Обстоятельства ниспослания. Комментарий. Наказания за убийство




Один из мекканских язычников по имени Харис ибн Язид с помощью Абу Джахла долгое время не давал проходу Айашу ибн Аби Раби‘а за то, что тот принял Ислам. Когда мусульмане перебрались в Медину, Айаш бежал вместе с ними.

Однажды он случайно встретил своего мучителя в одном из кварталов на окраине Медины и, воспользовавшись удобным случаем, убил его. Айаш полагал, что убил врага Ислама, в то время как Харис, уже раскаявшись в своих прегрешениях и приняв истинную веру, направлялся к Пророку (ДБАР). Об этом происшествии сообщили Пророку (ДБАР), и вслед за этим был ниспослан аят, устанавливающий наказание за убийство, совершенное по ошибке.

Комментарий

Наказания за убийство

Поскольку предшествующие аяты в каком-то смысле развязывали руки мусульманам для уничтожения лицемеров и опасных внутренних врагов, этот и несколько последующих аятов устанавливают наказания за непредумышленное и умышленное убийство, дабы предотвратить злоупотребление предыдущим установлением и сведение личных счетов под предлогом борьбы с лицемерами. Вначале сказано:

Не следует верующему убивать верующего, разве что [случится такое] только по ошибке

Затем изложены условия искупления вины и уплаты выкупа за непредумышленное убийство в трех ситуациях.

Первая из них такова: если убит мусульманин, убийце надлежит дать свободу верующему рабу и заплатить выкуп за кровь родственникам убитого.

А если убьет кто-либо верующего неумышленно, то надлежит ему отпустить на волю раба верующего и [дать] выкуп за кровь семье его…

Выкуп должен быть заплачен, если только родственники убитого не откажутся от его получения.

…разве что простят они [выкуп]

Вторая ситуация такова: если убитый верующий принадлежит к племени, враждующему с мусульманами, то искупление вины ограничивается тем, что убийца освобождает верующего раба-мусульманина.

Если он принадлежит к враждебному вам народу, то следует [убийце] отпустить на волю раба верующего

Не следует уплачивать выкуп враждебному мусульманам племени, поскольку укрепление его финансового положения создает потенциальную угрозу для верующих. Кроме того, переход убитого в Ислам означает прекращение его отношений с родственниками, которые все поголовно являются врагами истинной веры, а потому не может быть и речи о какой-либо компенсации.

Третья ситуация выражается в следующем: родственники убитого принадлежат к племени, заключившему договор с мусульманами. В этом случае ради сохранения договора необходимо, помимо освобождения раба-мусульманина, выплатить членам семьи погибшего выкуп за кровь убитого родственника.

Если принадлежит убитый к народу, с которым заключен у вас договор, то [следует уплатить] выкуп за кровь его семье и освободить раба верующего

Слово 'убитый' в данном контексте следует, по всей вероятности, трактовать как 'убитый мусульманин'.

В конце аята говорится о тех, кто не имеет возможности освободить раба либо по причине материальной несостоятельности, либо из-за отсутствия у них рабов.

Если нет [у убийцы раба верующего], надлежит ему (т. е. убийце﴾ поститься без перерыва в течение двух месяцев…

В заключение указывается, что возможность заменить освобождение раба двумя месяцами поста являет собой меньшее, но достаточное покаяние перед Аллахом, который ведает обо всем сущем. Ведь повеления Аллаха основаны на Его мудрости.

…в качестве покаяния пред Аллахом. Ведь Всеведущий Он, Наимудрейший

****


Аят: 93

وَمَن يَقْتُلْ مُؤْمِناً مُتَعَمِّداً فَجَزَآؤُهُ جَهَنَّمُ خَالِداً فِيهَا وَغَضِبَ اللَّهُ عَلَيْهِ وَلَعَنَهُ وَأَعَدَّ لَهُ عَذَاباً عَظِيماً ﴿93﴾

93. А если кто умышленно убьет верующего, то возмездие ему (т. е. Убийце) – ад, где пребудет он вечно. И разгневается Аллах на него, проклянет его и уготовит ему наказание великое.

Комментарий

Во время ожесточенного сражения у горы Ухуд один мусульманин убил своего собрата по вере из-за личной неприязни, зародившейся еще во времена джахилийи. Святой Пророк (ДБАР) узнал об этом из ниспосланного ему откровения и, возвращаясь с поля боя, в местечке Куба приказал казнить убийцу, невзирая на его раскаяние.[101]

Ислам бережно относится к жизни каждого мусульманина, и придает обеспечению личной безопасности человека чрезвычайно важное значение. Мусульманская доктрина, добиваясь искоренения убийств и прочих тяжких преступлений, грозит убийце вечной карой. Ни о каком другом преступлении не говорится так сурово и жестко, как об упомянутом в этом аяте умышленном убийстве правоверного.

Пояснения

Согласно мусульманскому праву, ни один из органов власти не обладает правом казнить человека без достаточных на то оснований.

Поэтому в добавление к принципу возмездия, которое является мирским наказанием, Коран говорит о четырех других видах суровой кары, которые ожидают в Иной жизни человека, совершившего преднамеренное убийство.

1. По поводу возмездия убийце в аяте сказано:

А если кто умышленно убьет верующего, то возмездие ему (т. е. Убийце) – ад, где пребудет он вечно

2. Этот преступник навлечет на себя гнев Аллаха.

И разгневается Аллах на него…

3. Господь лишит его Своей милости.

…проклянет его…

4. Уделом его будут страшные муки.

…уготовит ему наказание великое

Умышленное убийство является одним из наиболее тяжких преступлений и величайших грехов. Если оставить это преступление безнаказанным, то оно может полностью разрушить основы безопасности общества – важнейшего условия его мирного и устойчивого существования. Поэтому бессмысленное лишение жизни человека, согласно Корану, так же преступно, как и уничтожение всего человечества. И если один человек убивает другого, при том что последний не является убийцей или смутьяном, то такое преступление сродни символическому уничтожению всего рода человеческого.

****


Аят: 94

يَآ أَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا إِذَا ضَرَبْتُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَتَبَيَّنُوا وَلاَ تَقُولُوا لِمَنْ أَلْقَى إِلَيْكُمُ السَّلاَمَ لَسْتَ مُؤْمِناً تَبْتَغُونَ عَرَضَ الْحَيَاةِ الْدُّنْيَا فَعِندَ اللَّهِ مَغَانِمُ كَثِيرَةٌ كَذَلِكَ كُنتُم مِنْ قَبلُ فَمَنَّ اللَّهُ عَلَيكُم فَتَبَيَّنُوا إِنَّ اللَّهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيراً ﴿94﴾

94. О вы, которые уверовали! Когда отправляетесь [сражаться] во имя Аллаха, то как следует разберитесь и не говорите тому, кто предлагает вам мир [и проявляет принятие Ислама]: «Ты не верующий», в погоне за благами этой жизни. Ведь у Аллаха обильная добыча. Вы сами прежде были такими же, но Аллах оказал вам милость. Так разберитесь же! Воистину, Сведущ Аллах в том, что делаете вы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: