Но время поддается учету. Руководитель может рассчитать необходимое ему для выполнения тех или иных работ время, сделать некоторый количественный допуск его потерь на непредвиденные обстоятельства и помехи — словом, он имеет дело с вполне регулируемым ресурсом. Следовательно, подстерегающие руководителя в этом аспекте его деятельности проблемы подвластны анализу, основные этапы которого полезно далее рассмотреть.
Прежде всего, что же способно побудить руководителя (да и каждого из нас) к подобного рода анализу? Вероятно, обнаруживаются какие-то признаки, симптомы возникающей проблемы. Какие именно, давайте уточним.
Учитывая мнение специалистов (Менеджер, 1990. № 1; Ниссииен, Воутилайнен, 1988), симптоматику тревожащей руководителя временной проблемы можно определить по следующим признакам: 1) отсутствие четкого расписания работы на текущий день (руководитель не знает, что ему сегодня предстоит сделать в первую очередь, что — во вторую и т. д.; 2) секретарь не в курсе дел своего шефа (а ведь секретарь, замечу,— это прежде всего помощник своего руководителя); 3) несвоевременность ответа на деловые письма (потому что руководителю все как-то некогда); 4) продолжение работы над деловыми бумагами дома, по вечерам (в служебные часы не хватает времени); 5) непрерывные помехи в работе, вызванные частыми телефонными звонками и наплывом посетителей (руководитель стремится со всеми разговаривать сам); 6) постоянное выполнение работы за своих подчиненных (в частности, и потому, что руководителю кажется: так надежней); 7) большой поток всевозможных рутинных дел (руководитель буквально «тонет» в мелочах); 8) частая спешка при выполнении заданий со стороны вышестоящего руководства (очень часто вызвана несвоевременностью начала работы над ними).
|
Исходя из собственного опыта, читатель может, конечно, этот перечень продолжить. Однако сама по себе симптоматика назревшей проблемы еще ничего не говорит о причинах, ее порождающих. Поэтому далее, я думаю, стоит остановиться именно на этом моменте. Давайте посмотрим, почему же руководителю так часто не хватает времени.
Следуя точке зрения финские авторов И. Ниссинена и Э. Воутилайнена, назову некоторые причины дефицита времени: 1) постоянная спешка (постоянно спешащему человеку некогда остановиться, глубоко вникнуть в стоящую перед ним задачу, принять эффективное решение, дабы, как это нередко в таких случаях происходит, не возвращаться вновь к одному и тому же вопросу); 2) переутомление (как следствие длительной работы в условиях постоянной спешки); 3) нагромождение работ (оно проистекает от неумения правильно распределять свое рабочее время и часто приводит к тому, что человек привыкает к разного рода авралам, штурмовщине, увязает в массе мелких дел и ему становится трудно заниматься анализом ключевых, перспективных вопросов); 4) суетливость является результатом плохой организации труда, бесплановости, а также некоторых индивидуальных, например импульсивности, особенностей человека); 5) постоянные доработки дома (они приводят к накоплению физической и психической усталости, снижению работоспособности в служебное время, сужению кругозора человека, оскудению его жизненных интересов); 6) бесплановость работы (она обусловлена часто не только действиями конкретного человека, руководителя и т. п., но является общеорганизациокной проблемой, результатом общего стиля жизни данной организации); 7) слабая мотивация труда (вместе со своим неизбежным следствием — низкой производительностью, она порождает хроническую нехватку времени).
|
Вновь, как и несколько выше, я предлагаю читателю проявить активность и на основании собственной практики расширить список причин дефицита времени. Однако кое-что еще добавить к этому списку могу и я. А сказать хотелось бы вот о чем.
Большинство из только что приведенных причин носит, конечно, личный характер, т. е. зависит от конкретного человека (в обсуждаемом случае — руководителя). Ряд причин, кроме того, порожден теми или иными моментами внутриорганизационной жизни. Вспомним также и описанную в 2.1 специфику менеджерского труда. Она наверняка «задействована» выше. Наконец, нельзя забывать и о том, в каких условиях функционирует сейчас наше народное хозяйство, т. е. общий тяжелейший социально-экономический фон деятельности российского менеджера. Во всяком случае разрешению проблемы дефицита времени (как, впрочем, и множества иных дефицитов) он не только не содействует, а, напротив, серьезнейшим образом его осложняет.
И все же основная причина плохого использования времени, нельзя не согласиться с финскими авторами, заключена в нас самих. «Практика показывает,— замечают они,— что мы склонны обвинять в своих же трудностях, связанных с нехваткой времени, кого угодно, только не себя. «Да мы сами, конечно, смогли бы, но вот другие что-то не очень...» — пытаемся мы ухватиться за первую же успокоительную мысль. Безусловно, причины трудностей со временем могут быть и другие. Но если быть честными и вдуматься, то легко обнаружить, что главными виновниками являемся все-таки мы сами» (Ниссинен, Воутилайнен,1988. С 24).
|
Каковы же пути оптимизации обсуждаемой проблемы? Какие шаги целесообразно предпринять руководителю, стремящемуся к более рациональным затратам своего рабочего времени? Для ответа на эти вопросы я воспользуюсь как разработками исследователей (Менеджер, 1990. № 1; Ниссинен, Воутилайнен, 1990), так и соображениями выдающихся менеджеров (см: Роджерс, 1990; Якокка, 1990).
Вначале об исследовательских материалах, содержащих ряд, безусловно, полезных рекомендаций практиком. Вот одна из них. Составьте список причин дефицита вашего рабочего времени. Для удобства анализа расположите причины столбиком на листке бумаги. Постарайтесь разобраться, чем порождены эти причины. Обратитесь к коллегам, попросите их принять участие в этом анализе: взгляд со стороны может оказаться полезным. Наметьте меры по разрешению имеющихся у вас проблем, опираясь на собственные идеи и мнения коллег, и постарайтесь реализовать задуманное.
Другая рекомендация касается анализа временных затрат руководителя (да и любого сотрудника). В этом случае важно определить, какие виды работ выполняет человек. Допустим, перечень ваших повседневных рабочих дел таков: вы работаете с почтой, документами, ведете по телефону служебные переговоры, обдумываете какие-либо служебные вопроса (тактического и стратегического характера), консультируете и инструктируете подчиненных, проводите совещания, деловые беседы (а иногда и общаетесь с сотрудниками на личные темы), кратковременно контактируете с персоналом (в процессе управления «путем хождения повсюду») и т. д.
Так вот, при желании можно проследить, хотя бы приблизительно, как распределяется ваше время по указанным (и иным) видам работ, определить, в каком аспекте вашего труда временные затраты являются чрезмерными, а где, напротив, они явно недостаточны, и возможно ли общее их сокращение (если, скажем, продолжительность вашего рабочего дня существенно превышает, установленный стандарт).
С предыдущей тесно связана и еще одна рекомендация, ориентирующая на рациональное расходование временного ресурса. Суть ее в следующем: стараться отделять главное от второстепенного. Для этого полезно чаще задаваться такими, например, вопросами: целесообразно ли вообще выполнять эту работу? Что случится, если ее не сделать? (Ведь не секрет, что сплошь и рядом мы занимаемся на работе массой никому не нужных дел.) Или: нельзя ли делегировать (полностью или частично) выполнение данного задания кому-то из сотрудников? (Кому именно?) Ну, а если мы беремся за выполнение какого-то задания, стоит подумать, нельзя ли упростить рабочий процесс таким образом, чтобы избежать излишних временных затрат.
Но представим себе, что выполняемые нами дела достаточно ответственны, важны, их нельзя ни отменить, ни делегировать кому-то из подчиненных. Словом, эти дела должны выполняться обязательно. Как в таком случае распорядиться временным ресурсом?
Имеющиеся на этот счет разработки рекомендуют следующее. Прежде всего не стоит браться за множество дел (хотя бы и сверхсрочных) в течение одного дня. Разумнее запланировать на текущий день 2—3 первостепенных дела и 4—5 менее важных, а в целом более десятка дел ежедневно планировать не рекомендуется. При этом желательно обратить внимание на такой момент.
Виды работ, с которыми сталкивается руководитель, чрезвычайно разнообразны в смысле их сложности, интереса, который они к себе вызывают, и т. п. Естественно, возникает вопрос, чем заниматься в первую очередь, скажем, в начале рабочего дня (или, если есть возможность, в наиболее благоприятное для человека время суток), когда больше сил и голова еще свежа, а чем — позднее, в конце дня (или в менее благоприятные часы). Согласно имеющимся рекомендациям начинать следует с дел более сложных и важных, а также наименее приятных, оставляя напоследок сравнительно легкие и достаточно приятные задания.
Вообще говоря, планируя работу на предстоящий день, руководителю не мешает оставлять некоторый временной запас, т. е. какую-то часть рабочего времени (20—30% или сколько-то еще в зависимости от ситуации) не занимать под те или иные конкретные вопросы, резервируя место для непредвиденных заранее дел.
Как уже отмечалось в 2.1, повседневная работа руководителя носит во многом дискретный характер. Причем нередко, будучи оторван по какой-то причине от решения текущей задачи, руководитель к ней затем не возвращается, а приступает к выполнению нового задания. Такой способ работы малопродуктивен. Чтобы не столкнуться затем с уже известным нам «нагромождением работ», желательно, прежде чем приступить к новой задаче, довести все-таки до конца решение ранее начатой.
Разумеется, руководителю не всегда удается выполнить все запланированные на текущий день рабочие дела. Что-то остается, как говорится, «на потом» и заносится в рабочем календаре на следующий день. Но вот обнаруживается, что какая-то задача буквально кочует по листкам календаря. В этом случае стоит, вероятно, подумать: нельзя ли от нее отказаться вовсе, передать на выполнение другому лицу (подчиненному, например), отложить на более поздний срок и т. д.
До сих пор мы, по сути дела, обсуждали, так сказать, технологический аспект проблемы рационального использования временного ресурса в менеджменте. Но у этой проблемы есть и своего рода философский план. Он связан с общим взглядом человека на жизнь и труд, между прочим, тоже. «Мы живем, чтобы работать, или работаем, чтобы жить?» — в этом сакраментальном вопросе таится немалый смысл. Действительно, зачем мы?
На этот вопрос существует, вероятно, немало разных ответов. Но я пишу не философский трактат и потому ограничусь ответами лишь тех, кто, добившись блистательных побед в «этом прекрасном и яростном мире» менеджмента, не утратил при этом вкуса к иным ценностям человеческой жизни.
Послушайте, что, к примеру, говорит по этому поводу Ф. Роджерс «Мне не хотелось бы брать на себя роль судьи по отношению к другим людям, но лично я не считал бы себя счастливым, если бы целиком посвятил свою жизнь работе. Я уже говорил, что люблю работать, и это действительно так. Но при этом я постепенно пришел к убеждению, что тезис «работать, чтобы жить» предпочтительнее тезиса «жить, чтобы работать». Я никогда не усматривал связи между количеством отработанных часов и объемом выполненной работы, так что, на мой взгляд, нет оснований считать работоманов самыми производительными работниками. Но что по-настояшему тревожит меня, так это то, что происходит с кругозором работомана, с его интересами и личными отношениями с другими людьми. Грустно, когда семья приносится в жертву только потому, что человек не способен распределить свое время между работой, семьей и развлечениями» (1990. С 85-86).
Однако пример Ф. Роджерса — далеко не единственный. А. Хаммер, А. Морита, Л. Якокка — герои моего повествования — не только выдающиеся бизнесмены и менеджеры. Эти люди немало преуспели и в других сферах жизни: и в общественной деятельности, и в коллекционировании, занимались спортом и политикой, не забывая при этом о семье. Словом, их девиз — «работать, чтобы жить».
Таким образом, расходование временного ресурса предполагает затраты не только на сферу труда. Речь идет о всей системе жизненных связей человека. И если мы беремся обсуждать проблему рациональности этих затрат, нужно иметь в виду в равной мере и эффективность труда, и полноту, и многообразие человеческой жизни в целом.
* * *
Психологический анализ повседневной работы руководителя позволяет дать пооперационное ее описание и выделить ряд важных функций руководства, реализуемых в организационном процессе. Содержательное их раскрытие знакомит со многими сторонами управленческой деятельности. Администрирование и целеполагание, консультирование и представительство, воспитание и «психотерапия», отработка коммуникаций и инновационная активность — вот лишь некоторые ее составляющие. При этом важным условием эффективного выполнения управленческих функций выступает временной ресурс руководства.
Глава 3.
ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ ГЛАЗАМИ
ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПСИХОЛОГА
Куда ни взгляни, мы видим учреждения
(административные, торговые, научные), где высшее начальство
изнывает от скуки, просто начальство оживляется,
только подсиживая друг друга, а рядовые сотрудники
тоскуют или развлекаются сплетнями.
С. Паркинсон. Законы Паркинсона
Впечатляющая картина организации («учреждения»), нарисованная С. Паркинсоном в его широко известных «Законах», безусловно, мрачна и иронична. Поэтому, опираясь на более вдохновенные образцы (а мы, я думаю, тяготеем все-таки к ним), стоит, вероятно, постараться рассеять производимое ею впечатление. Во всяком случае мне хотелось бы представить нечто иное, противоположное тому, что виделось (и небеспричинно, надо полагать) знаменитому сатирику. Тем более что мировая практика в лучших своих проявлениях дает немало оснований для этого.
3.1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Термином «организационная культура», с которым, если помнит читатель, мы уже встречались в 2.4, охватывается большая область явлений духовной и материальной жизни коллектива; доминирующие внем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, манера персонала одеваться и установленные стандарты качества выпускаемого продукта и т. д. С проявлениями организационной культуры члены социальной организации сталкиваются буквально на каждом шагу, едва переступив порог предприятия, фирмы, учреждения. Она обусловливает адаптацию новичков и поведение ветеранов, находит отражение в определенной философии управленческого звена, прежде всего высших руководителей, реализуется в конкретной стратегии организации. Чтобы показать наглядно, как это происходит в действительности, я обращусь к реальным жизненным примерам.
Вот один из них. Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является наличие у коллектива (если именно так позволительно будет обобщенно именовать компанию, фирму и т. п.) своеобразного делового кредо — некоторой совокупности основных целей, стоящих перед ним. Фактически деловое кредо организации (и в этом мы убедимся чуть ниже) есть концентрированное выражение ее философии и политики, в первую очередь провозглашаемых у реализуемых, конечно, администрацией, высшим руководством. Причем формулируемое кредо не исчезает в коридорах организационной власти. Судя по литературе (см.: Коно, 1987; Морита, 1990; Питерс, Уотермен, 1986; Роджерс, 1990), оно находит место в специальных брошюрах, основные его положения регулярно повторяются на собраниях персонала, смотрят на работников со стен производственных и административных помещений.
Теперь, если вы, допустим, работаете в какой-либо организации (типа, скажем, промышленного предприятия, НИИ, торгового учреждения и т. д.), задайтесь, пожалуйста, вопросом: каковы ее цели, для чего она создана?
С подобным вопросом я неоднократно обращался к своим слушателям. Увы, их ответы не отличались разнообразием. Как правило, в качестве организационных целей назывались: выпуск необходимой людям и государству продукции, занятость людей, строительство социально-бытовых объектов для работников данного предприятия и жителей микрорайона, повышение квалификации персонала, технический прогресс. Иногда (главным образом в самое последнее время) называлась и такая цель, как получение предприятием прибыли.
Напрасно было спрашивать моих собеседников, не встречались ли им где-нибудь в стенах родного предприятия, в каких-то его кабинетах эти самые организационные цели, не слышали ли чего-нибудь о них. Ответы в самых разных аудиториях звучали на редкость похоже нет, не встречались, не слышали, не читали.
Вернемся, однако, в мир эффективного менеджмента, где, как я уже говорил, знание работником делового кредо своего предприятия (шире — фирмы) — неотъемлемый элемент организационной культуры. Давайте посмотрим, как обстоит на этот счет дело, например, в японских компаниях. Я обращаюсь к данным, представленным недавно Т. Коно в его работе о японских предприятиях (см.: Коно, 1987). С выполненным им анализом делового кредо 269 компаний читатель может ознакомиться, обратившись к табл. 4.
Содержащиеся в ней материалы, с моей точки зрения, вряд ли нуждаются в сколько-нибудь пространном комментарии: они весьма убедительно говорят сами за себя. Поэтому я ограничусь здесь лишь небольшими замечаниями.
Прежде всего заслуживают внимания базовые цели организаций, в особенности такая из них, как «служение обществу» (1.1.1 и 1.1.2), имеющая высокую частоту упоминаний в деловом кредо японских компаний и о6наруживающая отчетливый элемент патриотизма. Правда, подтекст последнего, судя по содержанию других базовых целей, носит скорее всего прагматический характер, вполне отвечая коммерческой логике большого бизнеса. Суть ее хорошо выразил президент южнокорейской компании «Кореа системз» Ли Тон Хун: «Есть одна закономерность, и она проверена нашим опытом в целом и моим в частности. Если ты действительно хочешь сделать бизнес, то должен прежде подумать об интересах своего государства, об интересах его граждан, а потом уже о личной выгоде... Это — главное качество маркетинга. Нужды общества определяются запросами потребителей. А каждый грамотный бизнесмен ориентирован только на интересы потребителей» (цит. по: Загашвили, 1990. С. 21).
Т а б л и ц а 4
Цели японских организаций (частотные характеристики отдельньм положений деловых кредо 269 компаний)
1. Базовая цель 1.1. Служение обществу, организации 1.1.1. Хороший продукт по разумной цене Качество в первую очередь 131 (49%) 1.1.2. Служение нации, народу. Совместное процветание 149 (55%) 1.1.3. Процветание корпорации 13(5%) 1.2. Справедливая прибыль 9 (3%) 1.3. Неуклонный прогресс, завоевание доверия 39(15%) 1.4. Благосостояние работников, уважение к работнику 34 (13%) 2. Общая политика 2.1. Прогрессивность, активность, созидательиость 119 (45%) 2.2. Аналитический, научный подход 44 (17%) 2.3. Высокая производительность 32 (12%) 2.4. Прогресс технологии корпорации 78 (39%) 3. Кодекс поведения 3.1. Отношение к компании 3.1.1. Преданность 81 (31%) 3.1.2. Благодарность 22 (8%) 3.2. Отношение к работе 3.2.1. Усердие 33 (15%) 3.2.2. Ответственность, исполнение долга 56 (21%) 2.2.3. Бережливость, аккуратность, терпеливость 50 (19%) 3.2.4. Чувство гордости за свою работу 13 (5%) 3.3. Отношение к старшим, коллегам и подчиненным 3.3.1. Сотрудничество 145 (55%) 3.3.2. Приязнь и учтивость 55 (21%) 3.4. Отношение к себе 3.4.1. Здоровье 28 (11%) 3.4.2. Прилежание 15 (6%) 3.4.3. Бодрость 26 (10%) 3.4.4. Моральная устойчивость 47 (18%) |
Примечание. Число указывает частоту упоминания цели, проценты получены путем деления частоты на число компаний.
Другая существенная особенность представленных целей — их выраженная инновационная направленность. Об этом свидетельствуют формулировки как отдельных базовых целей (например, «неуклонный прогресс, завоевание доверия»), так и всего блока целей «общей политики».
И наконец, важная составляющая делового кредо японских компаний — поведенческий кодекс, ориентирующий человека в организации на вполне определенное отношение к ней, к работе и персоналу, к самому себе. Причем, замечу, внимание к «человеческому фактору» отражено и в одной из базовых целей — «благосостоянии работников, уважении к работнику».
Разумеется, деловое кредо любой из 269 обследованных компаний включает гораздо меньше целей, чем их содержится в табл. 4. Тем не менее и того количества целей, которые ставит, перед собой та или иная отдельная компания, вполне достаточно (при условии, конечно, их реализации) для успешного ведения дел. В качестве примера сошлюсь на приводимую Т. Коно систему целей «Мацусита электрик компани».
Деловое кредо этой компании включает: декларирование миссии, т. е. роли, которую компания хочет играть в обществе, базовые цели и кодекс поведения сотрудников. Вот как содержательно выглядят названные выше составляющие делового кредо.
Миссия компании: а) быть членом промышленного сообщества; б) стремиться улучшить социальную жизнь людей; в) изготавливать дешевые, «как вода» электробытовые приборы в изобилии.
Базовые цел: а) рост благодаря взаимной выгоде для компании и потребителей; б) получение прибыли путем служения обществу; в) честная конкуренция на рынке; г) взаимная выгода для компании и поставщиков, посредников и акционеров; д) участие в управлении всех работающих в компании.
Кодекс поведения сотрудников (так называемые «Семь духов» компании «Мацусита»): а) вклад «Мацусита» в промышленность; 6) честность и преданность; в) гармония и сотрудничество; г) борьба за улучшение; д) учтивость и скромность; е) адаптация и восприимчивость; ж) признательность (см.: Коно, 1987. С. 81-82).
Однако формулирование делового кредо — лишь часть «культурной политики» компании. Далее его необходимо, что называется, довести «до ума» каждого члена организации, включить в систему, его личной мотивации и это, поверьте, не менее трудная задача. Вспомним хотя бы собственный опыт. Ведь в стенах отечественных предприятий и учреждений в минувшие десятилетия под видом всевозможных лозунгов тоже провозглашалось немало красивых (и, добавлю, полезных) целей, но что сталось с их реализацией? Престиж продукции наших предприятий на мировом рынке, пожалуй, красноречивее всего отвечает на этот вопрос.
Ну, а как решается обсуждаемая проблема в стенах все той же «Мацусита электрик»? Давайте посмотрим, что пишет по этому поводу Т. Коно, пространную выдержку из работы которого я считаю вполне уместным привести здесь ночти полностью.
«Интересный пример дает «Мацусита электрик»... Ее кредо повторяется повсеместно. Оно излагается и подробно объясняется в брошюре, которая знакомит нового работника с компанией, ее историей, продукцией, организационной структурой и политикой каждого подразделения. Всесторонне познакомив с компанией, от сотрудников ждут, что они станут вести себя наилучшим образом для достижения цели компании, будут выполнять свои обязанности по собственной инициативе, даже если нет подробной должностной инструкции.
На то, чтобы дать новым работникам техническую квалификацию, вдохновить их философией, целями и политикой компании, тратится около восьми месяцев.
Каждое утро проводится утреннее собрание в каждом подразделении, исполняется гимн компании и хором зачитываются «Семь духов», затем кто-то из служащих излагает перед собравшимися свое мнение о работе. Текст «Семи духов вывешен на стене, и лозунг текущего года поднят высоко для всеобщего обозрения.
На Новый год около 7 тыс. менеджеров со всех концов страны собираются вместе, и председатель совета директоров вместе с президентом компании объявляет им базовую политику на предстоящий год. Разрабатывается долгосрочный план, и информация о новых направлениях стратегии компании через журнал компании сообщается всем работникам» (Коно, 1987. С 97).
Таким образом, построение организационной культуры, вращивание основных ее элементов в психологию персонала требует от администрации, руководителей разных рангов ничуть не меньших усилий, чем, скажем, внедрение новой технологии или проведение каких-то структурных преобразований.
Пример «Мацуситы», как мне представляется, весьма демонстративен, однако не единичен. И он характерен не только для деятельности японских предприятий. Если вы помните, в предыдущих главах я неоднократно обращался к практике американской корпорации «ИБМ». Взгляд на нее изнутри, принадлежащий Ф. Роджерсу, подтверждает только что сказанное.
«Я не знаю,— пишет Ф. Роджерс,— многие ли компании имеют собственный кодекс поведения. Для «ИБМ» он был сформулирован Томасом Дж. Уотсоном-старшим, когда он основал компанию в 1914 г. Подобно всякому честолюбивому предпринимателю, он не только хотел видеть ее преуспевающей в финансовом отношении, он желал также воплотить в ней и свои личные ценности. Эти ценности, запечатленные на бумаге, образовали фундамент его новой компании; и каждый, кто впоследствии работал с ним, точно знал, что представляет собой компания Тома-старшего» (1990. С. 60).
Принципы Т. Уотсона-старшего, уточненные затем его сыном Т. Уотсоном-младшим, весьма просты и, как считает Ф. Роджерс, проработавший в «ИБМ» 34 года, доступны любому служащему компании — от экспедитора до администратора самого высокого ранга. Вот эти принципы. Обратите внимание, какой глубокий психологический смысл заключен в них:
1. Каждый человек заслуживает уважения.
2. Каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание, какое только возможно.
3. Добиваться совершенства во всем.
«Эти принципы, составляющие стержень всей деятельности компании, окружены столь глубоким почитанием, что оказывают самое непосредственное влияние на каждый шаг и на всю политику «ИБМ». Полагаю, что каждый, кто знаком с историей «ИБМ», согласится с тем, что своим успехом компания в большей степени обязана идеям Уотсона, нежели техническим нововведениям, искусству маркетинга или финансовым ресурсам» (Роджерс, 1990. С. 60-61).
Ну, а как эти принципы гигантской (с персоналом в 400 тыс. служащих) компании становятся личным принципом каждого сотрудника, думаю, вы уже догадались. Примерно так же, как и в «Мацусите». Послушаем еще раз ветерана компании: «Для того чтобы принципы смогли сыграть свою роль, они должны быть прежде всего ясно осознаны управленческим персоналом. Их необходимо довести до сведения всех сотрудников и повторять так часто, чтобы каждый проникся их важностью. Для внедрения в сознание сотрудников своих принципов «ИБМ» использует собрания, совещания, внутренние публикации, памятки, встречи сотрудников с руководством и частные беседы. Разумеется, все это не имело бы ровным счетом никакого значения, если бы само руководство «ИБМ» своими собственными делами и поступками не демонстрировало на практике эти принципы. Это требует усердия, но оно окупается» (Роджерс, 1990. С. 61).
К тому, что мы узнали из рассказа Ф. Роджерса, я хотел бы сделать небольшое дополнение. Три упомянутых базовых принципа составляют основу политики компании и являются ориентиром в принимаемых ее членами решениях. Но ими, замечу, не исчерпывается перечень ценностей и норм организационной культуры «ИБМ». Целый ряд их, производных от базовых принципов, включен, например, в так называемые «Правила делового общения», собранные в отдельную брошюру, которую вручают каждому сотруднику «ИБМ» (кстати, выдержки из нее приводятся в "упоминавшейся мной книге Ф. Роджерса). И, конечноже, важную роль в усвоении всех этих принципов и правил играет успешность их воплощения в повседневной жизни компании, облегчающая благодаря наблюдаемым поведенческим образцам (вспомним описанный в 2.3 феномен идентификации) вхождение новичков в организационную культуру.
Впрочем, возможны и другие пути поддержания ценностей компании. Мифология, ритуалы, традиции, особый язык — вот средства сохранения организационной культуры, ее воспроизводства в условиях смены поколений руководителей и рядовых служащих. Массу интересных примеров на этот счет приводят хорошо нам уже знакомые исследователи «образцовыхкомпаний » Т. Питерс и Р. Уотермен.
В стенах изучавшихся организаций им рассказывали всевозможные истории, связанные с деятельностью «отцов-основателей» —выдающихся менеджеров прошлого. И хотя достоверность услышанного порой вызывала сомнения, истории эти, как убедились исследователи, передавались от одного поколения служащих к другому, приобретая характер легенд.
Они наблюдали также ритуалы делового поведения и внеслужебного общения (на юбилеях, вечеринках и т. д.), имевшие целью поддерживать и укреплять здоровые традиции организационной жизни. Они фиксировали язык, характеризующий человеческое лицо предприятия («чувство семьи», «открытые двери», «общий сбор», «управление методом обхода рабочих мест» и т. д.), гуманизирующий статус отдельного служащего («сотрудник», «член команды», «член группы»). И они говорят о необходимости введения в управленческий словарь новых терминов. «Временные структуры», «экстренные группы», «подвижные организации», «малое — прекрасно», «ориентация на действия», «внутренняя конкуренция», «энтузиасты изделий» — вот лишь некоторые из них.