строение. Соотношение частей языковой единицы. Строение словосочетания. Строение предложения.
строка. Ряд слов, букв или иных знаков, написанных или напечатанных в одну линию.
строчная (маленькая) буква. Буква обычной величины, употребляемая для написания во всех случаях, кроме тех, когда по правилам орфографии и пунктуации требуется употребление прописной буквы.
структура. 1. То же, что строение. Структура слова. Структура предложения.
2. Лексико-грамматическое единство, имеющее специфическую схему построения. Синтаксическая структура.
структурализм. Направление в языкознании, ставящее целью лингвистического исследования раскрытие главным образом внутренних отношений и зависимостей компонентов языка, его структуры, понимаемой, однако, различно разными структуралистскими школами. Основные направления структурализма следующие: 1) Пражская лингвистическая школа, 2) американский структурализм, 3) Копенгагенская школа, 4) Лондонская лингвистическая школа. Отталкиваясь от предшествующего младограмматического направления в языкознании (см. младограмматики), структурализм выдвинул некоторые положения, общие для различных его направлений. В противовес младограмматикам, утверждавшим, что реально существуют лишь языки отдельных индивидов, структурализм признает наличие языка как цельной системы. «Атомизму» младограмматиков, изучавших лишь отдельные, оторванные друг от друга языковые единицы, структурализм противопоставляет целостный подход к языку, рассматриваемому как сложная структура, в которой роль каждого элемента определяется его местом по отношению ко всем другим элементам, зависит от целого. Если младограмматики единственно научным считали только историческое исследование языка, не придавая значения описанию его современного состояния, то структурализм преимущественное внимание уделяет синхронии. Общим для различных направлений структурализма является также стремление к точным и объективным методам исследования, исключение из него субъективных моментов. Наряду с общими чертами отдельным направлениям структурализма присущи заметные расхождения.
|
Представители Пражской школы, или школы функциональной лингвистики (В. Матезиус, Б. Гавранек, Б. Трика, И. Вахек, Вл. Скаличка и др., выходцы из России Н. С. Трубецкой, С. О. Кар-цевский, Р. О. Якобсон), исходят из представления о языке как о функциональной системе, оценивают языковое явление с точки зрения той функции, которую оно выполняет, не игнорируют его смысловую сторону (в противоположность, например, многим американским структуралистам). Отдавая приоритет синхроническому исследованию языка, они не отказываются и от диахронического его изучения, учитывают эволюцию языковых явлений, чем также отличаются от многих других представителей структурализма. Наконец, в отличие от последних Пражская школа функциональной лингвистики учитывает роль экстралингвистических факторов, рассматривает язык в связи с общей историей народа и его культурой. Большой вклад внесли представители Пражской школы в развитие общей фонетики и фонологии, в разработку грамматики (теория актуального членения предложения, учение о грамматических оппозициях), функциональной стилистики, теории языковой нормы и т.д.
|
Американский структурализм представлен рядом течений, таких, как дескриптивная лингвистика (Л. Блумфилд, Г. Глисон), школа порождающей грамматики и, в частности, трансформационного анализа (Н. Хомский, Р. Лиз), и др. Общей их чертой является утилитарная направленность лингвистических исследований, их связь с разнообразными прикладными задачами. Большое внимание уделяется разработке методики лингвистического исследования, определению границ применения отдельных методов и приемов, выяснению степени надежности ожидаемых в каждом случае результатов и т.д. См. дескриптивная лингвистика, порождающая грамматика, непосредственно составляющие.
Копенгагенская школа выдвинула особое направление в структурализме — глоссематику. Датские структуралисты (В. Брендаль, Л. Ельмслев) рассматривают язык как систему «чистых отношений», в отвлечении от материальной субстанции, и изучают лишь зависимости, существующие между элементами языка и образующие его систему. Они стремятся создать строгую формально-лингвистическую теорию, которая, однако, оказывается пригодной лишь для отдельных аспектов изучения языка. См, глоссематика.
Лондонская лингвистическая школа играет менее заметную роль в структурализме. Представители этого направления особое внимание уделяют анализу лингвистического и ситуационного контекста, а также социальным аспектам языка, признавая функционально значимым лишь то, что имеет формальное выражение.
структурная лингвистика. 1. То же, что структурализм. 2. Отрасль языкознания, ограничивающая предмет своего исследования внутренними соотношениями и связями в системе языка в отвлечении от таких проблем, как взаимоотношения языка и мышления, связь языка с обществом и т.п.
|
структурная схема предложения. Образец, по которому может быть построено минимальное самостоятельное сообщение. Двусоставная схема. Односоставная схема. См, предикативная основа предложения.
структуры гибкие. Сложные предложения, допускающие варианты расположения составляющих их частей. Ср.: 1) Все жаловались на холод, и дождь стучал в окна (Чехов).— Дождь стучал в окна, и все жаловались на холод. 2) Когда я был еще ребенком, он меня сажал на своего коня (Пушкин).— Он меня сажал на своего коня, когда я был еще ребенком.— Он меня, когда я был еще ребенком, сажал на своего коня.
структуры негибкие. Сложные предложения, в которых невозможна перестановка составляющих их частей без отделения союза от второй части и невозможна вставка одной части в другую. Ямщик свистнул, и лошади поскакали (Пушкин). Едва Ростов успел передать письмо и рассказать все дело Денисова, как с лестницы застучали быстрые шаги (Л. Толстой). Не прошло и десяти минут, как Сергей сидел в самолете (Бабаевский). Только и знаешь, что ходишь с места на место (Чехов). Этой короткой нерешительности было достаточно, чтобы волк выполз из круга за линию стрелков (Федин). Было так темно, что Варя с трудом различала дорогу (Фадеев).
ступенчатое образование видов. Последовательное образование формы совершенного вида от первичного несовершенного и вторичной формы несовершенного вида от приставочного глагола совершенного вида. Читать — прочитать — прочитывать. Грузить — погрузить (загрузить, нагрузить) — погружать (загружать, нагружать).
стык. Граница двух смежных элементов морфемы (звуков), двух морфем (см. морфологический шов), двух слов в потоке речи и т.д.
стяжение гласных. Слияние двух смежных гласных, приводящее к возникновению одного. Дикобраз (из дикообраз), Федор (из Феодор). Ср. слияние двух гласных в славянских языках в один простой гласный после утраты интервокального йота; возникновение современных падежных окончаний имен прилагательных.
субстантивация (от лат, substantivum—существительное). Переход слов других частей речи в разряд имен существительных. Вольной поправился (субстантивация прилагательного). Подали на второе (субстантивация порядкового числительного). Двое на качелях (субстантивация собирательного числительного). Наше завтра (субстантивация наречия). Раздавалось мерное тик-так (субстантивация звукоподражательного слова).
Субстантивация полная. Окончательный переход прилагательного в разряд существительных, с потерей возможности употребляться как прилагательное. Портной, дневальный, служивый, гостиная, бутербродная, пирожное, приданое и др.
Субстантивация неполная. Переход прилагательного в разряд существительных при продолжающемся употреблении в роли прилагательного. Военный, дежурный, часовой, караульный, ломовой, булочная, кондитерская, ванная, столовая, чайная, слесарная, парикмахерская, заливное, мороженое, сладкое, данные, легкие, суточные, чаевые и др.
Субстантивация окказиональная. Переход прилагательного в разряд существительных в условиях данного контекста. Толстый и тонкий (в рассказе А. П. Чехова).
субстантивные словосочетания см. словосочетание.
субституция (лат, substitutio—подстановка). Замещение одного звука другим, чаще всего при заимствовании, когда в заимствующем языке нет соответствующего звука языка-источника. Ср. произношение таких слов, как шофёр, где ё, т.е. [’о], замещает французский звук [ö], или Кёльн, где ё замещает немецкий звук [ö], так как в русском языке нет лабиализованного [э].
субстрат (от лат. substratum—основа, подкладка). Следы побежденного языка в составе языка-победителя при скрещивании двух языков (в лексике, фонетике, грамматическом строе).
субъект (лат. subjectum). 1. Предмет суждения, логическое подлежащее, по отношению к которому выделяется предикат.
2. То же, что грамматическое подлежащее.
субъективная модальность см. модальность субъективная (в статье модальность).
субъёктно-объектные отношения. Отношения подлежащего и прямого дополнения, устанавливаемые при посредстве сказуемого. Ученики пишут сочинение.
субъектные отношения. Отношения, при которых зависимое слово словосочетания обозначает производителя действия, обозначаемого господствующим словом. Приезд делегации, плач детей, щебетание птиц.
субъектный инфинитив см. инфинитив субъектный (в статье инфинитив).
сужение значения. Уменьшение семантического объема понятия в процессе исторического развития или в контексте речевого употребления. Современное слово квас употребляется в значении определенного напитка (возможен даже «сладкий квас»), а не в древнем значении кислоты вообще (ср. производное квасить).Когда-то немцем (от немой) называли всякого, кто не умел говорить по-русски (были и «немцы аглицкие»), потом это название перешло только на жителей Германии, а также на выходцев из нее. Примерами сужения значения могут служить слова: порошок («принять порошок») в значении лекарства, а не чего-то порошкообразного вообще; готовить («она хорошо готовит») в смысле «готовить кушанья»; институт в значении учебного заведения, а не учреждения вообще. Ср.: расширение значения.
супин (лат. supinum) (достигательное наклонение). Неизменяемая глагольная форма, употреблявшаяся в латинском, славянских, в том числе древнерусском, языках в функции, близкой к инфинитиву со значением цели (при глаголах движения). Уже в XI в. супин стал смешиваться с инфинитивом и вышел из употребления.
супплетивные (от франц. suppletif—добавочный) формы. Формы одного и того же слова, образованные от разных корней или основ. Человек — люди. Брать — взять, говорить — сказать, ловить — поймать. Хороший — лучше, плохой — хуже, много — больше, мало — меньше. Я — меня.
суффикс (от лат, suffixus—прибитый, приколоченный). Служебная морфема, находящаяся после корня (непосредственно или после другого суффикса) и служащая для образования новых слов или их несинтаксических форм.
Суффикс словообразовательный (словообра-зующий). Суффикс, служащий для образования новых слов. Банщик., искатель, связист, москвич, бумажник, бодрость, авторство, листаж; лесной, искусственный, январский, дубовый; советовать, сапожничать, дебатировать, ахнуть; хорошо, дружески, по-новому, по-волчьи.
Суффикс формообразующий (словоизменительный). Суффикс, служащий для образования форм слов. Нов ее, дорож е, тонь ше; леж а, чита я, написа в, чита ющ ий, чита вш ий, люб им ый, написа нн ый, сжа т ый; чита л.
Некоторые суффиксы по-разному трактуются исследователями. Так, суффикс возвратных глаголов и возвратных форм глагола -ся называют также возвратной частицей (в «Грамматике русского языка», т. І, изд. АН СССР, 1952, с. 415, рядом стоят оба термина—суффикс -ся и возвратная частица -ся ). В прежних грамматиках аффиксы неопределенной формы глагола -ть и -ти рассматривались как суффиксы (их противопоставляли личным окончаниям глагола). В настоящее время эти аффиксы называют окончаниями на том основании, что -ть и -ти у инфинитива как исходной формы глагола (если ее не противопоставлять остальным формам глагола — предикативным и атрибутивным, а включать в глагольную парадигму) не используются в косвенных (спрягаемых) словоформах глагольной парадигмы, а заменяются окончаниями, не участвуют в образовании производных от глагола слов, что характерно для окончаний, а не для суффиксов. В академической «Грамматике-80» -ть и -ти определяются как флексийный морф (окончание).
Суффикс словоформообразующий. Суффикс, служащий для образования другой формы слова и вместе с тем нового слова. Лужок, носище (суффиксы указывают на реальную уменьшительность или увеличительность и вместе с тем выражают субъективно-эмоциональную оценку). См. суффиксы субъективной оценки,
Суффикс простой. Суффикс неделимый, не выделяющий в своем составе морфем. Марксизм, ректорат, новость, ленинградец,
Суффикс составной. Суффикс, образованный из двух морфем. Свирепствовать (-ствова-), лодырничать (-нача-), вмешательство (-тельство), шиповник (-овник).
суффиксально-префиксальный способ словообразования см. морфологический способ словообразования (в статье словообразование).
суффиксальный способ словообразования см. морфологический способ словообразования (в статье словообразование).
суффиксация. Присоединение суффиксов к корням и основам как способ словообразования и формообразования. Газетчик, бурильщик, воспитатель, завистник, вузовец, силач, курсант, делегатка, учительница, читальня, кладовка, жемчужина, готовность, взыскание, варка, моторчик, лужица, болотце, избенка; спесивый, глинистый, летний, традиционный, строительный, месткомовский, классовый, гриппозный, кипучий, рогатый, синенький, рыжеватый; двойной, десятеричный; столярничать, коллективизировать, белеть, слепнуть; сильно, приятельски, спеша, успешнее.
суффиксоид. Корневая морфема, выступающая в функции суффикса: - вар (мыловар, пивовар), -вед (краевед, языковед), -вод (пчеловод, экскурсовод), -воз (лесовоз, углевоз), -дел (винодел, маслодел), -кол (дровокол, ледокол), -коп (землекоп, углекоп), -лов (зверолов, птицелов), -мер (водомер, землемер), -мет (миномёт, огнемёт), -провод (газопровод, путепровод), -рез (труборез, хлеборез), -ход (теплоход, электроход), -носец, (орденоносец, рогоносец), -образный (винтообразный, шарообразный), -творный (жизнетворный, снотворный). См. аффиксоид.
суффиксы субъективной оценки. Суффиксы, служащие для образования форм имен существительных, качественных прилагательных и наречий с особой, эмоционально-экспрессивной окраской и выражением отношения говорящего к предмету, качеству, признаку. Суффиксы субъективной оценки придают словам различные оттенки (ласкательности, сочувствия, пренебрежения, презрения, уничижения, иронии, также реального уменьшения или увеличения).
Суффиксы имён существительных: -ец (братец, морозец), -ик (билетик, букетик), -чик (карманчик, моторчик), -ок (дружок, петушок), -иц-а (водица, лужица), -к-а (головка, ночка), -инк-а (пылинка, росинка), -очк-а (звездочка, мордочка), -ушк-а (-юшк-а), -ушк-о (-юшк-о) (дедушка, головушка, дядюшка, волюшка, полюшко), -ышк-о (гнездышко, стеклышко), -ишк-а, (-еньк-а) (березонька, дороженька), -онк-а (ёнк-а) (книжонка, лошадёнка), -ц-е, -ц-о, -иц-е, -ец-о (зеркальце, словцо, платьице, письмецо), -ц-а (грязца, ленца), -ашк-а (старикашка, мордашка), -ин-а (домина, уродина), -ищ-е, -ищ-а (голосище, бородища), -очек, -ечко, -ушек, -ышек (листочек, словечко, воробушек, колышек) и др.
Суффиксы имён прилагательных: -еньк-ий (-оньк- ий) (добренький, сладенький, легонький, плохонький), -ёхоньк- ий (-охоньк-ий), -ёшеньк-ий (-ошеньк-ий) (смирнехонький, горькохонький, скорёшенький, легошенький).
В наречиях, соотносительных с именами существительными и именами прилагательными, встречаются образования с соответствующими суффиксами. Босичком, рядышком, пешочком, шепотком, утречком, украдочкой, вдогоночку, вприпрыжечку; раненько, помаленьку, близехонько и т.д.
существительное см. имя существительное.
счётное существительное. Имя существительное со значением определенного количества. Двойка, семерка, дюжина, сотня.
счётный оборот. То же, что количественно-именное сочетание.
Т
табу (полинезийское слово) словесное. Слово, употребление которого запрещено или ограничено под влиянием внелингвистических факторов (суеверия, предрассудков, стремления избежать грубых выражений и т.п.). Хозяин, мохнач, Потапыч (вместо медведь в языке промысловых охотников).
тавтология (греч. tautologia из tauto — то же самое + logos — слово). 1. Тождесловие, повторение сказанного другими словами, не вносящее ничего нового. Авторские слова — это слова автора.
2. Повторение в предложении однокоренных слов. Следует отметить следующие особенности произведения. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.
3. Неоправданная избыточность выражения. Более лучшее положение (в форме лучшее уже заключено значение сравнительной степени). Самые высочайшие вершины (в форме высочайшие уже заключено значение превосходной степени).
тайные языки. Языки обособленных социальных групп, создаваемые в целях замкнутого общения, используемые в пределах данной группы.
такт. Единица ритмико-интонационного членения речи, произносимая одним непрерывным произносительным потоком и выделяемая паузами. См. речевой такт, фонетическое слово.
тактовое ударение см. ударение тактовое (в статье ударение).
твёрдая основа. Основа, оканчивающаяся на твердый согласный.
твёрдость согласных. Более низкий, по сравнению с мягкими согласными, тембр голоса, обусловленный отсутствием палатализации (см. мягкость согласных).
творительный времени см. творительный падеж.
творительный действующего лица. То же, что творительный производителя действия.
творительный инструментальный (орудийный) см. творительный падеж.
творительный количества (совокупности) см. творительный падеж.
творительный образа и способа действия см. творительный падеж.
творительный объекта см. творительный падеж.
творительный ограничения см. творительный падеж.
творительный определительный см. творительный падеж.
творительный падеж. Форма падежа, сочетающаяся с глаголом, именем существительным, именем прилагательным и выражающая значения субъекта действия, объекта, пространственные, временные отношения и т.д.
Творительный времени указывает на время совершения действия или проявления состояния. Уехать ранней весной, возвратиться глубокой ночью, заниматься вечерами. Однажды, весенним вечером, Владимир Семеныч сидел за столом и писал фельетон (Чехов).
Творительный инструментальный (орудийный) указывает на орудие, посредством которого совершается действие. Писать карандашом, рубить топором, пахать трактором, резать ножницами. Назаров помолчал, черкнул карандашом в записной книжке и кивнул председателю... (3акруткин).
Творительный количества (совокупности) характеризует способ совершения действия с количественной стороны. Продавать десятками, покупать дюжинами, брать сотнями, лететь стаями, пойти всей компанией. А уснащивал он речь множеством разных частиц... которые сыпал он мешками (Гоголь).
Творительный образа и способа действия дает определительно-качественную характеристику совершения действия. Говорить басом, повернуться спиной, идти быстрыми шагами, дышать полной грудью, стоять лагерем, писать каракулями. Итак, рядчик выступил вперед, закрыл до половины глаза и запел высочайшим фальцетом (Тургенев).
Творительный объекта указывает на предмет в различных отношениях к действию. Снабдить деньгами, наделить землей, наградить орденом. Поражать красотой, убедить словом, удивить талантом. Набить соломой, наполнить водой, нагрузить кирпичом, пропитать влагой, накормить рыбой. Вели мне кубок золотой вином наполнить светлым (Тютчев). Восьми лет он осиротел, а с десяти начал зарабатывать себе кусок хлеба искусством (Тургенев).
Творительный ограничения указывает на частичную область проявления данного признака. Сильный духом, известный своими трудами, гордый достижениями, довольный успехами, счастливый победой, бледный лицом. Эта речь, скупая чувствами, обильная словами, должно быть, не достигала до Павла и его товарищей (Горький).
Творительный определительный указывает на признак предмета. Борода клинышком, усы колечком, сапоги бутылками, шляпа котелком, галстук бантиком, хвост трубой. И долго еще над двором и проулком висел разноголосый, взрывами, смех (Шолохов).
Творительный полупредикативный указывает на возрастной период жизни или время пребывания в том или ином состоянии. Ребенком он долго болел. Они встретились уже студентами. Еще мальчуганом он начал браться, и очень ловко, за все хозяйские дела (Бубеннов).
Творительный предикативный служит для выражения именной части составного сказуемого при различного вида связках. Стал инженером, работает продавцом. Воспоминание о Наташе было поэтическим воспоминанием Бориса (Л. Толстой). У меня мать здесь учительницей (Федин) (без связки).
Творительный признака (творительный функциональный) указывает на признак (состояние, свойство, положение, должность), создаваемый не самим лицом (предметом), а вызываемый или приписываемый кем-то другим. Его назначили директором, его избрали секретарем, мак считают снотворным средством (ср. мак считается снотворным средством— с творительным предикативным). Я решил назначить вас начальником нового отдела (Ажаев).
Творительный производителя действия (действующего лица) указывает на субъект действия в страдательном обороте или в безличной конструкции. Ошибка допущена учеником. Молнией зажгло дерево. Даль над серыми полями с утра затянута дождем (Симонов).
Творительный пути указывает на место, в котором осуществляется движение. Ехать полем, идти берегом, пробираться густым лесом. Идут они той же дорогой, какой весь народ наш идет (Некрасов).
Творительный содержания уточняет значение глагола указанием на объект или область распространения действия. Заниматься спортом, интересоваться искусством, руководить занятиями. Поезжайте сию же минуту, а наслаждаться семейным счастьем успеете после (Чехов).
Творительный сравнения указывает на степень или характер совершения действия. Лететь стрелой, мчаться вихрем, извиваться змеей, снег лежит ковром, слезы текут ручьем. В груди ее птицею пела радость (Горький).
творительный полупредикативный см. творительный падеж.
творительный предикативный см. творительный падеж.
творительный признака см. творительный падеж.
творительный производителя действия (действующего лица) см. творительный падеж.
творительный пути см. творительный падеж.
творительный содержания см. творительный падеж.
творительный сравнения см. творительный падеж.
тезаурус (от греч. thesauros — сокровище, сокровищница). Словарь, отражающий словарный состав данного языка в полном объеме.
текст (лат. textum—связь, соединение). Произведение речи (высказывание), воспроизведенное на письме или в печати.
текстология. Отрасль филологической науки, занимающаяся установлением точного текста литературных памятников или исторических документов для их научного издания.
текстуальный. Дословный, буквально воспроизводящий какой-либо текст. Текстуальный пересказ какого-либо сообщения.
тема. 1. При актуальном членении предложения та его часть, которая содержит что-то известное, знакомое и служит отправной точкой (основой) для передачи нового (ядра высказывания, или ремы). См. актуальное членение предложения.
2. Основа на тематический гласный. Крича- (в кричать), кричи- (в кричишь, кричит и т. л.), пише- (в пишешь, пишет и т.д.).
тематический гласный. Основообразующий гласный, соединяющий корень с окончанием, с суффиксом инфинитива или входящий в состав личных глагольных окончаний. Делать, плачет, стучит,
тембр (франц. timbre). 1 (тембр звука). Качество звука, зависящее от соотношения по высоте и силе основного тона с добавочными.
2 (тембр голоса). Звуковая окраска, характерная для каждого голоса (или инструмента). Сопрано, контральто, тенор, баритон, бас.
3 (тембр речи) см. интонация.
темп (итал. tempo от лат, tempus — время) речи см. интонация.
темпоральные (от лат. tempus, temporis — время) отношения. Временные отношения. Вернулся вчера, работал вечерами, читал всю ночь, болеет с детства, приходит время от времени.
тенденция. Направление, в котором совершается развитие какого-либо языкового явления или языка в целом. Тенденция к переносу ударения ближе к началу слова. Тенденция к унификации падежных форм (чашка чаю — чашка чая, с заметным преобладанием форм второго типа в наше время). Тенденция к экономии языковых средств.
теория звукоподражания. Появившаяся еще в античные времена и получившая поддержку у некоторых языковедов XIX в. теория, согласно которой язык возник как следствие того, что первобытный человек, слыша звуки природы (пение птиц, крики животных, журчание воды и т.п.)., стал подражать этим естественным звукам, используя для этого свой речевой аппарат. Несостоятельность данной теории вытекает, во-первых, из того, что она может объяснить происхождение очень немногих слов, совокупность которых даже в первобытную эпоху не составляла еще языка, и совершенно не объясняет появление подавляющего большинства слов, совершенно не связанных со звукоподражанием. Во-вторых, теория звукоподражания, исходя из представления о механическом возникновении языка, не учитывает связи между языком и мышлением: язык мог возникнуть и развиваться только совместно с мышлением.
теория междометий. Появившаяся в античные времена теория происхождения языка, согласно которой язык возник из непроизвольных выкриков, сопровождавших эмоции. Однако таких слов-выкриков (междометий), включая и производные от них, в языке весьма мало, а основная масса слов не связана с выражением эмоциональных состояний, с экспрессивной функцией языка, поэтому в целом теория междометий не дает научного объяснения происхождения языка.