Управление, понимаемое как воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения, может затрагивать каждый из перечисленных ее параметров (предметов управления).
Выше были выделены следующие предметы управления26: состав, структура, ограничения и нормы деятельности, предпочтения и информированность элементов. Следовательно, взяв за основание
тельно, для того, чтобы определить функции субъекта (в том числе, субъекта, принимающего решения), необходимо задать ограничения и нормы его деятельности, его предпочтения и его информированность. 26 Данное перечисление является агрегированным: в каждом конкретном случае должны выделяться соответствующие частные предметы управления. 84
системы классификаций управлений предмет управления – изменяемый в процессе и результате управления компонент социальной и/или организационной системы, получаем, что по этому основанию можно выделить следующие методы (виды) управления (см. Рис. 29):
– управление составом;
– управление структурой;
– институциональное управление (управление ограничениями и нормами деятельности);
– мотивационное управление (управление предпочтениями и интересами);
– информационное управление (управление информацией, которой обладают элементы системы на момент принятия решений)27.
Рис. 29. Классификация видов (методов) управления
Отметим, что выделенные виды управления согласованы с принятой выше схемой структурных компонент деятельности (см. Рис. 3). Действительно, воздействия внешней среды на потребности, мотивы и критерии оценки деятельности являются информационным
управлением (см. двойные стрелки (1) и (6) на Рис. 3), воздействия на цели – мотивационным управлением (см. двойную стрелку (2) на Рис. 3), воздействия на задачи и технологии – институциональным управлением (см. двойные стрелки (3) и (4) на Рис. 3).
Обсудим кратко специфику различных видов управлений28.
Управление составом касается, например, того, кто войдет во вновь создаваемую систему, или кого из персонала следует уволить, кого – нанять. Обычно к управлению составом относят и задачи обучения и развития персонала.
Задача управления структурой обычно решается параллельно с задачей управления составом и позволяет дать ответ на вопрос, кто какие функции должен выполнять, кто кому должен подчиняться, кто кого контролировать и т.д.
Институциональное управление является наиболее жестким и заключается в том, что управляющий орган целенаправленно ограничивает множества возможных действий и результатов деятельности подчиненных. Такое ограничение может осуществляться явными или неявными воздействиями – правовыми актами, распоряжениями, приказами, выделяемыми ресурсами и так далее, или морально-этическими нормами, корпоративной культурой и т.д.
Мотивационное управление является более «мягким», чем институциональное, и заключается в целенаправленном изменении предпочтений подчиненных. Такое изменение может осуществляться, в том числе, введением системы штрафов и/или поощрений за выбор тех или иных действий и/или достижение определенных результатов деятельности.
Наиболее «мягким» (косвенным), по сравнению с институциональным и мотивационным, является информационное управление.
Соответствие между видами (методами) и предметами управления почти однозначное – см. Табл. 8.
Отметим, что в настоящем разделе, рассматривая методы (виды) управления мы рассматривали предметы управления, на которые направлена деятельность субъекта управления. То есть, это не столько методы осуществления, собственно, управленческой деятельности
28 Естественно, на практике иногда трудно выделить в явном виде управление того или иного вида и/или типа, так как некоторые из них могут и должны использоваться одновременно. 86
(о них речь пойдет в пятой главе), сколько методы воздействия на управляемый субъект.
Формы управления
Выбирая различные основания классификации, выделяют разные формы29 управления.
В зависимости от структуры системы управления выделяют:
– иерархическое управление (система управления имеет иерархическую структуру, причем у каждого подчиненного имеется один и только один начальник);
– распределенное управление (у одного подчиненного может быть несколько начальников; пример – матричные структуры управления);
– сетевое управление (разные функции управления в различные моменты времени могут выполняться различными элементами системы; в том числе, один и тот же сотрудник по одним своим функциям может быть подчиненным, а по другим функциям – руководителем).
В зависимости от числа управляемых субъектов выделяют такие формы управления, как:
– индивидуальное управление (управление одним субъектом);
– коллективное управление (управление группой субъектов, в том числе – по результатам их совместной деятельности).
В зависимости от того, зависит ли управление от индивидуальных особенностей управляемого субъекта, выделяют:
– унифицированное управление (когда одни и те же механизмы управления применяются к группе, в общем случае различных, субъектов);
– персонифицированное управление (когда управляющее воздействие зависит от индивидуальных характеристик управляемого субъекта).
29 Напомним, что формой называется внутренняя организация содержания.
Средства управления
Средства организационного управления - приказы, распоряжения, указания, планы, стратегии, политики, нормы, нормативы, процедуры, регламенты, положения об организации деятельности и т.д. [57, 73] - мы подробно не рассматриваем, так как их описание можно найти в любом учебнике по менеджменту.
В технических системах средства управления (реализации управленческих воздействий на объект управления) - каналы передачи и обработки информации, исполнительные органы, приводы и т.д.