В ходе изучения данной темы следует обратиться к тексту Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер. Кроме того, рекомендуется изучить соответствующие разделы в работах С. А. Григоряна и И.В. Зенкина, в которых указывается, что Соглашение по сельскому хозяйству и Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер являются взаимосвязанными документами, так как санитарные и фитосанитарные нормы в торговле сельскохозяйственными товарами могут стать тем же, что технические барьеры в торговле промышленными товарами.
Исходя из статьи XX b ГАТТ, члены ВТО вправе принимать меры, необходимые для охраны жизни и здоровья человека, животных и растений. Иногда эти меры становились средством неоправданной дискриминации. Наиболее известные случаи - ограничение на импорт сигарет в Таиланде (1990г.), ограничения импорта тунца в США (1991 и 1994 гг.).
К числу товаров, в отношении которых в международной торговле установлены нормы санитарной или фитосанитарной защиты, относятся, в частности, фармацевтические и косметические изделия; моющие средства; удобрения и химикаты, используемые в сельском хозяйстве; свежие фрукты и овощи; соки и пищевые концентраты; продукция пищевой промышленности; игрушки; кино-, фото- и видеоаппаратура; домашние электроприборы, автомобили.
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (далее - Соглашение) вводит правила применения этих мер. Соглашение состоит из 14 статей и 3-х приложений.
В соответствии с Приложением А к Соглашению, санитарная или фитосанитарная мера – это любая мера, применяемая:
1) для защиты жизни или здоровья животных или растений в пределах территории члена от рисков, возникающих в связи с проникновением, укоренением или распространением вредителей, заболеваний, вредных организмов - переносчиков болезней, или болезнетворных организмов;
|
2) для защиты жизни или здоровья людей или животных в пределах территории члена от рисков, возникающих от добавок, загрязняющих веществ, токсинов или болезнетворных организмов в пищевых продуктах, напитках или кормах;
3) для защиты жизни или здоровья людей в пределах территории члена от рисков, возникающих в связи с болезнями, переносимыми животными, растениями или продукцией из них, или в связи с проникновением, укоренением или распространением вредителей;
4) для предотвращения или ограничения другого ущерба в пределах территории члена, причиняемого проникновением, укоренением или распространением вредителей.
К числу санитарных или фитосанитарных мер относятся все соответствующие нормативно-правовые акты и процедуры, охватывающие, в том числе, требования к конечному продукту; методы обработки и производства; процедуры испытания, инспектирования, сертификации и одобрения; карантинные правила, включая соответствующие требования, связанные с перевозкой животных или растений или материалов, необходимых для их жизнедеятельности во время перевозки; положения в отношении соответствующих статистических методов, процедур отбора проб и методов оценки риска; требования к упаковке и маркировке, непосредственно направленные на обеспечение безопасности пищевых продуктов.
Соглашение признаёт право членов ВТО вводить и применять санитарные и фитосанитарные меры, необходимые для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений, при условии соблюдения Соглашения и при достаточном научном обосновании. Эти меры не должны являться средством произвольной или неоправданной дискриминации между членами ВТО, в которых преобладают идентичные или схожие условия, включая их собственную территорию и территорию других членов. Санитарные и фитосанитарные меры не применяются таким способом, который являлся бы скрытым ограничением международной торговли.
|
Статья 3 Соглашения обязывает членов ВТО основывать свои санитарные или фитосанитарные меры на международных стандартах, руководствах или рекомендациях, когда таковые имеются, если не предусмотрено иное. Только такие меры считаются необходимыми для охраны жизни или здоровья людей, животных или растений и не противоречащими соответствующим положениям Соглашения и ГАТТ 1994г.
Члены ВТО могут вводить или сохранять в силе санитарные или фитосанитарные меры, которые обеспечивают более высокий уровень соответствующей защиты, чем меры на базе соответствующих международных стандартов, руководств или рекомендаций, при наличии научного обоснования, или если члены ВТО определяют, что этот уровень санитарной или фитосанитарной защиты, является надлежащим согласно Соглашению.
В пределах своих возможностей члены ВТО обязаны участвовать в деятельности соответствующих международных организаций и их вспомогательных органов, в особенности Комиссии «Кодекс Алиментариус» (Комиссия по Продовольственному кодексу, действующая в рамках Программы продовольственных стандартов ФАО/ВОЗ), Международного бюро по эпизоотии и международных и региональных организаций, действующих в рамках Международной конвенции по защите растений. Тем самым они должны содействовать в рамках этих организаций разработке и периодическому пересмотру стандартов, руководств или рекомендаций в отношении всех аспектов санитарных или фитосанитарных мер.
|
Комитет по санитарным и фитосанитарным мерам, учреждённый в соответствии с Соглашением (далее - Комитет), разрабатывает процедуру наблюдения за процессом международной гармонизации и координирует эту работу с соответствующими международными организациями.
Члены ВТО обязуются, исходя из положений ст. 4 Соглашения, признавать санитарные или фитосанитарные меры других членов ВТО как эквивалентные, даже если эти меры отличаются от их собственных или от используемых другими членами ВТО, торгующими тем же товаром, и если экспортирующий член ВТО продемонстрирует, что его меры обеспечивают надлежащий уровень санитарной или фитосанитарной защиты. С этой целью импортирующему члену ВТО по запросу должен предоставляться разумный доступ для проведения инспектирования, испытаний и других соответствующих процедур. Члены ВТО должны проводить консультации с целью достижения двусторонних и многосторонних соглашений по признанию эквивалентности соответствующих мер.
Члены ВТО на основании ст. 7 Соглашения должны уведомлять об изменениях в своих санитарных или фитосанитарных мерах и предоставлять соответствующую информацию исходя из правил Приложения B. Для этого необходимо обеспечить, чтобы все уже принятые санитарные и фитосанитарные правила незамедлительно публиковались. Оговаривается разумный период времени для вступления правил в силу, чтобы дать время производителям в экспортирующих странах-членах ВТО, и в особенности в развивающихся странах, приспособить свою продукцию и методы производства к требованиям импортёра.
Члены ВТО должны создавать специализированные информационные центры для предоставления ответов на все запросы заинтересованных членов ВТО, а также за предоставление соответствующих документов, касающихся:
1) санитарных или фитосанитарных правил, принятых или разрабатываемых в пределах его территории;
2) процедур контроля и инспектирования, правил производства и карантина, процедур одобрения допустимого уровня пестицидов и пищевых добавок, которые действуют в пределах его территории;
3) процедур оценки риска, учитываемых при этом факторов, а также определения надлежащего уровня санитарной или фитосанитарной защиты;
4) членства и участия члена или соответствующих органов, находящихся в пределах его территории, в международных и региональных санитарных и фитосанитарных организациях и системах, а также в двусторонних и многосторонних соглашениях и договоренностях в рамках настоящего Соглашения, и текстов таких соглашений и договоренностей.
В том случае, если международные стандарты, руководства или рекомендации отсутствуют, либо содержание разрабатываемых санитарных или фитосанитарных мер существенно отличается от содержания международного стандарта, руководства или рекомендации, и если эти меры могут оказать значительное воздействие на торговлю других членов, члены ВТО:
1) на ранней стадии публикуют уведомление, с тем, чтобы дать возможность заинтересованным членам ознакомиться с намерением ввести конкретную меру;
2) через Секретариат уведомляют других членов о товарах, охватываемых мерами, сопровождая уведомление кратким указанием цели и причин введения разрабатываемых мер. Подобные уведомления делаются на ранней стадии, когда еще могут быть внесены поправки и учтены замечания;
3) предоставляют по запросу другим членам тексты разрабатываемых документов и, по возможности, указывают те разделы, которые существенно отличаются от международных стандартов, руководств или рекомендаций;
4) без дискриминации предоставляют другим членам разумное время для подготовки замечаний в письменном виде, обсуждают по запросу эти замечания и принимают во внимание сделанные замечания и результаты обсуждений.
В тех случаях, когда для члена ВТО возникает или реально может возникнуть неотложная необходимость защиты здоровья, он по своему усмотрению может не выполнять процедуры из числа перечисленных выше, если данный член ВТО:
1) через Секретариат ВТО немедленно уведомляет других членов о конкретной мере и товарах, охватываемых ею, сопровождая уведомление кратким указанием цели и причин введения регулирования, включая суть неотложной проблемы (проблем);
2) предоставляет по запросу тексты документов другим членам ВТО;
3) предоставляет другим членам ВТО возможность подготовить замечания в письменном виде, обсуждает по запросу эти замечания и принимает во внимание сделанные замечания и результаты обсуждений.
Члены ВТО из числа развитых стран по просьбе других членов предоставляют тексты документов или, в случае объемной документации, краткое изложение документов, относящихся к конкретным уведомлениям, на английском, испанском или французском языках.
Секретариат ВТО незамедлительно направляет копии уведомлений всем членам и заинтересованным международным организациям и обращает внимание развивающихся стран-членов на любые уведомления, имеющие отношение к товарам, представляющим для них особый интерес.
Члены ВТО должны уполномочить соответствующий центральный орган государственной власти, отвечающий за выполнение на национальном уровне положений Соглашения, касающихся процедур уведомления.
Статья 8 Соглашения обязывает членов ВТО соблюдать Приложение С (о соответствующих процедурах) при применении процедур контроля, инспектирования и одобрения (к ним относится отбор проб, испытаний и сертификации). Они распространяются и на национальные системы по одобрению использования добавок или установлению допустимого уровня загрязняющих веществ в пищевых продуктах, напитках или в кормах, или иным образом обеспечивают, чтобы их процедуры не противоречили положениям Соглашения.
Члены ВТО в отношении любой процедуры по проверке и обеспечению выполнения санитарных или фитосанитарных мер обеспечивают, чтобы:
1) такие процедуры проводились и завершались без необоснованной задержки, причём для импортируемых товаров не менее благоприятным образом, чем для подобных отечественных товаров;
2) опубликовывалась стандартная продолжительность проведения каждой процедуры, или продолжительность ее проведения сообщалась заявителю по запросу; при получении заявки компетентный орган незамедлительно изучал степень полноты документации и ясным и исчерпывающим образом информировал заявителя обо всех недостатках в документации; компетентный орган как можно скорее ясным и исчерпывающим образом доводил результаты процедуры до сведения заявителя с тем, чтобы при необходимости можно было устранить недостатки, когда это необходимо; даже, если, заявка имеет недостатки, компетентный орган по просьбе заявителя приступал, насколько это возможно, к проведению процедуры; и чтобы заявитель по запросу информировался о стадии реализации процедуры с объяснением любой задержки;
3) требования в отношении информации ограничивались минимумом, необходимым для осуществления надлежащих процедур контроля, инспектирования и одобрения, включая одобрение использования добавок или установление допустимого уровня загрязняющих веществ в пищевых продуктах, напитках или кормах;
4) конфиденциальность информации об импортируемых товарах, выявляемой или получаемой в связи с процедурами контроля, инспектирования и одобрения, соблюдалась не менее благоприятным образом, чем для отечественных товаров, и таким образом, чтобы обеспечить защиту законных коммерческих интересов;
5) любые требования по контролю, инспектированию и одобрению отдельных образцов товаров ограничивались тем, что является обоснованным и необходимым;
6) любые сборы, начисляемые в связи с процедурами, применяемыми к импортируемым товарам, являлись соизмеримыми с любыми сборами, взимаемыми с подобных отечественных товаров или товаров, происходящих с территории любого другого члена, и не превышали действительную стоимость услуги;
7) при размещении средств, используемых в процедурах, и отборе образцов импортируемых товаров применялись те же критерии, что и для отечественных товаров, с тем, чтобы свести к минимуму неудобства для заявителей, импортеров, экспортеров или их представителей;
8) всякий раз, когда в характеристики товара после контроля и инспектирования в отношении применяемых требований вносятся изменения, процедура в отношении модифицированного товара ограничивалась определением того, что является необходимым для получения достаточной уверенности в том, что товар по-прежнему соответствует надлежащим правилам; и
9) существовала процедура рассмотрения претензий, касающихся выполнения подобных процедур, и принятия изменений в том случае, если претензия обоснована.
В тех случаях, когда в импортирующем члене действует система одобрения использования пищевых добавок или установления допустимого уровня загрязняющих веществ в пищевых продуктах, напитках или кормах, запрещающая или ограничивающая доступ на ее внутренний рынок для товаров, не имеющих одобрения, импортирующий член рассматривает возможность использования соответствующего международного стандарта в качестве основы для доступа до принятия окончательного решения.
В тех случаях, когда санитарная или фитосанитарная мера определяет контроль на уровне производства, член ВТО, на территории которого осуществляется производство, оказывает необходимую помощь для облегчения такого контроля и работы контролирующих органов. Члены ВТО вправе осуществлять разумное инспектирование в пределах их собственных территорий.
В рамках Соглашения (ст. 9) члены ВТО обязались способствовать оказанию технического содействия другим членам ВТО, особенно развивающимся странам, на двусторонней основе или через соответствующие международные организации. Подобное содействие может оказываться, в том числе, в таких областях, как технологии переработки, исследования и инфраструктура, включая создание национальных органов регулирования, и может принимать форму консультаций, предоставления кредитов, пожертвований и грантов, в том числе для целей приобретения технической квалификации, подготовки кадров и закупки оборудования, с тем, чтобы дать возможность таким странам адаптироваться и соблюдать санитарные или фитосанитарные меры, необходимые для достижения надлежащего уровня санитарной или фитосанитарной защиты для своего экспорта.
В тех случаях, когда требуются существенные инвестиции для того, чтобы обеспечить условия, при которых экспортирующие члены - развивающиеся страны выполняют санитарные или фитосанитарные требования импортирующего члена, последний рассматривает возможность оказания такого технического содействия, которое позволит члену - развивающейся стране сохранить и расширить ее возможности доступа к рынку для конкретного товара.
Статья 10 Соглашения обязывает членов ВТО при разработке и применении санитарных или фитосанитарных мер учитывать специфические потребности членов - развивающихся стран, и, в особенности, наименее развитых стран. Кроме того, в тех случаях, когда надлежащий уровень санитарной или фитосанитарной защиты допускает возможность поэтапного введения новых санитарных или фитосанитарных мер, членам - развивающимся странам по интересующим их товарам должны быть предоставлены более продолжительные сроки для приспособления к этим мерам с целью сохранения возможностей их экспорта. С тем чтобы обеспечить условия для выполнения членами - развивающимися странами положений Соглашения, Комитету предоставляется право по запросу предоставлять таким странам четко определенные, ограниченные по срокам полные или частичные освобождения от обязательств по Соглашению, принимая во внимание их финансовые, торговые потребности и потребности, связанные с развитием. Члены ВТО поощряют и способствуют активному участию членов - развивающихся стран в соответствующих международных организациях.
В соответствии со ст. 14 Соглашения, применительно к своим санитарным или фитосанитарным мерам, оказывающим негативное воздействие на импорт или импортируемые товары, члены ВТО из числа наименее развитых стран могут отсрочить применение положений Соглашения на 5 лет с момента вступления в силу Соглашения по ВТО.
Другим членам ВТО - развивающимся странам - предоставлено право отсрочить применение положений Соглашения на 2 года с момента вступления в силу Соглашения по ВТО в отношении своих существующих санитарных или фитосанитарных мер, оказывающих воздействие на импорт или импортируемые товары, в тех случаях, когда такому применению препятствует недостаток технического опыта, технической инфраструктуры или ресурсов. Изъятия относятся к запретам на произвольное или неоправданное проведение различий в уровнях защиты, если такие различия приводят к дискриминации или скрытому ограничению международной торговли (п. 8 ст. 5), а также к требованиям о транспарентности (ст. 7).
Статья 12 Соглашения определяет компетенцию Комитета по санитарным и фитосанитарным мерам, который является форумом для проведения консультаций, и осуществляет другие функции, необходимые для выполнения Соглашения. Комитет поощряет и способствует проведению консультаций или переговоров между членами на основе ad hoc по конкретным санитарным или фитосанитарным вопросам. Комитет поощряет использование международных стандартов, руководств или рекомендаций всеми членами и в этом отношении оказывает поддержку проведению технических консультаций и исследований с целью повышения координации и интеграции международных и национальных систем и подходов по одобрению использования пищевых добавок или установлению допустимых уровней загрязняющих веществ в пищевых продуктах, напитках или кормах.
Комитет поддерживает тесные контакты с соответствующими международными организациями в области санитарной и фитосанитарной защиты, особенно с Комиссией «Кодекс Алиментариус», Международным бюро по эпизоотии и Секретариатом Международной конвенции по защите растений, с тем чтобы заручиться наилучшими научными и техническими консультативными услугами для целей применения настоящего Соглашения, а также во избежание ненужного дублирования усилий.
Комитет разрабатывает процедуру наблюдения за процессом гармонизации и использования международных стандартов, руководств или рекомендаций. С этой целью Комитету во взаимодействии с соответствующими международными организациями определяется перечень международных стандартов, руководств или рекомендаций, имеющих отношение к санитарным или фитосанитарным мерам, которые Комитет рассматривает как, оказывающие значительное воздействие на торговлю. В этот перечень должны быть включены указанные членами международные стандарты, руководства или рекомендации, которые они применяют в качестве условий импорта, или на основании которых импортируемые товары, соответствующие этим стандартам, могут получить доступ на их рынки. В тех случаях, когда член не применяет международный стандарт, руководство или рекомендацию в качестве условия импорта, ему следует указать причину этого и, в частности, указать, считает ли он, что стандарт не является достаточно строгим и не обеспечивает надлежащий уровень санитарной или фитосанитарной защиты. Если любой член пересматривает свою позицию, то после уведомления об использовании стандарта, руководства или рекомендации в качестве условия импорта, ему следует разъяснить причину изменения своей позиции и проинформировать об этом Секретариат, а также соответствующие международные организации, если только такое уведомление и разъяснение не предоставляются в соответствии с процедурами Приложения В к Соглашению.
Во избежание ненужного дублирования Комитет при необходимости может принять решение об использовании информации, полученной за счет процедур, применяемых в соответствующих международных организациях, особенно процедур уведомления.
По инициативе одного из членов Комитет по надлежащим каналам может предложить соответствующим международным организациям или их вспомогательным органам изучить конкретные вопросы, касающиеся определенного стандарта, руководства или рекомендации, включая разъяснение основных причин их не использования.
Комитет провёл первое рассмотрение действия и реализации Соглашения через 3 года после вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО. В последствии он проводит обзорные мероприятия по мере необходимости. В соответствующих случаях Комитет может представлять Совету по торговле товарами предложения по внесению поправок в текст Соглашения, обращая при этом внимание, в частности, на опыт, накопленный в период его реализации.
На основании ст. 11 Соглашения ст. ХХII и ХХIII ГАТТ 1994г. в том виде, как они разработаны и применяются в Договоренности о разрешении споров, применяются к консультациям и урегулированию споров в рамках Соглашения, если в нем особо не предусмотрено иное. При разрешении спора в рамках настоящего Соглашения, касающемся научных или технических вопросов, третейская группа по разрешению спора обращается за консультацией к экспертам, выбранным этой группой по согласованию со сторонами, участвующими в споре. С этой целью третейская группа по разрешению спора может, когда посчитает это необходимым, учредить консультативную техническую группу экспертов или же консультироваться с соответствующими международными организациями по запросу любой из сторон, участвующих в споре, или по собственной инициативе. Члены ВТО, будучи участниками других международных договоров, вправе прибегать к посредничеству или к механизмам урегулирования споров других международных организаций, или механизмам, созданным в рамках любого международного соглашения.
Примером спора относительно применения санитарных и фитосанитарных мер, является дело о мерах в отношении мяса и мясопродуктов (гормонах) (США против ЕС, 13.02.1998г.). В решении было отмечено, что такие меры могут применяться, если они необходимы для защиты жизни и здоровья людей, животных и растений, только в той мере, в какой они необходимы и научно обоснованы. Такие меры не должны служить средством произвольной или неоправданной дискриминации между членами ВТО, в которых имеются сходные экономические условия, и они не должны применяться таким образом, чтобы стать скрытым ограничением международной торговли. Мера признаётся не соответствующей Соглашению, если она не основана на международных стандартах, либо на «оценке риска».
Вопросы для самоконтроля
1. Сотрудничество с какими международными организациями предусматривает Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер?
2. Назовите цели и область применения данного соглашения?
3. Назовите основные права и обязанности членов ВТО в связи с реализацией Соглашения?
4. Какие меры предусматривает Соглашение в области транспарентности?
Тестовые задания
1. Что означает термин «животное» для целей Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер?
а) фауна;
б) дикая фауна;
в) рыба и дикая фауна;
г) животные, разводимые для целей животноводства.
2. Какая из этих мер специально не относится к числу санитарных и фитосанитарных соответствующим соглашением ВТО?
а) требования к конечному продукту;
б) методы обработки и производства:
в) технические регламенты;
г) карантинные правила.
3. Что в соответствии с Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер следует считать международными стандартами, руководствами и рекомендациями в отношении безопасности пищевых продуктов?
а) стандарты, установленные Комитетом “Кодекс Алиментариус”;
б) стандарты, установленные Международным бюро по эпизоотии;
в) стандарты, установленные Секретариатом Международной конвенции по защите растений.
4. Восполните пропуск в пункте 5 Приложения А к Соглашению по применению санитарных и фитосанитарных мер, в указывающем, что: «______________ - уровень защиты, который считается надлежащим членом, вводящим санитарную или фитосанитарную меру для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений в пределах своей территории»:
а) процедуры контроля, инспектирования и одобрения;
б) разработка, принятие и применение стандартов;
в) санитарная или фитосанитарная мера;
г) надлежащий уровень санитарной или фитосанитарной защиты.
5. При каких условиях члены ВТО обязались на основании п. 1 ст. 4 Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер признавать соответствующие меры как эквивалентные?
а) если было заключено двустороннее соглашение по признанию эквивалентности конкретных санитарных или фитосанитарных мер;
б) если экспортирующий член объективно продемонстрирует импортирующему члену, что его меры обеспечивают надлежащий уровень санитарной или фитосанитарной защиты импортирующего члена;
в) если было заключено многостороннее или двустороннее соглашение по признанию эквивалентности конкретных санитарных или фитосанитарных мер;
г) если было заключено многостороннее соглашение по признанию эквивалентности конкретных санитарных или фитосанитарных мер.
6. Какое из приведённых определений соответствует понятию зоны, представляющей собой либо отдельную страну, либо ее часть или несколько стран или их частей, как это определено компетентными органами, в которой конкретный вредитель или заболевание не встречаются?
а) зона, свободная от вредителей или заболеваний;
б) зона с незначительной распространенностью вредителей или заболеваний.
7. О какой из этих областей не говорит п.1 ст. 9 Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер как об области, в которой может оказываться техническое содействие?
а) технология переработки;
б) создание национальных органов регулирования;
в) подготовка кадров и закупка оборудования;
г) верны все варианты.
Международные акты
Генеральное соглашение о тарифах и торговле (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/
Дополнительная литература
Бакаева О.Ю., Галицкая Н.В. Международно-правовые основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности // Международное публичное и частное право. 2005. №5.
Воробьева Н.Г. Меры по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли в отношениях между странами-членами Всемирной торговой организации. М.: РУДН, 2001.
Всемирная торговая организация: механизмы функционирования и практика вступления / Под ред. А.Е. Дайнеко. Минск: Дикта, 2006.
Додонов В.Н. Право международной торговли: Словарь-справочник. М: Славия, 1997.
Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация от «А» до «Я»: терминологический справочник. М.: Всерос. акад. внешн. торговли, 2006.
Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2004.
Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему. М.: Финансы и статистика, 2003.
Смбатян А.С. Применение санитарных и фитосанитарных мер: обеспечение безопасности и недопущение протекционизма // Корпоративный юрист. 2007. №4.
Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.