Методы (виды) управления




Управление, понимаемое как воздействие на управляемую си­стему с целью обеспечения требуемого ее поведения, может затраги­вать каждый из перечисленных ее параметров (предметов управле­ния).

Выше были выделены следующие предметы управления26: со­став, структура, ограничения и нормы деятельности, предпочтения и информированность элементов. Следовательно, взяв за основание

тельно, для того, чтобы определить функции субъекта (в том числе, субъекта, принимающего решения), необходимо задать ограничения и нормы его деятельности, его предпочтения и его информированность. 26 Данное перечисление является агрегированным: в каждом конкретном случае должны выделяться соответствующие частные предметы управ­ления. 84


системы классификаций управлений предмет управления – изменяе­мый в процессе и результате управления компонент социальной и/или организационной системы, получаем, что по этому основанию можно выделить следующие методы (виды) управления (см. Рис. 29):

управление составом;

управление структурой;

институциональное управление (управление ограничениями и нормами деятельности);

мотивационное управление (управление предпочтениями и ин­тересами);

информационное управление (управление информацией, кото­рой обладают элементы системы на момент принятия решений)27.

Рис. 29. Классификация видов (методов) управления

Отметим, что выделенные виды управления согласованы с при­нятой выше схемой структурных компонент деятельности (см. Рис. 3). Действительно, воздействия внешней среды на потребности, мотивы и критерии оценки деятельности являются информационным


управлением (см. двойные стрелки (1) и (6) на Рис. 3), воздействия на цели – мотивационным управлением (см. двойную стрелку (2) на Рис. 3), воздействия на задачи и технологии – институциональным управлением (см. двойные стрелки (3) и (4) на Рис. 3).

Обсудим кратко специфику различных видов управлений28.

Управление составом касается, например, того, кто войдет во вновь создаваемую систему, или кого из персонала следует уволить, кого – нанять. Обычно к управлению составом относят и задачи обучения и развития персонала.

Задача управления структурой обычно решается параллельно с задачей управления составом и позволяет дать ответ на вопрос, кто какие функции должен выполнять, кто кому должен подчиняться, кто кого контролировать и т.д.

Институциональное управление является наиболее жестким и заключается в том, что управляющий орган целенаправленно огра­ничивает множества возможных действий и результатов деятельно­сти подчиненных. Такое ограничение может осуществляться явными или неявными воздействиями – правовыми актами, распоряжениями, приказами, выделяемыми ресурсами и так далее, или морально-этическими нормами, корпоративной культурой и т.д.

Мотивационное управление является более «мягким», чем ин­ституциональное, и заключается в целенаправленном изменении предпочтений подчиненных. Такое изменение может осуществлять­ся, в том числе, введением системы штрафов и/или поощрений за выбор тех или иных действий и/или достижение определенных результатов деятельности.

Наиболее «мягким» (косвенным), по сравнению с институцио­нальным и мотивационным, является информационное управление.

Соответствие между видами (методами) и предметами управле­ния почти однозначное – см. Табл. 8.

Отметим, что в настоящем разделе, рассматривая методы (виды) управления мы рассматривали предметы управления, на которые направлена деятельность субъекта управления. То есть, это не столь­ко методы осуществления, собственно, управленческой деятельности

28 Естественно, на практике иногда трудно выделить в явном виде управ­ление того или иного вида и/или типа, так как некоторые из них могут и должны использоваться одновременно. 86


(о них речь пойдет в пятой главе), сколько методы воздействия на управляемый субъект.

Формы управления

Выбирая различные основания классификации, выделяют раз­ные формы29 управления.

В зависимости от структуры системы управления выделяют:

иерархическое управление (система управления имеет иерархи­ческую структуру, причем у каждого подчиненного имеется один и только один начальник);

распределенное управление (у одного подчиненного может быть несколько начальников; пример – матричные структуры управ­ления);

сетевое управление (разные функции управления в различные моменты времени могут выполняться различными элементами си­стемы; в том числе, один и тот же сотрудник по одним своим функ­циям может быть подчиненным, а по другим функциям – руководи­телем).

В зависимости от числа управляемых субъектов выделяют такие формы управления, как:

индивидуальное управление (управление одним субъектом);

коллективное управление (управление группой субъектов, в том числе – по результатам их совместной деятельности).

В зависимости от того, зависит ли управление от индивидуаль­ных особенностей управляемого субъекта, выделяют:

унифицированное управление (когда одни и те же механизмы управления применяются к группе, в общем случае различных, субъ­ектов);

персонифицированное управление (когда управляющее воздей­ствие зависит от индивидуальных характеристик управляемого субъекта).

29 Напомним, что формой называется внутренняя организация содержа­ния.


Средства управления

Средства организационного управления - приказы, распоряже­ния, указания, планы, стратегии, политики, нормы, нормативы, процедуры, регламенты, положения об организации деятельности и т.д. [57, 73] - мы подробно не рассматриваем, так как их описание можно найти в любом учебнике по менеджменту.

В технических системах средства управления (реализации управленческих воздействий на объект управления) - каналы пере­дачи и обработки информации, исполнительные органы, приводы и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: