО. Такое расследование включает извещение всех заинтересованных сторон, а также публичные слушания или другие соответствующие средства, которые позволяют импортерам, экспортерам и другим заинтересованным сторонам представлять доказательства и свои мнения, включая возможность отвечать на заявления других сторон и излагать свои мнения по вопросу о том, послужит ли применение специальной защитной меры общественным интересам или нет. Компетентные органы публикуют доклад с изложением полученных данных и мотивированных заключений, сделанных ими по всем относящимся к делу фактическим и правовым аспектам.

Любая информация, имеющая конфиденциальный характер, не раскрывается без разрешения предоставившей ее стороны. Сторонам, передавшим конфиденциальную информацию, может быть предложено предоставить резюме.

В Соглашении подчеркивается, что его цель - содействие структурной перестройке в стране, применяющей защитную меру, и содействие восстановлению конкурентоспособности отрасли, в отношении которой она применяется. Поэтому ст. 7 Соглашения устанавливает, что специальные защитные меры применяются только в течение такого периода времени, необходимого для предотвращения или устранения серьезного ущерба и облегчения экономической адаптации. Этот период не должен превышать 4-х лет, но этот период может быть продлён при условии, что компетентные органы импортирующего члена ВТО установили, что данная специальная защитная мера ещё необходима и имеются доказательства того, что данная отрасль производства находится в процессе адаптации. Общий период применения специальной защитной меры не должен превышать 8 лет.

Допускается повторное применение специальной защитной меры со сроком действия в 180 или менее дней, если:

1) прошло не менее одного года с даты введения специальной защитной меры на импорт данного товара; и

2) такая специальная защитная мера не применялась к данному товару более чем дважды за 5-тилетний период, непосредственно предшествующий дате введения этой меры.

В соответствии со ст. 5 Соглашения члены ВТО применяют специальные защитные меры только в таких масштабах, которые необходимы для предотвращения или устранения серьезного ущерба и для облегчения процесса экономической адаптации. Если применяется количественное ограничение, то такая мера не должна сокращать количество импорта ниже уровня предыдущего периода, за который принимается средний объем импорта за последние 3 года, если не будет четкого обоснования необходимости установления иного уровня для предотвращения или устранения ущерба. Членам ВТО следует выбирать меры, являющиеся наиболее подходящими для достижения этих целей.

В случаях, когда квота распределяется между странами-поставщиками, член, применяющий ограничения, может пытаться достичь договоренности по вопросу распределения долей квоты со всеми другими членами, имеющими значительную заинтересованность в поставках данного товара. В случаях, когда такой метод не осуществим по практическим соображениям, данный член распределяет между членами, имеющими значительный интерес к поставкам данного товара, квоту в соответствии с долями, занимаемыми поставками этих членов в общем, количестве или стоимости импорта товара в предшествующий представительный период; при этом учитываются любые специальные факторы, которые могли или могут воздействовать на торговлю данным товаром.

Члены ВТО могут отходить от этого положения при условии, что под эгидой Комитета по специальным защитным мерам были проведены консультации с членами ВТО-экспортёрами данного товара, и что были предоставлены убедительные доказательства того, что:

1) процент импорта из некоторых членов непропорционально увеличился по отношению к общему росту импорта данного товара за представительный период,

2) причины отхода оправданы,

3) условия такого отхода равны для всех поставщиков данного товара.

Продолжительность действия любой такой меры не должна превышать начальный 4-хлетний период. Использование вышеизложенных положений не разрешается в случае угрозы серьезного ущерба.

На основании ст. 6 Соглашения в критических обстоятельствах, когда отсрочка нанесла бы ущерб, который будет трудно устранить впоследствии, любой член может принять временную специальную защитную меру согласно предварительного определения о том, что имеются очевидные доказательства того, что возросший импорт нанес или угрожает нанести серьезный ущерб. Срок действия временной меры не должен превышать 200 дней, в течение которого соблюдаются соответствующие требования статей 2-7 и 12. Такие меры следует принимать в форме повышения тарифа, и они должны быть быстро возмещены, если последующее расследование, указанное в п. 2 ст. 4, не установит, что возросший импорт нанес или угрожает нанести серьезный ущерб отрасли отечественного производства. Продолжительность действия любой такой временной меры засчитывается как часть начального периода и любого продления, упомянутого в п. 1 - 3 ст. 7 Соглашения.

Одно из ключевых положений Соглашения - это «серьезный ущерб». Статья 4 Соглашения определяет, что под «серьезным ущербом» понимается существенное общее ухудшение ситуации в отрасли отечественного производства. «Угроза серьезного ущерба» - это явная неизбежность серьезного ущерба. Определение наличия или угрозы серьезного ущерба основывается на фактах.

В ходе расследования по вопросу о том, нанес ли или угрожает ли нанести серьезный ущерб отрасли отечественного производства возросший импорт согласно положениям Соглашения, компетентные органы оценивают все соответствующие факторы объективного характера, поддающиеся количественному выражению, оказывающие влияние на положение в этой отрасли. Данное правило не учитывается, если только расследование не покажет наличие причинной связи между возросшим импортом данного товара и серьезным ущербом или угрозой серьезного ущерба.

Соглашение по защитным мерам открывает возможность для применения защитных мер как в целом, так и в отношении отдельных поставщиков. Статья 10 Соглашения обязывает членов ВТО прекратить применение всех специальных защитных мер, принятых согласно ст. XIX ГАТТ 1947г. («меры серой зоны»), сохранявшихся на дату вступления в силу Соглашения о ВТО, не позднее, чем через 8 лет после даты их первого применения, либо через 5 лет после вступления в силу Соглашения о ВТО.

На основании ст. 11 Соглашения члены ВТО не должны предпринимать и добиваться принятия никаких чрезвычайных мер в отношении импорта конкретных товаров, как это изложено в Статье XIX ГАТТ 1994г. Запрещается практика добровольных ограничений экспорта, соглашений о регулировании рынков или любых других подобных мер, применяемых к экспорту или импорту. Соглашение не применяется к мерам, которых члены ВТО добились в ходе вступления в Организацию. Члены ВТО не должны поощрять или поддерживать применение или сохранение государственными и частными предприятиями неправительственных мер, эквивалентных упомянутым выше.

Соглашение устанавливает процедурные правила, регламентирующие применение защитных мер, которые могут содержать произвольное применение защитных мер. В соответствии со ст. 12 Соглашения член ВТО уведомляет Комитет по специальным защитным мерам о:

1) начале процесса расследования в связи с серьезным ущербом или угрозой такого ущерба и причинах такого расследования;

2) установлении серьезного ущерба или угрозы такого ущерба в связи с возросшим импортом;

3) принятии решения о применении или продлении специальной защитной меры.

Направляя уведомления, член ВТО, предлагающий применить или продлить специальную защитную меру, предоставляет Комитету по специальным защитным мерам всю относящуюся к дела информацию, включая доказательства серьезного ущерба или угрозы такого ущерба в связи с возросшим импортом, точное описание данного товара и предполагаемой меры, намечаемую дату ее введения, ориентировочный срок действия и график поэтапной либерализации. В случае продления меры необходимо также представить доказательства того, что затронутая отрасль производства находится в процессе экономического приспособления. Совет по торговле товарами или Комитет по специальным защитным мерам могут запросить у члена, предлагающего ввести или продлить меру, такую дополнительную информацию, которую они могут счесть необходимой.

Член ВТО, предлагающий применить или продлить специальную защитную меру, предоставляет адекватную возможность для проведения перед этим консультаций с членами ВТО, имеющими значительные интересы как экспортеры данного товара, с целью рассмотрения информации, обмена мнениями о мере и достижения договоренности о путях реализации цели, изложенной в ст. 8.

Член ВТО направляет Комитету по специальным защитным мерам уведомление до принятия временной специальной защитной меры, упомянутой в статье 6. Консультации начинаются немедленно после принятия меры.

Члены ВТО, имеющие к этому отношение, немедленно уведомляют Совет по торговле товарами о результатах консультаций, упомянутых в этой статье, а также о результатах рассмотрения в середине срока действия меры, согласно п. 4 ст. 7 Соглашения, о любой форме компенсации, упомянутой в п. 1 ст. 8, и намечаемом приостановлении уступок и других обязательств, упомянутых в п. 2 ст. 8 Соглашения.

Члены незамедлительно уведомляют Комитет по специальным защитным мерам о своих законах, нормативных актах и административных процедурах, относящихся к специальным защитным мерам, а также о любых изменениях в них.

Члены, сохраняющие меры, описанные в ст. 10 и п. 1 ст. 11 Соглашения, которые действуют на дату вступления в силу Соглашения о ВТО, уведомляют о таких мерах Комитет по специальным защитным мерам не позднее, чем через 60 дней после даты вступления в силу Соглашения о ВТО.

Любой член может уведомить Комитет по специальным защитным мерам обо всех законах, нормативных актах и административных процедурах и любых мерах или действиях, указанных в настоящем Соглашении, о которых не проинформировали другие члены, которые, в соответствии с настоящим Соглашением, должны были направить такие уведомления.

Любой член может уведомить Комитет по специальным защитным мерам о любых неправительственных мерах, упомянутых в п. 3 ст. 11 Соглашения.

Все уведомления Совету по торговле товарами, упомянутые в настоящем Соглашении, как правило, направляются через Комитет по специальным защитным мерам.

Положения Соглашения об уведомлении не требуют от какого-либо члена ВТО раскрывать конфиденциальную информацию, если это препятствует применению законов или иным образом противоречит общественным интересам или наносит ущерб законным коммерческим интересам конкретных государственных или частных предприятий.

Статья 8 Соглашения устанавливает, что член ВТО, намеревающийся применить специальную защитную меру или продлить действие специальной защитной меры, должен стремиться сохранить в значительной мере эквивалентный уровень уступок и других обязательств, существующих по ГАТТ 1994г. между ним и экспортирующими членами, которые затронуты такой мерой в соответствии с положениями п. 3 ст. 12 Соглашения. Для достижения этой цели такие члены могут согласиться на любые адекватные виды торговой компенсации за неблагоприятное воздействие меры на их торговлю.

Если в ходе консультаций, предусмотренных в п. 3 ст. 12 Соглашения, соглашение не будет достигнуто в течение 30 дней, то упомянутые экспортирующие члены не позднее, чем через 90 дней после введения этой меры, могут приостановить, по истечении 30 дней со дня получения Советом по торговле товарами письменного извещения о таком приостановлении, применение в значительной мере эквивалентных уступок или других обязательств по ГАТТ 1994г., к торговле члена, прибегающего к специальным защитным мерам, если Совет по торговле товарами не возражает против такого приостановления.

Право на приостановление, упомянутое в п. 2 данной статьи, не должно использоваться в первые три года применения специальной защитной меры, при условии, что данная специальная защитная мера принята в результате абсолютного роста импорта и соответствует положениям настоящего Соглашения.

Согласно ст. 9 Соглашения специальные защитные меры не применяются против товара, происходящего из развивающейся страны-члена до тех пор, пока его доля в импорте данного товара каким-либо членом-импортером не превышает 3%, при условии, что суммарная доля развивающихся стран-членов, имеющих менее чем 3% долю, не превышает 9% от общего объема импорта данного товара. Член ВТО направляет Комитету по специальным защитным мерам уведомление о действиях, предпринятых согласно данной норме.

Развивающаяся страна-член имеет право продлить период применения специальной защитной меры до 2-х лет сверх максимального периода, предусмотренного в ст. 7. Несмотря на положения п. 5 ст. 7, развивающаяся страна-член имеет право повторно применять специальную защитную меру в отношении импорта товара, к которому уже применялась такая мера после даты вступления в силу Соглашения о ВТО, по истечении периода, равного половине срока, в течение которого такая мера ранее применялась, при условии, что этот период неприменения составляет не менее двух лет.

Соглашение устанавливает развернутую систему контроля и наблюдения за применением защитных мер, и соблюдением положений соглашения. В соответствии со ст. 13 Соглашения был учреждён Комитет по специальным защитным мерам под руководством Совета по торговле товарами; он открыт для участия любого члена, изъявившего желание работать в нем. На Комитет возлагается осуществление следующих функций:

1) наблюдение за общим выполнением Соглашения и ежегодная отчетность о ходе его выполнения перед Советом по торговле товарами и подготовка рекомендаций по совершенствованию;

2) проверка, по запросу затронутого члена, выполняются или нет правила процедуры Соглашения в отношении специальной защитной меры, и представление доклада о своих заключениях Совету по торговле товарами;

3) содействие членам, по их просьбе, в проведении консультаций в соответствии с положениями Соглашения;

4) изучение мер, указанных в ст. 10 и п. 1 ст. 11 Соглашения; наблюдение за отменой таких мер и представление доклада об этом Совету по торговле товарами в установленном порядке;

5) рассмотрение, по запросу члена, вводящего специальную защитную меру, вопроса о том, являются ли предложения о приостановке уступок или других обязательств в значительной мере эквивалентными, и представление доклада об этом Совету по торговле товарами в установленном порядке;

6) получение и рассмотрение всех уведомлений, предусмотренных Соглашением, и представление доклада Совету по торговле товарами в установленном порядке;

7) выполнение любых других функций, связанных с Соглашением, которые может определить Совет по торговле товарами.

Для содействия Комитету в выполнении его функции наблюдения, Секретариат ежегодно готовит основанный на фактах доклад о функционировании Соглашения на базе уведомлений и другой надежной информации, имеющейся в его распоряжении.

Примером спора по применению Соглашения является дело о защитных мерах в отношении импорта свежего, охлаждённого или замороженного мяса баранины из Новой Зеландии и Австралии (Австралия и Новая Зеландия против США, 16.05.2001г.). Жалоба была подана на том основании, что меры, принятые США в форме тарифной квоты на импорт, противоречат Соглашению. Апелляционный орган подтвердил заключение Третейской группы о необходимости узкого толкования понятия «отечественная отрасль», которое в данном деле применимо только к производству мяса, а не к овцеводству. При анализе ущерба должно приниматься во внимание только экономическое состояние тех предприятий, которые производят товар, подпадающий под расследование. При установлении причинно-следственной связи между резко возросшим импортом и угрозой серьёзного ущерба необходимо учитывать причины, имеющие практическое значение. Резко возросший импорт не является формой недобросовестной конкуренции, в отличие от демпинговых или субсидируемых поставок. В данном случае имело место квотирование в протекционистских целях со стороны США.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы цели Соглашения по защитным мерам?

2. Назовите принципы, при соблюдении которых допускается введение специальных защитных мер?

3. Какие мероприятия включает расследование, предшествующее введению специальной защитной меры?

4. Какие меры запрещено использовать членам ВТО в соответствии со ст. 11 Соглашения по защитным мерам?

5. Охарактеризуйте деятельность Комитета ВТО по специальным защитным мерам?

 

Тестовые задания

1. Восполните пробел в п. 2 ст. 2 Соглашения по защитным мерам: «Специальные защитные меры применяются к импортируемому товару независимо от ___________.

а) его цены,

б) его источника,

в) национальности изготовителя,

г) национальной принадлежности импортёра.

2. Что не относится к специальным защитным мерам согласно ст. XIX ГАТТ 1994г.?

а) введение компенсационной пошлины,

б) приостановление обязательств,

в) аннулирование уступок,

г) изменение обязательств в одностороннем порядке.

3. В каких масштабах в соответствии со ст. 5 Соглашения по защитным мерам могут применяться специальные защитные меры?

а) которые необходимы для облегчения процесса экономического приспособления,

б) которые необходимы для предотвращения или устранения серьезного ущерба,

в) которые необходимы для предотвращения или устранения серьезного ущерба и для облегчения процесса экономического приспособления,

г) другой вариант (указать).

4. Какой срок действия временной специальной защитной меры установлен в ст. 6 Соглашения по защитным мерам?

а) не более 200 дней,

б) не более 250 дней,

в) не более 300 дней,

г) не менее 200 дней.

5. Восполните пропуск в п. 1 ст. 9 Соглашения по защитным мерам: «Специальные защитные меры не применяются против товара, происходящего из развивающейся страны-члена до тех пор, пока его доля в импорте данного товара каким-либо членом-импортером не превышает 3%, при условии, что суммарная доля развивающихся стран-членов, имеющих менее чем 3% долю, не превышает __% от общего объема импорта данного товара»:

а) 5,

б) 7,

в) 9,

г) 10.

6. На какой максимальный период могут вводиться специальные защитные меры в соответствии с п. 1 ст. 7 Соглашения по защитным мерам?

а) 2 года,

б) 3 года,

в) 500 дней,

г) 4 года.

7. Что из названного не может являться примером использования импортной квоты по обоюдному согласию в соответствии с ГАТТ 1994г. и Соглашением по защитным мерам?

а) соглашение о регулировании экспортных или импортных рынков,

б) сдерживание экспорта,

в) наблюдение за экспортом или импортом

г) выборочное экспортное или импортное лицензирование.

 

Международные акты

Генеральное соглашение о тарифах и торговле (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

Соглашение по защитным мерам (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

Дополнительная литература

Воробьева Н.Г. Меры по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли в отношениях между странами-членами Всемирной торговой организации. - М.: РУДН, 2001.

Всемирная торговая организация: механизмы функционирования и практика вступления / Под ред. А.Е. Дайнеко. - Минск: Дикта, 2006.

Додонов В.Н. Право международной торговли: словарь-справочник. - М: Славия, 1997.

Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация от «А» до «Я»: терминологический справочник. - М.: Всерос. акад. внешн. торговли, 2006.

Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему. - М.: Финансы и статистика, 2003.

Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: