Ликвидационная комиссия.




Ликвидационная комиссия по своей сути отличается от других органов общества. Это обусловлено тем, что данный орган создается крайне редко, его появление вызвано чрезвычайными обстоятельствами деятельности общества.

Согласно действующему законодательству (п. 2 ст. 21 Закона об АО) в случае добровольной ликвидации общества совет директоров ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. После чего общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

Именно с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества (п. 3 ст. 21 Закона об АО). Казалось бы, в связи с этим обстоятельством ликвидационную комиссию необходимо отнести к органам управления акционерного общества *(551).

Однако с этим нельзя согласиться *(552). Дело в том, что ликвидационная комиссия не управляет процессом обычной нормальной деятельности общества, а организует и проводит его ликвидацию, обладая при этом довольно значительными полномочиями *(553).

Таким образом, ликвидационная комиссия хоть и не является органом управления общества, все-таки входит в число органов акционерного общества, выполняющих определенные действующим законодательством функции. В этой связи нельзя согласиться с позицией Д.В. Ломакина, согласно которой ликвидационная комиссия не может быть признана органом акционерного общества *(554).

К сожалению, акционерное законодательство не уделяет внимания вопросу ответственности членов ревизионной комиссии (лица, осуществляющего функции ревизора), счетной комиссии (лица, осуществляющего функции счетной комиссии) и ликвидационной комиссии. Это создает впечатление об их безответственности, понижает уровень исполнения указанными лицами своих обязанностей, что может привести к негативным последствиям для конкретного акционерного общества.

Возможно это вызвано тем, что отечественное акционерное законодательство осуществило значительное число заимствований из иностранных правовых систем. Например, согласно преобладающей в западной юридической литературе точке зрения ревизионная комиссия (ревизор) не считается органом акционерного общества *(555).

Однако в отечественном акционерном законодательстве ревизионная комиссия (ревизор), а также счетная и ликвидационная комиссии являются органами общества и, следовательно, возникает необходимость закрепить в действующем акционерном законодательстве положения, регулирующие ответственность лица, осуществляющего функции ревизора, а также членов ревизионной, счетной и ликвидационной комиссий.

В настоящее время привлечение к ответственности указанных лиц является довольно проблематичным мероприятием. Акционерное законодательство не предусматривает обязанности возмещения указанными лицами причиненного обществу ущерба. Однако это не говорит о том, что гражданско-правовая ответственность этих лиц будет основываться на деликтных отношениях, предусмотренных гл. 59 ГК, ведь между акционерным обществом и членами ревизионной, счетной и ликвидационной комиссий, а также лицами, осуществляющими функции ревизора и счетной комиссии, возникают особые отношения, в ходе которых на них возлагаются различные обязанности, например, по проверке финансово-хозяйственной деятельности общества, подсчету голосов и т.д.

Отсутствие должного регулирования привело и к проблеме солидарной ответственности членов указанных органов.

Рассмотрим историю вопроса на примере ревизионной комиссии - контрольного органа общества. Ранее члены ревизионной комиссии являлись именно солидарными должниками перед обществом (примечание к ст. 360 ГК РСФСР 1922 г.). Кроме того, солидарной ответственности подлежали все выборные лица акционерного общества, если они причинили убытки совместно (ч. 2 ст. 73 Положения об акционерных обществах 1927 г.). Законодательные установки нашли свое отражение и на практике, в частности, в уставах акционерных обществ, в которых можно встретить положения о солидарной ответственности членов ревизионной комиссии *(556).

В настоящее время действующее законодательство обходит стороной вопрос о солидарном характере ответственности членов ревизионной, счетной и ликвидационной комиссий. В связи с чем возникает вопрос, а несут ли их члены солидарную ответственность перед акционерным обществом?

Учитывая, что действующее законодательство прямо не предусматривает солидарную ответственность членов указанных комиссий, их ответственность не носит солидарный характер *(557).

Вряд ли можно признать удовлетворительным подобное положение. Здесь следует обратиться к тому, что данные органы по своей сути коллегиальные, и принимаемые ими решения являются результатом голосования их членов. Этот порядок принятия решений характерен и для иных коллегиальных органов акционерного общества. Учитывая единую природу органов общества, а также идентичный порядок принятия ими решений, становится явной необходимость установления солидарного характера ответственности образующих их лиц. Вообще следует подчеркнуть, что правовое регулирование ответственности лиц, образующих органы управления и иные органы акционерного общества, должно основываться на общих принципах, ведь еще И.Т. Тарасов отмечал, что "в ответственности правления, поверочного совета и ревизоров не должно быть существенного различия" *(558).

В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство, дополнив ст. 71 Закона об АО пунктом 7 следующего содержания: "Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, положения настоящей статьи распространяются на лиц, осуществляющих функции ревизора и счетной комиссии общества, членов ревизионной, счетной и ликвидационной комиссий общества".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: