Связи словообразования и морфологии




Словообразование долгое время изучалось в рамках морфологии, связь с которой является живой и тесной.

Поскольку морфема является строительным материалом не только для новых слов, но и для форм одного и того же слова, может выражать лексическое значение и грамматическое значение (иногда одновременно), то проблемы разграничения словообразования, формообразования (словоизменения) находятся в «совместном ведении» грамматистов и дериватологов. От решения этой проблемы зависит квалификация некоторых грамматических категорий (например, категории вида), типология морфем и их характеристика. Так, выделение окончания как особой морфемы связано не столько с его позицией, на которую указывает внутренняя форма термина, ср.: умыл- а – умыл- а -сь; дв- умя – дв- умя - ст- ами; к- то – к- то -то и под., сколько с тем, что она выполняет синтаксическую функцию (связи слов в предложении и словосочетании): красн ая кофта (согласование имени прилагательного в роде, числе и падеже с именем существительным), гордился сын ом (зависимость существительного от глагола, который управляет тв. пад.), а также способностью выражать одновременно комплекс грамматических значений: пишущ- ий – м.р., ед.ч., им.п.; тетрад- ями тв. пад., мн.ч.; беж- ит – 3 л., ед.ч.

В процессе словообразования производные слова часто сразу приобретают определенный грамматический статус, включаются в ту или иную часть речи, грамматическую категорию, лексико-грамма-тический разряд. Суффиксы особенно тесно связаны с окончанием и обычно закреплены за определенной частью речи, ср.: -тель, -щик, -ость, -ниj-, -к(а) и др. – связаны с именами существительными (выключатель, закройщик, активность, собрание, подвеска); -н(ый), -ск(ий), -ист(ый), -ий и др. – с именами прилагательными; - надцать, -дцать, -ер(о) и под. – с именами числительными, -и(ть), -е(ть), -ну(ть), -ова(ть) и др. – с глаголами и т.д. Каждая часть речи обладает своим набором словообразовательных типов и способами словообразования: субстантивация (мороженое, учительская, ученый и др) и аббревиация (вуз, РФ, СМИ и под.) – типичны для имен существительных, префиксация наиболее разнообразно представлена при образовании глаголов (в-бежать, при-бежать, вы-бежать, под-бежать, у-бежать, за-бежать и т.д.), в то же время и другие способы словообразования характерны для этих и других частей речи. Тем не менее неслучайно в «Русской грамматике-80», учебниках и пособиях для каждой части речи способы словообразования рассматриваются отдельно.

Словообразовательный потенциал слов зависит от их принадлежности к определенной части речи, например, глагол и имя прилагательное деривационно более активны, чем наречие, служебные слова, междометия.

Чтобы верно определить членимость слова, необходимо знать его грамматические характеристики, ср.: (задание было) труд-н- о (кратк. прил. в ср.р., ед.ч., о – окончание), (выполнить задание) труд-н- о (наречие, неизменяемое слово, о – суффикс); статьŠ − выделяем нулевое окончание со значением ед.ч. им.п. у существительного, ста-ть – выделяем формообразующий суффикс инфинитива -ть у глагола; студенты, труд- ящ -ие-ся на субботнике: -ящ- формообразующий суффикс действительного причастия наст. врем., труд- ящ -ие-ся вышли на субботник: -ящ- словообразующий суффикс существительного.

Значение аффикса (суффикса) обусловлено тем, от какой части речи образуется производное слово, например, если суффикс -ость присоединяется к основе глагола, то он имеет значение ‘состояние, возникшее в результате действия, названного производящим глаголом’: жал ость жалеть, ревн ость ревновать, провинн ость провиниться; а если – к основе прилагательного, то значение ‘опредмеченный признак, свойство’: смел ость смелый, бледн ость бледный, искренн ость искренний. Частеречную принадлежность производящего необходимо учитывать и в других случаях, например, суффикс –ств(о), присоединяясь к основе глагола, передает значение ‘опредмеченное действие или состояние’: притвор ств о притворяться, воров ств о воровать, дежур ств о дежурить; если к основе прилагательного, то значение ‘наличие того, что названо производящей основой’: богат ств о богатый, любопыт ств о любопытный, ковар ств о коварный, если же к основе существительного, то могут обозначать ряд значений, например, ‘возрастное состояние’: младенч еств о младенец, дет ств о дети; ‘принадлежность к социальной прослойке’: купеч еств о купец, крестьян ств о крестьяне или ‘занятие’: учитель ств о учителя, судей ств о судьи и др. Иными словами, для определения значения аффикса необходимо учитывать морфологические особенности производного и производящего слов, составляющих словообразовательную пару, установлены определенные закономерности в выборе аффикса между ними. Более того, существуют ряды словообразовательных пар, объединяемые в словообразовательный тип, модель, по которой производятся слова, для которого отнесенность к части речи производного и производящего являются отправной точкой.

Возможна связь словообразовательных аффиксов (а не толь­­ко формообразующих) и с некоторыми грамматическими категориями, например, с категориями рода имен существительных и вида глагола, которая осуществляется одновременно с частеречной характеристикой слова. Так, можно назвать целый ряд суффиксов со значением женскости: -к(а) сосед к а, пассажир к а, цыган к а; -иц(а) мастер иц а, пророч иц а, цар иц а; -их(а) ткач их а, повар их а, пловч их а; -ш(а) редактор ш а, миллионер ш а, секретар ш а и многие др. Особую трудность представляет решение вопроса о том, составляют ли видовую пару глаголы, образованные префиксальным способом, типа писать – на писать, брать – на брать, делать – с делать, катить – с катить, бежать – при бежать или перед нами разные слова, отличающиеся и лексическим и грамматическим значением.

Многие аффиксы, присоединяясь к глаголам, указывают на особый способ протекания действия и создают особые лексико-грамматические разряды, связанные с видовой характеристикой и называемые способами глагольного действия (далее – СД): за петь, за играть, за волноваться (начинательный СД), от гладить, от репетировать, от корректировать (окончательный СД); по бегать, по болеть, по молчать (ограничительный СД). У лексико-грамматического разряда притяжательных прилагательных также есть свои показатели, напр., на принадлежность животному указывает суффикс –ий (j): медвеж- ий, заяч- ий, лись- j -его, крокодиль- j . Типичные суффиксы характерны для ЛГР существительных, например, для абстрактных –ость,

-изн(а), - Ø: груб ость, бел изн а, гладь Ø; -ниj-, -к(а), - Ø: облада ни( j) е, передел к а, выезд Ø и др.; для собирательных -j- (-ье), -няк, -ур(а): тряпь ( j) е, ивн як, аппарат ур а и др. В большинстве случаев слова этих групп имеют особое словообразовательное значение, которое принято называть модификационным.

Выделение разных типов производных слов: синтаксических и лексических дериватов (с последующим делением последних на мутационные и модификационные) также тесно связано с тем, меняется ли в результате словообразовательного процесса частеречная отнесенность производного и производящего. При синтаксической деривации частеречная характеристика обязательно меняется, но сохраняется основное лексическое значение, ср.: стирка стирать, заплыв Ø заплывать, храбрость храбрый, тишь Ø тихий. При лексической деривации возможны следующие варианты: при модификации частеречная принадлежность обязательно сохраняется и лексическое значение меняется незначительно: добренький добрый, слоненок слон, посмотреть смотреть, а при мутации возможно образование слов как в пределах одной части речи (аптекарь аптека, коровник корова, добегаться бегать), так и при межчастеречных взаимодействиях (заволжский Волга, храбрец храбрый, лодырничать лодырь), главное – значительное изменение лексического значения производного слова по сравнению с производящим.

Таким образом, на разных этапах анализа словообразовательных явлений необходимо обращаться к грамматической характеристике слов, а при изучении морфологии важно уметь оперировать данными словообразования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: