Хотя выше речь шла о влиянии сплоченности на отдельную личность, вопрос этот можно перевести и в иную плоскость, связав последствия сплоченности с функционированием коллектива в целом. Например, конформное поведение, текучесть кадров и психологическая атмосфера суть несомненные характеристики целостной группы. Другое дело, что проистекают они во многом из индивидуального поведения.
Последнее, конечно, отражается и на продуктивности работы членов группы. Но вместе с тем, исходя из неаддитивности групповых эффектов, т. е. несводимости целого к сумме отдельных частей, продуктивность коллектива резонно рассматривать как собственно групповую характеристику. И в этом случае уместно ставить вопрос о влиянии сплоченности на продуктивность именно коллектива. Каковы же его последствия?
Задавая в различных аудиториях своим слушателям этот вопрос, я обычно получаю на него довольно однозначный ответ. «Ну, раз коллектив сплоченный, значит, продуктивность должна быть высокой». На уровне здравого смысла, похоже, так оно и есть. А как обстоит дело, если обратиться к научным данным? Оказывается, несколько иначе.
Кажущееся вполне естественным по логике здравого смысла предположение о чуть ли не линейной зависимости между сплочённостью и продуктивностью в действительности опровергается результатами специальных исследований (Collins, Raven, 1969; Stogdill, 1972). Согласно им рост сплоченности сам по себе не обязательно увеличивает (или, что кажется совершенно парадоксальным, понижает) ее продуктивность. Как минимум два фактора способны существенно повлиять на взаимосвязь этих переменных: во-первых, принятые в группе нормы (это значит, что если групповые нормы предусматривают низкие уровни продуктивности, члены высокосплоченных групп будут в большей мере препятствовать ее росту, нежели члены низкосплоченных групп) и, во-вторых, мотивация к групповой деятельности (оказывается, что продуктивность и сплоченность имеют тенденцию к позитивной связи в случае высокой мотивации членов группы и обнаруживают тенденцию к негативной связи в случае низкой мотивации).
|
Иными словами, если члены высокосплоченной группы решат не «вкалывать» сверх определенного уровня, устанавливая тем самым некоторый предел (норму) выработки, или явятся в массе свое людьми ленивыми, проявляющими слабый интерес (мотивацию) к работе, тщетно рассчитывать на рост групповой продуктивности.
Ну и чтобы закончить разговор о взаимосвязи между сплоченностью и продуктивностью, обращу внимание читателя на следующий любопытный факт. Оказывается, не только сплоченность влияет на продуктивность, но и, напротив, с повышением продуктивности коллектива растет его сплоченность. Этот факт приводят американские исследователи, изучавшие межличностные отношения в экипажах моряков-подводников во время двухмесячного плавания в автономном режиме (Harrison, Connors, 1984).
Итак, что же можно порекомендовать руководителю, если он хочет добиться сплочения коллектива? Действуйте! Сплочение коллектива, безусловно, стоящая цель. Но при этом имейте в виду: чрезмерная сплоченность грозит обернуться худшими проявлениями конформности, подавлением инакомыслия и творчества. Словом, все хорошо, что в меру. И не забывайте о ценностях, на основе которых, сплачивается ваш коллектив. Достойные ценности — гарантия того, что лучшие эффекты сплоченности не перйдут в свою противоположность.
|
3.2.3. ЛИДЕРСТВО
Теперь нам осталось обсудить последнюю из трех намеченных к рассмотрению в настоящем параграфе проблем — лидерство.
Когда мы произносим «лидерство», что слышится, что открывается в этом слове? Блеск или обыденность, величие или заурядность? Увы, и в строгих научных текстах, и в адресованных практикам пособиях явление лидерства, будучи подвергнутым тщательному аналитическому препарированию, не слишком впечатляет читателя.
Боюсь, мне тоже не удастся повлиять на сложившуюся традицию: довольно жесткие рамки организационно-психологического подхода не позволяют это сделать. Но все же для остроты и яркости описания давайте начнем разговор о лидерстве не с обращения к исследовательским данным, а с несколько иной, более образной и патетической стороны.
Ряд лет назад М. Маккол (McCall, 1976), чье имя упоминалось мной в 2.1, удрученный бледностью научной картины лидерства, обратился к художественному его описанию. Впечатляющий образец он нашел у Л. Н. Толстого.
Вчитаемся вот в эти строки великого мастера, цитируемые М. Макколом: «... Наполеон стоял несколько впереди своих маршалов на маленькой серой арабской лошади, в синей шинели, в той самой, в которой он делал итальянскую кампанию. Он молча вглядывался в холмы, которые как бы выступали из моря тумана и по которым вдалеке двигались русские войска, и прислушивался к звукам стрельбы в лощине. В то время еще худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место...
|
Когда солнце совершенно вышло из тумана и ослепляющим блеском брызнуло по полям и туману (как будто он только ждал этого для начала дела), он снял перчатку с красивой, белой руки, сделал ею знак маршалам и отдал приказание начинать дело» (Толстой Л. Н. Т. 3. С. 287-288).
Нарисованная кистью гения прекрасная картина человеческого величия, по-видимому, не смогла оставить М. Маккола равнодушным, и он откликнулся на нее весьма вдохновенными строками, которые заслуживают, на мой взгляд, права быть приведенными здесь полностью.
Вот что писал мой коллега: «Мужество, жизнеспособность, сила, вдохновение; судьба армий и наций — все это возникает в воображении благодаря одному слову — лидерство. Будучи жизненно необходимым с первых шаров человечества, лидерство остается предметом наибольшего интереса, облаченного в одежды мифов, легенд и образов. Великие лидеры обессмертили себя в песнях, стихах, романах и истории; а такие имена, как Черчилль, Паттон, Жанна д'Арк, Наполеон и Вашингтон, стали синонимами лидерства. Мы много говорим о лидерах в науке, философии, медицине, политике и воинском деле. Мы ежедневно имеем дело с лидерами наших организацией, клубов, социальных групп, городов и наций» (McCall, 1976. Р. 139).
Возможно, придирчивый читатель усмотрит в словах эмоционального коллеги некоторое смешение лидерства с руководством; последнему, кстати, в основном и посвящена цитируемая работа. Не будем, однако, излишне привередливы. Важно главное: в словах М. Маккола отражен блеск этого феномена.
А теперь от вдохновляющей поэзии лидерства перейдем к более прозаическим сторонам проблемы, имея в виду ее каждодневное организационное разрешение.
Итак, каковы основные характеристики лидерства, если опираться на канву строго научных фактов?
Что касается сути данного феномена, то в целом она раскрыта мной в п. 1.1. Причем в целях большей наглядности анализ носил сопоставительный характер, т. е. специфика лидерства выявлялась путем сравнения его с руководством. Тем не менее напомню самые существенные его черты.
Лидерство возникает и функционирует в системе неформальных отношений людей и выражается во влиянии, оказываемом одним из них (лидером) на остальных членов социальной группы (по специальной терминологии — последователей или ведомых), формы выражения подобного влияния, носящего психологический характер, разнообразны: изменения затрагивают поведенческую сферу, касаются отдельных личностных черт, установок, мотивации последователей. Конечная цель влияния — ориентация людей на решение стоящей перед группой задачи.
Разумеется, речь идет о группе с вполне конкретным реальным лидером. И в связи с этим важно подчеркнуть, что посредством лидерства осуществляются координация индивидуальных усилий членов группы, организация их действий (иногда совершенно спонтанно, иногда в какой-то степени программирование), наконец, управление людьми. Но все это происходит, прошу обратить внимание, исключительно на неформальной основе, в рамках стихийно складывающихся неофициальных межличностных координат.
Мне уже приходилось говорить выше, что желание быть лидером присуще, по-видимому, отнюдь не малому числу людей. Другое дело, что далеко не всякому из них удается свою мечту осуществить. Одного только желания и даже усилий по его реализации (иногда довольно значительных) все же оказывается еще недостаточно. Суть проблемы состоит в том, что в качестве лидера человек должен быть прежде всего воспринят членами своей группы. И вовсе не обязательно, что с каждым претендентом на эту роль такое случится. Естественно, мы вправе задаться вопросом, что же лежит в основе подобного восприятия, почему именно в одном из членов группы коллеги склонньг усматривать лидера, а в другом — нет?
Чтобы ответить на вопрос, надо отчетливо представлять механизм, лежащий в основе выдвижения в позицию лидера. В течение длительного времени мне довелось заниматься изучением этого механизма, я описал его в ряде специальных работ (см.: Кричевский, Дубовская, 1991; Кричевский, Рыжак, 1985) и теперь постараюсь в популярной форме изложить существо дела.
Вероятно, многим из вас знаком рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»: кто не читал или кому не читали его в детстве. Сюжет рассказа, как вы помните, чрезвычайно прост.
Жил-был на свете мальчик Павлик, у которого не ладились отношения с близкими ему людьми. Так он вел себя с ними, что бабушка прогоняла его из кухни, сестра Ленка не давала красок, а старший брат не брал с собой кататься на лодке.
И вот однажды встретил Павлик на улице старичка, рассказал ему о своих невзгодах и услышал в ответ от него волшебное слово. Оно должно было помочь мальчику. Старичок объяснил, как его произносить и как при этом себя вести. С тем и вернулся Павлик домой, решив тут же попробовать силу чудодейственного слова на деле.
Подошел он к сестре и обратился к ней, как научил его старичок. В ответ получил от удивленной сестры краску. Обратился тем же манером к бабушке, кусочек пирожка у нее попросил, а та ему самый лучший, румяный пирожок выбрала. И брат перед Павликом не устоял, взял с собой на лодке покататься.
Какому же секрету научил мальчика старичок? А всего-то и нужно было: обращаясь с какой-нибудь просьбой, сказать другому человеку волшебное слово — «пожалуйста» и произнести его тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.
К чему я напомнил вам содержание детского рассказа? А к тому, что в нем заключен глубокий психологический смысл человеческого, поведения, общения, в том числе и такого его явления, как лидерство. Что я имею в виду конкретно?
Давайте посмотрим, как протекало общение Павлика с другими людьми, когда он обращался к ним с «волшебным словом». В ответ на него ребенок всякий раз получал нечто для себя приятное (краску, пирожок, возможность покататься на лодке). Иными словами, если для окружающих Павлика людей произносимое им «волшебное слово» и демонстрируемая манера поведения являлись несомненной ценностью, то для самого ребенка ценностью выступало то, что делали для него эти люди1. Таким образом, происходил своеобразный обмен ценностями между Павликом и его родственниками.
1 По принятому мной определению, ценность есть материальный или идеальный предмет, представляющий значимость для человека, т. е. способный удовлетворять его потребности, отвечать его интересам (подробнее об этом см.: Кричевский, 1987; Кричевский, Рыжак, 1985), В приведенном выше рассказе фактически имело место обоюдное удовлетворение участниками общения (Павликом, с одной стороны, и его родными — с другой) таких важных социальных потребностей личности, как потребности в уважении, признании, эмоциональном тепле.
Здесь я должен заметить, что идея обмена применительно к анализу человеческого взаимодействия является, несомненно, одной из наиболее плодотворных и, будучи переложенной на язык научных разработок, представляет собой эффективное средство его анализа и объяснения (см.: Кричевский, Дубовская, 1991). Развитие этой идеи имеет долгую историю и сопряжено с движением научной мысли в целом ряде общественных наук — политэкономии, социальной антропологии, социологии (см.: Тернер, 1985). Я думаю, что наиболее лаконично и емко суть взаимоотношений людей в контексте идеи обмена сформулировал Дж. Хоманс «Социальное поведение,— считает он,— представляет собой обмен ценностями, как материальными, так и нематериальными» (1984. С. 90).
«Ну, хорошо,— вправе сказать читатель,— психологический смысл описываемых в рассказе В. Осеевой событий в общем-го ясен. Но причем здесь лидерство?» Давайте разберемся, посмотрим, может быть, идея обмена ценностями или, как я буду далее ее именовать, ценностного обмена вполне приложима и к объясненению механизма лидерства.
Выше я уже говорил, что довольно длительное время занимался изучением этого механизма. Итогом работы явилось построение модели лидерства, имеющей своей основой как раз идею ценностного обмена во внутригрупповом взаимодействии людей (см.: Кричевский, Рыжак, 1985). Именно по механизму ценностного обмена происходит выдвижение в позицию лидера группы. 0 каких же ценностях в этом случае идет речь?
А имеются в виду следующие ценности. Во-первых, ценностью является сама позиция лидера, тот статус (т. е. престиж), который приобретает человек, оказывающийся в данной позиции. И к обладанию этой ценностью, безусловно, стремятся отдельные члены группы.
Во-вторых, ценностью являются любые действия членов группы, работающие на достижение конечных ее целей, т. е. на общегрупповой эффект. Причем интересно, что в этом случае оказывается несостоятельным прагматический момент ценностного обмена, воплощенный в хорошо известном принципе нашей жизни «ты — мне, я — тебе». Применительно к лидерству как чисто групповому явлению данный принцип трансформируется в совершенно иное требование: «ты — группе, группа — тебе». Проиллюстрирую эту мысль следующим весьма ярким, на мой взгляд, жизненным примером.
В июньских номерах «Комсомольской правды» за 1983 г. печаталась документальная повесть В. Пескова «Зимовка» о тяжелейшей по своим условиям, полной драматизма зимовке в Антарктиде на станции «Восток» группы советских последователей. На станции при 70-градусном морозе случился пожар, уничтоживший большую часть жилья, оборудования, продовольствия зимовщиков, вызвавший человеческие жертвы. Люди оказались в критической ситуации.
«Лидер? Да, он, конечно, немедленно обнаружился,— пишет В. Песков,— как только люди оказались у грани, опасности. В такие минуты люди, как к магниту, тянутся к человеку, не потерявшему голову, к человеку, решения которого безошибочно верные, «к человеку, с которым я сразу почувствовал: не пропадешь»,— сказал самый молодой из «восточников» Петр Полянский. Таким человеком оказался инженер-буровик Борис Моисеев».
Журналист далее замечает, что герой его в обычной жизни скромен, незаметен и, по мнению хорошо знающих его зимовщиков, никак «в лидеры не проходит».
«А там,— продолжает В. Песков,— он был подлинным лидером. С самой первой минуты драмы». Почему же именно этот человек, а не кто-то другой, например, начальник станции, стал лидером? Что обеспечило восприятие коллективом именно его как отвечающего этой роли?
Немало профессиональных и чисто человеческих достоинств инженера Моисеева описывается в повести. Но я приведу лишь те из них, которые в наибольшей степени помогают объяснить психологический взлет этого человека.
Итак, в момент пожара «это он, точно оценив ситуацию... крикнул: «Ребята, немедлено вниз — крыша сейчас провалится!» Сам он спрыгнул последним. Это он сразу же вспомнил — на буровой есть забытый движок, и побежал его заводить. Движок нуждался в наладке. Борис все сделал, и движок заработал. Борису принадлежит идея спасательных печек. И это он, обнаружив на свалке дизель, сказал: «Ребята, чего бы нам это ни стоило,— восстановим!» Омертвевший на морозе трактор ухитрился завести он, и дизель удалось втащить к месту ремонта. Баню построить Борис настоял, предложил под нее жилую свою комнатушку, «был прорабом» на этой жизненно важной стройке…
Тут нет возможности перечислить все, что придумано, предложено и сделано руками инженера-буровика в критические моменты зимовки. Делая записи, я спросил у ребят: все точно, не перехвалим? Сказали: все справедливо!»
А заканчивает В. Песков портрет лидера следующими словами зимовщиков с «Востока»: «Абсолютной честности человек… За самое трудное берется первым. Пока не закончено дело не успокоится. Не ждет похвал… Человек мягкий и добрый. Не дожидается, когда попросят помочь, сам видит, где трудно, и без слов помогает. Ничего — очертя: голову сначала подумает, потом делает. Обязательно посоветуется. И тебе посоветует, но мягко и не обидно… Иногда нужно, чтобы с тебя не только спросили, но поддержали, поняли, вошли в твое положение. Борис и это умеет... Верит в людей. Ему всегда хочется, чтобы все было хорошо. И сам для этого делает все возможное. Его любимое обращение: "Мужики!…" Любимый тост за столом: "За любовь!…"»
«Таков,— резюмирует журналист,— лидер. Такие качества ценят люди в сложной, критической обстановке» («КП». 1983. № 138).
Не вдаваясь в пространные объяснения по поводу цитированного отрывка (они представляются мне абсолютно излишними), переведу его содержание на язык упоминавшейся выше модели лидерства. Как и в случае с «волшебным словом», здесь опять-таки отчетливо просматривается действие механизма ценностного обмена: усилия инженера Бориса Моисеева, фактически спасшие коллектив в экстремальнейшей ситуации и обеспечившие дальнейшее успешное его функционирование (безусловная, конечно, ценность), способствовали восприятию этого человека остальными членами коллектива как лидера (также важная социальная ценность). Иными словами, произошел своеобразный обмен ценностями, имевший своим результатом как достижение целей коллектива (по схеме «Борис Моисеев — группе»), так и удовлетворение потребностей отдельных его членов (например, по схеме «группа — Борису Моисееву»).
Хочу предупредить читателя. Разумеется, анализ процесса ценностного обмена в любой социальной группе носит гораздо более сложный характер, нежели в приведенных здесь примерах, в том числе и касательно лидерства. Но такой анализ выходит за рамки настоящей книги. Поэтому интересующихся данным вопросом читателей я адресую к некоторым недавним своим работам (см.: Кричевский, Дубовская, 1991; Кричевский, Маржине, 1991; Кричевский, Рыжак, 1985).
Итак, выдвижение в позицию лидера обусловлено главным образом вкладом члена коллектива в эффективность его функционирования. Это основное условие восприятия человека в качестве лидера. Однако сама роль лидера нуждается в известной конкретизации.
Мне уже приходилось писать о том, что нельзя говорить о лидерской роли вообще, вне учета структуры лидерства, наличия разных планов его рассмотрения, конкретных условий группового функционирования и т. д. (см.: Кричевский, Рыжак, 1985). Точнее, говорить так, конечно, можно, что, собственно, и делают журналисты, популяризаторы науки и нередко, увы, люди, считающие себя в этом вопросе специалистами. Однако признавать корректным подобное понимание лидерства, конечно же, недопустимо. Давайте попробуем взглянуть на этот феномен с позиций системного подхода — полезного, судя по имеющимся у меня материалам (см.: Кричевский, Дубовская, 1991; Кричевский, Рыжак, 1985), средства анализа групповых явлений.
Лидерство возникает, мы знаем, в системе неформальных, неофициальных отношений. Но эти отношения могут быть двоякого типа. Часть из них носит преимущественно деловой характер и связана с решением основной стоящей перед группой задачи — так называемые деловые неформальные отношения. Они устанавливаются между функциональными образованиями (ролями), возникающими в трудовом процессе и заранее в штатном расписании организации не определенными. Например, в научных коллективах нередко выделяются роли критика, эрудита, генератора идей. Официально они как будто нигде не записаны, тем не менее, как показывает практика и свидетельствуют научные данные (Проблемы руководства научным коллективом, 1982), весьма полезны при решении многих научных проблем.
Так вот, отношения между носителями этих ролей формальными, конечно, назвать нельзя, они неформальны. Однако доминирует в них деловое начало, поскольку своим возникновением они обязаны исключительно специфике научного труда.
Другой тип неформальных отношений носит преимущественно эмоциональный характер, будучи связан не только (а подчас и не столько) с процессом труда, сколько с различными формами межличностного общения членов коллектива, в том числе и вовсе не обязательно по поводу решения трудовых задач. В конце концов коллеги по работе порой общаются друг с другом и во внеслужебное время, обсуждая всякого рода житейские и т. п. проблемы. В этом случае мы говорим о системе отношений неформального эмоционального плана.
Двум типам указанных отношений соответствуют две основные лидерские роли: роль делового и роль эмоционального лидера. Какая же из этих ролей является главенствующей, ведущей?
В трудовом коллективе доминирующее положение, по идее, занимает деловой лидер. И это в общем-то понятно: ведь подобный коллектив создается прежде всего для получения какого-то продукта, а не решения личных проблем работников. Однако я бы советовал не забывать и о роли эмоционального лидера, которая хотя и менее заметна, но в иные моменты ее исполнитель способен оказывать ощутимое влияние на жизнь коллектива. В этой связи припоминается следующий случай.
Однажды я участвовал в работе «круглого стола», организованного редакцией «Литературной газеты» и посвященного социально-психологическим проблемам науки. Среди прочих выступал там и заведующий одной биологической лабораторией, рассказавший такую историю. Длительное время в этом коллективе сохранялась весьма доброжелательная атмосфера, люди чувствовали себя комфортно, словом, никаких склочных ситуаций не возникало. Но вот ушла на пенсию одна из старейших сотрудниц, работала она в должности старшего лаборанта и ничем особенным на первый взгляд в коллективе не выделялась. Однако спустя какое-то время после ее ухода люди начали ощущать перемены в характере внутрилабораторцых отношений, вначале едва заметные, а затем более отчетливые, но, главное, содержащие элемент напряжения. И атмосфера в коллективе стала утрачивать былую теплоту. «По-видимому,— говорил заведующий,— эта сотрудница и была эмоциональным лидером или во всяком случае человеком, умело гасившим возникавшие иногда конфликты, да и просто вносила в жизнь лаборатории так часто недостающие нам теплоту и человечность».
Но двумя представленными выше ролями структура лидерства не исчерпывается. Дело в том, что в жизни коллектива случаются разные ситуации и в них могут возникать так называемые ситуативные лидеры — люди, способные на каком-то отрезке времени повести за собой коллектив. В прошлом перечень таких ситуативных лидерских ролей дал Л. И. Уманский (1980). К ним он отнес следующие роли: лидер-организатор (осуществляет функцию групповой интеграции); лидер-инициатор (задает тон в решении групповых проблем); лидер-генератор эмоционального настроя (отчасти аналог роли эмоционального лидера); лидер-эрудит (одна из ролей интеллектуального лидерства); лидер эмоционального притяжения (соответствует роли «социометрической звезды»); лидер-мастер, умелец (т. е. специалист в каком-то виде деятельности).
Кроме того, коллектив может состоять из нескольких микро-групп, а в них часто имеются свои лидеры. И они порой способны оказывать значительное влияние на жизнь коллектива, царящую в нем атмосферу, особенно в тех случаях, когда та или иная группировка занимает в коллективе доминирующую позицию. Замечу, правда, что все эти ситуативные, парциальные и т. п. лидерские роли при внимательном рассмотрении вполне вписываются в две основные функциональные составляющие лидерства: деловую и эмоциональную (подробнее об этом см: Кричевский, Рыжак, 1985).
Следуя логике нашего обсуждения, зададимся следующим вопросом: как соотносятся между собой роли лидера и руководителя? Иными словами, обязательно ли руководитель должен быть лидером и если да, то каким именно?
Напомню читателю, что в какой-то степени я уже касался этого вопроса в 1.5 в связи с рассмотрением авторитета руководителя. Тем не менее здесь я могу уточнить и дополнить свой ответ, опираясь, в частности, на собственные исследовательские материалы (см.: Кричевский, Дубовская, 1991; Кричевский, Маржине, 1991). Общий вывод, к которому они позволяют прийти, состоит в следующем.
С точки зрения роста эффективности коллектива целесообразнее всего, если руководитель является одновременно и деловым его лидером. Реализация руководителем роли эмоционального лидера отнюдь не обязательна. Желательно, однако, чтобы в системе эмоциональных отношений его позиция не была чрезмерно низкой, ибо это может негативно сказаться и на отношениях с людьми в деловой сфере.
Обсуждая соотношение руководителя и лидерства, мы сталкиваемся одновременно и с другим интересным вопросом — о взаимодействии руководителя с сотрудниками, занимающими те или иные лидерские позиции в коллективе. С этими людьми руководителю необходимо уметь контактировать хотя бы только потому, что они оказывают определенное влияние на коллектив или какую-то часть его членов. И для пользы дела их предпочтительнее чиелить в союзниках, нежели, иметь в их лице приверженцев конфронтирующей стороны.
Впрочем, существует немало руководителей, стремящихся тем или иным способом избавляться от претендующих на лидерство в профессиональной сфере деятельности сотрудников. Делается это разными путями, читателю, думаю, хорошо известными, правда, иногда под весьма благовидным предлогом перевода опасного конкурента на повышение в какое-нибудь другое подразделение или организацию.
Ну, а для определенной категории руководителей вообще характерен изначальный подбор таких сотрудников, от которых в дальнейшем при всем желании ничего лидерского в поведении ожидать не приходится. И хотя интересы дела от этого только проигрывают, зато руководитель чувствует себя спокойно, а уйдя на пенсию, начинает критиковать молодежь (к тому времени уже достигшую немалого возраста) за неумение работать, пассивность, отсутствие профессионализма и т. п. прегрешения.
Но если прежде всего вы — как руководитель — ориентируетесь все-таки на интересы дела и успехи коллектива цените дороже возможности удовлетворять свои личные амбиции, поощряйте лидерство. Ибо во многом это активность, предприимчивость, вера в людей и стремление вместе с ними дойти до цели. И не только поощряйте лидерство, сами включайтесь в этот процесс. Успех в нем важен не только лично для вас, он нужен вашим сотрудникам, коллективу, чтобы ощутить уверенность в достижимости поставленных целей.
От рассмотрения лидерства двинемся дальше, к той области функционирования коллектива, в которой этот феномен играет весьма значительную роль,— к принятию групповых решений.
3.3. РЕШЕНИЯ РОЖДАЮТСЯ В КОЛЛЕКТИВЕ
Вопросы, рассматриваемые в настоящем параграфе, касаются ряда моментов выработки организационных решений и по праву могут быть отнесены к числу ключевых с точки зрения эффективости функционирования коллектива. Как отмечает А. Морита, «главная функция менеджеров — это принятие решений» (1990. С. 271).
Но кто участвует в этом процессе? Группа высших менеджеров или, может быть, весь управленческий персонал? Ни то и ни другое, если следовать точке зрения президента «Сони корпорейшн». «Компания,— полагает он,— ничего не достигнет, если взвалит всю умственную работу на руководство. В компании каждый должен вносить свой посильный вклад, и вклад работников нижнего звена не должен ограничиваться только физическим трудом. Мы настаиваем на том, чтобы все наши работники вкладывали свой ум. Сегодня мы получаем в среднем от каждого из наших работников восемь предложений за год, и большинство из них — это предложения о том, как облегчить их собственную работу, как сделать ее более надежной, а тот или иной процесс — более эффективным» (Морита, 1990, С. 214).
Акцент на включении всего персонала в выработку тех или иных организационных решений — отличительная черта современных «образцовых компаний» и в Японии, и в США. По существу — это реализация соучаствующего стиля управления, о котором немало говорилось в 1.4.2 и который, если вы помните, характерен скорее для наукоемких, требующих высокой квалификации работников производств.
Каковы средства реализации подобного управленческого подхода? Одно из важнейших и, замечу, весьма эффективных — оперативные рабочие группы. Выше (см. 2.2) я слегка коснулся их. Теперь обсуждение этого вопроса можно сделать более развернутым.
Создание оперативных рабочих групп позволяет компании чрезвычайно быстро принимать решения по поводу всевозможных производственных проблем, в частности, инновационного типа, своевременно откликаясь на запросы рынка. Т.Питерс и Р. Уотермен следующим образом характеризуют эти группы: 1) они невелики по объему — обычно не более десяти человек; 2) уровень ответственности такой группы и ранг ее членов прямо пропорциональны важности проблемы (например, если проблема считается крупной, то практически все члены группы являются лицами высокого ранга и рабочая группа отчитывается перед главным руководителем); 3) продолжительность жизни типичной временной группы очень ограничена — не более полугода; 4) членство в группе обычно носит добровольный характер; 5) в случае необходимости группа формируется очень быстро и обычно без всякого рода формальных процедур; 6) вышестоящее руководство осуществляет постоянный контроль за сроками исполнения заданий (так, ответ руководству одной компании спустя три месяца после создания группы, гласивший, что за этот срок не сделано ничего, кроме работы над отчетом» был признан неудовлетворительным); 7) группы имеют незначительный вспомогательный аппарат; 8) используемая в группах документация носит по большей части неформальный характер и зачастую довольно скудна (как заметил один менеджер, «рабочие группы не занимаются производством бумаги, их дело — выдавать решения проблем»); 9) группы этого типа отличает интенсивность, открытость межличностного общения (см.: Питере, Уотермен, 1986. С. 172-175).