Когда речь идет о том,
чтобы предприятие двигалось вперед,
вся суть — в мотивами людей.
Л. Якокка. Карьера менеджера
Итак, мы, можно сказать, подходим к финишу. Последняя из включенных в данную книгу проблем ожидает своего рассмотрения. Но последняя — лишь по списку. Если же касаться ее действительного значения, то, имея в виду, что речь, по сути дела, идет о человеческой мотивации, обсуждаемую проблему, пожалуй, следовало бы считать одной из главных, если не первейшей, среди других обозначенных мной ранее. Ибо мотивация — топливо человеческой активности. И вынесенная в эпиграф мысль Л. Якокки — лишнее тому свидетельство.
Но данной главой заканчивается не только обсуждение проблем менеджерской деятельности. Одновременно с ним завершается и анализ функций руководства, выделенных в 3.2. Среди них, если вы помните, называлась и дисциплинарная функция. Ее реализация связана с использованием руководителем всевозможных поощрений и наказаний, т. е. разного рода позитивных и негативных стимулов. Таким образом, область предстоящего разговора, я думаю, вполне очерчена, и нам не остается ничего иного, как вторгнуться в нее.
6.1. ЧТО НАМИ ДВИЖЕТ
Детально перечислять здесь все те «силы», которые движут нашими поступками (например, тщеславие и альтруизм, страсть к обогащению и жертвенность, тяга к познанию и склонность к праздности, да и многое-многое другое), вряд ли возможно, да это, собственно, и не входит в мою задачу. Она совсем в ином — в схематическом описании первоосновы всех этих «сил», каковой являются человеческие потребности. Но прежде чем ее представить, позволю себе некоторое отступление в область цифр, экономики и социологии.
|
В наши дни едва ли уже кого-нибудь удивляет (так много об этом писалось и говорилось) беспрецедентный рывок в последние десятилетия японского бизнеса, обеспечивший Стране восходящего солнца место второй экономической державы мира. Достаточно сказать, что, например, с 1973 г. по 1986 г. Япония развивалась почти в 6 раз быстрее, чем лидер нынешней мировой экономики — США. Сегодня она — самый крупный в мире кредитор, семь из десяти могущественнейших в мире банков — японские. На долю японских фирм приходится 50% мирового производства судов, 2/5 телевизоров и более 1/3 полупроводников. «Для многих стран именно японская, а не американская система управления производством стала эталоном. Японских рабочих отличает высокий уровень образования, технологический опыт и стабильность. Япония создает уникальную, базирующуюся на самых передовых технологиях инфраструктуру, является лидером в области качества продукции, а по темпам роста производительности труда она обогнала в послевоенный период все другие страны» (Грейсон, 0'Делл, 1991. С. 28). По прогнозам специалистов, если имеющие сейчас место тенденции сохранятся, Япония уже в первом десятилетии XXI века станет мировым лидером в области производительности (там же. С. 29).
Теперь я представлю другую группу фактов и попрошу читателя сопоставить их с только что изложенными. Вот эти факты.
Японское управление радиовещания и телевидения провело в самом конце 70-х годов обследование большой группы взрослых японцев (выборка включала работников всех уровней — от простых рабочих до менеджеров) на предмет выявления системы их ценностей. В частности, им задавался вопрос, пойдет ли работник на подрыв личной жизни во имя служения организации. Ответ был таков: «да» — сказали 25% опрошенных; «возможно, да» — 44%; «нет» — 28% (см.: Коно, 1987).
|
Таблица 5
Процентное распределение ответов на вопрос о том, что является для респондента ценностью: работа или жизнь вне ее
Страны Работа (%) Жизнь вне работы (%) |
Япония Молодежь 38 48 Взрослые 65 27 США Молодежь 25 63 Взрослые 34 51 Великобритания Молодежь 23 68 Взрослые 27 60 |
Примерно в то же самое время канцелярией японского премьер-министра был проведен опрос 1500 рабочих в Японии, США и Великобритании, в ходе которого, среди прочего, требовалось указать, что является для респондента большей ценностью, работа или жизнь вне работы. Причем вся выборка была разбита на две группы: молодежь в возрасте 18-20 лет и взрослые, в возрасте свыше 35 лет. Результаты ответов (см.: Коно, 1987) приведены в табл. 6.
Хотя еще в середине 30-х годов американским исследователем Р. Лапьером (см.: Бозрикова, Семенов, 1974) было отчетливо показано значительное несоответствие между вербальным и реально демонстрируемым поведенчески отношением к какому-либо объекту (конкретно в эксперименте Р. Лапьера рёчь шла, как известно, об отношении к человеку другой расы), тем не менее ответы японских респондентов, касающиеся их отношения к труду, лично у меня, да и у читателя, думаю, тоже сомнений в достоверности не вызывают. Ибо они в высшей степени согласуются с данными экономического характера, представленными чуть выше. Вообще должен сказать, что о фанатической преданности японцев своей организации, их трудоспособности и целеустремленности понаписано столько, что, право, трудно добавить к этому еще какие-то штрихи. Но я хочу обратить внимание читателя вот-на какой, представляющийся мне существеным момент.
|
Все-таки данные, характеризующие трудовую мотивацию японцев (как по результатам упомянутых выше социологических опросов, так и по реальным экономическим показателям), будучи соотнесены хотя бы с принципами организационной культуры и подготовки кадров в японских компаниях (см. гл. 3), лишний раз подтверждают тот фундаментальный факт, что человек не рождается с готовой мотивацией (к тому же труду, например), что формирование последней во многом обусловлено ситуацией общественной жизни в целом, факторами социального (точнее, социально-экономического) характера. Так что же нужно сделать, чтобы разбудить дремлющие в человеке созидательные силы? Как подобрать к ним стимулы?
Я постараюсь ответить на эти вопросы прежде всего с позиции психолога. Хотя, разумеется, чисто психологическим материалом в данном случае ограничиться вряд ли удастся.
Итак, давайте вернемся к прерванному в самом начале параграфа разговору о человеческих потребностях. Рассмотрим их схематическое описание, что и предполагалось, если вы помните, сделать. Для этого я воспользуюсь широко известной в психологическом мире схемой А. Маслоу (Maslow, 1954), весьма уместной, кстати, в конктексте организационного подхода к проблеме мотивации. Согласно А. Маслоу, предполагается наличие следующих пяти основных уровней человеческих потребностей.
1. Основные физиологические потребности. К ним относятся потребности человека в пище, воде, сне, жилище, мускульной активности, сексуальном удовлетворении. Потребности этого уровня иногда называют также первичными, базовыми. Безусловно, один из важнейших стимулов к удовлетворению этих потребностей — деньги, перспектива экономической состоятельности. Высокий заработок обеспечивает достойное человеческое существование, например возможность жить в просторном, комфортабельном помещении, хорошо питаться, полноценно отдыхать, носить необходимую для пребывания в той или иной местности удобную и модную одежду и т. д.
Но высокий заработок предполагает и немалые усилия со стороны самого человека. А способен ли на них наш, говоря по-старому, советский, человек? Иными словами, способен ли он много и хорошо работать? За ответим я обращусь не к доморощенным скептикам, а к людям более серьезным — зарубежному дипломату и ученому (он же по совместительству и бизнесмен).
Вот как ответил на эти вопросы в бытность свою американским послом в СССР Дж. Ф. Мэтлок «Я не согласен, когда говорят» что американцы по натуре более трудолюбивы, чем советские граждане. Когда поощрения существуют, ваши работают наравне с людьми какой угодно страны. Дело, видимо, в поощрениях, а не в гражданской принадлежности» (Огонек, 1987. № 37).
А вот мнение экономического советника при Президенте Казахстана американского ученого и бизнесмена Чан Ян Бэнга: «Я категорически не согласен с мифом о лености советских людей. Это честные труженики, искалеченные системой, может быть, самой гуманной в истории человечества, но совершенно не рассчитанной на высвобождение созидательного потенциала человека в конкуренции с остальными людьми. Рухнет оторванная от реальности жизни система — и произойдет чудо — люди заработают в полную меру своих сил» (Известия, 1991. №111).
Комментарий к мнению зарубежных экспертов, думаю, совершенно излишен.
2. Потребности в безопасности. Они включают как физиологические, так и психологические компоненты и в известной мере связаны с потребностями предыдущего уровня. Человек хочет избежать болезней и травм, сохранить здоровье и работоспособность, быть уверенным в завтрашнем дне. Этим потребностям отвечают такие, в частности, стимулы, как гарантировная работа (вспомним о философии пожизненного найма), социальное страхование, пенсионное обеспечение, возможность хранения денег в банках и т. д.
3. Потребности в социальной общности. Человек — социальное существо, и его потребности в контактах с себе подобными, как правило, отличаются весьма значительной выраженностью и достаточно широким диапазоном проявлений. Люди стремятся к вхождению в социальные группы, нуждаются в эмоциональной привязанности, любви и поддержке. Именно социум в многообразии своих проявлений (семья, рабочая группа, компания друзей, общественная организация и т. д.) способствует удовлетворению подобных потребностей. Как показывают исследования (см.: Аргайл, 1990), сокращение социальных взаимосвязей (рабочих контактов и неформальных дружеских отношений) вследствие, например, безработицы часто ведет к неприятным эмоциональным переживаниям, возникновению комплекса неполноценности, самоощущению изгоя общества и т. п.
4. Потребности в уважении и самоуважении. Люди хотят пользоваться уважением и признанием со стороны окружающих, испытывать чувство собственной значимости и нужности для организации. Возникающее в известных ситуациях нашей жизни всем хорошо знакомое обращение одного из собеседников к другому:«Ты меня уважаешь?» — родилось отнюдь не случайно. В нем —отражение одной из этих потребностей и призыв к позитивному стимулу.
Внимательный читатель, надеюсь, заметил, что в предыдущих главах мы много говорили о том, как в рамках социальной организации следует удовлетворять потребности этого уровня и к чему ведет их забвение. А вот на чем мне хотелось бы остановиться чуть подробнее, так это ла роли обсуждаемых потребностей в жизни менеджеров.
Подобный вопрос нередко затрагивается в литературе как исследователями, так и самими менеджерами. Причем в высказываемых точках зрения обнаруживается достаточно общая тенденция. Вот наиболее характерные мнения.
Так, К. Киллен утверждает, что «мотивом поведения многих управляющих является стремление удовлетворить именно эту потребность» (1981. С. 91). Ему вторит Т. Коно: «Деньги не считаются важным мотивом. Что является важным для мотивации высших руководителей, так это сама работа и социальный престиж положения» (1987. С. 67-68).
А вот что говорит по тому же поводу Л. Якокка, добившийся не только высших постов в американском автобизнесе, но и «сделавший» миллионы: «Я никогда не претендовал на большое жалованье. Мне не свойственна склонность тратить много денег, но я ценю престиж того поста, с которым связано высокое жалованье. Почему человек хочет стать президентом компании? Что, ему этот пост просто доставляет удовлетворение? Быть может, и так, но он его способен вымотать и состарить. Почему же президент так много и упорно работает? А потому, что это дает ему возможность сказать: "Да, я добрался до верха. Я кое-чего достиг"» (1990. С. 172).
От себя же замечу да, потребности этого уровня — действительно мощный двигатель нашего (менеджерского в том числе) поведения. Однако не следует забывать, что их удовлетворение нередко обеспечивает человеку и весьма высокий уровень материального благополучия тоже.
5. Потребности в самореализации (или самоактуализации). В них заключено стремление человека к раскрытию своих потенций, самосовершенствованию, творчеству (в широком понимании этого слова), нахождению достойного своим возможностям места в жизни.
А. Маслоу, автор рассматриваемой мной классификации потребностей, дает интересное описание самоактуализирующейся личности. Для нее, в частности, характерно стремление к независимости, нонконформности, ее отличает способность брать на себя ответственность («Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самореализуется»; (1982. С. 113)), умение реалистически оценивать свои возможности («Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, для чего ты непригоден, что не является твоими потенциальностями — это также часть раскрытия самого себя, того, чем ты в действительности являешься» (там же. С. 114)) и, между прочим, осознавать и преодолевать свои защиты (помните наш разговор о механизмах личностной защиты в 5.1). Наконец, самоактуализация, как ее понимает А. Маслоу,— это не конечное состояние, но развернутый во времени процесс, некая «протяженная» реализация человеком своих способностей.
И хотя полного удовлетворения потребностей этого уровня добиваются далеко не многие, каждый из нас, пускай в минимальной степени, способен к самоактуализации. Ведь, к примеру, «самоактуализация — это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать» (Маслоу, 1982. С. 113). А то, что «сделать хорошо» действительно интересующие нас дела мы при соответствующих (подчеркиваю это — соответствующих) условиях сможем, так об этом говорю не только я, но и дипломат Дж. Ф. Мэтлок, и доктор экономики Чан Ян Бэнг.
Итак, описанные потребностные уровни (по А. Мас-лоу) дают известное представление о том, что нами движет и, совершенно очевидно, что при отсутствии средств удовлетворения многих базовых, первичных потребностей трудно вести разговор о полноценной реализации устремлений более высоких уровней. В особенности это касается потребностей в развитии самоактуализации.
Однако я хочу сделать небольшое дополнение к схеме А. Маслоу, которое, как ни парадоксально, заключено в ней самой. Таким дополнением является потребность смысла жизни (термин К. Обуховского). Не буду погружаться в теоретические глубины, а сразу же приведу ее определение. Согласно К. Обуховскому, «потребность смысла жизни есть… свойство индивида, обусловливающее тот факт, что без возникновения в его жизнедеятельности таких ценностей, которые он признает или может признавать сообщающими смысл его жизни, он не может правильно функционировать» (1972. С. 185).
Исходя из этого определения, резонно полагать, что любая из потребностей в схеме А. Маслоу может явиться потребностью смысла жизни. Что выступает в качестве ценностей, сообщающих смысл нашему бытию: секс, деньги, ощущение бодрости и здоровья, тесные эмоциональные связи, дружба, любовь, признание окружающих, высокий социальный статус, удовлетворение достигнутым, наконец, возможность реализовать себя в любимом деле, в человеческих отношениях, достичь личностного самосовершенствования?
Любая из этих ценностей (в действительности их, конечно же, гораздо больше, чем названо здесь), явившись предметом наших устремлений, придает несомненный жизненный смысл действиям по удовлетворению соответствующей потребности. Более того, она фактически превращает последнюю в своего рода потребность смысла жизни. Таким образом, для каждого из нас (а для руководителя, замечу, особенно) проблема, по-видимому, состоит в том, чтобы сохранить неисчерпаемость жизненного смысла. В противном случае нас ожидают деградация и одичание. «Люди наиболее готовы к убийству, когда они находятся в смысловом вакууме» (Франкл, 1990. С. 33). Впрочем, о смысле мы еще поговорим несколько ниже, а пока вернемся к главной линии нашего обсуждения.
Итак, описав основные виды человеческих потребностей, иными словами, то, что нами движет, мы вправе ставить вопрос о стимулах, им отвечающих. В самом первом приближении мы коснулись их выше. Теперь нам предстоит более детальный разговор на эту тему.
6.2. ОТ ПОТРЕБНОСТЕЙ К СТИМУЛАМ
Со стимулами человечество знакомо очень давно. Как известно, в Древнем Риме «стимулами» назывались длинные шесты, с помощью которых возница погонял лошадей, направляя движение колесницы. С тех пор, однако, представления о стимулах претерпели немалые изменения. Во всяком случае значительно расширился их диапазон, хотя от шестов (как стимулов) люди, увы, не отказались и по сию пору.
Можно много рассуждать о необходимости, пользе, специфике и т. п. применения разного рода стимулов. Но, по-видимому, удачнее всех суть дела выразил президент компании «Киото сирэмик» К. Инамори, по мнению которого философия бизнеса (имея в виду, добавлю от себя, и отношение к стимулам) должна быть такой, чтобы достигалась цель — получить наилучшие результаты, располагая человеком лишь 50%-ных способностей (см.: Питерс, Уотермен, 1986. С. 352).
К каким же стимулам следует обратиться, чтобы побудить к эффективной работе далеко не совершенного по своим возможностям индивидуума? Давайте посмотрим, что думают на сей счет специалисты. За основу последующего анализа я возьму материалы Д. С. Синка (1989), обобщающие относящиеся к данной проблеме представления и разработки.
Таблица 7