Теоретические и методические установки по изучению темы. В Соглашении об учреждении ВТО ГАТТ, действовавшее в период 1948-1993 гг.




 

В ходе изучения данной темы рекомендуется обратиться к тексту Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. и к работам С.А. Григоряна, в соответствующих главах которых подчёркивается, что ГАТТ - это основная составная часть правовой системы ВТО. Оно сохранило свою правовую организацию, все положения, нормы, прецеденты и примыкающие к основному тексту Генерального соглашения отдельные интерпретирующие его статьи, договоренности и соглашения. Войдя в состав ВТО, ГАТТ во многом сохраняет и свою автономность, поскольку Совет по торговле товарами - это орган, где по-прежнему будут дискутироваться основные вопросы и проблемы, приниматься решения и предложения, адресованные Генеральному Совету ВТО.

В Соглашении об учреждении ВТО ГАТТ, действовавшее в период 1948-1993 гг., именуется «ГАТТ 1947г.», а ГАТТ, вошедшее в правовую систему ВТО, получило название «ГАТТ 1994г.» При этом отмечается, что ГАТТ 1994г. и ГАТТ 1947г. - это разные международные договоры.

Соглашения по тарифам и торговле 1994г. определяются в статье II (параграф 4) Соглашения о ВТО как Генеральное соглашение, отличающееся от ГАТТ-1947г. Его главная особенность - консолидированный характер действующего Генерального соглашения и других многочисленных соглашений и договоренностей, достигнутых ранее (1979г.) и в ходе Уругвайского раунда. Участники ГАТТ 1994г. принимают на себя весь комплекс содержащихся в этом акте обязательств. Приложение 1"а" перечисляет все документы, входящие в ГАТТ 1994г.

Соглашения 1979г. входят в ГАТТ 1994г. в пересмотренном виде - они стали более четкими и простыми в формулировках прав и обязанностей участников.

ГАТТ 1994г. включает 38 статей и состоит из следующих элементов:

I. - обязательная для всех.

II. Свод правил мировой торговли - должна применяться в степени, максимально совместимой с действующими законами.

III. Решения, принятые Договаривающимися сторонами в 1948-1993 гг., толкования статей ГАТТ, прецеденты, признанные Советом и Сессией ГАТТ, примечания к статьям ГАТТ.

IV. Договоренности, достигнутые в итоге переговоров 1974-1979 гг., были обязательны только для стран-участниц ГАТТ, их подписавших. Число этих стран - 50-70. Сами Соглашения были автономны от ГАТТ:

1) соглашение о таможенной стоимости;

2) соглашение об импортном лицензировании;

3) соглашение о применении антидемпинговых пошлин;

4) соглашение о применении субсидий и компенсационных пошлин;

5) соглашение о технических барьерах в торговле;

6) соглашение о правительственных закупках;

7) соглашение о торговле гражданской авиатехникой;

8) международное соглашение по молочным продуктам;

9) договоренность по говядине.

V. Протоколы о присоединении отдельных стран к ГАТТ, определяющие их условия участия в ГАТТ.

В настоящее время ГАТТ (ГАТТ-1947г.) действует со всеми поправкам, решениями стран-участниц, со сложившейся в период 1947-1993 гг. системой прецедентов, толкований и изменений, договоренностями об интерпретации ст. II, XVII, XXVIII, XXXV. Взаимопонимания о применении условий ГАТТ о платежных балансах и об исключениях и изъятиях из правил ГАТТ.

Соглашения, достигнутые в 1974-1979 гг. и измененные в 1994г. Они становятся частью ГАТТ 1994г. (5 соглашений).

Новые договоренности:

1) Соглашение по сельскому хозяйству;

2) Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам;

3) Соглашение по текстильным изделиям и одежде:

4) Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер:

5) Соглашение о предотгрузочной инспекции;

6) Соглашение о правилах происхождения товаров;

7) Соглашение о защитных оговорках.

Прежде всего это относится к соглашениям, интерпретирующим положения статей VI и VII ГАТТ (соглашение о таможенной стоимости и соглашение об антидемпинговых пошлинах), соглашениям об интерпретации и применении ст.ст. VI, XVI и XXIII ГАТТ (соглашение о субсидиях и компенсационных мерах). Это же касается соглашения о защитных мерах (фактическая интерпретация и развитие статьи XIX ГАТТ), соглашений, распространяющих правила ГАТТ на области технических и фитосанитарных барьеров (соглашение о технических барьерах в торговле, соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам), а также соглашения по сельскому хозяйству и Соглашения по текстильным изделиям и одежде.

Ряд договоренностей Уругвайского раунда вносят серьезные коррективы в отдельные статьи ГАТТ. Это касается:

1) статьи II; I (b) - новая договоренность требует, чтобы наряду с тарифными ставками перечень уступок стран-членов включал "другие сборы и налоги". А в тех случаях, когда ставки пошлин по определенным товарам связаны, должны быть связаны и "другие сборы и налоги";

2) статьи XVII ГАТТ - новая договоренность вводит определение государственных торговых предприятий и создает рабочую группу для анализа нотификаций таких предприятий;

3) положений ГАТТ, касающихся платежных балансов. Новое положение требует преимущественного использования экономических методов регулирования торговли в связи с нарушением равновесия платежного баланса, а не количественных ограничений, а также установления периода времени, в течение которого они будут отменены;

4) статьи XXIV, касающейся таможенных союзов и зон свободной торговли. Новая договоренность носит более детальный характер в отношении требований, которым должны отвечать эти группировки, определяет процедуру введения новых ставок пошлин при совпадении группировок и требует, чтобы эти группировки рассматривались специальной рабочей группой;

5) положений ГАТТ, касающихся временного освобождения от выполнения обязательств по ГАТТ - (вейвер);

6) статьи XXVIII - новая договоренность устанавливает процесс определений так называемых главных поставщиков для целей модификации тарифных уступок. Она также определяет базу для расчета компенсаций в случаях, когда тариф заменяется тарифной квотой.

ГАТТ содержит так называемые «мечи» и «щиты», используемые странами во взаимной конкурентной борьбе на мировых рынках и на рынках друг друга. «Мечи» снимают или понижают торговые барьеры, устраняют препятствия в международной торговле, ограничивают возможности членов ВТО вмешиваться в её процессы. «Щиты» позволяют членам ВТО реализовывать меры, необходимые для стимулирования экономического развития, позволяют обеспечивать конкурентные преимущества для национальных производителей на своем внутреннем рынке. В ГАТТ 1994г. каждому «мечу» противостоит один или несколько «щитов», и каждому «щиту» противостоит один или несколько «мечей».

ГАТТ/ВТО основываются на двух постулатах, это - отказ от дискриминации (его элементы режим наибольшего благоприятствования (РНБ) и национальный режим – ст. I и III ГАТТ) и рыночная эффективность, или предсказуемый, открытый, безопасный взаимный доступ на рынки (означает применение тарифов как предпочтительного средства защиты и транспарентность ст.ст. X, XI – XIV и др.).

РНБ означает, что члены ГАТТ одинаковым образом относятся к импортируемым товарам из других стран-членов, т.е. ко всем членам относятся так же, как и к «наиболее благоприятствуемому» среди них. Национальный режим означает, что ко всем импортируемым товарам, как только установлено их соответствие всем требованиям какого-либо пограничного режима, и они появились на внутреннем (национальном) рынке страны, относятся не менее благоприятно, чем к национальным товарам на национальном рынке. Это - отказ от дискриминации на внутреннем (национальном) рынке. Оба элемента обеспечивают отказ от дискриминации в целом, не устанавливая какого-либо стандарта отношений.

Применение импортных тарифов как единственного инструмента защиты обусловлено тем, что:

1) тариф соответствует увеличению цены продукции для иностранных товаров, в зависимости от его уровня он может быть компенсирован за счет относительной эффективности других издержек производства (сбыта);

2) тарифы очевидны, их величина известна и может быть уменьшена путем переговоров.

Главная цель транспарентности достигается путем опубликования торгового законодательства и соответствующих подзаконных актов (как требует ст. X ГАТТ). Она также подкреплена требованиями об уведомлении, процедурами проведения обзоров торговой политики и, как было отмечено, преимущественным применением опубликованных тарифов, а не других, более скрытых мер. Прозрачность улучшает рыночную эффективность, так как для участников рынка необходимо знать правила, если они хотят эффективно конкурировать между собой.

Все четыре элемента: РНБ, национальный режим, применение тарифов и транспарентность - являются наиболее мощными «мечами» ГАТТ.

Обязательства, принимаемые членами ВТО по ГАТТ 1994г. закрепляются в их перечнях уступок, из которых состоят перечни тарифов каждой страны. Эти перечни становятся неотъемлемой частью Генерального соглашения. По терминологии ГАТТ, импортные тарифы могут быть «связанными» или «несвязанными». Если тариф связан, он включается в перечень страны-члена и не может быть выше своего связанного уровня. Несвязанные тарифы могут повышаться правительствами на основе РНБ. Эта ситуация возникла из присущей первоначальному ГАТТ практики переговоров об индивидуальных тарифах между основными торговыми партнерами по определенным товарным позициям, а затем распространилась на всех членов ВТО в соответствии с принципом РНБ.

На основе РНБ, национального режима и отмены количественных ограничений каждый член ВТО договаривается о своем тарифном списке, публикует его и участвовать в последующих раундах переговоров, чтобы таким образом понизить уровень тарифов, постепенно либерализируя мировую торговлю.

В ГАТТ обязательство в отношении принципа РНБ может быть нарушено следующими способами:

1) применением ст. XXIV, которая разрешает создание интеграционных объединений в форме зон свободной торговли (ЗСТ) или таможенных союзов (например, двусторонняя зона свободной торговли Канады (США, НАФТА - Североамериканское соглашение озоне свободной торговли, - ЗСТ ряда крупнейших латиноамериканских стран, включая Аргентину и Бразилию; Евросоюз также представляет собой таможенный союз, развивающийся в направлении еще более высоких уровней интеграции - союзов экономического и валютного). В свете недавнего распространения региональных торговых соглашений это самый мощный «щит», ограничивающий «меч» РНБ;

2) применением ст. XXV, которая разрешает договаривающимся сторонам ГАТТ (Совету ГАТТ) предоставлять «послабления» отдельным странам «в исключительных обстоятельствах» (например, Авто Пакт Канады (США). Объем допускаемых послаблений был значительно сокращен в соглашениях ВТО;

3) некоторыми положениями ст. I, упоминающими существовавшие до ГАТТ соглашения о преференциях (льготах), например, льготы Британского Содружества. Этот элемент не имеет более практического значения после вступления в силу Соглашения о ВТО.

Эти отступления являются «щитами», разрешающими одним членам ГАТТ/ВТО вводить дискриминирующие меры в отношении других.

В ст. III ГАТТ содержатся отступления от обязательства по национальному режиму, позволяющие членам ВТО путем закупок и субсидирования национальных производителей помогать им конкурировать с импортными товарами:

1) он не применяется к правительственным закупкам или (в российской правовой лексике) к закупкам (поставкам) для государственных нужд;

2) он не применяется к субсидиям, выплачиваемым исключительно национальным производителям.

Статья IV ГАТТ содержит ещё одно отступление от национального режима, которое разрешающее членам ВТО дискриминировать иностранные кинофирмы путем резервирования времени кинопоказа для национальных фильмов.

Существует также ряд изъятий как для РНБ, так и для национального режима, позволяющие членам ВТО принимать меры, несовместимые с открытым, недискриминационным рынком.

Так, ст. XX ГАТТ устанавливает общие исключения, предоставляя правительствам возможность принимать и усиливать меры по достижению различных целей. Ограничение исключений состоит в том, что они не должны представлять собой замаскированные ограничения международной торговли или неоправданную дискриминацию между странами с одинаковыми условиями. В соответствии с этой статьей правительства могут принимать меры, необходимые для защиты общественной морали или человеческой, животной и растительной жизни или здоровья; или необходимые для обеспечения соответствия национальным законам и нормам, совместимым с ГАТТ; или меры, которые относятся к торговле золотом или серебром, или к продукции, произведенной заключенными, или к сохранению природных ресурсов: меры могут быть введены, чтобы защитить национальные сокровища, или быть приняты в контексте межправительственных соглашений о товарах.

Статья XXI ГАТТ (исключения по соображениям безопасности) предоставляет значительные возможности членам ГАТТ/ВТО предпринимать действия, которые оно считает необходимыми для защиты своих основных интересов безопасности. При этом, используемые для оправдания несоответствующих ГАТТ действий, определяются по усмотрению правительства.

Общее обязательство ликвидировать количественные ограничения (квоты, импортные или экспортные лицензии или другие меры), т.е. полагаться на тарифы как единственный инструмент пограничной защиты национального рынка, содержится в ст. XI. Но в этой же статье предусмотрены изъятия для:

а) временных экспортных запретов или ограничений, вводимых с тем, чтобы справиться с критической нехваткой продовольствия или других основных продуктов на внутреннем рынке;

б) импортных и/или экспортных ограничений, необходимых, чтобы применять стандарты или нормативы для классификации, сортировки или маркетинга товаров в международной торговле;

в) импортных ограничений на сельскохозяйственные и рыбные продукты для поддержания программ развития национальной продукции. Это последнее положение, однако, было аннулировано соглашением по сельскому хозяйству ВТО.

Статья XXII разрешает членам ГАТТ/ВТО вводить импортные ограничения, основанные на количестве или стоимости, по причинам обеспечения платежного баланса. Масштаб таких действий может быть ограничен посредством консультаций и пересмотра обязательств, включенных в статью. Статья XVIII предоставляет развивающимся странам большую свободу в этом. Одновременно ст. XV предусматривает координацию между МВФ и ВТО, таким образом, чтобы предпринимаемые действия не нарушали баланс взаимных обязательств.

Статья XIII содержит требование, чтобы количественные ограничения применялись недискриминационным образом и в соответствии с принципом транспарентности, так, чтобы сокращение импорта существенно не изменило товарооборот, т.е. иностранные поставщики смогут экспортировать на рынок меньше, но должны иметь разумную возможность поддерживать относительную долю объемов импорта.

В ст. X ГАТТ установлено, что все касающиеся торговли правовые нормы «будут незамедлительно публиковаться, чтобы дать возможность правительствам и участникам торговли ознакомиться с ними». Эта статья также требует от сторон применять законы, нормы и решения, правила единообразно, непредвзято и разумно и использовать подходящие механизмы и процедуры для «быстрого пересмотра и корректировки административных действий, касающихся таможенных вопросов».

ГАТТ признает, что его участники будут применять регулирующие механизмы на своих национальных рынках, предусматривая ограничения для административного вмешательства.

Статья VII требует, чтобы таможенная оценка, или оценка товаров в таможенных целях, основывалась на действительной стоимости (т.е. цене, за которую такой «товар продается или предлагается для продажи в ходе обычной торговли в наиболее конкурентных условиях»). Стоимость не должна снижаться произвольно, через включение внутренних пошлин экспортирующей страны, которые возмещаются при экспорте, или через манипулирование с обменными валютными курсами. (Это положение кодифицировано в Соглашении о таможенной оценке).

Статья VIII устанавливает, что импортируемые и экспортируемые товары не должны быть предметом неразумных сборов и формальностей, что имело бы следствием понижение их конкурентоспособности. Сборы должны быть ограничены действительной стоимостью услуг, за которые они взимаются, и не должны представлять косвенную защиту для национальных товаров или быть средством налогообложения в фискальных целях.

Статья IX требует, чтобы регламентация маркировки страны происхождения применялась в соответствии с принципом РНБ и создавала наименьшие трудности для торговли.

Статья V обеспечивает невмешательство местных правительств в отношении следующих через их территорию транзитом товаров из страны-экспортера на территорию страны-импортера. Члены ГАТТ/ВТО должны обеспечивать свободу транзита наиболее удобным маршрутом, без дискриминации собственников товаров и вне зависимости от способа их транзита. Транзитные товары должны по требованию проследовать через соответствующую таможню (без таможенных пошлин), а любые взимаемые сборы должны быть разумны и соответствовать стоимости фактически предоставляемых услуг.

Двумя другими важными обстоятельствами, являются предоставление субсидий и деятельность государственных торговых предприятий или официально уполномоченных монополий.

В ст. III ГАТТ разрешает «предоставление субсидий исключительно национальным производителям». Статья XVI касается субсидий, прямо или косвенно выделяемых для того, чтобы увеличить экспорт и сократить импорт, и обязывает членов ГАТТ/ВТО, применяющих субсидии, уведомлять ВТО о размерах и характере субсидирования, оценке его воздействия на импорт и экспорт и об обстоятельствах, вызвавших его необходимость. Если субсидия причинила вред или создала угрозу ущерба интересам другого члена, необходимо проводить консультации в отношении возможности ограничения субсидии. Регулирование субсидий в рамках ВТО осуществляется Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам и Соглашением по сельскому хозяйству.

В ст. XVII ГАТТ предусматривается, что государственное торговое предприятие при купле или продаже, связанной импортом (экспортом), будет действовать в соответствии с общими принципами ГАТТ по отказу от дискриминации, за исключением товаров, закупаемых для государственных нужд. Эта статья также устанавливает требования об уведомлении, чтобы обеспечить разумную транспарентность. Договоренность ВТО о толковании ст. XVII имеет целью укрепить данную практику.

ГАТТ также предусматривает защиту от ущерба национальным производителям в результате изменений на рынке или «нечестной» торговой практики других членов ГАТТ/ВТО.

Статья XIX ГАТТ (защитные меры) позволяет правительствам прибегать к чрезвычайным действиям, необходимым для предотвращения или возмещения серьезного ущерба национальным производителям, который является или мог бы быть результатом возросшего импорта товаров, конкурирующих с производимой ими продукцией. Такие действия в основном сводятся к повышению импортных тарифов на данные продукты. При этом необходимо предварительное уведомление о намерении предпринять такие действия, а экспортирующим странам, которые пострадают от них, должна быть предоставлена возможность провести консультации. Если консультации не приведут к соглашению относительно этих действий, государство-член, чей экспорт пострадал, может предпринять ответные действия с тем, чтобы сохранить общий баланс уступок и обязательств по ГАТТ в целом. Соглашение ВТО о защитных мерах, развивающее ст. XIX ГАТТ, предусматривает подробные правила применения защитных мер с целью обеспечить транспарентность и предотвратить злоупотребления.

Действия, предпринимаемые в рамках ст. VI ГАТТ по компенсации ущерба, нанесенного в результате демпинга или субсидирования экспорта, обычно характеризуются как ответ на «нечестную» торговлю. Демпинг имеет место, когда товары продаются на экспортном рынке по ценам ниже тех, по которым они продаются на внутреннем рынке, или по ценам ниже себестоимости продукции, и если такие продажи вредят или представляют угрозу ущерба создаваемой отрасли промышленности страны-импортера или если они задерживают создание такой отрасли. Когда это происходит, страна-импортер может вводить антидемпинговые пошлины, чтобы компенсировать потери. Если в результате государственных субсидий товары на внешнем рынке продаются ниже своей рыночной цены и причинен ущерб или существует его угроза, страна-импортер может ввести компенсационные пошлины, эквивалентные по стоимости субсидиям.

В рамках ВТО действует Соглашение о применении ст. VI ГАТТ 1994г., предусматривающее правила и процедуры для антидемпинговых действий, и Соглашение ВТО о субсидиях и компенсационных мерах, которое имело целью навести больший порядок в использовании компенсационных пошлин и процедур, применяемых до их взимания.

Статья XXVII ГАТТ разрешает членам ГАТТ/ВТО отказываться от уступок, если государство, с которым велись переговоры, либо не становится, либо перестает быть членом ГАТТ. Действующее таким образом правительство должно уведомить Совет ГАТТ и, если от него того потребуют, проконсультироваться с другими членами ГАТТ, имеющими существенные интересы в торговле продуктами, на которые повлияет отказ от уступок.

ГАТТ признает, что правительство может пожелать изменить свои обязательства (изменить свой перечень уступок, повысить тарифы, ужесточить количественные ограничения). Статья XXVIII устанавливает процедуры для таких действий, сводящиеся в основном к переговорам с членами ГАТТ/ВТО, которые пострадают от этих изменений.

ГАТТ также допускает признает, что конкретное правительство может пожелать не распространять свои обязательства на некоторые другие правительства. Таким образом, статья XXXV ГАТТ разрешает правительству-члену отказаться от соблюдения своих обязательств по ГАТТ в отношении нового члена (если они не вступили в переговоры о тарифных уступках друг с другом).

Статья 13 Соглашения об учреждении ВТО позволяет не применять правила ВТО в отношении нового члена организации, даже если переговоры по тарифным уступкам и обязательствам в области торговли услугами начались или завершены.

Статья XXXI ГАТТ разрешает членам ВТО выходить из соглашения при условии предварительного уведомления, сделанного за 6 месяцев. В особых обстоятельствах, например, если ст. XXIII правил ГАТТ уменьшает прибыли, которые он получил бы в противном случае, член ВТО может выйти из Соглашения с уведомлением за 60 дней.

ГАТТ также имело целью признать особые условия развивающихся стран и включило положения, разрешающие им предпринимать действия, которые в другом случае противоречили бы обязательствам по ГАТТ, и разрешающие развитым странам предоставлять развивающимся странам уступки вопреки РНБ, в частности, систему тарифных преференций в торговле товарами.

Первоначальное положение для развивающихся стран содержится в ст. XVIII ГАТТ, которая разрешает правительствам стран, чья экономика позволяет поддерживать лишь низкий жизненный уровень, иметь гибкие договоренности в отношении своих тарифных правил и положений и большую свободу в использовании количественных ограничений.

Статья XXVIII-бис предусматривает проведение время от времени переговоров по тарифам, которые проводятся на основе учета потребностей развивающихся стран для «более гибкого использования защитных тарифов», чтобы содействовать развитию и удовлетворять их особые потребности по поддержанию тарифов с целью получения доходов.

Часть IV ГАТТ «Торговля и развитие», вступившая в силу в 1966г., признаёт, что развивающиеся страны не должны в полной мере отвечать взаимностью на уступки, принятые в ходе различных раундов переговоров, а также в учреждении общей схемы преференций, согласно которой развитые страны могут пойти на особые тарифные уступки конкретно выбранным развивающимся странам, не распространяя их на всех других членов ГАТТ/ВТО, как требовалось бы в соответствии с принципом РНБ.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы цели и сфера применения ГАТТ?

2. Какова структура действующей редакции ГАТТ?

3. Какие принципиальные основы торговли товарами в рамках ВТО установлены в ГАТТ 1994 г.?

4. Каким образом могут быть внесены поправки в ГАТТ 1994 г.?

 

Тестовые задания

1. Какие из этих мер входят в содержание общего режима наиболее благоприятствуемой нации и в национальный режим в отношении внутреннего налогообложения и регулирования в соответствии со ст. I и III ГАТ?

а) законы, правила и требования, относящиеся к внутренней продаже товаров, предложениям на продажу, их покупке, перевозке, распределению или использованию;

б) запрет облагать, прямо или косвенно, внутренними налогами или другими внутренними сборами любого рода, превышающими, прямо или косвенно, налоги и сборы, применяемые к аналогичным товарам отечественного происхождения;

в) таможенные пошлины и сборы всякого рода, налагаемые на перевод за границу платежей за импорт или экспорт;

г) таможенные пошлины и сборы всякого рода, налагаемые на ввоз и вывоз товаров, или в связи с ними.

2. Какое из этих положений не относится к требованиям ст. IV., регламентирующей внутреннее количественное регулирование, касающееся демонстрации кинофильмов?

а) за исключением экранного времени, резервируемого для фильмов отечественного происхождения согласно демонстрационной квоте, экранное время, включая время, высвобожденное административным распоряжением из резерва времени, предназначенного для фильмов отечественного происхождения, не должно распределяться формально или фактически между источниками поставки;

б) положения настоящей статьи не должны препятствовать Договаривающейся Стороне устанавливать или сохранять внутреннее количественное регулирование, касающееся демонстрации кинофильмов;

в) демонстрационные квоты должны являться объектом переговоров с целью их ограничения, либерализации или отмены;

г) демонстрационные квоты могут требовать показа кинофильмов отечественного происхождения в течение определенной минимальной доли всего объема экранного времени, фактически используемого в продолжение определенного периода времени, не менее одного года, для коммерческой демонстрации всех фильмов любого происхождения, и должны исчисляться на основе экранного времени на демонстрационный зал в год или другим подобным образом.

3. Какое требование устанавливает в отношении транзитной перевозки п. 4 ст. V ГАТТ?

а) в отношении всех сборов, правил и формальностей, связанных с транзитом, каждая Договаривающаяся Сторона должна предоставить транзитным перевозкам, идущим на территорию любой другой Договаривающейся Стороны или из нее, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставленный транзитным перевозкам в любую или из любой третьей страны;

б) должна существовать свобода транзита через территорию каждой Договаривающейся Стороны по путям, наиболее подходящим для международного транзита, для транзитных перевозок на или из территорий других Договаривающихся Сторон.

в) товары (включая багаж), а также суда и другие транспортные средства должны считаться проходящими через территорию Договаривающейся Стороны, когда проход через такую территорию, с перегрузкой товара, со складированием его, с дроблением партий товара, с переменой вида транспорта или без таковых операций, является лишь частью полного пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами границы Договаривающейся Стороны, через территорию которой совершается движение груза;

г) все сборы и правила, установленные Договаривающимися Сторонами в связи с транзитными перевозками на территории других Договаривающихся Сторон или из них, должны быть умеренными, с учетом условий перевозки.

4. К каким мерам не относятся, в соответствии с п. 4 ст. VIII ГАТТ, правила этой статьи, регулирующие сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом?

а) статистический учет;

б) карантин, санитарная служба и фумигация;

в) количественные ограничения;

г) отметки о происхождении.

5. Восполните пропуск в тексте п. 2 ст. Х ГАТТ, в котором указывается: «Никакое мероприятие _______________, проводимое Договаривающейся Стороной и устанавливающее повышение ставки импортной пошлины или других импортных сборов, платежей при импорте в порядке установленной и единообразной практики, или вводящее новое или более обременительное требование, ограничение или запрещение по импорту или на перевод платежей за него, не должно вступать в силу до тех пор, пока это мероприятие не будет официально опубликовано.»:

а) по общей отмене количественных ограничений;

б) общего применения;

в) по ограничениям в целях обеспечения равновесия платёжного баланса;

г) о применении количественных ограничений.

6. Какая из этих мер не отнесена п. 1 ст. XI ГАТТ к тем, на которые действие п. 1 этой статьи, запрещающего количественные ограничения, не распространяется?

а) запрещения или ограничения экспорта, временно применяемые для предотвращения или ослабления критического недостатка продовольствия или других товаров, имеющих существенное значение для экспортирующей Договаривающейся Стороны;

б) ограничения импорта любого сельскохозяйственного товара или продуктов рыболовства, ввозимых в любом виде, необходимые для осуществления правительственных мероприятий,

в) запрещения или ограничения импорта и экспорта, необходимые в связи с применением стандартов или правил классификации, сортировки или реализации товаров в международной торговле;

г) ограничения, необходимые при проведении их внутренней политики для сохранения или восстановления равновесия в их платежных балансах на здоровой и прочной основе и на желательность избежания нерационального использования производственных ресурсов.

7. Относительно каких показателей, по условиям ст. XV ГАТТ, члены ВТО должны принимать все данные статистического характера и другие факты, предоставляемые МВФ?

а) валютных резервов и платежных балансов;

б) иностранной валюты, валютных резервов и платежных балансов;

в) определения Фонда относительно того, соответствует ли действие члена ВТО по валютным вопросам Соглашению о Международном валютном фонде;

г) другой вариант (указать).

 

Международные акты

Генеральное соглашение о тарифах и торговле (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

Договорённость о толковании статьи II:1(b) Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 г. (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

Договорённость о толковании статьи XVII Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 г. (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

Договорённость в отношении положений о платёжном балансе Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 г. (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

Договорённость о толковании статьи XXIV Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 г. (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

Договорённость в отношении освобождения от обязательств по Генеральному соглашению о тарифах и торговле 1994 г. (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

Договорённость о толковании статьи XXVIII Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 г. (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

Марракешский протокол к Генеральному соглашению о тарифах и торговле 1994 г. (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // https://www.wto.ru/

 

Дополнительная литература

Барчукова Н.С. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ): (правовой статус) // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Юрид. науки. 1997. №1.

Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 1997.

Всемирная торговая организация: механизмы функционирования и практика вступления / Под ред. А.Е. Дайнеко. Минск: Дикта, 2006.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) // Закон и бизнес. Санкт-Петербург, 1994.

Дмитриев С.В. Генеральное соглашение по тарифам и торговле и проблема создания Всемирной торговой организации // Московский журнал международного права. 1997. №1.

Додонов В.Н. Право международной торговли: Словарь-справочник. М: Славия, 1997.

Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация от «А» до «Я»: терминологический справочник. М.: Всерос. акад. внешн. торговли, 2006.

Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2004.

Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право / Пер. с фр. М.: Международные отношения, 2002.

Ковалев А.А. ГАТТ: современное состояние и перспективы вступления России в ГАТТ/ВТО // Внешнеэкономический бюллетень. №10. 1997.

Опыт стран-членов ВТО по защите национальных интересов на внутреннем и внешнем рынках // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №8.

Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему. М.: Финансы и статистика, 2003.

Тосоев Ф.Р. Эволюция национальных таможенно-тарифных систем в условиях глобализации и интеграции: Автореф. дис. … к.ю.н. М., 2004.

Фролов В.Ф. Всемирная торговая организация: режим беспошлинной торговли средствами информационной техники (Соглашение по информационной технике). М., 2001.

Холопов А. Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования международной торговли // Мировая экономика и международные отношения. 1997. №11.

Шахматьев А.А. Международно-правовые источники в системе правового регулирования таможенно-тарифного регулирования // Гражданское право. 2007. №2.

Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: