Список использованных словарей 33 глава




а) управление беспредложное (непосредст­венное). Писать стихи, помогать детям, чтение газеты, достой­ный на­грады;

б) управление предложное (посредственное). Опи­раться на палку, беседовать с друзьями, вера в победу, нужный для работы;

3) в зависимости от морфологической природы господствующего слова:

а) управление глагольное. Ловить рыбу. резать ножом, за­ботиться о больных;

б) управление приадъективное. Доступный широким мас­сам, довольный ответом, смелый на охоте;

в) управление принаречное. Бежать быстрее лани, сде­лать не хуже других;

г) управление присубстантивное. Составление проекта, вышивание бисером, возвращение на родину.

управляемый. Зависимое, подчиненное слово (в составе словосоче­тания или предложения) по отношению к другому при связи управления. Управляемое имя существительное. Управляемый член предложения.

управляющий. Господствующее слово (в составе словосочетания или пред­ложения) по отношению к другому при связи управ­ления. Управляю­щий глагол. Управляющий член предложения.

уровень. 1 (план, плоскость). Одна из фаз научного изучения языка, опреде­ляемая свойствами единиц, выделяемых при последо­вательном чле­нении речевого потока от низших единиц к высшим (от фонемы к морфеме, от морфемы к слову и т.д.). Уровень звуковой. Уровень лек­сический.

2 (ярус). Одна из основных подсистем языка (фонетика, морфоло­гия, синтаксис), рассматриваемых в порядке их иерархии. Уро­вень фонем­ный. Уровень алломорфный. Уровень фонетический. Уровень мор­фемный. Уровень синтаксический.

усечение. 1. Образование новых слов путем сокращения. Кило (из кило­грамм), кино (из кинематограф), метро (из метрополитен).

2. Образование форм слов путем отбрасывания окончания. 10 грамм (ср.: граммов). Килограмм баклажан (ср.: баклажанов). Среди турк­мен (ср.: туркменов).

усечённая форма см. усечение во 2-м значении.

усечённые прилагательные. Прилагательные, употребляемые в функ­ции определения и образованные от полной формы, но с частич­ным усе­чением окончания (внешне напоминающие краткую фор­му). Усечен­ные прилагательные широко употреблялись в поэтиче­ском языке XVIII—XIX вв. Поля покрыла мрачна ночь (Ломоносов) (ср. ударение в кратком прилагательном: ночь мрачна). Навстречу мне только вер­сты полосаты попадаются одне (Пушкин).

усилительные частицы см, частицы усилительные (в статье частицы).

условное наклонение см. наклонение условное (в статье наклоне­ние гла­гола).

условные союзы см. союзы подчинительные (в статье союз).

усложнение основы. Превращение ранее непроизводной основы в произ­водную (членимую на морфемы). Голландское слово zondek (zon — солнце, dek — покрышка) было заимствовано как слово с непроиз­водной основой зонтик, но под влиянием слов типа ножик, столик стало осмысливаться как уменьшитель­ное образование (слово с про­изводной основой), отсюда возник­ло слово зонт. Польское слово flaszka было заимствовано как фляжка (слово с непроизводной осно­вой), но по аналогии с парами книга — книжка, нога — ножка стало осмысливаться как слово с производной основой, отсюда возникло слово фляга. Греческое по происхождению слово анархия имело не­производ­ную основу, но в связи с наличием родственных слов анар­хист, анархический, анархичный и др. основа его стала делиться на непроизводную основу анарх- и суффикс -иj.

устав. Тип письма древнейших греческих и славяно-русских рукопи­сей, ха­рактерный прямым, четким и тщательным написанием букв, отдель­ным начертанием каждой буквы, отсутствием сокра­щений слов.

устаревший (устарелый). Вышедший из живого употребления и восприни­маемый как пережиток более раннего периода в развитии языка. Ус­таревшее значение. Устаревшее слово. Устаревший оборот. См. ар­хаизмы.

устная речь см. формы речи.

устойчивое словосочетание. То же, что фразеологическая единица.

устойчивое ударение. То же, что постоянное ударение.

уступительные союзы см. подчинительные союзы (в статье союз).

утвердительное предложение. Предложение, в котором связь, уста­навли­ваемая между предметом речи и тем, что о нем говорится, осознается как реально существующая (ср.: отрицательное пред­ложение).

утвердительные частицы см. частицы утвердительные (в статье частицы).

уточнительные (определительно-уточнительные) частицы см. части­цы уточнительные (в статье частицы).

уточняющие члены предложения. Члены предложения, ограничи­вающие объем понятия, выражаемого предшествующим одноимен­ным уточ­няемым членом предложения. Теперь же, после поло­водья, это была река саженей в шесть (Чехов) (уточняет­ся обстоятельство времени). На том берегу, возле опушки Никольского леса, заблестел тускло ого­нек костра (Гайдар) (уточняется обстоятельство места). Уточняемый и уточняющий члены предложения могут иметь:

а) одинаковое морфологическое выражение. Там, внизу, раздался странный гул, похожий на внезапный порыв ветра, налетев­ший на лес (Горький) (в обоих случаях наречие). Всю ночь, до петушиного рассвета, мерил Чапаев карту и слушал молодецкий храп командиров (Фурманов) (в обоих случаях предложно-падежная форма); ср. также: На покривившемся стогу уныло, по-сиротски, примостилась ворона и молчала (Фадеев). Прямо против кордона, на том берегу, все было пусто (Л. Толстой);

б) различное морфологическое выражение. По степи, вдоль и поперек, спотыкаясь и прыгая, пробежали перекати-поле (Чехов) (предложно-падежная форма и наречие). Летом, вечерни­ми зорями, на вершину кургана слетает из подоблачья степной беркут (Шолохов) (наречие и предложно-падежная форма). Уточняющие члены могут распола­гаться «цепочкой» по нисходя­щей градации (последующие слова уточняют значение предыду­щих). Внизу, под железной сетью воздуш­ной дороги, в пыли и грязи мостовых, безмолвно возятся дети (Горький). Даже сюда, через озеро, за километр, вместе с горячим воздухом доносился гул и треск (Гайдар). Влево, в углу, у дверей, на табурете—ведро воды для жаждущих (Помяловский). Вдруг на по­вороте реки, впереди, под темными горами, мелькнул огонек (Короленко). Здесь, у себя дома, в этом великолепном кабинете, Валь­ган был особенно привлекателен (Николаева).

Под влиянием значения уточняемого члена предложения может из­мениться синтаксическая функция уточняющих слов. Подалее от этих хватов, в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов (Грибоедов) (уточняющая предложно-падежная конструкция к тетке имеет значе­ние не объектное, а обстоятельственное). Только так, среди травы, цветов, пшеницы, и могла начаться наша река Ворша (Солоухин) (уточняющий оборот теряет зна­чение обстоятельства места и приоб­ретает значение обстоятель­ства образа действия). Уточняющую роль чаще играют обстоя­тельства времени и обстоятельства места, но воз­можны также уточняющие обстоятельства образа действия. И о душе своей заботился солидно, по-барски, и добрые дела творил не просто, а с важностью (Чехов). Она озорно, по-девичьи, взглянула на него снизу вверх (Федин). В функции уточняющих членов пред­ложения выступают также определения, указывающие на размер, цвет, форму и другие признаки предмета. Длинная, в несколько верст, тень ложи­лась от гор на степи (Л. Толстой). Из-под кру­того, волчьего склада, лысеющего лба он бегло оглядел комнату (Шолохов). А они, такие свеженькие, чистенькие, без единого пятнышка, на земле, значит, так вот и лежали? (Федин). Это был поселок за городом, на голом, без деревца, без кустика, низком месте (Панова). Толстые, гвардей­ского сукна,

штаны уж никак не шли ни мастеровому, ни батраку (Катаев). Ка­тер шел, все время подвигаясь в черной, почти чернильного цвета, тени, отбрасываемой прибрежными скалами (Симонов).

Уточняющую функцию выполняют однородные члены предложе­ния по отношению к обобщающему слову. Местонахождение усадьбы было хорошо: приветливо, уединенно и привольно (Тургенев). См. обобщающие слова.

Ф

фазовые глаголы. Глаголы, обозначающие какую-либо фазу действия (начало, продолжение, конец). Взяться, начать, принять­ся, пус­титься, продолжать, кончить, перестать, прекратить и др.

фамильярная лексика. Лексика, свойственная разговорной речи или про­сторечию и имеющая или интимный, или развязный, слиш­ком не­принужденный, бесцеремонный характер. Врать, сочинять (в значе­нии «лгать»), трепать (в значении «очень часто упоминать, подвер­гать обсуждению, поносить»), старушенция.

фарингальные (от греч. pharynx, pharyngos—зев) согласные. Ще­левые со­гласные, образуемые сужением прохода воздуха в поло­сти глотки в результате сближения корня языка с задней стенкой зева. Нем. [h]. Русск, [у] факультативно в словах ага! ого!

фаукальные (от лат. fauces, faucalis — глотка) согласные. Взрывные со­гласные, возникающие в положении перед носовыми того же места образования, с которыми они образуют тесные группы: 6м (обман), пм (нэпман), дн (пригодный), тн (потный).

фигура речи (фигура риторическая, фигура стилистическая). Оборот речи, синтаксическое построение, используемые для уси­ления выразитель­ности высказывания. Наиболее распространен­ные фигуры речи: ана­фора, антитеза, бессоюзие, градация, инвер­сия, многосоюзие, парал­лелизм, риторический вопрос, риториче­ское обращение, умолчание, эллипсис, эпифора (см. эти термины в алфавитном порядке).

фигура умолчания см. умолчание.

фиксированное ударение. То же, что постоянное ударение.

филологический словарь. То же, что лингвистический словарь.

филология (от греч. phileo—люблю + logos—учение). Совокуп­ность наук, изучающих культуру какого-либо народа, выражен­ную в языке и лите­ратурном творчестве. Античная филология. Славянская филология.

финаль (от лат. finalis — конечный). Конечный звук слога (основы, слова).

финитный глагол (от лат. verbum finitum) (фннитные формы глагола). Глагол в личной форме.

финно-угорские языки. То же, что угро-финские языки.

флексия (лат. flexio—сгибание, переход). То же, что окончание.

флексия основы. То же, что внутренняя флексия.

флективные (флектирующие) языки. Языки, которым присуще флек­тивное словоизменение, т.е. словоизменение посредством флексии, которая может являться выражением нескольких категориальных форм (ср. агглютинирующие языки, в которых каждый аффикс служит для вы­ражения только одного грамматического значения). Например, окон­чание в форме пиш-у совмещает в себе значения 1-го лица, единст­венного числа, настоящего времени, изъявитель­ного наклонения. Окончание в форме доск-а указывает на именительный падеж, единственное число, женский род. К флек­тивным относятся индоев­ропейские языки.

фонд лексический основной. То же, что основной словарный фонд.

фонема (греч. phonema—звук). Кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звуча­ние) разных слов и морфем. Так, в функции различителей звуковых оболочек слов бак, бок, бук выступают фонемы < а >, < о >, < у >. Качественное многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу общих их типов — фонем, которые, противополагаясь другим типам, участ­вуют в смысловой дифференци­ации слов или в различении морфоло­гических форм.

По вопросу о понятии фонемы нет единства взглядов среди исследо­вателей. В советском языкознании выделились два основ­ных направ­ления — Ленинградская и Московская фонологические школы. Пред­ставители первого направления (Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер, М. И. Ма­тусевич, к которым примыкал А. Н. Гвоздев) при определении поня­тия фонемы исходят из словоформы, в составе которой по физиолого-акустическому признаку выделяются кратчайшие звуковые единицы. Так, в слове вол гласной фонемой является < о >, а в другой форме этого же слова волы в безударном положении, в соответствии со зву­чанием, выделяется фонема < а >. То же самое наблюдается и с со­гласными фонемами: в слове плоды выделяется фонема < д >, ав форме единственного числа этого же слова плод, в соответствии со звучанием, конечной фонемой является < т >. Звуки слабых позиций (безударные гласные, конечные согласные и т.д.) на основе близости по физиолого-акустическим свойствам отождествляются с соответст­вующими звуками, различающимися в сильных позициях: в слово­формах вал и вол разные глас­ные фонемы < а > и < о >, но в слово­формах валы и волы одна и та же гласная фонема < а >; в словоформах плоды и плоты разные согласные фонемы в конечном слоге —< д > и < т >, но в исходной форме этих слов плод и плот одна и та же ко­нечная согласная фонема < т >. Представители Московской фоноло­гической школы (Р. И. Аванесов, А. А. Рефор­матский, П. С. Кузнецов, В. Н. Сидоров, Н. Ф. Яковлев, М. В. Панов) исходным моментом во взглядах на фонему считают морфему: тождество морфемы определяет собой границы и объем понятия фонемы, и звуки слабых позиций объединяются в одну фонему не по их акустическому сходству, а по их функционированию в составе морфемы. По взглядам Московской фо­нологической школы, в одну фонему объединены звуки, пози­ционно чередующиеся. Различия между позиционно череду­ющимися звуками признаются функционально незначимыми. Так, в словах валы и волы безударные гласные, несмотря на тождество звучания, представляет разные фонемы, так как в пер­вом случае налицо фонема <. а > (ср. вал), а во втором— позиционный вариант фонемы < о > (ср. вол). Точно так же конечные согласные в словах плод и плот представляют разные фонемы, так как в первом случае позиционно преобразованная фонема < д > (ср. плоды.), а во втором — фонема < т > (ср. плоты). В некоторых фонетических работах этой школы различа­ются 1) фонема в узком значении, так называемая сильная фонема, образуемая основ­ным видом фонемы и ее вариация­ми, т.е. членами параллельного, непересекающегося чередова­ния, и 2) фонема в широком значении, так называемый фонем­ный ряд, совокупность звуков, образуемая ос­новным видом фонемы и ее вариантами, т.е. членами непараллель­ного, пере­секающегося чередования. Представители Пражской лин­гвисти­ческой школы (Н. С. Трубецкой, С. О. Карцевский, Р. О. Якоб­сон) считают, что в пределах одной фонемной единицы должны быть объединены позиционно чередующиеся звуки, но не все, а те, кото­рые имеют общий набор различительных признаков. Например, в словах разбить и расколоть звуки [з] и [с] оба имеют различительные признаки «согласный зубной, фрикатив­ный, твердый». Различитель­ный признак — такой, который мож­но в данной позиции заменить другим, оставив остальные при­знаки неизменными (поэтому в дан­ной позиции у [з] и [с] признаки звонкости и глухости неразличи­тельные).

Фонема сильная. Фонема в сильной позиции, обладающая мак­симальной различительной способностью в пределах слово­формы или фонемного ряда.

Фонема слабая. Фонема в слабой позиции, обладающая мень­шей или минимальной различительной способностью в преде­лах словоформы или фонемного ряда.

фонемный ряд. Чередование сильной фонемы с эквивалентными ей сла­быми фонемами.

фонематический принцип правописания. Принцип орфографии, заклю­чающийся в том, что буквами алфавита изображаются не реально произносимые звуки, а фонемы по их основному виду, т.е. незави­симо от позиции. Так, буква о в словах гора и горы передает фонему <о> одинаково, т.е. эта фонема на письме выражается одной и той же буквой, хотя в первом слове нахо­дится в слабой позиции, а во втором — в сильной. В словах годы и год одинаково пишется буква д,хотя обозначаемые ею звуки произносятся по-разному: в первом слове это звонкий соглас­ный, а во втором — глухой. Отсюда вытекают практические правила: безударные гласные следует писать так же, как и под ударением (вода, водяной— потому что водный); звонкие и глу­хие согласные следует писать в любой позиции так, как они пишутся в положении перед гласными, сонорными согласными и перед в (пруд — потому что пруда, а прут — потому что прута). Эти правила практически вытекают также из морфологическо­го принципа орфо­графии, но между обоими принципами (морфо­логическим и фонема­тическим, который называют также фо­нологическим или фонемным) отмечается ряд расхождений, в первую очередь теоретических.

1. У обоих принципов имеются различные отправные позиции: мор­фологический принцип исходит из графического образа мор­фемы, и для него важно сохранение графического единообра­зия морфем; фо­нематический принцип исходит из понятия фоне­мы, и для него важно сохранение обозначенности фонем (по сильной позиции). См. фонема. Морфологический принцип пра­вописания не может, разуме­ется, не учитывать позиционные и традиционные (непозиционные) чередования; только последние передаются на письме, и тогда ста­бильный вид морфемы сох­раняется.

2. Оба принципа различаются своим пониманием значения про­изно­шения для письма, связи между ними: морфологический принцип предполагает, что письмо может иметь в своем распоря­жении приемы, не обязательно основанные на произношении, и материалом анализа для него являются буквы, для которых устанавливается их от­ношение к письму; фонематический прин­цип опирается на связь письма с произношением и, выдвигая на первый план фонему, уста­навливает случаи, когда письмо воспроизводит и когда не воспроиз­водит фонемы. Имеются также расхождения в обосновании орфо­грамм, в объяс­нении беспроверочных написаний и др.

фонетика (греч. phonetike от phone—звук). 1. Раздел языкозна­ния, изучаю­щий способы образования и акустические свойства звуков человече­ской речи.

Фонетика историческая. Раздел языкознания, изучаю­щий звуковую сторону языка в ее развитии.

Фонетика общая. Раздел языкознания, изучающий на ма­териале различных языков теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой стороны языка к его грамматической системе.

Фонетика описательная. Раздел языкознания, изучаю­щий звуковой строй конкретного языка в синхронном плане.

Фонетика экспериментальная. Изучение звуков речи с по­мощью инструментальных методов исследования.

2. Артикуляционные (физиологические) и акустические свойст­ва зву­ков данного языка. Фонетика русского языка. Фонетика француз­ского языка.

фонетическая транскрипция. Специальный способ записи речи в полном соответствии с ее звучанием, употребляемый в научных целях, [в’иесна] (весна), [п’ьр’иехот) (переход), [пръв’иер’ат’] (проверять).

фонетические единицы речи. Звенья, на которые членится рече­вой поток (цепь звучаний) в ритмико-интонационном отноше­нии. Последова­тельно выделяются: фраза, речевой такт, фоне­тическое слово, слог, звук (см. эти термины в алфавитном по­рядке).

фонетические написания. Написания слов в соответствии с их про­изно­шением. Важнейшие фонетические написания:

1) написание приставок на з: без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-). Безбрежный — бесплановый, возглавить —воск­ликнуть, взбежать — вскружить, избрать — испортить, низво­дить — нис­ходить, раздать — растерять, розвальни — россыпи, чрезмерный — чересполосный;

2) написание приставки раз- (рас-) — роз- (рос-). Разыскать — ро­зыск, расписать — роспись;

3) написание ы вместо начального и после приставок, оканчи­ваю­щихся на твердый согласный. Безыдейный, подыскать, пре­дыдущий, сыграть.

фонетические средства. Разграничительной функцией обладают: звуки речи (ср.: дом — дым, кон — конь), словесное ударение (ср.: замок—замок, ноги—ноги), фразовое ударение (ср.: Поезд при­шел.— Поезд пришел.), интона­ция (ср.: Снег идет,— Снег идет?).

фонетические чередования. Чередования, обусловленные действую­щими в языке фонетическими закономерностями: изменение зву­чания свя­зано с позицией звука и не меняет состава фонем в морфеме. Чередо­вание ударных и безударных гласных: н [о] с— н[L] сотыйн [ъ] совой. Чередование звонких и глухих соглас­ных: моро [с] (мороз) — моро [з] ный.

фонетический закон. Регулярность фонетических соответствий, регу­лярное и взаимосвязанное фонетическое изменение. Закон падения глухих в определенную эпоху развития русского языка. Закон оглушения шум­ных звонких согласных на конце слова. Закон ассими­ляции согласных по звонкости и глухости. Закон редукции безударных гласных.

фонетический разбор см. разбор фонетический (в статье разбор).

фонетическое слово. Самостоятельное слово вместе с примыкаю­щими к нему безударными служебными словами и частицами. [нъ-лугу] (на лугу), [за-гърът] (загород), [н’иезнал] (не знал).

фоника (от греч. phonikos — звучащий). Звуковая организация речи (звукопись, звуковая инструментовка).

фонология (от греч. phone — звук, голос + logos — учение). Раздел языко­знания, изучающий звуки речи как средство различения зву­ковых оболочек слов и морфем, иными словами, теория фонем.

форма слова. 1. То же, что грамматическая форма слова {см. грам­матическая форма).

2. То же, что словоформа.

3. Разновидности слова в парадигматическом ряду.

формальная грамматика см. грамматика формальная (в статье грамма­тика).

формальное значение. То же, что грамматическое значение.

формант (форманта) (от лат, formans, formantis—образующий).

1. То же, что аффикс.

2. Суффикс, слившийся с окончанием -ение в словах типа учение, -ка в словах типа вклейка, -ство в словах типа крестьянство и т.п.

формообразование. 1. Образование форм одного и того же слова (ср.: сло­воизменение). Формообразование имен существительных.

2. Образование форм слова, выражающих несинтаксические кате­го­рии. Формообразование глагольно-видовое.

формообразующая приставка см. приставка формообразующая (в статье приставка).

формообразующие аффиксы см. аффикс.

формообразующие частицы см. частицы формообразующие (в статье час­тицы).

формообразующий суффикс см. суффикс формообразующий (в статье суф­фикс).

формы речи. 1. Разновидности речи, различающиеся внешними средствами выражения высказывания. Письменная форма речи (речь, зафиксиро­ванная на письме). Устная форма речи (речь звучащая).

Стилистические разновидности речи, различающиеся степенью со­блюдения норм литературного языка. Письменная речь (речь, характе­ризующаяся более строгим соблюдением литературной нормы). Уст­ная речь (речь, характеризующаяся более свободным отношением к литературной норме).

Не следует отождествлять письменную речь с книжным стилем, а устную речь — с разговорным стилем. Книжный стиль не всегда во­площается в письменной речи (например, ораторская речь), а разговорный — в устной речи (например, диалогическая речь в художест­венном произведении).

формы словоизменения. Формы слова, выражающие отношение его к дру­гим словам в словосочетании и предложении (см. сло­воизменение).

формы субъективной оценки см. категория субъективной оценки.

фраза (от греч. phrasis — выражение, оборот речи). 1. Наименьшая самостоя­тельная единица речи, выступающая как единица обще­ния. В таком понимании термин «фраза» совпадает с термином «предложение». Некоторые лингвисты разграничивают выража­емые этими терми­нами понятия. Так, А. М. Пешковский пред­ложением называл «всякое собственно формальное единство, вы­ражающее законченную мысль», без каких-либо ритмомелодиче­ских признаков, а фразой — «всякое ритмомелодическое единство, выражающее законченную мысль», без каких-либо формальных признаков (таким признаком является сказуе­мость, им обязатель­но должно обладать предложение, но может не обладать фраза). Традиционное сложное предложение у А. М. Пеш­ковского под­падает под понятие фразы, но не предложения. У Л. А. Булаховского термин «фраза» совпадает с термином «предложение», употребленным в широком смысле — как выражение словами за­кон­ченной мысли независимо от синтаксической формы (пред­ложение в узком смысле—это двусоставное предложение); но­минативные пред­ложения и другие «эквиваленты предложений» подпадают под поня­тие фразы, но не предложения.

2. Самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу вы­сказывание, объединенное особой интонацией и отделенное паузой от других таких же единиц.

фразеограмма (от лат. phrasis — выражение, оборот речи + gram­ma—пись­менный знак). То же, что фразеологическая единица.

фразеография (от греч. phrasis — выражение, оборот речи + grapho — пишу). Раздел языкознания, занимающийся описанием и систе­мати­зацией фразеологических оборотов и составлением фразеоло­гических словарей.

фразеологизм. То же, что фразеологическая единица.

фразеологическая единица (фразеологизм, фразеологический обо­рот). Лек­сически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целост­ное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. С точки зрения семантической слитности разли­чаются:

1) Фразеологические сращения (идиомы). Фра­зеологи­ческие обороты с абсолютной семантической спаянностью частей, целостное значение которых не выводится из значений составляющих их слов (нередко устарелых, сохраняющих архаи­ческую грамматиче­скую форму и не оправданную современными правилами синтаксиче­скую связь). Бить баклуши, диву даваться, железная дорога, из рук вон, как пить дать, кесарево сечение, ничтоже сумняшеся, остаться с носом, очертя голову, положа руку на сердце, попасть впросак, со­баку съесть, точить балясы, труса праздновать, шутка сказать.

2) Фразеологические единства. Фразеологические обороты, целостное значение которых (обычно образное) в той или иной сте­пени мотивировано отдельными значениями состав­ляющих их слов. Вылететь в трубу, держать камень за пазухой, до­вести до белого каления, закинуть удочку, зарыть талант в землю, заткнуть за пояс, играть в прятки, красная смородина, ломиться в открытую дверь, наклонная плоскость, намылить голову, ноль внимания, первая скрипка, первый блин комом, плыть по течению, положить зубы на полку, пускать пыль в глаза, семь пятниц на неделе, слепая кишка, стереть в порошок, точка замерзания, тянуть лямку, удельный вес, уйти в свою скорлупу, центр тяжести.

3) Фразеологические сочетания. Фразеологические обо­роты, в состав которых входят слова со свободным и фра­зеологически связанным значением, причем целостное значение вытекает из зна­чения отдельных слов. Воздушный замок, воскли­цательный знак, за­деть самолюбие, закадычный друг, заклятый враг, затронуть чув­ство чести, кромешный ад, насупить брови, одержать победу, по­тупить голову, расквасить нос, сгорать от сты­да, скалить зубы, скоропостижная смерть, тоска берет, треску­чий мороз, утлый челн, щекотливый вопрос, щекотливое положение.

фразеологические выражения. Устойчивые в своем составе обороты, се­мантически делимые и состоящие полностью из слов со свобод­ными значениями (что сближает их со свободными словосочетани­ями), но в процессе общения воспроизводимые как готовые речевые единицы (что сближает их с фразеологическими еди­ницами). К фразеологиче­ским выражениям относятся поговорки и пословицы, носящие харак­тер образной типизации, разного рода изречения, крылатые слова, а также устойчивые сочетания, выпол­няющие номинативную функцию (социалистическое соревнование, сторонники мира, трудовые успехи и т.п.). См. также крыла­тые слова, поговорка, пословица.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: