Итак, нам кое-что известно теперь об организационной культуре. Вряд ли стоит подчеркивать,сколь важнаее роль не только в выживании коллектива, организации, если хотите (это была бы слишком скромная задача), но, главное, в эффективности функционирования социального организма. И ключевая фигура в процессе формирования культуры, безусловно, руководитель. Вот почему закончить параграф мне хочется словами Э. Петтигрю, как нельзя лучше раскрывающими пока, к сожалению, плохо осознаваемый многими нашими руководителями (и что еще хуже теоретиками психолого-управленческой науки) этот «культурный» план управленческого труда: «Руководитель не только создает рациональные и осязаемые аспекты организации, такие, как структура и технология, но он также творец символов, идеологий, языка, верований, ритуалов и мифов» (цит. по: Питерс, Уотермен, 1986. С. 144-145).
3.2. КОЛЛЕКТИВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
Картина коллектива, открывающаяся социальному психологу, удивительно многообразна, и для ее воссоздания на бумаге потребовалась бы отдельная книга и, между прочим, не одна. Читатель без труда сможет в этом убедиться, обратившись хотя бы лишь к некоторым литературным источникам, содержащим попытку освещения психологической проблематики коллектива (шире малой группы) (см., например: Кричевский, Дубовская, 1991; Кричевский, Маржине, 1991; Кричевский, Рыжак, 1985).
Дабы, что называется, не утонуть в изобилии эмпирического материала, я ограничу свой анализ тремя крупными проблемами: социальным контролем, сплоченностью, лидерством.
3.2.1. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Итак, вначале поговорим о социальном контроле. Что имеется в виду, когда мы используем этот термин? Американский исследователь Т. Шибутани следующим образом расшифровывает его значение: «Категория «социальный контроль» часто понимается неправильно, так как обычно слово «контроль» ассоциируется с применением силы. Но физический контроль —это лишь небольшая часть картины. Люди рассматриваются как объекты социального контроля прежде всего потому, что они не свободны поступать так, как им хочется. Участвуя в коллективных действиях, каждый человек должен постоянно приспосабливаться к требованиям окружающих. Он вынужден подавлять некоторые свои импульсы или направлять их по другим каналам. Эти каналы обычно предопределены не биологической или физической необходимостью, но обязанностями, которые ощущают друг перед другом участники коллективных действий» (1969. С. 55-56).
|
Социальный контроль осуществляется посредством определенных регламентаций поведения членов группы, или групповых норм. В простейшем истолковании норма есть поведенческое правило. И устанавливаемые в коллективе (официально либо неофициально) поведенческие стандарты являются, как свидетельствуют материалы специальных обзоров (см., например: Бобнева, 1978), одним из важнейших условий эффективности его функционирования.
В чем же конкретно обнаруживает себя позитивная сторона нормативной регуляции поведения человека в группе (коллективе)? Я бы выделил здесь несколько моментов.
Прежде всего нормы информируют о том, как вести себя в той или иной группе, какое поведение следует ожидать от ее членов, занимающих разные позиции в групповой иерархии, на что ориентироваться в первую очередь, что не входит в систему важнейших групповых ценностей и т. п. Иными словами, знание норм уменьшает энтропию и упорядочивает наши представления об особенностях внутригрупповой жизни. Вспомним в связи с этим всевозможные «Кодексы организационного поведения» и «Правила делового общения», разрабатываемые в недрах эффективных компаний. Как раз они-то и устанавливают четкие поведенческие ориентиры для служащих этих. организаций.
|
Другая существенная функция норм — стандартизация моделей индивидуального и группового поведения. То есть мы стандартно, не задумываясь, ведем себя соответствующим образом в различных ситуациях групповой жизни, не рискуя при этом попасть в затруднительное положение иди создать его для других. Наиболее ярким примером в этом отношении могут служить образцы (разумеется, позитивные) армейского поведения.
Ну и, кроме того, наличие достаточно четких норм обеспечивает членам группы необходимую психологическую комфортность. Человек избавляется от неопределенности в выборе поведенческих моделей, у него снижается чувство тревоги в связи с ожидаемым поведением партнеров, возрастает уверенность в своих действиях. Понятно, что в такой ситуации лучше чувствуют себя не только ветераны, опытные работники, но и новички, быстрее адаптирующиеся к коллективу.
Однако, как показывают жизненные наблюдения и экспериментальные данные (см.: Бобнева, 1978; Кричевский, Дубовская, 1991), эффекты социального контроля обнаруживают и оборотную сторону медали. Дело в том, что влияние корм, вырабатываемых в коллективе, на отдельных его членов может быть столь сильным, что побудит человека принять их, т. е. вести себя в соответствии с ними вне зависимости от подлинного к ним отношения. По сути дела, подобное влияние нередка носит характер принуждения.
|
Классические эксперименты американского психолога С. Аша, посвященные изучению влияния группового большинства, привели около полувека назад к открытию феномена конформного поведения (или, более кратко, конформности). Поскольку в одной из недавних публикаций (см.: Кричевский, Дубовская, 1991) я уделил ему значительное внимание (и в теоретической и в экспериментальной части), здесь мой анализ будет краток и коснется как существа самого феномена, так и некоторых вытекающих из его рассмотрения вопросов сугубо практического характера.
Вслед за М. Шоу конформность понимается мной как «степень, в которой поведение индивида корреспондирует с нормами его группы» (Shaw, 1971. Р. 396). В ситуациях повседневной жизни конформность выступает в виде согласия отдельного члена группы (или нескольких из них) с мнением группового большинства. Но это весьма общая характеристика феномена. Гораздо интереснее попытаться ответить на такой вопрос что лежит в основе наблюдаемого согласия? В этом случае мы, по существу, как бы выделяем различные виды конформного поведения, делая анализ феномена более содержательным.
Причин согласия с мнением большинства, по-видимому, существует немало. Я приведу здесь лишь некоторые из них: во-первых, нередко люди соглашаются абсолютно бездумно, даже не пытаясь сколько-нибудь рационально объяснить свое поведение (как правило, этот тип согласия объясняется большой внушаемостью личности); во-вторых, согласие может носить продуманный чисто внешний характер при внутреннем полном несогласии с группой (так называемое «подчинение», по Г. Келмену); в-третьих, согласие основывается на доброжелательном отношении к членам группы (и хотя внутренне человек, вполне вероятно, расходится с ними во взглядах, чувство симпатии берет в данном случае верх); в-четвертых, причину согласия следует искать еще и в совпадении системы жизненных ценностей данного члена группы с мнением ее большинства (так называемая «интернализация», по Г. Келмену).
Как видим, причины конформности весьма разнообразны, и было бы неверно, что, собственно, нередко и происходит в обиходе, приписывать этому феномену исключительно негативные черты типа бездумного, рабского следования большинству или сознательного приспособленчества к социальному окружению. А между тем «даже среди социальных психологов существует распространенный взгляд на конформность как согласие с большинством лишь ради самого согласия» (Shaw, 1971. Р. 248). Хотя эта реплика адресована скорее всего заокеанским коллегам цитированного автора, она в равной мере может быть отнесена и на счет многих отечественных специалистов.
Однако как же все-таки отнестись к конформности, если иметь в виду не частные случаи согласия или несогласия кого-то из членов группы с мнением большинства и не причины, лежащие в их основе, а более фундаментальный (практический по своей сути) вопрос — эффективность функционирования коллектива? Иными словами, что можно порекомендоваэъ руководителю: культивировать в своем коллективе конформность иди нет?
Я бы следующим образом ответил на этот вопрос. Безусловно, в ряде ситуаций, особенно экстремального плана, следование людей единым поведенческим стандартам способно не только обеспечить выживание группы в социальной (и иной) среде, но и привести ее к успешному достижению поставленных ранее целей. Более того, следование некоторым из этих стандартов и в повседневной жизни любой промышленной или торговой организации также представляется мне позитивным моментом. Носят ведь служащие ряда американских и японских компаний (мы говорили об этом в 2.2 и 3.1) единый деловой костюм, следуют единому поведенческому кодексу и т. д. И ничего, кроме пользы организации, это не приносит.
Но вот что касается единообразия мнений, взглядов по тем иди иным вопросам организационной жизни, принимаемым решениям, то его, мне кажется, следует всячески избегать. Хотя, я знаю, найдется немало руководителей, не терпящих никакого инакомыслия и находящих, единственно правильной и приемлемой для себя ситуацию полного внешнего согласия (внутренняя сторона. этой проблемы их мало заботит) сотрудников с точкой зрения шефа. Однако опыт эффективного менеджмента говорит нам совсем о другом.
«Руководство любой компании нуждается в том, чтобы его критиковали изнутри, и в каждой компании должны быть свои критики, не дающие руководству обрасти жирком, потерять форму и скатиться к потаканию собственным желаниям» (Роджерс, 1991. С. 256). К словам бывшего вице-президента «ИБМ» стоит, конечно, прислушаться. Но меня к тому же еще интересует и собственно психологический смысл сказанного.
Ведь что такое действия критика, если иметь в виду, что в любой организации люди подобного типа, как правило, составляют меньшинство? Переводя ситуацию на психологический язык, мы фактически имеем дело с феноменом влияния группового меньшинства. Его изучением в последние десятилетия много занимались европейские социальные психологи, и прежде всего лидер этого исследовательского направления —С. Московиси (см. об этом: Кричеаский, Дубовская, 1991).
Основной итог выполненных ими работ состоит в следующем. Групповое меньшинство также способно оказывать влияние на мнения, взгляды остальных членов группы (т. е. большинства), вызывая у некоторой их части согласие с предлагаемой им точкой зрения. Причем влияние меньшинства сравнительно с влиянием большинства характеризуется рядом любопытных особенностей.
Во-первых, при воздействии меньшинства практически не возникает стрессовой ситуации, типичной для давления группового большинства, когда человек сталкивается со своеобразным бинарным выбором: или собственная позиция, или мнение остальных членов группы. И часто из чувства страха перед неодобрением большинства склоняется к последней альтернативе.
Во-вторых, если на ранней стадии рассмотрения проблемы мнение меньшинства нередко с ходу отвергается группой, в случае дальнейшего уверенного и последовательного отстаивания им своей позиции последняя начинает постепенно приниматься во внимание большинством и включается им в «список» обсуждаемых альтернатив.
В-третьих, влияние меньшинства, хотя и значительно уступает в силе проявления давлению большинства, вместе с тем стимулирует гораздо более дивергентные стратегии мышления членов группы, способствует росту оригинальности и разнообразия предлагаемых решений и, что очень важно, их эффективности. Ведь в ситуации влияния меньшинства люди, как я уже говорил, чувствуют себя гораздо спокойнее и увереннее, что, надо полагать, «развязывает» их творческую активность.
В-четвертых, влияние меньшинства оказывается полезным (в плане выдвижения оригинальных решений) даже в том случае, если лежащая в его основе идея является ошибочной. Все равно она стимулирует поиск членами группы правильного решения.
Таким образом, социально-психологический анализ влияния меньшинства позволяет дать руководителю следующий совет: если вы не хотите погрязнуть в рутине и косности, если в числе ваших приоритетов — новизна и движение, если вам дорог не авторитет кресла, а авторитет мысли, смело вводите в состав своей «мозговой» команды критиков, памятуя, что «даже худшие из них оказываются все же более полезными, чем лучшие из подпевал» (Роджерс, 1990. С. 256-257).
Ну а имея в своем коллективе конструктивных критиков, способных, как подчеркивает Ф. Роджерс, предложить не только продуманный анализ проблемы, но и выверенный подход к ее решению, можно добиться многого. Во всяком случае богатейший опыт «ИБМ» и аналогичных ей по духу компаний свидетельствует именно об этом.
3.2.2. СПЛОЧЕННОСТЬ
С феноменами социального контроля, в частности, конформностью, тесно соседствует другой предполагаемый к обсуждению в данном параграфе феномен групповой жизни — сплоченность. На взаимосвязи этих двух феноменов я остановлюсь ниже. Но вначале хочу отметить следующее.
Вольно или невольно проблема сплоченности коллектива привлекает к себе внимание многих руководителей. И вот почему. За термином «сплоченность» для многих из них скрывается нечто такое единое, целостное, что как будто и должно предотвратить коллектив от каких-то внутренних потрясений, конфликтов и т. п., и в то же время способствовать успешности достижения им соответствующих целей. Во всяком случае именно эти два момента всегда тесно связывались со сплоченностью участниками моих семинаров.
По-видимому, на уровне здравого смысла так оно и есть. Сложнее, однако, обстоит дело, если, не довольствуясь только соображениями здравого смысла, обратиться к материалам специальных научных исследований проблемы. Детальный их анализ, проводившийся мной в ряде работ (см.: Кричевский, 1973; Кричевский, Дубовская, 1991), вероятно, скорее всего заинтересует профессиональных психологов. Здесь же я остановлюсь лишь на основных результатах этого анализа, увязывая их с некоторыми практическими вопросами функционирования коллектива.
Начну с вопроса, касающегося причин сплоченности. Обычно он вызывает немалый интерес у ртковедителей. Действительно, что обусловливает сплочение коллектива, какие факторы необходимо иметь при этом в виду, как они соотносятся между собой? Вопросы, как видим, отнюдь не простые. А между тем, отвечая на них, мы даем тем самым руководителю определенный психологический инструмент работы с коллективом
Согласно теоретической модели Д. Картрайта (Cartwright, 1968), наиболее интересной, на мой взгляд, теоретической конструкции сплоченности, последняя детерминируется четырьмя факторами личностного и группового характера: 1) мотивационной основой тяготения человека к группе, включающей в себя совокупность его потребностей и ценностей, под влиянием которых он стремится войти в ту или иную социальную группу; 2) побудительными свойствами группы, отраженными в ее целях, программах, характеристиках ее членов, способе действия, престиже и других признаках, важных для мотивационной основы человека, т. е. созвучных его потребностям, ценностям; 3) ожиданиями личности или субъективной вероятностью того, что членство в группе будет иметь для нее благоприятные или отрицательные последствия; 4) индивидуальным уровнем сравнения — некоей средней субъективной оценкой последствий пребывания человека в разных социальных группах, с которой он сопоставляет возможные свои достижения в данной конкретной гpynne.
Таким образом, в основе сплоченности как единения людей лежит, исходя из только что приведенной схемы, сочетание двух начал — личностного и группового. Причем Д. Картрайт подчеркивает, что определенные характеристики группы будут иметь побудительную силу для личности лишь в том случае, если они отвечают соответствующим потребностям, входящим в ее мотивационную основу тяготения к группе.
Это замечание имеет, на мой взгляд, принципиальное значение. Дело в том, что руководитель может, как ему кажется, делать немало полезных вещей для коллектива, резонно полагая, что итогом его усилий явится наряду с прочим и рост сплоченности его сотрудников. Но если он забывает при этом об их личных интересах (и не вообще персонала, а имея в виду конкретных людей), его усилия по сплочению коллектива могут потерпеть фиаско.
Из, приведенных выше детерминантов сплоченности наиболее изученными в смысле оказываемого на нее влияния являются так называемые побудительные свойства группы. Исследователями называются десятки подобного рода свойств, из которых наиболее значительными (в том числе и по причинам практического характера) мне представляются следующие: 1) привлекательность членов группы, т. е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими; 2) сходство между членами группы (чаще всего в системах основных жизненных ценностей, установок и т. п.); 3) особенности групповых целей (в частности, их соответствие потребностям членов группы, четкость в постановке, успех группы в их достижении); 4) своеобразие взаимосвязи членов группы (чаще всего речь здесь идет о последствиях кооперативной и конкурентной стратегии поведения членов группы); 5) удовлетворенность групповой деятельностью (как часть общей удовлетворенности трудом); 6) характер руководства и принятия решений (имеются в виду стили, руководства и реальное участие людей в выработке групповых решений); 7) структурные свойства группы (главным образом модели коммуникативных сетей и статусно-ролевые аспекты структуры); 8) групповая атмосфера (ее аналогом, как правило, являются особенности межличностных отношений, складывающихся между членами группы); 9) величина группы (напомню, что, по мнению многих специалистов, наиболее сплоченной и управляемой является группа численностью в 7—12 человек); 10) сложившиеся в группе традиции как элемент более широкой организационной культуры.
Перечисленные выше побудительные свойства группы даны здесь в случайном порядке, так что не стоит коррелировать очередность их расположения с соответствующей-степенью значимости каждого. Однако некоторые соображения на этот счет, а также относительно содержательной стороны отдельных свойств мне хотелось бы далее высказать.
Конечно, при комплектовании рабочей группы всегда возникает вопрос на какой основе подбирать людей, на какие моменты психологического характера следует обратить особое внимание? Однозначный (рецептурного толка) ответ дать в этом случае трудно, поскольку слишком много психологических и непсихологических переменных нужно иметь в виду. Но если речь идет, скажем, конкретно о сплочении коллектива, основываясь хотя бы только на перечне упомянутых ее детерминантов, попытаться предложить определенные рекомендации вполне возможно.
На мой взгляд, ключевым моментом в создании сплоченного коллектива является подбор людей на основе совпадения их жизненных ценностей относительно как профессиональной деятельности, так и нравственных аспектов человеческого бытия. Кстати сказать, этот фактор может отразиться и на взаимной привлекательности, взаимном тяготении людей. Во всяком случае, как показывают исследовательские данные (см, например: Кричевский, Рыжак, 1985), очень часто в основе взаимных деловых и сугубо эмоциональных предпочтений людей лежат причины ценностного характера. И наконец, замечу, что ценностный элемент пронизывает традиции коллектива, это тот стержень, на базе которого происходит воспроизводство организационной культуры.
Другой важный момент в рассматриваемой проблеме — соответствие побудительных свойств группы, например, стоящих перед ней целей, ценностям и потребностям отдельных ее членов. Несколько выше об этом уже шла речь. Здесь же подчеркну лишь следующее существенное обстоятельство: недоучет человеческой мотивации (причем не вообще мотивации, а именно мотивации конкретных людей) чреват, конечно, не только падением уровня сплоченности коллектива; под вопрос в этом случае должно, по-видимому, ставиться само существование этого социального организма.
И еще один весьма существенный фактор сплочения коллектива, во многом зависящий от самого руководителя,— используемый им управленческий стиль со всеми вытекающими отсюда последствиями: включенностью (или невключенностью) членов коллектива в процесс выработки решений; делегированием подчиненным (или замыканием исключительно на самом руководителе) управленческих функций, ответственности; способствованием рождению у сотрудников чувства сопричастности к делам коллектива (или, напротив, отчужденности, от происходящих в нем процессов) и т. д. Но обо всем этом, если помнит читатель, очень много говорилось в двух предыдущих главах, куда я и адресую желающих более детально обсуждать данный вопрос.
Перечисляя побудительные свойства группы, я наряду с прочим назвал и структурные ее характеристики, а среди последних упомянул о моделях коммуникативньх сетей.
Хотя коммуникации было уделено немало внимания в связи с анализом функций руководства (см. 2.3), вопрос относительно моделей коммуникативных сетей мной там не затрагивался. Между тем он важен как с точки зрения понимания причин сплоченности коллектива, так и целого ряда других развертывающихся в нем процессов (в частности, межличностного влияния).
В самом простейшем варианте модели коммуникативных сетей могут иметь двоякий вид: централизованные и децентрализованные. Примеры того и другого типа даны на рис. 5. Как видно из представленных на нем образцов, в первом случае (централизация) вся коммуникация как бы замыкается на руководителе или лидере группы (в зависимости от того, в какой системе отношений она циркулирует: формальной или неформальной), во втором случае (децентрализация) она рассредоточена между всеми членами группы.
Рис 5. Модели коммуникативных сетей
В контексте настоящего обсуждения основной представляющий для нас интерес экспериментальный факт состоит в следующем. Было показано (см.: Кричевский, 1976; Кричевский, Дубовская, 1991), что, как правило, централизованные сети, сравнительно с децентрализованными, в большей мере способствуют развитию лидерства, организационных (структурных) характеристик группы, лучшему решению относительно простых задач, но препятствуют эффективности решения сложных проблем и уменьшают удовлетворенность членов группы выполняемой деятельностью (а это, как мы уже знаем, один из факторов групповой сплоченности).
Правда, члены группы, занимающие в централизованных сетях так называемые центральные позиции (например, руководителя, лидера), имеют высокую удовлетворенность, чего, однако, вовсе нельзя сказать об их периферийных партнерах. Замечу в этой связи, что возможность обладания информацией, при одновременной относительной независимости от окружающих вызывает у работника чувство повышенной удовлетворенности.
Приведенные выше модели коммуникативных сетей выглядят, как я уже говорил, достаточно упрощенно. Реальная коммуникация гораздо сложнее, и исследователи, естественно, попытались дать более адекватное ее описание. Это удалось сделать путем гипотетического конструирования четырех коммуникативных ролей, моделирующих, по мнению специалистов (Albanese, Van Fleet, 1983), основные виды коммуникативного поведения в организации. Роли получили следующие названия: 1) «сторож», 2) «лидер мнений», 3) «связной», 4) «пограничник».
Ввиду необычности названий остановлюсь чуть подробнее на их содержательной стороне. Напомню, что каждая из этих ролей представляет собой модель определенного типа внутриорганизационных коммуникаций.
«Сторож». Человек в коммуникативной сети, контролирующий течение коммуникации к другому человеку в этой же сети. Часто его действия зависят от организационных предписаний или конкретных условий. Эту роль обычно «играют» секретари, операторы телефонных станций, диспетчеры и т. п.
«Лидер мнений». Человек в коммуникативной сети, часто способный оказывать влияние на установки и поведение некоторых других людей в этой же сети. Влияние обычно носит неформальный характер и не подкрепляется, позицией того же человека в формальной организации.
«Связной». Человек, который служит связующим звеном между двумя или более группировками в коммуникативной сети. Подлинный «связной» выполняет эту функцию, не примыкая к какой-либо из группировок. Подобная роль может иметь место как в системе формальных, так и неформальных отношений.
«Пограничник». Человек в коммуникативной сети, имеющий высокую степень связи с организационным окружением (подробнее об этих ролях см.: Albanese, Van Fleet, 1983. Р. 360-362)..
Совершенно очевидно, что умелое использование руководителем указанных коммуникативных ролей (подбор исполнителей, оптимальное распределение функций и т. д.) ведет к оптимизации внутриколлективных коммуникаций (усиливает связи между сотрудниками, обеспечивает их большей информацией, интенсифицирует контакты с другими коллективами и т. д.) и, следовательно, «работает» в конечном счете на сплочение коллектива.
Однако мы несколько увлеклись анализом коммуникативного фактора групповой эффективности, даже если и полагать, что одним из ее показателей является сплоченность. Вернемся все-таки к собственно проблематике последней.
Напомню, что ранее речь шла о детерминантах сплоченности. Их описание было дано в соответствии с теоретической схемой Д. Картрайта. Однако в ней отсутствует один важный компонент, связанный с областью межгрупповых отношений.
Дело в том, что в рамках социальной организации (например, предприятия) функционирует множество всевозможных подразделений (отдельных коллективов), и все они в силу динамики производственного процесса в той или иной мере состоят в каких-то отношениях друг с другом Эти отношения в определенные периоды организационной жизни могут обостряться, приобретать характер конфликта. Так вот, длительное время считалось, что достаточно возникнуть межгрупповому конфликту, как под его влиянием группы тотчас же начнут сплачиваться. Современные представления, базирующиеся на большом количестве экспериментальных материалов изучения межгруппового взаимодействия (см., например: Tajfel, 1982), опровергают эту точку зрения,
Оказывается, сам по себе факт межгруппового конфликта (в форме, скажем, столкновения двух подразделений в рамках более крупной организации) недостаточен, чтобы усилить сплоченность коллектива. Главным фактором роста внутригрупповой сплоченности в ситуации межгруппового конфликта является характер взаимозависимости, существующей между группой и отдельными ее членами и выражающейся в восприятии последними своей группы как единого целого, индентификации с ней, переживании ими общности «групповой судьбы», в особенностях установок относительно аутгруппы (т. е. группы-соперника), оценке возможных ингрупповых (т. е. для данной группы) последствий межгрупповых акций и т. п. (Tajfel, 1982). Так что вряд ли я бы порекомендовал руководителю искать средства повышения сплоченности на путях конфронтации с другими коллективами.
Итак, в известной мере мы уже знаем, что именно может-способствовать сплочению коллектива. Но тут вполне резонно возникает ряд новых вопросов: чем, собственно, полезна сплоченность, если иметь в виду интересы не только коллектива, но и личности, каковы конкретно ее последствия, в чем они выражаются?
Приступая к ответам (а они основываются на исследовательском материале; см.: Кричевский, Дубовская, 1991) на эти вопросы, рассмотрим вначале отношение между связкой переменных «сплоченность — личность». Иными словами, выясним, каковы последствия сплоченности для отдельного члена группы. Они состоят в следующем.
Во-первых, по мере роста сплоченности члены коллектива активнее включаются в его жизнь, в различные виды совместной деятельности, словом, более решительно и уверенно демонстрируют свою сопричастность к происходящему в коллективе.
Во-вторых, следствием усиления сплоченности являются рост индивидуальной адаптации к группе и переживание человеком чувства личной безопасности. В значительной мере это обусловлено так называемым квазитерапевтическим эффектом, вызванным сплочением, единением людей и выражающимся в повышении их самооценки и снижении уровня тревожности. Вероятно, подобные ощущения знакомы многим, кому довелось быть членом сплоченных групп. Впрочем, как мы сейчас увидим, высокая сплоченность далеко не всегда является спутницей психологического комфорта.
В-третьих, возрастание сплоченности усиливает влияние, оказываемое группой на своих членов. В высокос-плоченных группах нередки проявления конформного поведения, вызванного не подлинным согласием личности с мнением большинства, а исключительно лишь стремлением (по чисто прагматическим соображениям) к внешней его демонстрации (так называемое «подчинение», по Г. Келмену). Но известно, что в таких случаях личность порой испытывает большой психологический дискомфорт. Да и кроме всего, прочего, сильное стремление к единообразию, столь характерное для высоко-сплоченных групп, подавляет, на мой взгляд, личную свободу человека, заглушает в нем творческое начало.
Наконец, в-четвертых, члены сплоченных групп, как правило, не спешат их покидать, что на более, прозаическом языке означает малую текучесть рабочей силы. Все-таки сплоченность, если только она не чрезмерна, способствует складыванию благоприятной для личности психологической атмосферы. Не случайно ведь чуть выше мы констатировали вызываемый этим феноменом квазитерапевтический эффект. Естественно, что в такой обстановке человеку нет смысла торопиться менять место работы.