Принципы управленческой деятельности




Законы управления. Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями (БСЭ). Возникает закономерный вопрос, какие существуют общие законы управления? Исчерпывающего ответа на этот вопрос сегодня не известно.

Во-первых, дело в том, что следует разделять два устоявшихся значения термина «закон управления». Первое (общее) значение приведено выше. Второе (узкое) значение: закон управления – зави­симость (или класс зависимостей) управляющих воздействий от информации о состоянии управляемой системы. Такого рода законов известно множество – пропорциональный, пропорционально-интегральный и др. законы управления. Но нас интересует первое – общее – значение этого термина.

Во-вторых, казалось бы, многие закономерности, известные в науке об управлении, не являются законами управления в общем смысле этого термина. Так, например, такой распространенный в управлении «закон», как закон обратной связи, не является универ­сальным – существует программное управление и другие виды управлений, не использующие непосредственную информацию о текущих состояниях управляемой системы.

В-третьих, встречающиеся в литературе «законы управления» (наличие цели, обратной связи и т.п.) являются, скорее не законами, а принципами (см. ниже).

И, наконец, общие законы управления – это скорее предмет тео­рии управления, а не методологии. Поэтому, осознавая востребован­ность формулировки и анализа общих законов управления, все же рассмотрим принципы управления.

Принципы управления. Принцип, в соответствии с [92]:

1. Основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности;

2. Внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нор­мы поведения;


3. Основа устройства, действия какого-либо механизма, прибора, установки.

Мы будем использовать термин «принцип» в первом его значе­нии, понимая под принципами управления основные правила управ­ленческой деятельности.

Выделим следующие принципы управления (см. раскрытие их содержания ниже):

1) Принцип иерархии;

2) Принцип унификации;

3) Принцип целенаправленности;

4) Принцип открытости;

5) Принцип эффективности;

6) Принцип ответственности;

7) Принцип невмешательства;

8) Принцип общественно-государственного управления;

9) Принцип развития;

10) Принцип полноты и прогнозирования;

11) Принцип регламентации и ресурсного обеспечения;

12) Принцип обратной связи;

13) Принцип адекватности;

14) Принцип оперативности;

15) Принцип опережающего отражения;

16) Принцип адаптивности;

17) Принцип рациональной централизации;

18) Принцип демократического управления;

19) Принцип согласованности;

20) Принцип этичности (доминирования этических норм). Подробному рассмотрению перечисленных принципов посвящена работа [72], где их изложение иллюстрируется примерами управле­ния образовательными системами.

Принципы 1-13 и 17-19 (см. Рис. 23, на котором числами обозна­чены номера принципов) соответствуют отношениям системы управления со следующими объектами и субъектами:

• собой (принципы: 3, 9-11, 17-19 - целенаправленности, разви­тия, полноты и прогнозирования, регламентации управленческой деятельности, рациональной централизации, демократического управления, согласованности);

• государством (принципы 1 и 20 - иерархии и этичности);


• обществом (принципы 4, 5, 8, 20 - открытости, эффективности, общественно-государственного управления и этичности);

• управляемой системой (принципы 2, 6, 7, 12, 13, 20 - унифика­ции, ответственности, невмешательства, обратной связи, адекватно­сти и этичности);

• другими системами (принципы 2 и 20 - унификации и этично­сти).

Выделенная пунктиром «петля» на Рис. 23 отражает следующие требования к системе управления: она должна быть развивающейся (9) целенаправленной (3) институализированной (11) эффективно функционирующей (17), а также в полной мере учитывающей (18) специфику и собственные цели всех управляемых объек­тов/субъектов (19).

Принципы 14-16 (соответственно, принципы: оперативности, опережающего отражения и адаптивности) отражают временн ы е отношения – свойства системы управления, позволяющие ей эффек-


тивно функционировать в изменяющейся обстановке, то есть реаги­ровать на текущие изменения (14) и прогнозировать будущие изме­нения (15) с учетом всей предыстории деятельности (16) – см. Рис. 24 и [72].

Рис. 24. Принципы управления (временные отношения)

Принцип 1 (иерархии). Система управления имеет, как правило, иерархическую структуру. Она должна соответствовать функцио­нальной структуре управляемой системы и не должна противоречить иерархии смежных (по горизонтали и вертикали) систем. Задачи и ресурсы, обеспечивающие деятельность управляемой системы, должны быть декомпозированы в соответствии со структурой по­следней.

Принцип 2 (унификации). Управляемые и управляющие систе­мы и подсистемы всех уровней должны описываться и рассматри­ваться в рамках единых принципов (как с точки зрения параметров их моделей, так и с точки зрения критериев эффективности функци­онирования), не исключающих, впрочем, необходимости учета спе­цифики каждой конкретной системы. Большинство реальных управ­ленческих ситуаций может быть сведено к набору так называемых типовых, в которых оптимальны соответствующие типовые решения (см. управление знаниями в разделе 2.1).

С другой стороны, управление неизбежно порождает специали­зацию (ограничение разнообразия) как субъектов управления, так и управляемых субъектов.


Принцип 3 (целенаправленности). Любое воздействие системы управления на управляемую систему должно быть целенаправлен­ным.

Принцип 4 (открытости). Функционирование системы управ­ления должно быть открытым для информации, инноваций и т.д.

Принцип 5 (эффективности). Система управления должна реа-лизовывать наиболее эффективные из допустимых управляющих воздействий.

Принцип 6 (ответственности). Система управления несет от­ветственность за принимаемые решения и за эффективность функци­онирования управляемой системы.

Принцип 7 (невмешательства). Вмешательство управляющего органа любого уровня происходит в том и только в том случае, когда непосредственно подчиненные ему элементы не обеспечивают (в настоящее время и/или с учетом прогноза) реализации комплекса необходимых функций.

Принцип 8 (общественно-государственного управления, соуча­стия). Управление социальной системой должно быть нацелено на максимальное вовлечение всех заинтересованных субъектов (обще­ство, органы государственной власти, физические и юридические лица) в совершенствование функционирования управляемой системы и самой системы управления.

Принцип 9 (развития). Одним из управляющих воздействий яв­ляется изменение самой системы управления (которое, будучи инду­цированным изнутри, может рассматриваться как саморазвитие). То же касается и развития управляемой системы.

Принцип 10 (полноты и прогнозирования). Предлагаемый набор управляющих воздействий должен в заданном диапазоне внешних условий обеспечивать достижение поставленных целей (требование полноты) оптимальным (и/или допустимым) способом с учетом возможных реакций управляемой системы на те или иные управля­ющие воздействия в прогнозируемых внешних условиях.

Принцип 11 (регламентации и ресурсного обеспечения управ­ленческой деятельности). Управленческая деятельность должна быть регламентирована (стандартизована) и соответствовать ограни­чениям, установленным метасистемой (системой более высокого уровня иерархии). Любое управленческое решение должно быть


допустимым, в том числе – с точки зрения обеспеченности требуе­мыми ресурсами.

Принцип 12 (обратной связи). Для эффективного управления, как правило, необходима информация о состоянии управляемой системы и условиях ее функционирования, причем реализация любо­го управляющего воздействия и ее последствия должны отслежи­ваться, контролироваться субъектом управления.

Принцип 13 (адекватности). Система управления (ее структу­ра, сложность, функции и т.д.) должна быть адекватна (соответ­ственно, структуре, сложности, функциям и т.д.) управляемой систе­мы. Задачи, которые стоят перед управляемой системой, должны быть адекватны его возможностям.

Принцип 14 (оперативности). Данный принцип требует, чтобы при управлении в режиме реального времени информация, необхо­димая для принятия решений, поступала вовремя, сами управленче­ские решения принимались и реализовывались оперативно в соответ­ствии с изменениями управляемой системы и внешних условий ее функционирования. Другими словами, характерное время выработки и реализации управленческих решений не должно превышать харак­терное время изменений управляемой системы (то есть система управления должна быть адекватна управляемым процессам в смыс­ле скорости их изменений).

Принцип 15 (опережающего отражения) – сложная адаптивная система прогнозирует возможные изменения существенных внешних параметров. Следовательно, при выработке управляющих воздей­ствий необходимо предсказывать и упреждать такие изменения.

Принцип 16 (адаптивности). Если принцип опережающего от­ражения выражает необходимость прогнозирования состояния управляемой системы и соответствующих действий управляющего органа, то принцип адаптивности утверждает, что, во-первых, при принятии управленческих решений необходимо учитывать имею­щуюся информацию об истории функционирования управляемой системы, а, во-вторых, однажды принятые решения (и даже принци­пы их принятия) должны периодически (см. принцип оперативности) пересматриваться в соответствии с изменениями состояния управля­емой системы и условий ее функционирования.

Принцип 17 (рациональной централизации) утверждает, что в любой сложной многоуровневой системе существует рациональный


уровень централизации управления, полномочий, ответственности, информированности, ресурсов и т.д. Рациональная централизация, в том числе, подразумевает адекватную декомпозицию и агрегирова­ние целей, задач, функций, ресурсов и т.д.

Принцип 18 (демократического управления). Иногда его назы­вают принципом анонимности. Этот принцип заключается в обеспе­чении равных условий и возможностей для всех участников управля­емой системы без какой-либо их априорной дискриминации в получении информационных, материальных, финансовых, образова­тельных и других ресурсов.

Принцип 19 (согласованности). Это принцип отражает требова­ние того, что управляющие воздействия в рамках существующих институциональных ограничений должны быть максимально согла­сованы с интересами и предпочтениями управляемых субъектов.

Принцип 20 (этичности, гуманизма) рассматривался выше в разделе 2.2. В соответствии с ним при принятии управленческих решений учет существующих в обществе, организации и т.д. этиче­ских норм имеет приоритет перед другими критериями.

Отметим, что перечисленные принципы управления в большин­стве своем универсальны для систем любой природы (исключение составляют, пожалуй, принципы соучастия, анонимности и согласо­ванности, которые вряд ли имеют смысл при управлении техниче­скими системами).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: