Социальные взаимодействия (человеческие отношения): 1) пребывание в обществе счастливых людей, 2) умение заинтересовать собеседников своими рассказами, 3) пребывание в кругу друзей, 4) осознание собственной физической, сексуальной привлекательности, 5) поцелуи, 6) наблюдение за людьми, 7) откровенная и открытая беседа, 8) выслушивание признания в любви, 9) выражение своей любви, 10) ласкательные прикосновения, 11) пребывание в обществе любимого человека, 12) высказывание комплиментов или похвал в чей-то адрес, 13) встреча с друзьями за чашкой чая, кофе и т. п., 14) ощущение себя «душою общества» в компаниях, на вечеринках, 15) ведение оживленной беседы, 16) прослушивание радио, 17) встреча со старыми друзьями, 18) осознание возможности оказать помощь другим, 19) умение развлечь и развеселить окружающих, 20) нормальные половые связи, 21) приобретение новых друзей. Снижает депрессию: 22) смех, 23) расслабленность, 24) размышление о чем-либо хорошем, что может произойти в будущем, 25) размышления о людях, к которым относишься с симпатией, 26) наблюдение за красивым пейзажем, 27) возможность дышать свежим воздухом, 28) пребывание в состоянии умиротворения и спокойствия, 29) возможность принимать солнечные ванны, 30) ощущение чистой одежды, 31) наличие свободного, времени, 32) хорошийсон по ночам, 33) прослушивание любимоймузыки, 34) улыбка, 35) убежденность в благополучии семьи или друзей, 36) чувство присутствия бога в жизни, 37) наблюдение за дикими животными. Самоорганизация: 38) умение настоять на своем, сделать по-своему, 39) чтение рассказов, романов, стихов и пьес, 40) планирование и организация какого-либо действия, 41) умелое вождение автомобиля, 42) четкое выражение своих мыслей, 43) планирование путешествий и отпуска, 44) приобретение новых званий и навыков, 45) получениекомплимента или похвалы в свой адрес, 46) качественное выполнение работы. Разное: 47) вкусная еда, 48) посещение ресторана, 49) пребывание в окружении домашних животных. |
|
К «детерминантам хорошего настроения» в качестве средства преодоления неблагоприятных эмоциональных состояний стоит, вероятно, добавить еще занятия физической культурой и спортом и вообще все, что составляет основу здорового образа жизни. Ну, а если все перечисленные выше средства вам не подходят (не дают позитивного эффекта), а ваше душевное самочувствие не внушает оптимизма, есть, по-видимому, смысл обратиться к психотерапевту и пройти соответствующий курс индивидуальной или групповой психотерапии (см.: Аргайл, 1990; Рудестам, 1990). Он, будем надеяться, поможет вам преодолеть кризисное состояние и обрести веру в себя, свои возможности, столь необходимую сегодня в нашем неспокойном мире. Впрочем, этим пожеланием я бы не хотел заключить параграф. Еще немного терпения, уважаемый читатель.
А речь пойдет вот о чем. Согласитесь, не всякий из нас имеет возможность попасть к хорошему психотерапевту (ибо где его найти, хорошего-то), да и потом совершенно очевидно, что не всякий рискнет к психотерапевту отправиться (это, как известно, совершенно не в наших традициях). Что же в таком случае можно предложить? На мой взгляд, следующее.
Мне кажется, что при желании мы в какой-то степени (иногда весьма значительной) можем стать сами себе психотерапевтами. Правда, одного только желания для этого мало, необходимы еще и знания. Какие? Ну, вот хотя бы такого рода: знание человеческой психологии (этому, собственно, и посвящена настоящая книга), знание себя (а это в основном зависит от нас самих), знание конкретных приемов психорегуляции своего поведения и состояния (особая область, в которую я не счел возможным вторгаться на страницах данной книги), наконец, знание ряда мудрых жизненных принципов, выработанных человечеством (следование им отнюдь не бесполезно, замечу, для нашего душевного и иного благополучия). Как вы, вероятно, уже догадались, именно о них мне бы и хотелось поговорить в заключительной части параграфа.
|
Вслед за Л. П. Гримаком я буду называть их «принципами мудрого отношения к жизни» (см.: Гримак, 1989. С. 182). Они сформулированы людьми, немало сделавшими для изучения человека и теоретически и практически. Разумеется, я не предлагаю исчерпывающий список подобных принципов, а привожу лишь некоторые из них, представляющиеся мне интересными и, что тоже немаловажно, вполне реализуемыми в повседневной жизни. Итак, какие же конкретно «принципы мудрого отношения к жизни» имеются в виду? Давайте заглянем в глубины человеческого опыта.
1. Уметь отличать главное от второстепенного. Этот принцип ориентирует нас на нахождение какой-то основной, доминирующей линии жизни, предостерегает от погони за многими сиюминутными, случайными целями. А ведь очень часто именно в стремлении достичь их незаметно проходит вся жизнь. «Стремись к самой высшей из доступных тебе целей и не вступай в борьбу из-за безделиц» — гласит мудрое двустишие Г. Селье (1979. С. 106).
|
Но, помимо только что сказанного об этом принципе, о нем не стоит забывать и при построении межличностных отношений, оценке других людей. Порой за какими-то второстепенными, чем-то нам не нравящимися чертами упускается главное в человеке. Мы не замечаем то достойное в нем, что в действительности является его сутью, решающим образом определяет характер его поступков. В результате в основание нашей оценки другого кладется нечто второстепенное для него, вызванное каким-то минутным негативным порывом.
2. Знать меру воздействия на события. Данный принцип призывает нас к реалистичности в оценке как собственных возможностей, так и ситуации, в которой мы находимся. Игнорирование его ведет не только к излишней затрате сил, оно чревато массой неприятных для нас неожиданностей с вполне закономерным в таком случае дистрессом. «С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте сначала,— советует Г. Селье,— стоит ли сражаться» (1979. С. 109).
3. Уметь подходить к проблеме с разных сторон. Речь идет о многоплановости видения возникающих проблем, способности взглянуть на них с разных сторон и позиций, о необходимости гибкого подхода в оценке людей и событий.
4. Готовить себя к любым неожиданным событиям. Коллега-психолог недавно заметил: «Если в течение дня ничего не случается, становится даже как-то странно». По нынешним дням — весьма уместное замечание, говорящее в то же время о готовности человека к превратностям судьбы. В самом деле, настраивая себя на возможные, да и на непредвиденные повороты событий, мы тем самым проявляем известную гибкость, реалистичность в подходе к действительности, избавляемся от ненужных иллюзий, а порой готовимся таким образом к малоприятным новостям. Хорошо заметил в этой связи Д. Карнеги: «Вместо того чтобы переживать из-за неблагодарности, будьте готовы к ней» (1989. С. 658).
5. Воспринимать действительность такой, какова она в реальности, а не в нашем воображении. В сущности этот принцип дополняет предыдущий и в значительной степени с ним пересекается. Речь идет опять-таки о реализме в оценке происходящего вокруг нас, позволяющем разумно воспринимать и решать возникающие проблемы, не уклоняясь от них и не забиваясь в скорлупу иллюзий. Такой подход, между прочим, способствует нахождению каких-то светлых моментов даже в, казалось бы, безнадежных ситуациях, например как в известном случае с Джейн Зорза, при заболевании тяжелой разновидностью рака (см.: Зорза, 1990).
6. Стараться понять других. О том, что это чрезвычайно важный момент наших взаимоотношений с окружающими людьми, говорилось уже в 5.2. Здесь же замечу только, что адекватное понимание других, в частности, мотивов их поведения, проникновение в их внутренний мир позволяет нам избрать более гибкую линию поведения, избежать ненужных столкновений и в конечном счете обеспечить себе некоторый уровень психологического комфорта.
7. Уметь извлекать положительный опыт из всего происходящего. Говорят — на ошибках учатся. Наблюдения, однако, обнаруживают немало руководителей (порой высокого ранга), которых ошибки не учат ровно ничему. Между тем любой (по знаку) приобретаемый опыт, при условии серьезного его осмысления и соответствующих выводов, способен значительно расширить наши возможности в оценке людей и ситуаций, способствуя тем самым и лучшей жизненной адаптации.
Приведенные принципы заимствованы из упоминавшейся выше работы Л. П. Гримака, хотя в смысле формулировок и содержания прочитаны мной несколько иначе, в чем читатель без труда может убедиться, сделав соответствующее текстуальное сопоставление. Разумеется, это лишь малая часть «принципов мудрого отношения к жизни», почерпнутая из кладовой человеческого разума. Поиск многих других подобных принципов без труда, я думаю, продолжит сам читатель. Тем не менее один из них, предложенный Г. Селье, я все-таки здесь упомяну.
8. «Заслужи любовь ближнего» — так формулирует знаменитый ученый свой принцип, являющийся, как нетрудно догадаться, перефразированием библейской заповеди. «При такой формулировке,— замечает он,— незачем по приказу любить тех, кто воистину омерзителен. Мы не обязаны любить других, как самих себя, ибо это противоречит биологическим законам. Теперь все зависит от нас! Не все окажутся на равной высоте, но стремление следовать этому принципу даст нам цель для наших трудов. А человеческий организм усроен так, что для поддержания физического и душевного здоровья должен стремиться к цели, достойной прилагаемых усилий» (Селье, 1979. С. 100).
Г. Селье предлагает кодекс правил, способствующих реализации рассматриваемого принципа. Не имея возможности на них остановиться, назову лишь одно из правил, предписывающее нам «жить полной жизнью». Следуя ему и используя различные приемы, можно свести к минимуму присущую нам психическую ранимость. Вот один из таких приемов, представляющийся мне очень полезным Изложением его я заканчиваю разговор о проблематике стресса.
«Постоянно сосредоточивайте внимание на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше положение. Старайтесь забывать о безнадежно-отвратительном и тягостном. Произвольное отвлечение — самый лучший способ уменьшить стресс. Мудрая немецкая пословица гласит: "Берите пример с солнечных часов — ведите счет лишь радостным дням"» (Селье, 1979. С. 109-110).
* * *
Из многообразия аспектов проблематики «человеческого фактора» рассмотрены три, представляющиеся мне ключевыми: Я-концепция, жизненное целеполагание, стресс. Между ними существует теснейшая взаимосвязь. В частности, наше представление о себе обусловливает наши притязания. Последние способны доставить нам как радости, благодаря достижению значимых целей, так и огорчения, вследствие несоразмерности последних с реальными возможностями человека. Оптимум стресса поддерживает нашу активность, однако чрезмерный его уровень вызывает дистресс, дезорганизуя поведение. В попытках его стабилизации мы обращаемся к поиску путей противостояния дистрессу.
Глава 6.