Цари Фарса, начиная от Афридуна по словам обитателей Запада




Имена царей Фарса Сколько каждый царствовал Общий итог лет
Яфуль, то есть Афридун    
Тиглатпалассар    
Салманасар – он же Сельм    
Сенахериб, сын Салманасара – по-персидски он Санарафт    
Сардум, он же Зу, сын Тумаспа   96 / 111 /
Потом царствовали [следующие] великие цари
Кайкобад    
Синахериб второй    
Маджам    
Бухтунассар, он же Кайкаус    
Улад, сын Бухтунассара    
Бальташассар, сын Эвилада    
Дара-аль-Махи, то есть Дарий    
Куруш, то есть Кейхусрау    
Кир, то есть Лухрасп    
Камбиз    
Дарий второй    
Ксеркс, сын Дария, то есть Хусрау первый    
Ардешир, сын Ксеркса, это тот, что прозван «Макрохейр», то есть «Долгорукий»    
Хусрау второй    
Согдиец Натос, сын Хусрау    
Ардешир, сын Дария второго    
Ардешир третий    
Арсес, сын Охоса    
Дарий, последний царь персов    

Рассказы евреев, магов, христиан и различных относящихся к ним / 112 / сект о начале человеческого рода, а также счет летосчисления начиная от этого времени появились лишь после того, как они признали [факт начала человечества] и установили его — либо согласно, либо разноречиво. А те, кто не признает [факта начала человечества], принимают то, что основано на этом [допущении], только после различных толкований, которые они прибавляют от себя.

Однако [люди] считают [начало человечества] от Адама и Евы и говорят, что время [идет] кругами, в конце которых [всё] рожденное погибает, а в начале — возникает [снова]. Каждый круг имеет [своих] Адама и Еву, и эра этого круга возводится к ним, или, как утверждают некоторые, Адам и Ева в каждом круге существуют для всякой страны отдельно. Из-за этого различается облик [людей в разных странах], их природа и языки.

А некоторые придерживаются [другого] нелепого мнения, будто прошлым временам, от начала [мира], вообще нет конца. Они берут от приверженцев различных религий то, что последние утверждают, и [118] выводят из этого [то или иное] толкование. Так поступали многие люди этого разряда, и нельзя найти ничего более хитрого, чем то, что сделал в своей книге Саид ибн Мухаммед аз-Зухли 83. Он говорит, будто [в начале мира] люди [постоянно] враждовали и соперничали, и что лучшие из них были обижены и угнетены худшими. [Это продолжалось до тех пор], пока справедливый царь Пишдад не перевел их в местность, называемую Фирдаус 84. Она [тянется] от Адена до Серендиба; там произрастают алоэ, гвоздика и другие благовонные [растения] и находятся всевозможные [земные] блага.

И [люди] пребывали [в раю], пока не обнаружил их [некий] ифрит — а это царь злых [существ] — и не начал враждовать с ними.

[Аз-Зухли рассказывает далее], будто Пишдад нашел в этом месте мальчика и девочку, у которых не знали ни отца, ни матери, и воспитал их и назвал Меша и Мешана, и поженил. Потом они совершили грех, и Пишдад вывел их из этой земли. Рассказы об этом, как говорят, очень длинны.

Далее [аз-Зухли] говорит, что от времени поселения людей в раю — а это начало эры — до того, как их обнаружил ифрит, прошел под, а до того, как [Пишдад] нашел Мешу и Мешану — два года; до того, как он их поженил [прошел] сорок один год, до того, как они погибли — тридцать лет, а до смерти самого Пишдада — девяносто девять лет. Затем [аз-Зухли] опустил прочие даты и не привел их последовательно.

Что же касается второй части хронологии персов — начиная от Александра и кончая воцарением Ардешира, сына Бабека, — то в этот период властвовали «царьки племен», то есть цари, которых Александр поставил править над своими землями, причем ни один из них не подчинялся другому. В этот же период царствовали Ашганиды, а это те, которые правили в Ираке и в стране Мах, то есть в Джибале. / 113 / Ашганиды принадлежали к числу «царьков племен», и другие цари им не подчинялись, а только уважали их, потому что они были членами [царствующего] дома персидского государства. Дело в том, что первый из Ашганидов был Ашк, сын Ашкана, прозванного Афгур-шах, сына Балаша, сына Шапура, сына Ашкана, сына... 85 сына Сиявуша, сына Кайкауса. Большинство составителей хронологий из персов доводит царствование Александра до первого из Ашганидов 86 и сокращает [продолжительность эры самым] грубым образом, а некоторые из них говорят, что Ашганиды царствовали через [долгое] время после Александра; другие же [просто] путают, [ничего] не зная.

Я передам те их слова, которые до меня дошли, стараясь, по мере возможности, исправить испорченное, отвергнуть ложное и подтвердить истинное. Начну с того, что ближе всего связано с первой таблицей [119] первой части, и назову это также первой таблицей.

Вот она:

Имена царей Ашганидов в соответствии с первой таблицей первой части Их прозвания Сколько каждый правил Общий итог лет
Александр румиец    
Ашк, сын Ашкана Хушдих    
Ашк, сын Ашка, сына Ашкана Ашкан    
Шапур, сын Ашка Заррни    
Бахрам, сын Шапура Хурун    
Нарси, сын Бахрама Гисувар    
Хурмуз, сын Нарси Салар    
Бахрам, сын Хурмуза Раушан    
Фируз, сын Бахрама Балад    
Хосрой, сын Фируза Барадих    
Нарси. сын Фируза Шикари    
Ардаван. сын Нарси Последний    

Я прибавлю сюда то, что связано с этой частью во второй таблице, / 114 / то есть то, что упоминает Хамза по Авесте, и назову [эту таблицу] тоже второй таблицей, чтобы одноименное следовало за одноименным и таблицы шли по порядку. Упоминания об этом нет надобности повторять [в дальнейшем]. Вот эта таблица.

Вторая таблица второй части

Имена царей Ашганидов, как [об этом] говорит Хамза при последовательном [приведении] таблиц Сколько каждый правил Общий итог лет
Александр румиец    
Ашк, сын Балаша, сына Шапура, сына Ашкана, сына    
Ашка-притеснителя    
Шапур, сын Ашка    
Джударз, сын Виджана, сына Шапура    
Его племянник Виджан, сын Балаша, сына Шапура    
Джудара, сын Виджана, сына Балаша    
Нарси, сын Виджана    
Его дядя Хурмузан, сын Балаша    
Фирузан, сын Хурмузана    
Хусрау, сын Фирузана    
Балаш, сын Фирузана    
Ардаван, сын Балаша, сына Фирузана    

Вслед за этим я добавлю то, что, как я упомянул, является, в последовательности таблиц, третьим [то есть таблицу], которую Хамза-аль-Исфахани, по его словам, переписал из рукописи мобеда, чтобы дело шло таким же порядком, как в двух предыдущих таблицах. Вот третья таблица второй части. [120]

/ 115 / Третья таблица второй части

Имена царей Ашганидов [в том виде], как Хамза, по его словам, взял нх из рукописи мобеда Сколько каждый правил Общий итог лет
Александр-румиец После него царствовало несколько румов, везири которых были из персов. Всего их было четырнадцать царей    
   
   
Ашк, сын Дария, сына Дария    
Ашк, сын Ашкана    
Шапур, сын Ашкана    
Бахрам, сын Шапура    
Балаш, сын Шапура    
Хурмуз, сын Балаша    
Фируз, сын Хурмуза    
Балаш, сын Фнруза    
Хусрау, сын Малазана    
Балашан    
Ардаван, сын Балашана    
Ардаван старший, сын Ашканана    
Хусрау, сын Ашканака    
Бихафернд, сын Ашканана    
Джударз, сын Ашканана    
Балаш, сын Ашканана    
Нарси, сын Ашканана    
Ардаван последний    

/ 116 / Далее я приведу [те данные], которые я нашел в книге о хронологии Абу-ль-Фараджа Ибрахима ибн Ахмеда ибн Халафа аз-Зенджани, вычислителя. Этот человек усердно старался сопоставить между собой разноречивые слова [предания] и пришел относительно «царьков племен» и сроков их правления к тому, что приведено в этой [следующей] таблице. Он утверждал, что персы закрепили из числа «царьков племен» только жития царей Ашганидов, а Ашганиды воцарились в Ираке и в Джибале в двести сорок шестом году после смерти Александра 87.

Аштаниды по книге Абу-ль-Фараджа Сколько каждый правил Общий итог лет
Александр-румиец    
Царьки племен    
Афгур-шах    
Шапур, сын Ашкава    
Джударз великий    
Бизен Ашганид    
Джударз Ашганид    
Нарси Ашганид    
Хурмуз    
Ардаван    
Хусрау    
Балаш    
Ардаван младший   526 [121]

Мы нашли даты этой второй части также в «Книге царей», изготовленной для Абу-ль-Мансура ибн Абд-ар-Раззака 88, в том [виде], как они помещены в следующей таблице.

Ашганиды по «Книге царей" Сколько каждый правил Общий итог лет
Ашк, сын Дария. Говорят также, что он из потомства Ариша    
Ашк, сын Ашка    
Бахрам, сын Шапура    
Нарси, сын Бахрама    
Хурмуз, сын Нарси    
Бахрам, сын Хурмуза    
Хурмуз    
Фируз, сын Хурмуза    
Нарси, сын Фируза    
Ардаван    

[Содержание] этой части хронологии видно из сопоставления [вышеприведенных] таблиц. Это период, начальной частью которого является завоевание Александром Фарса, а последующей — воцарение Ардешира, сына Бабека, и отнятие им власти у Ашганидов. Обе части известны и не вызывают разногласий, но что же нам думать о [промежутке] между ними? Да, мы не можем вывести путем рассуждения ни срока царствования каждого из Ашганидов и прочих «царьков племен», ни количества мужей, правивших государством. Это связано с передачей преданий, а с ними случилось то, что случилось 89. [Поэтому] мы, по меньшей мере, должны, насколько возможно, исправить даты второй части.

Итак, мы говорим: очевидно, ясно и не остается неизвестным, что по эре Александра до того года, в который воцарился Ездигерд, прошло девятьсот сорок три года. Сделаем же эту [цифру], которая [никем] не отрицается, основой, хранимой [в памяти], и установленным мерилом, и измерим этим мерилом все, что говорят [хронологи].

Возьмем сначала итог того, что [получается] во второй таблице второй части, то есть двести восемьдесят лет, и прибавим его к [итогу дат] от начала царствования Ардешира до начала царствования Ездигерда, который мы покажем в / 118 / первой таблице третьей части, чтобы сопоставить соответствующие данные. В этой таблице он составляет приблизительно четыреста десять лет, а всего получается шестьсот девяносто лет. Это меньше мерила примерно на двести пятьдесят три года. Отбросим же этот [итог] и не будем принимать его во внимание.

Обратимся теперь к итогу дат во второй таблице той же второй части, — он составляет триста пятьдесят восемь лет, — и прибавим его к тому, что будет стоять во второй таблице третьей части за соответствующий упомянутому периоду срок; получится восемьсот восемнадцать [122] лет, то есть тоже меньше [нашего] мерила примерно на сто двадцать пять лет. Отбросим также и это вычисление и перейдем к третьей таблице в обеих частях. Сделаем с нею то же самое, что сделали с первой и со второй таблицами. Получится девятьсот тридцать лет, а это меньше мерила примерно на тринадцать лет.

Отбросим это [вычисление] и не будем считаться с ним, ибо хронология не допускает такого расхождения, даже если [итог] близок к истине,

Так же, если мы сделаем это с [датами], которые нашли в книге Абу-ль-Фараджа, [сопоставляя] сходное со сходным, то получится девятьсот сорок девять лет, а это превышает мерило на шесть лет. Оставим также и это [вычисление;].

Если же мы сложим [те цифры], которые заключаются в «Книге царей» в этой второй части, с итогом одной из таблиц, [помещенных] в третьей части, то [сумма] будет далека от мерила.

Оставим же все это и возьмем для проверки [хронологических дат] сведения из книги Мани, называемой «Шапуракан» 90, поскольку на эту книгу, среди книг персов, можно положиться [для времени] после восшествия Ардешира, сына Бабека. Мани — один из тех, кто учит о запретности лжи, и ему [вообще] нет надобности искажать хронологию.

Итак, мы говорим: Мани сказал в этой книге, в разделе о пришествии посланника [божьего] 91, что он родился в Вавилоне в пятьсот двадцать седьмом году по летосчислению вавилонских звездочетов, то есть по летосчислению Александра, когда прошло четыре года царствования Адарбана, — я полагаю, что это Ардаван последний. Мани утверждает в этой главе, будто откровение низошло к нему, когда ему было тринадцать лет, и что это случилось в пятьсот тридцать девятом году по эре вавилонских звездочетов, когда прошло два года из годов царствования Ардешира, царя царей. Таким образом, Мани ясно говорит, что период между Александром и Ардеширом составляет пятьсот тридцать семь лет, а промежуток между Ардеширом и воцарением Ездигерда равняется четыремстам шести годам; это именно и суть верные [цифры], взятые на основании свидетельства вековечной книги, по которой поучаются вере.

Поскольку достоверность рассказов доказывается их совпадением, можно считать, что] последнее дополнение года было произведено в дни Ездигерда, сына Шапура, причем добавочные дни прибавляли к концу того месяца, который пришла / 119 / очередь дополнять то есть к восьмому [месяцу]. Если положим, что между Александром и Ардеширом прошло пятьсот тридцать семь лет, то от Заратуштры до Ездигерда, сына Шапура, будет примерно девятьсот семьдесят лет. [В этот период] обязательно [должно было быть] восемь дополнительных месяцев, так как [персы] каждые сто двадцать лет добавляли по месяцу. Если же мы положим, что период [между Александром и Ардеширом] продолжался двести [123] шестьдесят с лишком лет или еще больше, до трехсот, как говорит большинство [хронологов], то общее количество лет будет примерно шестьсот, причем в эти годы входят пять дополнительных месяцев. А мы уже говорили со слов [хронологов], что таких месяцев — восемь. В этом есть противоречие. Точно так же в книгах астрономов написано, что «восходящей» в тот год, когда вступил на царство Ардешир, была приблизительно половина [знака] Близнецов 92, а «восходящей» того года, когда вступил на царство Ездигерд — шестая часть знака Скорпиона. Если же мы умножим девяносто три и одну четвертую градуса — а это у персов [составляет] излишек [частиц] солнечного цикла сверх целых дней 93 — на четыреста семь лет 94, то получится сто пятьдесят два и три четверти градуса 95. Вычтем это число из градусов «восходящей» того года, в который воцарился Ездигерд, а остальное отложим в виде дуги через «восходящую» области Ирака, где находилась столица царства Хосроев 96. Тогда «восходящей» окажется приблизительно половина знака Близнецов, близко к тому месту, о котором говорят [астрологи]. Если же годов будет больше или меньше, то «восходящая» не совпадет. Таким образом, то, что подтверждают два свидетеля, ближе [к истину], нежели то, против чего возражает множество свидетелей.

Если мы прибавим к четыремстам семи годам, упоминаемым у астрологов, пятьсот тридцать семь лет, о которых говорит «Шапуракан», получится девятьсот сорок четыре года. Это и есть [количество лет по] эре Александра до воцарения Ездигерда, а год лишку объясняется лишь тем, что в рассказах людей, которые не уточняют количества дней в месяцах и дробей дня, первый [день] и начало [года] у румов и у персов расходятся.

Что касается Хамзы-аль-Исфахани, то он сообщает, что когда Муса ибн Иса-аль-Кисрави 97 изучил этот вопрос и обратил внимание на путаницу, о которой мы упомянули, он сказал:

— Между Александром и воцарением Ездигерда прошло девятьсот сорок два года. Если мы вычтем из этого [количества] двести шестьдесят шесть лет — время правления Ашганидов, — то на царствование Сасанидов от Ардешира до воцарения Ездигерда выпадает шестьсот семьдесят шесть лет, но в преданиях персов эта цифра оказывается не такой.

— Мы посмотрели и проверили количество их царей, — продолжает Муса, — и оказалось, что персы забыли имена некоторых из них, которых не упоминают передатчики преданий. Они смешали [эти имена], вследствие их сходства, и я приведу их в должном порядке.

И он, то есть Муса, увеличил сроки [правления] персидских царей и их количество, как мы расскажем в дальнейшем, когда придет очередь об этом рассказывать, если захочет Аллах великий. / 120 /

Вернемся, однако, к третьей части хронологии персов. Она начинается со вступления [на престол] Ардешира, сына Бабека. Ардешир [124] принадлежит к потомкам Бехмена, сына Исфендиара, так как он — сын Бабек шаха, сына Сасана, сына Бихаферида, сына Мирхмиша, сына Сасана старшего, сына Бехмена, сына Исфендиара. Эта часть дат не свободна от [недостатков], присущих первым двум частям, но их в ней меньше.

Я начну с первой таблицы этой части, соответствующей первой таблице каждой из двух [предшествующих] частей; за ней последуют вторая и третья. Если сложить даты каждой таблицы [всех] трех частей, то персидское летосчисление пойдет непрерывно. Вот первая таблица 98. / 121 /

Имена сасанидских царей в соответствии с первой таблицей Их прозвища Сколько правил каждый Итого
Годы Месяцы Дни Годы Месяцы Дни
Ардешир, сын Бабека. Он прозывается «собирателем», так как собрал царство персов Бабеган            
Шапур, сын Ардешира. Он перевел книги греков. В его время изобрели лютню Фирдих            
Хурмуз, сын Шапура Богатырь            
Бахрам, сын Хурмуза, который убил Мани Яздаджан            
Бахрам, сын Бахрама Шахидих            
Бахрам, сын Бахрама, сына Бахрама Сегоншах            
Нарси, сын Бахрама, сына Бахрама Начиркан            
Хурмуз, сын Нарси Кухпад            
Шапур, сын Хурмуза, «Заплечник» Хуба-сунба            
Ардешир, сын Хурмуза Прекрасный            
Шапур, сын Шапура Сабур-аль-Джунуд            
Бахрам, сын Шапура Керманшах            
Ездигерд, сын Шапура Греховод-ник           2 / 122 /
Бахрам, сын Ездигерда Гур            
Ездигерд, сын Бахрама Шахдуст            
Афридун, сын Ездигерда Мардана            
Балаш, сын Фируза Гирман-Манх            
Кобад сын Фируза, пока он не преступил [правил] веры и не был изложен Ник-Рай            
Джамасп, сын Фируза – брат предыдущего Нику-Рив            
Кобад, сын Фируза – вторично Зиндик            
Хосрой Ануширван – пока не родился пророк, да благословит его Аллах и да приветствует! Царь справедливый            
После этого              
Хурмуз, сын Хосроя, пока он не был низложен и задушен Турк-Зад            
Хосрой, пока он не увез древо креста из Элии Первиз, великий царь           10 [125]
после этого – пока не совершил хиджры пророк – да благословит его Аллах и да приветствует!              
После этого, пока [Хосрой] не был низложен, ослеплен и убит              
Кобад, сын Хосроя, пока он не погиб в чуму Шируйе            
Ардешир, сын Шируйе, семи лет Маленький            
Шахрвараз, тот, которого Хосрой послал осаждать Константинополь Хурраман            
Буран, дочь Хосроя Парвиза; е мать Мариам – дочь Кесаря Счастливая            
Хосрой, сын Кобада, сына Хурмуза, сына Хосроя Парвиза Короткий            
Фируз Хушдид            
Азармидухт, дочь Парвиза, пока ее не отравили Справедливая            
Ездигерд, сын Шахриара, сына Хосроя Парвиза, когда ему было четырнадцать лет Последний            

Потом взяли власть арабы

Что же касается второй таблицы, связанной с [таблицей] Хамзы, / 123 / который говорит, что она исправлена по книге Авесты и переписана из большой «Книги житий», то вот она:

Вторая таблица третьей части

Имена царей Сасанидов, согласно тому, что говорит Хамаз о содержании таблицы, исправленной по Авесте Сколько каждый царствовал Общий итог
Годы Месяцы Дни Годы Месяцы Дни
Ардершир, [сын] Бабека            
Шапур, сын Ардешира            
Хурмуз, сын Шапура            
Бахрам, сын Хурмуза            
Бахрам, сын Бахрама            
Бахрам, сын Бахрама, сына Бахрама            
Нарси, сын Бахрама            
Хурмуз, сын Нарси            
Шапур, сын Хурмуза, «Заплечник»            
Ардешир, сын Хурмуза            
Шапур, сын Шапура            
Бахрам, сын Шапура            
Ездигерд, сын Бахрама, «Греховодник»            
Бахрам, сын Ездигерда, «Гур»            
Ездигерд, сын Бахрама           7 / 124 / [126]
Фируз, сын Ездигерда            
Балаш, сын Фируза            
Кобад, сын Фируза            
Ануширван, сын Кобада            
Хурмуз, сын Ануширвана            
Первиз, сын Хурмуза            
Шируйе, сын Первиза            
Ардешир, сын Шируйе            
Буран, дочь Первиза            
Джушанасбенде            
Азармидухт, дочь Первиза            
Хурразадхусра            
Ездигерд, сын Шахриара            

/ 125 / Что же касается третьей таблицы этой части, которую, как утверждает Хамза, он списал с рукописи мобеда, то она такова:

  Сколько правил каждый Общий итог
Имена сасанидских царей, в том виде, как Хамза, по его словам, взял их из рукописи мобеда Годы Месяцы Дни Годы Месяцы Дни
Ардешир, сын Бабека, после того, как он воевал с «царьками племен»            
Шапур, сын Ардешира            
Хурмуз, сын Шапура            
Бахрам, сын Хурмуза            
Бахрам Сегон-шах            
Нарси, сын Бахрама            
Хурмуз, сын Нарси            
Шапур, «Заплечник»            
Ардешир, сын Хурмуза            
Шапур, сын Шапура            
Бахрам, сын Шапура            
Ездигерд, «Греховодник»            
Бахрам-Гур            
Ездигерд, сын Бахрама            
Фируз, сын Ездигерда            
Балаш, сын Фируза           21 / 126 /
Кобад, сын Фируза            
Ануширван            
Хурмуз, сын Ануширвана            
Первиз            
Кобад Шируйе            
Ардешир Шируйе            
Буран, дочь Первиза            
Фируз, называемый Джушанасбенде            
Азармидухт, вместе с [царем], называемом Джушанасбенде            
Хурразадхусра            
Ездигерд, сын Шахриара           21 [127]

Мы нашли в книге Абу-ль Фараджа аз-Зенджани даты этой части, расходящейся с теми, которые мы привели в [наших] трех таблицах. В соответствии с тем, как мы делали в первых двух частях, мы помещаем их здесь, и на этом кончаются хронологические таблицы. Вот [даты аз-Зенджани].

Имена царей Сасанидов по книге Абу-ль-Фараджа-аз-Зенджани Сколько каждый правил
Годы Месяцы Дни Годы Месяцы Дни
Ардешир, сын Бабека            
Шапур, сын Ардешира            
Хурмуз, сын Шапура            
Бахрам, сын Хурмуза            
Бахрам, сын Бахрама            
Бахрам, сын Бахрама, сына Бахрама            
Нарси, сын Бахрама            
Хурмуз, сын Нарси            
Шапур, сын Хурмуза, «Заплечник»            
Ардешир, сын Хурмуза            
Шапур, сын Шапура            
Бахрам, сын Шапура            
Ездигерд, «Греховодник»            
Бахрам, «Гур»            
Ездигерд, сын Бахрама            
Хурмуз            
Фируз, сын Ездигерда            
Балаш, сын Фируза            
Кобад и Джамасп, сыновья Фируза            
Ануширван, сын Кобада           5 / 128 /
Хурмуз, сын Ануширвана            
Первиз, сын Хурмуза            
Шируйе, сын Первиза            
Ардешир, сын Шируйе            
Джухан, 99 который осаждал румов            
Хосрой, сын Кобада            
Буран, дочь Первиза            
Джушанасбенде            
Азармидухт, дочь Первиза            
Фаррухзад Хусрау, ребенком            
Ездигерд, сын Шахриара            

Затем, чтобы исполнить то, что мы обещали, вернемся к рассказу о том, как повел хронологию этой части аль-Кисрави, когда обнаружил путаницу в последних двух частях.

Но сначала мы [должны] выразить великое удивление им самим и его действиями. Ведь [аль-Кисрави,], после проверки и исследования [дат], вычел из периода времени между Александром и Ездигердом двести шестьдесят шесть лет, [отводя их] на правление Ашганидов, хотя Хамза / 129 / закрепил в своей книге только мнение, которое он, как он говорит, проверил по Авесте и [другое] мнение, заимствованное им, по его словам, из рукописи мобеда. А и тут, и там этот период превышает триста пятьдесят лет. [Аль-Кисрави] следовало бы руководствоваться одной из этих двух [версий] или присоединить к ним то, что он считает правильным, чтобы не [128] пользоваться тем, о чем он не говорит. Или, может быть, аль-Кисрави полагался на эту версию, о которой мы упоминали [выше], заимствованную из «Книги царей»?

Но раз уже аль-Кисрави поступил так и убедился в наличии путаницы, то хотел бы я знать, почему он отнес эту путаницу к периоду царей Сасанидов, а не Ашганидов?

Ведь [в хронологию] периода Ашганидов скорее могла проникнуть ошибка, так как в это время обстоятельства персов были в расстройстве и [каждый] был занят [только] самим собой. [Кроме того, персов] отвлекали тогда от запоминания дат заботы, которые причиняли им Александр и его преемники из румов: они сожгли все любимые [народом] научные книги и разрушили дивные произведения искусства, которыми утешались и в создании которых соревновались [персы].

Александр даже сжег большую часть религиозных книг и разрушил чудесные постройки вроде той, что находилась в горах Истахра и известна в наше время под названием мечети Соломона, сына Давида. [Александр] закинул в нее огонь, и говорят, что следы пожара видны в некоторых местах этой постройки до сегодняшнего дня.

Поэтому персы отвлеклись сердцем от периода времени между Александром и Ардеширом, когда ими управляли румы, и [снова] стали закреплять даты, когда успокоился их страх и исчезли их опасения, [порожденные] воцарением над ними Ашганидов. Следовательно, в этот предшествующий [Сасанидам] период скорее могло возникнуть расхождение [в датах], так как при Сасанидах в царстве и в престолонаследии был порядок, а в дни [правления Ашганидов] он был нарушен. Об этом говорят свидетельства, которые мы привлекли [в данном вопросе].

Вот какой вид имеет таблица, заключающая, по словам аль-Кисрави, его исправления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: