Обстоятельства ниспослания. Остается только удивляться тому, что некоторые люди, по собственной воле избрав




Однажды между мухаджиром Зубайр ибн Авамом и одним из помощников Пророка (ансаров) возник спор по поводу полива пальмовой плантации. Поскольку Зубайру принадлежала ее верхняя часть, Пророк (ДБАР) вынес решение, что именно он, Зубайр, должен поливать свой участок первым. Но другой из тяжущихся остался недоволен решением Пророка (ДБАР) и сказал ему: «Ты вынес решение в пользу Зубайра, поскольку он твой двоюродный брат». Как только он произнес эти слова, лицо Пророка (ДБАР) побледнело и ему был ниспослан рассматриваемый аят.

Остается только удивляться тому, что некоторые люди, по собственной воле избрав Пророка арбитром, отказывались затем подчиняться его решению.

Комментарий

В одном из преданий сообщается, что Имам Садык (ДБМ) сказал однажды: «Если некоторые люди поклоняются Аллаху, совершая молитву и хадж, раздавая милостыню и выполняя другие религиозные предписания во славу Аллаха, но подвергают при этом сомнению поступки Посланника Аллаха (ДБАР), то они не являются истинно верующими». Вслед за этим он прочел вслух это аят:

Но нет, - клянусь Господом твоим! – не уверуют они, пока не изберут тебя судией во всем том, что порождает споры у них. И тогда не возникнет в душе у них никакого затруднения в том, что ты решил, и подчинятся [они] ему полностью

Вот три признака истинно верующего человека:

1. Для разрешения споров он обращается не к ложным богам, а к Пророку (ДБАР).

2. Он ни в малейшей степени не сомневается в справедливости решений Посланника Аллаха (ДБАР).

3. Он с воодушевлением принимает любое решение Пророка (ДБАР) и подчиняется ему.

Кстати сказать, вынесение суждения – это прерогатива посланников и духовных правителей. А высказывание собственного мнения по отношению к священным текстам Корана запрещено, поскольку это признак отсутствия истинной веры. (См. обстоятельства ниспослания).

****


Аят: 67

وَلَوْ أَنَّا كَتَبْنَا عَلَيْهِمْ أَنِ اقْتُلُوا أَنْفُسَكُمْ أَوِ اخْرُجُوا مِن دِيَارِكُم مَا فَعَلُوهُ إِلاَّ قَلِيلٌ مِنْهُمْ وَلَوْ أَنَّهُمْ فَعَلُوا مَا يُوعَظُونَ بِهِ لَكَانَ خَيْراً لَهُمْ وَأَشَدَّ تَثْبِيتاً ﴿66﴾

66. Если бы предписали Мы им: «Убейте самих себя» - или же: «Выходите из жилищ своих», - то лишь немногие из них сделали бы это. А если бы делали они то, о чем увещевают их, то было бы это лучше для них и прочнее для утверждения [в вере].

Комментарий

Данный аят, завершая начатый в предыдущих стихах разговор о тех, кто сомневался иногда в справедливости решений Пророка (ДБАР), упоминает ряд тяжких предписаний, ниспосылавшихся некоторым народам в минувшие времена, как например, иудеям, которым во искупление тяжкого греха идолопоклонства и поклонения золотому тельцу, было предписано убивать друг друга и покинуть свою любимую родину. Мединским же лицемерам не были уготованы такие тяжкие испытания. Если бы такие испытания выпали на их долю, то разве смогли бы они вынести их?

Как могут справиться с серьезными трудностями те, кто отказывается подчиняться даже решению Пророка (ДБАР) по поводу орошения пальмовой плантации?

Если бы предписали Мы им: «Убейте самих себя» - или же: «Выходите из жилищ своих», - то лишь немногие из них сделали бы это

Затем аят указывает на два положительных результата, связанных с выполнением повелений Аллаха.

А если бы делали они то, о чем увещевают их, то было бы это лучше для них и прочнее для утверждения [в вере]

В этом аяте повеления и предписания Аллаха трактуются как советы и увещевания. Это свидетельствует о том, что они не рассчитаны на какую-то выгоду Повелителя (Аллаха), а должны принести пользу самим рабам Божьим.

Аят обращает внимание еще на одно обстоятельство: чем большее расстояние преодолел человек на пути повиновения Аллаху, тем более он стоек и тверд в своих убеждениях. Фактически, повиновение воле Аллаха – это своеобразная тренировка человеческого духа.

****


Аяты: 67-68

وَإِذاً لاَتَيْنَاهُم مِن لَدُنَّآ أَجْراً عَظِيماً ﴿67﴾ وَلَهَدَيْنَاهُمْ صِرَاطاً مُسْتَقِيماً ﴿68﴾

67. И вот тогда даровали бы Мы им вознаграждение великое

68. и непременно наставили бы на путь прямой.

Комментарий

В двух этих аятах сообщается еще о двух преимуществах, которые дает подчинение воле Аллаха. Одно из них (третье по счету, учитывая те два, о которых говорилось ранее) раскрывается в первом из двух рассматриваемых аятов.

И вот тогда даровали бы Мы им вознаграждение великое…

****

Следующий аят сообщает о четвертом преимуществе, которое обретает человек, повинуясь Аллаху.

…и непременно наставили бы на путь прямой

Использованное в аяте выражение 'направили бы' подразумевает особые блага в виде дополнительного наставления на истинный путь, которые будут ниспосланы Аллахом тому, кто достоин такого дара.

****


Аяты: 69-70

وَمَن يُطِعِ اللَّهَ وَالرَّسُولَ فَاُوْلَئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِم مِنَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَآءِ وَالصَّالِحِينَ وَحَسُنَ اُولئِكَ رَفِيقاً ﴿69﴾ ذَلِكَ الْفَضْلُ مِنَ اللَّهِ وَكَفَى بِاللَّهِ عَلِيماً﴿70﴾

69. А те, кто повинуется Аллаху и Посланнику [Его], [пребывают] они среди тех, кого облагодетельствовал Аллах: с Пророками, праведниками, шахидами, благочестивыми. И сколь прекрасны они как товарищи!

70. И все это – милость от Аллаха. И только Аллаха ведает обо всем [сущем].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: