Этот аят был ниспослан, когда святой Пророк (ДБАР) победоносно вступил в Мекку. Посланник Аллаха (ДБАР) призвал к себе Усмана ибн Талху, смотрителя Каабы, и взял у него ключ, намереваясь очистить дом Аллаха от идолов. Когда все закончилось, дядя Пророка Аббас попросил отдать ему ключ от Каабы.
Должность смотрителя Священного Дома считалась у арабов высокой и почетной. Тем не менее, Пророк (ДБАР) отказал ему и после удаления идолов из Каабы запер ее, а ключ вернул Усману ибн Талху, произнося вслух рассматриваемый аят.
Комментарий
Требование Ислама: верните то, что отдано вам на хранение, и будьте справедливы
Этот священный аят представляет собой безусловное и обязательное для всех предписание, суть которого такова:
Поистине, повелевает вам Аллах возвращать доверенное на хранение имущество владельцам его …
Следующие слова предписывают соблюдать справедливость при ведении государственных дел. Это повеление Аллаха выражено следующим образом:
…когда вы судите среди людей, то [велит] судить по справедливости
Затем подчеркивается важность и значимость двух изложенных предписаний.
Ведь Аллах – как прекрасно то, о чем Он вас увещевает!
Вслед за этим аят напоминает о том, что Аллах следит за вами, где бы вы ни были. Он слышит все, что вы произносите, и видит все, что вы делаете.
ведь Аллах – Всеслышащий, Всевидящий
Использованное в этом аяте слово /аманат/ (вещь, сданная на хранение или отданная под залог) имеет широкий круг значений, включая любую материальную и интеллектуальную собственность. Согласно недвусмысленному предписанию данного аята, каждый мусульманин обязан не допускать вероломства в отношении чужой собственности, сданной ему на хранение собратом по вере или немусльманином. Фактически, это требование представляет собой один из принципов 'исламской декларации прав человека'.
|
Даже ученый является депозитарием (лицом, которому доверен вклад) для общества. На него возложена обязанность не утаивать известные ему факты. Наши дети – это своеобразный /аманат/, доверенный нам Аллахом, и наш долг – воспитывать и обучать их. Кроме этого, все способности и силы человека, и даже саму его жизнь можно рассматривать как /аманат/ Аллаха, а посему нам следует их бережно хранить.
В одном из преданий приводятся слова Имама Садыка (ДБМ) об /аманате/, обращенные к одному из своих соратников: «Если бы даже убийца его светлости Али (ДБМ) доверил мне /аманат/ или обратился ко мне за советом и я бы ответил ему согласием, то честно исполнил бы обещанное». [89]
Во многих мусульманских преданиях говорится о том, что использованное в данном аяте слово /аманат/ подразумевает вручение власти в обществе мужам, принадлежащим к Ахл аль-бейт (ДБМ). Это один из примеров расширенного толкования данного аята.[90]
****
Аят: 59
يَآ أَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَاُولِي الأمْرِ مِنْكُمْ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنْتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَومِ الاَخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلاً ﴿59﴾
|
59. О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику Его и обладателям власти среди вас. Если же препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и Посланнику Его, если веруете вы в Аллаха и в день Последний. Так будет лучше [для вас] и прекраснее по исходу.
Комментарий
Данный аят, как и несколько последующих, посвящен одной из наиболее важных проблем Ислама – проблеме власти. Эти аяты показывают мусульманам, где следует искать решения разного рода проблем, с которыми они могут столкнуться в своих общественных и религиозных делах.
Первые слова, обращенные к верующим, призывают их повиноваться Аллаху.
О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху…
Очевидно, что для верующего человека все формы послушания выливаются, в конечном счете, в покорность Аллаху. Следовательно, любая форма власти должна проистекать из Его пречистой Сущности и сообразовываться с Его установлениями, поскольку именно Он истинный господин и Повелитель сущего мира, и любая земная власть должна быть подчинена Ему. Затем следует призыв к повиновению Посланнику Аллаха.
…повинуйтесь Посланнику Его…
Посланник безгрешен и никогда не произносит речи по своей прихоти[91]. Он послан к людям Аллахом, его слово – это слово Аллаха, его положение даровано ему Аллахом.
Наконец, следует повиноваться представителям власти.
…и обладателям власти среди вас
Повинуйтесь тем из числа членов мусульманской общины, кто поставлен стоять на страже как религии Аллаха, так и мирских интересов людей.
Завершается аят такими словами:
Если же препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и Посланнику Его, если веруете вы в Аллаха и в день Последний. Так будет лучше [для вас] и прекраснее по исходу