Для успешной профилактики РШМ необходимы массовые и регулярные осмотры женщин старше 20 лет с их обязательным цитологическим обследованием (Pap-smear test) и радикальным лечением выявленных патологических процессов. С целью раннего выявления рака и предрака шейки матки, согласно Международному Агентству по исследованиям рака (IARC, 2004), рекомендуется проводить скрининг у женщин, начиная с 25 лет каждые 3 года до 50 лет, затем каждые 5 лет — до 65 лет. Повышение эффективности профилактики связывают с привлечением к скринингу как можно большего числа женщин. Наиболее перспективный метод профилактики РШМ — это вакцинация девочек рекомбинантной вакциной против ВПЧ-инфекции до начала половой жизни.
Контрольные вопросы и задачи
Выберите один или несколько правильных ответов.
1. К группе риска по возникновению лейкоплакии шейки матки относятся:
1) женщины репродуктивного возраста перенесшие воспалительные заболевания половых органов;
2) химические воздействия на слизистую шейки матки;
3) травматические повреждения слизистой шейки матки;
4) рецидивирующая эктопия шейки матки;
5) киста яичника.
2. К истинному предраку относят:
1) эктопию шейки матки;
2) лейкоплакию шейки матки;
3) полип цервикального канала;
4) эктропион шейки матки;
5) дисплазию шейки матки.
3. В возникновении дисплазии шейки матки большое значение имеют следующие факторы:
1) фактор спермы у сексуального партнера;
2) ВПЧ;
3) вирус герпеса типа III;
4) нарушение в системе иммунной защиты;
5) гормональные нарушения.
4. Каковы главные исследования для диагностики дисплазии шейки матки:
1) морфологические исследования;
2) биопсия шейки матки;
3) расширенная кольпоскопия;
|
4) цитологическое исследование (PAP-smear test);
5) осмотр шейки матки.
Задачи
5. Больная 37 лет, обратилась к гинекологу, с жалобами на обильные бели, контактные кровянистые выделения из половых путей. При осмотре шейки матки при помощи зеркал, обнаружено: на влагалищной части шейки матки имеется тонкая, белая пленка, которая легко снимается, слущивается, после чего визуализируются блестящие участки розового цвета. Диагноз? Дополнительные методы обследования? Лечение?
6. Женщина 42 лет, пришла в женскую консультацию, к гинекологу на плановый профилактический осмотр. При осмотре шейки матки и влагалища при помощи зеркал, обнаружено: очаговая гиперемия («красное пятно»), неравномерная окраска местами белесоватая с шероховатой поверхностью. При двуручном влагалищном исследовании — матка не увеличена, придатки с обеих сторон не пальпируются, область их безболезненна, своды свободные. Диагноз? Дополнительные методы диагностики? Лечение? Каковы исходы CIN?
7. Больная 49 лет обратилась к врачу женской консультации с жалобами на зуд вульвы преимущественно ночью, чувство жжения, онемения в течение двух лет. При осмотре: слизистая вульвы истончена, блестящая, сухая, депигментированная, напоминает пергамент, легко ранима. При кольпоскопическом исследовании обнаружено: слизистая вульвы желтоватого цвета, истончена, видны трещины, капилляры в виде красной крапчатости, проба Шиллера отрицательная. Диагноз? Какие дополнительные исследования необходимо провести. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать? Лечение?
8. Больная 32 лет обратилась к гинекологу с жалобами на мажущие кровянистые выделения из половых путей после полового акта. При осмотре с помощью зеркал обнаружено: шейка матки цилиндрической формы, вокруг наружного зева на передней и задней губе шейки матки имеется эктопия железистого эпителия ярко-красного цвета с зернистой поверхностью, контактно кровоточащая. При двуручном влагалищном исследовании патологии внутренних половых органов не обнаружено. Диагноз? Что делать?
|
6.4. Миома матки
Цель занятия: изучить этиологию, патогенез, виды миом по локализации миоматозных узлов, клинические проявления, методы диагностики, основные виды операций, применяемых при миоме матки.
Студент должен знать: современные теории патогенеза миомы матки, клинику, диагностику, методы лечения.
Студент должен уметь: используя полученные знания и результаты дополнительных методов исследований, поставить диагноз; провести дифференциальную диагностику, назначить лечение, знать показания к оперативному лечению.
Место проведения занятия: учебная комната, гинекологическое отделение, операционная.
Оснащение: таблицы, слайды, видеофильмы, удаленные во время операции макропрепараты, компьютерная презентация.
План организации занятия.
· Организационные вопросы, обоснование темы.
· Контроль исходного уровня знаний студентов.
· Учебная комната. Теоретическое изучение темы с использованием компьютерной презентации.
· Работа в гинекологическом отделении: демонстрация 2–3 больных с заболеванием соответственно теме.
· Разбор истории болезни, присутствие на операции.
· Обобщение занятия в учебной комнате, ответы на вопросы. Домашнее задание.
Что такое миома матки?
Миома матки (фиброма) — доброкачественная, гормональнозависимая опухоль, относится к стромальным опухолям, которые образуются в результате гипертрофии и пролиферации элементов соединительной и мышечной ткани.