В заключение есть напоминание о том, что должно соблюдаться распоряжение Заукеля.
(Обращаясь к подсудимому)
Какой была ситуация относительно обмундирования зарубежных рабочих?
Заукель: Обмундирование зарубежных рабочих из западных регионов доставляло нам сравнительно мало проблем, так как эти рабочие были хорошо обеспечены, и они также должны были компенсировать своё обмундирование. Но обмундирование восточных рабочих было проблемой. От имени восточных рабочих я обратился к министру экономики Рейха за квотой по обмундированию и обеспечению 1 миллиона восточных рабочих всем необходимым верхним и нижним бельем. Для обеспечения этой квоты требовалось 10 000 рабочих также как и 30 000 тонн сырья. Таким образом, любая забота придавалась вопросу обмундирования, и это обмундирование действительно было дано.
Серватиус: Французская делегация представила документ номер Франция-5. Это пропагандистская брошюра, «Работа для Европы» Я также приобщал её, и Трибунал принял о ней юридическое уведомление. Я хочу представить её снова и сослаться на три фотографии содержащиеся в ней. Существенная вещь в этих фотографиях в том, что некоторые из рабочих прибывающих с Востока прибывали босыми, и далее есть фотографии где рабочие нормально одеты в Германии, и это доказательство того, что ситуация с обмундированием этих рабочих имела в Германии значительный прогресс.
Председательствующий: Это Заукель-5?
Серватиус: Нет, это документ французской делегации, документ Франция-5.
(Обращаясь к подсудимому)
Какой была ситуация относительно рабочего времени? Кто регулировал рабочее время?
Заукель: Рабочее время устанавливалось на основании распоряжений фюрера, министерского совета и позднее министром Рейха Геббельсом. Осуществление этих распоряжений было моей задачей.
|
Серватиус: Каким было среднее рабочее время?
Заукель: Вряд ли можно говорить о среднем рабочем времени в Германии во время войны. Существовало законное рабочее время 8 часов. За всем, что выше 8 часов, оплачивались сверхурочные.
В 1943 году среднее рабочие время в неделю было установлено как 54 часа; позднее, поскольку это являлось необходимым, 10 часов в день. Когда министр Рейха доктор Геббельс стал делегатом Рейха по тотальной войне, вопреки моим возражениям и возражениям других ведомств, но на основе, имеющейся у него власти, он потребовал и объявил о 10-часовом рабочем дне для всех ведомств и промышленности. Однако это вообще не могло осуществляться, так как на многих производствах и ведомствах должно было регулироваться согласно сложностям, с которыми они уже сталкивались — сложностям в сырье, электроэнергии и количестве работы. Но в исключительных случаях, которые были нечастыми, 11-ти и 12-ти часовые работы вводились там где производство этого требовало. Немецкие рабочие также работали удлиненное время. Всем рабочим это соответственно компенсировали.
Серватиус: Во французском документе номер Франция-22, на странице 101 немецкого текста, следующее:
«Из допросов депортированных рабочих службами Ministere des Prisonniers[2349], которые вернулись домой, можно видеть, что средним рабочим временем в неделю было, по крайней мере, 72 часа».
Затем упоминается об источнике информации, но это нас тут не интересует.
|
«Нередкой была шестидесятичетырёх часовая неделя. Упоминалась Случаи 100-часовых недель с 30 и 38 дополнительными часами».
Что вы можете об этом сказать? Такие случаи попадали в ваше внимание?
Заукель: Я не могу прокомментировать эти доклады, потому что я не знаю касалось ли это людей использовавшихся в концентрационных лагерях или тех которые использовались как гражданские рабочие в другом секторе за который я был ответственным. Верно то, что в самых исключительных случаях были периоды, когда вводились долгие периоды работы. Это решалось фабрикой и также применялось к немецким рабочим. Но в таких случаях соответствующие периоды отдыха должны были перемежаться. Эти длинные часы применялись лишь для завершения важных контрактов. Я не могу определить где в действительности работали эти люди из допросов, поэтому, я не могу дать точный ответ.
Серватиус: Какими были положения о времени отдыха?
Заукель: Время отдыха находилось в распоряжении рабочих.
Серватиус: Кто был ответственным за регулирование времени отдыха?
Заукель: За регулирование времени отдыха был ответственным ДАФ, что касалось подробностей времени отдыха.
Серватиус: Какой была ситуация относительно трудоустройства детей и молодых людей?
Заукель: В немецком Рейхе детям, не достигшим 12 лет запрещалось работать. Детям до 14 лет разрешалось работать только несколько часов в сельском хозяйстве.
Серватиус: Вы принимали распоряжения о рабочем времени для детей?
|
Заукель: Я принимал распоряжения или подтверждал законы, которые уже существовали постольку, поскольку они применялись к такой работе.
Серватиус: Теперь я должен показать вам документ номер 345-ПС, который письмо министра Рейха Розенберга Ламмерсу, датированный 20 июля 1944.
(Документ был передан подсудимому)
Председательствующий: Его ранее приобщали? Его ранее приобщали в качестве доказательства?
Серватиус: Этот документ представлялся в перекрестном допросе. Я сам только, что его получил. Он касался вербовки молодых людей от 15 до 20 лет для трудоустройства в Рейхе в течение войны. Затем документ ссылается на перевод в Рейх молодых людей в возрасте от 10 до 14 лет; то есть «акция сбор урожая[2350]». И оно продолжается говоря:
«Цель данной акции это дальнейшая забота рейхсюгендфюрера о молодых людях и подготовка подмастерьев для немецкой экономики по способу похожему на тот, который уже успешно осуществляется с молодёжной службой Белоруссии в сотрудничестве с ГБА[2351]» — что означало вас.
Пожалуйста прокомментируйте, использовали ли вы этих молодых людей.
Заукель: Нет, я вообще не имел никакого отношения к этой акции; и список рассылки не упоминает моё имя. Мне неизвестно об этом предмете.
Серватиус: Значит, вы не нарушали своих собственных правил отдавая особые директивы?
Заукель: Нет. Это был перевод которым я не занимался.
Серватиус: Тогда я хочу представить вам другое письмо, которое также приобщалось обвинением в связи с делом Шираха. Это документ номер 1137-ПС, письмо, датированное 19 октября 1944. На странице 3 этого документа, появляется следующее:
«Дополнительно к этому, иная рабочая сила поступившая ранее в немецкую промышленность вооружений — а именно, прежде всего, 3500 юношей и 500 девушек на заводы Юнкерса[2352]; во-вторых, 2000 юношей и 700 девушек для ОТ…
«Служба подчиненная «Гитлерюгенду[2353]«получила с восточных оккупированных территорий для промышленности вооружений» — я оставляю то, что нас не интересует — 5500 юношей и 1200 девушек».
Вы разрешили использовать эту рабочую силу, или вопрос обошёл вас стороной?
Заукель: Нет.
Серватиус: Как эта рабочая сила попала в промышленность вооружений?
Заукель: Что же, я лично неспособен объяснить это в подробностях. Видимо это произошло на основе соглашения между ведомствами министерства оккупированных восточных территорий или того гауптбанфюрера Никеля. Я лишь здесь во время слушаний, узнал, что использовались молодые люди, которым по возрасту запрещалось. Я понял, что это было по характеру предварительной заботой перед трудоустройством, но…
Серватиус: Это известно.
Заукель: Она не проходила через мои ведомства.
Серватиус: Что насчёт использования зарубежных женщин?
Заукель: Женщины из зарубежных стран использовались именно таким же образом, как и немецкие женщины. Никаких иных условий.
Серватиус: Здесь представлен документ номер 025-ПС. Это экземпляр номер США-698, который также представлен лишь сейчас и не содержится в книгах. Это протокол совещания, которое проходило в вашем ведомстве и на котором вы долго говорили о женском труде. В третьем параграфе говорится:
«К настоящему времени, фюрер приказал использовать от 400 000 до 500 000 женских восточных рабочих из Украины, в возрасте от 15 до 35, для внутренних нужд; и генеральный уполномоченный по размещению рабочей силы» — то есть, вы — «является ответственным за осуществление этой акции, которая займёт приблизительно 3 месяца».
Он продолжается:
«Особой волей фюрера является, чтобы настолько много девушек насколько возможно были германизированы если они для этого подходят».
Пожалуйста, вы прокомментируете это?
Заукель: Да, это касалось распоряжения фюрера о доставке от 400 000 до 500 000 женских восточных работниц в Рейх для немецких домохозяйств, но в особенности с целью облегчить работу немецких фермерских жён. Я хочу упомянуть, в связи с этим документом, что я не выполнил этого, и что моё ведомство также этого не выполнило. Наиболее, похоже, что эти стенограммы были записаны на основании записей сделанных кем-то ещё. Относительно этих предполагаемых от 400 000 до 500 000 домашней прислуги, следует сказать, что их доставляли в Рейх, только на добровольной основе. В действительности как мне кажется было только от 13 000 до 15 000, прибывших в Рейх. Идея «германизации», использованная тут, также относиться к их добровольному желанию остаться в Германии.
Серватиус: Какой медицинский уход получали зарубежные рабочие? Здесь упоминались различные вещи, например: «Если рабочий больше не мог работать, он больше не вас заботит», что предполагало ваш принцип. Затем далее говорится, что работу, еду и оплату следовало давать в пропорции друг к другу. Если рабочий больше не мог работать, он просто мертвый груз. Что вы можете сказать в отношении этих обвинений?
Заукель: Вы покажете мне, где я это говорил? Я с этим не знаком.
Серватиус: Это расшифровка заседания суда; у меня есть страница, в немецкой расшифровке, 2789. В ней говорится, что если рабочий больше не мог работать, не следовало заниматься его судьбой. Вы оправдываете такой принцип?
Заукель: Напротив; есть сотни точных распоряжений и приказов, которые я отдавал. Они публиковались в «Reichsgesetzblatt[2354]«, в особых случаях направляя на фабрики и рабочие биржи и особые сборники, в которых наиболее ясно излагалось, что с зарубежными рабочими доставленными в Рейх через размещение рабочей силы должны обращаться в соответствии с немецкими законами, правилами и директивами, что касалось медицинского ухода, включая страхование. Также были…
Председательствующий: Доктор Серватиус, вы представили подсудимому документ, где предполагается, что он сказал, что после непригодности для работы, больше его это заботит? Об этом документ представленный ему?
Серватиус: Этот документ представлен ему относительно женщин работниц, о которых он предположительно сказал, чтобы они были германизированы. Я больше не занимаюсь с тем документом, а перешёл к вопросу медицинского ухода.
Председательствующий: Вы имеете в виду документ 025-ПС, экземпляр США-698?
Серватиус: Этот документ, номер 025-ПС, ссылается только на работниц. С вопросом уже разобрались. Я перешёл к вопросу медицинского ухода в целом, и я больше не разбираюсь с вопросом работниц.
(Обращаясь к подсудимому)
Вы получали доклады о ненормальных условиях относительно здоровья и медицинского ухода с зарубежными рабочими?
Заукель: Нет. Не только немецкие врачи задействовались как официальные врачи на фабриках и лагерях занимаясь гигиеной и здоровьем рабочих, но также множество врачей и медицинских помощников из родных стран зарубежных рабочих использовались и передавались в такие лагеря.
Серватиус: Как вы надзирали за исполнением ваших распоряжений, и с остальными контролирующими службами?
Заукель: Существовали следующие контролирующие службы: прежде всего…
Серватиус: Минуточку. Я хочу сослаться на документ Заукель-2. В нём я сделал обзор о контролирующих и инспекционных службах занимавшихся надзором. Я должен кратко объяснить диаграмму:
В центре, находится министерство труда Рейха, ниже Зельдте[2355]; под ним расположены, инспекционные комиссии по торговле, включая департамент инспекций по торговле и городской планировке. Это был единственный департамент, который имел инспекционные полномочия — то есть, он мог предпринимать действия против любого сопротивления со стороны завербованных для работы. Кроме этого, было создано несколько других официальных служб по руководству проблемой социального обеспечения. Это прежде всего, если вы посмотрите на правую сторону, Германский трудовой фронт, служба объединяющая интересы работодателей, промышленности и рабочих, и в некоторых отношениях занимавший бывшее место профсоюзов. Была создана особая инспекционная комиссия, инспекционное управление Рейха Германского трудового фронта, с департаментом для зарубежных рабочих, который имел своих связных с фабриками для заслушивания жалоб. На самих фабриках также были зарубежные рабочие, которые могли докладывать об имевшихся там условиях.
Затем, переходя правее, это министерство сельского хозяйства и продовольствия Рейха, которое через региональные продовольственные управления, также могло вникать в вопросы обеспечения продовольствием и социальным обеспечением. Доклады, приходившие к министру иностранных дел через дипломатические каналы как мы увидим позднее впоследствии также передавались Заукелю.
Затем есть особый департамент восточных рабочих в министерстве Розенберга — то есть центральная служба для народов Востока — и это последнее письмо, что мы видели здесь, видимо пришло от одного из господ в этой службе. Эта центральная служба для народов Востока наоборот имела своих агентов на фабриках и производствах, и они докладывали напрямую. Все эти доклады передавались Заукелю.
Теперь, я перейду к левой части диаграммы. Заукель сам учредил для инспекционных задач личный штаб, который посещал фабрики. Мы слышали от нескольких свидетелей, что эти инспекторы появлялись и видели, что всё было в порядке. Затем он создал новое управление — инспекцию Рейха. Жалобы, которые поступали от Германского трудового фронта и остальных источников направлялись в эту инспекцию. Когда Заукель говорит, что ему непосредственно направлялись эти жалобы, они сначала направлялись в инспекцию Рейха, которая в ответ обращалась с запросами к необходимым ведомствам и если было необходимо, применяла принудительные меры министерства труда Рейха. Затем также гауляйтерам давалась задача по надзору и свидетели которые появлялись здесь — свидетели которые были гауляйтерами в своё время — подтверждали, что они осуществляли контроль в качестве уполномоченных по размещению рабочей силы. Далее слева показана ответственность и контроль осуществляемые министерством пропаганды Рейха, которое имело надзорные функции касавшиеся управления лагерями и рабочими. Затем, наконец далеко слева, идет Вермахт, который имел свой надзорный механизм посредством своих инспекторов, которым были доверены военнопленные и которые следили за тем, чтобы соблюдались конвенции.
Доклады всех этих служб шли к Заукелю и он здесь свидетельствовал, что о ненормальных условиях ему не докладывали, что он мог заставить почувствовать своё влияние только посредством директив и, что он принимал свои инструкции.
Председательствующий: Доктор Серватиус, вы спросите подсудимого о том правильным ли было заявление о значении таблицы?
Серватиус: Свидетель, это объяснение, которое я дал, и эта диаграмма, которую вы видели, правильная?
Заукель: Да.
Серватиус: Они верные?
Заукель: Да.
Серватиус: Теперь вы прокомментируете деятельность гауляйтеров в качестве уполномоченных? Как вы надзирали за гауляйтерами? Как вы надзирали за гауляйтерами?
Заукель: Я не мог надзирать за самими гауляйтерами, так как у меня не было ни дисциплинарного, ни официального контроля за ними. Но гау посещали члены моего штаба с интервалами около 3 месяцев. По поводу таких визитов жалобы гауляйтеров заслушивались и затем фабрики и лагеря инспектировались совместно и проводилась проверка о том осуществляются или нет мои директивы. Я хочу заметить, что этим инспекторам естественно не позволялось как-либо контролировать концентрационные лагеря и производства в концентрационных лагерях; это была иная сфера, которая находилась под контролем обергруппенфюрера Поля[2356] и в которой я не имел ни полномочий, ни понимания.
Председательствующий: Мы прервёмся.
(Объявлен перерыв до 14 часов)
Утреннее заседание
Председательствующий: Как я сказал этим утром, Трибунал заседает до 4 после полудня.
Серватиус: Этим утром мы дошли до инспекций, но я хочу вернуться к одному вопросу.
Вы сказали, что глава фабрики являлся ответственным за рабочих. Это также относилось к военнопленным и концентрационным лагерям?
Заукель: Нет. Армия, или тот род войск вооруженных сил, в чьей власти находились эти военнопленные, была ответственной за лагеря военнопленных. Таким же образом, насколько мне известно, концентрационные лагеря были ответственными за своих заключенных, даже если они работали.
Серватиус: Вы сформировали департамент 9 как департамент инспекций Рейха в министерстве труда Рейха. Какими были особые задачи этого инспекционного департамента?
Заукель: Я создал этот инспекционный департамент, который не существовал ранее в министерстве труда, потому что я хотел убедиться в единообразии и исполнении контрактов на оккупированных территориях на которых осуществлялись немецкие предприятия и немецкие трудовые контракты; также изучая и контролируя единообразие административных правил; и более того, чтобы понять соблюдаются ли мои приказы о питании, жилье, обращении и уходе и в какой степени их нужно менять. Все это также содержалось в директиве, которую я принял для инспекционного департамента.
Серватиус: Каким было положение центрального инспекционного департамента Германского трудового фронта — центрального инспекционного департамента по уходу за зарубежными рабочими?
Заукель: Центральный инспекционный департамент ДАФ имел задачу надзора за социальным обеспечением зарубежных рабочих в лагерях в Германии для надзора за их питанием и тому подобным, описанным образом.
Серватиус: Если были какие-либо притеснения, инспекционный департамент докладывал вам; или кто получал доклад?
Заукель: По согласованию между фюрером, Германским трудовым фронтом, доктора Лея, и мной, была внесена поправка в распоряжение касавшееся формирования центрального инспекционного департамента, и заявлялось, что по вопросу условий в лагерях центральный инспекционный департамент занимался непосредственно с ответственными ведомствами Рейха или с управлением промышленной инспекции министерства труда Рейха, с целью улучшать условия; в то время как о случаях нехватки или избытка рабочей силы, и т. д. докладывалось мне.
Серватиус: Следовательно, этим соглашением, ваши права были ограничены?
Заукель: Да.
Серватиус: Это документ 1913-ПС, который приобщался. Это соглашение между Заукелем и доктором Леем от 20 сентября 1943. Это экземпляр США-227. Это документ номер 41 в английской документальной книге. Я должен сослаться на него, не цитируя его.
(Обращаясь к подсудимому)
Какого рода иные надзорные ведомства существовали? Я думаю о французах.
Заукель: Что же, после получения мной должности, были назначены люди действующие как посреднические агенты с зарубежными рабочими. Эти люди, по согласованию с Германским трудовым фронтом, имели право посещать лагеря, и заслушивать свои жалобы. Особое соглашение было достигнуто с французским правительством в сотрудничестве с министром иностранных дел.
Серватиус: Это документ Заукель-31. Он на странице 79 английского текста в документальной книге Заукеля номер 1, «французская служба по уходу за французскими работниками в Рейхе» Это циркуляр от Заукеля датированный 20 апреля 1942. Я приобщаю сам документ, который в этом сборнике. Я цитирую:
«Я получил следующее письмо от министерства иностранных дел от 10 апреля 1942:
«Правительство Рейха уведомило французское правительство, что оно согласно на следующие правила относительно ухода за французскими добровольными рабочими в Германии:
«Кроме уже существующего ведомства для военнопленных, создаётся служба для французских гражданских рабочих в Берлине под управлением посла Скапини[2357]. Правительство Рейха выделит здание для размещения этой службы. Служба может создать отделения в четырех немецких городах.
«Служба ответственна за уход за французскими рабочими в Германии. Он надзирает за выполнением контрактов заключенных с задействованными рабочими. Оно может принимать предложения от рабочих и передавать их в компетентные учреждения и следить за устранением неудовлетворительных условий. Она правомочна выдавать сертификаты и рекомендации рабочим для представления французским властям».
Я опускаю один параграф:
«Более того, главе французских представителей даны дипломатические привилегии личного иммунитета при исполнении своих задач, также как и исключение из немецкой юрисдикции и полицейского преследования».
(Обращаясь к подсудимому)
Как это действительно с вами работало?
Заукель: Это ведомство действительно работало как с ДАФ так и со мной. Представитель этого ведомства принимал участие в переговорах во Франции с французским правительством. Позднее ведомство изменилось в такой степени, что уход за гражданскими рабочими был передан господину Брунедону вместо господина Скапини, который надзирал потом только за военнопленными.
Серватиус: Тогда, это было лишь сменой личного состава?
Заукель: Да, это было лишь сменой личного состава. Я часто говорил с этими господами и действовал согласно их пожеланиям.
Серватиус: Что делал центральный инспекционный департамент для народов восточных территорий?
Заукель: Центральный инспекционный департамент для народов восточных территорий был ведомством при рейхскомиссаре по восточным оккупированным территориям.
Серватиус: Как работало это ведомство?
Заукель: Оно работал таким же образом как и французское ведомство, за исключением того, что это была немецкая организация и немцы были ответственными. У неё было доверие восточных народов, которые работали с нами как с союзниками.
Серватиус: Вы получали какие-либо жалобы с этой стороны?
Заукель: Нет, помимо случаев о которых мне докладывал Розенберг и которые с ним обсуждались. В этом вся суть.
Серватиус: Теперь я перехожу к вопросу поддержания трудовой дисциплины. Какого рода правила существовали с целью поддержания трудовой дисциплины — пунктуальности и хорошей работы? Какого рода правила существовали?
Заукель: В Германии правила, касавшиеся трудовой дисциплины были вопросом самих фабрик. Каждая фабрика имела свои собственные правила, которые в обычные времена согласовывались между администрацией, мастером и рабочим советом. Этот совет мог предпринимать дисциплинарные действия в форме штрафов. В течение войны трудовая дисциплина стала более строгой, из-за нехватки рабочих было невозможно сохранение прав работодателя или работника выдавать предупреждение. Значит немецкий рабочий, и немецкая рабочая сила и промышленность были подчинены указам и законам военного времени. С целью ввести это, я позднее принял распоряжение номер 13 по предложению министерского совета по обороне Рейха. Этим распоряжением, которое приобщено, прежде всего предусматривалась, дифференциация уровней наказания на производствах за нарушения трудовых правил, опоздания и необоснованное отсутствие на работе.
Серватиус: Это документ Заукель-23 в документальной книге Заукеля; в английском тексте, номер 1, страница 62. Свидетель привёл вам суть содержания. Я просто сошлюсь на это.
Заукель: Эти меры по поддержанию трудовой дисциплины на производствах начинались с предупреждения и затем шли к штрафу или лишению дневного или недельного заработка.
Серватиус: Что происходило в случае больших нарушений?
Заукель: Если бы с ними не могли разобраться суды чести Трудового фронта, о делах с постоянным и неисправимым плохим поведением докладывалось полиции.
Серватиус: Этот закон применялся к иностранцам также как к немцам?
Заукель: Да он применялся к немцам и иностранцам.
Серватиус: И что делалось в случае уголовных нарушений?
Заукель: О них также докладывалось полиции. Трудовые власти не имели ни полномочий, ни компетенции в уголовных или похожих делах.
Серватиус: Кому направлялись жалобы если правила не применялись правильно; то есть, если вместо штрафов применялось телесное наказание?
Заукель: Жалобы такого рода направлялись в Трудовой фронт или посреднику с иностранными рабочими.
Серватиус: О таких случаях вам докладывали?
Заукель: Ни об одном мне не докладывалось, потому что это находилось вне моей компетенции.
Серватиус: Какими были исправительно-трудовые лагеря?
Заукель: Они были учреждениями рейхсфюрера СС.
Серватиус: Кого помещали в такие лагеря?
Заукель: Тех, кого власти наказывали за нарушения трудовой дисциплины, с которыми не могли разбираться по фабричным правилам.
Серватиус: Они были такими же, как концентрационные лагеря?
Заукель: Нет; по моему мнению, нет. Эти воспитательные трудовые лагеря не находились под надзором министерства труда Рейха, ни под моим. Они являлись полицейскими учреждениями.
Серватиус: Вам известно из этих слушаний, что фактически, существенное число рабочих, направлялось в концентрационные лагеря. Как вы это объясните?
Я должен вручить вам документ 1063-ПС, экземпляр США-219. Это письмо от 17 декабря 1942; в английской документальной книге это номер 28 книги рабского труда. Это письмо помеченое как «секретное», направлено начальником полиции безопасности и СД во все органы СС; в любом случае не вам. Я цитирую:
«По причинам военной необходимости, которые не могут обсуждаться далее, рейхсфюрер СС и глава немецкой полиции приказал 14 декабря 1942, чтобы самое позднее к концу января 1943, по крайней мере, 35 000 заключенных пригодных для работы направить в концентрационные лагеря. С целью получить такое число, требуются следующие меры: 1. С настоящего момента (по 1 февраля 1943) восточные рабочие, и зарубежные рабочие которые являются дезертирами или нарушителями своих контрактов…кратчайшим способом доставляются в ближайшие концентрационные лагеря…»