В ходе изучения данной темы следует обратиться к текстам Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ст. XXII и XXIII) и Договорённости о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров. Кроме того, рекомендуется изучить работу А.С. Смбатян, в корой отмечается, что процедура разрешения споров ВТО является результатом длительного процесса развития процедуры разрешения споров ГАТТ. Её правовой основой являлись ст. XXII ГАТТ, содержавшая положения о проведении консультаций, и ст. XXIII ГАТТ, предусматривавшая аннулирование и сокращение торговых преимуществ в отношении Договаривающейся стороны, нарушающей ГАТТ.
В первые годы применения ГАТТ Договаривающиеся стороны направляли жалобы председателю ГАТТ, который, изучив их, готовил соответствующие рекомендации. Со временем этот механизм «разрешения» споров был заменён практикой назначения рабочих групп, рассматривавших жалобы и представлявших подготовленные доклады Договаривающимся сторонам. Стороны спора участвовали во встречах рабочих групп. С 1952г. споры рассматривались третейскими группами, состоявшими из экспертов, и стороны спора не входили в их состав. По итогам рассмотрения спора третейская группа готовила доклад, который затем представлялся на рассмотрение Договаривающихся сторон.
В 1979г. по итогам Токио-раунда (1973-1979 гг.) была принята Договоренность об уведомлении, консультациях, урегулировании споров и наблюдении, а в приложение к нему Согласованное описание обычной практики ГАТТ в области урегулирования споров (ст. XXIIL2), уточнявшее многие вопросы, касающиеся процедуры разрешения споров ГАТТ. После Токийского раунда число рассматриваемых споров в рамках ГАТТ резко возросло, однако применявшаяся процедура всё ещё имела недостатки:
|
1) проигравшая сторона из-за необходимости консенсуса могла заблокировать принятие окончательного решения или выйти из ГАТТ;
2) действовали соглашения, предусматривавшие альтернативные процедуры;
3) отсутствовали сроки учреждения третейских групп и рассмотрения жалоб.
В Марракешский пакет многосторонних соглашений ВТО входит Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (ДРС), содержащая 27 статей и 4 приложения. В соответствии со ст. 3 ДРС стороны «подтверждают приверженность принципам разрешения споров, которые применялись на основании статей XXII и XXIII ГАТТ 1947».
На основании с ДРС был создан Орган по разрешению споров ВТО (ОРС), функции которого выполняет Генеральный Совет ВТО. ОРС учреждает третейские группы, принимает либо отклоняет доклады третейских групп и Апелляционного органа, осуществляет мониторинг за выполнением принятых решений, предоставляет право на приостановление уступок и других обязательств, выполняет иные функции в соответствии с ДРС. Согласно п. 2 ст. 3 ДРС рекомендации и решения ОРС не могут расширять либо умалять права и обязанности членов, предусмотренные соглашениями системы ВТО.
ДРС применяется к большинству споров, вытекающих из соглашений системы ВТО, кроме соглашений о торговле гражданской авиатехникой и о правительственных закупках. Согласно Приложению 2 к ДРС специальные или дополнительные правила и процедуры разрешения споров применяются к соглашениям по применению санитарных и фитосанитарных мер, по текстилю и одежде, по техническим барьерам в торговле, по применению ст. VI ГАТТ-1994, по применению ст. VII ГАТТ-1994, по субсидиям и компенсационным мерам, а также некоторых приложений ГАТС.
|
В ДРС предусмотрен специальный порядок рассмотрения споров, в которых одной из сторон являются развивающаяся либо наименее развитая страна. Согласно ст. 3.12 ДРС в случае, когда жалоба подана развивающейся страной против развитой, первая по своему усмотрению может выбрать вместо п. 4, 5 и 6 ст. 12 ДРС положения Решения 1966г., применяемого в отношении споров между развитыми и развивающимися странами. В случае коллизии между ст. 4, 5, 6, и 12 ДРС и Решения 1966г. следует руководствоваться последним.
Некоторые соглашения ВТО содержат специальные процедуры и «стандарты пересмотра» в рамках общей процедуры. Так Соглашение о применении Статьи VI ГАТТ (Антидемпинговое соглашение) содержит особые условия, связанные с деятельностью третейских групп.
Если спор затрагивает правила и процедуры более чем одного соглашения, может возникнуть коллизия между специальными или дополнительными правилами и процедурами и стороны спора не могут договориться в течение 20-ти дней о применимых правилах и процедурах, то председатель ОРС после соответствующих консультаций определяет подлежащие применению правила и процедуры согласно ст. 1.2 ДРС.
Согласно ст. XXIII ГАТТ процедура разрешения споров может быть инициирована в случае, если подающее жалобу государство продемонстрирует, что преимущества, прямо либо косвенно вытекающие из соответствующего соглашения, аннулируются, либо сокращаются, либо достижение какой-либо цели соответствующего соглашения затрудняется в результате:
|
1) невыполнения другой договаривающейся стороной своих обязательств согласно условиям данного соглашения;
2) применения другой договаривающейся стороной любой меры невзирая на то, противоречит ли она условиям данного соглашения или нет; либо
3) существования любой другой ситуации.
Большинство споров, рассмотренных за всю историю ГАТТ/ВТО, относится к спорам, связанным с нарушением обязательств. В ст. 3.8 ДРС указывается, что в случаях нарушения обязательств, принятых на основе охваченного соглашения, возбуждаемое дело считается спором об аннулировании или сокращении преимуществ. Обычно имеется презумпция того, что нарушение правил влечет неблагоприятные последствия для других членов ВТО, являющихся сторонами этого соглашения.
В ст. 3.2 ДРС указано: «Система урегулирования споров ВТО является центральным элементом, обеспечивающим безопасность и предсказуемость многосторонней торговой системы. Члены признают, что она имеет целью охранять права и обязательства Членов по охваченным соглашениям и вносить ясность в отношении действующих положений этих соглашений в соответствии с обычными правилами толкования международного публичного права...».
Споры, не связанные с нарушением обязательств по ст. XXIII: 1(b) ГАТТ, могут возникнуть в случаях, когда члены ВТО применяют меры, не нарушающие такие обязательства, но приводящие к аннулированию или сокращению преимуществ. Статья 26 ДРС содержит положения, касающиеся рассмотрения споров по ст. XXIII: 1(b). Государство, ссылающееся на аннулирование либо сокращение преимуществ, ставшее следствием применения другим государством меры независимо от того, противоречит ли она условиям соглашений ВТО или нет, обязано представить подробное обоснование в поддержку своей позиции (п. «а»). Сторона, подающая жалобу, должна доказать, что при проведении торговых переговоров у нее были законные ожидания относительно того, что государство, с которым велись переговоры, не предпримет каких-либо мер, которые приведут к аннулированию либо сокращению преимуществ.
Статья 26.2 ДРС содержит положения, относящиеся к типу споров, связанные с наличием определенной ситуации по ст. XXIII: 1 (с) ГАТТ. Существует мнение, что под эту категорию подпадают споры, связанные с ситуациями макроэкономического характера, такие как дефолт, массовая безработица и др. Эта категория споров никогда не рассматривалась в рамках ГАТТ/ВТО. В отношении споров категории «с» правила и процедуры, предусмотренные ДРС, не применяются после момента, когда доклад третейской группы распространяется среди членов ВТО. К рассмотрению доклада и к вопросам, связанным с осуществлением контроля над выполнением рекомендаций ОРС, применяется Решение о совершенствовании правил и процедур ГАТТ по урегулированию споров от 12 апреля 1989г.
Правом обращения в ОРС обладают только государства-члены ВТО, причём это право является неотъемлемым для всех членов ВТО, и государство, обращающееся с жалобой, не обязано иметь правомерные интересы в конкретном споре на подачу жалобы.
У третьих лиц могут быть различные интересы в отношении рассматриваемого в рамках ОРС спора, которые делятся на 3 категории:
1) если ограничение, введенное одним членом и оспариваемое другим, может на практике привести к аннулированию либо сокращению преимуществ третьего члена, в этом случае спор рассматривается в порядке ст. 9.1 и 9.3 ДРС;
2) если член ВТО считает, что мера, уже являющаяся предметом рассмотрения третейской группы, аннулирует или сокращает преимущества, вытекающие для него из охваченного соглашения, то он может прибегнуть к процедурам, предусмотренным ст. 10.4 ДРС;
3) если лица имеют существенный интерес по вопросу, рассматриваемому третейской группой, они вправе выступать перед ней и представлять письменные заявления согласно ст. 10.2 ДРС. Если государство в качестве третьей стороны участвовало в рассмотрении дела третейской группой, оно вправе также быть заслушанным Апелляционным органом и может представлять ему письменные заявления.
Согласно ст. 13 ДРС третейская группа вправе запрашивать информацию у любого подходящего источника и консультироваться с экспертами для получения их мнения по некоторым аспектам дела (п. 2). Третейские группы и Апелляционный орган имеют право принимать информацию от «друзей суда», в качестве которых могут привлекаться частные лица. Например, при рассмотрении спора «США - Компенсационные пошлины на продукцию из свинца и висмута из Великобритании» Американский институт чугуна и стали и Организация производителей специальных сталей Северной Америки предоставили Апелляционному органу информацию, которая была им принята.
ОРС вправе толковать соглашения ВТО, но третейские группы и Апелляционный орган не могут заниматься правотворчеством. При толковании норм отдельного соглашения принимаются во внимание нормы других соглашений ВТО и практика рассмотрения споров ГАТТ/ВТО, связанная с применением конкретной статьи. Если формулировки положения договора не ясны, при выборе между несколькими допустимыми толкованиями применимо то из них, которое накладывает меньшие обязательства на сторону. Третейская группа и Апелляционный орган используют и такие методы толкования, как эффективное толкование, изучение подготовительных документов, выявление намерений сторон в ходе торговых переговоров, а также другие методы, которые применяются в международном праве.
При рассмотрении споров в рамках ГАТТ третейские группы делали выводы и заключения только по вопросам, которые указывались сторонами. При выявлении факта нарушения договаривающейся стороной какого-либо положения ГАТТ, третейские группы воздерживались от дискуссий по поводу возможных нарушений других положений Генерального соглашения. Эта практика получила название принципа экономичности правосудия. Реализация этого принципа в рамках процедуры разрешения споров ВТО имеет особое значение, так как компетенция ВТО намного шире сферы действия ГАТТ. Третейские группы обычно рассматривают только те аргументы сторон, которые необходимы для разрешения спора по существу.
Процедура рассмотрения спора является конфиденциальной. В ней принимают участие только представители сторон, которым разрешено присутствовать на слушаниях, ограниченное число сотрудников Секретариата, в особых случаях – представители третьих сторон (ст. 10.3 ДРС).
У сторон спора и третьих сторон есть право публично заявлять свою позицию по делу. Если стороны не желают опубликовывать свои заявления, то по просьбе ОРС они представляют письменные резюме, которые могут быть раскрыты для всеобщего сведения (ст. 18.2 ДРС). Аргументы сторон спора, третьих сторон, третейской группы, Апелляционного органа и арбитража излагаются в соответствующих докладах и выставляются на официальном сайте ВТО в тот же день, когда они распространяются среди членов организации.
В 2005г. по просьбе ЕС, США и Канады были проведены первые публичные слушания по двум спорам, рассматриваемым по жалобе ЕС, в которых приняли участие ученые и представители неправительственных организаций.
ДРС предусматривает следующие этапы разрешения споров: проведение консультаций, рассмотрение спора третейской группой, Апелляционным органом и арбитражем. Срок рассмотрения споров в третейских группах составляет 6 - 9 месяцев со времени инициирования спора, а ее решение принимается ОРС не позднее, чем по истечении одного года с момента учреждения третейской группы. Апелляционная жалоба рассматривается в течение 2 - 3 месяцев с момента распространения доклада третейской группы. Общий срок рассмотрения спора не превышает 1,5 лет, если только стороны спора не придут к соглашению о наличии исключительных обстоятельств.
Если член ВТО полагает, что преимущество, получаемое им по одному из соглашений, аннулируется либо сокращается или что достижение какой-либо цели этого соглашения затрудняется, то он может обратиться с просьбой о проведении консультаций к члену, действия которого предположительно затронули его интересы. ОРС, соответствующие комитеты и советы ВТО уведомляются о запросе на проведение консультаций. Могут применяться добрые услуги, примирение и посредничество (ст. 5 ДРС), носящие конфиденциальный характер и не затрагивающие права любой из сторон на применение дальнейших процедур. Если консультации оказались безрезультатны, государство, интересы которого затронуты, может потребовать учреждения третейской группы.
Третейские группы формируются из высококвалифицированных специалистов в области международного торгового права или торговой политики (ст. 8.1 ДРС). Секретариат ОРС ведет список лиц, обладающих требуемой квалификацией, и предлагает сторонам спора кандидатуры для выбора в качестве членов третейской группы. Граждане государств, являющихся сторонами спора, не должны включаться в состав третейской группы, если только стороны спора не договорятся об ином. Стороны могут заявлять отвод членам третейской группы, сославшись на их связь с одной из сторон, отраслью, интересы которой являются предметом спора.
В обращении члена ВТО об учреждении третейской группы должны быть указаны все претензии, поскольку третейская группа не вправе анализировать вопросы, не указанные сторонами. Указание всех претензий предоставляет ответчику и третьим сторонам возможность ознакомиться с правовым основанием жалобы. Это правило касается и апелляционных жалоб.
Члены третейской группы должны быть независимы и беспристрастны, они должны избегать прямого либо косвенного конфликта интересов и принимать во внимание конфиденциальный характер процедуры. Процедура рассмотрения споров третейской группой регулируется в Приложении 3 к ДРС. Третейская группа должна оценить фактические обстоятельств дела и применимость к данному спору соответствующих соглашений. Третейская группа представляет ОРС выводы, которые должны содействовать выработке рекомендаций.
Доказательства, представляемые во время рассмотрения дела, могут быть в форме текстов национальных законов, письменных заявлений государственных служащих, исторических справок правового характера и др.
Третейская группа рассматривает доводы сторон, а заключение относительно фактов, необходимых для обоснования правовых аргументов, дается без комментариев на предмет подлинности представленных доказательств. При рассмотрении споров акцент делается на изучении теоретически возможных последствий применения оспариваемой меры, а не на оценке фактического результата ее применения.
Важным элементом деятельности третейской группы является предварительное ознакомление сторон с докладом, впервые введенное в практику в 1979г. Согласно ст. 15 ДРС предварительное рассмотрение состоит из 2-х этапов:
1) предоставление сторонам описательных разделов доклада, с тем, чтобы стороны в течение срока, установленного третейской группой, могли представить свои замечания; факты, указанные в докладе, впоследствии не могут быть оспорены либо пересмотрены;
2) предоставление сторонам окончательной версии доклада, содержащей выводы и заключения третейской группы касательно существа спора; стороны вправе представить замечания, которые при необходимости рассматриваются на дополнительном заседании третейской группы, после чего они также не могут быть пересмотрены Апелляционным органом.
Третейская группа представляет подготовленный доклад ОРС для последующего одобрения. Статья 16.4 ДРС предусматривает, что доклад третейской группы считается принятым, если в течение 60 дней с даты распространения доклада среди членов какая-либо из сторон не уведомит ОРС о своем решении подать апелляцию либо ОРС решит на основе консенсуса не принимать доклад.
Апелляционный орган состоит из лиц, компетентных в области права, международной торговли и в общих вопросах, входящих в сферу соглашений ВТО. Состав Апелляционного органа должен отражать членский состав ВТО (ст. 17.3 ДРС). Апелляционный орган состоит из 7-ми арбитров, каждое дело рассматривают трое арбитров, которые из своего состава выбирают председательствующего. Арбитры назначаются на 4 года и могут быть назначены повторно еще на один срок. Арбитры не должны участвовать в рассмотрении каких-либо споров, которые могут прямо или косвенно привести к конфликту интересов. Арбитры, рассматривающие конкретный спор, до подготовки окончательного доклада проводят неформальные консультации с другими арбитрами-членами Апелляционного органа.
Апелляционная жалоба может быть подана только сторонами спора по любым правовым основаниям. Бывают случаи, когда апелляционная жалоба подается выигравшей стороной, не согласной с аргументацией, толкованием либо выводами третейской группы, сделанными по отдельным вопросам. Часто апелляционная жалоба подается обеими сторонами. Большинство решений, принятых третейской группой, передается Апелляционному органу, который не вправе отказать в рассмотрении.
Апелляционный орган, рассматривая только вопросы права, может подтвердить, изменить либо отменить выводы и заключения третейской группы. Апелляционный орган не может рассматривать обоснованность выводов третейской группы относительно фактической стороны рассматриваемого дела. Это ведет к тому, что Апелляционный орган оказывается не в состоянии сделать выводы по тем или иным аспектам рассматриваемого спора в силу отсутствия фактической информации либо ее недостаточности и спор фактически остается нерешенным.
Как и третейская группа, Апелляционный орган не принимает решений, а представляет свой доклад ОРС для последующего одобрения. Доклад Апелляционного органа принимается ОРС и, безусловно, признается сторонами, если только ОРС на основе консенсуса не решит отклонить доклад в течение 30 дней после его распространения (ст. 17.14 ДРС).
ДРС предусматривает арбитражное разбирательство в качестве альтернативного способа урегулирования споров (ст. 25). Стороны арбитражного разбирательства самостоятельно определяют арбитражную процедуру. Они обязаны уведомить членов ВТО о решении прибегнуть к арбитражному разбирательству с тем, чтобы заинтересованные лица при согласии сторон могли стать участниками такого разбирательства. ОРС, совет или комитет соответствующего соглашения должны быть уведомлены о решении арбитража, которое не может затрагивать полномочия ОРС по толкованию норм соглашений ВТО и является обязательным для сторон. В случае если решение арбитража не выполняется, то могут быть задействованы механизмы предоставления компенсации и приостановления уступок в соответствии с положениями ст. 22 ДРС. Арбитражная процедура не пользуется популярностью у членов ВТО.
Если по итогам рассмотрения спора третейская группа либо Апелляционный орган приходят к выводу, что какая-либо мера не соответствует конкретному соглашению, они рекомендуют государству, применяющему такую меру, привести ее в соответствие со своими обязательствами в рамках ВТО (ст. 19.1 ДРС) В дополнение к своим рекомендациям третейская группа или Апелляционный орган могут предложить заинтересованному члену способы выполнения. Статья 19 относится только к спорам, связанным с нарушением. Если третейская группа либо Апелляционный орган приходят к выводу, что мера аннулирует или сокращает преимущества, затрудняет достижение целей соответствующего соглашения, не нарушая его, сторонам рекомендуется урегулировать спор на взаимоприемлемой основе (ст. 26.1(b) ДРС).
Рекомендации третейской группы и Апелляционного органа в форме доклада направляются ОРС, который их автоматически утверждает. На заседании ОРС, проводящемся в течение 30 дней с даты принятия доклада третейской группы или Апелляционного органа, сторона, на которую подана жалоба, информирует ОРС о своих намерениях в отношении выполнения рекомендаций и решений ОРС (ст. 21.3). Если немедленно выполнить рекомендации и решения ОРС невозможно, например, из-за необходимости внесения изменений в законодательство, то заинтересованный член может это сделать в течение разумного периода времени, который согласовывается с ОРС, и по общему правилу не может превышать 15 месяцев.
В случае если стороны спора не могут договориться о мерах, которые должны быть приняты в целях выполнения решения ОРС, то этот вопрос передается на рассмотрение третейской группы, которая по возможности должна быть в том же составе, что и группа, рассматривавшая дело по существу (ст. 21.5 ДРС). Рекомендации третейской группы по обращениям на основании ст. 21.5 могут быть обжалованы в Апелляционном органе. Вопрос о выполнении рекомендаций или решений может быть поднят в ОРС любым членом в любое время после их принятия (ст. 21.6).
ОРС не может вводить контрмеры или санкции. В соответствии со ст. XXIII ГАТТ уступки либо другие обязательства могут приостанавливаться всеми членами ВТО, поскольку нарушение со стороны одного члена фактически приводит к дисбалансу всей системы. Но ст. 22.2 ДРС предусматривает, что уступки и иные обязательства могут приостанавливаться только членом, прибегнувшим к процедурам урегулирования споров.
Механизм введения контрмер преследует две цели: восстановление баланса уступок и создание условий, которые стимулируют государство, нарушающее правила ВТО, привести принятые меры в соответствие с взятыми на себя обязательствами, т.е. выполнить решение ОРС.
Если по истечении разумного времени решение ОРС не выполняется, то согласно ст. 22 ДРС стороны могут согласовать взаимоприемлемый размер компенсации. Компенсация – это предоставление определенных уступок стороне, интересы которой затронуты. Статья 3.7 указывает, что уступки или другие обязательства приостанавливаются на дискриминационной основе.
Если в течение 20-ти дней сторонам не удается договориться о компенсации, пострадавшая сторона, получив предварительно разрешение ОРС, вправе прибегнуть к приостановке уступок либо других обязательств. Статья 22.3 ДРС устанавливает, что должны быть приостановлены уступки в том же секторе, в котором было обнаружено нарушение. В случае если это практически невыполнимо либо неэффективно, могут быть приостановлены уступки в другом секторе того же соглашения. Когда приостановление уступок или других обязательств в рамках того же соглашения является практически невыполнимым либо неэффективным, а обстоятельства достаточно серьезны, могут быть приостановлены уступки или другие обязательства, предоставленные по другому соглашению. Статья 22.4 ДРС указывает, что уровень приостановления уступок или других обязательств должен соответствовать уровню аннулирования или сокращения преимуществ. ОРС дает разрешение на приостановление уступок или других обязательств во всех случаях, кроме отклонения такой просьбы на основе консенсуса. Разрешение также не может быть получено, если соответствующее соглашение запрещает приостановку уступок или других обязательств.
Если государство, которого это касается, возражает против размера приостанавливаемых уступок, вопрос может быть передан на рассмотрение арбитража (ст. 22.6 ДРС). Арбитраж проводится первоначальной третейской группой либо арбитром, который назначается Генеральным директором ВТО. Задачей арбитража является решение вопроса соразмерности приостанавливаемых уступок уровню аннулированных либо сокращенных преимуществ.
Статья 23.3 ДРС указывает, что:
1) решение о том, что нарушения имели место, выгоды аннулированы или сокращены или что достижение какой-либо цели охваченных соглашений затруднено, принимается в соответствии с правилами и процедурами, предусмотренными ДРС;
2) определение разумного периода времени для возможного выполнения членом ВТО рекомендаций и решений производится в соответствии с процедурами ст. 21 ДРС;
3) определение уровня приостановления уступок или других обязательств и получение разрешения ОРС на приостановление уступок или других обязательств в ответ на невыполнение рекомендаций и решений производится в соответствии с процедурами, предусмотренными ст. 22 ДРС.
В истории ГАТТ/ВТО чрезвычайно редки случаи введения контрмер. Очевидно, это связано с тем, что чаще всего контрмеры в большей степени затрагивает интересы государства, которое их вводит, а не государства, в отношении которого они вводятся, и приводят к напряженности между сторонами.
Примером дела, при рассмотрении которого был сделан ряд важных выводов процессуального характера, является решение по спору о режиме в отношении импорта, продажи и распространения бананов (Эквадор, Гватемала, Гондурас, Мексика, США против ЕС, 25.09.1997г.). Этот прецедент подтвердил право на участие в процедуре члена ВТО, реально не имеющего интереса в конкретном споре, кроме того. Частные юристы получили право представлять интересы сторон в ходе устных слушаний на стадии апелляционного пересмотра. Кроме того, все претензии должны быть указаны в первоначальном обращении об учреждении третейской группы, отсутствие требования в первоначальной жалобе не может быть впоследствии восполнено, так как содержание последующих письменных обращений сторон является конфиденциальным.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие нормы в тексте ГАТТ 1947г. регулировали рассмотрение споров между Договаривающимися сторонами?
2. По каким причинам потребовалось реформировать порядок рассмотрения споров в рамках ГАТТ 1947г.
3. В чём, согласно ГАТТ 1994г., состоит концепция аннулирования и сокращения преимуществ?
4. Назовите отличия в категориях дел, которые уполномочен рассматривать ОРС?
5. Охарактеризуйте порядок рассмотрения споров в рамках ВТО в соответствии с ДРС?
Тестовые задания
1. Какое из этих соглашений не относится к «охваченным» ДРС?
а) Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер,
б) Соглашение по техническим барьерам в торговле,
в) Соглашение по предгрузочной инспекции,
г) другой вариант (указать).
2. Какой срок установлен для определения правил и процедур председателем ОРС, которых следует придерживаться, если в спорах, затрагивающих правила и процедуры более чем одного из охваченных соглашений, возникает коллизия между специальными или дополнительными правилами и процедурами таких рассматриваемых соглашений, и стороны спора не смогут договориться о правилах и процедурах в течение 20 дней с даты учреждения третейской группы?
а) 20 дней,
б) 10 дней,
в) 30 дней,
г) 15 дней.
3. В каком порядке, согласно п. 4 ст. 2 ДРС принимаются решения в ОРС?
а) простым большинством голосов,
б) абсолютным большинством,
в) при отсутствии возражений,
г) единогласно.
4. Восполните пропуск в тексте п. 2 ст. 4 ДРС: «Каждый член обязуется _______ рассматривать любые заявления, сделанные другим членом по поводу мер, затрагивающих функционирование любого охваченного соглашения, принятых на территории первого члена, и предоставлять соответствующие возможности для консультаций по этим представлениям
а) неукоснительно,
б) своевременно,
в) с пониманием,
г) другой вариант (указать).
5. По истечении какого срока с даты получения просьбы о консультациях, сторона, подавшая жалобу, вправе попросить об учреждении третейской группы на основании п. 7 ст. 4?
а) 20 дней,
б) 30 дней,
в) 60 дней,
г) 3 месяца.
6. В течение какого времени сторонам спора передаётся описательная часть доклада третейской группой?
а) 2 – 3 недели,
б) 3 – 6 недель,
в) 1 – 2 недели,
г) 2 – 4 недели.
7. Что следует понимать под разумным сроком, который отводится заинтересованному члену ВТО для того, чтобы информировать ОРС о своих намерениях в отношении выполнения его рекомендаций и решений в соответствии с подп. «а» п. 3 ст. 21 ДРС?
а) период, взаимно согласованный сторонами спора в пределах 45 дней с даты принятия рекомендаций и решений; или при отсутствии такого соглашения,
б) период, предложенный заинтересованным членом, если такой период одобрен ОРС; или при отсутствии такого одобрения,
в) период, определенный путем обязывающего арбитража в течение 90 дней с даты принятия рекомендаций или решений
г) другой вариант (указать).
Международные акты
Соглашение об учреждении ВТО (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/
Генеральное соглашение о тарифах и торговле (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/
Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/
Решение Министров от 15 декабря 1993 г. о применении и пересмотре Договорённости о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты / авт. предисл. О.Д. Давыдов. Т.2. - М.: 2001.
Дополнительная литература
Вайсе Ф. Разрешение споров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) // Международное право: советский и английский подходы. - М., 1989.
Вахания Т.В. Возможные жалобы России и наоборот - стран-членов при эвентуальном вступлении России в ВТО // Международное публичное и частное право. - 2005. - №4.
Вахания Т.В. О принципах толкования международных соглашений ВТО третейской группой и апелляционным органом // Право и экономика. - 2005. - №10.
Вахания Т.В. Консультации как средство разрешения споров в ВТО // Внешнеторговое право. – 2005. - №2.
Вельяминов Г.М. Порядок урегулирования споров во Всемирной торговой организации // Московский журнал международного права. - 1999. - №1.
Всемирная торговая организация: механизмы функционирования и практика вступления / Под ред. А.Е. Дайнеко. - Минск: Дикта, 2006.
Додонов В.Н. Право международной торговли: словарь-справочник. - М: Славия, 1997.
Малинин С.А., Магомедова А.И. Основные особенности механизма разрешения споров в рамках ГАТТ/ВТО // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер. 6. - 1995. - №1.
Обзор деятельности ВТО по урегулированию торговых споров // БИКИ. - 1998. - 2апр. - №39-40.
Рогов С.Н. Система разрешения международных торговых споров в ГАТТ и ВТО // Московский журнал международного права. - 1998. - №1.
Трунк-Федорова М.П. Разрешение споров в рамках Всемирной торговой организации. - СПб.: Изд. дом С.- Петерб. гос. ун-та, 2005.
Федорова M.П. К вопросу о «негосударственных участниках» механизма разрешения споров в рамках Всемирной торговой организации // Московский журнал международного права. – 2003. - №4.
Фролов В.Ф. Всемирная торговая организация: разрешение споров между странами-членами ВТО (Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров). – М., 2002.
Шадиходжаев Ш.Ш. Применение и реформирование действующей системы разрешения споров в ВТО // Московский журнал международного права. - 2005. - №3.
Шадиходжаев Ш.Ш. Процессуальные особенности урегулирования споров в рамках Всемирной торговой организации // Московский журнал международного права. – 2005. – №2.
Шепенко Р. Третейские группы ВТО // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. - №1.
Шепенко Р. Механизм разрешения споров в рамках Всемирной торговой организации // Внешняя торговля. - 1999. - №3.
Тема 22. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ
К ВТО
Основные вопросы
1. Вероятные приобретения и потери от присоединения РФ к ВТО.
2. Правительственная комиссия по вопросам ВТО и взаимодействию с ОЭСР. Экспертный совет Госдумы ФС РФ по регулированию ВЭД.
3. План мероприятий по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО. Консультации с представителями отечественных деловых кругов.
4. Организационно-правовые основы переговоров о присоединении России к ВТО. Этапы переговорного процесса. Двухсторонние переговоры со странами-членами ВТО. Предварительные итоги переговоров по доступу на рынок товаров и услуг.