Обстоятельства ниспослания. Комментарий. Сподвижники Пророка в раю




Обстоятельства ниспослания двух этих аятов таковы: один из сподвижников Пророка (ДБАР) по имени Нубан, очень любивший Посланника Аллаха (ДБАР), пришел к нему в расстроенных чувствах. Пророк (ДБАР) стал расспрашивать его о причине такого состояния. Нубан ответил, что весь день его одолевает одна мысль: если в Судный день он будет допущен в рай, то там он наверняка будет пребывать не рядом с Пророком, а если он в рай не попадет, то тут уж и говорить не о чем. Поэтому и в том, и в другом случае он будет лишен возможности находиться вблизи него. В этом и была причина его плохого настроения.

В этот момент были ниспосланы эти два аята, принесшие радостную весть таким верующим: те, кто покорен Аллаху, и в раю останутся сподвижниками Пророков и прочих избранных. Затем Пророк (ДБАР) сказал: «Клянусь Аллахом, вера мусульманина не будет полной, если он не будет любить меня больше, чем самого себя, своих родителей и всех своих родственников и не будет слушаться моих слов».

Комментарий

Сподвижники Пророка в раю

1. В предыдущих аятах речь шла о благах, которые ожидают всех послушных воле Аллаха. Здесь в довершение ко всему говорится еще об одной награде.

А те, кто повинуется Аллаху и Посланнику [Его], [пребывают] они среди тех, кого облагодетельствовал Аллах …

Как уже говорилось в комментарии к суре Фатиха ( Открывающая), блага, даруемые Аллахом, предназначены тем, кто все время идет прямым путем, не отклоняясь от него ни на йоту.

Затем названы четыре категории людей, облагодетельствованных Аллахом.

… с Пророками, праведниками, шахидами, благочестивыми

1. Пророки и Посланники Аллаха – это те, кто первым берет на себя труд призвать людей встать на прямой путь, направить их к нему и возглавить их движение по этому пути.

2. Праведники – это те, кто правдив в своих и речах и подкрепляет их достойными делами. Они на практике доказывают, что их вера – это не пустые слова и что они на деле подчиняются воле Аллаха.

В исламских преданиях говорится о том, что лучшим примером праведников являются Пророк Ислама (ДБАР), все непогрешимые Имамы (ДБМ) и Фатима Захра (ДБМ).

3. Мученики (шахиды) – это те, кто отдал жизнь за веру, отстаивая свои религиозные убеждения, либо те избранные, кто в Судный день будет призван свидетельствовать о людских деяниях.

4. Благочестивые – это те выдающиеся люди, которые обрели высокое положение благодаря своим полезным и добрым делам и отличались своим повиновением указаниям Пророков.

Завершается аят такими словами:

И сколь прекрасны они как товарищи!

Из рассмотренного аята вытекает, что иметь надежных соратников и друзей – это настолько великое благо, что всем покорным воле Аллаха оно, наряду с другими милостями, будет даровано даже в Иной жизни.

Чтобы подчеркнуть важность и значение этого великого дара (т. е. общения со своими соратниками в Иной жизни), второй из двух рассматриваемых аятов гласит:

И все это – милость от Аллаха. И только Аллах ведает обо всем [сущем]

Нахождение рядом с Пророками и праведниками – это милость Аллаха по отношению к тем, кто покорен Ему.

Аллах знает, кто покорен, а кто – бунтовщик, кто лицемер, а кто – истинно верующий. Он знает, кто достоин дружбы с Пророками, праведниками и другими выдающимися личностями, а кто будет лишен этого великого блага, ведь от Него не укроется ни одно даже самое малое прегрешение.

****


Верующие должны защищать себя

Верующие должны всегда быть начеку – О тех, кто отказывается от райского блаженства ради мимолетных земных благ – Награда тем, кто посвятил себя Богу

Аят: 71

يَآ أَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا خُذُوا حِذْرَكُمْ فَانفِرُوا ثُبَاتٍ أَوِ انفِرُوا جَمِيعاً﴿71﴾

71. О вы, которые уверовали! Соблюдайте осторожность [и готовность], выступайте отрядами отдельными или же все вместе.

Комментарий

В предыдущих аятах говорилось о покорности Аллаху, руководстве безгрешных Имамов и верховной власти Пророка (ДБАР). В данном аяте речь идет о том, что мусульманская община и ее религиозное руководство должны уделять должное внимание организации силовых структур, ведению разведки и боевой подготовке армии.

Арабское слово /хизр/ означает 'быть настороже, начеку', а также 'средство обороны', а слово /субат/ - 'военные отряды', в состав которых входят специальные части быстрого развертывания, способные дезориентировать противника и лишить возможности принять правильное решение.

Пояснения

1. Мусульмане должны быть бдительны и поддерживать на должном уровне боеготовность своей армии. Им необходимо обладать информацией о планах противника, численности его войска, вооружении, моральном духе, о настроениях в обществе, о его внутренних и внешних союзах. Эти сведения должны быть основой для составления планов и практических действий.

2. Мусульмане должны проходить военную подготовку.

Соблюдайте осторожность [и готовность]…

3. Мусульмане должны быть готовы к мобилизации.

…выступайте... все вместе…

4. В борьбе с противником следует использовать различные тактические приемы.

…выступайте отрядами отдельными или же все вместе

5. Мусульмане должны защищать свои границы.

Соблюдение повелений этого аята принесет мусульманам честь и славу, пренебрежение ими – неудачи и поражения.

****


Аят: 72

وإِنَّ مِنكُمْ لَمَن لَيُبَطِّئَنَّ فإِنْ أَصَابَتْكُمْ مُصِيبَةٌ قَالَ قَدْ أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيَّ إِذْ لَمْ أَكُن مَعَهُمْ شَهِيداً ﴿72﴾

72. Воистину, [найдется] среди вас такой, который непременно станет медлить [с выступлением]. И если постигнет вас беда (поражение), скажет он: «Оказал мне Аллах милость, что я не был в числе погибших».

Комментарий

Вслед за повелением относительно ведения Священной войны с врагами Ислама этот священный аят указывает на тех лицемеров, которые всеми правдами и неправдами стараются не оказаться в рядах моджахедов, сражающихся во имя Аллаха.

Воистину, [найдется] среди вас такой, который непременно станет медлить [с выступлением]

Когда же моджахеды возвращаются с поля сражения либо когда военные сводки доносят весть о поражении или гибели мучеников за святую веру, лицемеры с радостью начинают говорить, что это Аллах ниспослал им (лицемерам) великую милость не оказаться в рядах сражавшихся и не стать свидетелями этих прискорбных событий.

И если постигнет вас беда (поражение), скажет он: «Оказал мне Аллах милость, что я не был в числе погибших»

****


Аят: 73

وَلَئِنْ أَصَابَكُمْ فَضْلٌ مِنَ اللَّهِ لَيَقُولَنَّ كَأَن لَم تَكُنْ بَيْنَكُمْ وَبَيْنَهُ مَوَدَّةٌ يَا لَيْتَنِي كُنتُ مَعَهُمْ فَاَفُوزَ فَوْزاً عَظِيماً ﴿73﴾

73. А если постигнет вас милость от Аллаха [и одержите вы победу], то он непременно скажет: «О, если бы я был вместе с ними, и удостоился успеха великого!» – будто между ними и вами не было отношений добрых.

Комментарий

Как только лицемеры узнают, что верующие одержали победу и, естественно, захватили трофеи, они начинают жалеть о своем отказе сражаться и говорить так, словно они чужие люди, никак не связанные с верующими:

О, если бы я был вместе с ними, и удостоился успеха великого!

Очевидно, что для того, кто рассматривает мученическую смерть во имя Аллаха как несчастье, а избавление от такой смерти – Господним благом, победа и повод для радости сводятся лишь к физическому одолению врага и захвату трофеев.

А если постигнет вас милость от Аллаха [и одержите вы победу], то он непременно скажет: «О, если бы я был вместе с ними, и удостоился успеха великого!» – будто между ними и вами не было отношений добрых

****


Аят: 74

فَلْيُقَاتِلْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ الَّذِينَ يَشْرُونَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا بِالاَخِرَةِ وَمَن يُقَاتِلْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَيُقْتَلْ أَوْ يَغْلِبْ فَسَوْفَ نُؤْتِيهِ أَجْراً عَظِيماً ﴿74﴾

74. Пусть сражаются на пути Аллаха те, кто продают жизнь эту за вечную [жизнь в мире Ином]. Тому, кто будет сражаться во имя Аллаха и будет убит или победит, даруем Мы вознаграждение великое.

Комментарий

Верующие должны быть готовы к Священной войне. Этот аят, а также несколько последующих, обращены к разуму и чувствам истинно правоверных мусульман и призывают их к джихаду во имя Аллаха. Из первой части аята следует, что только те на самом деле сражаются за веру Аллаха, кто готов отдать свою земную жизнь ради вечной жизни в Ином мире. Другими словами, настоящим моджахедом можно назвать только того, кто готов на такой обмен.

Пусть сражаются на пути Аллаха те, кто продают жизнь эту за вечную [жизнь в мире Ином]

Завершающая часть аята свидетельствует о том, что у моджахедов есть два пути: погибнуть за веру смертью мученика или одолеть врага во имя Аллаха и одержать победу. И в том, и в другом случае их ожидает великая награда Господа.

Тому, кто будет сражаться во имя Аллаха и будет убит или победит, даруем Мы вознаграждение великое

Несомненно, что воины в подобном состоянии духа даже мысленно не могут представить себя побежденными, поскольку знают, что при любом исходе они будут победителями. Даже ученые, не исповедующие Ислам, изучая историю победоносных войн мусульман при жизни Пророка Мухаммада (ДБАР) и в последующий период, рассматривают эту доктрину как один из важнейших факторов распространения Ислама.

****


Аят: 75

وَمَا لَكُمْ لاَ تُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَالْمُسْتَضْعَفِينَ مِنَ الرِّجَالِ وَالنِّسَآءِ وَالْوِلْدَانِ الَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَآ أَخْرِجْنَا مِنْ هذِهِ الْقَرْيَةِ الظَّالِمِ أَهْلُهَا وَاجْعَل لَنَا مِن لَدُنْكَ وَلِيّاً وَاجْعَلْ لَنَا مِن لَدُنكَ نَصِيراً ﴿75﴾

75. И почему бы не сражаться вам во имя Аллаха и за слабых из мужчин, женщин и детей, которые говорят: «Господи наш! Выведи нас из города этого, жители которого – тираны. Назначь нам покровителя от тебя и назначь нам помощника со Своей стороны!»?

Комментарий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: