Детерминанты хорошего настроения




 

Социальные взаимодействия (человеческие отношения):   1) пребывание в обществе счастливых людей, 2) умение заинтересовать собеседников своими рассказами, 3) пребывание в кругу друзей, 4) осознание собственной физической, сексуальной привлекате­льности, 5) поцелуи, 6) наблюдение за людьми, 7) откровенная и открытая беседа, 8) выслушивание признания в любви, 9) выражение своей любви, 10) ласкательные прикосновения, 11) пребывание в обществе любимого человека, 12) высказывание комплиментов или похвал в чей-то адрес, 13) встреча с друзьями за чашкой чая, кофе и т. п., 14) ощущение себя «душою общества» в компаниях, на вечеринках, 15) ведение оживленной беседы, 16) прослушивание радио, 17) встреча со старыми друзьями, 18) осознание возможности оказать помощь другим, 19) умение развлечь и развеселить окружающих, 20) нормальные половые связи, 21) приобретение новых друзей.   Снижает депрессию:   22) смех, 23) расслабленность, 24) размышление о чем-либо хорошем, что может произойти в будущем, 25) размышления о людях, к которым относишься с симпатией, 26) наблюдение за красивым пейзажем, 27) возможность дышать свежим воздухом, 28) пребывание в состоянии умиротворения и спокойствия, 29) возможность принимать солнечные ванны, 30) ощущение чистой одежды, 31) наличие свободного, времени, 32) хорошийсон по ночам, 33) прослушивание любимоймузыки, 34) улыбка, 35) убежденность в благополучии семьи или друзей, 36) чувство присутствия бога в жизни, 37) наблюдение за дикими животными.   Самоорганизация:   38) умение настоять на своем, сделать по-своему, 39) чтение рассказов, романов, стихов и пьес, 40) планирование и организация какого-либо действия, 41) умелое вождение автомобиля, 42) четкое выражение своих мыслей, 43) планирование путешествий и отпуска, 44) приобретение новых званий и навыков, 45) получениекомплимента или похвалы в свой адрес, 46) качественное выполнение работы.   Разное: 47) вкусная еда, 48) посещение ресторана, 49) пребывание в окружении домашних животных.  

 

К «детерминантам хорошего настроения» в качестве средства преодоления неблагоприятных эмоциональных состояний стоит, вероятно, добавить еще занятия физической культурой и спортом и вообще все, что составляет основу здорового образа жизни. Ну, а если все перечисленные выше средства вам не подходят (не дают позитивного эффекта), а ваше душевное самочувствие не внушает оптимизма, есть, по-видимому, смысл обратить­ся к психотерапевту и пройти соответствующий курс индивидуальной или групповой психотерапии (см.: Аргайл, 1990; Рудестам, 1990). Он, будем надеяться, помо­жет вам преодолеть кризисное состояние и обрести веру в себя, свои возможности, столь необходимую сегодня в нашем неспокойном мире. Впрочем, этим пожеланием я бы не хотел заключить параграф. Еще немного терпения, уважаемый читатель.

А речь пойдет вот о чем. Согласитесь, не всякий из нас имеет возможность попасть к хорошему психотера­певту (ибо где его найти, хорошего-то), да и потом со­вершенно очевидно, что не всякий рискнет к психотера­певту отправиться (это, как известно, совершенно не в наших традициях). Что же в таком случае можно пред­ложить? На мой взгляд, следующее.

Мне кажется, что при желании мы в какой-то степени (иногда весьма значительной) можем стать сами себе психотерапевтами. Правда, одного только желания для этого мало, необходимы еще и знания. Какие? Ну, вот хотя бы такого рода: знание человеческой психологии (этому, собственно, и посвящена настоящая книга), знание себя (а это в основном за­висит от нас самих), знание конкретных приемов психорегуляции своего поведения и состояния (осо­бая область, в которую я не счел возможным втор­гаться на страницах данной книги), наконец, знание ряда мудрых жизненных принципов, выработанных человечеством (следование им отнюдь не бесполезно, замечу, для нашего душевного и иного благополу­чия). Как вы, вероятно, уже догадались, именно о них мне бы и хотелось поговорить в заключительной части параграфа.

Вслед за Л. П. Гримаком я буду называть их «принципами мудрого отношения к жизни» (см.: Гримак, 1989. С. 182). Они сформулированы людьми, не­мало сделавшими для изучения человека и теоретиче­ски и практически. Разумеется, я не предлагаю исчерпывающий список подобных принципов, а привожу лишь некоторые из них, представляющиеся мне инте­ресными и, что тоже немаловажно, вполне реализуемыми в повседневной жизни. Итак, какие же конкретно «принципы мудрого отношения к жизни» име­ются в виду? Давайте заглянем в глубины человеческо­го опыта.

1. Уметь отличать главное от второстепенного. Этот принцип ориентирует нас на нахождение какой-то основной, доминирующей линии жизни, предостерегает от погони за многими сиюминутными, случайными це­лями. А ведь очень часто именно в стремлении достичь их незаметно проходит вся жизнь. «Стремись к самой высшей из доступных тебе целей и не вступай в борьбу из-за безделиц» — гласит мудрое двустишие Г. Селье (1979. С. 106).

Но, помимо только что сказанного об этом прин­ципе, о нем не стоит забывать и при построении межличностных отношений, оценке других людей. По­рой за какими-то второстепенными, чем-то нам не нравящимися чертами упускается главное в человеке. Мы не замечаем то достойное в нем, что в действи­тельности является его сутью, решающим образом определяет характер его поступков. В результате в основание нашей оценки другого кладется нечто вто­ростепенное для него, вызванное каким-то минутным негативным порывом.

2. Знать меру воздействия на события. Данный принцип призывает нас к реалистичности в оценке как собственных возможностей, так и ситуации, в которой мы находимся. Игнорирование его ведет не только к излишней затрате сил, оно чревато массой неприятных для нас неожиданностей с вполне закономерным в та­ком случае дистрессом. «С какой бы жизненной ситуа­цией вы ни столкнулись, подумайте сначала,— советует Г. Селье,— стоит ли сражаться» (1979. С. 109).

3. Уметь подходить к проблеме с разных сто­рон. Речь идет о многоплановости видения возникаю­щих проблем, способности взглянуть на них с разных сторон и позиций, о необходимости гибкого подхода в оценке людей и событий.

4. Готовить себя к любым неожиданным собы­тиям. Коллега-психолог недавно заметил: «Если в тече­ние дня ничего не случается, становится даже как-то странно». По нынешним дням — весьма уместное за­мечание, говорящее в то же время о готовности человека к превратностям судьбы. В самом деле, настраивая себя на возможные, да и на непредвиденные повороты событий, мы тем самым проявляем известную гиб­кость, реалистичность в подходе к действительности, избавляемся от ненужных иллюзий, а порой готовимся таким образом к малоприятным новостям. Хорошо за­метил в этой связи Д. Карнеги: «Вместо того чтобы пе­реживать из-за неблагодарности, будьте готовы к ней» (1989. С. 658).

5. Воспринимать действительность такой, ка­кова она в реальности, а не в нашем воображе­нии. В сущности этот принцип дополняет предыду­щий и в значительной степени с ним пересекается. Речь идет опять-таки о реализме в оценке происходя­щего вокруг нас, позволяющем разумно воспринимать и решать возникающие проблемы, не уклоняясь от них и не забиваясь в скорлупу иллюзий. Такой подход, между прочим, способствует нахождению каких-то светлых моментов даже в, казалось бы, безнадежных ситуациях, например как в известном случае с Джейн Зорза, при заболевании тяжелой разновидностью рака (см.: Зорза, 1990).

6. Стараться понять других. О том, что это чрез­вычайно важный момент наших взаимоотношений с окружающими людьми, говорилось уже в 5.2. Здесь же замечу только, что адекватное понимание других, в ча­стности, мотивов их поведения, проникновение в их внутренний мир позволяет нам избрать более гибкую линию поведения, избежать ненужных столкновений и в конечном счете обеспечить себе некоторый уровень психологического комфорта.

7. Уметь извлекать положительный опыт из всего происходящего. Говорят — на ошибках учатся. Наблюдения, однако, обнаруживают немало руководи­телей (порой высокого ранга), которых ошибки не учат ровно ничему. Между тем любой (по знаку) приобрета­емый опыт, при условии серьезного его осмысления и соответствующих выводов, способен значительно рас­ширить наши возможности в оценке людей и ситуаций, способствуя тем самым и лучшей жизненной адаптации.

Приведенные принципы заимствованы из упоминавшейся выше работы Л. П. Гримака, хотя в смысле фор­мулировок и содержания прочитаны мной несколько иначе, в чем читатель без труда может убедиться, сделав соответствующее текстуальное сопоставление. Разумеет­ся, это лишь малая часть «принципов мудрого отноше­ния к жизни», почерпнутая из кладовой человеческого разума. Поиск многих других подобных принципов без труда, я думаю, продолжит сам читатель. Тем не менее один из них, предложенный Г. Селье, я все-таки здесь упомяну.

8. «Заслужи любовь ближнего» — так формули­рует знаменитый ученый свой принцип, являющийся, как нетрудно догадаться, перефразированием библей­ской заповеди. «При такой формулировке,— замечает он,— незачем по приказу любить тех, кто воистину омерзителен. Мы не обязаны любить других, как са­мих себя, ибо это противоречит биологическим зако­нам. Теперь все зависит от нас! Не все окажутся на равной высоте, но стремление следовать этому прин­ципу даст нам цель для наших трудов. А человеческий организм усроен так, что для поддержания фи­зического и душевного здоровья должен стремиться к цели, достойной прилагаемых усилий» (Селье, 1979. С. 100).

Г. Селье предлагает кодекс правил, способствующих реализации рассматриваемого принципа. Не имея воз­можности на них остановиться, назову лишь одно из правил, предписывающее нам «жить полной жизнью». Следуя ему и используя различные приемы, можно све­сти к минимуму присущую нам психическую ранимость. Вот один из таких приемов, представляющийся мне очень полезным Изложением его я заканчиваю разговор о проблематике стресса.

«Постоянно сосредоточивайте внимание на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улуч­шить ваше положение. Старайтесь забывать о безнадеж­но-отвратительном и тягостном. Произвольное отвлече­ние — самый лучший способ уменьшить стресс. Мудрая немецкая пословица гласит: "Берите пример с солнечных часов — ведите счет лишь радостным дням"» (Селье, 1979. С. 109-110).

 

* * *

 

Из многообразия аспектов проблематики «челове­ческого фактора» рассмотрены три, представляющиеся мне ключевыми: Я-концепция, жизненное целеполагание, стресс. Между ними существует теснейшая взаи­мосвязь. В частности, наше представление о себе обус­ловливает наши притязания. Последние способны до­ставить нам как радости, благодаря достижению зна­чимых целей, так и огорчения, вследствие несоразмер­ности последних с реальными возможностями челове­ка. Оптимум стресса поддерживает нашу активность, однако чрезмерный его уровень вызывает дистресс, де­зорганизуя поведение. В попытках его стабилизации мы обращаемся к поиску путей противостояния дистрессу.

Глава 6.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: