Как отмечает Т. Коно, «бытует много ошибочных представлений о пожизненном найме. Это не контракт. Это способ мышления обеих сторон — и нанимателя, и нанимаемого» (1987. С. 364). Но этот «способ мышления», по сути дела, отражающий вполне конкретную организационную философию (философию общинности, духовного и эмоционального единения людей, вспомните лозунг «Сони»: «Мы все — одна семья»), дает людям не только определенную гарантию занятости, но и наполняет их уверенностью в возможностях служебного продвижения, правда, весьма медленного.
Система пожизненного найма обеспечивает медленное, но последовательное движение менеджера по ступеням служебной иерархии, и ему не приходится тратить силы на подсиживание и устранение конкурентов (хорошо знакомая нам картина), поскольку занятие той или иной должности невозможно ранее определенного срока пребывания на старом месте. Другое дело, что сам этот срок может быть разным. «Мы стараемся переводить наших работников на новую работу примерно раз в два года,— говорит А. Морита.— Но энергичным, растущим работникам надо давать возможность раньше менять работу в рамках компании, с тем чтобы они нашли себе место, соответствующее их уровню» (1990. С 209).
Замечу, что решению кадровых проблем в компании «Сони» помогает еженедельная газета организации, публикующая объявления о вакансиях. Это позволяет человеку, тяготящемуся своим рабочим местом, попытаться подыскать себе в рамках компании более устраивающую его должность. Тем самым компания побуждает работников к активному поиску наилучших условий для раскрытия своих возможностей, но именно в стенах данной организации. Компания дорожит своими специалистами и ценит затраты на их подготовку.
|
И еще об одном последствии кадровой политики, опирающейся на идеологию пожизненного найма (японский вариант). Суть его в ориентации работника на максимальную отдачу в пользу организации не только вследствие как бы благодарности за гарантированное место в ней, но и по иной причине. Ее излагает У.Оучи (1984). Дело в том, что, проработав длительное время в одной компании, человек, как правило, не принимается на работу другой компанией. Более того, кадровая служба последней не будет даже рассматривать его кандидатуру. Остается, естественно, сосредоточить все усилия по месту первой (и очень часто единственной) работы.
Вот почему (я имею в виду, конечно, всю совокупность описанных выше «культурных» причин) продвижение по службе на японских предприятиях, как отмечают специалисты (см.: Коно, 1987; Оучи, 1984) и менеджеры (см.: Морита, 1990), осуществляется в основном силами сотрудников данной фирмы.
Было бы, однако, ошибкой полагать, что пожизненный наем есть исключительно достояние японского менеджмента и что только там руководители являются носителями культурных ценностей своих организаций. Вчитайтесь, пожалуйста, хотя бы вот в эти строки.
«Кандидатов на высшие руководящие посты намечают на ранних этапах их карьеры и затем в течение 10 или более лет готовят, переводя из одного отделения в другое, опекая и предостерегая их от крупных ошибок. Такая практика, основанная на принципе продвижения изнутри, дает компании компетентных и уверенных в своих силах руководителей, плоть от плоти ее культуры. Преданность старших руководителей общим ценностям создает основу для единства высшего звена, являет собой пример убежденности в идеалах фирмы» (Загашвили, 1990. С. 20).
|
Нет, это не фрагмент кадровой картины, открывшейся автору в кабинетах и цехах какой-то японской фирмы. Это впечатление от увиденного в стенах предприятия, расположившегося совсем на другом континенте. Название предприятия вам хорошо знакомо: «ИБМ». И заметьте, основы организационной культуры компании, заложенные ее создателем Т. Уотсоном-старшим еще в первой четверти нынешнего столетия, и по сей день вдохновляют работающих в ней людей.
Оценка. Как отмечают Г. Кунц и С. 0'Доннел, «оценку руководителей иногда называют «ахиллесовой пятой» профессионального роста руководящих кадров. Но оценка руководителей, является важнейшим ключом к самому управлению... Она важна для профессионального роста руководящих кадров потому, что если бы положительные качества и слабости руководителей не были известны, то правильное направление действий по организации их профессионального роста было бы простой случайностью. Оценка руководителей является или должна быть составной частью системы управления» (1981б. С. 214).
Замечание маститых коллег, безусловно, справедливо. Проблема, однако, состоит в другом — в поиске критериев адекватной оценки.
В эффективных организациях применяются различные способы аттестации персонала. Но роль культурных традиций чрезвычайно велика. Так, в японских компаниях, по данным Т. Коно, для получения благоприятной оценки техническая квалификация, а также способность к сотрудничеству с коллегами и качество продукции имеют более важное значение, чем краткосрочный вклад в прибыль (см.: Коно, 1987. С. 370). Однако многие американские менеджеры смотрят на эту проблему иначе. Квартальные отчеты сотрудников, практикуемые, например, Л. Якоккой, как раз и служат целям ориентации людей на «быструю» прибыль.
|
Повышение квалификации. Оно является одним из требований организационной культуры «образцовых компаний». Обучению в них уделяется серьезное внимание, высокая дополнительная оплата стимулирует работников учиться.
Необходимость постоянного приобретения новых знаний, переподготовки обусловлена многими причинами, в частности, изменениями технико-технологического плана, переводом предприятий на выпуск более совершенной продукции и т. д., словом, прежде всего вызвана ситуацией, складывающейся на потребительском рынке Причем фактор знания заложен в систему ценностей многих эффективных организаций, отражен в их девизе. Например, у компании «Мацусита» он звучит так: «Мацусита» сначала производит квалифицированных людей, а потом продукцию» (Коно, 1987. С. 366).
Формы организационного обучения чрезвычайно разнообразны и заслуживают хотя бы краткого здесь описания. Вот лишь два примера. Один почерпнут из работы Т. Коно и характеризует японский опыт.
Обучаемых на японских предприятиях можно разделить на три группы: 1) новички, 2) общие категории работников, 3) управляющие. Я остановлюсь на двух последних группах, поскольку о новичках речь шла выше.
Работники общих категорий изучают функциональные дисциплины и основы человеческих отношений. Подготовка ведется на рабочем месте и вне его и, кроме того, предполагается самоподготовка.
На рабочем месте подготовкой руководят мастера по определенному плану. Причем очень часто этот тип обучения сопряжен с ротацией кадров. Людей перемещают из одного подразделения в другое в рамках примерно одинаковых должностей (замечу, что в США и Западной Европе люди переходят из одной компании в другую в рамках одной профессии, часто — буквально функции). В «Хонде» людей, «вращают» в течение первых десяти лет службы в компании, в «Тоёте» — каждые, три -ода, в «Кэнон» руководители подразделений отбираются из числа служащих, проработавших не менее чем в трех различных отделах.
Следующий важный аспект обучения работников — самоподготовка или саморазвитие. Компании способствуют этому, распространяя печатные материалы и субсидируя покупку соответствующей литературы. Самостоятельное повышение профессионального уровня, в том числе и приобретение теоретических знаний, поощряется администрацией как в плане продвижения по службе, так и повышения заработной платы.
Что же касается обучения вне рабочего места, то оно осуществляется в учебных центрах компании («Хитати», например, имеет шесть таких центров) или в учебных заведениях вне компании. Все подобного рода занятия финансируются компанией.
Теперь относительно обучения управляющих. Они занимаются главным образом вне рабочих мест, в учебных центрах компании. Цель обучения — повышение теоретических знаний в управленческой сфере деятельности и знаний в области человеческих отношений (см.: Коно, 1987. С 366 – З67).
Другой интересный пример можно найти у Ф. Роджерса. Речь идет об опыте корпорации «ИБМ».
«Нет предела в образовании» — эти слова высечены над входом в здание учебного центра «ИБМ» в Эндикотте, Нью-Йорк. Основатель компании Т. Уотсон-старший считал, что высшее руководство должно от 40 до 50% своего времени тратить на обучение и стимулирование своих сотрудников. Этот принцип соблюдается и поныне.
Логика руководства компании в вопросах обучения проста и однозначна: «Какой смысл в том, чтобы торговый представитель проходил годовой курс подготовки какой угодно степени сложности, если все его обучение на этом заканчивается? Кто не учится, тот откатывается назад» (Роджерс, 1990. С 142).
Бесспорная, кажется, мысль. Но в мире экономики абсурда правят иные стандарты. «Что касается людей, которые к нам приходят,— говорит директор школы международного бизнеса при МГИМО А. Мануковский,— то, как правило, они талантливые, с большим желанием что-то сделать, с энергией, но и с абсолютным отсутствием базовых навыков. Это люди, не умеющие учиться. Они обладают снобизмом, они уже начальники.. Они не готовы «скинуть» с себя гонор и погрузиться в учебу. Они считают, что, если заплатили за учебу, то кто-то должен положить им в рот таблетку, от которой они сразу станут предпринимателями» (Аиф, 1992. № 4).
Чего же требует «образцовая компания» от своих служащих? Начнем с рядовых работников (торговых представителей и инженеров по системотехнике). Во-первых, ежегодно они должны отдать учебе пятнадцать дней, посещая специальные курсы и промышленные конференции. Во-вторых, считается обязательным знакомство со специальной литературой по профилю работы. В-третьих, еженедельно компания объявляет о появлении примерно десятка новых видов изделий и знакомит с относящейся к ним информацией.
Перед руководителями стоят более сложные задачи. Менеджеры низшего звена в течение первого года работы на этом посту проходят подготовку в объеме 80 учебных часов. Причем в течение 30 дней после своего назначения менеджер должен пройти недельный курс обучения в Центре повышения квалификации руководящих работников «ИБМ». Программа занятий предполагает изучение истории компании, ее принципов, стратегии и тактики, отводит значительное место рассмотрению элементов, управленческого искусства, включая мотивацию, оценку деятельности сотрудников и отношений с ними. Руководитель должен научиться гибкости, способности приспосабливаться к изменениям, сохраняя при этом верность принципам организации. В последующие годы все менеджеры компании — а их примерно 42 тыс. человек (на 1984 г.) — проводят, по словам Ф. Роджерса, в учебных классах, как минимум, по 40 часов ежегодно.
Но в «ИБМ» учатся и руководители рангом повыше. На занятиях в школе менеджеров среднего звена основное внимание уделяется вопросам эффективного взаимодействия с людьми, деятельности и политики предприятия. Руководители высшего звена изучают вопросы, связанные с влиянием факторов социального и экономического характера на положение компании. «ИБМ» затрачивает огромные средства нa переподготовку своих менеджеров также и в стенах лучших высших учебных заведений США и Англии, организует их участие в международных семинарах. Наряду с приобретением сугубо специальных знаний часть руководителей имеет возможность заниматься гуманитарными науками. Считается, это поможет человеку по-новому взглянуть на собственную систему ценностей и, может быть, кто знает, вызовет к жизни какие-то полезные идеи.
И еще один впечатляющий факт. В 1984 г. общие расходы компании на обучение и подготовку кадров превысили 600 млн долларов (см.: Роджерс, 1990. С. 142-145).
Не потому ли, по данным журнала «Форчун», в 1987 г., например, «ИБМ» занимала четвертое место в мире по объему продаж (54,2 млрд долл.) и не имела себе равных по размеру прибыли (5,3 млрд долл.) и величине рыночной стоимости (68,1 млрд долл.) (см.; Загашвили, 1990).
Да, знания стоят немалых средств, в особенности если это — стоящие знания. Но и стоимость приобретаемого на них, как мы только что убедились, тоже немалая.
Вероятно, описанные выше картины кадровой политики «образцовых компаний» (а именно они легли в основу иллюстративного материала) повергнут в уныние кого-то из читателей: слишком уж несопоставимо выглядит только что рассказанное с нашей действительностью. Впрочем, и многим зарубежным фирмам далековато, надо думать, до той же «ИБМ».
Ну, а мне в приведенных примерах видится иной смысл. Все-таки кадры и в самом деле решают все (или почти все), только если это действительно достойные кадры и если решают они вопросы, которые ставит перед ними рядовой потребитель. И очень хорошо, что у нас есть возможность взглянуть на прекрасные образцы того, как следует готовить людей, часто именуемых безличным словом «кадры».
3.5. ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЩЕ РАЗ
Если вы помните, об эффективности мы уже говорили в 1.2. Речь там шла об эффективности руководства, и мы условились рассматривать ее в качестве аналога эффективности коллектива. Именно в таком плане и будет продолжено здесь обсуждение
проблемы эффективности, включенное мной в определенный организационный контекст. Данное обстоятельство позволяет сфокусировать внимание на коллективе как организационной системе, воспользовавшись с этой целью рядом разработок исследователей менеджмента.
По мнению одного из них, Д. С. Синка, «измерение, оценка и контроль результативности организационной системы представляют собой решающий элемент общего процесса управления» (1989. С. 271) Хотя цитируемый автор вместо термина «эффективность» использует иной термин — «результативность», суть дела от этого не меняется. Но для того чтобы эффективность (или результативность) можно было измерить, оценить и проконтролировать, необходимо знать ее критерии.
Ранее (в 1.2) такие критерии частично названы, правда, имелся в виду в основном психологический аспект эффективности. Поэтому здесь я в большей степени остановлюсь на непсихологических ее критериях, опираясь на идеи ряда организационных специалистов.
Бытует мнение, и мне доводилось слышать его даже от некоторых наших управленческих психологов, что, пожалуй, достаточным показателем эффективности, результативности какого-либо предприятия является прибыль. Справедливо ли такое понимание?
На первый взгляд — да, если опираться на некий экономико-технократический подход, оставляющий вне поля зрения «человеческий фактор»: и производителя, и потребителя. Но ведь это управленческая логика времен Ф. Тейлора и, увы, нашего отечественного движения к рынку. Современные исследователи организационных систем, судя по известным отечественному читателю публикациям, смотрят на проблему иначе, и следующие два примера — лучшие тому свидетельства.
Один из них — критерии (или признаки) эффективности «образцовых компаний», выделенные Т. Питерсом и Р. Уотерменом. Вот их перечень вместе с краткой характеристикой.
1. Ориентация на действия, на достижение успехов. Проволочкам и длительному анализу «образцовые компании» противопоставляют быстроту решений и конкретные действия. Их программа предельно ясна: «сделать это, решить то, проверить это».
2. Лицом к потребителю. Эти компании уважают покупателей. Они предлагают необыкновенно высокое качество и надежность продукции, демонстрируют первоклассное обслуживание, прислушиваются к мнению потребителей, нередко черпая у них идеи своих лучших товаров.
3. Самостоятельность и предприимчивость. Организации способствуют появлению большого числа лидеров и новаторов, в них поощряется оправданный риск и поддерживаются удачные начинания. Ориентация на нововведения является доминирующей.
4. Производительность — от человека. «Образцовые компании» относятся к рядовому персоналу как к главному фактору достижения успеха в сфере качества и продуктивности. Каждый работник «рассматривается как источник идей, а не просто как действующая пара рабочих рук».
5. Связь с жизнью, ценностное руководство. Опора на традиции и философию организации. Внимание к ним со стороны высших руководителей. Стремление последних быть ближе к производству, оценивая его состояние по ценностным критериям организации.
6. Верность своему делу. Доскональное знание руководством и остальными служащими своего дела. «Образцовым компаниям» несвойственно вторгаться в незнакомые сферы деятельности. «Хотя и имеется ряд исключений, все же шансы на высокую эффективность выглядят гораздо предпочтительнее у компаний, которые разумно придерживаются в основном того дела, которое они знают».
7. Простота формы, скромный штат управления. Высший уровень управления немногочислен. Штаб-квартиры корпораций с многомиллиардными оборотами нередко имеют персонал не более 100 человек. Организационная структура гибка неподвижна, внутренние структурные формы отличаются изящной простотой (правда, здесь речь идет об американских компаниях, в отличие от которых японские имеют гораздо большие штаты управленческих работников, достигающие порой, как это наблюдается, например, в штаб-квартире известной фирмы «Хитати», 2 тыс. человек (см.: Коно, 1987).
8. Свобода и жесткость одновременно. В организационных структурах «образцовых компаний» парадоксальным образом сочетаются одновременно элементы централизации и децентрализации. На практике это выглядит так: централизация и жесткость в отношении следования ключевым ценностям и принципам компании, децентрализация и самостоятельность во всем остальном (см.: Питере, Уотермен, 1986. С. 48-52).
Нетрудно заметить, что критерии, или признаки, отличающие «образцовые компании», носят довольно-таки описательный характер. Между тем вполне вероятно, что кто-то из читателей хотел бы увидеть более строгий анализ эффективности. Поэтому давайте остановимся далее на посвященном тому же вопросу материале другого автора — Д. С. Синка. Как мы увидим, его разработка является гораздо более строгой и вполне формализуемой.
Итак, что же предлагает Д С. Синк? Он называет следующие семь критериев результативности (эффективности).
1. Действенность. Имеется в виду получение «нужных» вещей: а) вовремя (своевременность), б) с нужными свойствами (качество), в) в достаточном количестве. Под «вещами» понимаются цели, задачи, операции и т. д. (т. е. фактически различные виды продукции).
2. Экономичность. Она выражается следующей дробью:
3. Качество. Соответствие спецификациям, где под «спецификациями» понимаются своевременность, различные качественные признаки, удовлетворенность покупателя и т. п.
4. Производительность. Она описывается коэффициентом, представляющим собой «отношение числителя в измерителе действенности к знаменателю измерителя экономичности». Одно из числовых, выражений производительности имеет следующий вид:
5. Качество трудовой жизни. Под ним понимается реакция людей на условия труда и жизни в организационных системах. О качестве трудовой жизни мы судим по удовлетворенности людей условиями труда, чувству безопасности, уверенности и т. п.
6. Нововведения. Согласно Д. С. Синку, это «творческий процесс приспособления продукта, услуги, процесса, структуры и т. д. к внешним и внутренним требованиям, запросам, изменениям и т. д. Процесс поддержания пригодности продукции с точки зрения потребителя».
7. Прибыльность. Мера или совокупность мер, характеризующих взаимосвязь между финансовыми ресурсами и характером их использования. Простейшая формула прибыльности: (см.:Синк, 1989. С. 274-275).
Как видим, прибыль входит в число критериев эффективности, но лишь в качестве одного из них, не подменяя собой все прочие.
Д. С. Синк считает, что «независимо от размера, типа или вида конкретное организационной системы семь критериев эффективности должны находиться в центре внимания менеджеров, бригадиров, президентов, вице-президентов, директоров и т. п.» (1989. С. 272-273). Иными словами, эти критерии могут быть использованы применительно к оценке эффективности любого производственного коллектива — от бригады до крупного предприятия или объединения нескольких предприятий (типа корпорации, концерна).
Рис.7. Критерии эффективности коллектива (или руководства им)
Как я уже говорил, критерии эффективности (результативности), предложенные Т. Питерсом и Р. Уотерменом, носят описательный характер, в то время как аналогичные критерии, установленные Д. С. Синком, вполне доступны формализации. Однако, по существу, между теми и другими много общего. Это графически показано Д. С. Синком и отображено на рис. 6.
Рис.6. Взаимосвязь между критериями результативности (по Т. Питерсу, Р. Уотермену и Д. С. Синку)
И, завершая разговор об эффективности, давайте попытаемся начертить окончательную (до известной степени, понятно) ее схему с учетом следующих обстоятельств: во-первых, наших знаний о предмете обсуждения; во-вторых, стремления в конечном счете вести речь об эффективности руководства; в-третьих, возможного деления ее критериев на психологические (см. 1.2) и непсихологические. Наши усилия по оформлению такой схемы могут завершиться, например, следующим рисунком (см. рис. 7), фиксирующим разнообразные критерии эффективности руководства коллективом.
* * *
Мне осталось подвести основные итоги состоявшегося обсуждения. Были рассмотрены организационно-психологические характеристики трудового коллектива, выделен ряд структурных его аспектов,описаны наиболее яркие феномены группового функционирования (конформность, сплоченность, лидерство), прослежены особенности принятия групповых решений. Значительное внимание было уделено организационной культуре коллектива и базирующейся на ней кадровой политике. Итог жизнедеятельности коллектива — его эффективность, отражающая степень эффективности руководства им.
Глава 4.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ:
МЕТАФОРА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ
Я для другого человека и другой для меня
— является условием нашего человеческого
существования.
С А. Рубинштейн. Человек и мир
Хотя в предыдущей главе был рассмотрен целый ряд, аспектов жизнедеятельности коллектива, окончательную точку в обсуждении его проблематики ставить пока рано. Многое еще осталось за рамками нашего разговора, и прежде всего, конечно, такая характеристика коллектива, как психологический климат в нем.
Что же это такое — психологический климат: удачная, метафора или реально фиксируемый феноменологический пласт? Несмотря на явно экзотический оттенок термина «психологический климат», автор склонен видеть в нем (или точнее — за ним) последнее, доказательством чему служат приводимые ниже материалы.
4.1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Остановимся вначале на ряде вопросов, предваряющих феноменологический анализ проблемы. И первый из них я бы сформулировал так: что же все-таки следует понимать под психологическим климатом? На этот счет я придерживаюсь следующей точки зрения.
Для каждого из нас психологический климат выступает как бы в двух ипостасях: как объективно наблюдаемый феномен и как субъективно переживаемое состояние. Объективно психологический климат выступает для нас в характере тех отношений, которые складываются между членами коллектива в повседневной жизни, а субъективно — в переживаемом нами чувстве удовлетворенности различными аспектами жизни коллектива.
Очень часто применительно к трудовому коллективу субъективная сторона психологического климата описывается как удовлетворенность трудом. И в этом случае при проведении какого-нибудь, скажем, социологического или социально-психологического обследования работников удовлетворенность трудом подразделяется на целый ряд составляющих её частных удовлетворенностей: оплатой труда, социально-гигиеническими условиями работы, отношениями с начальством и коллегами и т. д.
Замечу, что роль удовлетворенности трудом в жизни человека чрезвычайно велика. Так, согласно материалам многих исследований (см.: Аргайл, 1990; Свенцицкий, 1986; Locke, 1976), удовлетворенные трудом люди, сравнительно с неудовлетворенными, в большей степени удовлетворены также своей жизнью в целом, отличаются лучшим физическим и психическим здоровьем, чаще склонны рассматривать, свою работу как важную, реже оставляют место работы, менее тяготеют к прогулам и другим нарушениям трудовой дисциплины. Если при этом учесть, что, по данным исследований последних лет (см.: Аргайл, 1990), между удовлетворением, получаемым от работы, и производительностью труда существует определенная позитивная связь (ранее она специалистами отрицалась), придется признать несомненную значимость этого субъективного репрезентанта психологического климата.
Другой существенный в плане дальнейшего обсуждения вопрос — детерминанты психологического климата. Чем же он обусловлен, от чего зависит?
Не претендуя на всеобъемлющий охват возможных детерминантов психологического климата коллектива, назову лишь некоторые из них, представляющиеся мне наиболее значительными: во-первых, экономические (например, заработная плата); во-вторых, социальные (т. е. связанные с комплексом составляющих социальной инфраструктуры, включая обеспеченность людей жильем и его расположение, наличие транспортных средств доставки людей на работу, насыщенность детскими учреждениями, предприятиями торговли и культурно-бытового обслуживания и т. д.); в-третьих, производственно-гигиенические (в том числе окраска рабочих помещений, степень их освещенности и зашумленности, загрязненность, воздуха и т. д.); в-четвертых, социально-психологические (связанные с фактором группы, коллектива и порождаемыми социумом феноменами); в-пятых, личностные (связанные с особенностями поведения отдельных членов коллектива).
Вряд ли стоит специально доказывать, сколь велико может быть влияние перечисленных факторов на удовлетворенность человека трудоми его взаимоотношения с коллегами по работе (да и не только с ними). Во всяком случае о действии факторов непсихологического характера (например, экономических или социальных), основываясь на собственном опыте, в состоянии, я думаю, рассказать любой из читателей. Что же касается отвального анализа данного вопроса, то он выходит за рамки настоящей работы, правда, частично мы вернемся к нему в заключительном разделе книги.
Теперь относительно детерминантов сопиально-психологического плана. В той или иной степени речь о них шла в предыдущих главах. Причем более всего, это относится, конечно, к роли руководителя, которая в контексте обсуждаемой проблемы заслуживает особого внимания.
Действительно, из многообразия феноменов, наблюдаемых нами в коллективе, руководство, пожалуй, в наибольшей степени сказывается на отношениях и эмоциональном самочувствии (удовлетворенности) людей. Ведь при желании и соответствующих усилиях руководитель может создать в коллективе прекрасный психологический климат и вместе с тем ему ничего не стоит (также при соответствующих усилиях) сделать жизнь сотрудников невыносимой. Примеров тому в повседневной жиз ни — бессчетное множество, а что для этого необходимо, так об этом много говорилось выше (см. гл. 1-3), естественно, имея в виду позитивный эффект руководства. Причем, способствуя созданию того или иного (по знаку) климата, руководитель выступает, на мой взгляд, не столько исполнителем конкретной социальной роли, сколько носителем определенных человеческих (уже — личностных) черт и пристрастий.
Поскольку, обратившись к фактору руководства, мы, по сути дела, затронули собственно человеческий аспект детерминации психологического климата, было бы неверно все своеобразие последнего связывать только с действиями руководителя. Да, от него зависит многое. Но в конце концов коллектив ведь состоит не только из руководителя или даже группы руководителей; помимо них всегда есть подчиненные и таковых, как мы знаем, большинство. Так вот, от этого большинства, т. е. от всех нас как рядовых членов коллектива, от нашего умения «строить» отношения тоже очень многое зависит в создании желаемого психологического климата. Иными словами, фокус нашего внимания смещается на его личностную, т. е. обусловленную поведением отдельных членов коллектива, детерминацию. Именно в таком ключе я и предполагаю вести дальнейшее обсуждение проблемы. О чем же конкретно пойдет речь?
Разговор, по-видимому, целесообразно начать с рассмотрения ряда особенностей межличностноте восприятия, способных оказывать влияние на характер наших взаимоотношений. Ведь, собственно, с чего начинаются наши контакты? С восприятия и оценки другого человека. И очень часто их продолжением могут явиться всевозможные климатические «возмущения». Чтобы проследить, как это выглядит в реальности, обратимся к материалам психологических исследований.