Управленческая деятельность, как один из видов профессиональной практической деятельности, обладает общими особенностями, свойственными последней. Среди них [64]: уникальность и непредсказуемость человеческой деятельности в конкретных условиях (в том числе, с учетом ограниченных возможностей и ресурсов), способность адаптироваться к изменяющимся условиям, способность к целеполаганию, способность к самоорганизации и развитию [64]. Помимо этого, управленческая деятельность характеризуется рядом присущих ей особенностей, к краткому рассмотрению которых мы и переходим.
1. Субъектность управленческой деятельности. Как отмечалось выше в разделе 2.2, управленческая деятельность принципиально субъектна. Конечно, по определению, субъектна любая деятельность, так ее всегда осуществляет некоторый субъект, но в случае управленческой деятельности личные качества субъектов управления, их профессиональный опыт и этическая позиция играют существенную роль.
2. Самостоятельное целеполагание, осуществляемое субъектом управленческой деятельности (субъектом управления), является ее неотъемлемой чертой. Как правило, он самостоятельно формулирует не только цель своей деятельности, но и цель деятельности управляемой системы, декомпозирует их на задачи, формулирует способы достижения цели. В некоторых случаях (например, при тоталитарном режиме), правда, субъект управления лишь транслирует цели, сформулированные метасистемой.
3. Опосредованность результата управленческой деятельности заключается в том, что непосредственным результатом управленческой деятельности является управляющее воздействие, оказываемое на управляемую систему. Но осуществляется это воздействие не само по себе, а с целью обеспечить требуемое поведение управляемой системы. Предметом управленческой деятельности является деятельность управляемой системы (см. также главу 5). То есть конечным (опосредованным) результатом управленческой деятельности является состояние (результат деятельности) управ-
|
ляемой системы. И именно по этому результату оценивается эффективность управления, эффективность управленческой деятельности.
Действительно, бессмысленно оценивать эффективность деятельности директора предприятия по числу приказов, которые он подписал, или инструкций и положений, которые он утвердил. Эффективность деятельности директора характеризуется эффективность функционирования возглавляемого им предприятия или организации (какие критерии – экономические, социальные, экологические и др. – для этого следует использовать, является предметом отдельного обсуждения). Хотя, к сожалению, приходится признать, что иногда, особенно в сильно бюрократизированных структурах, «эффективность» управления оценивается числом обработанных «бумажек», проведенных проверок и других «мероприятий».
4. Творческий характер управленческой деятельности подчеркивался выше в разделе 2.2. По сути, управление – это принятие решений (см. также пятую главу настоящей работы). А процесс принятия решений невозможно полностью формализовать, в нем всегда присутствуют как неопределенные факторы, так и элементы творчества. В то же время, творчество во многом регламентировано существующими правовыми, этическими и другими нормами, «зажато» ресурсными и другими ограничениями. Примером может служить различие социокультурных управленческих традиций России и Запада – в России управленец во многом свободен, на Западе – почти полностью зажат существующими рамками.
|
5. Необходимость моделирования (предвидения, прогнозирования поведения управляемой системы в зависимости от управляющих воздействий) проиллюстрируем на примере 20организационного управления.
Процесс принятия руководителем (субъектом управления) управленческих решений заключается в том, чтобы в каждой конкретной ситуации выработать некоторое решение (см. Рис. 16).
20 Термин «организационное управление» имеет два близких значения. Первое (наиболее распространенное) – управление организационной системой. Второе (более широкое) – управление посредством процесса организации. Кстати, вопрос о том, как соотносятся категории «организация» и управление», на сегодняшний день, с нашей точки зрения, остается открытым.
Рис. 16. Процесс принятия управленческих решений
Конечно, желательно, чтобы это решение было «хорошим», научно говоря – оптимальным. Но что имеет руководитель для того, чтобы принять оптимальное решение? Современный менеджмент предлагает руководителю набор лучших практик (best practices) – решений, принятых другими руководителями в некоторых типовых ситуациях и оказавшихся эффективными (в этих ситуациях!). Но для конкретного руководителя вероятность встретить в своей практике ситуацию, точно совпадающую с описанной в учебнике по менеджменту, крайне мала. Выход – проанализировать возможные варианты (допустимые решения) и их последствия, после чего выбрать наилучшее.
|
Для того чтобы руководитель мог прогнозировать последствия принимаемых решений, ему нужно знать реакцию на них его подчиненных. «Подчиненный» (управляемая система – человек, группа, коллектив), точно так же, как и руководитель, обладает свойством активности – имеет свои предпочтения и интересы, то есть тоже принимает решения о выбираемом действии (см. Рис. 17). Для него элементом «ситуации» являются решения руководителя.
Таким образом, получаем упрощенную схему взаимодействия руководителя и подчиненного, приведенную на Рис. 18.
Рис. 18. Схема взаимодействия руководителя и подчиненного
Следовательно, руководитель должен прогнозировать поведение подчиненных как реакцию на то ли иное управленческое решение. Следует отметить, что в случае, когда подчиненный более дальновиден, чем руководитель, может иметь место эффект обмена ролями [77], при котором учатсники «меняются местами» и подчиненный начинает навязывать руководителю выгодные для себя решения.
Взаимодействие, приведенное на Рис. 18, представляет собой «замкнутый круг». Подставим вместо руководителя механизм управления – процедуру принятия им управленческих решений (на входе этой процедуры – действие подчиненного и внешняя ситуация, на выходе – конкретное управленческое решение). Получим структуру, приведенную на Рис. 19, в рамках которой механизм управления детерминирует управленческие решения, принимаемые руководителем.
Искусство управления, условно говоря, заключается в том, чтобы добиться от подчиненных требуемых действий. Значит, необходимо выбрать такой механизм управления, при котором подчиненные выбирают требуемые для руководителя действия. Сделать это можно, сначала решив задачу анализа: имея модель поведения подчиненного, найти, какие действия он будет выбирать при том или ином механизме управления. А затем, имея решение задачи анализа, решить задачу синтеза – поиска механизма, приводящего к нужным действиям подчиненных. Более того, руководитель должен прогнозировать не только действия подчиненных, но и всю ситуацию. Ведь существует расхожее выражение: «руководить – значит предвидеть».
Аналогичным образом дело обстоит и при управлении техническими системами (за исключением того, что техническая система не обладает свойством активности): на этапе анализа на основании модели управляемой системы прогнозируется его поведение в зависимости от управляющих воздействий, а затем на этапе синтеза выбирается управляющее воздействие, обеспечивающее требуемое поведение управляемой системы.
6. Ответственность субъекта управления за процесс и резуль
таты своей деятельности и деятельности управляемых им субъек
тов и/или объектов. Этот аспект отчасти упоминался в разделе 2.2.
Действительно, субъект управления несет ответственность не только
за непосредственные результаты своей собственной деятельности, но
и за ее опосредованный результат – за состояние управляемой систе
мы и результаты ее деятельности.
Причем эту ответственность (во всех ее аспектах – социальном, экономическом, экологическом и др.) он несет и перед управляемой системой, и перед метасистемой, и перед внешней средой. То есть спецификой управленческой деятельности является «социальный» характер ее процесса и результатов. «Руководитель отвечает за все!».
7. Развитие и адаптация. Особенностью управленческой дея
тельности является необходимость развития как субъекта управле
ния, так и управляемой системы, а также их адаптация к изменяю
щимся внешним и внутренним условиям. Развитие субъекта
управления, осуществляемое им самим, может рассматриваться как
саморазвитие, в то время как объект/субъект управления может как
осуществлять саморазвитие, так и быть объектом управляемого
развития. Поэтому рассмотрим проблемы управления развитием и проблемы адаптации более подробно.
Управление развитием. Приведем определения основных понятий. Под саморазвитием понимается самодвижение, связанное с переходом на более высокую ступень организации [97, с. 590] (под самодвижением – изменение объекта под влиянием внутренне присущих ему противоречий, факторов и условий). При этом внешние воздействия играют модифицирующую или опосредующую роль.
Более общим является понятие самоорганизации [97, с. 591] – процесса, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной системы (термин «самоорганизующаяся система» ввел У.Р. Эшби [102]). Управление как целенаправленное воздействие на компоненты деятельности управляемой системы может затрагивать различные предметы изменений. Поэтому одним из оснований системы классификаций [32] является предмет изменений – параметры управляемой системы, подвергающиеся целенаправленным изменениям. Возможные значения признаков по данному основанию – ответ на вопрос «ЧТО подвергается изменениям?».
Задавая аналогичные вопросы, можно получить другие основания системы классификаций. В свою очередь, основанием для выделения множества вопросов могут служить список вопросительных местоимений русского языка: «кто», «какой», «что», «чей», «сколько», «каков», «который» [90, с. 24] и список вопросительных наречий русского языка: «где», «куда», «когда», «зачем», почему», «как», «откуда» [90, с. 336].
Данный список вопросов можно соотнести с процессуальными компонентами деятельности (см. Рис. 3). В Табл. 5 приведены характеристики собственно деятельности, исчерпывающие список вопросительных местоимений и наречий (за исключением вопроса «кто»). Кроме характеристик деятельности и ее процессуальных компонент, также являющихся возможными основаниями системы классификаций, существенным является то, КТО осуществляет деятельность (является субъектом, осуществляющим деятельность). Роль субъекта деятельности чрезвычайно велика, ведь ему приходится проектировать собственную деятельность [64], которая заключается, в том числе, в целенаправленном изменении управляемой системы (предмета деятельности), элементом которой (или надсистемой, метасистемой для которой) является сам субъект.
В первом приближении можно выделить внешние и внутренние (по отношению к управляемой системе) субъекты деятельности.
Табл. 5. Компоненты деятельности и характеристики изменений
Компоненты деятельности | Вопросы | Характеристики изменений | |
Потребность | Когда | Возникновение необходимости деятельности | |
Мотив | Где, почему, зачем | «Пространственная» и временная локализация объекта деятельности, мотивировка необходимости изменений | |
Цель | Какой, каков, который | Общие требования к результату деятельности | |
Задачи | Какой, каков, который | Детальные требования к результату деятельности | |
Содержание | Что | Предмет деятельности | |
Формы | Куда, откуда | Характеристики начального и конечного состояния управляемой системы | |
Методы | Как | Механизмы (организация деятельности в узком смысле) | |
Средства | Чем, сколько | Условия, ресурсы деятельности | |
Результат | Какой, каков, который | Характеристики результата деятельности |
Внешний субъект деятельности может осуществлять изменения управляемой системы, не входя в состав этой системы и не содержа ее в своем составе. Внешний по отношению к изменяемой системе субъект может содержать ее в качестве своего элемента, но не изменяться сам – см. Рис. 20.
Рис. 20. Управление развитием
Наконец, возможны ситуации, когда внешний или внутренний субъект деятельности наряду с предметом деятельности изменяется сам (см. Рис. 21).
Рис. 21. Управление развитием и саморазвитием
Наличие изменений субъекта управления является чрезвычайно важным. Как показывает опыт реформирования и реструктуризации корпораций и предприятий, разработки и реализации программ инновационного развития регионов и фирм, если осуществлением проекта развития занимается только внешняя команда консультантов, а руководство региона, корпорации или фирмы не вовлечено в этот процесс, то успеха достичь, как правило, не удается. И наобо-
рот, если руководство действует совместно с внешними консультантами, то в этом случае можно надеяться на успех.
Третьим ключевым вопросом является «КАК» следует осуществлять развитие? Этот вопрос соответствует методам деятельности, направленной на развитие управляемой системы. Если мы говорим об управлении этой деятельностью, то методам соответствуют механизмы управления – совокупность правил и процедур принятия управленческих решений (см. раздел 4.8).
Адаптация. Адаптация (от лат. adaptatio – приспособление) – приспособление к условиям существования и привыкание к ним; в социальных системах – вид взаимодействия со средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников [97, с. 12].
Можно выделить несколько вложенных уровней адаптации любой системы [67] – см. Рис. 22:
- изменение информированности о внешней среде;
- изменение поведения (действий, выбираемых на основе имеющейся информации);
- изменение параметров системы, позволяющее реализовывать более эффективное в изменившихся условиях поведение (обучение);
- целенаправленное изменение внешней среды (активная адаптация).
Рис. 22. Уровни адаптации 68
В теории управления накоплен значительный опыт решения за
дач адаптивного управления «техническими» системами – см.,
например, классические монографии [88, 99], а также обзор в [84].
Однако, опыт построения моделей адаптации социально-
экономических систем на настоящий момент более чем скромен (см. монографии [67, 98]).
Завершая разговор об особенностях управленческой деятельности, необходимо сказать несколько слов о специфике коллективной управленческой деятельности.