Пророк поступает в точном соответствии с откровениями Аллаха




В этом аяте говорится об отношении людей к Пророку (ДБАР), об их праведных и нечестивых поступках. Вначале сказано, что каждый, повинующийся Пророку (ДБАР), повинуется и Аллаху. Таким образом, повиновение Аллаху невозможно отделить от послушания Пророку (ДБАР), поскольку он (ДБАР) не совершает ничего, что противоречило бы Господним повелениям.

Кто повинуется Посланнику, повинуется тем самым и Аллаху

Следующие слова аята обращены к Пророку (ДБАР) и сообщают о том, что, если кто-то отказывается подчиняться его указаниям, он за это не в ответе и не обязан принуждать их отказываться от дурных поступков. Долг Пророка (ДБАР) – распространять Ислам, поощрять добро и предотвращать зло, а также направлять на правильный путь тех, кто заблуждается.

А если кто отворачивается, то ведь не послали Мы тебя хранителем над ними

Следует отметить, что данный аят – один из тех, где наиболее четко обоснована непогрешимость всего, что совершает Пророк (ДБАР), а также истинность восходящих к нему хадисов. И когда в знаменитом хадисе ас-Сакалейн (о двух наивесомейших вещах) Пророк (ДБАР) называет хадисы и изречения, относящиеся к Ахл аль-бейт, истинными и достоверными свидетельствами, мы неизбежно приходим к выводу о том, что и повиновение Ахл аль-бейт неотделимо от повиновения Аллаху.


Аят: 81

وَيَقُولُونَ طَاعةٌ فَإِذَا بَرَزُوا مِنْ عِنْدِكَ بَيَّتَ طَآئِفَةٌ مِنْهُمْ غَيْرَ الَّذِي تَقُولُ وَاللَّهُ يَكْتُبُ مَا يُبَيِّتُونَ فَاَعْرِضْ عَنْهُمْ وَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ وَكَفَى بِاللَّهِ وَكِيلاً ﴿81﴾

81. Говорят они: «Повиновение!». А когда выйдут от тебя, то группа из них замышляет ночью не то, что ты говоришь, и Аллах записывает то, что они замышляют ночью. Так отвернись от них и положись целиком на Аллаха! И довольно поручителем Аллаха!

Комментарий

В этом аяте Коран указывает на поведение некоторых лицемеров, а также части людей, неустойчивых в своих религиозных убеждениях. Когда они наряду с другими мусульманами находятся рядом с Посланником Аллаха (ДБАР), то, подражая остальным верующим, демонстрируют подчинение повелениям святого Пророка (ДБАР) и готовность следовать за ним.

Говорят они: «Повиновение!»

Но, покинув Пророка (ДБАР), лицемеры и те, кто слаб в вере, отказываются от прежних слов и на своих ночных сборищах принимают решения, противоречащие указаниям Посланника (ДБАР). Однако Аллах записывает все, о чем они говорят на своих тайных встречах.

А когда выйдут от тебя, то группа из них замышляет ночью не то, что ты говоришь, и Аллах записывает то, что они замышляют ночью.

Аллах повелевает Своему Посланнику отвернуться от них и не опасаться их козней. Пророку (ДБАР) велено не доверять этим нечестивцам в своих делах, а уповать лишь на Аллаха, своего Повелителя, Который является Наилучшим Помощником и Защитником.

Так отвернись от них и положись целиком на Аллаха! И довольно поручителем Аллаха!


Аят: 82

أَفَلا يَتَدَبَّرُونَ الْقُرْءَانَ وَلَوْ كَانَ مِنْ عِندِ غَيْرِ اللَّهِ لَوَجَدُوا فِيهِ اخْتِلاَفاً كَثِيراً ﴿82﴾

82. Неужели же не задумываются они над [смыслом] Корана? Ведь если бы Коран был не от Аллаха, то обнаружили бы они в нем уйму противоречий.

Комментарий

Среди прочих обвинений, выдвинутых против Пророка (ДБАР), было и такое, согласно которому текст Корана был передан ему простым смертным («Воистину, передает ему знания человек [обычный]» [98]). Данный аят опровергает эти измышления.

Нежелание размышлять над смыслом Корана отличает тех, чьи сердца наглухо закрыты. В одном из аятов по этому поводу сказано следующее: «Неужели не размышляют они о Коране? Или на запоре сердца их?» [99]

С течением времени в высказываниях или записях обычного человека, как правило, появляются изменения и добавления, обнаруживаются внутренние противоречия. Однако аяты Корана, в течение двадцати трех лет передававшиеся людям неграмотным человеком, которому они ниспосылались как в мирное время, так и в условиях войны, в забвении и славе, на вершине могущества и в минуты слабости, представляют собой цельную доктрину, лишенную расхождений и противоречий. Это доказывает, что Коран – Слово Аллаха, а не порождение человеческого ума.

Поэтому Коран остается в веках чудом, явленным Пророком (ДБАР) и служащим подтверждением истинности его пророческой миссии.

Неужели не задумываются они над [смыслом] Корана? Ведь если бы Коран был не от Аллаха, то обнаружили бы они в нем уйму противоречий

****


Аят: 83

وَإِذَا جَآءَهُمْ أَمْرٌ مِنَ الأَمْنِ أَوِ الْخَوْفِ أَذَاعُوا بِهِ وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وإِلَى اُولِي الأَمْرِ مِنْهُمْ لَعَلِمَهُ الَّذِينَ يَسْتَنْبِطُونَهُ مِنْهُمْ وَلَوْلاَ فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ لاَتَّبَعْتُمُ الشَّيْطَانَ إِلاَّ قَلِيلاً ﴿83﴾

83. А когда к ним приходит какая-нибудь весть, безопасная или опасная, они разглашают об этом. А если бы они вернули его Посланнику и к обладающим властью от них, тогда непременно узнали бы его те, которые стараются проникнуть внутрь его. И если бы не щедрость Аллаха к вам и не Его милость, то вы бы последовали за сатаной, кроме немногих.

Комментарий

Разглашение сведений, не предназначенных для широкого круга, и распространение всевозможных слухов всегда вредили мусульманам. Утечка секретов происходит, как правило, по причине людской глупости, из соображений мести и стремления навредить, вследствие действий по чьей-либо указке, из корыстных побуждений, из бахвальства и т. п. Ислам, являясь универсальным вероучением, обращается и к этой проблеме. В частности, данный аят осуждает разглашение военных тайн. Он считает обнародование сведений о победе или поражении без предварительного извещения лидеров проявлением 'ложной гордости' и 'неоправданного страха перед лицом воображаемого врага'. И если бы не предостережения и милость Аллаха, мусульмане впали бы в сатанинский грех разбалтывания секретов.

распространение слухов и сплетен является оружием лицемеров. Информация с поля боя и иные секретные данные должны вначале поступать центральному командованию, и только после подтверждения и оценки определенная часть их может быть предана огласке.

Следовательно, разглашение информации военного характера и отказ доводить ее до сведения религиозных лидеров есть своеобразное подчинение сатане.

Несомненно, что информация военного и политического характера, наряду со сведениями, затрагивающими общественную безопасность и государственные секреты, должна контролироваться властями, подвергаться объективному изучению и анализу. Именно этим объясняется тесная взаимосвязь между действиями властей и мусульманским правом – шариатом.

А когда к ним приходит какая-нибудь весть, безопасная или опасная, они разглашают об этом. А если бы они вернули его Посланнику и к обладающим властью от них, тогда непременно узнали бы его те, которые стараются проникнуть внутрь его. И если бы не щедрость Аллаха к вам и не Его милость, то вы бы последовали за сатаной, кроме немногих

****


Аят: 84

فَقَاتِلْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ لاَ تُكَلَّفُ إِلاَّ نَفْسَكَ وَحَرِّضِ الْمُؤْمِنِينَ عَسَى اللَّهُ أَن يَكُفَّ بَأْسَ الَّذِينَ كَفَرُوا وَاللَّهُ أَشَدُّ بَأْساً وَأَشَدُّ تَنْكِيلاً ﴿84﴾

84. Так сражайся на пути Аллаха. Эта обязанность лежит на тебе самом, и ты побуждай [к сражению] верующих. Быть может, удержит Аллах от вас вред неверных. Ведь сильнее Он всех в ярости и в наказании.

Комментарий

Когда язычники одержали победу в сражении у горы Ухуд, Абу Суфьян заносчиво объявил, что готов еще раз сразиться с мусульманами у Бадр сугра (место проведения базара в месяце зу-л-ка‘да в местности Бадр﴾. Перед наступлением назначенного срока святой Пророк (ДБАР) призвал мусульман к джихаду. На его призыв откликнулись семьдесят моджахедов, но сражение не состоялось и мусульмане благополучно вернулись в Медину.

Отсюда вывод: в минуту опасности лидер обязан встать во главе своих сторонников. А если случится так, что мусульмане не откликнутся на призыв угнетенных о помощи, он должен действовать самостоятельно.

Так сражайся на пути Аллаха

Повеление Пророку (ДБАР) сражаться с врагом даже в одиночку должно служить назиданием для каждого из нас.

… побуждай [к сражению] верующих. Быть может, удержит Аллах от вас вред неверных. Ведь сильнее Он всех в ярости и в наказании

****


Аят: 85

مَن يَشْفَعْ شَفَاعَةً حَسَنَةً يَكُن لَهُ نَصِيبٌ مِنْهَا وَمَن يَشْفَعْ شَفَاعَةً سَيِّئَةً يَكُن لَهُ كِفْلٌ مِنْهَا وَكَانَ اللَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ مُقِيتاً ﴿85﴾

85. Если кто заступится хорошим заступничеством, тому будет доля от этого [поступка], а кто заступится дурным заступничеством, тому будет тоже доля от этого. Поистине, Аллах – Защитник и Покровитель всякой вещи!

Комментарий

Арабское слово /мукит/ обозначает человека, который дает другому человеку хлеб насущный и является его покровителем. Собирательное значение слова в данном контексте – 'защитник и покровитель'.

В предыдущем аяте говорилось о том, что каждый человек отвечает за свои собственные поступки. Здесь же речь идет о том, что призыв к добродетели и посредничество в добром деле вознаграждаются соответствующей долей.

Благое посредничество проявляется в таких формах, как добрый совет, примирение конфликтующих сторон, обучение, побуждение к Священной войне, помощь в добром деле. В противоположность этому, атрибуты посредничества в совершении зла – это злословие, клевета, необоснованные обвинения, противодействие добрым делам, подстрекательство к бунту, заговоры, запугивание ужасами предстоящего сражения, всевозможные искушения.

Если кто заступится хорошим заступничеством, тому будет доля от этого [поступка], а кто заступится дурным заступничеством, тому будет тоже доля от этого

В ряде хадисов указывается, что к примерам благого посредничества можно отнести также молитву о благе других людей, поощрение добрых дел, побуждение человека к совершению добра, пусть даже с помощью простого намека.[100]

В любом посредничестве мы должны помнить об Аллахе.

Поистине, Аллах – Защитник и Покровитель всякой вещи!

****


Аят: 86

وإِذَا حُيِّيتُم بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّوا بِاَحْسَنَ مِنْهَآ أَوْ رُدُّوهَآ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ حَسِيباً ﴿86﴾

86. И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его же. Воистину, ведет Аллах счет всему сущему.

Комментарий

Использованное в Коране слово /тахиййат/ обозначает любое приветствие, несущее в себе пожелание долгих лет жизни, здоровья и счастья, выраженное словами или жестами. А любой подарок требует ответного, более ценного подарка, даже если речь идет о приветствии и ответе на него.

И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его же

В соответствии с системой исламского воспитания, приветствие не должно исходить исключительно от младшего в адрес старшего или от человека, занимающего более низкую ступень социального положения – в адрес того, кто стоит выше. Даже Аллах, Пророк (ДБАР) и ангелы не избегают приветствия.

1. Вот пример приветствия Аллаха: «Мир Ною среди родов человеческих!» (Сура Ас-Саффат (Выстроившиеся в ряд) - 37:79).

2. Вот пример приветствия Пророка (ДБАР): «Когда приходят к тебе [, Мухаммад,] те, кто уверовал в знамения Наши, говори им: 'Мир вам!'» (Сура Ан’ам (Скот) - 6:54.

3. Вот пример приветствия ангелов: «…которых упокаивают ангелы добронравными и говорят: 'Мир вам!'» (Сура Ан-Нахл (Пчелы) - 16:32).

Однажды невольница преподнесла Имаму Хасану (ДБМ) букет цветов. В ответ на это он даровал ей свободу. Когда Имама (ДБМ) спросили о причине такого поступка, он прочел вслух рассматриваемый аят.

Мусульманский обычай призывает нас приветствовать других людей вне зависимости от того, знакомы мы с ними или нет. Человек, который скупится на приветствия, считается скрягой. Например, Пророк (ДБАР) первым здоровался со всеми, кого он встречал, даже с детьми.

Завершается аят словами, напоминающими о том, что Аллаху ведомо, как мы приветствуем других и отвечаем на приветствия в наш адрес в любой ситуации.

Воистину, ведет Аллах счет всему сущему

****


Аят: 87

اللَّهُ لآ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ لَيَجْمَعَنَّكُمْ إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ لاَ رَيْبَ فِيهِ وَمَنْ أَصْدَقُ مِنَ اللَّهِ حَدِيثاً ﴿87﴾

87. Аллах – нет божества, кроме Него! – непременно соберет вас ко дню Воскресения, в котором нет сомнений. А кто правдивее Аллаха в речи?

Комментарий

Понятия 'Бог' и 'Воскресение' неразрывно связаны одно с другим.

Аллах – нет божества, кроме Него! – непременно соберет вас ко дню Воскресения …

День Воскресения – это день, когда все соберутся вместе и каждый будет держать ответ за свои земные дела. Поэтому мы должны идти путем, который Он указал нам, и поклоняться только Ему.

Многочисленные знамения, такие как Божественная справедливость и мудрость, и даже новая жизнь, которая пробуждается весной в природе после ее зимнего умирания, не оставляют ни малейшего сомнения в реальности Иной жизни.

… в котором нет сомнений

Завершается аят словами, которые подчеркивают достоверность сказанного.

А кто правдивее Аллаха в речи?

****


Как относиться к лицемерам

Обращайтесь с лицемерами как с врагами, пока они не изменят свое поведение

Аят: 88

فَمَا لَكُمْ فِي الْمُنَافِقِينَ فِئَتَيْنِ وَاللَّهُ أَرْكَسَهُم بِمَا كَسَبُوا أَتُرِيدُونَ أَن تَهْدُوا مَنْ أَضَلَّ اللَّهُ وَمَن يُضْلِلِ اللَّهُ فَلَن تَجِدَ لَهُ سَبِيلاً ﴿88﴾

88. Почему же вы [разделились] относительно лицемеров на две группы? Ведь низверг их Аллах за то, что они приобрели! Или хотите вы наставить на путь прямой тех, кого свел Аллах [с пути истинного]? Но нет пути прямого тому, кого свел Аллах [с пути этого].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: