Теоретические и методические установки по изучению темы. Соглашением создается Комитет по субсидиям и компенсационным мерам в составе




 

В ходе изучения данной темы следует обратиться к тексту Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам. Кроме того, рекомендуется изучить соответствующие разделы в работах С. А. Григоряна и И.В. Зенкина, в которых указывается, что данное соглашение является конкретизацией статей VI, XVI и XXIII ГАТТ. Первое Соглашение, заключенное в рамках ГАТТ в рассматриваемой области во время Токио-раунда, называлось «Соглашение по толкованию и применению статей VI, XVI и XXIII ГАТТ» (в Соглашении участвовали 24 государства). На смену ему пришло подписанное по итогам Уругвайского раунда Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, (далее - Соглашение) обязательное для всех членов ВТО. Оно включает 32 статьи и 7 приложений.

Соглашением создается Комитет по субсидиям и компенсационным мерам в составе представителей от каждого государства, проводящий свои заседания не реже двух раз в год. Комитет предоставляет государствам возможность проводить консультации по любым вопросам, имеющим отношение к субсидиям. Комитет учреждает Постоянную группу экспертов - ПГЭ (в нее входит 5 независимых высококвалифицированных экспертов в области субсидий и торговых отношений) в целях дачи консультативных заключений о характере любой субсидии.

В соответствии с Соглашением считается, что субсидия существует когда:

1) оказывается финансовое содействие государством или публичным органом (правительством или учрежденным им юридическим лицом) в пределах территории конкретного члена ВТО, т.е. когда:

а) производится прямой перевод денежных средств (дотации, займы или покупка акций) или принимает на себя обязательства по переводу таких средств (гарантии по займам),

б) предоставляются налоговые льготы или кредиты,

в) предоставляются товары или услуги помимо общей инфраструктуры, или осуществляется закупка товаров,

г) производится перевод средств в специальные механизмы финансирования;

2) любая форма государственной поддержки доходов и цен, прямым или косвенным результатом которой является увеличение экспорта какого-либо товара с его территории или сокращение импорта какого-либо товара на его территорию;

3) любая льгота, по сути своей являющаяся государственным финансовым содействием или поддержкой доходов и цен.

Соглашение делит субсидии на запрещенные, дающие повод для разбирательства и не дающие повода для разбирательства субсидии.

Согласно ст. 3 Соглашения, с учётом Соглашения по сельскому хозяйству, запрещаются следующие специфические субсидии (меры, доступ к которым ограничен конкретной организацией либо организациями конкретного региона):

1) увязанные по закону или фактически в качестве единственного или одного из нескольких условий с результатами экспорта (в частности: прямые субсидии, обусловленные результатом экспорта; льготные внутренние транспортные тарифы для экспортных отгрузок; уменьшение связанным с экспортом предприятиям прямых налогов; предоставление экспортных кредитов по ставкам ниже нормальных и др.);

2) увязанные по закону или фактически в качестве единственного или одного из нескольких условий с использованием отечественных товаров вместо импортных (импортозамещающие субсидии).

В соответствии со ст. 4 Соглашения, во всех случаях, когда член ВТО имеет основание считать, что запрещенная субсидия предоставляется или сохраняется другим членом ВТО, он может обратиться к другому члену ВТО с просьбой о проведении консультаций, включающей изложение имеющихся доказательств наличия и характера субсидии, о которой идет речь. Если в течение 30 дней с момента получения просьбы о консультациях согласованного решения не достигнуто, любой член ВТО, являющийся стороной таких консультаций, может передать дело в Орган по разрешению споров для создания третейской группы.

После своего создания третейская группа может попросить содействия ПГЭ. Третейская группа представляет окончательный доклад сторонам спора. Доклад направляется всем членам в течение 90 дней с даты образования и определения полномочий такой группы. Если будет установлено, что рассматриваемая мера является запрещенной субсидией, третейская группа рекомендует соответствующему члену ВТО отказаться от предоставления субсидии. Третейская группа определяет в своей рекомендации предельный срок, в течение которого данная мера должна быть отменена.

В течение 30 дней после направления доклада третейской группы всем членам, ОРС одобряет доклад, если только какая-либо из сторон не подаст апелляцию. Жалоба рассматривается Апелляционным органом в течение не более 60, вынесенное решение утверждается ОРС путем консенсуса. Если рекомендация ОРС не выполняется в срок, установленный третейской группой, ОРС дает разрешение члену, подавшему жалобу, принять соответствующие ответные меры.

Согласно ст. 5 Соглашения, субсидия считается дающей основание для разбирательства, если эта мера, не являясь запрещённой, приводит к неблагоприятным последствиям для интересов другого члена ВТО, а именно:

1) наносит ущерб отечественной промышленности другого члена;

2) аннулирует или сокращает выгоды, прямо или косвенно извлекаемые другими членами ВТО по ГАТТ 1994г., в частности выгоды от уступок, закрепленных согласно ст. II ГАТТ 1994г.;

3) серьезно ущемляет интересы другого члена.

Серьезным, в соответствии со ст. 6 Соглашения, является ущемление интересов в случае:

1) если общая величина субсидирования в стоимости товара превышает 5%;

2) субсидий на покрытие эксплуатационных убытков отрасли промышленности;

3) субсидий на покрытие эксплуатационных убытков предприятия, исключая единовременные меры, которые не являются повторяемыми и не могут повторяться для данного предприятия, и которые предоставляются только для того, чтобы дать время для реализации долгосрочных решений и избежать острых социальных проблем;

4) прямого списания задолженности, например, списания задолженности государству, и субсидий на погашение долга.

Серьезное ущемление интересов может возникнуть в любом случае, когда применение субсидии влечет за собой одно или несколько из следующих последствий:

1) результатом субсидии является вытеснение или затруднение импорта аналогичного товара другого члена на рынок субсидирующего члена;

2) результатом субсидии является вытеснение или затруднение экспорта аналогичного товара другого члена на рынок какой-либо третьей страны;

3) результатом субсидии являются: значительное занижение цены субсидированного товара по сравнению с ценой аналогичного товара другого члена на одном и том же рынке, либо значительное сдерживание роста цен, падение цен или падение продаж на одном и том же рынке;

4) результатом субсидии является увеличение доли субсидирующего члена на мировом рынке того или иного сырьевого товара по сравнению со средней долей, которую он имел за предшествующий трехлетний период, и это увеличение является устойчивой тенденцией на протяжении периода, когда осуществлялось субсидирование.

Каждый член ВТО, в отношении которого выдвигается утверждение о серьезном ущемлении интересов на его рынке, должен предоставить сторонам спора и третейской группе, создаваемой в соответствии со ст. 7 Соглашения, всю относящуюся к делу информацию, которая может быть получена в отношении изменений долей рынка сторон спора, а также цен соответствующих товаров.

Согласно ст. 7 Соглашения, такие споры разрешаются по стандартной процедуре, предусматривающей консультации (на них отводится 60 дней), рассмотрение спора третейской группой, возможно обращение в Апелляционный орган, утверждение решения ОРС (на эти 3 стадии отводится не более 90 дней).

Если член не предпринимает соответствующие меры для устранения неблагоприятных последствий субсидии, либо отмены субсидии в течение 6 месяцев с даты, когда ОРС одобрил доклад третейской группы или доклад Апелляционного органа, и в отсутствие соглашения по компенсации, ОРС разрешает члену, подавшему жалобу, принять ответные меры, соразмерные со степенью и характером установленных неблагоприятных последствий, если только ОРС путем консенсуса не решит отклонить данную просьбу.

Согласно ст. 8 не дают основания для принятия мер:

1. Субсидии, которые не являются специфическими в смысле ст. 2;

2. Субсидии, являющиеся специфическими в смысле ст. 2, но предполагают:

1) помощь на исследовательскую деятельность, осуществляемую фирмами, а также высшими учебными заведениями и научными организациями на контрактной основе с фирмами, при условии, что такая помощь покрывает не более 75% стоимости промышленных исследований или 50% стоимости разработок на доконкурентной стадии; и при условии, что она предоставляется исключительно на покрытие:

а) расходов на персонал (исследователи, техники и другой вспомогательный персонал, занятый исключительно исследовательской деятельностью);

б) расходов на инструменты, оборудование, землю и сооружения, используемые исключительно и постоянно (за исключением продажи на коммерческой основе) для исследовательской деятельности;

в) расходов на консультационные и эквивалентные услуги, используемые исключительно для исследовательской деятельности, включая покупку результатов научных исследований, технических знаний, патентов и пр.;

г) дополнительных накладных расходов, понесенных непосредственно в результате исследовательской деятельности;

д) других текущих расходов (на материалы, обеспечение и т.п.), понесенных непосредственно в результате исследовательской деятельности;

2) помощь неблагополучным регионам на территории члена, которая предоставляется в общих рамках регионального развития, является неспецифической и распределяется между соответствующими регионами при условии, что:

а) каждый неблагополучный регион должен представлять собой четко обозначенную компактную административную и экономическую зону;

б) такой регион рассматривается как неблагополучный на основе нейтральных и объективных критериев, показывающих, что трудности региона возникают в силу не только временных обстоятельств; такие критерии должны быть четко определены в законах, правилах или других официальных документах с тем, чтобы их можно было проверить;

в) критерии включают измерение экономического развития, которое основано как минимум на одном из следующих показателей:

· доход на душу населения или доход на домашнее хозяйство, либо размер ВВП на душу населения, который не должен превышать 85% среднего показателя для данной территории;

· уровень безработицы, который должен составлять по крайней мере 110% от среднего показателя для данной территории;

измеренных за трехлетний период; такое измерение, однако, может быть комплексным и может учитывать другие факторы;

3) содействие в адаптации существующих производственных мощностей к новым требованиям в отношении охраны окружающей среды, налагаемым законодательством и/или нормативными актами, которые влекут за собой дополнительные ограничения и усиление финансового бремени для фирм, при условии, что такое содействие:

а) является единовременной, неповторяющейся мерой; и

б) составляет не более 20% расходов по адаптации; и

в) не покрывает расходов на замену и эксплуатацию субсидируемого оборудования, которые должны полностью ложиться на предприятия; и

г) непосредственно связано и пропорционально планируемому фирмой сокращению загрязнения и не покрывает экономии на производственных расходах, которая может быть достигнута; и

д) доступно для всех фирм, которые могут перейти на новое оборудование и/или производственные процессы.

О программе субсидирования Комитет уведомляется до ее реализации. Члены также ежегодно представляют в Комитет обновления таких уведомлений, предоставляя, в частности, информацию об общей сумме расходов по каждой программе и об изменениях в ней. Другие члены имеют право запрашивать информацию об отдельных субсидиях, входящих в программу, о которой направлено уведомление. По получении запроса от члена, Секретариат рассматривает уведомление и, в случае необходимости, запрашивает дополнительную информацию от субсидирующего члена о рассматриваемой программе, о которой направлялось уведомление. Секретариат представляет Комитету доклад о своих выводах, который рассматривает выводы Секретариата. Процедура, предусмотренная настоящим пунктом, завершается не позднее первого очередного заседания Комитета, при условии, что между таким уведомлением и очередным заседанием Комитета пройдет не менее 2-х месяцев.

По просьбе члена решение, вынесенное Комитетом, а также нарушение в отдельных случаях условий, изложенных в программе, о которой направлено уведомление, передаются в арбитраж, решения которого являются обязательными. Арбитражный орган представляет свои заключения членам в течение 120 дней с даты передачи дела данному арбитражному органу. За исключением иных случаев, предусмотренных в настоящем пункте, к арбитражу, проводимому в соответствии с настоящим пунктом, применяются положения Договоренности о разрешении споров.

В соответствии со ст. 9 Соглашения если в процессе реализации программы субсидирования, несмотря на соответствие программы критериям, изложенным в указанном пункте, любой член имеет основания полагать, что программа влечет за собой серьезные неблагоприятные последствия для его отечественной промышленности, как, например, трудно устранимый ущерб, то такой член может обратиться к члену, который предоставляет или сохраняет данную субсидию, с просьбой о проведении консультаций.

Получив просьбу о консультациях, член ВТО, предоставляющий субсидирование, начинает соответствующие консультации (на них отводится 60 дней). Если взаимоприемлемое решение не будет выработано, член, обратившийся с просьбой о консультациях, может передать дело на рассмотрение Комитета по субсидиям и компенсационным мерам, который рассматривает относящиеся к делу факты и доказательства наличия неблагоприятных последствий. Если Комитет установит наличие таких последствий, он может рекомендовать субсидирующему члену изменить данную программу таким образом, чтобы устранить указанные последствия. Комитет представляет свои заключения в течение 120 дней с даты направления дела на его рассмотрение. Если рекомендации не выполняются в течение 6 месяцев, то Комитет разрешает члену, обратившемуся с просьбой о консультациях, принять соответствующие ответные меры, соразмерные с характером и масштабами установленных последствий.

Когда прошедший через субсидирование товар члена оказывается на территории другого члена, появляется возможность использования компенсационных мер. Процедуры в отношении компенсационных мер, применяемых при субсидировании, схожи с теми, что применяются при демпинге.

Введение компенсационных мер возможно если:

1) на основании жалобы проведено соответствующее расследование;

2) по результатам расследования доказано наличие ущерба и его причинно-следственная связь с субсидированием.

Определение ущерба дается в ст. 15 Соглашения - ущерб налицо, если субсидированный импорт оказал влияние на цены на внутреннем рынке (вызвал значительное занижение цен, либо воспрепятствовал их повышению, что произошло бы в его отсутствие) либо на отечественную промышленность (снижение производства, прибыли, производительности и др.).

В целях определения наличия субсидирования и причиненного им ущерба проводится расследование, которое инициируется:

1) отечественной промышленностью (в подавляющем большинстве случаев расследование инициируется по её письменному заявлению, или поданному от ее имени);

2) либо, при особых обстоятельствах, органом, компетентным проводить расследование.

Согласно ст. 16 Соглашения, отечественная промышленность - это все отечественные производители аналогичных товаров или те из них, чье совокупное производство данных товаров составляет основную часть общего отечественного производства этих товаров, исключая случаи, когда производители связаны с экспортерами или импортерами или сами являются импортерами из других стран предположительно субсидированного товара или аналогичного товара. Расследование не возбуждается, если на долю отечественных производителей, высказавшихся в поддержку заявления, приходится менее 25% всего объема производства аналогичного товара, произведенного отечественной промышленностью.

Заявление должно включать достаточные доказательства существования субсидии и, если возможно, ее размера, ущерба в смысле ст. VI ГАТТ 1994 г., причинно-следственной связи между субсидированным импортом и предполагаемым ущербом. В заявлении должны быть указаны:

1) личность заявителя и описание объема и стоимости отечественного производства аналогичного товара заявителем; если заявление сделано от имени отечественной промышленности, оно должно определять отрасль, от имени которой подано заявление, путем включения списка всех известных отечественных производителей аналогичного товара с описанием объёма и стоимости производства товара, на них приходящегося;

2) полное описание предположительно субсидированного товара, название страны или стран происхождения или экспорта, личность каждого известного экспортера или иностранного производителя и список известных импортеров данного товара;

3) доказательства существования, величины и характера субсидии;

4) доказательства того, что предполагаемый ущерб вызван субсидированным импортом.

Заявление отклоняется, и расследование прекращается, как только соответствующие компетентные органы удостоверятся в отсутствии достаточных доказательств субсидирования или ущерба для оправдания продолжения процедуры. Расследование немедленно прекращается:

1) если размер субсидии является минимальным (субсидия составляет менее 1% стоимости товара),

2) когда объем субсидированного импорта, фактического или потенциального, либо ущерб является незначительными.

Статья 13 Соглашения предлагает сторонам до начала расследования провести консультации. На протяжении всего периода расследования предоставляется возможность продолжения этих консультаций.

После принятия решения о начале расследования член, товары которого являются предметом расследования, а также другие известные компетентным органам заинтересованные стороны уведомляются об этом, а также публикуется извещение о начале расследования, в котором указывается:

1) название экспортирующего члена;

2) дата начала расследования;

3) описание практики субсидирования;

4) краткое изложение фактов;

5) адрес, по которому заинтересованные стороны направляют свои комментарии;

6) сроки, отведенные заинтересованным сторонам для высказывания своего мнения.

Исходя из п. 11 ст. 11 Соглашения расследование, за исключением особых обстоятельств, завершается в течение одного года и ни в коем случае не позднее чем через 18 месяцев после его начала.

В ходе расследования компетентный орган, прежде всего, собирает информацию. Производителю или экспортеру первоначально предлагается заполнить вопросник. Вопросник считается полученным через неделю после того, как он был направлен или препровожден соответствующему дипломатическому представителю. С даты получения вопросника дается 30 дней для представления ответов.

Расследование на месте (на территории другой страны) проводится при условии получения явно выраженного согласия этой страны и конкретного предприятия. Целью расследования на месте является проверка представленной информации и получение дополнительных сведений.

После изучения собранной информации объявляются промежуточные итоги расследования.

Стороны вправе подготовить и направить комментарии по всем данным и выводам органа расследования. По результатам рассмотрения этих комментариев появляются окончательные результаты расследования (выносится окончательное определение).

В качестве компенсационных мер могут вводиться временные меры, компенсационные пошлины и ценовые обязательства.

Временные меры могут применяться только в том случае, если:

1) расследование начато в соответствии со ст. 11 Соглашения, уведомление об этом было опубликовано, и заинтересованным членам и заинтересованным сторонам были обеспечены адекватные возможности, чтобы предоставить информацию и высказать свои соображения;

2) в соответствии с предварительным определением утвердительного характера субсидия существует, и что субсидированный импорт наносит ущерб отечественной промышленности;

3) соответствующие компетентные органы считают, что такие меры необходимы для предотвращения ущерба в период расследования.

Временные меры могут принимать форму временных компенсационных пошлин, гарантированных денежными депозитами или долговыми обязательствами на сумму, равную предварительно рассчитанному размеру субсидирования. Временные меры не вводятся ранее, чем через 60 дней с даты начала расследования. Применение временных мер ограничено сроком в 4 месяца.

Если после усилий, предпринятых с целью завершения консультаций, любой член выносит окончательное определение о наличии и размере субсидии и о том, что благодаря влиянию субсидии импорт причиняет ущерб, он может ввести компенсационную пошлину, если данная субсидия или субсидии не будут отозваны.

Решение о том, вводить или не вводить компенсационную пошлину в случаях, когда все требования для введения выполнены, а также решение о том, должен ли размер вводимой компенсационной пошлины равняться полному размеру субсидии или быть меньше ее, являются решениями, принимаемыми компетентными органами импортирующего члена. Рекомендуется, чтобы пошлина была умеренной, была меньше размера субсидии, если таковая достаточна для устранения ущерба отечественной промышленности, а также чтобы были установлены процедуры, позволяющие соответствующим компетентным органам должным образом учитывать представления отечественных заинтересованных сторон, чьи интересы могли бы быть затронуты введением пошлины.

Когда компенсационная пошлина вводится в отношении любого товара, то она взимается в соответствующих размерах, на недискриминационной основе с импорта такого товара из всех источников, в отношении которых было установлено наличие субсидий и причинение ущерба за исключением источников, чьи обязательства были приняты в соответствии с условиями Соглашения. Любой экспортер, поставки которого подверглись обложению окончательной компенсационной пошлиной, но в отношении которого расследование не проводилось по иным причинам, чем отказ от сотрудничества, вправе требовать установления индивидуальной компенсационной пошлины.

Запрещается взимать компенсационные пошлины с импортного товара в размере, превышающем установленный размер субсидии, исчисленный в размере субсидирования на единицу экспортированного товара.

Компенсационная пошлина должна оставаться в силе, если она необходима для нейтрализации субсидирования, причиняющего ущерб. Поэтому при определенных обстоятельствах она может быть пересмотрена. Компетентный орган может рассмотреть вопрос о необходимости продолжения взимания пошлины в связи с изменившимися обстоятельствами по собственной инициативе или по просьбе заинтересованной стороны.

В любом случае действие компенсационной пошлины прекращается не позднее 5-ти лет с момента ее введения (последнего пересмотра), если компетентные органы не решат в ходе пересмотра, начатого до этой даты, что прекращение действия пошлины привело бы к продолжению или возобновлению субсидирования, приносящего ущерб.

Процедура расследования может быть приостановлена или отменена в случае, если правительство экспортирующей страны согласится отменить или ограничить субсидию, а экспортер - пересмотреть свои цены таким образом, чтобы устранить неблагоприятные последствия субсидирования. Подобного рода обязательства не принимаются, пока компетентные органы не вынесли предварительного утвердительного определения в отношении наличия субсидирования и причиненного им ущерба. После принятия обязательств расследование может продолжаться, если того пожелают экспортирующая или импортирующая страны.

Статья 27 Соглашения устанавливает преференциальный режим для развивающихся стран-членов ВТО, поскольку субсидии могут играть важную роль в их программах экономического развития. В частности, запрет субсидий, направленных на покрытие экспорта, не применяется в отношении:

1) наименее развитых стран, которые в качестве таковых определены ООН и являются членами ВТО;

2) стран-членов ВТО, на которые должно быть распространено действие положений, применяемых к другим развивающимся странам-членам, когда их ВНП на душу населения достигнет 1000 долл. в год;

3) других развивающихся стран-членов в течение 8 лет с даты вступления в силу Соглашения о ВТО.

Если развивающаяся страна считает необходимым применять такие субсидии по истечении 8-ми лет, после консультаций с Комитетом по субсидиям и компенсационным мерам, ей это может быть разрешено. Развивающаяся страна-член, достигшая конкурентоспособности (если её доля достигла 3,25% мировой торговли в течение 2-х лет подряд) по экспорту какого-либо товара, отменяет экспортные субсидии по такому товару/товарам в течение 2-х лет.

В соответствии со ст. 29 Соглашения члены ВТО, находящиеся в процессе перехода от планово-централизованной к рыночной экономике могут сохранять свои программы субсидирования в течение 7 лет с даты вступления в силу Соглашения о ВТО. Такие страны сообщают Комитету о своих программах субсидирования в возможно короткий срок после даты вступления в силу Соглашения о ВТО.

Исходя из ст. 23 Соглашения, каждый член ВТО должен предусмотреть возможность судебного пересмотра административных действий по введению компенсационной пошлины.

В соответствии со ст. 30 Соглашения принятые компенсационные меры могут быть оспорены в рамках ОРС. Примером является спор о налоговом режиме для корпораций внешней торговли (ЕС против США, 20.03.2000г.). Суть этого режима заключалась в том, что с целью получения налоговых льгот американские компании проводили экспортные операции через Корпорации внешней торговли, которые должны были осуществлять определённую часть своих экспортных операций за пределами США. После выполнения этого требования Корпорации получали льготы по уплате налогов, начисляемых на доходы от экспорта. Апелляционный орган установил, что в данном случае имеет место запрещённая Соглашением экспортная субсидия, в виде финансового содействия в результате отказа правительства США от налоговых поступлений.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какова сфера применения Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам?

2. На какие виды делятся субсидии в соответствии с этим Соглашением?

3. Что такое компенсационная пошлина в соответствии с Соглашением?

4. Каков порядок их наложения?

5. Какой режим предусмотрен в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам для развивающихся стран-членов ВТО?

6. Охарактеризуйте содержание Иллюстративного перечня экспортных субсидий – Приложения I к Соглашению по субсидиям и компенсационным мерам?

 

Тестовые задания

1. Что из этих мер не относится к финансовому содействию, оказываемому правительством или любым публичным органом власти национальным экспортёрам согласно ст. 1 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам?

а) предоставление дотаций,

б) предоставление налоговых кредитов,

в) закупка товаров,

г) предоставление общей инфраструктуры.

2. Заполните пропуск в ст. 3 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам: «… предоставление следующих субсидий в значении статьи 1, запрещается:

… (b) субсидии,__________________ в качестве единственного или одного из нескольких условий с использованием отечественных товаров вместо импортных»:

а) увязанные по закону,

б) увязанные по закону или фактически,

в) предоставляющиеся фактически,

г) другой вариант (указать).

3. По истечении какого срока, установленного в ст. 4 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, с момента получения просьбы о консультациях никакого совместно согласованного решения не достигнуто, любой член, являющийся стороной таких консультаций, может передать дело в Орган по разрешению споров для немедленного создания третейской группы, если только путем консенсуса ОРС не решит не создавать такую группу?

а) 30 дней,

б) 45 дней,

в) 2 месяца,

г) 3 месяца.

4. Что не подпадает под неблагоприятные последствия, запрещённые для членов ВТО в соответствии со ст. 5 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам?

а) субсидии, наносящие ущерб отечественной промышленности другого члена,

б) субсидии, аннулирующие или сокращающие выгоды, прямо или косвенно извлекаемые другими членами по ГАТТ 1994г., в частности выгоды от уступок, закрепленных согласно ст. II ГАТТ 1994г.,

в) субсидии, серьезно ущемляющие интересы другого члена ВТО,

г) субсидии, предусмотренные в ст. 13 Соглашения по сельскому хозяйству.

5. Что не считается серьезным ущемлением интересов в смысле п. (с) ст. 5 и п. 1 ст. 6 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам?

а) если общая величина субсидирования в стоимости товара превышает 5%;

б) субсидий на покрытие эксплуатационных убытков отрасли промышленности;

в) прямого списания задолженности, например, списания задолженности государству, и субсидий на погашение долга.

г) если субсидирующий член докажет, что данная субсидия не имела последствий, перечисленных в п. 3 ст. 6 Соглашения.

6. Заполните пропуск в ст. 10 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам: «Члены предпринимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы обложение _________________ любого товара с территории любого члена, ввезенного на территорию другого члена, осуществлялось в соответствии с положениями статьи VI ГАТТ 1994г. и условиями настоящего Соглашения»:

а) импортной пошлиной,

б) экспортной пошлиной,

в) компенсационной пошлиной,

г) антидемпинговой пошлиной.

7. В какие сроки, в соответствии с п. 1 ст. 13 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, после принятия заявления, предусмотренного ст. 11 этого Соглашения, но в любом случае до начала расследования, членам, товары которых могут стать предметом такого расследования, направляется предложение провести консультации с целью уточнения ситуации по вопросам, указанным в п. 2 ст. 11 этого Соглашения, и достижения взаимосогласованного решения?

а) в течение 30 дней,

б) в максимально короткие сроки, но не позднее 30 дней,

в) по истечении 30 дней,

г) в максимально короткие сроки.

 

Международные акты

Генеральное соглашение о тарифах и торговле (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

Декларация Министров от 15 декабря 1993 г. об урегулировании споров в соответствии с Соглашением по применении статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. или в соответствии с частью V Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты / авт. предисл. О.Д. Давыдов. Т.2. - М.: 2001.

 

Дополнительная литература

Воробьева Н.Г. Меры по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли в отношениях между странами-членами Всемирной торговой организации. - М.: РУДН, 2001.

Всемирная торговая организация: механизмы функционирования и практика вступления / Под ред. А.Е. Дайнеко. - Минск: Дикта, 2006.

Данилов И.О. К вопросу о разрешении споров о субсидиях в рамках ВТО // Московский журнал международного права. – 2008. - №3.

Додонов В.Н. Право международной торговли: словарь-справочник. - М: Славия, 1997.

Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация от «А» до «Я»: терминологический справочник. - М.: Всерос. акад. внешн. торговли, 2006.

Кузин А.И. Соглашение ВТО о субсидиях и компенсационных мерах (ССКМ) и нефть // Внешнеторговое право. – 2007. - №2.

Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему. - М.: Финансы и статистика, 2003.

Чеботарева Е.Д. ГАТТ: новые правила в отношении субсидий и компенсационных мер // БИКИ. – 1994. - №121.

Шепенко Р.Ф. Субсидии и компенсационные пошлины: правила ГАТТ и законодательство РФ // Московский журнал международного права. - 1998. - №2.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: