В ходе изучения данной темы следует обратиться к текстам российских нормативно-правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, и к официальным Интернет сайтам, освещающим переговорный процесс по присоединению нашей страны к ВТО. Кроме того, рекомендуется изучить соответствующие разделы в работах А.В Данильцева, Е.В. Даниловой, А.А. Захаровой и др.,а также С.А. Григоряна, в которых отмечается, что в ступление России в ВТО окажет существенное влияние на экономику страны, методы ее регулирования, внешнеэкономические связи, масштабы и формы взаимодействия с мировым сообществом. Основные вероятные приобретения России от присоединения к ВТО, будут заключаться в следующем:
1. В отношениях со всеми странами-членами ВТО будет получен режим наибольшего благоприятствования, что важно, прежде всего, для тех случаев, когда при пользовании таким режимом права России ущемляются. Так, в США действует поправка Джексона-Вэника, предусматривающая применение подобного режима на условиях ежегодного «вэйвера».
2. Присоединение России к ВТО обеспечит:
1) защиту от дискриминационного применения иностранными государствами таможенных сборов, внутренних налогов, акцизов и технических барьеров,
2) гарантию о необоснованного использования других торгово-политических средств в отношении экспортных и импортных операций национальных участников внешнеторговой деятельности,
3) свободу транзита российских товаров.
3. Россия получит возможность реализовать своё право на защиту от недобросовестной конкуренции на мировом рынке посредством использования специального механизма для разрешения споров.
4. Вступление России в ВТО может расширить доступ отечественных предпринимателей к внешним рынкам в результате создания благоприятных условий для инвестиционного сотрудничества с другими странами, на основе Соглашения по ТРИМс и ГАТС.
|
5. Россия получит возможность участвовать в дальнейшем формировании правил развития мировых торговых связей, руководствуясь своими национальными интересами.
Присоединение к ВТО ведет также к потерям, которые могут быть следующими:
1. Переговоры о присоединении России к ВТО по тарифным вопросам предусматривают предоставление тарифных уступок странам-членам без каких-либо ответных уступок, поскольку эти страны, как правило, уже распространяют на российских экспортеров режим наибольшего благоприятствования в области тарифного регулирования импорта.
2. Сократятся поступления в федеральный бюджет из-за снижения импортных пошлин, которые необходимо будет компенсировать с помощью повышения ставок акцизов, НДС и других налогов.
3. Членство в ВТО существенно ограничит свободу государства в области применения ряда мер регулирования внешнеэкономической деятельности, особенно в сфере импорта.
4. Вступление в ВТО может осложнить интеграцию России со странами СНГ, не являющимися членами ВТО, в рамках ЕврАзЭС и союза с Белоруссией.
Минимизация потерь во многом зависит от избранной стратегии и тактики ведения переговоров российских участников с членами ВТО.
***
Вопросы присоединения нашей страны к ВТО находятся в ведении федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации. В августе 1997г. была образована Комиссия Правительства РФ по вопросам ВТО, которая в июле 2004г. была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам ВТО и взаимодействию с ОЭСР.
|
Основными задачами Комиссии являются:
1) обеспечение единой стратегии взаимодействия России с ВТО и ОЭСР;
2) организация эффективного взаимодействия и координация деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и российских организаций при осуществлении сотрудничества с ВТО и ОЭСР;
3) реализация курса на обеспечение полноправного членства Российской Федерации в ВТО и ОЭСР.
Комиссия осуществляет, в частности, следующие функции:
1) рассматривает подготовленные заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения по условиям присоединения России к ВТО и принимает соответствующие решения;
2) представляет Президенту РФ и в Правительство РФ в установленном порядке доклады по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;
3) периодически заслушивает информацию федеральных органов исполнительной власти о состоянии взаимодействия с ВТО;
4) координирует деятельность заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, связанную с проведением экспертизы законодательства РФ, регулирующего вопросы международных экономических отношений, в целях выработки предложений о приведении его в соответствие с нормами и правилами ВТО;
5) взаимодействует с компетентными органами государств - участников СНГ по вопросам присоединения к ВТО;
6) рассматривает вопросы участия России в ВТО после ее присоединения к этой организации.
|
Основным внутренним направлением работы в контексте присоединения России к ВТО является приведение национального законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО. В 2000 г. при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания РФ был создан Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Основное направление его деятельности - выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, и координация законотворческой деятельности в данной сфере.
Распоряжением Правительства РФ от 8.08.2001г. №1054-р (в редакции Распоряжения Правительства РФ от 21.06.02г. №832) был утвержден План мероприятий по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации отечественной правовой системы к требованиям ВТО.
В соответствии с Планом были приняты и вступили в силу:
1) новая редакция Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003г. №61-ФЗ;
2) Федеральные законы РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 28.05.2003г. №61-ФЗ, «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 8.12. 2003г. №165-ФЗ, «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. №173-ФЗ, «О техническом регулировании» от 27.12.2002г. №184-ФЗ;
3) Федеральные законы РФ по охране прав интеллектуальной собственности и в том числе IV часть Гражданского кодекса РФ от 18.12.2006г. №230-ФЗ;
4) Федеральные законы РФ «О внесении изменений в Таможенный кодекс РФ» в части таможенных сборов от 11.11.2004г. №139-ФЗ, «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О таможенном тарифе» от 8.11.2005г. №144-ФЗ, «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции» от 21.07.2005г. №114-ФЗ, «О внесении изменений в Федеральный закон РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона РФ «О внесении изменений в Федеральный закон РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 21.07.2005г. №102-ФЗ, «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005г. №116-ФЗ.
Показательным примером является содержание ст. 6 Федерального закона РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Так, специальная защитная мера может быть применена к товару в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию РФ осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства в РФ непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики.
Специальная защитная мера применяется к товару, импортируемому на таможенную территорию РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 6 независимо от страны происхождения этого товара, за исключением товара, происходящего из развивающейся страны, пользующейся национальной системой преференций РФ, если доля импорта данного товара из такой страны не превышает 3% общего объема импорта данного товара на таможенную территорию РФ, при условии, что суммарная доля импорта данного товара из развивающихся стран, на долю каждой из которых приходится не более чем 3% общего объема импорта данного товара на таможенную территорию РФ, не превышает 9% общего объема импорта данного товара на таможенную территорию РФ.
Примером законодательных мер, предпринимаемых субъектами РФ, является Областной закон РО от 28.11.2006г. №594-ЗС (ред. от 03.10.2007г.) «Об Областной целевой программе поддержки экспорта в Ростовской области на 2007-2008 годы». Целью Программы является расширение экспортного сектора экономики Ростовской области, содействие эффективному и устойчивому функционированию хозяйствующих субъектов на внешних рынках. В число задач входит использование преимуществ и минимизация негативных социально-экономических последствий присоединения России к ВТО.
В этом законе также указывается, что стратегия экспортной политики Ростовской области исходит из того, что глобализация и присоединение России к ВТО являются объективными факторами усиления конкуренции на мировом и региональном рынках. Присоединение к ВТО проводится в интересах экспортёров, однако получение значимых социально-экономических результатов требует усилий как самих экспортёров, так и органов государственной власти Ростовской обрасти.
В целом следует отметить, что с точки зрения буквы закона российское законодательство на 95% приведено в соответствие с нормами ВТО. Но изменения законодательства на федеральном уровне не всегда отражены в подзаконных актах, что говорит об отсутствии четких и предсказуемых механизмов воплощения правил торговли ВТО. Недостаточная проработанность законов дает возможность для многообразия трактовок, провоцируя, таким образом, сбои в правоприменительной практике. Иллюстрацией может служить ситуация с определением таможенной стоимости товаров, когда ФТС фактически нарушает таможенное законодательство, используя в качестве прямых директив информационные письма, носящие рекомендательный характер. Это дает повод для многочисленных судебных исков.
Законодательная база России может обеспечить защиту отечественных производителей от внешней конкуренции на должном уровне. При этом эффект от установленных законодательством защитных барьеров может быть ослаблен отсутствием должной правоприменительной практики. Необходима постепенная детальная проработка механизмов реализации норм и правил российского законодательства, отвечающих требованиям ВТО.
Российская позиция на переговорах по присоединению к ВТО обсуждается с представителями отечественных деловых кругов. Начиная с 2000 г., представители МЭРТ России провели около 600 встреч по этой тематике с национальными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Проводятся консультации с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой РФ, представителями научных и общественных организаций.
В течение 2001 - 2007 гг. свыше 190 круглых столов, конференций, семинаров по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки были проведены во всех Федеральных округах и в 63 субъектах Российской Федерации. В 2004 - 2007 гг. МЭРТ РФ организовывало обучение госслужащих в 33 субъектах Российской Федерации по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.
***
В середине 1992 г. Россия стала правопреемницей СССР, у которого был статус наблюдателя в ГАТТ с 1990 г., и в 1993 г. обратилась с заявкой о присоединении к ГАТТ. В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная в 1995 г. в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (далее - РГ). Помимо изучения заявки Правительства РФ о присоединении к ВТО на основании ст. 12 Соглашения об учреждении ВТО, РГ представляет Генеральному совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении. По состоянию на апрель 2007г. в Рабочей группе состояло 60 стран, при этом ЕС считается как одна.
На первом этапе переговоры были сфокусированы на рассмотрении в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО. После представления в 1998г. Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999г. членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000г. переговоры охватывают все аспекты процесса присоединения России к ВТО.
В 2003-2007 гг. российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить наиболее сложные вопросы. На сегодняшний день в основном завершены двусторонние переговоры со странами-членами РГ по доступу на рынок товаров и услуг. Результаты переговоров фиксируются в директивах, утверждаемых Правительством РФ (далее используются материалы, опубликованные на сайте МЭРТ России 24 ноября 2006г.).
К настоящему времени прошло более 30 заседаний РГ, по итогам наиболее значимых встреч Секретариат ВТО готовит записки с кратким изложением состоявшихся обсуждений. Эти документы будут взяты за основу при подготовке проекта Протокола о присоединении России к ВТО.
Российская делегация проводит консультации по проблематике ВТО с представителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС в 2002 - 2006 гг. были приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Эти вопросы регулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне глав Правительств стран-членов ЕврАзЭС.
Заседания РГ проходили параллельно с двусторонними переговорами с каждой из стран, входящих в РГ. По их итогам подписывались протоколы о завершении двусторонних переговоров, к которым прикладывались перечни согласованных обязательств по доступу на рынок товаров и/или услуг. Подписание таких протоколов обычно происходило в ходе встреч в рамках заседаний РГ, либо приурочивались к Министерским конференциям министров ВТО. Так в ходе VI Министерской конференции ВТО (13-18 декабря 2005г., г. Гонконг, КНР) были подписаны протоколы о завершении переговоров по присоединению с Никарагуа и Парагваем.
Вопрос о вступлении России в ВТО неоднократно обсуждался в рамках официальных визитов и рабочих встреч Президента РФ, Председателя Правительства РФ и руководителей внешнеполитического и внешнеэкономического ведомств России на соответствующих уровнях. Так 21 ноября 2005г. во время визита Президента РФ в Японию был подписан Протокол о завершении двусторонних переговоров по товарам и услугам.
На основе подписанных протоколов был подготовлен проект Графика тарифных уступок, охватывающий все 11300 тарифных позиций и каждый год переходного периода. По доступу на российский рынок услуг подготовлен проект Перечня специфических обязательств РФ по услугам, который отражает максимальный уровень договоренностей, достигнутый со всеми заинтересованными странами-членами РГ. Окончательные варианты перечней обязательств по доступу на рынок товаров и услуг будут сформированы Секретариатом ВТО по итогам консолидации всех подписанных протоколов.
Не завершены переговоры по системным вопросам и максимально разрешенному объему господдержки сельского хозяйства. Целью переговоров по системным вопросам является составление Доклада РГ, в котором должен быть описан российский режим регулирования внешней торговли и изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам переговоров. Согласованные разделы включают проекты обязательств по выполнению те или иные положения соглашений ВТО.
Целью переговоров по доступу на рынок товаров стало определение максимального уровня «связывания» ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право, на применение которых, Россия получит после присоединения к ВТО. К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок в основном завершены со всеми членами РГ: ЕС, США, КНР, Кореей, Новой Зеландией, Венесуэлой, Мексикой, Норвегией, Аргентиной, Бразилией, Японией, Индией, Канадой и др.
Начальный уровень связывания таможенных пошлин не устанавливается ниже действующей в настоящее время. С момента присоединения России к ВТО ставки пошлин не изменятся. По всем товарам начальный уровень связывания составляет 14,8% (ставка средневзвешенной пошлины), конечный уровень – 11,5%, уровень в настоящее время – 12,9% (на основе импортных поставок в 2005г.). При этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, для технологического оборудования. Либерализация тарифов по отдельным позициям будет осуществляться в течение переходных периодов – от 1 года до 7 лет – в зависимости от чувствительности конкретной позиции для отечественных секторов промышленности. В отношении примерно 1100 товарных позиций будут применяться комбинированные пошлины. Специфическая составляющая этих пошлин будет рассчитываться ежегодно на основе данных о ценах на мировых рынках соответствующего товара в предшествующий трехлетний период.
Сельскохозяйственные товары. На период до 2009г. включительно, Россия будет в праве использовать тарифные квоты на говядину, свинину и мясо птицы в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5% годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты. После 2009г. по итогам переговоров с заинтересованными поставщиками действие тарифных квот сможет быть продлено. Если будет принято решение об отказе от использования тарифных квот, тем не менее, будет сохранен уровень защиты рынка мяса, значительно превышающий уровень существующих пошлин внутри квот.
После присоединения к ВТО средневзвешенная ставка пошлин на сельскохозяйственные товары снизится примерно на 3%. Снижение ставок пошлин в среднем на 5% в течение переходного периода предусматривается только по тем товарам, которые не производятся на территории Российской Федерации или производятся в недостаточном количестве и которые нужны для обеспечения пищевой промышленности необходимым сырьем.
Согласно достигнутым договоренностям, Россия снизит средневзвешенную ставку импортного тарифа по сельхозтоварам с 22,6% до 18,0% в течение переходного периода длительностью от 3 до 5 лет по различным товарам (в настоящее время средневзвешенная ставка импортного тарифа по сельхозтоварам составляет 18,6%). Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия сохранит возможность увеличить ставки таможенных пошлин на переходный период (молоко и молочная группа, ряд зерновых, мукомольно-крупяные изделия, продукция мясопереработки).
Россия обязывается либерализировать условия доступа на свои рынок кормов для животноводства и домашних животных, не произрастающих в России овощей, фруктов и орехов, в особенности овощей и фруктов в зимний период. Будет облегчен импорт сырья, недостающего для пищевой промышленности (например, высококачественной молочной сыворотки). Пошлины на сыры, сливочное масло, растительные масла и жиры останутся на существующем уровне.
Останется неизменной заградительная пошлина на спирт, снизятся ставки пошлин на иностранные вина (с 20 до 12,5% в течение 4 лет) и крепкие алкогольные напитки (с 2 до 1,5 е/л. в течение 3-5) лет.
Рынок сахара остается защищенным благодаря применению механизма установления пошлин на сахар-сырец в зависимости от цен на него на Нью-Йоркской товарной бирже (чем ниже цена – тем выше пошлина), а также высоких пошлин на сахар белый. Применение этой схемы разрешается до 2012г., с возможностью продления при наличии внутренних потребностей и результатов переговоров с заинтересованными партнерами.
Тарифы на ввоз промышленных товаров снизятся на 3%. Начальный уровень связывания составляет 10,2%, конечный уровень – 6,9%, уровень в настоящее время – 10% (при этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, для технологического оборудования).
Будут снижены, а в ряде случаев, отменены ставки ввозных пошлин на кожевенное и меховое сырье, а также на шерсть и текстильное сырье (на сырье до 3 – 5% и ткани – до 10%, в незначительной степени на готовые изделия – до 15-16% (сегодня – 20%). Параллельно снижаются с 10-15% до 0% импортные пошлины на технологическое оборудование и машины, а также на комплектующие к ним. Останутся практически неизменными ставки пошлин на готовую обувь, стекло и керамику.
После присоединения России к ВТО, ставки пошлин на черные металлы меняться не будут. Снижение ставок пошлин на изделия из черных металлов в среднем на 5% будет происходить в течение 3-5 летнего переходного периода. По изделиям из цветных металлов, за исключением некоторых изделий из алюминия, уровень тарифной защиты не изменится. По изделиям из алюминия предполагается незначительное снижение действующего уровня защиты (на 3 - 6% от нынешнего уровня в 20% течение 4-5 лет).
В отношении энергомашиностроения практически неизменный уровень тарифной защиты сохранится по тем позициям, где отечественным производством достигнут требуемый уровень эффективности (например, турбины), а пошлины на иные категории оборудования будут снижаться на 3 – 4% в течение 3-4 лет. На продукцию станкостроения (средневзвешенный тариф 6%) пошлины после присоединения к ВТО снизятся до 4-5%.
На древесину низкой степени переработки пошлины снизятся до 7-8% по сравнению с ныне действующим уровнем 15%. Незначительное снижение (4-5%) пошлин произойдет на продукцию деревообрабатывающей промышленности более высокой степени обработки: фанеру, ДСП, ряд видов бумаги.
Для мебели предусматривается поэтапное снижение ставок пошлин на 7,5% за 6 лет, причем снижение начнется в последние 3 года. При этом в целях повышения конкурентоспособности российских предприятий ставки импортной пошлины на технологическое оборудование для деревообработки (в том числе мебельной промышленности) постановлением Правительства №168 от 24.03.2006г. были снижены до 0. Кроме того, снизятся ставки пошлин на фурнитуру для производства мебели.
Снизятся ставки пошлин на иностранные лекарства с 15% до 5-6,5% и, одновременно, на медицинское оборудование до 0% и до 2-3% на лекарственные субстанции, лекарства из которых делаются в России.
Постепенно, за 3-4 года произойдет снижение ставок пошлин до 5-6% и частичное открытие рынка химических товаров. При этом уже сегодня доля химических товаров со ставкой пошлины 5% составляет порядка 70%. В случае значительного роста импорта или поставок продукции по демпинговым ценам в соответствии с нормами ВТО государство может защищать отечественных производителей путем специальных и антидемпинговых мер.
Будут переведены на платежеспособный уровень ставки пошлин на обувь, бытовую электронику и электротехнику, что позволит исключить «серые» и «черные» схемы импорта в этих областях. Будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование. В течение 3 лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу.
Достигнуты такие договоренности об условиях открытия в течение 7 лет российского рынка легковых автомобилей (снижение с 25 до 15%) и гражданской авиатехники (снижение с 20 до 7,5-12,5%), которые, с одной стороны, обеспечат интересы российских покупателей и перевозчиков, а с другой, позволят реализовать крупные инвестиционные проекты по созданию автомобильных заводов и самолетов нового поколения.
Сохраняется без изменения запретительная пошлина на старые легковые, грузовые автомобили и автобусы (старше 7 лет). На новые машины произойдет снижение пошлины с 25% до 15% в течение 7 лет, причем снижение происходит в основном в течение последних 3 лет. На машины возрастом от 3 до 7 лет предлагается снижение пошлины с 25 до 20% (снижение так же происходит в течение последних 3 лет, аналогично снижению на новые автомобили). Снижается пошлина на автокомпоненты и технологическое оборудование.
Целью переговоров по доступу на рынок услуг является согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. К настоящему времени подписаны протоколы по доступу на рынок услуг со всеми (27) членами РГ, с которыми проводились двусторонние переговоры: ЕС, США, Китаем, Корея, Тайванем, Таиландом, Турцией, Чили, Сингапуром, Венесуэлой, Новой Зеландией, Мексикой, Норвегией, Эквадором, Болгарией, Египтом, Канадой, Японией, Индией, Парагваем, Уругваем, Швейцарией, Бразилией, Австралией, Панамой, Доминиканской республикой и Гондурасом.
В рамках процесса присоединения к ВТО, Россия принимает на себя обязательства, гарантирующие иностранным услугам и поставщикам услуг уровень доступа и национальный режим, в объеме и на условиях, зафиксированных в Перечне специфических обязательств по услугам (далее – Перечень). Перечень составляется по методологии ВТО, его основой является Классификатор услуг ВТО, насчитывающий 155 секторов.
По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства по 116 секторам услуг из 155 (включая банковские и страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, телекоммуникации, транспорт, дистрибьюторские услуги, услуг в области охраны окружающей среды, профессиональные услуги). При этом в 44 случаях охват обязательств более узкий, чем предусмотрено классификатором ВТО. По 30 секторам принимаются обязательства без ограничений.
Во всех секторах, где приняты обязательства, включая, секторы, в которых приняты обязательства без ограничений, сохраняется право применять внутреннее регулирование торговли услугами (например, связанное с обеспечением качества услуг или защитой прав потребителей). В ряде случаев обязательства России предусматривают более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством.
Практически полностью выведены из Перечня секторы, связанные с добычей, переработкой, транспортировкой сырья, в том числе энергетического, авиационного и железнодорожного транспорта, деятельности портов (за исключением погрузочно-разгрузочных работ) и аэропортов.
Для всех секторов услуг сделаны специальные оговорки, позволяющие размещать государственные заказы на приобретение услуг для государственных нужд только у российских поставщиков, предоставлять субсидии и господдержку в любых формах отечественным поставщикам услуг, ограничивать участие в приватизации и приватизируемых компаниях. Сохранена возможность введения ограничительных мер в тех секторах, деятельность иностранных компаний в которых в настоящее время не регулируется, но, в отношении которых в будущем может потребоваться введение таких мер.
Финансовые услуги. В банковской сфере иностранное участие разрешается только в форме создания в России банков с иностранными инвестициями или приобретения существующих российских банков. Допускается 100% иностранное участие в капитале каждого отдельного банка. Деятельность в России филиалов иностранных банков не допускается. Сохраняется возможность введения квоты иностранного участия в банковской системе на уровне 50% иностранного участия в совокупном уставном капитале российских банков. В иностранной доле не будут учитываться иностранные инвестиции, вложенные в российскую банковскую систему до 1 января 2007г. и иностранные инвестиции, которые будут вложены в капитал банков, которые приватизируются после даты присоединения России к ВТО. Иностранное присутствие на рынке ценных бумаг также допускается только в форме российского юридического лица. Для компаний, осуществляющих ведение реестра ценных бумаг, компаний, осуществляющих клиринг по сделкам, совершенным через организатора торговли, специализированных депозитариев – предусматривается возможность введения ограничений иностранного участия на уровне 25% уставного капитала.
Страховые услуги. Сохранится возможность введения квоты иностранного участия в страховой системе. Её размер ограничивается до 50%. В иностранной доле не будут учитываться иностранные инвестиции, вложенные в российскую страховую систему до 1 января 2007г. и иностранные инвестиции, которые будут вложены в капитал страховых компаний, которые будут приватизированы после даты присоединения России к ВТО.
Через 9 лет после присоединения к ВТО предполагается разрешить деятельность в России филиалов иностранных компаний, но они не смогут работать в сфере обязательного страхования (кроме ОСАГО) и страхования государственных закупок. Открытие и деятельность таких филиалов будет обусловлено выполнением лицензионных требований, требований финансовой устойчивости, требования внесения гарантийного депозита. Предусматривается возможность применения требований к материнской компании, намеревающейся открыть филиал на территории России (требования к размеру активов, опыту работы). Допускается установление требований к капитализации филиалов иностранных страховых компаний. Предполагается, что капитализация филиалов иностранных компаний будет учитываться при расчете доли иностранного участия в российской страховой системе, и, в том случае, если эта доля достигнет 50%, открытие в России новых филиалов будет запрещено.
Участие иностранных инвесторов в капитале компаний, осуществляющих страхование жизни, обязательное страхование и страхование государственных закупок. В течение 5 лет после присоединения России к ВТО доля иностранного участия в уставном капитале компаний, осуществляющих страхование жизни, обязательное страхование пассажиров и обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автомобилей, не может превышать 51%. По истечению указанного срока будет разрешено 100% иностранное участие в уставном капитале компаний, работающих в перечисленных сферах. Сохранится 49% ограничение иностранного участия в уставном капитале компаний, осуществляющих страхование государственных закупок (это ограничение может применяться на постоянной основе).
В области телекоммуникаций предоставляется дополнительная возможность защиты национальных операторов в случае приватизации. Российским телекоммуникационным компаниям гарантируется доступ к услугам иностранных спутниковых систем. Сохраняется контроль над сферой оказания услуг спутниковой связи конечным потребителям и абонентам в России.
Обязательства по аудиовизуальным услугам в полной мере отражают режим регулирования иностранного присутствия, предусмотренный действующим российским законодательством. В таких сегментах как производство кино- и видеофильмов, теле- и радиотрансляция, Россия не принимает никаких обязательств.
Обязательства по услугам ускоренной доставки (экспресс-почты) – воспроизводят режим, предусмотренный действующим российским законодательством для иностранных услуг и их поставщиков. Обязательства, в частности, гарантируют возможность инвестирования в российские компании или создание новых компаний, оказывающих услуги ускоренной доставки. При этом иностранная доля в таких компаниях, как и сейчас, может доходить до 100%.
Обязательства по дистрибьюторским услугам отражают действующее законодательство и учитывают его возможные изменения. В некоторых секторах сохраняется возможность полного запрета иностранного участия (торговля оружием, пиротехническими и взрывчатыми веществами, лекарствами, содержащими наркотические и психотропные средства, драгоценными камнями, металлами и ломом из них). Принимаются обязательства, гарантирующие доступ на рынок компьютерных, юридических (за исключением услуг нотариусов), аудиторских услуг, услуг в области рекламы, услуг по исследованию рынка, консультационных услуг по вопросам управления и др.
Обязательства по транспортным услугам охватывают морской, автомобильный транспорт, некоторые услуги в сфере авиационного транспорта, вспомогательные услуги для всех видов транспорта (погрузка-разгрузка, хранение, экспедиторские услуги). Так, в сфере авиационного транспорта, обязательства принимаются только в отношении услуг по ремонту и обслуживанию самолетов, продаже авиабилетов и систем компьютерного резервирования.
В завершении необходимо отметить, что итоги проходящего ныне в рамках ВТО Доха-раунда для России приведут к усилению конкуренции со стороны импортеров, установлению новых условий по ограничению поддержки производства. Поэтому общая направленность при формировании российской позиции должна быть на получение равных конкурентных условий в агропродовольственной торговле, а также учет уступок, сделанных при присоединении, в итогах переговоров в раунде Доха. Российской Федерации следует попытаться вместе с заинтересованными членами ВТО сформировать группу стран с переходной экономикой (прежде всего страны-члены СНГ), имеющих похожие проблемы в отдельных отраслях и экономике в целом, близкие условия присоединения, аналогичные закономерности во внешней торговле.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте основные этапы переговоров о присоединении России к ВТО?
2. Какие органы исполнительной власти РФ ответственны за ведение переговоров по присоединению к ВТО?
3. К каким положительным результатам, вероятнее всего, приведёт присоединение к ВТО? Обоснуйте соё мнение.
4. К каким негативным результатам, на Ваш взгляд, приведёт присоединение к ВТО?
5. Содержание каких федеральных законов свидетельствует о готовности российской правовой системы к вступлению в ВТО? Являются ли предпринятые законотворческие меры достаточными?
Тестовые задания
1. Какое место, в соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ, в системе российского трудового права займут нормы соглашений ВТО?
а) их нормы будут иметь большую силу, чем подзаконные нормативно-правовые акты;
б) их номы будут применяться в случае, если ими устанавливаются иные правила, чем те, которые предусмотрены Кодексом.
в) другой вариант (указать).
2. Какой уровень демпинговой маржи на основании ст. 2 Федерального закона РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» следует считать минимально допустимым?
а) 5%;
б) 4%;
в) 3%;
г) 2%.
3. Восполните пропуск в тексте п. 19 ст. 2 Федерального закона РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», в котором указывается: «____________ - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины;»:
а) специальная пошлина;
б) специальная защитная мера;
в) компенсационная мера;
г) антидемпинговая пошлина.