Список использованных словарей 31 глава




строение. Соотношение частей языковой единицы. Строение словосочета­ния. Строение предложения.

строка. Ряд слов, букв или иных знаков, написанных или напеча­танных в одну линию.

строчная (маленькая) буква. Буква обычной величины, употреб­ляемая для написания во всех случаях, кроме тех, когда по правилам орфографии и пунктуации требуется употребление прописной буквы.

структура. 1. То же, что строение. Структура слова. Структура предложения.

2. Лексико-грамматическое единство, имеющее специфическую схему построения. Синтаксическая структура.

структурализм. Направление в языкознании, ставящее целью линг­вистиче­ского исследования раскрытие главным образом внутрен­них отноше­ний и зависимостей компонентов языка, его структуры, понимаемой, однако, различно разными структуралистскими школами. Основные направления структурализма следующие: 1) Пражская лингвистиче­ская школа, 2) американский струк­турализм, 3) Копенгагенская школа, 4) Лондонская лингвисти­ческая школа. Отталкиваясь от предшест­вующего младограм­матического направления в языкознании (см. мла­дограмматики), структурализм выдвинул некоторые положения, об­щие для раз­личных его направлений. В противовес младограммати­кам, утверждавшим, что реально существуют лишь языки отдельных индивидов, структурализм признает наличие языка как цельной сис­темы. «Атомизму» младограмматиков, изучавших лишь от­дельные, оторванные друг от друга языковые единицы, струк­турализм проти­вопоставляет целостный подход к языку, рас­сматриваемому как слож­ная структура, в которой роль каждого элемента определяется его ме­стом по отношению ко всем другим элементам, зависит от целого. Если младограмматики единст­венно научным считали только исто­рическое исследование языка, не придавая значения описанию его современного состояния, то структурализм преимущественное вни­мание уделяет синхронии. Общим для различных направлений струк­турализма является также стремление к точным и объективным мето­дам исследо­вания, исключение из него субъективных моментов. На­ряду с общими чертами отдельным направлениям структурализма при­сущи заметные расхождения.

Представители Пражской школы, или школы функциональной лин­гвистики (В. Матезиус, Б. Гавранек, Б. Трика, И. Вахек, Вл. Скаличка и др., выходцы из России Н. С. Трубецкой, С. О. Кар-цевский, Р. О. Якобсон), исходят из представления о языке как о функциональной системе, оценивают языковое явление с точки зрения той функции, которую оно выполняет, не игно­рируют его смысловую сторону (в противоположность, напри­мер, многим американским структурали­стам). Отдавая приори­тет синхроническому исследованию языка, они не отказываются и от диахронического его изучения, учитывают эво­люцию язы­ковых явлений, чем также отличаются от многих других пред­ставителей структурализма. Наконец, в отличие от последних Пражская школа функциональной лингвистики учитывает роль экст­ралингвистических факторов, рассматривает язык в связи с общей ис­торией народа и его культурой. Большой вклад внесли представители Пражской школы в развитие общей фо­нетики и фонологии, в разра­ботку грамматики (теория актуаль­ного членения предложения, учение о грамматических оппо­зициях), функциональной стилистики, теории языковой нормы и т.д.

Американский структурализм представлен рядом течений, та­ких, как дескриптивная лингвистика (Л. Блумфилд, Г. Глисон), школа порож­дающей грамматики и, в частности, трансформа­ционного анализа (Н. Хомский, Р. Лиз), и др. Общей их чертой является утилитарная на­правленность лингвистических исследо­ваний, их связь с разнообраз­ными прикладными задачами. Большое внимание уделяется разра­ботке методики лингвисти­ческого исследования, определению гра­ниц применения отдель­ных методов и приемов, выяснению степени надежности ожи­даемых в каждом случае результатов и т.д. См. деск­риптивная лингвистика, порождающая грамматика, непосредственно со­ставляющие.

Копенгагенская школа выдвинула особое направление в струк­тура­лизме — глоссематику. Датские структуралисты (В. Брендаль, Л. Ельмслев) рассматривают язык как систему «чистых отношений», в отвлечении от материальной субстанции, и изуча­ют лишь зависимо­сти, существующие между элементами языка и образующие его сис­тему. Они стремятся создать строгую формально-лингвистическую теорию, которая, однако, оказы­вается пригодной лишь для отдельных аспектов изучения языка. См, глоссематика.

Лондонская лингвистическая школа играет менее заметную роль в структурализме. Представители этого направления осо­бое внимание уделяют анализу лингвистического и ситуацион­ного контекста, а также социальным аспектам языка, признавая функционально значи­мым лишь то, что имеет формальное вы­ражение.

структурная лингвистика. 1. То же, что структурализм. 2. Отрасль языко­знания, ограничивающая предмет своего исследования внутренними соотношениями и связями в системе языка в от­влечении от таких проблем, как взаимоотношения языка и мыш­ления, связь языка с об­ществом и т.п.

структурная схема предложения. Образец, по которому может быть по­строено минимальное самостоятельное сообщение. Дву­составная схема. Односоставная схема. См, предикативная осно­ва предложения.

структуры гибкие. Сложные предложения, допускающие варианты распо­ложения составляющих их частей. Ср.: 1) Все жаловались на холод, и дождь стучал в окна (Чехов).— Дождь стучал в окна, и все жалова­лись на холод. 2) Когда я был еще ребенком, он меня сажал на своего коня (Пушкин).— Он меня сажал на своего коня, когда я был еще ре­бенком.— Он меня, когда я был еще ребенком, сажал на своего коня.

структуры негибкие. Сложные предложения, в которых невозмож­на пере­становка составляющих их частей без отделения союза от второй части и невозможна вставка одной части в другую. Ямщик свистнул, и лошади поскакали (Пушкин). Едва Ростов успел передать письмо и рассказать все дело Денисова, как с лестницы застучали быстрые шаги (Л. Толстой). Не прошло и десяти минут, как Сергей сидел в са­молете (Бабаевский). Только и знаешь, что ходишь с места на место (Чехов). Этой короткой нерешительности было достаточно, чтобы волк выполз из круга за линию стрелков (Федин). Было так темно, что Варя с трудом различала дорогу (Фадеев).

ступенчатое образование видов. Последовательное образование формы со­вершенного вида от первичного несовершенного и вто­ричной формы несовершенного вида от приставочного глагола совершенного вида. Читать — прочитать — прочитывать. Гру­зить — погрузить (загрузить, нагрузить) — погружать (загру­жать, нагружать).

стык. Граница двух смежных элементов морфемы (звуков), двух морфем (см. морфологический шов), двух слов в потоке речи и т.д.

стяжение гласных. Слияние двух смежных гласных, приводящее к возник­новению одного. Дикобраз (из дикообраз), Федор (из Феодор). Ср. слияние двух гласных в славянских языках в один простой гласный после утраты интервокального йота; воз­никновение современных па­дежных окончаний имен прилага­тельных.

субстантивация (от лат, substantivum—существительное). Переход слов дру­гих частей речи в разряд имен существительных. Вольной поправился (субстантивация прилагательного). Подали на второе (субстантивация порядкового числительного). Двое на качелях (субстантивация собирательного числительного). Наше завтра (субстантивация наречия). Раздавалось мерное тик-так (суб­станти­вация звукоподражательного слова).

Субстантивация полная. Окончательный переход при­лага­тельного в разряд существительных, с потерей возможности употреб­ляться как прилагательное. Портной, дневальный, слу­живый, гости­ная, бутербродная, пирожное, приданое и др.

Субстантивация неполная. Переход прилагательного в раз­ряд существительных при продолжающемся употреблении в роли прилагательного. Военный, дежурный, часовой, карауль­ный, ломовой, булочная, кондитерская, ванная, столовая, чайная, слесарная, парик­махерская, заливное, мороженое, сладкое, дан­ные, легкие, суточные, чаевые и др.

Субстантивация окказиональная. Переход прилагатель­ного в разряд существительных в условиях данного контекста. Тол­стый и тонкий (в рассказе А. П. Чехова).

субстантивные словосочетания см. словосочетание.

субституция (лат, substitutio—подстановка). Замещение одного звука другим, чаще всего при заимствовании, когда в заимству­ющем языке нет со­ответствующего звука языка-источника. Ср. произношение таких слов, как шофёр, где ё, т.е. [’о], замещает французский звук [ö], или Кёльн, где ё замещает немецкий звук [ö], так как в русском языке нет лабиализованного [э].

субстрат (от лат. substratum—основа, подкладка). Следы побеж­денного языка в составе языка-победителя при скрещивании двух языков (в лексике, фонетике, грамматическом строе).

субъект (лат. subjectum). 1. Предмет суждения, логическое под­лежащее, по отношению к которому выделяется предикат.

2. То же, что грамматическое подлежащее.

субъективная модальность см. модальность субъективная (в статье мо­дальность).

субъёктно-объектные отношения. Отношения подлежащего и пря­мого до­полнения, устанавливаемые при посредстве сказуемого. Ученики пи­шут сочинение.

субъектные отношения. Отношения, при которых зависимое слово слово­сочетания обозначает производителя действия, обознача­емого гос­подствующим словом. Приезд делегации, плач детей, щебетание птиц.

субъектный инфинитив см. инфинитив субъектный (в статье ин­финитив).

сужение значения. Уменьшение семантического объема понятия в процессе исторического развития или в контексте речевого употребления. Со­временное слово квас употребляется в значении определенного на­питка (возможен даже «сладкий квас»), а не в древнем значении ки­слоты вообще (ср. производное квасить).Когда-то немцем (от немой) называли всякого, кто не умел го­ворить по-русски (были и «немцы аглицкие»), потом это название перешло только на жителей Герма­нии, а также на выходцев из нее. Примерами сужения значения могут служить слова: порошок («принять порошок») в значении лекарства, а не чего-то порошкообразного вообще; готовить («она хорошо гото­вит») в смысле «готовить кушанья»; институт в значении учебного заведения, а не учреждения вообще. Ср.: расширение значения.

супин (лат. supinum) (достигательное наклонение). Неизменяемая глагольная форма, употреблявшаяся в латинском, славянских, в том числе древ­нерусском, языках в функции, близкой к инфи­нитиву со значением цели (при глаголах движения). Уже в XI в. супин стал смешиваться с инфинитивом и вышел из употребления.

супплетивные (от франц. suppletif—добавочный) формы. Формы одного и того же слова, образованные от разных корней или основ. Человек — люди. Брать — взять, говорить — сказать, ловить — поймать. Хо­роший — лучше, плохой — хуже, много — больше, мало — меньше. Я — меня.

суффикс (от лат, suffixus—прибитый, приколоченный). Служебная мор­фема, находящаяся после корня (непосредственно или после другого суффикса) и служащая для образования новых слов или их несинтак­сических форм.

Суффикс словообразовательный (словообра-зую­щий). Суффикс, служащий для образования но­вых слов. Банщик., искатель, связист, москвич, бумажник, бодрость, авторство, лис­таж; лесной, искусственный, январский, дубовый; со­ветовать, са­пожничать, дебатировать, ахнуть; хорошо, дру­жески, по-новому, по-волчьи.

Суффикс формообразующий (словоизмени­тель­ный). Суффикс, служащий для образования форм слов. Нов ее, до­рож е, тонь ше; леж а, чита я, написа в, чита ющ ий, чи­та вш ий, люб и­м ый, написа нн ый, сжа т ый; чита л.

Некоторые суффиксы по-разному трактуются исследователями. Так, суффикс возвратных глаголов и возвратных форм глагола -ся назы­вают также возвратной частицей (в «Грамма­тике русского языка», т. І, изд. АН СССР, 1952, с. 415, рядом стоят оба термина—суффикс -ся и возвратная частица -ся ). В прежних грамматиках аф­фиксы неопределенной формы глагола -ть и -ти рассматривались как суффиксы (их противопо­ставляли личным окон­чаниям глагола). В на­стоящее время эти аффиксы называют оконча­ниями на том основа­нии, что -ть и -ти у инфинитива как исходной формы глагола (если ее не про­тивопоставлять остальным формам гла­гола — предикатив­ным и атрибутивным, а включать в глагольную парадигму) не исполь­зуются в косвенных (спрягаемых) словоформах глагольной па­ра­дигмы, а заменяются окончаниями, не участвуют в образо­вании про­изводных от глагола слов, что характерно для окон­чаний, а не для суффиксов. В академической «Грамматике-80» -ть и -ти определя­ются как флексийный морф (оконча­ние).

Суффикс словоформообразующий. Суффикс, слу­жащий для образования другой формы слова и вместе с тем нового слова. Лужок, носище (суффиксы указывают на реальную уменьшительность или увеличительность и вместе с тем выра­жают субъективно-эмо­циональную оценку). См. суффиксы субъек­тивной оценки,

Суффикс простой. Суффикс неделимый, не выделяющий в своем составе морфем. Марксизм, ректорат, новость, ленин­градец,

Суффикс составной. Суффикс, образованный из двух морфем. Свирепствовать (-ствова-), лодырничать (-нача-), вме­шательство (-тельство), шиповник (-овник).

суффиксально-префиксальный способ словообразования см. мор­фологи­ческий способ словообразования (в статье словообра­зование).

суффиксальный способ словообразования см. морфологический спо­соб словообразования (в статье словообразование).

суффиксация. Присоединение суффиксов к корням и основам как способ словообразования и формообразования. Газетчик, бу­рильщик, воспи­татель, завистник, вузовец, силач, курсант, де­легатка, учительница, читальня, кладовка, жемчужина, готовность, взыскание, варка, мо­торчик, лужица, болотце, избенка; спесивый, глинистый, летний, традиционный, строительный, месткомовский, классовый, гриппоз­ный, кипучий, рогатый, синенький, рыжеватый; двойной, десятерич­ный; столярничать, коллективизировать, бе­леть, слепнуть; сильно, приятельски, спеша, успешнее.

суффиксоид. Корневая морфема, выступающая в функции суффикса: - вар (мыловар, пивовар), -вед (краевед, языковед), -вод (пче­ловод, экскур­совод), -воз (лесовоз, углевоз), -дел (винодел, мас­лодел), -кол (дровокол, ледокол), -коп (землекоп, углекоп), -лов (зверолов, птице­лов), -мер (водомер, землемер), -мет (мино­мёт, огнемёт), -провод (газопровод, путепровод), -рез (труборез, хлеборез), -ход (теплоход, электроход), -носец, (орденоносец, рогоносец), -образный (винтообразный, шаро­образный), -творный (жизнетворный, сно­творный). См. аффиксоид.

суффиксы субъективной оценки. Суффиксы, служащие для обра­зования форм имен существительных, качественных прилага­тельных и наре­чий с особой, эмоционально-экспрессивной окра­ской и выражением отношения говорящего к предмету, качеству, признаку. Суффиксы субъективной оценки придают словам раз­личные оттенки (ласкательности, сочувствия, пренебрежения, пре­зрения, уничиже­ния, иронии, также реального уменьшения или увеличения).

Суффиксы имён существительных: -ец (братец, морозец), -ик (билетик, букетик), -чик (карманчик, моторчик), -ок (дружок, петушок), -иц-а (водица, лужица), -к-а (головка, ночка), -инк-а (пылинка, росинка), -очк-а (звездочка, мордочка), -ушк-а (-юшк-а), -ушк-о (-юшк-о) (дедушка, головушка, дядюш­ка, волюшка, полюшко), -ышк-о (гнездышко, стеклышко), -ишк-а, (-еньк-а) (березонька, доро­женька), -онк-а (ёнк-а) (книжонка, лошадёнка), -ц-е, -ц-о, -иц-е, -ец-о (зеркальце, словцо, платьице, письмецо), -ц-а (грязца, ленца), -ашк-а (старикашка, мордашка), -ин-а (домина, уродина), -ищ-е, -ищ-а (голосище, бородища), -очек, -ечко, -ушек, -ышек (листочек, словечко, воробушек, ко­лышек) и др.

Суффиксы имён прилагательных: -еньк-ий (-оньк- ий) (добренький, сладенький, легонький, плохонький), -ёхоньк- ий (-охоньк-ий), -ёшеньк-ий (-ошеньк-ий) (смирнехонький, горькохонький, скорёшенький, легошенький).

В наречиях, соотносительных с именами существительными и именами прилагательными, встречаются образования с со­ответст­вующими суффиксами. Босичком, рядышком, пешочком, шепотком, утречком, украдочкой, вдогоночку, вприпрыжечку; ра­ненько, пома­леньку, близехонько и т.д.

существительное см. имя существительное.

счётное существительное. Имя существительное со значением опре­делен­ного количества. Двойка, семерка, дюжина, сотня.

счётный оборот. То же, что количественно-именное сочетание.

 

 

Т

 

табу (полинезийское слово) словесное. Слово, употребление кото­рого за­прещено или ограничено под влиянием внелингвистических факто­ров (суеверия, предрассудков, стремления избежать гру­бых выраже­ний и т.п.). Хозяин, мохнач, Потапыч (вместо медведь в языке про­мысловых охотников).

тавтология (греч. tautologia из tauto — то же самое + logos — слово). 1. Тож­десловие, повторение сказанного другими словами, не вносящее ни­чего нового. Авторские слова — это слова автора.

2. Повторение в предложении однокоренных слов. Следует от­ме­тить следующие особенности произведения. К недостаткам по­собия можно отнести недостаточное количество иллюстративного ма­териала.

3. Неоправданная избыточность выражения. Более лучшее по­ложение (в форме лучшее уже заключено значение сравнительной степени). Самые высочайшие вершины (в форме высочайшие уже заключено значение превосходной степени).

тайные языки. Языки обособленных социальных групп, создаваемые в це­лях замкнутого общения, используемые в пределах данной группы.

такт. Единица ритмико-интонационного членения речи, произно­симая од­ним непрерывным произносительным потоком и выде­ляемая пау­зами. См. речевой такт, фонетическое слово.

тактовое ударение см. ударение тактовое (в статье ударение).

твёрдая основа. Основа, оканчивающаяся на твердый согласный.

твёрдость согласных. Более низкий, по сравнению с мягкими со­гласными, тембр голоса, обусловленный отсутствием палатали­зации (см. мяг­кость согласных).

творительный времени см. творительный падеж.

творительный действующего лица. То же, что творительный про­изводи­теля действия.

творительный инструментальный (орудийный) см. творительный падеж.

творительный количества (совокупности) см. творительный падеж.

творительный образа и способа действия см. творительный падеж.

творительный объекта см. творительный падеж.

творительный ограничения см. творительный падеж.

творительный определительный см. творительный падеж.

творительный падеж. Форма падежа, сочетающаяся с глаголом, именем существительным, именем прилагательным и выража­ющая значения субъекта действия, объекта, пространственные, временные отноше­ния и т.д.

Творительный времени указывает на время соверше­ния дей­ствия или проявления состояния. Уехать ранней весной, возвра­титься глубокой ночью, заниматься вечерами. Однажды, весен­ним вечером, Владимир Семеныч сидел за столом и писал фелье­тон (Чехов).

Творительный инструментальный (орудийный) указывает на орудие, посредством которого совершается действие. Писать карандашом, рубить топором, пахать трактором, резать ножницами. Назаров помолчал, черкнул карандашом в записной книжке и кивнул председателю... (3акруткин).

Творительный количества (совокупности) ха­рактери­зует способ совершения действия с количественной сто­роны. Прода­вать десятками, покупать дюжинами, брать сот­нями, лететь стаями, пойти всей компанией. А уснащивал он речь множеством разных частиц... которые сыпал он мешками (Гоголь).

Творительный образа и способа действия дает опре­делительно-качественную характеристику совершения дей­ствия. Го­ворить басом, повернуться спиной, идти быстрыми ша­гами, ды­шать полной грудью, стоять лагерем, писать каракулями. Итак, рядчик выступил вперед, закрыл до половины глаза и запел высочай­шим фальцетом (Тургенев).

Творительный объекта указывает на предмет в раз­личных отношениях к действию. Снабдить деньгами, наделить землей, на­градить орденом. Поражать красотой, убедить словом, удивить талантом. Набить соломой, наполнить водой, нагрузить кирпичом, пропитать влагой, накормить рыбой. Вели мне кубок золотой вином наполнить светлым (Тютчев). Восьми лет он осиротел, а с десяти начал зарабатывать себе кусок хлеба искусством (Тургенев).

Творительный ограничения указывает на частичную об­ласть проявления данного признака. Сильный духом, извест­ный своими трудами, гордый достижениями, довольный успехами, сча­стливый победой, бледный лицом. Эта речь, скупая чувствами, обильная словами, должно быть, не достигала до Павла и его то­варищей (Горький).

Творительный определительный указывает на при­знак предмета. Борода клинышком, усы колечком, сапоги бу­тылками, шляпа котелком, галстук бантиком, хвост трубой. И дол­го еще над двором и проулком висел разноголосый, взрывами, смех (Шолохов).

Творительный полупредикативный указывает на воз­растной период жизни или время пребывания в том или ином со­стоянии. Ребенком он долго болел. Они встретились уже сту­дентами. Еще мальчуганом он начал браться, и очень ловко, за все хозяйские дела (Бубеннов).

Творительный предикативный служит для выра­жения именной части составного сказуемого при различного ви­да связках. Стал инженером, работает продавцом. Воспоминание о Наташе было поэтическим воспоминанием Бориса (Л. Толстой). У меня мать здесь учительницей (Федин) (без связки).

Творительный признака (творительный функ­цио­нальный) указывает на признак (состояние, свойство, положение, должность), создаваемый не самим лицом (пред­метом), а вызывае­мый или приписываемый кем-то другим. Его назначили директором, его избрали секретарем, мак считают снотворным средством (ср. мак считается снотворным сред­ством— с творительным предика­тивным). Я решил назначить вас начальником нового отдела (Ажаев).

Творительный производителя действия (дей­ст­вующего лица) указывает на субъект действия в стра­дательном обороте или в безличной конструкции. Ошибка до­пущена учеником. Молнией зажгло дерево. Даль над серыми полями с утра затянута дождем (Симонов).

Творительный пути указывает на место, в котором осу­ществ­ляется движение. Ехать полем, идти берегом, пробираться густым лесом. Идут они той же дорогой, какой весь народ наш идет (Некрасов).

Творительный содержания уточняет значение глагола ука­занием на объект или область распространения действия. Заниматься спортом, интересоваться искусством, руководить занятиями. По­езжайте сию же минуту, а наслаждаться семейным счастьем успеете после (Чехов).

Творительный сравнения указывает на степень или характер совершения действия. Лететь стрелой, мчаться вихрем, извиваться змеей, снег лежит ковром, слезы текут ручьем. В гру­ди ее птицею пела радость (Горький).

творительный полупредикативный см. творительный падеж.

творительный предикативный см. творительный падеж.

творительный признака см. творительный падеж.

творительный производителя действия (действующего лица) см. твори­тельный падеж.

творительный пути см. творительный падеж.

творительный содержания см. творительный падеж.

творительный сравнения см. творительный падеж.

тезаурус (от греч. thesauros — сокровище, сокровищница). Словарь, отра­жающий словарный состав данного языка в полном объеме.

текст (лат. textum—связь, соединение). Произведение речи (вы­сказывание), воспроизведенное на письме или в печати.

текстология. Отрасль филологической науки, занимающаяся уста­новлением точного текста литературных памятников или исто­рических докумен­тов для их научного издания.

текстуальный. Дословный, буквально воспроизводящий какой-либо текст. Текстуальный пересказ какого-либо сообщения.

тема. 1. При актуальном членении предложения та его часть, ко­торая содер­жит что-то известное, знакомое и служит отправной точкой (основой) для передачи нового (ядра высказывания, или ремы). См. актуальное членение предложения.

2. Основа на тематический гласный. Крича- (в кричать), кричи- (в кричишь, кричит и т. л.), пише- (в пишешь, пишет и т.д.).

тематический гласный. Основообразующий гласный, соединяющий корень с окончанием, с суффиксом инфинитива или входящий в состав лич­ных глагольных окончаний. Делать, плачет, стучит,

тембр (франц. timbre). 1 (тембр звука). Качество звука, зависящее от соотно­шения по высоте и силе основного тона с до­бавочными.

2 (тембр голоса). Звуковая окраска, характерная для каждого голоса (или инструмента). Сопрано, контральто, тенор, бари­тон, бас.

3 (тембр речи) см. интонация.

темп (итал. tempo от лат, tempus — время) речи см. интонация.

темпоральные (от лат. tempus, temporis — время) отношения. Вре­менные отношения. Вернулся вчера, работал вечерами, читал всю ночь, бо­леет с детства, приходит время от времени.

тенденция. Направление, в котором совершается развитие какого-либо язы­кового явления или языка в целом. Тенденция к переносу ударения ближе к началу слова. Тенденция к унификации па­дежных форм (чашка чаю — чашка чая, с заметным преобла­данием форм второго типа в наше время). Тенденция к экономии языковых средств.

теория звукоподражания. Появившаяся еще в античные времена и полу­чившая поддержку у некоторых языковедов XIX в. теория, согласно которой язык возник как следствие того, что первобыт­ный человек, слыша звуки природы (пение птиц, крики живот­ных, журчание воды и т.п.)., стал подражать этим естественным звукам, используя для этого свой речевой аппарат. Несостоя­тельность данной теории выте­кает, во-первых, из того, что она может объяснить происхождение очень немногих слов, совокуп­ность которых даже в первобытную эпоху не составляла еще языка, и совершенно не объясняет появление подавляющего большинства слов, совершенно не связанных со звуко­подра­жанием. Во-вторых, теория звукоподражания, исходя из пред­ставления о механическом возникновении языка, не учитывает связи между языком и мышлением: язык мог возникнуть и раз­виваться только совместно с мышлением.

теория междометий. Появившаяся в античные времена теория происхожде­ния языка, согласно которой язык возник из непроизволь­ных выкри­ков, сопровождавших эмоции. Однако таких слов-выкриков (междометий), включая и производные от них, в языке весьма мало, а основная масса слов не связана с выражением эмоциональных со­стояний, с экспрессивной функцией языка, по­этому в целом теория междометий не дает научного объяснения происхождения языка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: