В ходе изучения данной темы рекомендуется обратиться к соответствующим положениям работ С.А. Григоряна, в которых указывается, что Всемирная торговая организация является международной межправительственной организацией, учреждённой на основе Соглашения. Специфика ВТО заключается в том, что соглашение о ее создании было принято в пакете с несколькими десятками сопутствующих соглашений и других международно-правовых актов. Под правовой системой ВТО понимается взаимосвязанный пакет всех Марракешских соглашений 1994г., действующих под организационно-контролирующей эгидой ВТО.
Официально ВТО действует с 1 января 1995г. с организованными ГАТТ Секретариатом в Женеве, механизмами принятия решений ГАТТ и структуры его органов. Текст пересмотренного Генерального соглашения - ГАТТ-1994 является ядром общего пакета основополагающих документов системы ВТО.
В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали все Договаривающиеся Стороны - участники ГАТТ 124 государства и ЕС – участники Уругвайского раунда переговоров ГАТТ, которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений Уругвайского раунда. По состоянию на апрель 2007г. членами ВТО является 151 государство. Более 30-ти государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Большинство из них, в том числе Россия, Украина и Казахстан, находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.
Свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в том числе ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует Международный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развивающимся странам в сфере мировой торговли.
|
Деятельность ВТО осуществляется посредством сотрудничества представителей правительств стран-членов или групп стран (в последнем случае их мнения выражает один представитель, например, ЕС от европейских стран-членов ВТО, или АСЕАН от 9 стран-участниц). Позиция этих представителей при обсуждении тех или иных вопросов формируется при активном участии национальных деловых кругов.
Формально целями, ВТО и её членов является:
1) содействие повышению уровня жизни, достижению полной занятости, высоких и постоянно растущих реальных доходов и эффективного спроса населения, росту производства и торговли товарами и услугами при наиболее целесообразном использовании мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития,
2) содействие защите и сохранению окружающей среды и совершенствовать применяемые для этого средства с учетом соответствующих потребностей и интересов, связанных с неодинаковым уровнем экономического развития членов ВТО,
3) содействие тому, чтобы в росте международной торговли развивающиеся страны, в особенности наименее развитые, занимали место, соответствующее потребностям их экономического развития,
4) внесение вклада в достижение этих целей путем заключения взаимовыгодных соглашений, направленных на существенное сокращение тарифов и иных барьеров в торговле и на ликвидацию дискриминационных мер в международной торговле,
5) создание устойчивой и эффективной системы многосторонних норм, включающей Генеральное соглашение по тарифам и торговле, ранее достигнутые результаты усилий по либерализации торговли, а также результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров,
|
6) сохранение основных принципов и содействие достижению целей, лежащих в основе многосторонней торговой системы.
ВТО также как и ГАТТ, не является инструментом развития свободной торговли, поскольку допускает использование тарифов и другие формы защиты. Систему ВТО правильнее называть системой правил и норм, направленных на поощрение открытой и справедливой конкуренции, без каких-либо искажений.
Правовую основу ВТО составляют около 60 международно-правовых актов: соглашения, договоренности, решения, протоколы и декларации, имеющие одинаковую правовую силу для стран-членов.
Большинство принятых актов обязательны для всех стран-членов ВТО. Правительства стран-членов руководствуются согласованными документами при принятии нормативно-правовых актов, регулирующих внешнюю торговлю. Соглашения по правительственным закупкам, по авиатехнике, говядине и по молочным продуктам обязательны только для стран, заинтересованных в них участвовать. В перспективе под эгидой ВТО могут быть заключены новые соглашения, в частности по морскому транспорту, вопросам торговли и экологии, прямых иностранных инвестиций, перемещения рабочей силы и др.
Некоторые документы ВТО детализируют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившего главенствующее положение в правовой системе ВТО. Основополагающие цели, принципы, сложившиеся в ГАТТ-1947 формы деятельности, распространяются на систему ВТО, которая рассматривается как преемник системы ГАТТ. Поэтому закономерны как термины «система ВТО» и «система ГАТТ», так и термин «система ГАТТ/ВТО». Поскольку оба текста ГАТТ - первоначальный и обновленный - считаются действующими, чтобы их различать, первый обозначается ГАТТ-1947, а второй - ГАТТ-1994.
|
Принципиально новыми актами являются Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Соглашение по сельскому хозяйству и Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС).
В соответствии со ст. 3 Соглашения об учреждении, ВТО выполняет следующие функции:
1) содействие реализации положений и достижению целей Соглашения об учреждении ВТО и многосторонних торговых соглашений, заключаемых между членами ВТО;
2) обеспечение проведения переговоров между ее членами относительно их торговых взаимоотношений по вопросам, урегулированным соглашениями ВТО, и юридическое оформление результатов таких переговоров;
3) содействует урегулированию торговых споров между членами ВТО в качестве Органа разрешения споров (ОРС);
4) реализация Механизма обзора торговой политики (МОТП);
5) с целью достижения большей согласованности в формировании глобальной экономической стратегии ВТО взаимодействует, по мере необходимости, с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития и их смежными организациями.
Одной из основных задач ВТО является либерализация международной торговли, поощряющая трансграничное движение товаров, услуг и капитала и позволяющая странам сконцентрировать свой экономический потенциал в тех областях, где они могут достичь наибольших результатов. Меры по либерализации торговли, которые обеспечивают беспрепятственные потоки товаров, услуг, а также факторов производства, приумножают те выгоды, которые фирмы получают от выпуска продукции наивысшего качества, наилучшей конструкции и по наилучшим ценам. Наибольшие конкурентные преимущества от устранения барьеров получают предприниматели экономически развитых стран, что объясняет стремление их правительств к максимальной либерализации международной торговли.
В правовую систему ВТО включены в качестве основных обязательств членов следующие принципы.
1. Взаимные торговые отношения членов ВТО должны осуществляться в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования. Если одна страна предоставляет другой стране какое-либо преимущество в торговле товарами, она должна автоматически распространить такое же преимущество и на торговлю товарами со всеми другими странами, в отношении которых действует указанный режим (это касается таможенных пошлин, экспортных и импортных сборов всех видов, методов обложения пошлинами и сборами, таможенного оформления грузов, перемещаемых через границу, обслуживания иностранных судов и самолетов в портах, внутреннего налогообложения и регулирования сбыта).
2. Члены ВТО предоставляют друг другу национальный режим - создают одинаковые условия для импортных товаров после осуществления таможенных формальностей, такие же, как и для идентичных отечественных товаров на внутреннем рынке. Это относится, прежде всего, к взиманию внутренних налогов и сборов, а также к применению законов и распоряжений, регулирующих внутреннюю торговлю. Так, в решении Апелляционного органа ВТО по делу о налоге на алкогольные напитки (ЕС, Канада, США против Японии, 4.10.1996г.), было отмечено, что импортируемые товары, подвергнутые Японией налогообложению по специальной шкале, были аналогичными и непосредственно конкурирующими с национальными. Поэтому разные ставки налогообложения нарушали п. 2 ст. III ГАТТ, поскольку создавали защиту для национального производства.
3. Отказ от дискриминации во взаимных торговых договорных отношениях. Речь идет главным образом об отказе от использования каких-либо ограничений в торговле с кем-либо из членов ВТО, не применяемых ко всем членам.
4. Регулирование внешней торговли товарами членов ВТО осуществляется, прежде всего, с помощью таможенных тарифов. Таможенное обложение пошлинами должно быть единообразным, основанным на согласованных методах оценки стоимости товара, и что транзит должен быть свободным.
5. Взаимное снижение таможенных пошлин и неповышение их, как правило, в дальнейшем это условие трансформировалось в принцип «связанности».
6. Гласность (транспарентность) в регулировании внешней торговли - все соответствующие национальные мероприятия должны осуществляться на основе публикуемых нормативно-правовых актов, к которым должен быть обеспечен открытый доступ для всех правительств и непосредственных участников внешнеэкономической деятельности стран ВТО.
7. Развивающимся странам предоставляется преференциальный режим - более благоприятные условия доступа их товарам на внутренние рынки, развитые страны должны воздерживаться от установления импортных ограничений на сырьевые и другие товары, поставляемые развивающимися странами, не требовать эквивалентных уступок от этих стран при переговорах о взаимном устранении тарифных и нетарифных торговых барьеров.
8. Применение одним из членов ВТО оговорок к многосторонним соглашениям возможно только с согласия всех участвующих сторон.
9. На основании большинства соглашений Марракешского пакета члены ВТО должны обеспечить, не позднее даты начала применения для них положений этих соглашения, чтобы их нормативно-правовые акты и применяемые административные процедуры соответствовали соглашениям. Они обязаны информировать профильные комитеты ВТО о любых изменениях в нормативно-правовых актах, касающихся соглашений, и мер по их применению.
ВТО не является прямым продолжением своего предшественника, поскольку система ВТО отличается от системы ГАТТ:
1) это международная межправительственная организация – субъект международного права;
2) она имеет органы, действующие на постоянной основе;
3) правила ВТО распространяются на более широкую сферу международных экономических отношений;
4) положения документов ВТО, за исключением четырех соглашений, являются обязательными для всех членов, независимо от вида документа;
5) механизм урегулирования споров стал значительно более эффективным;
6) в практику введён механизм регулярного составления обзоров национальной внешнеторговой политики для всех членов.
Структура ВТО в значительной степени основана на структуре органов ГАТТ с некоторыми изменениями и дополнениями, вызванными расширением ее функций и сферы деятельности.
Высшим органом ВТО является Конференция министров, объединяющая представителей всех стран-членов. Конференция правомочна принимать решения по всем вопросам, являющимся предметом принятых ранее документов ВТО. Кроме того, на Конференции обсуждаются вопросы и согласовываются решения, связанные с дальнейшим развитием ВТО. Конференции созываются не реже одного раза в два года.
I Министерская конференция состоялась в декабре 1996г. в Сингапуре, на ней было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных технологий (ИТА).
II Министерская конференция проходила в мае 1998г. в Женеве, на ней были подведены основные итоги деятельности ГАТТ/ВТО и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров.
III Министерская конференция состоялась в ноябре-декабре1999г. в Сиэтле (США) и была посвящена анализу выполнения странами-членами соглашений Уругвайского раунда, а также открытию нового переговорного раунда. В рамках очередного раунда планировалось продолжить переговоры по сельскому хозяйству и торговле услугами, выработать рекомендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих Конференций, в т.ч. возможному включению новых сфер в повестку будущих переговоров. В Сиэтле не удалось достичь поставленных целей из-за противоречий между развитыми и развивающимися странами и разногласий и между ведущими членами ВТО - ЕС, США, Япония, Канада (группа «квадро»).
В ноябре 2001г. в г. Доха (Катар) состоялась IV Министерская конференция, где было принято решение начать первый раунд многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО. В программу переговоров включены вопросы, связанные с дополнением действующих Соглашений ВТО, вопросы снижения торговых барьеров и снижения поддержки сельского хозяйства в развитых странах.
V Министерская конференция состоялась в сентябре 2003г. в г. Канкун (Мексика). На ней предполагалось подвести промежуточные итоги переговоров и определить формат их дальнейшего продолжения. Однако из-за наличия глубоких разногласий между различными группами государств этого не удалось. В июле 2004г. в Женеве между членами ВТО было достигнуто соглашение о продолжении переговоров Доха раунда, в частности, было зафиксировано общее согласие относительно ликвидации экспортных субсидий в сельском хозяйстве.
VI Министерская конференция состоялась в декабре 2005г. в Гонконге (КНР). Это был промежуточный этап на пути выработки договоренностей Доха-раунда. По итогам конференции были приняты следующие решения:
1) экспортные субсидии в сельском хозяйстве подлежат отмене к 2013 г.,
2) хлопковые субсидии подлежат отмене в 2006 г.,
3) к 2008г. развитые страны обязаны обеспечить свободный доступ на свои рынки для 97% товаров из 32 наименее развитых стран.
Следует отметить, что переговоры в рамках раунда Доха имеют существенные отличия от Уругвайского раунда:
1) вопросы дальнейшей либерализации торговли выражаются в более разнообразных позициях стран - членов ВТО. В переговорах стали активно участвовать не только крупные, но и небольшие развивающиеся страны, образованы различные их группы. По некоторым вопросам имеются различия у развитых стран. Есть позиция и у недавно вступивших в ВТО государств;
2) подняты относительно новые технические и содержательные вопросы регулирования. В качестве примера можно назвать проблемы экологии и торговли, торговля так называемыми экологическими товарами, или, пересчет специфических пошлин в адвалорные эквиваленты;
3) совершенствование торговых отношений затрагивает более глубокие стороны прежних проблем. Это касается практически всех основных вопросов – доступа на рынок сельскохозяйственных и несельскохозяйственных товаров, внутренней поддержки сельского хозяйства, торговых аспектов прав интеллектуальной собственности и др.;
4) интересы групп стран имеют большие различия, что серьезно затрудняет поиск компромиссов. Эти различия проявляются не только в регулировании сельскохозяйственной торговли, но и в других сферах - торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, торговля промышленными товарами и т.д.
В периоды между Конференциями министров ее функции возложены на Генеральный совет ВТО, открытый для участия также представителей всех стран-членов и созываемый по мере необходимости обычно 8 - 10 раз в год. Генеральный совет решает текущие и процедурные вопросы.
Помимо выполнения регулярной работы от имени Конференции министров Генеральный совет одновременно действует в качестве высшей инстанции для урегулирования споров в соответствии с правилами ВТО (Орган разрешения споров) и организатора национальных обзоров внешнеторговой политики (Орган по наблюдению за торговой политикой).
Для непрерывного контроля за ходом выполнения требований соглашений ВТО под руководством и наблюдением Генерального совета функционируют 3 вспомогательных органа, которым он делегирует свои полномочия: Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам интеллектуальной собственности. Каждый из этих советов курирует соответствующие соглашения и может создавать свои вспомогательные органы по мере необходимости: комитеты и рабочие группы.
В структуре ВТО имеются около 20 комитетов, в том числе 4 комитета созданы непосредственно Генеральным советом, 12 комитетов - соответственно Советом по торговле товарами и 1 комитет - Советом по торговле услугами. Кроме того, имеются 2 комитета, обслуживающие соглашения с ограниченным участием стран - по правительственным закупкам и по авиатехнике. Среди комитетов, созданных Генеральным советом, необходимо отметить особенно важный Комитет по ограничениям, связанным с платежным балансом. К таким ограничениям торговли страны-члены ВТО прибегают сравнительно часто, и соответственно у ВТО периодически возникает потребность проверять обоснованность применения этих ограничений.
Секретариат ВТО насчитывает примерно 500 сотрудников из 50 стран. Его возглавляет избираемый Конференцией министров Генеральный директор.
Ежегодно в штаб-квартире ВТО (г. Женева, Швейцария) проводится свыше 1500 заседаний разного уровня, на которых рассматриваются и принимаются решения по широкому кругу вопросов, в том числе по:
1) устранению препятствий доступу на внутренние рынки;
2) соблюдению правил торговли отдельными товарами;
3) соблюдению правил, касающихся применения антидемпинговых и защитных мер, субсидий и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;
4) соблюдению процедур импортного лицензирования и правил определения происхождения товаров;
5) выполнению обязательств в области торговли услугами и защиты прав интеллектуальной собственности;
6) разрешению споров;
7) переговорам по ранее нерешенным проблемам либерализации и упорядочения международной торговли;
8) присоединению новых стран-членов.
Бюджет ВТО формируется из взносов стран-членов пропорционально доле страны в мировой торговле; во второй половине 90-х гг. бюджет составлял около 100 млн долл. в год. Для России этот взнос после принятия в ВТО оценивается ее официальными лицами ежегодно в 1,5 - 2 млн долл. Вступительный взнос не предусмотрен.
Механизм функционирования ВТО проявляется в принятии решений и системе контроля за выполнением обязательств членами Организации.
Большинство решений ВТО принимается на основе консенсуса. Если достижение консенсуса невозможно и неизбежно голосование, решения, как правило, принимаются большинством голосов (каждая страна-член имеет один голос). Но если принимаются решения о толковании Соглашения о создании ВТО и, следовательно, любого из многосторонних торговых документов, являющихся приложением к этому соглашению, или о внесении в них поправок, а также о предоставлении ее члену в качестве чрезвычайной меры временного освобождения от обязательств, то одобрение требует большинства в 3/4 голосов. Возможность временного освобождения от обязательств предусмотрена специальной договоренностью в рамках ГАТТ-1994, но для получения права на освобождение требуется представление соответствующим образом аргументированного обоснования и большинство в 2/3 голосов.
В соответствии со ст. 12 Соглашения об учреждении ВТО любое государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в осуществлении своих внешнеторговых отношений и в отношении других вопросов, предусмотренных соглашениями ВТО, может присоединиться к этому Соглашению на условиях, подлежащих согласованию между таким государством и ВТО. Такое присоединение имеет место одновременно в отношении настоящего Соглашения и многосторонних торговых соглашений. Решение о присоединении принимается Конференцией министров 2/3 голосов.
Система контроля за выполнением обязательств членов ВТО имеет две ступени. Первая ступень – это механизм обзоров торговой политики - обязательство стран-членов ВТО систематически представлять информацию о состоянии и об изменениях национального регулирования внешней торговли для обеспечения большей гласности. Соответствующая информация готовится как национальными экспертам, так и экспертами Секретариата ВТО, оба обзора публикуются в одном издании. США, Япония, Канада и ЕС - составляют такие обзоры каждые два года, следующие ведущие по значению в мировой торговле 16 стран - каждые 4 года и остальные - каждые 6 лет. Обзоры торговой политики рассылаются всем странам-членам и регулярно рассматриваются специальным Органом по проведению обзоров торговой политики стран-членов ВТО.
Вторая ступень – это процедура рассмотрения споров. Исходным моментом этой процедуры является жалоба страны-члена ВТО на то, что акция другой страны-члена (или группы стран-членов) противоречит принятым в рамках ВТО обязательствам и наносит ущерб внешней торговле истца. Все последующие действия осуществляются автоматически, до тех пор, пока спор не будет решен посредством компромисса между сторонами (санкции и контрмеры используются в исключительных случаях).
Вопросы для самоконтроля
1. Сколько государств-участников ГАТТ 1947г. стало учредителями ВТО?
2. Каковы полномочия Конференции министров стран-членов ВТО?
3. Какова структура постояннодействующих органов ВТО?
4. В каком порядке принимаются решения в рамках ВТО?
5. Какие процедуры в деятельности ВТО следует отнести к контрольным?
Тестовые задания
1. Восполните пропуск в п. 1 ст. 3 Соглашения о создании ВТО, в котором говорится: «ВТО содействует выполнению, администрированию и реализации положений и достижению целей _________________, а также является механизмом для выполнения, администрирования и реализации положений торговых соглашений многостороннего характера.»:
а) Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г.;
б) Соглашения и связанные с ними документы юридического характера, включенные в Приложение 4;
в) многосторонних торговых соглашений.
г) настоящего Соглашения и многосторонних торговых соглашений.
2. В каких приложениях к Соглашению о создании ВТО содержатся акты, обязательные для всех членов организации?
а) в Приложении 1A, 1B, 1С, 2 и 3;
б) в Приложении 1, 2 и 3;
в) в Приложении 1, 2, 3 и 4;
г) у этого соглашения нет приложений.
3. По истечении какого периода времени с момента получения Генеральным директором ВТО письменного уведомления приобретает силу выход из Соглашения о создании ВТО?
а) 12 месяцев;
б) 9 месяцев;
в) 6 месяцев;
г) 3 месяца.
4. Каким понятием именуются в п. 1 ст. 11 Соглашения о создании ВТО Договаривающиеся Стороны ГАТТ 1947 г. на момент вступления в силу этого Соглашения, а также Европейские сообщества, которые принимают это Соглашение и многосторонние торговые соглашения и которые приложили списки специальных уступок и специальных обязательств к ГАТТ и Списки специальных обязательств к ГАТС?
а) члены ВТО;
б) Договаривающиеся Стороны Соглашения о создания ВТО;
в) первоначальные члены ВТО;
г) другой вариант (указать).
5. К какому из этих многосторонних торговых соглашений в соответствии с п. 6 ст. 10 Соглашения о создании ВТО могут быть приняты Конференцией министров без необходимости их дальнейшего принятия членами ВТО?
а) Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей;
б) Понимание о правилах и процедурах относительно урегулирования споров;
в) Механизм пересмотра торговой политики;
г) Соглашение о применении ст. VI ГАТТ 1994 г.
6. Какое из этих положений не отнесено п. 2 ст. 10 Соглашения о создании ВТО к поправкам, вступающим в силу только после их принятия всеми членами ВТО?
а) ст. 11 Соглашения о создании ВТО;
б) ст. 1 и 2 ГАТТ 1994 г.;
в) ст. 3 Соглашения по сельскому хозяйству;
г) ст. 4 Соглашения по ТРИПС.
7. Каким большинством в соответствии с п. 3 ст. 9 Соглашения о создании ВТО принимается решение об освобождении от обязательств по этому соглашению, если такое решение не было принято консенсусом Конференцией министров в течение 90 дней?
а) абсолютным большинством голосов всех членов ВТО;
б) большинством в 2/3 голосов;
в) большинством в 3/4 голосов;
г) другой вариант (указать).
Международные акты
Соглашение об учреждении ВТО (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/
Механизм обзоров торговой политики (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/
Решение Министров от 15 декабря 1993 г. о мерах в пользу наименее развитых страх // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты / Авт. предисл. О.Д. Давыдов. М., 2001. Т.2.
Декларация Министров от 15 декабря 1993 г. о вкладе Всемирной торговой организации в достижение большей согласованности при разработке глобальной экономической политики // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты / Авт. предисл. О.Д. Давыдов. М., 2001. Т.2.
Решение Министров от 15 декабря 1993 г. о процедурах уведомления // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты / Авт. предисл. О.Д. Давыдов. М., 2001. Т.2.
Декларация Министров от 15 декабря 1993 г. об отношениях Всемирной торговой организации с Международным валютным фондом // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты / Авт. предисл. О.Д. Давыдов. М., 2001. Т.2.
Решение Министров от 15 декабря 1993 г. о мерах в отношении возможных отрицательных последствий реализации программы реформ для наименее развитых стран и развивающихся стран – нетто-импортёров продовольствия // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты / Авт. предисл. О.Д. Давыдов. М., 2001. Т.2.
Решение Министров от 15 декабря 1993 г. о предполагаемой договорённости по информационной системе стандартов ВТО/ИСО // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты / Авт. предисл. О.Д. Давыдов. М., 2001. Т. 2.
Решение Министров от 15 декабря 1993 г. об обзорах публикаций Информационного центра ИСО/МЭК // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты / Авт. предисл. О.Д. Давыдов. М., 2001. Т.2.
Решение Министров от 14 апреля 1994 г. о принятии Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации и присоединении к нему // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты / Авт. предисл. О.Д. Давыдов. М., 2001. Т.2.
Решение Министров от 14 апреля 1994 г. по торговле и окружающей среде // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты / Авт. предисл. О.Д. Давыдов. М., 2001. Т.2.
Решение Министров от 14 апреля 1994 г. по организационным и финансовым последствиям реализации Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты / Авт. предисл. О.Д. Давыдов. М., 2001. Т.2.
Решение Министров от 14 апреля 1994 г. об учреждении подготовительного комитета для Всемирной торговой организации // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты / Авт. предисл. О.Д. Давыдов. М.: 2001. Т. 2.
Дополнительная литература
Акимов Н. Система ВТО и формирование права международной торговли // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2004. №3.
Акопян Е.А. Основные проблемы присоединения стран с переходной экономикой к Всемирной торговой организации. М., 2002.
Анисимов Ю.Ю. ГАТТ/ВТО в системе мировой торговли // БИКИ. 1999. 2 октября. №116.
Африка – Курс на минимизацию негативных последствий либерализационных инициатив по линии ВТО // БИКИ. 2006. 15 июля. №79.
Ахметов Т.Р. Глобальная интеграция и Всемирная торговая организация. Уфа: Диалог, 2006.
Барковский И.А. Правотворческая деятельность международных организаций: теоретические аспекты и современные тенденции // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2003. №2.
Батанин В.В. Проблемы интеграции стран с переходной экономикой в международную торговую систему // БИКИ. 1999. 2 октября. №116.
Вайерс Й. Торговля и экология в ЕС и ВТО. Правовой анализ // Экологическое право. 2006. №1.
Винокуров Е. Международное антимонопольное регулирование и ВТО // Мировая экономика и международные отношения. 2000. №10.
Воробьева Н.Г. Меры по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли в отношениях между странами-членами Всемирной торговой организации. М.: РУДН, 2001.
Всемирная торговая организация: механизмы функционирования и практика вступления / Под ред. А.Е. Дайнеко. Минск: Дикта, 2006.
Встреча министров торговли ведущих стран-участниц ВТО в Даляне // БИКИ. 2005. 28 июля. №84-85.
ВТО – попытки избежать кризиса в ходе Доха-раунда // БИКИ. 2005. 18 июня. №67.
ВТО: претензии к КНР обоснованы // БИКИ. 18.03.2008. №31.
ВТО – Договорённость о начале переговоров с Ираком и Афганистаном // БИКИ. 27.01.2005. №10.
Глава ВТО об основных проблемах в ходе Доха-раунда // БИКИ. 22.09.2005. №108.
Доронина Н.Г., Лаврентьев В.С. Всемирная торговая организация: история становления и правовые аспекты вступления // Журнал российского права. 2004. №11.
Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация от «А» до «Я»: терминологический справочник. М.: Всерос. акад. внешн. торговли, 2006.
Дюмулен И.И. Эволюция многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО (Сиэтл – 1999, Доха – 2001, Канкун – 2003, Гонконг - 2005) // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. №7, 8.
ЕС добивается дополнительных уступок от партнёров по линии ВТО // БИКИ. 2.02.2006. №13.
Зотов Г.М. Сотрудничество ВТО с другими международными организациями // Внешнеэкономический бюллетень. 1998. №8.
Индия поддерживает возобновление многосторонних переговоров по линии ВТО в рамках Доха-раунда // БИКИ. 20.02.2007. №21.
Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право / Пер. с фр. М.: Международные отношения, 2002.
К итогам Конференции в Гонконге // БИКИ. 17.01.2006. №5.
Ковалев А.А. Право ВТО как комплексный институт международного права // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. -№4.
Ковалёв А.А. Международное экономическое право и правовое регулирование международной экономической деятельности на современном этапе. М.: ДА МИД РФ, 1998.
Королев М.А. Наднациональность с точки зрения международного права // Московский журнал международного права. 1997. №2.
Котляров В. Присоединение Китая к ВТО (анализ китайско-американских договорённостей) // Мировая экономика и международные отношения. 2003. №6.
Курс на возобновление многосторонних переговоров по линии ВТО // БИКИ. 20.01.2007. №7.
Куряев А. Кризис системы ГАТТ/ВТО // Промышленная политика и международные отношения. Кн. 1: Международная торговля. Челябинск, 2005.
Лами П. ВТО после Дохи: Европейская перспектива // Международная политика. 2002. №1.
Лейтон П. Материалы международной конференции по вопросам ВТО. Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный Институт (ВНИКИ). М., 1995. Май.
Мавланов И.Р. Правовое обеспечение экономической дипломатии в Индии // Московский журнал международного права. 2006. №4.
Малянова А.Н. Обязательства по праву ВТО: коллективные или двусторонние? // Внешнеторговое право. 2007. №2.
Малянова А.Н. Всемирная торговая организация: история создания, источники права ВТО // Международное публичное и частное право. 2005. №5.
Марракешское соглашение о создании Всемирной торговой организации. Вступительный комментарий С.В. Дмитриева // Московский журнал международного права. 1997. №1.
Минаев С.В. Всемирная торговая организация и развивающиеся страны. М., 1997.
Минкова К.В. Международная многосторонняя торговля: от античности до ВТО. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2006.
Мукерджи А. Внедрение нормативов ВТО: проблемы развивающихся стран // Мировая экономика и международные отношения. 2003. №6.
Намозов О. Китай, ВТО и мировая экономика // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №11.
Оболенский В.П. Развернутая характеристика правового регулирования международной торговли // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. №2.
Огнивцев В.А. Общий обзор основных правил и обязанностей страны-члена ВТО // Всемирная торговая организация и интересы предпринимателей. Документы конференции. М., 1998. 27-28 января.
О приоритетах в деятельности нового представителя США на торговых переговорах // БИКИ. 22.07.2006. №82.
О приоритетах наименее развитых стран на торговых переговорах // БИКИ. 3.04.2008. №38.
Перспективы преодоления разногласий между развитыми и развивающимися странами в ВТО // БИКИ. 26.02.2005. №23-24.
Полуэктов А.Б. ВТО как инструмент экономической политики стран-членов // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. №2.
Попов М.С. Правовой статус международных экономических организаций: Дисс. … к.ю.н. М., 2006.
Попов М.С. Деятельность международных экономических организаций по созданию международно-правовых норм // Право и политика. 2006. №7.
Портанский А. В многосторонней торговой системе назревают серьезные перемены // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. №2.
Портанский А. Уроки Канкуна // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. №11.
Принципы, основные соглашения ВТО: Учебно-методическое пособие. Уфа: УГИС, 2005.
Рокоссовская В.В. Перспективы разработки многостороннего соглашения по вопросам конкуренции в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) // Юридический вестник РГЭУ (РИНХ). 2004. №2.
Сабельников Л.В. ВТО - международная торговля и торговая политика // БИКИ. 1996. №132.
Саудовская Аравия - На пороге в ВТО // БИКИ. 22.09.2005. №108.
Семеко А.И. Роль и функции ВТО в регулировании международной торговли // Экономические и социальные проблемы России. 2003. №1.
Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему. М.: Финансы и статистика, 2003.
Страны с переходной экономикой в системе ВТО / Под ред. С.Ф. Сутырина. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2005.
США – Африка: диалог по преференциальной торговле // БИКИ. 16.08.2005. №92.
Тюрина Н.Е. Взаимодействие правовых компонентов глобальной торговой системы // Российский юридический журнал. 2007. №4.
Тяпышев О.Г. ВТО об основных тенденциях в мировой торговле в 2006 году // БИКИ. 19.05.2007. №54; 22.05.2007. №55.
Тяпышев О.Г. ВТО накануне «раунда тысячелетия» // БИКИ. 1999. 2октября. №116.
Ухтуев Г.А. Соглашение по созданию консультационного центра по праву ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. №1.
Федорова М.П. К вопросу о статусе Европейских Сообществ во Всемирной торговой организации // Правоведение. 2002. №4.
Фролов В.Ф. Всемирная торговая организация: итоги 4-1 сессии Конференции на уровне министров (Доха, Катар, ноябрь 2001 г.). СПб.: Санкт-Петерб. торгово-промышленная палата, 2002.
Цепов А.Б. Международно-правовые аспекты деятельности Всемирной торговой организации: Дисс. … к.ю.н. М., 2000.
Шиянов А.В. Международно-правовые проблемы сотрудничества Всемирной торговой организации (ВТО) с международными неправительственными организациями (МНПО) // Судебная власть и развитие российского законодательства на современном этапе. Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2006.
Шиянов А.В. Международно-правовые формы взаимодействия ВТО со Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) // Судебная власть и развитие российского законодательства на современном этапе. Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2006.