Разумеется, было бы неверно утверждать, что групповое решение задачи всегда предпочтительнее и эффективнее индивидуального. Вполне вероятны и обратные случаи. Именно так подходит к этому вопросу в контексте анализа соучаствующего руководства американская исследовательница Р. Кантер (Kanter, 1982). По ее мнению, групповая работа дает больший, эффект в тех случаях, когда позволяет: 1) привлечь новые источники знаний и опыта, например, в лице рядовых служащих; 2) достичь сотрудничества, умножающего усилия отдельного работника путем предоставления ему поддержки и стимулов; 3) участвовать в обсуждении проблемы всем, кто считает себя в ней компетентным; 4) вырабатывать согласие по спорным вопросам, проблемам, идеям; 5) увеличить число приверженцев принимаемого решения за счет предоставления им возможности влиять на него; 6) предпринять более широкое творческое обсуждение и решение проблемы, обычно трудно осуществляемое с помощью традиционных средств; 7) сбалансировать интересы отдельных лиц или преодолеть их сопротивление необходимым переменам; 8) избежать непродуманных действий и изучить возможные последствия реализации обсуждаемых решений; 9) обеспечить людей необходимыми ресурсами для более глубокого осмысления проблемы; 10) дать людям возможность посредством соучастия в выработке решений приобрести новые знания, навыки, перспективы, установить новые контакты и т. д.
Вместе с тем в целом ряде случаев участие группы в рассмотрении проблем не сопровождается позитивным эффектом. Р. Кантер считает, что это происходит, когда: 1) один человек (например, руководитель) обладает гораздо большими познаниями в предмете обсуждения, нежели другие члены группы, и последние с этим вполне согласны; 2) решение, по сути дела, заранее принято руководителем, находящим его единственно правильным; 3) решение соответствующего вопроса или проблемы входит в круг должностных обязанностей работника, и он может воспротивиться фактическому вторжению в них посторонних людей; 4) предложенная к обсуждению проблема, по сути дела, никого не волнует; 5) нет времени для развертывания дискуссии; 6) собравшиеся люди охотнее и продуктивнее работают в одиночку; 7) предназначаемую к решению проблему в силу каких-либо причин нецелесообразно делать предметом группового обсуждения.
|
Как я уже говорил, представление Р. Кантер соображения «за» и «против» резонности группового рассмотрения проблем — следствие анализа соучаствующего (буквально — партисипативного) управленческого стиля. Однако на этот счет имеется также немало данных, полученных в социально-психологических исследованиях, специально посвященных изучению феноменологии принятия групповых решений (см., например: Козелецкий, 1979; Кричевский, 1976; Кричевский, Дубовская, 1991). На некоторых из них уместно, думаю, остановиться несколько подробнее.
Вначале об отдельных позитивных моментах групповой дискуссии. Один из них заключается в том, что следствием дискуссии может явиться принятие группой более рискованного (или, скажем так, радикального) решения. Называется несколько причин, вызывающих подобный групповой эффект во-первых, влияние лидера, часто более других партнеров по группе тяготеющего к риску; во-вторых, размытость ответственности за принимаемое решение, поскольку члены группы нередко склонны полностью или частично перекладывать ответственность за делаемый выбор на плечи коллег. Кроме тоге, в западном обществе (а исследования «сдвига риска» в основном проводились именно там) риск вообще является культурной ценностью и иго демонстрация — одно из средств повышения личностью собственного социального статуса (хотя бы всего лишь в масштабе малой группы).
|
Назову и другой позитивный момент групповой дискуссии (или, если квалифицировать ее более обобщенно, групповой работы в целом). Она очень часто (правда, не обязательно всегда) способствует значительному эмоциональному возбуждению участников и росту их мотивации к групповой деятельности.
Кроме того, не следует забывать, что при наличии соответствующей организации дискуссия позволяет ее участникам повысить качество принимаемых решений. Так происходит, например, при введении в дискуссию правил, используемых обычно при процедуре «мозгового штурма»: члены группы имеют право предлагать любые решения проблемы, выдвигаемые идеи запрещается критиковать, каждому члену группы разрешается использовать, развивать идеи любого из партнеров.
В то же самое время, как нам уже известно из материалов предыдущего параграфа, групповое поведение (а принятие решений — одна из его разновидностей) сопровождается порой весьма неприятными эффектами. Так, в чрезмерно сплоченной и потому пропитанной духом конформности (именно в худших ее проявлениях) общности людей легко развивается феномен группового единомыслия. Его симптоматика, описанная И. Дженисом (Janis, 1983), характеризуется следующими признаками: 1) иллюзией неуязвимости, разделяемой большинством или всеми членами группы, следствием чего являются излишний оптимизм и тяга к чрезмерному риску; 2) коллективным стремлением дать рациональное объяснение принимаемому решению, дабы отбросить любые возможные возражения; 3) безусловной верой в исповедуемые группой принципы поведения, побуждающие ее членов игнорировать моральные последствия принимаемых решений; 4) стереотипным взглядом на соперников (другие группы) либо как обладающих слишком негативными чертами, чтобы вступать с ними в какие-то переговоры, либо как очень слабых или глупых, чтобы удержаться от соблазна воспрепятствовать достижению ими своих целей; 5) открытым давлением на членов группы, выдвигающих аргументы против групповых стереотипов, требованием от них лояльности; 6) самоцензурой членов группы, их готовностью минимизировать собственные сомнения и контраргументы, касающиеся групповых решений; 7) иллюзией единодушия относительно оценок, мнений, согласующихся с точкой зрения большинства; 8) появлением самозваных охранителей группового духа — людей, которые защищают группу от неблагоприятной информации, способной нарушить испытываемое ими чувство удовлетворенности принимаемыми решениями.
|
Вполне вероятно, личные переживания членов группы, склонных к подобному единомыслию, будут окрашены в радужные тона и их самоудовлетворение только возрастет. Но что касается качества групповых решений, иллюзий на этот счет питать, конечно, не приходится. Вряд ли они (решения) будут продуктивны.
Что же следует предпринять, чтобы ослабить влияние этого, прямо скажем, малосимпатичного явления или но мере сил и возможностей вообще предупредить его зарождение?
Прежде всего важно не создавать почву, удобную для его возникновения. Руководитель, насаждающий в коллективе стандарты единообразия, пусть пеняет на себя. Но если вы, как руководитель, поощряете в коллективе разномыслие, стимулируете критические отношение сотрудников к предлагаемым решениям, не глушите голос меньшинства, а в острых ситуациях обмена мнениями способны в интересах дела занять нейтральную позицию — в таком случае феномен группового единомыслия вам не страшен. Впрочем, есть и другие приемы борьбы с ним. Например, включение в процесс выработки решений независимых специалистов, не являющихся членами данной группы, или передача уже принятого решения на суд независимых экспертов и т. д.
Хотя принятие группового решения — процесс, несомненно, коллективный, в связи с ним возникает, однако, ряд вопросов, затрагивающих интересы отдельных его участков. Например: как быть с уже принятым решением, если вам оно не очень нравится? Или: как долго может тянуться обсуждение проблемы? Когда от рассуждений и размышлений следует переходить к практическим действиям?
Давайте посмотрим, что думают по этому поводу практики, т. е. сами менеджеры. Их мнения, пожалуй, лучший способ ответа на поставленные вопросы. Тем более что нашими собеседниками будут выдающиеся представители делового мира.
Первое слово— А. Морите. Он считает, и его мнение согласуется с точкой зрения ученых (см.: Коно, 1987; Оучи, 1984), что управление японской компанией осуществляется на основе консенсуса. Это значит, что имеющиеся противоречия между сторонами устраняются путем переговоров до голосования, которое носит затем, как правило, единогласный характер.
«Идея консенсуса естественна для японцев, но это вовсе не означает, что все решения принимаются по стихийному порыву коллектива. Достижение консенсуса в японской компании часто требует много времени на подготовительную работу, и зачастую этот консенсус формируется сверху вниз» (Морита, 1990. С. 275).
Итак, решение базируется на выработке консенсуса, но обратите внимание: высшее руководство держит инициативу в своих руках, и это, на мой взгляд, позитивный момент, позволяющий вводить организационный процесс в определенные управляемые рамки. Причем принцип консенсуса активно используется не только японскими компаниями, он принят на вооружение и рядом западноевропейских и американских фирм (в частности в той же «ИБМ»).
Правда, по данным У. Оучи (1984), принятый на Западе метод группового принятия решений более формален, стандартизован и предназначен к реализации небольшой частью людей (обычно восемь-десять человек). В японской же организации в обсуждении принимаемого решения участвует каждый, кого могут коснуться его последствия.
Кстати, У. Оучи особо подчеркивает роль информирования людей о принимаемом решении, говоря, что порой не столько важно само решение, сколько осведомленность о нем людей и их готовность благодаря наличию соответствующей информации его поддерживать. По мнению исследователя, оперируя информацией, можно провалить самое «лучшее» решение, точно, так же, как и заставить прекрасно действовать самое «плохое» (см.: Оучи, 1984).
Кажущийся не столь рациональным (как у западных партнеров) и весьма медленно (по американским меркам) разворачивающийся процесс принятия групповых решений, каким он предстает в японском воплощении, содержит вместе с тем очень важный элемент психологизации, деформализации организационных отношений. Вот что говорит по этому поводу А. Морита: «Американцы гордятся своей рациональностью в принятии своих деловых решений; тотальная логика американских школ бизнеса кажется холодной, принижающей значение человеческого фактора. Мы в Японии видим основы успеха в бизнесе и промышленности в ином. Мы убеждены, что, если вы хотите иметь высокую эффективность и производительность, необходимы тесные, сердечные отношения с вашими работниками, что поднимает моральный дух компании. Иногда создать чувство близости гораздо важнее, чем что-либо еще, и порой следует принимать решения, которые с технической точки зрения нерациональны. До конца рациональным можно быть, когда имеешь дело с машиной. Но если вы работаете с людьми, логика зачастую должна уступать место пониманию» (1990. С. 279).
Но, допустим, консенсус достигнут, решение принято. Казалось бы, незамедлительно должна последовать его реализация. Увы! Часто ли мы наблюдаем нечто подобное в повседневной нашей жизни? И ведь что интересно: нередко барьеры на пути реализации принятого решения создают как раз те, кто участвовал в его выработке, был с чем-то несогласен, но затем после долгих обсуждений дал все-таки «добро» на окончательный вариант.
Ну, а как обстоят в этом отношении дела в «образцовых компаниях»? И вновь говорит А. Морита: «Как только решение принято — независимо от того, исходит ли оно из цеха или из правления фирмы,— для японцев характерно, что все работники компании отдают все силы проекту без каких-либо нападок из-за угла, злословия и обструкции, что можно иногда наблюдать в некоторых западных компаниях. В такой компании складывается прекрасная обстановка, потому что каждый выполняет свою долю работы. Но достичь такого состояния трудно» (1990. С.275).
Да, достичь такого состояния нелегко; с А. Моритой, безусловно, следует согласиться. Тем более что нетрудно представить себе ситуацию, когда высокорангированный руководитель, имея точку зрения, отличную от мнений многих других руководителей, вынужден будет следовать принятому коллективному решению. По словам Ф. Роджерса, за время работы в «ИБМ» ему не раз приходилось оказываться в подобном положении и у него сложилось твердое убеждение, как в таких случаях поступать.
«Если я участвовал в процессе принятия решения, то я, разумеется, отстаивал свою точку зрения. До тех пор, пока решение не принято, я делал все от меня зависящее, чтобы убедить других в своей правоте. Но раз уж решение принято, даже если восторжествовала чужая точка зрения, с этого момента я рассматривал его как свое собственное. Более того, я выполнял его с таким интересом и энтузиазмом, как если бы это действительно было мое собственное решение. Иногда это нелегко, особенно если решение не пользуется всеобщей поддержкой. Но сильного руководителя ничто не должно останавливать. Тем более что роли могут и поменяться: когда-нибудь и мое решение будут выполнять люди, выступавшие против него» (Роджерс, 1990. С. 77-78).
Разумеется, руководитель промышленной (да и иной другой) организации, даже оставаясь на первых порах в меньшинстве, может в дальнейшем отстоять-таки свою точку зрения. Так случилось, например, с А. Моритой, добившимся производства знаменитых магнитофонов серии «Уокмен», несмотря на противодействие многих менеджеров компании. Лишь угроза отставки в сочетании с огромным опытом, великолепным знанием маркетинга и психологии потребителя, что оппоненты, конечно, не могли не учитывать, позволили А. Морите добиться, принятия своего проекта. После чего, вспоминает он, оппоненты обязались поддерживать его на все сто процентов.
Говоря о выработке коллективных решений, следует также иметь в виду и общую стилевую ориентацию поведения руководителя в направлении либо коллегиальности, либо директивности. Она обусловливает значительные вариации в понимании руководителями своей роли в процессе принятия решений. Вот одна из точек зрения на этот счет, весьма ярко характеризующая управленческий стиль ее владельца — старого нашего знакомого, Л. Якокки: «Вопреки тому, что утверждают учебники, самые важные решения в корпорациях фактически принимаются не коллективными органами, не комитетами, а отдельными лицами. Я всегда придерживался политики соблюдения принципов демократизма вплоть до момента принятия окончательного решения. В этот момент я становился безжалостным начальником. "0'кей, я всех выслушал,— говорил я.— А теперь послушайте, что мы будем делать"» (1990. С. 7).
Характеристика подобного управленческого стиля читателю, думаю, вполне очевидна (см. также 1.4). Как сказал бы в этом случае У. Оучи, имея в виду типичность проявления, он в большей мере отвечает американскому, нежели японскому подходу к управлению производством (см.: Оучи, 1984).
Но каким бы коллективным ни выглядело принимаемое решение, ключевую роль в его формулировании играет, конечно, руководитель. С этим согласны все: и представители Запада, и представители Востока. И как считают выдающиеся менеджеры в обеих частях света, искусство управления во многом есть умение своевременно сделать нужный выбор. Но замечу, что в условиях рыночной экономики это не просто демонстрация высшего профессионального мастерства, это прежде всего фактор выживания организации.
Между тем даже для менеджеров крупнейших корпораций своевременность принятия решений — большая проблема. Почему? Мнение Л. Якокки на этот счет таково: «Слишком много менеджеров позволяют себе долгую раскачку в процессе принятия решения, особенно те из них, кто обременен слишком большим образованием. Однажды я сказал Филиппу Колдуэллу, возглавившему компанию «Форд» после моего ухода: «Ваша беда в том, фил, что вы окончили Гарвард, где вас учили не переходить к действиям, пока не станут известны все факты. В вашем распоряжении имеется 95 процентов фактов, но вы затрачиваете еще шесть месяцев на то, чтобы добыть последние 5 процентов. К моменту, когда вы их наконец добыли, оказывается, что они уже устарели, так как рыночная ситуация претерпела изменения. Вся жизнь—это фактор времени» (1990. С. 7 5).
Что же именно в таком случае может помочь менеджеру вовремя сориентироваться в водовороте текущих и, подчеркну это особо, будущих событий? Мнения героев моего повествования — А. Мориты и Л. Якокки — полностью совпадают, и я записываю их ответы единой формулой: риск, помноженный на опыт, знание дела и обстановки и подкрепленный интуицией.
3.4. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О КАДРАХ
Знаменитый лозунг первых пятилеток «кадры решают все», вполне, возможно, известен далеко не всякому читателю. Не сомневаюсь, однако, что практические его последствия теперь, по прошествии многих пятилеток, ощутил на себе каждый из нас.
Да, кадры действительно решают если не все, то во всяком случае очень многое, и забывать об этом не стоит. Впрочем, выдающиеся менеджеры никогда и не нуждались в особом на сей счет напоминании. Работа с кадрами (если воспользоваться подобным канцеляритом) всегда рассматривалась ими в качестве наиважнейшей. Звучащие почти афористически слова Л. Якокки: «Самое значительное, что может сделать менеджер,— это нанимать пригодных для дела новых работников» (1990. С. 48) — лучшее тому доказательство. Однако, как и любой афоризм, они нуждаются в некоторой расшифровке, и это будет сделано ниже.
Я попытаюсь подойти к обсуждаемой проблеме, отталкиваясь от контекста организационной культуры. Именно он, как мне кажется, во многом определяет философию и политику эффективного менеджмента в решении кадровых вопросов. Впрочем, характер последнего в свою очередь также способен влиять на культуру. «Отбор, распределение должностей, оценка, вознаграждение, продвижение закрепляют культуру, показывая людям, что важно, а что — нет» (Тичи, Деванна, 1990. С. 191).
Разумеется, речь идет не о любой организационной культуре. Нас интересуют и привлекают лучшие ее образцы. Стандарты серости и упадка слишком хорошо нам знакомы. Мы нуждаемся в иных организационных ориентирах, мы хотим знать, как вести себя в соответствии с ними и как находить людей, готовых и способных действовать также.
Но для М. Блюменталя, министра финансов в администрации президента Дж. Картера, а позже председателя Совета директоров компании «Барроуз», похоже, не существует вопросов: «Вы делаете это так: нанимаете подходящих людей и предоставляете им возможность нанять подходящих людей — показываете им, как вы можете управлять компанией, поощряя изложение ими собственного мнения, предоставляя им ответственность, и вы добиваетесь, чтобы они функционировали как коллектив, это совсем особая атмосфера. Вы поощряете их поступать так же со своими подчиненными, вы вкладываете деньги в будущее, создавая учебные центры, вкладываете в науку, делая все это, вы ожидаете от них того же. Так что вы подаете пример, а поскольку вы выбираете сотрудников по своему образу и подобию, можно надеяться, что они будут также поступать в отношении своих собственных подчиненных» (цит. по: Тичи, Деванна, 1990. С. 191).
Как видим, лапидарно выраженная мысль Л. Якокки получает значительное развитие в словах его коллеги. Перед нами, по сути дела, схема кадровой политики организации, причем психологически очерченная, на мой взгляд, очень ярко. Следуя ей и отчасти ее дополняя, остановимся подробнее на ключевых кадровых «узлах».
Наем. Н. Тичи и М. Деванна называют его «культурным отсевом». В основе приема на работу в «образцовые компании» — соотнесение личных ценностей нанимающихся с культурными постулатами организации. Ибо «действенный способ формирования и поддержания культуры — это жесткий культурный контроль и над теми, кого только принимают на работу, и над теми, кто занимает ключевые посты в руководстве. Жизненные ценности, так же как и навыки, становятся важным критерием, отбора при найме и продвижении по служебной лестнице. Организации с сильной внутренней культурой, такие, как «Эксон», «Хьюлетт-Паккард», «ИБМ» и большинство японских компаний, посвящают значительное время отбору новых служащих и их акклиматизации в коллективе» (Тичи, Деванна, 1990. С 192).
Вот пример «культурного отсева» при найме рядовых работников, приводимый упомянутыми выше авторами. Люди, желающие получить место на заводе японской компании «Хонда» в Огайо (США), должны написать сочинение о своих жизненных целях и о том, как работа в компании согласуется с ними. Менеджеры и представители рабочих прочитывают сочинения и решают, найдут ли их авторы место в жизни «Хонды». Так отсеиваются примерно 90%. нанимающихся. С оставшимися 10% проводятся специальные собеседования, к которым опять-таки привлекаются менеджеры и кадровые рабочие. Затем принимается окончательное решение о том, где работать отобранным. Далее начинается непосредственная их подготовка к будущей работе, но об этом мы поговорим чуть ниже.
Другой пример культурной детерминации найма персонала мы находим у Ф. Роджерса. В его основе — принципы организационного поведения, принятые в «ИБМ» (см. 4.1). Ряды компании ежегодно пополняются «самыми способными людьми». Поставщиками кадров являются 350 американских колледжей. Корпорация поддерживает связь с ведущими университетами страны. Важнейшие критерии отбора: успехи в учебе и спорте общественная активность, коммуникабельность, способность к лидерству. Примерно половина поступающих на работу имеет подготовку в области точных наук (математика, физика) и техники, около 40% — коммерческое образование, остальные — представители гуманитарных дисциплин. Компании есть из кого выбирать: только в 1984 г. в нее поступило свыше 1,3 млн заявлений о приеме на работу.
Главный этап отбора — собеседование. Причем решающее слово при приеме на работу в «ИБМ» остается за руководителями низшего звена. Эта разумно (ведь именно они лучше любого кадровика осведомлены о нуждах своих подразделений) и отражает общий курс компании на децентрализацию управленческих функций, самостоятельность и подвижность персонала (см.: Роджерс, 1990).
К только что сказанному добавлю, что проблем с выбором высокообразованных работников не испытывают и японские компании. По данным Т. Коно, на ряде японских предприятий доля выпускников университетов составляет приблизительно четвертую часть численности всех работающих. Кроме того, подавляющий процент «синих воротничков» имеет за плечами полную среднюю школу (двенадцать классов). И как резонно полагает исследователь, высокая конкурентоспособность японских товаров во многом объясняется качеством рабочей силы (см.: Коно, 1987).
Адаптация. Принятый на работу человек должен адаптироваться к организационным условиям, «войти» в культуру данного коллектива. В этой связи продолжу описание примера, приведенного Н. Тичи и М. Деванна из практики американского филиала компании «Хонда».
После найма работники отправляются на подготовительные курсы, где в течение трех недель занимаются под руководством опытных, высококвалифицированных наставников. Причем занятия не сводятся только к овладению необходимыми производственными операциями (для этого на обычном американском автомобильном заводе хватает и восьми часов), но речь идет об адаптации к организационной культуре: коллективным ценностям, стандартам поведения, психологическому климату. То, что происходит в течение трёх недель,— это «культурная» подготовка. Мы часто посмеиваемся над тем, как рабочие учатся хондовскому рукопожатию, песне «Хонда», зарядке «Хонда» и надевают форму «Хонда», однако это ничем не отличается от социализации в коллективе, которая происходит в морской пехоте. Туда тоже отбирают лишь немногих, и они проходят через интенсивный процесс акклиматизации. Жесткость отбора повышает самооценку сотрудника и согласуется с мыслью Джима Ренье (президент одной из американских компаний.— Р. К.) о том, что прежде чем человек сможет великолепно работать, он должен почувствовать, что сам он великолепен» (Тичи, Деванна, 1990. С. 192).
А теперь посмотрим, что пишет по поводу организационной адаптации Ф. Роджерс, ведь опыт «ИБМ» не менее интересен и поучителен. Речь пойдет о кадрах в сфере сбыта.
«В «ИБМ» никогда не поручат работу с покупателями человеку, не имеющему соответствующей подготовки или получившему ее в недостаточном объеме. То, что говорят и делают торговые представители, и то, как они это говорят и делают, оказывает слишком большое влияние на складывающийся у покупателя образ фирмы и на ее репутацию. К тому же обидно, если человек, имеющий неплохие задатки, испортит себе карьеру только потому, что приступил к работе преждевременно, не будучи к ней должным образом подготовленным» (Роджерс, 1990; С. 120-121).
Итак, что же мы видим в «ИБМ»? Стажеры, специализирующиеся на сбыте и системотехнике, проходят 12-месячный курс начальной подготовки. Занятия в учебных классах совмещаются с практической работой, Примерно 75% времени отводится на подготовку в филиалах компании и около 25% — в одном из ее главных учебных центров. Я опускаю описание массы технических моментов учебного процесса. Просто удивительно, насколько он отточен, разнообразен, органически связан с практической деятельностью компании. И вместе с тем сложен, насыщен массой знаний, труден чисто физически (14-15 часов напряженных занятий ежедневно). |
Меня, однако, интересует в данном случае другое: как осуществляется ввод новичка в организационную культуру промышленного супергиганта. Об этом можно узнать из следующих примеров.
В программу обучения, наряду с прочим, входит усвоение «эстетических и этических ценностей компании, ее принципов и идеалов». «ИБМ» руководствуется в своей деятельности вполне определенной системой ценностей, и важно, чтобы приходящие в нее люди разделяли эти ценности, отвечая стандартам поведения данной организации.
Стажеров учат работать сообща, в группе; они овладевают навыками коллективного принятия решений, делового сотрудничества с другими специалистами, правилами установления контактов и общения с покупателями. Кстати, и я уже говорил об этом выше, каждому сотруднику «ИБМ», и новичкам в том числе, вручается брошюра «Правила делового общения», содержащая четкие стандарты рыночного поведения служащих фирмы.
Ну, а кого мы видим в роли учителей, наставников, этих трансляторов организационной культуры? Ими являются особо подготовленные к такой деятельности ведущие специалисты компании по сбыту, «и не только потому, что они в совершенстве владеют техникой сбытовой деятельности, но и потому, что они обладают глубочайщей проницательностью и тонким, пониманием этой работы. Важно и то, что инструктором является известный в компании человек, которому многие пытаются подражать. Испытывая чувство гордости за свои достижения в сфере сбыта, такой человек сможет заразить этим чувством и обучающихся. Вполне возможно, что какая-то часть сделок и не состоится из-за того, что лучших специалистов отвлекли от их основной работы, но хорошо подготовленный торговый персонал в короткие сроки с лихвой наверстает упущенное» (Роджерс, 1990. С. 124).
Именно так, добавлю от себя, происходит воспроизводство организационной культуры.
Карьера. Карьера управленческого работника, конечно, теснейшим образом связана с соответствием его поведения основным принципам организационной культуры. И поскольку последние, как правило, персонифицированы фигурой главного руководителя, а точнее, его заявлениями и действиями, я приведу прежде всего мнение Л. Якокки. За ним конкретная кадровая политика корпорации «Крайслер».
«Для заполнения высших управленческих постов подыскиваю лишь неутомимых работяг. Это те самьк работники, которые стремятся делать больше, чем от них требуется. Они всегда доступны. Они доступны для людей, с которыми они работают, и стараются помочь им возможно лучше выполнять возложенные на них обязанности. Так уж они созданы. Я ищу людей напористых. Их нужно немного. В корпорации «Крайслер» их у меня около дюжины. Сила этих менеджеров в том, что они знают, как давать поручения другим и как вдохновлять людей на дело. Они умеют выявлять «узкие» места и определять приоритетные задачи. Они именно тот сорт руководителей, которые вправе сказать: "Забудьт это дело, на него уйдет десять лет. Вот чем мы должны заняться сегодня"» (Якокка, 1990. С. 84-85).
Рассуждения Л. Якокки нуждаются в некотором пояснении. За ними — реорганизация культуры компани «Крайслер», вызванная ее финансовым крахом. Чтобы поставить компанию на ноги, незамедлительно потребовались кардинальные организационные изменения, коснувшиеся прежде всего системы управления. В ее основу были положены новые ценности. Какие? Они заключе а словах Л. Якокки. И он реализовал их практичести, проведя глубокие структурные преобразования и уволив частности, 33 из 35 вице-президентов компании.
Но я привел пример, конечно, крайней, экстремальной по характеру ситуации. И к тому же речь идет о высших управленческих кадрах (хотя, замечу, действия Л. Якокки коснулись всех служащих компании). Ну a если иметь ввиду ситуацию относительно стабильной opганизационной жизни, как тогда осуществляется кадровьи процесс?
Весьма иллюстративный ответ мы находим в практике японских организаций, культура которых достаточно строго обусловливает движение кадров. О том, какие ценности лежат в основе их кадровой политики, имея виду, в частности, перспективы карьеры управленческое персонала, можно судить уже на основании данных табл. 1 и 4. К ним я бы добавил еще и такой существенный элемент организационной культуры, как система пожизненного найма, охватывающая, согласно материалам У. Оучи, примерно 35% рабочей силы Японии, занятой в крупных компаниях и государственных учреждениях (см.: Оучи, 1984).