Метод делегирования полномочий, безусловно, полезный управленческий прием, позволяющий руководителю экономить время и силы, полнее сосредоточиваясь на основных элементах рабочего задания или, если речь идет о более высоком управленческом уровне, на вопросах организационной стратегии. Впрочем, в не меньшей степени этот метод полезен и для подчиненных, поскольку способствует их управленческому развитию, росту уверенности в своих силах, приучает к самостоятельности и предприимчивости. В выигрыше же в конечном счете остается организация.
Ф. Роджерс, многолетний главный управляющий по маркетингу знаменитого концерна «ИБМ», крупнейшего в мире производителя компьютеров и конторского оборудования, замечает по этому поводу: «Он (подчиненный.— Р. К.) конечно, совершит положенное число ошибок,но вместе с тем научится и справляться с ними. Его успех — неоценимое благо для компании» (1990. С 249).
Применение метода делегирования полномочий требует, однако, от руководителя определенной готовности к такого рода работе. По мнению специалистов (см.: Киллен, 1981; Кунц, 0'Доннел, 19816), эта готовность носит многоплановый характер, предполагая: а) готовность учитывать мнения других (исходя из того, что решение подчиненного не обязательно полностью совпадает с решением, которое бы принял по данному вопросу руководитель); (б) готовность передавать право принятия решения другим (в том числе подчиненным); (в) готовность мириться, с ошибками других, (т. е. подчиненный должен иметь право на ошибку); (г) готовность доверять подчинптым (не ссылаясь, как это нередко бывает, наих молодость, неопытность, неумение работать с людьми и т. п. и помня, что одна из задач руководителя — развивать способности своих подчиненных); (д) готовность найти и использовать средства контроля за действиями noдчuнeнныx (организуя, в частности, эффективную обратную связь и не прибегая к мелочной опеке).
|
Однако даже наличие у руководителя готовности не делегированию полномочий не обязательно означает, что данный метод действительно заработает должным эффектом. Целый ряд факторов сугубо личностного характера способен заблокировать его реализацию, например, отсутствие у руководителя организаторских способностей или опыта делегирования. Кроме того, вряд ли рискнет в полной мере опробовать этот метод неуверенный в себе руководитель. Наконец, можег сказаться вполне вероятная в случае попытки его использования боязнь попасть в разряд нелюбимых руководителей. Ведь нетрудно допустить, что кому-то полномочий будут делегированы, а кому-то нет, кому-то в большем объеме, кому-то в меньшем и т. д. Я не говорю уже об исполнителях, подбор которых может оказаться весьма далеким от соответствия обсуждаемому методу.
И тем не менее делегирование полномочий неуклонно пробивает себе дорогу в практике эффективного менеджмента (см.: Питерс, Уотермен, 1986; Ролжерс, 1990; Синк, 1989). На что же все-таки следует обратить внимание, если попытаться прибегнуть к этому методу?
Г. Кунц и С. 0'Донпел рекомендуют управляющим опираться на следующие пять положений, которые, как они утверждают, способствуют успешному делегированию. Во-первых, определять задачи и делегировать полномочия, исходя из характера общего целевого задания, данного рабочей группе. Во-вторых, подбирать исполнителей с учетом специфики поставленной задачи. В-третьих, обеспечить свободный обмен информацией между руководителем и подчиненным. В-четвертых, установить систему своевременного и гибкого контроля за правильностью использования делегированных полномочий. В-пятых, вознаграждать эффективное делегирование и успешное использование делегированных полномочий (см.: Кунц, 0'Доннел, 19816. С. 50—51).
|
Думаю, что именно высокая степень управленческой компетентности (или, как я говорил выше, экспертности) способна помочь руководителю должным образом распорядиться этим методом, учитывая, понятно, соответствующие рекомендации специалистов.
Теперь о последнем рассматриваемом здесь направлении реализации экспертно-консультативной функции, связанном с использованием в повседневной работе руководителя элементов консультирования подчиненных, проведения с ними разного рода собеседований и т. д. Причем нередко, как уже отмечалось, делается это с целью контроля трудовой активности подчиненных.
Разумеется, формы подобных деловых контактов и сроки назначаемых старшим руководителем встреч (а они проводятся, подчеркну это особо, с глазу на глаз) могут быть самыми разными. Кто-то из руководителей встречается со своими подчиненными с подобной целью поквартально (так любит поступать, например, Л Якокка), кто-то делает это реже: раз в полугодие или даже в год. Кроме того, какие-нибудь текущие вопросы могут обсуждаться обеими сторонами и гораздо чаще. Главное, однако, заключается в том, что в ходе подобных встреч руководитель не только получает достаточно детальную картину работы подчиненного. Он вместе с тем имеет возможность оказать ему необходимую помощь в тех, или иных вопросах. Наконец, поступающая от исполнителя информация способна побудить вдумчивого руководителя обратить внимание на те или иные стороны своего управленческого стиля.
|
Давайте же рассмотрит конкретную схему проведения деловой встречи руководителя и подчиненного. За основу взяты материалы финских авторов (см.: Санталайнен и др., 1988), называющих такую консультационную встречу «беседой начальника и подчиненного о результатах».
Прежде всего необходимо иметь в виду, что основная направленность «беседы о результатах» — оценка прошедшего периода работы и постановка и согласование целей следующего этапа. Причем дата проведения беседы должна быть тесно увязана с имеющимся порядком планирования деятельности организации на год и более длительную перспективу. По мнению финских авторов, если период планирования соответствует календарному, то наиболее подводящий момент проведения беседы, как правило, в начале осени.
Следующий, несомненно, заслуживающий внимания вопрос — непосредственная подготовка к беседе. Имеется в виду выбор места и определение даты ее проведения. Так, желательно подобрать помещение, в котором участники беседы смогут абсолютно спокойно на протяжении 2—4 часов обсуждать свои проблемы. Обязательным является предварительное уведомление подчиненного о дате беседы: как минимум за месяц до назначенного времени. Кроме того, предполагается, что обе стороны должным образом подготовятся к беседе, поразмышляют над сделанным за прошедший период, вернутся к возможным упущениям и просчетам, зафиксируют результаты своих размышлений, а вмести с ними и некоторые рабочие итоги на бумаге.
Теперь о ходе самой беседы. Начало ее предполагает создание руководителем непринужденной атмосферы, снимающей у подчиненного напряжение, тревогу. Приемы здесь могут быть разные, но хорошая шутка, доброжелательность тона разговора, улыбка выступают в качестве обязательных компонентов завязывающегося диалога и главным действующим лицом в нем является, конечно, руководитель.
Затем подчиненный в ходе беседы высказывает свое мнение о прошедшем периоде деятельности конкретного подразделения, имевшихся успехах и неудачах, собственной работе. Следующим по этим вопросам высказывается руководитель. Он вправе, конечно, иметь иную точку зрения по обсуждаемым вопросам, но она должна быть максимально обоснована и изложена с достаточным тактом. В противном случае беседа может зайти в тупик. А ведь ее цель наряду с прочим — побудить подчиненного к максимально открытому разговору.
После того как руководитель даст оценку работе подчиненного, последний в свою очередь может высказаться о стиле управления своего шефа. И ничего страшного не произойдет, если руководитель услышит в свой адрес какие-то пожелания на будущее относительно взаимодействия с подчиненным или даже претензии с его стороны. Важно только, чтобы тональность последних не накаляла микроклимат общения.
Далее участники беседы переходят к вопросам планированияна следующий период. Руководитель сообщает подчиненному цели подразделения на этот временной отрезок и в связи с ними угочняются конечные цели деятельности данного сотрудника, согласовываются наиболее значительные мероприятия и график работы.
Конечный результат беседы — уточненный вариант рабочих целей подчиненного на предстоящий период. Кстати сказать, к нему участники диалога могут обратиться вновь, но уже спустя определенное время, начиная беседу о результатах следующего отчетного периода.
По итогам беседы рекомендуется составить короткую памятную записку с отражением основных положений и итогов беседы. Ее подписывают обе стороны, после чего она кладется руководителем в соответствующий ящик стола или сейфа, словом, продолжает жить и служит полезным напоминанием подписавшим ее лицам об их ответственности перед организацией.
По мнению специалистов (см: Санталайнен и др., 1988), беседа о результатах является полезным способом усиления обратной связи между руководителем и подчиненным, способствуя росту их обоюдной информированности, и, кроме того, она играет существенную роль в повышении мотивации персонала. Но такая беседа требует от руководителя специальной подготовки и, что немаловажно, учета привычек и потребностей работников.
Разумеется, перечисленными выше направлениями перечень возможных путей реализации экспертно-консультативной функции руководства не исчерпывается. Читатель, имеющий практический опыт управленческой деятельности, при желании, вероятно, без труда пополнит его новыми примерами менеджерской активности. А пока в продолжение ведущегося в настоящем параграфе анализа добавим еще один штрих к характеристике повседневных дел нашего героя:
Представительская функция. Осуществляя ее, руководитель в той или иной мере представляет свой коллектив на разных уровнях внутриорганизационной вертикали: так, начальник участка делает это на уровне цеховой администрации, начальник цеха — на уровне дирекции предприятия и т. д. Кроме того, представительство в организации идет и по горизонтали, примером тому являются отношения смежников. Наконец, возможен и межорганизационный план реализации обсуждаемой функции: представительство своей организации во взаимоотношениях с внешними партнерами. И во всей этой. деятельности руководитель является своеобразным «лицом коллектива» или, пользуясь названием одной из выделенных Г. Минцбергом менеджерских ролей, «лицом организации», ее символом.
Хотя в реализации представительской функции внутри организации и вне ее есть немало общего, специфику ситуации все-таки не учитывать нельзя. Поэтому вначале давайте остановимся на внутриорганизационном ее аспекте.
Вероятно, наиболее значительным моментом этой стороны представительства является умение руководителя отстаивать интересы своего коллектива в системе координат организационной жизни. Причем речь идет отнюдь не о поползновениях местнического характера. Имеются в виду вполне обоснованные действия руководителя, вызванные, например, несправедливостью в обеспечении коллектива соответствующими ресурсами. Скажем, одно из подразделений предприятия недополучает какие-то виды сырья, техники, комплектущих деталей и т. д., в то время как соседи благодаря содействию администрации того же предприятия испытывают в вопросах ресурсообеспечения гораздо меньшие трудности.
Кроме того, нередко требования администрации предприятия к руководителю отдельного подразделения могут идти вразрез с теми ожиданиями, которые связывают с его деятельностью подчиненные. Допустим (и это, кстати сказать, реальный факт), по инициативе начальника цеха коллектив переходит на арендную форму хозяйствования. Естественно, что работники ожидают роста заработной платы. Но вмешивается вышестоящее руководство, пытаясь за счет данного цеха значительно увеличить отчисления в фонд предприятия (в том числе и на содержание управленческого аппарата) и тем самым «подрезая» ожидавшиеся высокие заработки цехового персонала.
В результате начальник цеха оказывается в двойственном положении: с одной стороны, он, казалось бы, должен пойти навстречу требованиям руководства, но, с другой стороны, сталкивается с диаметрально противоположными им ожиданиями своих подчиненных. Причем нередко (и это обстоятельство следует иметь в виду) руководитель любого ранга рассматривается рядовыми работниками как выразитель взглядов именно администрации.
Как вести себя в подобной ситуации, как сделать так, чтобы, по известной поговорке, и волки были сыты, и овцы целы? А может быть, поступить вопреки ей? Многое в данном случае зависит, конечно, от общей жизненной ориентации руководителя, его принципиальности, честности, бойцовских качеств, наконец.
Другой план рассмотрения представительской функции связан, как уже говорилось, с активностью руководителя за пределами его организации. То есть речь идет главным образом о ситуациях межорганизационного взаимодействия, в которых руководитель, собственно, и выступает своего рода символом, «лицом организации».
Замечу, что черты, характеризующие эту менеджерскую роль, чрезвычайно многообразны: они обнаруживаются и во внешнем облике руководителя, например, в его манере держаться (уверенный вид, улыбка, достоинство в отношении к себе и окружающим) и одеваться (вот одно из неписаных, однако неукоснительно выполняемых правил корпорации «ИБМ»: «Мужчины и женщины, находясь на работе и представляя «ИБМ», носят деловые костюмы») (Роджерс, 1990. С. 131), и в особенностях его житейских привычек (престиж компании поддерживается, как мы видели в 1.3.4 на опыте А. Мориты, среди прочего и выбором ее представителями соответствующих по классу отелей и ресторанов), и в характере ведения деловых отношений («Кому-то это покажется сентиментальным,— говорит ф. Роджерс,— но я всегда стремился к тому, чтобы мои слова приобретали силу долговой расписки... Как торговый представитель, я чувствовал себя представителем «ИБМ». Мнение клиента обо мне будет его мнением и о всей компании» (1990. 3. 82—83), и в стиле его личной жизни (благополучный семейной жизни менеджер как бы символизирует собой и благополучие другой более крупной семьи — промышленной организации).
Разумеется, перечисленные выше черты представительской функции руководства важны не только в межорганизационном поведении. Для руководителя, чья деятельность ограничена рамками его собственной организации, наличие этих черт не менее существенно. В конце концов руководитель во многом является (или, скажем так, должен являться) олицетворением своей организации, транслятором ее философии и традиций (см. об этом в гл. 3) и внутри нее. Другое дело, что во внешнеорганизационных отношениях эта сторона обсуждаемой менеджерской роли выступает наиболее демонстративно.
Заканчивая разговор о представительской функции, хочу обратить внимание на один чисто инструментальный (технологический) момент ее реализации — культуру речи управленческого работника. Специально этот вопрос рассматривается ниже, в гл. 4. Тем не менее, ввиду исключительной своей значимости (напомню, что до 80% рабочего времени руководителя уходит на речевую коммуникацию), он заслуживает здесь хотя бы краткого упоминания.
Дело в том, что вряд ли руководитель сможет достойно и убедительно излагать точку зрения, отстаивающую интересы представляемого им коллектива, если речь его убога и маловыразительна. Между тем нередко именно последнее и приходится наблюдать в жизни. Тут я могу сослаться на собственный опыт общения с управленческими работниками. Ну, а в качестве весьма яркой иллюстрации сказанного приведу любопытные примеры языковых перлов, почерпнутые в речах некоторых руководителей (правда, не хозяйственников, а политиков, что, однако, сути дела не меняет) известным нашим литературоведом М. Чудаковой и опубликованные в «Литературной газете»: «Теперь нам нужно будет определиться вот о чем... Мы тут пока обменялись... Значительно меньше уделяем внимания на духовную сферу... Об этом было подчеркнуто на пленуме...» (1991. № 1).
Воспитательская функция. На первый взгляд попытка проанализировать данный аспект деятельности руководителя может показаться если не абсурдной, то во всяком случае вряд ли заслуживающей особого внимания. И в самом деле: ведь цели, стоящие перед, скажем, хозяйственным или торговым руководителем, носят, прежде всего экономический, коммерческий характер. Да и руководители, представляющие многие другие организации (научные, военные, политические), тоже как будто бы думают о воспитании далеко не в первую очередь. И потом: любое слово, напоминающее нам о вос питании, признаемся честно, невольно рождает ассоциацию с чем-то дошкольным, школьным — словом, детским.
Тем не менее берусь утверждать, что воспитание персонала осуществляется любым руководителем ежедневно, ежечасно, правда, отнюдь не в форме назиданий, поучений и душещипательных разговоров о должном, а, совсем иначе — посредством реальных повседневных его роступков. Некоторые из них, имеющие самое непосредственное отношение к вопросам воспитания, стоит, по-моему, рассмотреть здесь более подробно.
Первое, что мне хотелось бы сделать предметом обсуждения, касается следования руководителем в своих поступках так называемому принципу единой морали, т. е. признания им того обстоятельства, что моральные нормы, на которые надлежит ориентироваться людям в повседневной жизни (в частности, в стенах самой организации), писаны в абсолютно равной степени как для начальников, так и для подчиненных.
Интересно, что о необходимости реализации этого принципа как раз в воспитательной работе говорил еще А. С. Макаренко. Он противопоставлял его традиционному (кстати сказать, господствующему и поныне) в практике учебно-воспитательных учреждений принципу двух моралей: «морали послушания» (для учащихся, воспитуемых) и «морали равенства» (для учителей, воспитателей). Причем развивал он эту свою идею, замечу, не только в теоретических трудах, но и довольно активно внедрял ее в жизнь(о чем и свидетельствуют сочинения выдающегося педагога).
Так вот, очень важно, чтобы в повседневной работе с людьми руководитель опирался именно на принцип единой морали, не делая исключения для высокооставленных служащих, своих родственников и друзей (если таковые являются членами той же организации), а также для иных «избранных» (из числа организационного персонала) лиц. Перефразируя известную поговорку, я бы сказал в связи с этим так: что в коллективе дозволено руководителю, то должно быть дозволено и всем подчиненным. В противном случае действия руководителя порождают у подчиненных чувство обиды (а подчас и озлобленность) на несправедливость со стороны администрации, столь неизбежную при наличии двойной морали, вызывают неудовлетворенность членством в коллективе, ведут к падению трудовой мотивации.
Второй, заслуживающий внимания момент в реализации воспитательской функции — единство слова и дела руководителя. Можно, конечно, много и красиво говорить о разного рода благородных вещах, но только практические дела обнаруживают истинную убежденность и честность говорящего. Увы жизнь непрерывно дает на этот счет массу удручающих примеров. Так что обращение к ним я оставляю на вашу долю, читатель. Скажу только, что нарушение упомянутого единства (говорим одно, думаем другое, делаем третье) порождает в людях цинизм, морально разлагает и уродует личность, сказывается в конечном счете не только на результатах ее труда, но, пожалуй, главное — на отношении к миру в целом.
Однако хватит пессимизма! Давайте рассмотрим один куда более вдохновляющий пример из области организационного воспитания.
Я обращаюсь к эпизоду, приводимому Ф. Роджерсом в его описаниях картин жизни знаменитой корпорации «ИБМ». Один из принципов, провозглашенных руководством фирмы и положенных в основу ее деятельности, гласит: «Каждый человек заслуживает уважения» (1990. С. 60). Но как обстоит на деле с его реализацией?
Ф. Роджерс вспоминает: «С самой первой встречи с Томасом Уотсоном-младшим я сразу же понял, что слова у него не расходятся с делом. Я был новичком в компании и завершал курс обучения по программе подготовки специалистов по сбыту в школе сбыта в Пафкипси (Нью-Йорк). Хотя я был воодушевлен возможностью работать в «ИБМ», мою радость несколько омрачали кое-какие личные обстоятельства. Жена моя была беременна и могла родить в любой момент. Я хотел быть с Хелен, но не решался испросить отпуск, тем более что нельзя было сказать точно, когда должен родиться ребенок...
Уотсон читал лекцию группе обучающихся, а затем, когда он закончил ее, стал беседовать со слушателями, переходя от одного к другому. Я раздумывал, будет ли у меня время позвонить домой, и тут он подошел ко мне. «Как дела? Что-нибудь случилось?»
Что ж, он сам спросил меня, и я обо всем рассказал бму. «Что вы тут делаете? Вы должны быть дома со своей женой. Немедленно садитесь на самолет и отправляйтесь в Огайо».
Тут же, за несколько минут, главный руководитель «ИБМ» устроил для меня, своего стажера поездку в Кливленд, и после полудня я был уже на борту самолета.
На лекциях нам много говорили об уважении к человеку, но осознал я все это лишь тогда, когда воочию убедился в том, что интересы моей семьи и мое личное благополучие Уотсон ставит выше интересов дела.
Среди цветов, доставленных в больничную палату после рождения моей дочери, был прекрасный букет от Тома Уотсона. «А кто это?» — спросила Хелен» (1990. С. 66).
И, видимо, не случайно два десятилетия спустя, будучи руководителем коллектива в 28 тыс. работников, Ф. Роджерс среди прочего адресовал им следующие слова:
«…Уважение к человеку может превратиться в пустую фразу, если мы не будем постоянно укреплять этот принцип, не сделаем его нормой нашей повседневной деловой жизни» (1990. С. 67)1.
Следующий рассматриваемый мной эффект воспитательской активности руководителя базируется на фундаментальных законах социального научения людей, т. е. законах овладения ими правилами поведения, принятыми в человеческих общностях. Согласно данным классических исследований А. Бандуры и Р. Уолтерса (Bandura, Walters, 1963), в основных своих элементах социальное научение осуществляется посредством наблюдения (очень часто абсолютно непроизвольно) за поведением «значимых других» или по специальной терминологии, «моделей». К их числу могут быть отнесены и руководители.
1 К сказанному выше, справедливости ради, следует сделать небольшое примечание. В действительности фирм, придерживающихся философии «ИБМ» (пример на этот счет мы только что видели), в самих США не так уж и много. Более того, как замечает сам Ф. Роджерс, их так мало. А вот нанимателей, скверно обращающихся со своими служащими, слишком много» (1990. С 61—62). Другое дело, что по соображениям чисто познавательного (и, добавлю, педагогического) характера целесообразнее, конечно, ориентироваться на лучшие управленческие образцы, беря именноих в качестве примеров должного организационного поведения.
В повседневной жизни нередки случаи, когда какой-нибудь популярный человек (актер, спортсмен, политик, ученый, менеджер), наблюдаемый либо с телеэкрана, либо при более непосредственном («лицом к лицу») контактировании, становится объектом сильного подражания со стороны окружающих (поклонников, болельщиков, последователей, учеников, подчиненных). Причем во многих случаях у него заимствуются какие-то поверхностные, чисто внешние поведенческие атрибуты, например, прическа, манера говорить, одеваться, держаться и т. п., и делается это подчас совершенно бездумно. 3. Фрейд (1925), одним из первых описавший этот феномен, названный им идентификацией, цитирует весьма уместную по данному поводу реплику персонажа шиллеровской трилогии о Валленштейне, высмеивающего именно такое подражание солдат своему полководцу: «Плюнет он, что ли, иль высморкнет нос,— вы за ним тоже».
Впрочем, возможны и случаи более глубокого уподобления «значимому другому», когда речь идет не о поверхностном сходстве с ним в каких-то элементах поведения, но о действиях, воспроизводящих своеобразие личностных структур «модели», например, созвучных ее мотивации. Вполне естественно, скажем, представить себе подчиненного, который, наблюдая поведение одного из руководителей организации, стремится не только (и главное — не столько) следовать каким-то внешним его чертам (хотя в самом этом факте ничего предосудительного, разумеется, нет), но прежде всего отражает в своих поступках определенную жизненную философию этого человека, именно ему присущий подход к людям и проблемам. Я не стану утомлять читателя примерами, почерпнутыми на сей счет из практики эффективного менеджмента, но ознакомиться с ними, обратившись к соответствующим их описаниям (см., в частности: Морита 1990; Питере, Уотермен, 1986; Роджерс, 1990; Якокка 1990), рекомендую настоятельно.
Конечно, при обсуждении всех таких случаев, речь о которых идет выше, невольно возникает ряд особых вопросов: кто и почему является для нас «значимым другим» (в позитивном, понятно, смысле), что побуждает нас уподобляться этим другим, каков механизм подобного уподобления? Перечень такого рода вопросов можно по-видимому, множить. Однако все они требуют отдель ного разговора и обращения к специальной литературе (см., например: Кричевский, Дубовская, 1981; Bandura, 1969; Bandura, Walters, 1963). Здесь же я только подчеркну, что важными условиями подражания значимому другому (или, по иной, более точной терминологии, идентификации с ним) являются его социальный статус, психологическая авторитетность среди людей, благоприятные (эмоционально теплые) личные отношения с ними.
Из всего сказанного нетрудно заключить, что руководитель, являя собой для подчиненных в целом ряде ситуаций фигуру «значимого другого», может вносить немалый вклад в процесс организационного воспитания как в позитивном, так и, между прочим, негативном смысле. В связи с этим интересен следующий факт, отмечаемый отечественными (см.: Журавлев, 19796; Свенцицкий, 1986) и зарубежными (см: Питерс, Уотермен, 1986; Морита, 1990; Оучи, 1981; Роджерс, 1990) исследователями и менеджерами и нередко наблюдаемый в различных организациях.
Стиль управления, демонстрируемый высшим руководством (президент компании, генеральный директор), как правило, воспроизводится (или, точнее сказать, копируется) руководителями более низких рангов, причем порой весьма детально. Поэтому, если генеральный директор какого-то производственного объединения или концерна склонен, например, к жестко единоличному (авторитарному) стилю руководства, скорее всего точно такой же тип управления можно обнаружить в действиях руководителей различных подразделений этой организации. Аналогичная в целом картина наблюдается в организации и при использовании высшим ее руководством иных управленческих стилей.
До сих пор, обсуждая пути реализации руководителем воспитательской функции, я касался как бы индивидуальных аспектов его активности на этом поприще. В действительности, конечно, это далеко не соответствует реальному положению вещей. Возьмем хотя бы рассматривавшийся выше принцип единства слова и дела.
В поисках примера того, как он может осуществляться на практике, я, если вы помните, обратился к опыту знаменитой «ИБМ». Но ведь приводившиеся эпизоды как раз и свидетельствуют, что следование данному принципу являлось заботой не только высшего руководителя фирмы Т. Уотсона-младшего, оно поддерживалось и усилиями других менеджеров (того же ф. Роджерса), всего персонала. Поэтому далее мне хотелось бы остановиться на некоторых, так сказать, коллективных сторонах организационного воспитания, связанных главным образом с деятельностью управленческих работников.
Мой анализ будет довольно краток, поскольку вопросы, о которых пойдет речь, подробно освещаются в ряде последующих глав. Тем не менее они, безусловно, заслуживают здесь хотя бы беглого упоминания.
Первый из рассматриваемых вопросов касается адаптации работников к коллективу (в более широком понимании — социальной организации). Здесь очень многое зависит, конечно, от создания руководством организации специальной адаптационной службы, включая институт наставничества. Именно через посредство этой службы в значительной степени осуществляется ввод работника в организацию, причем, судя по литературе (см.: Морита, 1990; Роджерс, 1990; Якокка, 1990), речь идет не только о рядовых служащих, но и о представителях управленческого персонала.
Но что такое адаптация к коллективу (организации), имея в виду контекст нашего обсуждения? Это наряду с прочим вхождение в организационную культуру, ее нормы, обычаи, традиции, это в конечном счете подстройка личности к требованиям наличной социальной структуры, что имеет своим следствием соответствующий воспитательный эффет. Я не случайно говорю «соответствующий», поскольку одно дело содержание адаптационного процесса в условиях фирм «Сони» или «ИБМ», а другое — в условиях предприятий, неотъемлемыми элементами, организационной культуры которых являются прогулы, пьянство в рабочее время, безответственное отношение персонала к своих обязанностям и полнейшее пренебрежение интересами коллектива.
Из вышесказанного вытекает и другой существенный в данном случае вопрос — о культуре внутриорганизационных отношений. Как и адаптационная политика организации, она задается соответствующей философией менеджмента, прежде всего главного его звена, и отличается разнообразием проявлений.
Вот только некоторые из них: форма обращения, установившаяся в отношениях между руководителями и подчиненными (как тут не вспомнить барски снисходительное «ты» иного начальника и скромное «вы» его сотрудника), степень уважения к ветеранам организации, ее кадровым-работникам (она обусловливает, в частности, характер отношения новичков к коллективу и его членам), положение женщин в организационных структурах (например, соответствие их возможностей реально занимаемым должностям или соблюдение управленческим персоналом определенного служебного этикета при контактировании с женщинами: удобно расположившийся в руководящем кресле мужчина и стоящая перед ним сотрудница, увы, все еще не редкость в стенах наших учреждений).