Милостыня лицемеров и милостыня Господа




Этот аят является, фактически, продолжением темы, рассматривавшейся в предыдущих аятах, где речь шла о высокомерных и заносчивых людях. Эти гордецы не только сами отказываются творить добро окружающим, но и других учат скаредности.

…которые [сами] скупы и [другим] велят быть скупыми…

Более того, они зачастую стремятся утаить то, что даровал им Аллах Своей милостью, чтобы никто из соплеменников и не ожидал от них благодеяния.

…и утаивают то, что Он даровал им по щедрости Своей

В заключение аята говорится о судьбе таких людей.

Мы же уготовили неверным наказание унизительное

Объяснением использования слова 'неверные' в рассматриваемом аяте может служить то обстоятельство, что скупость часто проистекает из неверия, поскольку скупцы до конца не верят в бесконечную щедрость, с которой Аллах одаривает благодетельных. А слова о 'наказании унизительном' призваны напомнить о воздаянии для тех, кто впал в грех высокомерия и самолюбия.

****


Аят: 38

وَالَّذِينَ يُنْفِقُونَ أَمْوَالَهُمْ رِئَآءَ النَّاسِ وَلاَ يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَلا بِالْيَوْمِ الاَخِرِ وَمَن يَكُنِ الشَّيْطَانُ لَهُ قَرِيناً فَسَآءَ قَرِيناً ﴿38﴾

38. [Не любит Господь] тех, кто лишь для видимости пред людьми расходует имущество свое [на милостыню], не веруют они в Аллаха и день Судный, а также тех, кто дружит с Сатаной. Плохой друг из Сатаны!

Комментарий

Иногда Сатана внушает соблазн издалека, иногда – нашептывает грешные слова прямо в ухо. Обычно верующие не поддаются его искушениям, однако случается и так, что Сатана становится постоянным спутником и приятелем человека. Он может втереться в доверие и сблизиться с ним, как сказано о том в суре Аз-Зухруф ( Украшения) - 43:36: «К тем, кто воздерживается от упоминания Милосердного, приставим Мы шайтанов, которые станут закадычными друзьями их».

Пояснения

1. отказываться подавать милостыню – плохо, но плохо и подавать ее не от чистого сердца. В предыдущем аяте осуждалась скупость, в этом аяте порицаются лицемерные подаяния.

2. Лицемерие – признак отсутствия истинной веры в Аллаха и в иную жизнь. Лицемер полагается только на людей, а потому в Иной жизни он будет лишен полноценного вознаграждения.

3. Цель благотворительности состоит не только в том, чтобы накормить голодного, ведь это можно сделать и из лицемерных побуждений. Истинная ее цель заключается в том, чтобы жертвователь сам становился выше духом.

****


Аят: 39

وَمَاذَا عَلَيْهِمْ لَوْ ءَامَنُوا بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الاَخِرِ وَأَنْفَقُوا مِمَّا رَزَقَهُمُ اللَّهُ وَكَانَ اللَّهُ بِهِمْ عَلِيماً ﴿39﴾

39. Почему бы не веровать им в Аллаха и в день Судный и не тратить [на цели благие] из того, чем наделил их Аллах? Ведь знает Аллах о них все.

Комментарий

В аяте выражено сочувствие таким людям и сожаление о том, что они лишены истинной веры. Аят призывает их отказаться от своих заблуждений, уверовать в Аллаха и в Судный день. Они могли бы искренне и от всего сердца поделиться с окружающими теми благами, которые ниспослал им Господь. Поступив таким образом, они заслужили бы благополучие и счастье как в земной жизни, так и в загробном мире.

Почему бы не веровать им в Аллаха и в день Судный и не тратить [на цели благие] из того, чем наделил их Аллах?

Ведь Аллах осведомлен обо всех их помыслах и поступках и каждому воздаст по заслугам.

Ведь знает Аллах о них все

****


Аят: 40

إِنَّ اللَّهَ لاَ يَظْلِمُ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ وإِن تَكُ حَسَنَةً يُضَاعِفْهَا وَيُؤْتِ مِن لَدُنْهُ أَجْراً عَظِيماً ﴿40﴾

40. Воистину, Аллах не совершает несправедливости даже с пылинку. Но за доброе дело Он вознаградит вдвойне, и воздаст Он от Себя награду великую.

Комментарий

Слова аята обращены к тем лишенным истинной веры скупцам, о которых шла речь в предыдущих стихах.

Воистину, Аллах не совершает несправедливости даже с пылинку

Исходное значение арабского слова /зарра/ - крошечный муравей, которого с трудом можно рассмотреть невооруженным глазом. Постепенно это слово стали использовать в переносном смысле, обозначая им любой очень мелкий предмет. В наши дни слово /зарра/ служит также для обозначения атома, мельчайшей частицы вещества. Если учесть, что арабское слово /мискаль/ означает 'вес', то кораническое выражение /мискала зарратин/ следует понимать как 'вес ничтожно малого предмета'.

Помимо того, что Аллах не совершает несправедливости, Он также не оставляет без вознаграждения и добрые дела.

Но за доброе дело Он вознаградит вдвойне, и воздаст Он от Себя награду великую

Почему Аллах не творит несправедливости?

Несправедливость, как правило, порождается невежеством, страхом, нуждой, жадностью и т.п. Но Аллах, который являетсяСамодостаточным, Всеведущим и Превосходным, не поступает несправедливо. Да и может ли быть иначе, если Он Сам повелел людям быть справедливыми и творить добрые дела? Воздаяние же Господа за людскую доброту многократно (в десятки, сотни и более раз) превышает добро, сотворенное человеком.


Аят: 41

فَكَيْفَ إِذَا جِئْنَا مِن كُلِّ اُمَّةٍ بِشَهِيدٍ وَجِئْنَا بِكَ عَلَى هَؤُلآءِ شَهِيداً ﴿41﴾

41. А что же будет [в день Судный], когда от каждой общины выставим Мы [Пророка] в качестве свидетеля, а тебя выдвинем свидетелем против тех [из общины твоей, кто ослушался тебя]?

Комментарий

Тема, которой посвящен данный аят, адресованный Посланнику Аллаха (ДБАР) как свидетелю против неуверовавших своей общины, повторяется и в некоторых других стихах Корана (Аль-Бакара (Корова) - 2:143; Ан-Нахл (Пчелы) - 16:89; Хаджж - 22:78).

Каждый раз, когда Ибн Мас’уд читал эту суру перед Пророком (ДБАР), на глазах Посланника Аллаха (ДБАР) появлялись слезы. (Этот факт засвидетельствован в Тафсир аль-кабир Фахра Рази и в Тафсир-и Мараги со ссылкой на Сахих Бухари, Тирмизи и Насаи).

Само собой разумеется, что Аллах не нуждается ни в каких свидетелях, однако человек устроен таким образом, что присутствие свидетелей помогает ему лучше усваивать уроки воспитания и благочестия.

В аятах Корана говорится о том, что в Иной жизни будет дано слово многим свидетелям. Прежде всего, это сам Аллах (Воистину, Аллах – Свидетель над всеми вещами [78]); затем – Пророки;[79] безгрешные Имамы (И вот объединили Мы вас в умеренной общине религиозной, дабы стали вы свидетелями людей [80]); ангелы (Придет человек каждый, а вместе с ним – ангел сопровождающий и ангел свидетельствующий [81]); земля (… в тот день она поведает свои вести… [82]); время (в одном из преданий говорится, что каждый день время обращается к человеку с такими словами: «Я – новый день, и я свидетель против тебя» [83]); части тела (…в день тот, когда языки, руки и ноги будут свидетельствовать против них о том, что вершили они [84]). Итак, мы должны помнить, что день Воскресения – это день, когда свидетели начнут давать свои показания (…в день тот, когда выступят свидетели… [85])

Пояснения

1. В земной жизни Пророки служат людям образцом для подражания, в Иной жизни они - свидетели их деяний.

2. По воле Аллаха Пророки будут свидетельствовать каждый о своем народе. После кончины Пророка Ислама (ДБАР) должен быть кто-то, обладающий такими же качествами, как Пророк Мухаммад (ДБАР) (из числа безгрешных Имамов), чтобы свидетельствовать о своем народе. Одно из преданий приводит на сей счет такие слова Имама Садыка (ДБМ): «В любую эпоху свидетелем людских деяний является Имам, принадлежащий к Ахл аль-бейт, а Посланник Аллаха – свидетель над нами». [86]

****


Аят: 42

يَوْمَئِذٍ يَوَدُّ الَّذِينَ كَفَرُوا وَعَصَوُا الرَّسُولَ لَوْ تُسَوَّى بِهِمُ الأَرْضُ وَلاَ يَكْتُمُونَ اللَّهَ حَدِيثاً ﴿42﴾

42. В тот день захотят те, которые не уверовали и ослушались Посланника, чтобы сравнялась с ними земля. И не скроют они от Аллаха никакого события.

Комментарий

В Судный день, перед тем как поднимутся и заговорят свидетели, неверующие и ослушники будут отрицать свои греховные деяния в земной жизни, желая избежать наказания. Они будут твердить: «Клянемся Богом, Господом нашим, не были мы многобожниками». [87] Но после того как свидетели изложат факты, отрицать их будет бесполезно. И тогда грешники будут рады провалиться сквозь землю и сравняться с ней.

В тот день захотят те, которые не уверовали и ослушались Посланника, чтобы сравнялась с ними земля. И не скроют они от Аллаха никакого события

Пояснения

1. Неповиновение власти святого Пророка (ДБАР) стоит в одном ряду с неверием в Аллаха.

… которые не уверовали и ослушались Посланника

2. День Воскресения – это день сожаления о содеянном и желания укрыться от возмездия.

…захотят … чтобы сравнялась с ними земля

3. В Судный день все тайное станет явным.

И не скроют они от Аллаха никакого события

В некоторых аятах Корана приводятся слова, которыми грешники будут выражать свои покаянные желания: «Лучше бы я умер!», «Лучше бы меня похоронили!», «Зачем я дружил с такими людьми?!», «Почему я раньше об этом не подумал?!», «Лучше бы мне тогда умереть!» и ряд других.

****


Телесная и душевная чистота

Чистота - необходимое условие молитвы – Иудеям велено подчиниться – Многобожие - тягчайший грех, которому нет прощения

Аят: 43

يَآ أَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا لاَ تَقْرَبُوا الصَّلاَةَ وَأَنْتُمْ سُكَارَى حَتَّى تَعْلَمُوا مَا تَقُولُونَ وَلاَ جُنُباً إِلاَّ عَابِرِي سَبِيلٍ حَتَّى تَغْتَسِلُوا وإِن كُنتُم مَرْضَى أَوْ عَلَى سَفَرٍ أَوْ جَآءَ أَحَدٌ مِنكُم مِنَ الْغَآئِطِ أَوْ لاَمَسْتُمُ النِّسَآءَ فَلَمْ تَجِدُوا مَآءً فَتَيَمَّمُوا صَعِيداً طَيِّباً فَامْسَحُوا بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَفُوّاً غَفُوراً ﴿43﴾

43. О те, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не будете понимать то, что вы говорите. И [не приближайтесь к молитве] оскверненными истечением семени, разве только в путешествии (где не можете найти достаточного количества воды) и [не приближайтесь к мечети] разве только будучи проходящими [через мечеть], пока не совершите (ритуальное) омовение (всего тела). И если вы больны или в путешествии, или если пришли вы из отхожего места, или имели близость с женщиной и не нашли воды, то очищайтесь чистой землей и обтирайте ей лица ваши и руки. Воистину, Милостивый Аллах, Прощающий.

Комментарий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: