Эстетика акцентируется, в основном, на отношении человека к собственной деятельности, этика – на отношении к деятельности (ее процессу и результатам) других людей.
Эстетические основания. Эстетическая деятельность (эстетические компоненты деятельности) присущи в той или иной мере каждому человеку в любом виде деятельности. Ее специфика и функции, если обозначить их в самом общем виде, заключаются в том, что она является сферой свободного самовыражения субъекта в его отношении к миру. В отличие от животного, писал К. Маркс, «человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он
умеет прилагать к предмету присущую мерку; в силу этого человек строит также и по законам красоты» [52, Т. 42, с. 94].
Эстетическая деятельность имеет предметно-духовный характер. Ее предметом может стать любой объект действительности, доступный непосредственному восприятию или представлению. Это могут быть художественные произведения; продукты целесообразной деятельности, утилитарному назначению которых сопутствует их эстетическая ценность; природные явления, выделенные из естественного ряда благодаря тому, что к их упорядочению коснулась рука человека, и уже вошедшие в контекст культуры. Предметом эстетической деятельности могут стать и явления эстетически нейтральные, ценность которых актуализируется или утверждаются в процессе самой деятельности. Сферой особого интереса эстетической деятельности всегда был и остается мир человека: общественно-исторический процесс, общественная жизнь людей, их поведение и внутренний, духовный мир.
Особое значение имеет эстетическое начало в труде как основной форме деятельности людей. Хорошо организованный, чередующийся в своих видах, а также с отдыхом свободный труд становится основной формой проявления и развития творческих, духовных и физических сил человека. С эстетическим началом в труде связано превращение его в первую жизненную потребность. Труд, направленный на удовлетворение материальных и духовных потребностей, становится истинно человеческим, когда он сам превращается в потребность, свободное удовлетворение которой доставляет человеку наслаждение, подобное тому, какое испытывает художник, создавая произведение искусства.
|
В управленческой деятельности эстетические компоненты иг
рают существенную роль. Процесс и результат достижения постав
ленной цели (особенно, если она масштабна и поставлена самостоя
тельно) может доставлять субъекту управления огромное
эстетическое наслаждение17. Зачастую, не меньшее, чем в деятельно
сти художника, артиста. Не зря ведь говорят, что управление являет
ся и наукой, и искусством (см., например, [44-46]). Причем послед
нее утверждение имеет двоякий смысл. С одной стороны, оно
17 Обратной (негативной) стороной является ситуация, когда человек «упивается» властью, его стремление к власти довлеет над остальными мотивами. 50
подчеркивает, что наука об управлении охватывает далеко не все аспекты управленческой деятельности – не может пока ее полностью описать, объяснить и рационализировать. С другой стороны управленческая деятельность принципиально субъектна – в одних и тех же условиях, при одной и той же информации люди, даже имеющие одинаковое образование и схожий опыт профессиональной деятельности, могут принимать существенно различные управленческие решения. Поэтому и личность управленца, его профессиональные, а иногда и эмоциональные, качества играют огромную роль (см. примеры в [49]), а в его деятельности важны аспекты творчества. Более того, если речь идет об управлении людьми, то одной из функций субъекта управления является обеспечение максимальных условий для творчества и самореализации подчиненных, исключение рутинных аспектов их деятельности и превращение последней в созидательную, творческую деятельность.
|
Но в отношении результатов управленческой и художественной
деятельности есть принципиальные отличия. В искусстве художе
ственные произведения сугубо персонифицированы. Каждое произ
ведение неотъемлемо от автора, его создавшего. Если бы
А.С. Пушкин не написал «Евгений Онегин» или
Людвиг ван Бетховен не сочинил бы свою знаменитую Девятую симфонию, то этих произведений просто бы не существовало. В управлении положение несколько иное.
Результаты управленческой деятельности, как правило, «не заметны», отчуждены от субъекта управления. И лишь в исключительных случаях они получают широкое общественное признание. В случае науки об управлении всему миру известны, например, результаты таких ученых-теоретиков, как А.А. Андронов, Н. Винер, И.А. Вышнеградский, А. Ляпунов, Д. Нейман и др. В случае практической управленческой деятельности, опять же, весь мир знает имена таких военачальников как А. Македонский, Наполеон Бонапарт, А. Суворов, Г. Жуков и др., или политиков – А. Линкольн, У. Черчилль, Ф. Рузвельт и др., или менеджеров – А. Слоун, Г. Форд, Л. Якокка и др.
|
Культура и управление. Максимально широкая трактовка культуры как совокупности всех достижений (и материальных, и духовных) человеческой цивилизации (см., например, [66]) гораздо шире и корректней используемого в ряде «культурологических»
работ понимания культуры как отражения достижений искусства. Также одно из узких значений термина «культура» касается традиций организации деятельности (соответствующим примером является культура организации, то есть организационная культура – см. выше).
Каждое социальное образование обладает общей «культурной платформой», которая является как бы метакультурным кодом для всех людей в социуме [69]. Причем все организационные и социально-экономические системы включают и общую (общечеловеческую), и частные культурные программы. Они служат «магнитом», притягивающим достаточно разнородных по своей сути индивидов какими-либо общими интересами, традициями, нормами и правилами, верой и убеждениями, которые транслируются формальными/неформальными лидерами и поддерживаются большинством участников системы. Таким образом, можно выделить:
1) метакультуру всей социальной системы (социума, человечества);
2) национальные культуры социальных и организационных систем – стран, государств;
3) собственно единичную культурную программу различных организационных и социально-экономических систем (корпоративную, субкультуры, в т.ч. традиции, нормы, ценности);
4) индивидуальную культуру.
Сам термин «культура» (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах. Его семантический объем очень широк (насчитывает более 1000 определений), даже более сложен, чем у понятий «система», «информация» «управление».
На Рис. 15 иллюстрируется трактовка понятия «культура» в соответствии с [97], где культура понимается как: «1) система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни; 2) программы деятельности, поведения и общения, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей, ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и дина-52
мике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они играют примерно ту же роль, что и наследственная информация в клетке или сложном организме; они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества».
Исходя из этого определения, культура может рассматриваться:
1) система: науки – этики, философии; традиций – норм, ценностей социальных и организационных систем и общественных институтов;
2) программа: деятельности элементов социальной системы; поведения и общения людей в организации.
Рис. 15. Культура как программа и как система
Соотношения понятий культура, организация и управление предстáвим Табл. 4 [69].
Табл. 4. Соотношение понятий «культура», «управление» и «организация»
Во всем мире активно развиваются исследования гуманитарной сферы знаний об управлении. Так, проблемы самореализации человека, развития его творческого потенциала, гармонии межличностных отношений, самоорганизации и т.п., становятся ведущими понятиями. Этому сопутствует и тенденция роста сложности управляемых социальных систем; исследователи вынуждены искать иные подходы к управлению, изучать управление сетевыми, распределенными, крупномасштабными системами.
Этические основания методологии. Поскольку любая человеческая деятельность осуществляется в обществе, естественно, она основывается (точнее, должна всегда основываться) на морали и, соответственно, организовывается в соответствии с нравственными нормами 18.
Как известно, нравственная культура общества характеризуется уровнем освоения членами общества моральных требований – нрав-
18 Этика – наука о морали (нравственности). Раздел философии. 54
ственных норм, принципов, идеалов и т.д., степенью овладения ими личностью и практическим претворением в поступки, в каждодневное поведение, проявляющееся в отношении человека к другим людям, обществу в целом; в целях, жизненных планах, ценностных ориентациях, установках личности.
Нравственность в общем смысле представляет единое целое, включающее моральное сознание, нравственные отношения и моральную деятельность. Природа морали социальна, она всегда имеет конкретно-историческое основание, обусловленное определенными общественными отношениями.
Нравственная культура выступает как ценностное освоение человеком окружающего мира. Моральные ценности, являющиеся своеобразным регулятивным механизмом отношений общества и личности, пронизывают всю деятельность индивидов, всю систему взаимодействия между ними. В этих ценностях получают конкретное выражение такие категории морали, как добро, долг, честь, совесть и др.
Поскольку моральная регуляция направлена на достижение общественной, групповой согласованности деятельности людей, постольку моральные ценности становятся эталонами должного поведения. Они, как образец должного, составляют основу моральных оценок деятельности масс, групп и индивидов, фактов и событий. И в случае возникновения коллизий, актов отклоняющегося поведения посредством моральной оценки господствующее общественное мнение нацеливает индивидов, группы на образцы должного поведения.
Отметим, что моральные установки общества и личности различны. Как мораль общества не может быть сведена к механической сумме моральных установок индивидов, так и индивидуальная мораль не тождественна общественной морали. Между должным поведением, то есть отвечающим нравственным требованиям общества, и сущим, то есть практической нравственностью, поступками людей, отражающими достигнутый уровень их морального развития, существуют отношения противоречивого единства, которые могут выражаться в нравственных коллизиях.
Структурными эталонами нравственной культуры как целостной системы являются:
- культура этического мышления (умение пользоваться этическим знанием, применять нравственные нормы к особенностям той или иной жизненной ситуации и т.д.);
- культура чувств;
- культура поведения (умение строить свое поведение, совершать поступки соответственно усвоенным принципам и нормам морали);
- этикет, регламентирующий форму, манеру поведения [64].
Таким образом, нравственная культура есть существенная сторона всей деятельности каждого человека, народа, класса, социальной группы, коллектива, отражающая функционирование исторически-конкретной системы моральных ценностей.
Нравственная культура общества по объему содержания более целостно и масштабно охватывает утвердившуюся систему моральных ценностей и ориентаций, чем нравственная культура личности, в которой компоненты этой системы проявляются с неповторимой индивидуальной спецификой. Личность с той или иной степенью полноты и в индивидуальном преломлении аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Это помогает ей поступать нравственно в часто повторяющихся ситуациях и активизирует творческие элементы ее нравственного сознания, помогая принимать моральные решения в нестандартных ситуациях.
Эти два уровня нравственной культуры тесно взаимосвязаны. Уровень развития нравственной культуры общества во многом определяется совершенством моральной культуры личностей. С другой стороны, чем богаче нравственная культура общества, тем больше возможностей открывается для совершенствования нравственной культуры личности.
Здесь нам необходимо затронуть еще два специфических аспекта этики19: так называемую корпоративную этику и профессиональную этику.
Корпоративная этика – это свод писанных и неписаных норм взаимоотношений между сотрудниками в рамках одного конкретного предприятия, фирмы, организации, учреждения, либо сложившиеся как традиции, либо закрепленные в нормативных документах –
19 В принципе, возможно рассмотрение и других этических компонентов –:
религиозно-этнических, территориальных и др.
уставах, должностных инструкциях и т.д. И, естественно, каждый руководитель, каждый сотрудник должны следовать этим внутренним нормам.
Профессиональная этика. Для некоторых профессий существуют помимо общечеловеческих, общенациональных этических норм еще и дополнительные профессиональные этические нормы: управленческая этика, педагогическая этика, медицинская этика (в т.ч. знаменитая клятва Гиппократа) и т.д. И, естественно, деятельность в таких профессиях организуется в соответствии и с этими специфическими этическими нормами.
Нормы управленческой этики. Нормы управленческой этики не сформулированы в виде каких-либо утвержденных кодексов, официальных требований и т.д. Однако они существуют и могут рассматриваться в двух аспектах – как внутренние (в сообществе профессиональных управленцев) этические нормы и как внешние – как существующие «внешние ограничения» и как социальная ответственность субъектов управления за свои действия (принятые решения) и их последствия.
С точки зрения «внешних ограничений» в управленческой этике ключевую роль играет понятие «института». В соответствии с определением, приведенным в [92, c. 195], институт – «1) в социологии – определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной и т.п. жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности и поведения людей; 2) в праве – совокупность норм права, регулирующих какие-либо однородные обособленные общественные отношения». Таким образом, ключевым является понятие нормы – «узаконенного установления, признанного обязательным порядка» [92, c. 338].
Различают явные (например, закон, контракт, должностная инструкция и т.д.) и неявные нормы (например, этические нормы, организационная или корпоративная культура и т.д.). Как правило, явные нормы носят ограничивающий характер, а неявные – побуждающий, то есть, последние отражают то поведение субъекта, которого от него ожидают остальные.
В составе институтов выделяют три главных составляющих [79]:
- формальные правила (конституции, законы, административные акты, официально закрепленные нормы права);
- неформальные ограничения (традиции, обычаи договоры, соглашения, добровольно взятые на себя нормы поведения, неписаные кодексы чести, достоинства, профессионального самосознания и пр.);
- механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение правил (суды, полиция и т.д.).
Несмотря на нерядоположенность перечисления, можно видеть, что формальные правила отражают, в основном, запрещающие нормы, а неформальные ограничения – побуждающие нормы.
Роль институтов – уменьшение неопределенности путем установления устойчивой, хотя и не всегда эффективной, структуры взаимодействия между людьми, определение и ограничение набора альтернатив, которые имеются у каждого человека. Институциональные предпосылки оказывают решающее влияние на то, какие именно организации возникают, и на то, как они развиваются. Но, в свою очередь, и организации оказывают влияние на процесс изменения институциональных рамок. Результирующее направление институциональных изменений формируется, во-первых, «эффектом блокировки», возникающим вследствие сращивания институтов и организаций на основе структуры побудительных мотивов, создаваемой этими институтами, и, во-вторых, обратным влиянием изменений в наборе возможностей на восприятие и реакцию индивидов [55].
Эффективное создание и использование различных (в том числе социальных, государственных и др.) институтов является предметом институционального управления, определяемого как целенаправленное воздействие на ограничения и нормы деятельности участников социальной и/или организационной системы [74].
Если вернуться к роли именно этических норм, то в управленческой деятельности этические нормы носят доминирующий характер – если возникает конфликт между этическими ограничениями и другими критериями – экономической эффективности, целей метасистемы и т.д., то, в первую очередь, принимаемое управленческое решение должно, в первую очередь, удовлетворять существующим этическим нормам, и уже, во-вторых, быть эффективным с точки зрения других критериев.
Кроме того, в социальных системах в идеале руководитель должен служить нравственным образцом для подчиненных, быть для
них и педагогом, и воспитателем. Все это относится к этическим аспектам управленческой деятельности.
Необходимо подчеркнуть социальный характер процесса и результатов управленческой деятельности (особенно в ситуации, когда осуществляется управление людьми). Поэтому, в отличие от внутренней, профессиональной этики, внешняя этика управленческой деятельности реализуется как социальная ответственность управленцев. Сегодня ответственность управленцев за последствия (социальные, экономические, экологические и др.) своих действий (решений) все возрастает и возрастает.
Таким образом, в данной главе мы кратко изложили основания (философские, психологические, социологические, этические, эстетические) методологии управления.
Теперь перейдем собственно к самой управленческой деятельности, ведя изложение в следующей последовательности: характеристики управленческой деятельности (глава 3), логическая (глава 4) и временнáя (глава 5) структуры управленческой деятельности.