В-седьмых, отсутствие обратной связи. Фактор обратной связи, ввиду особой его значимости как для обеспечения бесперебойности коммуникативных потоков, так и для эффективности управленческого процесса в целом, требует, конечно, отдельного о себе разговора.
Дело в том, что, не имея достаточной информации о происходящем в организации (или более локальном подразделении), о действиях, отдельных ее членов, руководитель вряд ли окажется в состоянии успешно решать стоящие перед ним задачи. Но такая информация стекается к руководителю разными путями, в частности, и от исполнителей. Последние сообщают ему о том, как выполняются те или иные задания, о возникающих трудностях в работе, о необходимости помощи и т. п. В свою очередь руководитель вносит коррективы в ход текущей работы, оценивает действия исполнителей, использует сообразно сделанной оценке те или иные стимулы и т. д. Все это и составляет проявление обратной связи1.
1 Разумеется, обратная связь осуществляется не только по вертикали, как «сказано выше, но и по горизонтали — между занимающими примерно равные организационные «этажи» работниками.
Впрочем, я обратился к наиболее поверхностным, так сказать, «дежурным» примерам. Но, как справедливо подчеркивает К. Киллен, обратная связь способна принимать разные формы. «Она может носить форму не только слова, но и улыбки, пожатия руки, смущенного взгляда, хорошего обеда для мужа, наказания сына отцом или результата контрольной работы в классе» (Киллен, 1981. С. 75). Отсюда понятно, сколь разнообразны могут быть проявления обратной связи в организационных системах.
Выше я очертил вкратце значение обратной связи для успешного функционирования организации. Существуют, однако, специальные разработки этого вопроса. Учитывая несомненную его важность, я думаю, есть смысл несколько подробнее остановиться на содержании упомянутых разработок, взяв за основу обобщающие материалы Р. Албанезе и Д. Ван Флита (Albanese, Van Fleet, 1983).
|
Эти авторы представили ряд характеристик эффективной обратной связи в организационном взаимодействии. Вот основные из них: 1) эффективная обратная связь направлена на улучшение действий членов организации; 2) эффективная обратная связь конструктивна и благодаря ей получателю сообщаются полезные для него идеи; 3) эффективная обратная связь обнаруживает тенденцию к специфичности, довольно точно устанавливая, в чем неполадки и что конкретно должно быть сделано для их устранения; 4) эффективная обратная связь носит незамедлительный характер; 5) эффективная обратная связь основывается не столько на оценке сделанного (хорошо или плохо), сколько на изложении того, что должно (или не должно) быть сделано; 6) эффективная обратная связь полезна члену организации в той мере, в какой она предоставляет ему способы улучшения работы; 7) эффективная обратная связь характеризуется своевременностью поступления к работнику, давая ему возможность внести улучшения в свои действия; 8) для того, чтобы обратная связь была эффективной, члены организации должны проявлять желание и готовность принять ее; 9) эффективная обратная связь должна быть четко выражена таким образом, чтобы стать понятной получателю; 10) эффективная обратная связь должна быть надежной.
|
Р. Албанезе и Д. Ван Флит подчеркивают, что добиться эффективной обратной связи можно лишь в случае роста доверия и открытости в отношениях между членами организации и одновременного снижения организационной дистанции (статусных различий) и несовместимости работников.
Речь, по сути дела, идет о важном условии продуктивности обратной связи, которое К. Киллен называет «вниманием к людям». Нужно отдать должное этому автору: он подмечает одну существенную особенность функционирования обратной связи. Ее сигналы «часто поступают в слабо выраженной, едва различимой форме. Вам необходимо постоянно и внимательно наблюдать за поведением тех, с кем вы контактируете. Научитесь замечать и понимать выражение глаз, интонации голоса и изменения положения тела. Внимательно прислушивайтесь ко всему, что сказано, и думайте о том, что осталось невысказанным» (Киллен, 1981. С. 75). Как мы увидим далее (см гл. 4), эти рекомендации вполне согласуются с некоторыми фундаментальными положениями, вытекающими из исследований в области психологии межличностного познания.
Установление благоприятных отношений с подчиненными помогает руководителю реализовывать и другое условие поддержания эффективной обратной связи, а именно подбирать конкретные способы ее применения. Считается (см.: Киллен, 1981), что наиболее подходящими для них являются личная беседа (напомню, что на ее разновидности — «беседе руководителя и подчиненного о результатах» я подробно останавливался в 2.2) и общее собрание персонала. Причем в разговоре с людьми руководителю рекомендуется не ограничиваться дежурным вопросом: «Вы меня поняли?» На него, как правило, отвечают утвердительно, даже если это не соответствует истине.
|
Людям часто кажется, что отрицательный ответ может характеризовать их в глазах руководителя далеко не лучшим образом подумает еще, что подчиненный туго соображает или недостаточно компетентен. Поэтому целесообразнее задать исполнителям дополнительные вопросы по существу дела или попросить их рассказать, как ими понята соответствующая информация. И вот здесь-то как раз и важен характер отношений, установившихся между руководителем и подчиненным. Теплота отношений, доверие к руководителю способны снять подчиненного естественное в таких случаях чувство настороженности, тревоги, побудить его к более открытому и правдивому разговору о текущих производственных проблемах.
Итак, мы рассмотрели ряд важных причин плохих соммуникаций. Читателю, если он включен в практический менеджмент, вероятно, есть на что обратить внимание. Но я хотел бы дополнить только что сказанное еще небольшой порцией полезной, на мой взгляд, информации, касающейся своеобразия процессов общения в эффективно функционирующих организациях или, в герминах известных их исследователей Т. Питерса и Р. Уотермена, «образцовых компаниях». Несомненно, она имеет самое непосредственное отношение к вопросу о коммуникации.
Я начну с характеристики «образцовых компаний», данной им упомянутыми авторами. «Образцовые компании,— пишут они,— представляют собой обширные сети неформальных открытых информационных каналов. Стереотипы поведения и интенсивность общения способствуют тому, чтобы нужные люди регулярно вступали в контакты друг с другом, и хаотическо-анархические свойства системы держатся под контролем просто благодаря регулярности контактов и их существу (например, коллега общается с коллегой в искусственно созданной конкурентной ситуации)» (Питерс, Уотермен, 1986. С. 163)1.
1 Справедливости ради замечу, что в более поздней своей работе Т. Питерс (Peters, 1988) отказался от термина «образцовая компания». Продолжая изучение большого бизнеса, он пришел к выводу, что в действительности таких компаний не существует, поскольку ни одна из них не застрахована oт неудач, переживая череду взлетов и падений.
В приведенной характеристике важнейшим элементом жизни «образцовой компании» выступает интенсивность общения в виде многообразных форм информационного обмена. Совершенно очевидно, однако, что подобное «состояние» общения нельзя обеспечить сколько-нибудь жесткой регламентацией отношений, приведением их в соответствие с формальными предписаниями организации. Практика «образцовых компаний» (а она, между прочим, есть отражение соответствующей политики руководства этих компаний) подсказывает иной выход: он в обращении к неформальности.
Неформальность интенсифицирует общение, причем ее проявления, судя по литературе (см.: Коно, 1987; Морита, 1990; Питерс, Уотермен, 1986; Роджерс, 1990; Санталайнен и др., 1988), свидетельствуют о большой изобретательности управленческой мысли. Обратимся к конкретным примерам.
Так, в американской компании «Уолт Дисней продакшинз» каждый работник, начиная от президента и ниже, носит именную табличку с указанием только своего имени. Повсеместное, независимо от должности, обращение сотрудников друг к другу по имени можно наблюдать и в стенах другой американской корпорации — «Хьюлетт Паккард» («ХП»). Оказавшись в административном центре корпорации «ИБМ» в Армонке (Нью-Йорк), вы не найдете табличек с указанием должности — ни на дверях комнат, ни на столах сотрудников. Здесь нет душевых, предназначенных только для управленческого персонала; то же самое касается стоянок для автомашин и столовых. На многих японских предприятиях все служащие (от управляющего до рядового рабочего) носят единую униформу, обедают в одной столовой, пользуются одним туалетом и т. п. В финских компаниях практикуется обращение работников друг к другу на «ты», вне зависимости от занимаемой должности.
Т. Питерс и Р. Уотермен выделяют некоторые условия, способствующие развитию неформального общения. Одно из них — так называемая «политика открытых дверей». Она означает, что руководство компании открыто для рядовых работников, готово их выслушивать, отвечать на их жалобы и иные обращения.
Здесь, кстати сказать, могу сослаться на лично мне известный аналогичный пример из практики отечественного управления. В конце 70-х годов в связи с проведением социально-психологических исследований мне дважды довелось побывать в стенах довольно популярного в нашей стране Тираспольского швейного объединения. Так вот, организационное поведение тогдашнего директора объединения В. С. Соловьевой в буквальном смысле слова можно было бы назвать «политикой открытых дверей». Последние в ее кабинете практически не закрывались (я пишу об известном мне периоде времени): у нее не было жесткого расписания приема людей и всегда, когда она бывала на месте и не проводила каких-либо совещаний, любой работник мог беспрепятственно обратиться к ней со своим вопросом Между прочим, тираспольцы, одни из немногих в отрасли, зарабатывали в те годы твердую валюту, продавая свои изделия на Западе.
Правда, говоря о «политике открытых дверей», стоит указать на одну любопытную тонкость, подмеченную на этот счет Ф. Роджерсом в поведении иных менеджеров: «...Если, несмотря на заявление начальника: "Двери моего кабинета открыты для всех", люди не идут к нему — значит он вкладывает в свои слова какой-то подтекст. Например, такой: "Вы только не принимайте мое приглашение слишком всерьез"» (Роджерс, 1990. С. 89).
Другое условие неформальности общения — «выведение управления за пределы кабинетов». Управление такого рода в одних компаниях получило название «видимого управления», в других — «управления путем обхода рабочих мест», в третьих — «управления путем хождения повсюду» (см.: Питерс, Уотермен, 1986. С. 163). В любом случае, однако, речь идет о выходе руководителей разных рангов на рядовых работников. Психологически это чрезвычайно важно, поскольку тем самым как бы подчеркивается значимость любого работника для социальной организации, он признается в качестве лица, от действий которого во многом зависит успех предприятия.
Замечу еще, что подчиненные вообще любят, когда к ним по какому-то вопросу обращается руководитель (я не имею, конечно, в виду какие-то карательные действия последнего). Причем это относится к любым подчиненным; и к рядовым служащим, и к управленческому персоналу. Как сказал мне однажды начальник цеха одного крупного химического комбината — участник моих семинаров, «ворчишь, ворчишь на нашего генерального (директора.— Р. К.), а позвонит по какому-нибудь вопросу, приятно».
И выдающиеся менеджеры великолепно улавливают душевные порывы своих подчиненных. «Я всегда считал,— говорит президент «Сони корпорейшн» А. Морита,— очень важным знать наших работников, посещать все предприятия нашей компании, стараться познакомиться и узнать каждого работника. По мере нашего роста делать это становилось все труднее и просто невозможно действительно знать лично более сорока тысяч человек, работающих для нас. Но я стараюсь. Я призываю всех наших управляющих знакомиться со всеми подчиненными, а не сидеть весь день в кабинете» (1990. С. 213).
Ему вторит Д. Огилви, основатель «Огилви энд мазер»: «Не вызывайте людей к себе в кабинет — это их пугает. Вместо этого отправляйтесь на их рабочие места. Это сделает заметным ваше присутствие во всем учреждении. Председатель правления, который никуда не ходит, становится отшельником, утратившим контакт со своими подчиненными» (цит. по: Питерс, Уотермен, 1986. С. 358).
Наконец, «выведение управления за пределы кабинетов» тесно связано, на мой взгляд, с уменьшением уровней руководства организацией в целом Но разговор об этом еще впереди (см. гл. 3).
И еще об одном важном стимуляторе неформального общения — о его пространственной организации. Последняя достигается путем строительства или переоборудования рабочих помещений таким образом, чтобы увеличить непосредственные контакты между людьми. Вот только несколько примеров из практики американских компаний: «фирма «Коринг гласс» установила эскалаторы (вместо лифтов) в своем новом инженерном корпусе, чтобы увеличить возможность контактов лицом к лицу... Сотрудник «Сити-бэнк» отметил, что в одном отделе многолетний раскол между сотрудниками, занятыми учетными операциями и выдачей ссуд, был разрешен, когда вся группа разместилась на одном этаже и их столы перемешались» (Питерс, Уотермен, 1986. С. 164). «Новые здания «Интел» в Силикон-Вэлли были спроектированы так, чтобы обеспечить избыток небольших конференц-залов. Руководство хочет, чтобы люди там обедали, решали проблемы. В этих комнатах полно грифельных досок» (там же. С. 279).
Подобные пространственные реконструкции — не случайность, не прихоть администраторов. Они имеют под собой научно обоснованную базу. Так, согласно данным многолетнего изучения этого вопроса, проводившегося Т. Алленом, если люди работают на расстоянии 10 м. друг от друга, вероятность их общения между собой хотя бы раз в неделю равна лишь 8-9%, в то время как при расстоянии в 5 м она составляет уже 25% (см.: Питере, Уотермен, 1986). А ведь из социально-психологических исследований известно: частота контактов способствует усилению неформальных отношений людей, их межличностному тяготению (см.: Кричевский, Дубовская, 1991; Свенцицкий, 1986).
Анализ коммуникативной функции руководства подошел к завершению. Надеюсь, все сказанное выше относительно интенсификации организационного общения, большего его перевода в форму неформального коммуникативного обмена будет воспринято читателем как именно одно из возможных направлений ее реализации. Ну, а в целом, как можно было убедиться, таких направлений немало. Впрочем, на этом разговор о коммуникации не заканчивается. В той или иной мере нам предстоит еще не раз возвращаться к, нему в других разделах книги. Правда, контекст обсуждения там будет несколько иным.
2.4. РУКОВОДИТЕЛЬ В МИРЕ ИННОВАЦИЙ
Мысль о том, что мы живем в эпоху непрерывных нововведений, вряд ли способна потрясти читателя. Автор, однако, и не ставит перед собой такой цели. Речь идет всего лишь о констатации пусть тривиального, но вместе с тем чрезвычайно существенного для понимания сути управленческого труда факта. Уже одним своим существованием он побуждает нас задуматься над рядом явно непростых вопросов; какова роль руководителя в инновационном процессе, каково отношение к нему персонала, каковы пути эффективного внедрения инноваций в жизнь коллектива (организации), имея в виду, в частности, преодоление разного рода неизбежных в подобных случаях барьеров?
Ниже я постараюсь ответить на эти вопросы, беря их в той последовательности, как они здесь представлены. По существу это и будет раскрытие инновационной функции руководства, но, подчеркну особо, главным образом со стороны ее психологического своеобразия.
Вначале, однако, несколько, так сказать, общих, предварительных слов о нововведениях. В мире их, вероятно, великое множество. Я же ограничусь здесь лишь краткой типологией организационных нововведений, которую читатель при желании, а главное, наличии соответствующего опыта легко, надеюсь, сумеет продолжить.
На мой взгляд, без особых затруднений можно назвать, как минимум с десяток типов нововведений, относящихся к различным областям организационной жизни: структурные, технико-технологического плана, связанные с кадровой политикой, оплатой и нормированием труда, введением прогрессивных форм организации труда, использованием новых видов сырья и выпуском новой продукции, совершенствованием (или коренным изменением) системы морального и материального стимулирования людей, переходом к более эффективным формам хозяйствования, маркетинговым поведением и т. д.
При этом хочу обратить внимание на следующий существенный, с моей точки зрения, момент, касающийся как собственно организационных, так и любых других имеющих место в обществе нововведений. Традиционно их принято рассматривать как некое безусловно положительное в жизни организации (или общества) событие. Во всяком случае утверждения обратного толка в специальной литературе встречаются довольно редко. А между тем и исторический, и чисто житейский, повседневный опыт свидетельствует, что это далеко не так.
Отнюдь не все нововведения суть благо для людей, даже если и быть во благо — их предназначение. Чтобы прийти к такому выводу, вовсе не обязательно углубляться в исторические пласты, вполне достаточно, наверное, каждому из нас обратиться к событиям ближайшего десятилетия, принесшим немало «удивительных» (если не сказать гораздо жестче и грубее) новаций.
Я специально остановился на этом моменте потому, что за каждым нововведением, каким бы незначительным оно ни казалось на первый взгляд, всегда стоят человеческие судьбы. Волнуют ли они творцов общественных инноваций? Пробуждают ли в них часто дремлющее чувство ответственности за принимаемые решения?
Но вернемся к главной теме нашего разговора — психологическим аспектам инновационной функции руководства. Как мы условились выше, речь прежде всего пойдет об основном ее реализаторе — руководителе. Давайте посмотрим, что нам известно об этой его роли.
Начну с небольшого, но вместе с тем необходимого, на мой взгляд, замечания. Суть его в следующем. Вряд ли, говоря об инновационной функции, правомерно связывать успешность ее реализации только с активностью любого отдельно взятого руководителя, безотносительно к общей философии и политике организации, конкретным условиям ее жизнедеятельности. Именно последние, (т. е. спрос и предложение, конкуренция между производителями товаров и услуг, борьба за потребителя и сферы сбыта и т. д.) определяют основные принципы и приоритеты организационной жизни, диктуют стратегию действий администрации.
Так вот, относительно только что сказанного замечу: необходимость инноваций в числе важнейших составляющих общей политики многих японских компаний подчеркивается содержанием их делового кредо (см.: Коно, 1987; а также гл. 3). Причем, обратите внимание, наряду с такими сугубо «рыночными» ценностями, как «хороший продукт по разумной цене», «качество в первую очередь», «справедливая прибыль». И это вовсе не случайное соседство — такова точка зрения специалистов, полагающих, что инновации в виде, например, «разработки новых товаров или новых услуг на более приемлемых для клиентов условиях представляют собой решающий компонент маркетинга и средство, обеспечивающее выживание предприятия на рынке» (Хойер, 1990. С. 210). К подобному суждению можно только добавить, что и другие типы организационных нововведений из числа уже перечислявшихся мной в конечном счете «работают» на тот же самый рыночный эффект.
Именно требования сугубо экономического характеpa более всяких других причин обусловливают соответствующую философию менеджмента, ориентирующую эффективных его представителей на вполне определенные стандарты инновационного поведения стремиться быть первым и, значит, предприимчивым; помнить, что успех на рынке рождается в конкуренции — этой движущей силе предпринимательства, а потому всемерный акцент — на совершенстве, качестве продукта; давать свободу действий творческим, талантливым сотрудникам и поддерживать энтузиастов, чьим усилиям нововведения очень часто обязаны не только своим рождением, но и широким внедрением в жизнь; уметь предвидеть возможные рыночные «колебания» и быть готовым в связи с этим к осуществлению внутриорганизационных перемен, ломке, в случае необходимости, сложившихся управленческих структур, выступая, по известной метафоре У. Бенниса, своего рода «социальным архитектором» (подробнее об этом см.: Питерс, Уотермен, 1986; Тичи; Деванна, 1990).
Каков же психологический пафос подобной направленности инновационного поведения руководителя? Вкратце я бы определил его так: формирование (или, скажем, несколько мягче — развитие) у сотрудников, персонала мотивации инноваторов. То есть мотивации быть первым,, ощущать себя, по выражению Т. Питерса и, Р. Уотермена, победителем; мотивации поиска, созидания чего-то нового, более совершенного, рождающего у человека чувство первооткрывателя; мотивации содействия процветанию своей организации, благодаря чему люди начинают воспринимать себя членами одной семьи; мотивации, побуждающей человека совершать поступки, ценность которых придает смысл его деятельности и жизни в целом, а значит, способствует личностному росту.
Собственно, все это, как свидетельствует интересная подборка данных современной психологии, представленная недавно Т. Питерсом и Р. Уотерменом (см.: Питерс, Уотермен, 1986; а также гл. 5, 6), в потенции имеется у большинства из нас. Весь вопрос состоит в том, как потенциальное перевести в актуальное. И хотя «образцовые компании» изрядно преуспели в поисках ответа, найдя во многих случаях впечатляющие решения (см.: Морита, 1990; Питерс, Уотермен, 1986; Роджерс, 1990; а также гл. 6), встречающиеся на этом пути рифы вряд ли стоит игнорировать.
Что я имею в виду, когда говорю о них? Всего лишь (но это, поверьте, отнюдь не мало) причины, которые, заглушая наши многообещающие потенции, сплошь и рядом при столкновении с чем-то новым, вносящим изменения в привычный жизненный стереотип, побуждают нас к осторожности, вызывают опасения, провоцируют к неприятию и сопротивлению. Иными словами, речь пойдет о барьерах на пути внедрения нового, барьерах, созидателем (или «носителем») которых является сам человек. Таким образом, как вы уже догадались, я перехожу к вопросу об отношении к инновациям персонала, подразумевая под ним не только рядовых служащих, но и управленческих работников.
Согласно точке зрения К. Девиса (см.: Киллен.,1981), взятой мной за основу настоящего анализа, причины сопротивления людей организационным нововведениям могут быть троякого характера: экономические, личностные и социальные (или, лучше сказать, социально-психологические).
К числу экономических причин К. Девис относит, а) боязнь безработицы; б) боязнь сокращения продолжительности рабочего дня и, как следствие этого, заработка; в) боязнь снижения социального статуса и основной заработной платы; г) боязнь интенсификации труда и сокращения прогрессивной его оплаты. Словом, основу всех этих причин составляет боязнь потери (полной или частичной — в зависимости от обстоятельств) в заработке, что и формирует у работника антиинновационную (порой весьма сильную) установку.
Перечисленные причины вряд ли нуждаются в специальном комментарии. Скажу только, что безработица, еще сравнительно недавно казавшаяся нам чем-то довольно далеким и абстрактным, в последнее время превратилась в реальный элемент нашей повседневности. И ее призрак становится серьезнейшим фактором блокирования инноваций на разных уровнях социальной структуры, в том числе и собственно организационном.
Теперь относительно причин личностного характера, побуждающих людей противиться инновационному процессу. К. Девис называет следующие из них: а) восприятие критики современных методов работы как личной обиды; б) боязнь того, что приобретенные навыки окажутся ненужными и будет ущемлена профессиональная гордость; в) уверенность в том, что нововведения всегда приводят к усилению специализации, повышению монотонности труда и уменьшению чувства собственной значимости как участника трудового процесса; г) нежелание расходовать силы на переобучение; д) боязнь роста интенсивности труда; е) страх перед неопределенностью, обусловленный непониманием сути и последствий нововведений.
На мой взгляд, основным (и, пожалуй, наиболее общим) для подобного рода причин является сопротивление личности обесцениванию, своеобразной социальной девальваций ее «Я», которую очень часто несет с собой инновационный процесс.
Представьте себя на месте профессионала, достигшего высокого рабочего мастерства, имеющего хороший заработок, уважаемого окружающими и уверенного в себе, своих возможностях. И вдруг, в связи с внедрением определенных нововведений (необходимость в которых, вполне возможно, вам не очень-то понятна, хотя администрацию это нимало не волнует), вы обнаруживаете, что прошлый ваш опыт не столь уж и многого стоит, что необходимо переквалифицироваться, т. е. попросту как бы вновь садиться за парту. А пока что положение ваше становится в какой-то мере неопределенным, вы теряете уверенность в себе, своих силах, ощущаете себя в происходящем каким-то «винтиком».
Ну, а если еще при этом вам где-то в районе пятидесяти? Понятно, что личное ваше отношение к нововведению будет далеко не самым оптимистичным и вряд ли возбудит прилив энтузиазма претворять его в жизнь.
И наконец, о группе антиинновационных барьеров, носящих социальный (или, как я уже говорил, социально-психологический) характер. К ним К. Девисом отнесены: а) нежелание приспосабливаться к новому социально-психологическому климату в коллективе; б) стремление сохранить привычные социальные связи; в) боязнь, что новая социальная обстановка приведет к меньшему удовлетворению работой; г) неприязнь к внешнему вмешательству в личные дела и к лицам, внедряющим нововведения; д) недовольство слабостью личного участия и незначительностью личной роли при внедрении нововведеий; е) уверенность в том, что любые новшества выгодны компании, а не работнику, его товарищам по работе или обществу.
Нетрудно заметить, что большинство указанных причин имеют своей основой реакцию человека на сопровождающие во многих организациях инновационные процессы своего рода посягательства на его психологический комфорт, ущемление его личностной самоценности, зявляющиеся и в необходимости неожиданной смены привычной социально-психологической микросреды (т. е. рабочей группы), и в игнорировании администрацией ений рядовых сотрудников по поводу происходящего, в отсутствии должного информирования людей о смысле внедряемых новшеств.
Замечу, что причины личностного и социального характера имеют между собой немало общего, а в целом предложенная К. Девисом классификация содержит, как мне кажется, довольно обширный перечень антиинновационных факторов человеческого поведения. И тем не нее хочу сделать небольшое дополнение к ней, суть горого состоит в следующем. Приведенная выше классификация фиксирует антиинновационные барьеры со стороны работников в условиях высокоэффективной экономической системы. Конечно, действие всех этих барьеров можно наблюдать и отечественных организациях. Вместе с тем своеобразие хозяйственно-экономической ситуации, с которой мы сталкиваемся повседневно у себя в стране, позволяет выделить ряд своих, так сказать, доморощенных причин сопротивления нововведениям или, по выражению А. И. Пригожина, невнедрения их. Большое число такого рода причин рассмотрено упомянутым автором в специальной работе (см; Пригожин; 1989). Поэтому я остановлюсь лишь на некоторых из них, наиболее типичных, на мой взгляд.
Так, А. И. Пригожиным в качестве одной из экономических причин невнедрения нового называется дешевая рабочая сила. Поскольку заработная плата большинства работников в нашей стране чрезвычайно низка, автор полагает, что «даже при полной коммерциализации производства держать человека будет выгоднее, чем покупать технику, а иметь больше людей в подчинении — рентабельнее, чем менять стиль управления, его методы и структуру» (Пригожин, 1989. С. 87-88).
Или такая, к примеру, прямо скажем, абсурдная причина торможения некоторых инноваций, как затратность, побуждающая хозяйственников преимущественно к дорогостоящим нововведениям: считается, чем больше предприятие затратит материалов, тем выше его экономические показатели — реализация в рублях, тоннах.
Называет А. И. Пригожин и интересную, на мой взгляд, психологическую причину отторжения нового — неразвитость у многих наших работников достижительной мотивации, т. е. стремление ориентироваться скорее на избегание неудачи, чем на достижение успеха, боязнь риска, непредвиденных трудностей, зачастую низкий уровень притязаний и т. п.
К категории психологических причин относится и бытующая в сознании многих наших хозяйственников установка — «проще купить за границей», являющаяся следствием неверия в отечественную технику. Подобная установка сформировалась, понятно, не случайно. Однако порой ее действие приводит к курьезным (если не сказать — печальным) последствиям. Так, отечественные изобретения, дающие большой экономический эффект, нередко начинают внедряться в производство лишь после того, как их осваивают зарубежом. Но в этом случае приходится уже стучаться в двери за рубежных фирм, расходуя огромные средства.
По-видимому, только развитие в нашей стране подлинно рыночных отношений (со всеми присущими цивилизованному рынку атрибутами) позволит в конце концов избавиться от этих и иных свойственных затратной экономике антиинновационных торможений.