Для описания функционирования систем организационного управления используется понятие управленческого цикла, то есть модели, описывающей процесс управления как последовательное повторение типовых этапов (см. также описание временнóй структуры управленческой деятельности в пятой главе). На сегодняшний день известно несколько десятков моделей описания управленческого цикла, в том числе:
• цикл А. Файоля (Планирование - Организация - Стимулирование (мотивация) - Контроль (Рис. 30));
• цикл У. Деминга PDCА (Plan - планируй, Do -делай, Check -проверяй, Act - воздействуй);
• комплекс задач и функций управления (Рис. 26);
• цикл СПРУКАР (см. ниже); и многие другие.
Цикл А. Файоля. Выделяют четыре основные функции управления: планирование, организация, стимулирование и контроль.30 Непрерывная последовательность реализации этих функций как раз и составляет цикл управленческой деятельности - см. Рис. 30 и Рис. 26.
30 Отметим, что при управлении техническими системами используется несколько другая терминология – функциями являются, например, реализация программных движений, или стабилизация системы и т.д. 88
Цикл А. Файоля является, наверное, одним из наиболее распространенных в теории менеджмента. Объяснение этому простое – входящие в него четыре основных управленческих функции свойственны любой управленческой деятельности – процессной, проектной и др. Поясним это утверждение.
В проектном управлении (см. [75]) выделяют следующие фазы жизненного цикла проекта:
– начальная фаза (концепция): сбор исходных данных и анализ существующего состояния; определение целей задач, критериев, требований и ограничений (внешних и внутренних) проекта, экспертиза основных положений, утверждение концепции проекта;
|
– фаза разработки: формирование команды, развитие концепции и основного содержания проекта, структурное планирование, организация и проведение торгов, заключение договоров и субдоговоров с основными исполнителями, представление проектной разработки и получение ее одобрения. Начальную фазу и фазу разработки можно считать стадиями фазы планирования (см. введение и главу 5);
– фаза реализации проекта: ввод в действие разработанной на предыдущих фазах системы управления проектами, организация выполнения работ, ввод в действие системы мотивации и стимулирования исполнителей, оперативное планирование, управление материально-техническим обеспечением, оперативное управление;
– завершающая фаза: планирование процесса завершения проекта, проверка и испытание результатов реализации проекта, подготовка персонала для эксплуатации результатов реализации проекта, их сдача заказчику, реализация оставшихся ресурсов, оценка результатов и подведение итогов, расформирование команды проекта.
Исходя из этих фаз, можно считать основными соответствующие им функции планирования, организации, стимулирования и контроля.
Выше выделены следующие основные структурные компоненты деятельности (см. Рис. 3): мотив, цель, технология и результат. Им также можно поставить в соответствие (в зависимости от компонентов деятельности, являющихся предметом управления) четыре основные функции управления (см. Табл. 6).
Следовательно, можно выделить следующие общие функции управления: планирование, организация, стимулирование и контроль.
|
Табл. 6. Типы и функции управления
Соответствие между методами (видами) и функциями управления устанавливается Табл. 8.
Так, например, при осуществлении функции планирования могут использоваться все методы управления и, в первую очередь, управление составом. При осуществлении функции контроля методы управления составом и структурой почти не используются, зато существенно используются методы институционального, мотиваци-онного и информационного управления. И т.д.
Цикл СПРУКАР. Приведем альтернативное циклу А. Файоля описание цикличности управленческой деятельности – на Рис. 31 показаны этапы управленческого цикла СПРУКАР: С бор информации – П ланирование – Р еализация – У чет – К онтроль - А нализ – Р егулирование [39].
Этапы (функции) управленческого цикла СПРУКАР:
1. С бор и анализ информации для выработки и принятия управленческого решения.
2. П ланирование действий – разработка и принятие управленческого решения.
3. Р еализация – организация исполнения, в том числе мотивация его исполнителей, и исполнение управленческого решения.
4. У чет результатов реализации управленческого решения.
5. К онтроль – сравнение факта с намеченными результатами и построение контрольных индикаторов, оценивающих степень их реализации.
|
6. А нализ – выявление и анализ причин отклонения от намеченных результатов.
7. Р егулирование хода исполнения управленческого решения, коррекция (при необходимости) ранее принятых решений, применение к исполнителям предусмотренных мотивационных воздействий с целью усиления выявленных положительных тенденций и нейтрализации отрицательных.
В основе любой управленческой деятельности лежит идея непрерывного цикла управления, повсеместно использующего метрики и показатели (для «описания и измерения») и количественные модели. Основной фокус внимания при этом сконцентрирован на методах, инструментах и решениях, направленных на повышение количественно выраженной эффективности деятельности. Все компоненты системы управления эффективностью деятельности представляются в применяемых моделях управленческого цикла через систему конкретных количественных описаний, показателей и моделей.
При использовании количественных показателей цикл управления СПРУКАР приобретает «количественную» детализацию [39, 40], приведенную на Рис. 31, где:
• Управляемая система описана с помощью показателей состояния: (действие или результат деятельности), ограничений деятельности (например, «производственные» возможности), сообщаемой информации, ограничений на возможные сообщения.
• Цели управления описаны посредством целевых критериев, задаваемых целевыми требованиями и показателями состояния.
• Методы планирования заданы посредством правил выбора плана - желательного с точки зрения субъекта управления действия или результат деятельности управляемой системы.
• Методы оценки и контроля результатов деятельности управляемой системы задаются посредством показателей оценки деятельности.
• Оперативное управление представлено корректировками планов, последующими за этим действиями и т.д.
• Стимулирование представлено функциями стимулирования.
Рис. 31. Структура системы управления в виде цикла СПРУКАР
(широкими стрелками показаны два цикла
управления – цикл планирования и цикл реализации)
Механизмы управления
При включении человека в контур управления возникает необходимость управлять субъектом, который:
• субъективизирован и действует в соответствии с собственными предпочтениями - принцип рациональности;
• не полностью известен субъекту управления - принцип асимметричной информированности;
• может обманывать и не делать того, что от него хотят.
Механизм управления31 - это совокупность правил и процедур
принятия субъектом управления решений, влияющих на поведение управляемых субъектов - в частности, сообщаемую ими информацию и выбираемые ими действия. В дополнение к рассмотренным ранее задачам управления существует еще одна задача субъекта управления - разработка механизма управления и выбор действий в соответствии с этим механизмом.
Задачи управления (мониторинг и анализ текущего состояния управляемой системы; прогноз ее развития; целеполагание; планирование; распределение функций и ресурсов; стимулирование (мотивация); контроль и оперативное управление; анализ произведенных изменений) перечислены выше - см. Рис. 26.
Для эффективного управления любой системой необходимо иметь набор адекватных механизмов управления. На сегодняшний день в теории управления накоплен значительный опыт разработки, исследования и внедрения на практике механизмов управления, соответствующих всему управленческому циклу (то есть, позволяющих реализовывать функции планирования, организации, мотивации и контроля) - см. Рис. 30.
В теории управления выделены следующие базовые32 механизмы управления (см. Рис. 32) [72]:
- активной экспертизы;
31 Иногда механизмы управления называют инструментами управления.
32 Данный набор механизмов сложился исторически (то есть, не порожда
ется единым основанием классификации) – с одной стороны, в ответ на
запросы практики, с другой – как позволяющий решать широкий спектр
задач управления. Поэтому эти механизмы и называются базовыми.
- внутренних цен;
- выбора набора проектов;
- дополнительных соглашений;
- «затраты-эффект»;
- институционального управления;
- информационного управления;
- компенсационные;
- комплексного оценивания (агрегирования информации);
- конкурсные (тендеры);
- многоканальные;
- назначения;
- обмена;
- опережающего самоконтроля;
- оптимизации производственного и коммерческого циклов;
- освоенного объема;
- противозатратные;
- распределения ресурса (в том числе - затрат и доходов);
- самоокупаемости (самофинансирования);
- синтеза структуры;
- синтеза состава;
- смешанного финансирования;
- согласия;
- стимулирования;
- страхования;
- точек контроля;
- управления взаимодействием участников;
- управления договорными отношениями;
- финансирования инновационных проектов.
Более подробно сущность, свойства и особенности применения базовых механизмов управления описаны в [57, 74].