Комплекс задач управления




Комплекс задач управления 21 приведен на Рис. 26. Этот комплекс включает.

Мониторинг и анализ текущего состояния, который необходим для получения той «точки отсчета», относительно которой будет оцениваться развитие системы с учетом управляющих воздействий или без таковых22. Сравнение текущего состояния системы с теми представлениями, которые отражают ее «идеальное состояние», позволяют в первом приближении оценивать текущую эффектив­ность ее функционирования.

Прогноз развития, проводимый без учета управляющих воздей­ствий, позволяет судить о том, какова будет динамика поведения управляемой системы, и насколько она будет удаляться или прибли­жаться к «идеальному состоянию», если не предпринимать никаких дополнительных мер.

Целеполагание подразумевает формулировку общих целей раз­вития, а также критериев эффективности, отражающих соответствие настоящего и/или будущего состояния системы целям ее развития.

На этапе планирования (в узком смысле) осуществляется опре­деление набора конкретных задач – действий, мероприятий и т.д., которые позволяют достичь или максимально приблизиться к по­ставленным целям в существующих или прогнозируемых условиях.

Определенный в результате планирования набор мероприятий требует, помимо распределения функций между участниками систе­мы, соответствующего обеспечения ресурсами, включая мотиваци-

21 В настоящей главе мы будем в целях конкретики рассматривать, в
основном, управление в организационных и/или социально-экономических
системах.

22 Отметим, что управление по отклонению (с использованием обратной
связи – см. выше
) невозможно без использования средств измерения состо­
яния управляемой системы. В организационных системах в качестве таких
средств могут использоваться информационные системы, регламенты
отчетов, системы оценки деятельности и т.д. В технических системах –
датчики, сенсоры и другие технические средства измерений.
78


онные, финансовые, кадровые, информационные и другие ресурсы, что является одной из основных обеспечивающих функций управле­ния развитием. Также, естественно, необходима мотивация (стиму­лирование) персонала, задействованного в реализации запланиро­ванных мероприятий.

Контроль развития управляемой системы заключается в посто­янном мониторинге изменений состояния системы, вызванных дей­ствиями управляемых субъектов, предпринимаемыми в соответствии с планом, а также в выявлении отклонений от плана. Так как разви­тие управляемой системы является непрерывным (во времени) про­цессом, то по мере поступления новой информации (получаемой в результате осуществления функции контроля) о ходе решения задач развития может потребоваться внесение корректирующих воздей­ствий, что составляет суть оперативного управления.


По мере завершения каждого из запланированных этапов разви­тия, включая в том числе (и в первую очередь) весь горизонт плани­рования, для успешного осуществления следующих этапов необхо­дим анализ произведенных изменений, обобщение опыта развития, который должен использоваться при разработке стратегии и тактики дальнейшего управления.

Последовательно реализуемая совокупность функций управле­ния (решение совокупности задач управления – Рис. 26) может рас­сматриваться как проект по переводу управляемой системы из теку­щего еѐ состояния в целевое (желательное).

Перечисленные этапы (соответствующие основным функциям управления – планирование, организация, стимулирование и кон­троль – см. ниже) могут повторяться, образуя управленческий цикл; также возможен временный возврат к предыдущим этапам и их корректировка (см. пунктирные стрелки на Рис. 26).

Типы управления

С точки зрения регулярности, повторяемости управляемых про­цессов можно выделить следующие типы управления [75]:

проектное управление (управление развитием в динамике – изменениями в управляемой системе, инновационной деятельностью и т.д.)

и

процессное управление (управление регулярным, повторяю­щимся функционированием системы).

Для управления в динамике, в свою очередь, можно выделить рефлекторное 23 (ситуационное) управление и опережающее управ­ление. И т.д., вводя различные основания классификаций, можно

23 Рефлекторным называется управление, при котором управляющий орган реагирует на изменения или внешние воздействия по мере их появления, не пытаясь прогнозировать их или влиять на них. Ситуационным называется управление, в котором каждой типовой ситуации априори ставится в соответствие некоторое управляющее воздействие; каждая возникающая конкретная ситуация классифицируется как некоторая типовая, а затем реализуется соответствующее ей управляющее воздействие. Опережаю­щее управление основывается на регулярном прогнозе условий и требований к функционированию системы. 80


расширять и детализировать список возможных видов и типов управления.

Кроме этого, с точки зрения динамики существуют две пробле­мы. Первая – проблема соотношения проектной (инновационной) и процессной (повторяющейся) деятельности. И та, и другая нацелены на достижение результата с помощью выполнения некоторого набора действий. Но в процессном подходе действия совершаются до до­стижения результата, а содержание и технология (последователь­ность действий), как правило, не меняются (деятельность осуществ­ляется в практически неизменных внешних условиях). Так как про-процесс предполагает повторяемость и регулярность достижения результата, вероятность каких-то изменений минимальна. В проект­ном же подходе и технология, и содержание работ могут меняться, если результат недостижим или велика вероятность срыва времен-н ы х сроков. То есть, проектный и процессный подход не противоре­чат друг другу. С одной стороны, в настоящее время все больший приоритет приобретают проекты как завершенные циклы деятельно­сти. С другой стороны, как отмечалось выше, в условиях динамично меняющихся требований к результатам функционирования управля­емой системы ее деятельность является процессом постоянной реа­лизации проектов.

Вторая проблема касается характерных времен 24 изменений внешних условий и управляемой системы (для любой системы суще­ствует предельный темп изменений, которые могут быть в ней реали­зованы при условии сохранения выполнения ею своих функций – слишком частые изменения могут разрушить или сильно деформиро­вать систему). Например, известно, что динамика любого инноваци­онного цикла имеет следующий вид: сначала изменения в системе происходят медленно, затем скорость изменений увеличивается, а потом опять уменьшается. Если изобразить эту зависимость в коор­динатах «время» (по горизонтали) – «эффект» (по вертикали), то получим так называемую S-образную (логистическую) кривую. Переход от одного инновационного цикла к другому может сопро­вождаться врéменным скачкообразным уменьшением эффекта, свя-

24 Характерным временем некоторого повторяющегося процесса (его жизненным циклом) называется его средняя длительность. Например, для современной средней школы характерным временем является период обучения учащихся – 11 лет.


занным с затратами на переход, адаптацию и т.д. [32]. Последова­тельность инновационных циклов может приводить к инновационно­му прогрессу, то есть к интегральному росту эффекта со временем – см. Рис. 27.


Время

Рис. 27. Инновационный прогресс

Если «инновации» будут следовать слишком часто, и система не будет успевать освоить одно новшество, как в ней будет появляться следующее, то интегральный эффект может оказаться отрицатель­ным. Соответствующий эффект называется инновационным регрес­сом - см. Рис. 28.


Предметы управления

Выше управление определялось как целенаправленное воздей­ствие на управляемую систему. Но эта система может иметь слож­ную внутреннюю структуру, поэтому необходимо определить, на что конкретно в ней можно и нужно воздействовать, осуществляя управ­ление с целью изменить ее состояние (поведение). Изменяемые в процессе и результате управления компоненты управляемой системы называются предметами управления.

Представление любой сложной системы в виде комплекса взаи­модействующих элементов всегда является моделью. Рассмотрим, например, модель организационной системы [74] (см. также третье определение термина организация на Рис. 1). С точки зрения систем­ного анализа любая система задается перечислением следующих еѐ компонент: состава, структуры и функций 25. Значит, и любая

25 С точки зрения теории принятия решений любая модель принятия реше­ний включает, как минимум, множество альтернатив, из которого произ­водится выбор в определенный момент времени; предпочтения, которыми руководствуется субъект, осуществляющий выбор; и информацию, кото­рой он обладает. В Словаре русского языка С.И. Ожегова функция опреде­ляется как «обязанность, круг деятельности, назначение, роль». Следова- 83


управляемая система, включающая элементов, способных к самосто­ятельному целеполаганию и принятию решений, определяется зада­нием следующих компонентов [72] (см. Рис. 29):

состава организационной системы (участников - людей, их групп и коллективов, входящих в организационной системе, то есть ее элементов);

структуры организационной системы (совокупности ин­формационных, управляющих, технологических и других связей между участниками ОС);

ограничений и норм деятельности участников организаци­онной системы, отражающих, в том числе, институциональ­ные, плановые, технологические и другие ограничения (условия) и нормы их совместной деятельности;

целей и предпочтений участников организационной системы;

информированности - той информации о существенных па­раметрах, которой обладают участники организационной си­стемы на момент принятия ими решений;

порядка функционирования - последовательности получения информации и выбора действий участниками системы.

Перечисленные компоненты управляемой системы могут яв­ляться предметами управления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: