В разработке комплексной терапии задержек полового развития, направленной на нормализацию функции диэнцефальной области, необходимо участие невропатолога.
Помимо общих воздействий, предпринимаемых в целях нормализации функции высших регулирующих репродуктивную функцию структур, после 15–16 лет применяют гормональную терапию — заместительную, препаратами половых гормонов в циклическом режиме, гонадотропными препаратами, стимулирующими функцию яичников.
Применение аналогов ГнРГ для лечения гипоталамических форм ЗПР — задача ближайшего будущего.
Лечение ЗПР на фоне потери массы тела основано на полноценном питании.
Проводится седативная терапия (настои, отвары трав, бромиды, седативные препараты); витаминотерапия (В1, В6, витамин С, a-токоферола ацетат), терапия фитоэстрогенами.
Лечение ЗПР при гипопластических яичниках состоит в применении заместительной циклической гормонотерапии.
Контрольные вопросы и задачи
Выберите один или несколько правильных ответов.
1. Процесс формирования внутренних половых органов заканчивается к:
1) 18 неделям беременности;
2) 24 неделям беременности;
3) к сроку доношенной беременности;
4) верный ответ — 1, 2.
2. Нарушениями развития половой системы являются:
1) аномалии полового развития с нарушением половой дифференцировки;
2) аномалии полового развития без нарушения половой дифференцировки;
3) неправильное половое развитие;
4) верный ответ — все;
5) верный ответ — 1, 2.
3. В периоде внутриутробного развития выделяются следующие стадии:
1) предварительный период;
2) начальный период;
3) эмбриональный период;
4) плодный период.
4. К врожденным порокам принято относить следующие нарушения развития:
|
1) агенезия;
2) аплазия;
3) атрезия;
4) стеноз;
5) верный ответ — все.
5. К порокам развития влагалища относятся:
1) агенезия;
2) гетероплазия;
3) аплазия;
4) атрезия.
6. К порокам развития матки относятся:
1) агенезия матки;
2) удвоение матки;
3) двурогая матка;
4) инфантильная матка.
7. Для синдрома Шерешевского–Тернера характерны следующие выраженные соматические аномалии:
1) широкий таз;
2) низкий рост;
3) низко расположенные ушные раковины;
4) короткая шея с крыловидными складками.
8. Возможными вариантами нарушения полового развития у девочек являются:
1) ППР;
2) ЗПР;
3) нарушение полового развития в пубертате;
4) отсутствие полового развития;
5) верный ответ — все.
9. Формами преждевременного полового развития у девочек являются:
1) церебральная;
2) маточная;
3) яичниковая;
4) конституциональная;
5) верный ответ — все.
10. Проявлениями задержки полового развития является:
1) отсутствие (недоразвитие) вторичных половых признаков в 13–14 лет;
2) отсутствие (недоразвитие) вторичных половых признаков в 15–16 лет;
3) отсутствие менархе в возрасте 13–14 лет;
4) отсутствие менархе в возрасте 15–16 лет.
Задачи
11. Женщина 29 лет обратилась к врачу женской консультации. Жалоб на момент обращения не предъявляет. В анамнезе 4 беременности — все завершились самопроизвольным выкидышем при сроке 4–5 недель беременности. В ходе предварительного обследования выявлена двурогая матка. Тактика врача?
12. Девушка 15,5 лет обратилась в женскую консультацию с жалобами на периодически возникающие тянущего характера боли в нижних отделах живота. Половой жизнью не живет. Менструаций не отмечала. При эхографическом исследовании матка — без особенностей, в проекции влагалища визуализируется образование неоднородной структуры 4х5 см. Диагноз? Тактика врача?
|
ГЛАВА 13
· АНОМАЛИИ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНСКИХ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ. НЕДЕРЖАНИЕ МОЧИ
Цель занятия: изучить со студентами основные причины возникновения аномалий положения внутренних половых органов, их классификацию, клинические формы, методы диагностики, дифференциальную диагностику, лечение и меры профилактики.
Студент должен знать: нормальное положение женских половых органов (топографическую анатомию); факторы, способствующие сохранению нормального положения внутренних половых органов в малом тазу (подвешивающий, поддерживающий и фиксирующий аппарат матки) и причины, их нарушающие; классификацию аномалий положения тазовых органов; клинические симптомы, диагностику и дифференциальную диагностику пролапса тазовых органов, методы лечения и профилактику.
Студент должен уметь: собрать анамнез, выяснить жалобы. Обратить особое внимание на специальный анамнез и историю развития заболевания; осмотреть больную, оценить состояние тазового дна, провести влагалищное исследование и осмотр при помощи зеркал; поставить диагноз, выработать план ведения и лечения больной, определить объем операции, знать предоперационную подготовку и тактику ведения послеоперационного периода, принципы операций, применяемых для лечения пролапса тазовых органов в зависимости от возраста больной, тяжести пролапса, экстрагенитальных заболеваний.
|
Место проведения занятия: учебная комната, гинекологическое отделение, смотровой кабинет, операционная, послеоперационная палата.
Оснащение: таблицы, слайды (презентации), истории болезни, демонстрационные фильмы.
План организации занятия.
· Организационные вопросы, обоснование темы.
· Контроль знаний студентов.
· Курация больных, клинический разбор историй болезни, осмотр больных в смотровом кабинете, присутствие на операции и затем ее обсуждение, решение ситуационных задач.
· Подведение итогов занятия, оценка знаний студентов.
Среди аномалий положения половых органов наиболее частой патологией являются опущения и выпадения, которые в структуре гинекологической заболеваемости составляют до 28%. Как правило, заболевание начинается в репродуктивном возрасте и носит всегда прогрессирующий характер. Опущения и выпадения внутренних половых органов относятся к аномалиям положения половых органов.