Вместе с тем каким бы острым ни было столкновение, оно должно решительно исключать проявления хамства. «Иногда даже крик или удар по столу лучше, чем спокойная, хладнокровная отповедь, которую противник будет помнить всю жизнь»,— замечает Е. Мелибруда. Это, конечно, верно, однако лишь в том случае, если «крик иди удар по столу» не сопровождается оскорблениями личности оппонента.
Поскольку открытость общения — это не только бурное излияние чувств, но и организация конструктивного поиска решения проблемы, «хорошо бы, если бы каждый из противников мог хотя бы частично сообщить другому следующее: что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт? каких реакции я жду со стороны другого? что я собираюсь предпринять, если партнер поведет себя не так, как я ожидаю? на какие последствия я надеюсь в случае, если будет достигнуто соглашение?» (Мелибруда, 1987. С. 203). А для того чтобы соперники смогли лучше разобраться в намерениях друг друга, стоит, видимо, вспомнить о целом ряде факторов и приемов, обеспечивающих более адекватное понимание нами друг друга (см. 4.2-4.4).
Если люди готовы к диалогу, если они открыты друг для друга, естественно, создается атмосфера взаимного доверия и сотрудничества. Однако применительно к участникам конфликта слово «доверие» звучит даже как-то несколько странно. Некоторым трудно понять, как можно сотрудничать с человеком, с которым конфликтуешь. Тем не менее это так. Ведь фактически любая конфликтная ситуация проблемна, и, значит, говоря о ее разрешении, мы должны иметь в виду решение проблемной ситуации. И поскольку в межличностном конфликте участвуют по меньшей мере двое, речь должна идти о групповом решении проблемы, а оно неизбежно требует сотрудничества участников взаимодействия (или, если быть более точным,— противодействия).
|
И наконец, о последнем упомянутом выше факторе конструктивного разрешения конфликтов — определении существа конфликта. Для того чтобы суметь это сделать, участники конфликта должны согласовать свои представления о сложившейся ситуации и выработать определенную стратегию поведения. Предполагается, что их действия носят пошаговый характер, разворачиваясь в следующем направлении.
Шаг 1. Определение основной проблемы. На этом этапе необходимо четко уяснить, в чем, собственно, суть проблемы, приведшей к конфликту. Иными словами, определить основную, базовую его причину. При этом очень важно, чтобы противники хорошо осознавали своеобразие видения проблемы: как собственного, так и оппонента, имеющиеся здесь сходства и различия.
Шаг 2. Определение вторичных причин конфликта. Но даже адекватное осознание основной причины, вызывающей конфликт, не гарантирует нам в дальнейшем полное отсутствие межличностных осложнений. Их могут стимулировать те или иные элементы нашего поведения — своего рода вторичные причины конфликта. Обычно они служат поводом для его возникновения, затеняя часто истинную причину и затрудняя анализ (так, нарушение индивидуальной территориальности, как правило, лишь повод для возникновения конфликта, но сторонний наблюдатель, вполне вероятно, усмотрит в происшедшем причину). Поэтому вслед за уяснением основной проблемы целесообразно проанализировать собственное поведение на предмет выявления конфликтогенных его деталей.
|
Шаг 3. Поиск возможных путей разрешения конфликта. Он может быть выражен, в частности, следующими вопросами, которыми, по мысли Б. Мелибруды, не мешает задаться участникам конфликта: а) что я мог бы сделать, чтобы разрешить конфликт? б) что мог бы сделать для этого мой партнер? в) каковы наши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?» (1987. С 205).
Шаг 4. Совместное решение о выходе из конфликта. На этом этапе речь идет о выборе наиболее подходящего способа разрешения конфликта, вызывающего обоюдное удовлетворение соперников, фактически они вправе говорить о заключении между собой своего рода сделки («сделка», замечу, абсолютно законный термин в зарубежной социально-психологической литературе), предполагающей разумные встречные уступки сторон, что способствует достижению ими обоюдовыгодного (оптимального в данном случае) соглашения.
Шаг 5. Реализация намеченного совместно способа разрешения конфликта. Здесь конфликтующим сторонам очень важно, придерживаясь намеченной стратегии действий, не вызвать необдуманным словом, поспешным поведением каких-либо сомнений друг у друга относительно искренности выраженных ранее намерений разрешить конфликт.
Шаг 6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта. На ее основании проблема считается либо разрешенной, либо делается вывод о необходимости дальнейшей работы над ней, вновь повторяя иногда всю описанную выше последовательность шагов.
К только что сказанному уместно будет сделать одно небольшое, но весьма существенное дополнение, а именно: пошаговое движение соперников в сторону разрешения конфликта невозможно вне одновременного действия таких элементов (факторов) данного процесса, как адекватность восприятия людьми происходящего, открытость их отношений, наличие атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
|
Мне уже приходилось говорить выше, что усилия по разрешению конфликта могут прилагать не только непосредственно втянутые в него липа, но и своего рода люди со стороны — посредники. И, нужно заметить, этим последним порой удается сделать гораздо больше, чем представителям конфронтирующих сторон. Почему же так происходит?
Проанализировав ряд исследований этого вопроса, американские психологи Д. Черткофф и Д. Эссер? (Chertkoff, Esser, 1983) пришли к следующему любопытному заключению. Оказывается, для разрешения конфликтной ситуации наличие посредника чрезвычайно важно скорее всего в психологическом плане, поскольку позволяет участникам конфликта, несмотря на взаимные уступки, что называется, «сохранить лицо». А ведь из экспериментальных данных, приводимых упомянутыми авторами, мы узнаем о существовании обратной зависимости между делаемыми человеком уступками другим людям и его представлением о себе как о «сильной личности».
Эффект этой зависимости удается, однако, нейтрализовать, если в процесс разрешения конфликта (а значит, и ведения переговоров) включается посредник. В этом случае возникает любопытная в психологическом отношении ситуация: при необходимости уступок (обоюдных или даже преимущественно в пользу одного из соперников) конфликтующие стороны идут на них, адресуясь не друг к другу, а к третьей стороне. Именно ей как бы делается «одолжение» в ответ на соответствующую просьбу об уступке (обычно в форме совета, рекомендации, мнения), но отнюдь не противной стороне. Таким образом, чисто психологические шаги противоборствующих участников конфликта навстречу посреднику означают не уступку ему (и уж тем более друг другу) но скорее демонстрацию готовности сотрудничать с ним (а следовательно, и друг с другом) в решении общей проблемы, следуя при этом некоторым «правилам игры».
Выбор посредника и определение круга его полномочий — задача далеко не столь простая, как может иногда показаться, хотя бы уже потому, что от усилий этого человека нередко во многом зависит эффективность разрешения конфликта. И будет, я думаю, полезно ознакомиться с перечнем рекомендаций по обсуждаемому вопросу, представленным недавно М. Инглендером (Englander, 1986).
Вот эти рекомендации, (определенным образом, регламентирующие поведение конфликтующих сторон и посредника: 1. Конфликтующие стороны должны рассматривать избранного ими посредника как олицетворяющего собой справедливый выбор. 2. Посредник должен являться нейтральным лицом, не вовлеченным в конфликт. 3. Конфликтующим сторонам следует согласиться с присутствием посредника и использованием его рекомендаций при выработке окончательного решения. 4. Посредник может быть более всего полезен, если он выслушивает соответствующие взгляды каждой из сторон в отдельности. 5. Основная задача посредника — сбор информации и уяснение проблемы, но не принятие решения. 6. Если в силу своего служебного положения посредник подчиняется одной или сразу двум конфликтующим сторонам, необходимо иметь гарантии, что это обстоятельство в данный момент или в будущем не отразится на его действиях по разрешению конфликта. 7. Посредник должен стремиться поддерживать каждую сторону в выражении ею соответствующих взглядов и чувств, способствовать интеграции высказываемых сторонами точек зрения по обсуждаемой проблеме. 8. Посреднику следует помочь конфликтующим сторонам решить, в чем они могут уступить друг другу. Их необходимо убедить, что в случае уступок им не грозит «потеря лица».
Как видим, роль посредника отнюдь не формальное приложение к ситуации конфликта, а весьма важный фактор ее разрешения. И вполне вероятно, что по плечу она далеко не всякому. Тем не менее я бы посоветовал руководителям быть готовыми к «игранию» именно этой роли и вот почему.
В интересах эффективности функционирования коллектива руководителю не следует втягиваться во всевозможные внутриколлективные конфликты, принимая ту или иную сторону. Разумнее всего, пожалуй, ему находиться как бы «над схваткой». Однако не в позиции стороннего наблюдателя, что делает организационный процесс неуправляемым, а в качестве лица, заинтересованного в нормализации возникших межличностных осложнений, пытающегося влиять на происходящие события. Ну, а для этого весьма подходящей является роль посредника. Кроме того, успешная реализация посреднической функции, несомненно, повысит его психологический авторитет, что, как мы уже знаем, весьма немаловажно в повседневной управленческой работе.
Когда люди оказываются в роли посредников, они нередко действуют словно по наитию, не обнаруживая заметной логики в своих поступках. Но вряд ли таким образом можно достичь успеха В особенности это касается поведения руководителя. Ведь занимаемое им в коллективе положение придает его посреднической миссии особую ответственность и, вероятно, будет совсем неплохо, если он прибегнет в подобном случае к какой-нибудь заранее разработаннойсхеме анализа конфликта, гибко приспосабливая ее к наличным обстоятельствам. В частности, одна из таких схем, описанная Н. В. Гришиной (1982), содержит примерный алгоритм анализа конфликтной ситуации, и адресована как раз руководителю. Ниже я приведу основные «блоки» этой схемы.
1. Уяснение причин конфликта. Иными словами, руководителю необходимо: а) определить, какие интересы людей и каким образом затронуты в конфликте; б) установить, что является действительной причиной конфликта, а что представляет собой лишь повод для его возникновения; в) проанализировать предшествующие взаимоотношения участников конфликта.
2. Анализ предмета конфликта. Посредством неге руководитель выясняет: а) преследует ли конфликт цель какого-то практического действия, связанного с выполняемой работой, или направлен на разбор личных взаимоотношений; б) имеет ли место перевод деловых разногласий в сферу личных отношений и наоборог, в) какова степень реальности возникшего конфликта; г) кто является активной, а кто — пассивной стороной в данной конфликтной ситуации; д) каковы цели инициатора конфликта.
Небольшая ремарка по поводу первой, части пункта «б» (относительно перевода деловых разногласий в сферу личных отношений). Как отмечают Ф. М Бородкин и Н. М. Коряк, существует очень важная закономерность динамики деловых конфликтов. «Она состоит в том, что любой деловой конфликт или непрерывная цепь деловых конфликтов, оппоненты в которых постоянны, имеют тенденцию переходить в эмоциональный конфликт» (Бородкин, Коряк. 1989. С 33). Поскольку подобная тенденция может иметь крайне нежелательные для коллектива последствия, ее необходимо «повернуть» т. е. произвести операцию, которую американский психолог А. Залезник называет объективацией конфликта, последний дробится на составные части и по мере последовательного их рассмотрения утрачивает свой эмоциональный накал, после чего нередко становится вполне управляемым (см.: Ковалевский, 1973).
Замечу, что наряду с описанием основных «блоков» своей схемы Н. В. Гришина подчеркивает необходимость учета индивидуальных особенностей участников конфликта. Действительно, пол, возраст, характерологические проявления, личностные черты, социальный статус и т. д. — обо всем этом руководителю (как, впрочем, и любому из нас) не следует забывать, принимая на себя посредническую миссию. Ну и понятно, что ее реализация не ограничивается лишь ориентирами указанного аналитического алгоритма. Несколько выше вы познакомились с целым набором полезных, с моей точки зрения, требований, предъявляемых к действиям людей (и оппонентов, и посредников) в конфликтной ситуации. Остается надеяться, что они не только расширят рамки наших теоретических познаний, но вместе со многими другими содержащимися в данной главе рекомендациями станут естественным элементом нашего повседневного поведения.
И в заключение нашего разговора о межличностном конфликте буквально несколько слов о его последствиях. Они, как известно, могут быть самые разные: раскол или, напротив, сплочение коллектива, укрепление или ослабление позиции руководителя, выдвижение умелых посредников или поиск «козлов отпущения» и т. д. Прекрасно, когда люди выходят из конфликта, обогащенные новым пониманием жизни и себя, осознанием ценности человеческих отношений, но печально, когда итог конфликта — душевные раны и ожесточение.
При разрешении конфликта часто говорят о пользе компромисса. Я не уверен, что это всегда так. И дело здесь вовсе не в том, что компромисс соперничающих сторон означает их взаимные потери и уступки. Просто очень частое стремление человека к компромиссу невольно наводит на мысль о некоторой его беспринципности.
* * *
Задаваясь в самом начале главы вопросом о том, что же это такое психологический климат — удачная метафора или эмпирически фиксируемый феноменологический пласт, я решительно высказался в пользу последней трактовки. И на всем «пространстве» главы старался подтвердить свою точку зрения. Психологический климат предстал перед читателем в виде реальности межличностных отношений, характер которых способен приносить нам удовлетворение либо вызывать разочарование. Чтобы происходящее имело позитивный знак, мы должны научиться понимать и адекватно оценивать друг друга, овладеть искусством строить отношения, не забывая при этом, что между их состоянием и успешностью нашей работы существует тесная взаимосвязь. И нам не следует бояться конфликтов: обнажая порой худшее в человеческих отношениях, они в то же время способны психологически обогатить нас.
Глава 5.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС
Никакая теория, программа или правительственная
политика не могут сделать предприятие
успешным; это могут сделать только люди.
А. Морита. Сделано в Японии.
Хотя термин «человеческий фактор» активно замелькал на страницах наших массовых и специальных изданий всего лишь каких-то шесть-семь лет назад, глубоко заблуждается тот, кто считает его одним из детищ ново-яза эпохи перестройки. В мировой психолого-управленческой литературе этот термин прописался очень давно и по времени и пространству заселяет ее ничуть не меньше» чем такие его понятийные собратья, как «человеческие отношения», «стиль руководства» или «психологический климат».
Подобно любому другому термину, «человеческий фактор» нуждается, конечно, в некоторой расшифровке. Что, собственно, имеется в виду, когда мы обращаемся к этому термину? Каков контекст его употребления?
Отвечу предельно просто: речь в данном случае идет о человеке (а если более конкретно — о человеке, включенном в организационный процесс, т. е. «организационном человеке») в многообразии его природных и социально-психологических характеристик. Последние, однако,— и это следует подчеркнуть особо, памятуя о контексте и направленности нашего обсуждения, — берутся не сами по себе, а с учетом их влияния на организационный процесс, управленческую деятельность.
Другая особенность моего «обращения» с человеческим фактором на страницах данной главы заключается в произвольности выбора в качестве предмета рассмотрения тех или иных его аспектов. Объясняется это несколькими причинами. Во-первых, многие из этих аспектов, по сути дела, подверглись анализу в предыдущих главах. А во-вторых, я стел нужным обратить внимание на те стороны обсуждаемой проблемы, которые имеют определенное отношение преимущественно к поведению главного действующего лица моего повествования — руководителя.
И еще об одном моменте, связанном с дальнейшим изложением. Как видно из названия главы, в ней акцентируетсяименно психологический ракурс освещения человеческого фактора (последний, замечу, является объектом изучения разнообразных дисциплин: и гуманитарных, и естественных). И это обстоятельство также сказалось на тематике вычленяемых мной вопросов. Ну что же, давайте займемся их рассмотрением.
5.1 ВГЛЯДЫВАЯСЬ В СЕБЯ
Вполне вероятно» иные из нас сочтут самосозерцание излишним занятием, но специалисты думают об этом иначе, утверждая, что «многие сознательные поступки людей зависят от того, как они представляют себе самих себя» (Ши6утани, 1969. С 176).
Познавая себя, мы формируем некое обобщенное представление о себе, или, пользуясь специальным языком, Я-концепцию. Суть ее—в осознании собственной уникальности. Это хорошо подметил Т. Шибутани: «Каждый,— полагает он,— может определить самого себя как особое человеческое существо, характеризуемое отличительным набором качеств; он рассматривает себя как неповторимого индивида. Каждый человек, следовательно, обладает устойчивой Я-концепцией... Он знает, что существуют другие люди, чем-то похожие на него, особенно если он считает себя существом «средним», но в нашем обществе само собой разумеется, что никогда не существовало никого точно такого, как он, в прошлом и никогда не появится в будущем» (1969. С. 177).
Конечно, в самом феномене Я-концепции ничего мистического нет (хотя загадок, замечу, немало). В частности, с его проявлениями мы сталкивались в предыдущих главах, рассуждая о том, как важно быть уверенным в себе, принимать себя в качестве профессионала и вообще достойной личности и как подобное отношение к себе отражается на эффективности нашего организационного поведения (руководстве другимилюдьми, общении с ними и т. д.). Однако для удобства дальнейшего изложения целесообразно придатьфеномену Я-концепции более конкретный, операциональный, пользуясь языком «большой науки», вид. Это. вполне возможно сделать, если обратитьсяк основным составляющим Я-концепции.
По мнению специалистов (см. Берне, 1986), таких составляющих две: описательная и оценочная. Описательная составляющая обычно именуется образом Я или картиной Я. Оценочная составляющая больше известна как самооценка или принятие себя. Эта последняя составляющая в виде самооценки и есть операциональное выражение Я-концепции.
Как подчеркивает Р. Берне, «самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я» (1986. С. 36). И он полагает, что «позитивиую Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощушение своей неполноценности» (там же. С. 37).
Формирование Я-концепции — сложный и длительный процесс, анализ которого остаетсяза рамками настоящего обсуждения, но с которымможно при желании ознакомиться в специальной литературе (см., например: Берне, 1986). Учитывая, однако, что этот процесс развертывается посредством возникновения и складывания у человека множества всевозможных самооценок (от внешней привлекательности до осознания своего социально-экономического статуса), подчеркну следующее обстоятельство, существенное, на мой взгляд, в контексте организационного подхода к проблеме.
Как известно, важную роль в формировании обобщенной самооценки играют оценки, получаемые человеком извне, от окружающих его людей. Считается, что в детстве это наиболее мощный источник формирования самооценки (имеются в виду, конечно, прежде всего оценки, даваемые ребенку взрослыми). Но представим себе иную, совсем уже недетскую ситуацию. В коллектив приходит, допустим, молодой инженер или рабочий. Человек, в сущности, только начинает свою трудовую деятельность. Имеет ли он сколько-нибудь сложившуюся оценку своей профессиональной состоятельности? Нет, конечно. И вот в этот, начальный, период работы оценки коллег, руководителей (к сожалению, далеко не всегда доброжелательные) могут решающим образом повлиять на формирование профессиональной самооценки новичка (а через нее, добавлю, сказаться и на общем характере Я-концепции личности). Не случайно так много разочарований в выборе профессии у молодых специалистов приходится как раз на стартовый этап трудового пути.
Назову и еще одно важное условие формирования профессиональной самооценки — уровень личных достижений человека (а они, замечу, всегда берутся в сопоставлении с достижениями других людей). Успехи и неудачи, сопровождающие пребывание человека в различных социальных (в том числе и профессионального типа) группах, в немалой степени определяют его самовосприятие и Я-концепцию в целом. Причем подоплека той или иной степени принятия себя личностью заключена не только в сугубо социальной «цене» личного достижения работника (например, в престижности занимаемой им позиции в организационной структуре), но и в экономическом, если так можно выразиться, его самочувствии. Хорошо зарабатывающий (по стандартам современных цивилизованных стран), экономически свободный человек испытывает, надо полагать, совершенно иные чувства и совершено иначе к себе относится, нежели человек, месячного заработка которого не хватает даже на пару отнюдь не самых модных импортных кроссовок.
Разумеется, иной читатель вправе со мной не согласиться, сославшись на материалы недавно вышедшей у нас работы М. Аргайла. Английский коллега, основываясь на данных западных исследователей, утверждает, что «материальное благополучие не имеет сколько-нибудь значительного влияния на самооценку», зато уровень последней «самым тесным образом зависит от уровня образования» (Аргайл, 1990. С. 143).
Возможно, это и так. Но при этом, по-моему, необходимо сделать весьма существенную поправку на уровень жизни (включая, естественно, и заработную плату) тех стран, в которых подобные данные получены. Во всяком случае в стране, где заработок водителя троллейбуса в несколько раз превышает заработную плату университетского прфессора и квалифицированного хирурга, скорее всего, рискну предположить, обнаружатся совсем иные, чем у М. Аргайла, зависимости.
Как видно из приводившихся несколько выше рассуждений Р. Бернса (между прочим, они воспроизводят общепринятое понимание проблемы), своеобразным аналогом Я-концепции (и ее операционального выражения — самооценки) является самоуважение или чувство самоуважения. В обиходе мы именуем его несколько иначе — чувством собственного достоинства.
«Многое из того, что делает человек или отказывается делать,— замечает Т. Шибутани,— зависит от его уровня собственного достоинства. Те, кто сам не считает себя особенно талантливым, не стремятся к очень высоким целям и не проявляют огорчения, когда им не удается что-нибудь, хорошо сделать. Люди, считающие себя не способными противостоять искушению, избегают ситуаций, в которых они могли бы поддаться соблазну. Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те, кто высоко себя ценит, часто скдонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо» (1969. С. 353).
В справедливости этих слов мы тотчас же убеждаемся, обратившись хотя бы к практике «образцовых компаний». Вспомним, как звучат некоторые ключевые постулаты их организационной культуры: пробуждать у людей веру в свои возможности; вызывать у них чувство победителя, первопроходца, лидера; стимулировать стремление к успеху. И это отнюдь не благие пожелания, ибо реально, практически «эти организации создают в себе среду, в которой люди могут добиваться успеха, развивать чувство собственного достоинства и быть во всех остальных отношениях заинтересованными участниками бизнеса» (Питерс, Уотермен, 1986. С. 127).
Когда заходит речь о таких понятиях, как «Я-концепция», «самооценка», «чувство собстаенного достоинства» и т. п., исследователи (см., например: Грановская,. 1988; Кон, 1967; Шибутани, 1969) напоминаютнам о существовании защитных механизмов личности. Специфика их состоит в том, что их действие не осознается нами и они имеют целью сохранить определенную целостность, устойчивость наших представлений о себе, оградить последние от вторжения всевозможных противоречивых тенденций. Детальный анализ и подробное перечисление этих механизмов не входят в мою задачу, но поскольку вызываемый некоторыми из них эффект может иметь и внутриорганизационные последствия, краткое освещение данного вопроса представляется мне вполне уместным. О каких же механизмах конкретно пойдет речь?
Первый из них — рационализация. Суть его состоит в стремлении человека найти будто бы рациональное, а на самом деле псевдоразумное (термин Р. М. Грановской), объяснение своим желаниям и поступкам, истинный смысл которых таков, что его признание грозит личности потерей самоуважения. Допустим, некто желает занять место, сулящее больший престиж и оклад, для чего всячески интригует и подсиживает занимающего его коллегу. Но при этом объясняет свои действия как предпринимаемые исключительно для пользы дела, успехов родного коллектива и т. п. Или, например, руководилель, совершив какой-либо не слишком благовидный поступок в отношении подчиненного, дабы не испытывать угрызения совести, оправдывает его соображениями, так сказать, высшего порядка, апеллируя к интересам коллектива, общества и т. д.
Иногда рационализация используется в связи с попыткой снизить ценность какой-либо организационной цели, достижение которой сопряжено со значительными трудностями, но в принципе возможно. Работники тем самым оправдывают свое бездействие и инертность. Между прочим, именно так создаются нередко антиинновационные барьеры. Вот один из примеров снижения ценности предлагаемого новшества, описанный А. И. Пригожиным: «"Это не решает наших главных проблем". Поза сторонника радикальных решений. Новшество в этом случае получает образ паллиатива, а инноватор — черты недостаточно смелого и активного проводника подлинного прогресса. Поскольку разведение главного и второстепенного — дело интерпретации, возможность отвода почти гарантирована» (1989. С. 80).
Впрочем, возможны и гораздо более грустные примеры эффекта рационализации. В те самые дни, когда писались эти строки, в стране отмечалось 70-летие со дня рождения А. Д. Сахарова и по Российскому телевидению демонстрировался документальный фильм о великом соотечественнике. С телеэкрана воспоминаниями о нем делились убеленные сединами коллеги — известные физики, математики, увенчанные звездами Героя труда и академическими званиями. «Скажите,— обращалась к некоторым из них журналистка-интервьюер,— не испытываете ли вы какие-то угрызения совести, чувство вины за то, что не помогли в трудную минуту Андрею Дмитриевичу?» Она имела в виду годы ссылки. И вот ответы этих достопочтенных граждан: «Нет, считаю, моя совесть чиста, тогда ведь такое время было» или «Знаете, в те годы мы привыкли поступать, как все, не задумываясь».
Еще один представляющий в данном случае интерес защитный механизм — вымещение. Имеется в виду переориентация импульса или чувства с одного объекта на другой, более доступный. Отличной иллюстрацией работы этого механизма является следующая серия рисунков датского карикатуриста X. Бидструпа: утром, когда некий господин собирается на службу, жена устраивает ему головомойку; в сильном раздражении этот человек приходит в учреждение, директором которого он является, вызывает к себе одного из клерков и, разряжаясь, дает ему нахлобучку; взбудораженный сотрудник изливает свои эмоции на голову нижестоящего клерка; тот велит позвать мальчишку рассыльного и награждает его затрещиной; мальчишка с плачем выскакивает на улицу и, завидев пробегающую мимо собачонку, пинает ее ногой; та визжит от боли, в это время по улице идет солидная дама — жена директора, собачка подбегает к ней и кусает; круг, таким образом, замыкается.
Нетрудно заметить, что подобная модель эмоционального поведения весьма типична для многих ситуаций (в том числе и организационного плана) повседневной жизни и лишний раз обращает нас к вопросу о необходимости должным образом контролировать свое эмоциональное состояние, по крайней мере хотя бы в служебное время.
Вполне уместно в контексте нашего обсуждения вспомнить и о проекции — нашем бессознательном стремлении приписать другому лицу собственные негативные чувства, желания, черты. Как полагают специалисты (см.: Шибутани, 1969), действие этого механизма в особенности характерно для лиц, не способных понять собственные недостатки, склонных к ханжеству, лицемерию. Кроме того, исследователи (см.: Кон, 1967) указывают на определенную (довольно-таки негативную) роль механизма проекции в межэтнических отношениях, когда ненавидимой этнической группе приписываются собственные неосознанные отрицательные черты. Совершенно очевидно, что влияние проекции может весьма ощутимо сказаться на восприятии и оценке другого человека и, как следствие, отношениях с ним.