КИТАБ АЛ-АСАР АЛ-БАКИЯ АН АЛ-КУРУН АЛ-ХАЛИЯ




О ВЫВЕДЕНИИ ОДНИХ ЭР ИЗ ДРУГИХ, О [НАЧАЛЬНЫХ] ДАТАХ / 72 /

[ЦАРСТВОВАНИЯ] ЦАРЕЙ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ИХ ПРАВЛЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРЕДАНИЯМ

Цель, которую я поставил себе в этой книге, — наивернейшим и правильнейшим путем установить сроки продолжительности различных эр. [Однако], если бы я пожелал изложить [способы] выведения одной эры из другой, как это обычно делают в зиджах, [то есть] путем различных [математических] действий и всевозможных вычислений с приведением примеров, то рассуждение вышло бы [слишком] длинным и, чтобы исчерпать вопрос, пришлось бы обременить и себя и других 1. Ближе всего к методу, принятому мной с начала этой книги, будет показать расхождение между начальными сроками употребляемых эр в величинах, единицы которых одинаковы у всех народов, а такие величины суть дни. Дело в том, что продолжительность годов и месяцев, как мы упоминали, не совпадает [у различных народов]. Все прочие [отрезки времени] вообще выражаются в годах, и это сочли достаточным для определения промежутков между ними, ибо познание действительного качества годов [различных эр нам] недоступно и в пользовании ими нет большой надобности.

А если мы иногда углубляемся в различные разделы и вдаемся [в вопросы], лишь отдаленно связанные с планом изложения, то не потому, что хотели бы затянуть [речь] и умножить [подробности]. Наша цель — избавить читателя от докуки. Ведь долгое изучение одного и того же вопроса вызывает скуку и нетерпение, если же [читатель] переходи г от вопроса к вопросу, он как будто гуляет по различным садам — не успеет пройти одного сада, как уже начинается другой. И человек жаждет [увидеть] их [все] и желает посмотреть на них; ведь говорят же: «Все новое доставляет наслаждение».

Итак, начнем же теперь с преданий «людей писания» об Адаме, его сыновьях и потомках. Мы [перечислим их] в таблице, чтобы легче было [90] выговаривать их имена и проще постигнуть расхождения в относящихся к ним [преданиях], и объединим в [этой таблице] утверждения евреев и христиан, дабы они стояли друг против друга. [Начнем же] с помощью и поддержкой Аллаха при благом его поспешении!

/ 73 / Имена потомков Адама, из которых от первого до последнего образуется цепь летоисчисления, и расхождение между людьми писания о времени их жизни Их возраст при рождении у них сына, по утверждению христиан Общее количество годов эры по утверждению христиан Их возраст при рождении у них сына, по утверждению евреев Сколько каждый прожил после рождения сына, по утверждению евреев Сколько всего каждый прожил, по утверждению евреев Общее количество годов эры по утверждению евреев
Адам, праотец человечества, до рождения [его сына] Сифа            
Сиф, сын Адама, до рождения Ануша            
Ануш сын Сифа, до рождения Каинапа            
Каинап, сын Ануша, до рождения Махалиила            
Махалиил, сын Каинапа, до рождения Ярида            
Ярид, сын Махалиила, до рождения Ануша            
Ануш, сын Ярида, до рождения Мафусаила            
Мафусаил, сын Ануша, до рождения Ламеха            
Ламех, сын Мафусаила, до рождения Ноя            
Ной, сын Ламеха, до рождения Сима            
Сим, сын Ноя, до потопа            
От потопа до того, как у Сима родился Арфахшад            
Арфахшад, сын Сима, до рождения Салаха            
Салах, сын Афрахшада, до рождения Абира            
Абир, сын Салаха, до рождения Фалига            
Фалиг, сын Абира, до рождения Аргу            
Аргу, сын Фалига, до рождения Саруга            
Саруг, сын Аргу, до рождения Нахура            
Нахур, сын Саруга, до рождения Тараха            
Тарах, сын Нахура, до рождения Авраама           1948 [91]

Тот, кто изучил эти [даты] вплоть до рождения Авраама, — мир над / 74 / ним! — увидит, насколько велико расхождение между преданиями [христиан и евреев]. Что же касается списка [Торы], который находится у евреев, то он содержит количество [лет жизни] Авраама, Исаака, Якова, Леви, Кохета и Моисея, но ни о ком, кроме Авраама, Исаака и Якова не [говорит] особо, — сколько [лет] прошло, пока у них родился сын, и сколько — после этого.

[В еврейской Торе] говорится, что у Авраама родился Исаак, когда Аврааму исполнилось от роду сто лет, и что он прожил после этого еще семьдесят пять лет, и что у Исаака родился Яков, когда он прожил шестьдесят лет. А Яков пришел со своими сыновьями в Египет, когда ему исполнилось сто тридцать лет, и жил после этого еще семнадцать лет.

Следовательно, пребывание израильтян в Египте [продолжалось] двести десять лет, если принять утверждение [евреев], что от рождения Авраама до рождения Моисея — мир над ними обоими — прошло четыреста двадцать лет, и что когда Моисей вышел с израильтянами из Египта, его жизни минуло восемьдесят лет. Однако во второй книге их Торы говорится, что [время] пребывания израильтян в Египте продолжалось в общем четыреста тридцать лет. Когда евреев спрашивают об этом, они утверждают, что этот срок [считается] с того дня, когда Аллах установил с Авраамом завет и обещал сделать его отцом многих племен, а его сыновей — наследующими землю ханаанскую. А Аллах лучше знает, [правду ли] они говорят!

Расхождение в датах между тремя списками Торы существует, как оно есть, согласно тому, что мы изъяснили [выше].

Одним из наиболее явных доказательств малой заботы [евреев] о хронологии служит то, что они сначала согласились, будто между их исходом из Египта и воцарением Александра прошла полная тысяча лет. исправленных високосными годами, [и что] они основываются на этой [цифре] при определении качества годов. Однако, если мы возьмем из [еврейских] книг, следующих за Торой, годы [царствования] каждого их правителя после Моисея, сына Имрана — мир над ним! — и сложим их, то уже ко второму построению Иерусалима число лет превзойдет тысячу на такое количество, с которым нельзя примириться в вопросах хронологии. Если бы лет недоставало, это можно было бы приписать тому, что между двумя правителями [остался] неучтенный промежуток времени; что же касается избытка, то он не поддается объяснению.

Не будучи в состоянии дать ответ, некоторые евреи заявляют, что точное установление этих годов [можно найти] в летописях рода Иуды, но что этих летописей у них нет и они попали в земли румов. Ведь [известно, что] израильтяне после [смерти] Соломона разбились на две [92] общины. Что касается колен Иуды и Вениамина, то они поставили над собой царями потомков Соломона, а [остальные] десять колен вручили власть Иеровоаму, вольноотпущеннику Ровоама, сына Соломона. И Иеровоам сбил их с пути, как мы еще упомянем в [главе об] еврейских праздниках.

После Иеровоама стали царствовать его сыновья, и между обеими общинами [евреев] начались войны.

Вот годы царствования [израильских] правителей после исхода [израильтян] из Египта, когда они пошли к Красному морю, намереваясь его перейти / 75 /, чтобы направиться в ат-Тих — а это пустыня в Хиджазе — и вторично [дойти] до Иерусалима. Так [эти годы] записаны в летописях евреев.

У евреев есть книга, называемая Седер-Олам, 2 то есть «Годы Вселенной», где указывается меньшее [число лет], чем в исторических книгах, следующих за Торой. Некоторые [данные этой книги] приближаются к первым утверждениям евреев. В нашей таблице мы соединили то, что имеется в обеих разновидностях еврейских книг. Вот эта таблица.

Имена властителей, правителей, жрецов и судей [израильтян] до основания священного храма, то есть за четыреста восемьдесят лет Сколько каждый правил по книге преданий Общее количество лет Сколько каждый правил по книге «Седер Олам» Общее количество лет
Израильтяне вышли из Египта и оставались в ат-Тихе, пока не умер Моисей        
Иисус Навин, после Моисея        
Атанаил, сын Кениза        
Аглон, царь моавитян и амалекитян из сынов Аммона     - -
Ехуд, сын Гера «Сухорукий», из потомков Ефраима        
Шамгар, сын Аиата     - -
Дебора, пророчица, и ее заместитель Барак        
Мадьяниты-притеснители        
Гидеон, сын Офры, из рода Манассы        
Авимелех, сын Гидеона        
Тола, сын Фуа, из рода Ефраима       321 / 76 /
Иаир «Гилнадец», из рода Манассы        
Сыны Аммона-филистимлянина, то есть жители Палестины        
Яфгах «Гилиадец»        
Абсун, а говорят Нахсон, из Вифлеема        
Элеон        
Абдон, сын Галлилея        
Филистимляне     - -
Самсон «Силач», из колена Дана        
Нет главы у [евреев]     - -
Илия-жрец        
Ковчег в руках врагов до ниспослания Самуила       440 [93]
Самуил, пока они не попросили его поставить над нами царя, и он поставил Саула     - -
Шаул, то есть Саул        
Давид, он начал строить храм в одиннадцатый год своего царствоваания        
Соломон, сын Давида, пока он не закончил храма        

 

Имена царей сынов Израиля и их правителей от постройки Иерусалимского храма до первого его разрушения, то есть за четыреста десять лет Сколько каждый правил по книге преданий Итого лет Сколько каж-дый правил по книге «Седер Олам» Итого лет
Соломон, сын Давидов, после окончания постройки храма        
Ровоам, сын Соломона        
Абия, сын Ровоама        
Аса, сын Абии        
Иософаг, сын Асы        
Иорам, сын Иософага        
Ахазия, сын Иорама        
Аталия, пока ее не убил Иоаш        
Иоаш, сын Ахазии, пока он не был убит своим народом        
Амасия, сын Иоаша, пока его не убили        
Озия, сын Амасии, пока он не умер        
Иофам, сын Озии, пока он не умер        
Ахаз, сын Иоафама, пока он не умер        
Езекия, сын Ахаза, царь всех колен        
Манаса, сын Езекии        
Аммон, сын Манасы        
Иосия, сын Аммона, пока его не убил царь Египта        
Яхуахаз, сын Иосии, пока его не взял в плен царь Египта     — / 78 /
Яхуаким, сын Яхуахаза, поставленный царем Египта        
Яхуакин, сын Яхуакима, пока его не взял в плен Бухтунассар    
Седекия, пока не пошел против Бухтунассара и тот убил его и разрушил храм        
Храм пребывал разрушенным        
Говорят: от пленения до Даниила [прошло]        
От Даниила до рождения Мессии-мир над ним 1        
От рождения Мессии до переселения Мухаммеда — мир над ними обоими! — [в Медину]       2135 [94]

Неудивительно, если у такого народа, как израильтяне, которому выпало на долю неоднократное пленение и истребление, возникло подобное разногласие. Ближе всего [к истине] и всего вероятнее, что они отвлеклись от таких вопросов и занялись другими в то время, когда «каждая кормилица забыла о том, кого кормила, и когда каждая беременная выкинула бремя свое» 3. [К тому же], управление и главенство не сосредоточилось у них в одном колене, но разделилось после смерти Соломона, сына Давида [по разным коленам]. Частью они достались колену Иуды и Вениамина, а частью — прочим израильтянам.

Далее, порядок управления и строй власти и главенствования был у них не настолько [совершенен], чтобы им требовалось помнить годы воцарения каждого царя и записывать срок их правления иначе, как по грубому счету. Так, некоторые [евреи] утверждают, что Кушан, царь аль-Джезиры 4 из рода Лота, одолел евреев после [смерти] Иисуса [Навина] и держал их под игом восемь лет, а потом вступил на престол Атанаил. Некоторые исчисляют его царствование большим [сроком] другие — меньшим. Нередко одни евреи утверждают, будто такой-то царь правил ими столько-то лет, а другие говорят, что правление его было короче и что [первая цифра] — это срок его жизни. Бывает и так, что в Оба упомянутые срока входит то время, когда два царя царствовали вместе.

Данные книги Седер-Олам, хотя и близки к итогу [общепринятых у евреев исчислений], расходятся [с ними] в отдельных цифрах; я разумею расхождение в [определении] времени первой постройки [Иерусалима], не говоря уже о сомнениях относительно обстоятельств [жизни евреев], о которых мы упоминали выше.

Некоторые неотесанные «хашвиты» и грубые «дахриты» 5 не признают [за правду] рассказы о долгой жизни людей из народов прошлого, и в частности предания о том, что было до времени Авраама — мир над ним? Они находят отвратительными и несообразными рассказы об огромных размерах тела этих людей и переносят такие предания из пределов возможного в область недоступного, сравнивая их с тем, что видят в свое время. [Эти люди] придерживаются того, что слышали от астрологов относительно наибольших «даров светил» в гороскопах 6. Это бывает, когда Солнце / 79 / является в них «домовладыкой» и «домохозяином», то есть находится в своем «доме», или в «возвышении», [а также] в одном из «колышков» и в соответствующей «мужской» четверти 7.

Тогда, [говорят эти люди], Солнце дает наибольшие годы [жизни], то есть сто двадцать лет, — Луна прибавляет к ним еще двадцать пять лет, Венера — восемь лет и Юпитер — двенадцать лет. Это наименьшие годы каждой из [названных] планет, ибо добавка их, когда они стоят в согласном аспекте 8 не бывает больше этого. При этом обе зловещие [95] планеты 9 выпадают из [аспекта] 10 и нисколько не уменьшают [числа лет]. «Голова» 11 должна быть в одном созвездии с Солнцем, [но] далеко от него, чтобы не находиться в границах затмения [Солнца]. Когда дело обстоит так, то [«голова»] прибавляет еще четверть дара [Солнца], то есть тридцать лет, и в совокупности получится двести пятнадцать лет 12. А это, как говорят, наибольший [срок] жизни, которого [может] достигнуть человек, если что-либо не прервет ее. Естественная жизнь [продолжается] сто двадцать лет, ибо мир существует благодаря Солнцу, а это количество лет — наибольшие годы Солнца.

Эти люди 13 рассудили, как хотели, и если бы действительность следовала их бредням, то небеса и земля, несомненно, пришли бы в расстройство. Строя [свою теорию] на противоположном тому, что говорят астрологи, они утверждают, будто эти планеты даруют наибольшие годы, и упоминают в своих книгах, что планеты даровали эти годы в [период] тысячелетних соединений светил в огненных знаках Зодиака 14 ибо тогда управление [миром] принадлежало высшим планетам 15. А годы Солнца и Венеры значительно превосходят продолжительность жизни упомянутых долговечных [людей].

Вог [например] наставник [хашвитов и дахритов] в науке о приговорах звезд, словам которого они доверяют и не отрицают его первенства, а именно — Ма-ша-Ллах 16, утверждает, будто человек может прожить годы среднего соединения 17, если его рождение совпадает с переходом соединения из одного треугольника 18 в другой, причем «восходящим» 19 будет один из «домов» Сатурна или Юпитера, и «домовладыкой» будет днем — Солнце, а ночью — Луна, [действующие] в полную силу.

Если нечто подобное случится при переходе соединения в созвездие Овна и его треугольник, причем указания будут такие же, как [только что] упомянуто — то новорожденный может прожить года «большого соединения», то есть приблизительно девятьсот шестьдесят лет, пока соединение не вернется на свое место 20. [Ма-ша-Ллах] подробно и велеречиво говорит об этом в начале своей книги о гороскопах. Такова приверженность этих людей к [учению] о «дарах планет».

Относительно годов, приписываемых каждой из планет, у нас есть разговор с астрологами, которые ими пользуются, в книге «Предостережение против искусства обмана». Наставление о наилучшем способе действий в тех случаях, когда пользуются этими годами, содержится в нашей «Книге светил, исцеляющей души [людей]».

Далее, одно лишь наблюдение и заключение из него по аналогии не выводят из пределов возможного продолжительность жизни и огромные размеры тела [древних], а также большую часть того, что про них передают. Ведь подобные вещи бывают в [разные] времена и в многообразных видах. Иные из них имеют место в определенные [периоды] [96] времени, в течение которых они происходят циклически и претерпевают изменения, при условии, если такие вещи вообще возможны. И буде наблюдатель не наблюдает их в то время, когда они совершаются, он считает такие вещи невероятными и нередко / 80 / спешит их отвергнуть.

Это одно [из качеств], присущих всем явлениям, совершающимся циклически, как, например, размножение животных, опыление деревьев, всход посевов и [появление] плодов. Ведь если бы было возможно, что кто-нибудь ничего не знает о состоянии деревьев, и если бы такого человека подвели к дереву, листья которого осыпались, и описали бы, как оно позеленеет, даст цветы, плоды и прочее, он наверное считал бы это невероятным, пока сам не увидел бы. Вот причина, заставляющая обитателей северных стран удивляться, что пальма, оливковое дерево, мирт и [другие] подобные деревья остаются зелеными и свежими в зимнee время: ведь [северяне] не видят [ничего] подобного этому в своих землях.

А некоторые явления происходят че в определенные периоды времени, в виде циклов, но случайно.

И вот, если минуло то время, когда случается такое явление, и о нем остались только рассказы, то буде в этих рассказах имеется элемент достоверности и данное явление было в прошлом возможно, то с этим никак нельзя не согласиться, даже если трудно вообразить, каково это явление, и причина его неизвестна.

Есть и такие явления, которые возникают подобным же образом, но их называют «ошибками природы», так как они выходят из порядка, обычного для явлений этого рода. Я бы именовал их не таким названием, а «выходом материи из среднего количества». Так. например, встречаются животные с излишними членами, когда природа, пекущаяся о сохранении вида таким, как он есть, находит излишнюю материю и создает из нее некий образ, не пренебрегая [этим излишком], а также животные с недостающими членами, когда природа не находит материи, чтобы завершить образ данной особи в форме, [свойственной] ее виду. И вот, она готовит для данной особи облик, при котором этот недостаток не вреднт, и придает душе способность существовать в этом облике по мере сил.

Примером этого служит то, о чем упоминает Сабит ибн Синан ибн Сабит ибн Курра 21 в своей книге о системах счисления. [Он говорит], что видел близ Сурра-мен-Раа 22 индийского цыпленка, который вышел из яйца совершенным и вполне сформированным, причем у него было на голове два клюва и три глаза. [Сабнт] рассказывает также, что к Тузуну 23. когда он был эмиром, принесли мертвого козленка с круглой, как лицо человека, мордой, с челюстями, подобными человеческим, и с зубами, как у человека. У него был один глаз и на лбу подобие хвоста. [97]

[Сабит ибн Синан] упоминает, что в квартале аль-Мухаррим, в Багдаде, родился младенец, который тотчас же умер. Его принесли к Изз-ад-Дауле-Бахтиару 24, когда отец последнего Муизз-ад-Даула был еще жив, так что тот видел этого [младенца]. Туловище у него было одно, [и притом] совершенное, без всякого недостатка или излишка, но на туловище выступало два возвышения 25 увенчанные двумя головами, вполне сформированными со всеми чертами: глазами, ушами, двумя носами с ноздрями и двумя ртами. Между ног у младенца был половой орган, как у женщины, из которого ясно виднелся мужской член.

[Тот же Сабит ибн Синан] рассказывает, что один византийский патриций прислал Касир-ад-Дауле 26 зимой триста пятьдесят второго года двух человек, которые срослись животами. Это были бородатые арамейцы двадцати пяти лет — [Сабит] приводит / 81 / их имена — и отец их был с ними. Они были обращены друг к другу лицом, причем общий кусок кожи, который их соединял, был длинный и растягивался, так что один из этих [мужчин] мог встать, [когда другой сидел]. Рассказывали, что у обоих этих людей были отдельные, вполне [нормальные] мужские половые органы и что время еды, питья и испражнения было у них различно, Они ездили на одной лошади, сидя близко друг к другу, [но] лицом к лицу, и одного из них [будто бы] тянуло к женщинам а другого — к мальчикам.

Нет сомнения, что «естественная сила», выполняя полученное и заданное ей дело, не уничтожает материи, когда находит ее. Если материи оказывается чрезмерно много, то эта сила удвояет свое действие 27; иногда при удвоении [получаются] соседящие, но раздельные существа, как [например], близнецы, иногда — сомкнувшиеся, как те два арамейца, иногда уже [удвоение осуществляется] в виде взаимного вхождения, как у тех существ, о которых мы рассказывали раньше, [чем об арамейцах].

Разные виды удвоения — тем или другим путем — обнаруживаются также и у различных животных. Про морских рыб, например, рассказывают, что среди них существуют удвоенные виды: если вскрыть одну рыбу, то внутри нее оказывается [вторая], такая же.

Нередко происходит удвоение в несколько раз; все виды этого можно найти среди растений. Бывают, например, плоды, удвоенные посредством сращения, и [плоды] с двойной сердцевиной, которую вмещает одна скорлупа. Бывает и удвоение посредством умножения и взаимного вхождения, как, например, когда в одном апельсине находится другой такой же апельсин.

Нередко природе не удается создать удвоение до конца: тогда она прибавляет члены, которые либо подходят к своему месту, как например, лишние пальцы, ибо [такие пальцы], хотя их и больше, чем обычно и достаточно, находятся на месте, отведенном для них — либо [98] неподходящие к своему месту; в таком случае это можно с полным правом назвать ошибкой природы.

Такова, например, корова, которая находилась в Джурджане, в дни правления ас-Сахиба 28 и захвата этой области Буидами. Ее видели там и малые и старые, и мне рассказали, что у нее на загорбке, около шеи, была передняя нога, такая же, как одна из ее передних ног. Нога была целая, вполне [нормальная], с бедром, суставами и копытом, и корова двигала ею произвольно, сгибала ее и разгибала

Это [уродство] можно отнести к ошибкам природы, ибо от такой ноги нет пользы и она находится не на своем месте, с противоположной обычному стороны

Все [эти] и подобные им разновидности [уродства] — среди моих книг им посвящены особые книги — не принимаются [за возможное] людьми, которые их не видели, ибо эти люди не находят в них элемента правдоподобия рассказа.

Вопрос о [продолжительности] жизни, как наблюдалось, связан с принадлежностью к тому или иному народу. Так, [долголетие] особенно свойственно химьяритам и похожим на них [народам] и встречается в одних местах преимущественно перед другими, как [например] в Фергане и в Йемаме. 29 В этих странах, как рассказывают сборщики податей, наблюдаются случаи такого долголетия, какого не бывает в других областях. То же самое встречается и среди арабов, а индийцы [даже] превосходят их [в этом отношении].

Про этого самого Абу-Машара-аль-Бальхи Абу-Саид Шазан 30 рассказывает в своей «Книге бесед о тайнах», что к нему [однажды] принесли гороскоп сына / 82 / царя Серендиба 31. А восходящим созвездием был знак Близнецов, причем Сатурн находился в знаке Рака, а Солнце — в знаке Козерога. Абу-Машар рассудил, что младенец проживет средний круг Сатурна 32.

— И я сказал ему [рассказывает Шазан]: «Слава Аллаху! Его «домохозяин» 33 движется назад, он [находится] в разгаре попятного 34 движения, в «падающем» «колышке» 35 и дает [новорожденному] лишь малый круг жизни А нужно еще убавить пятьдесят лет на попятное движение»

— Эти люди — ответил мне Абу-Машар, — обитают в климате, где, как издревле [известно], живут долго. Там человек часто доживает до дряхлости, хотя властителем [этого климата] является Сатурн. До меня дошло, что когда кто-нибудь из них умирает, не прожив до среднего цикла Сатурна, все удивляются, как скоро он умер. Когда Сатурн становится «домохозяином» 36 в принадлежащем ему климате, то он не намного уменьшает свой большой и средний цикл, если только его «дом» не [окажется] «падающим».

— Я сказал: «Так он же [как раз] «падающий», — и Абу-Машар ответил: «Он выпадет из фигуры аспекта, а не из фигуры управления» 37. [99]

[...Тайны второго многочисленны Он также находится в подземном колодце, и при таких обстоятельствах есть достаточные причины для удивления] 38.

Итак, [Абу-Машар] в этом месте признал, что в одном климате [люди] живут дольше, чем в ином.

В другом месте [Абу-Саид-Шазан] рассказывает, что он находился у Абу-Машара, когда Абу-Исма, приближенный ас-Саффара 39, спросил его об одном обстоятельстве в указаниях его гороскопа, которое его пугало.

Абу-Машар осведомился: «Ты знаешь, скольких лет отроду умер твой отец?»

— Да, ответил Абу-Исма.

— Достиг ли ты этого возраста? [продолжал] Абу-Машар, и Абу-Исма ответил:

— Я уже миновал его.

— А знаешь ли ты, в каком возрасте умерла твоя мать? — спросил [опять] Абу-Машар, и Абу-Исма отвечал: «Да, я миновал и этот возраст».

— Знаешь ли ты, сколько прожил твой дед, отец твоего отца? — снова [задал вопрос] Абу-Машар, и Абу-Исма ответил — «Да, знаю, и я еще не достиг этого возраста».

— Посмотри же, соответствует ли расхождение, на которое указывает твой гороскоп, [продолжительности] жизни твоего деда, — молвил Абу-Машар, и Абу-Исма сказал: «Да, оно этому соответствует».

— Тогда ты имеешь основания бояться, — произнес Абу-Машар и потом сказал: сПрирода сильнее всего. Всякого несчастного [стечения обстоятельств], которое постигает человека, когда он прожил век своего отца или матери или даже деда, отца его отца, этому человеку не пережить, если нет сильных свидетельств [противоположного]. Это ясно видно в [жизни] деревьев и посевов. Некоторые из них известны долголетием, а некоторые — тем, что их быстро постигают [всякие] беды и существование их сокращается».

В этом месте Абу-Машар тоже признает, что [долголетие] связано с происхождением. А в таком случае те мнения звездочетов, которых придерживаются [некоторые люди], ложны, ибо по мнению этих же людей [наследственность долголетия] отнюдь не невозможна, а наоборот, обязательна, как мы говорили выше.

Если [эти скептики] отрицают все то, что не случилось в их времена и в их местах, ибо они сами этого не видели, и если столь частое упорное отрицание не кажется их разуму нелепым, и они не желают допустить возможности того, что им не известно, то [следует сказать], что диковинные события происходят не во всякое время, и если они случаются в какую-либо эпоху, то их не связывает с теми, кто жнвет после этого на протяжении веков и в течение столетий, ничто, кроме цепи достоверных [100] преданий. Больше того, если [скептики] вдумаются в свои действия, то окажется, что они чистые софисты, и они будут вынуждены отрицать, что есть на земле иные страны, кроме той, в которой они живут, и [допустить другие постыдные [нелепости] в этом роде.

Если послушать их рассказы / 83 /, то обнаружишь, что они ссылаются на предания индийцев и основываются на суевериях, которые приписывают индийцам. Они постоянно доказывают, что у индийцев есть вытесанный из камня идол, у которого на шее навешано множество железных ожерелий. А это эры индийцев в десять тысяч лет, и если их сосчитать, получится огромное число лет. Если же рассказать им, что они, то есть индийцы, утверждают, будто царь Джамалабадхара — а это город, из которого привозят «лиладж», «амладж» и «балиладж» 40 — прожил двести пятьдесят лет и [до самой смерти] ездил верхом, охотился, имел общение с женщинами и жил, как юноша, и все это [удавалось] благодаря лечению, то они будут это отрицать и скажут: «Индийцы — явные лжецы, а не ученые люди — они основываются в своих науках на вдохновении свыше, и их словам нельзя верить».

И эти [скептики] примутся [рассуждать] о слабости [догматов] индийцев, относящихся к вере и религии, посмертному воздаянию и наказанию и о всевозможных истязаниях, которым индийцы подвергают свое тело.

Именно таких людей разумел Аллах великий, когда сказал: «Истинно, они объявили ложным то, чего не охватили познанием» и [далее]: «Но вот, они не руководствуются [Кораном], и [скоро] скажут: «Это давняя ложь». Они признают то, что им подходит, даже если это слабо, и бегут от того, что расходится с их убеждениями, даже если это верно.

Я читал рассуждения Абу-Абд-Аллаха-аль-Хусейна ибн Ибрахима-ат-Табари-ан-Натили 41 о количестве [лет] естественной жизни. Он говорит, что предел жизни — сто сорок солнечных лет, и что превзойти его невозможно. Но у того, кто решительно говорит: «невозможно!» требуют доказательства, подчиняющего и успокаивающего душу, а он не привел никакого довода и только предпослал [своей книге] предисловие, [в котором] сказал: «У человека три «совершеннолетия». Одно [совершеннолетие] — это достижение зрелости, когда он может создавать себе подобных, то есть начало второго семилетия; второе «совершеннолетие» — когда в человеке сформируется мыслящая душа и разум его перейдет из возможности в реальность, то есть начало шестого семилетия; и третье совершеннолетие — когда человек может управлять собой, если он одинок, своими домочадцами, если он женат, и своим народом, если он имеет власть». [Далее он] говорит: «Итог этих совершеннолетий составляет сто сорок лет». [101]

Неведомо, из каких соотношений вывел Абу-Абд-Аллах эти цифры: ведь между ними нет никакой явной пропорции или прогрессии. Больше того: буде мы согласимся, что количество «совершеннолетий» — три, потом сосчитаем так, как он сосчитал, и, в конце концов, скажем, если не будем бояться, что с нас потребуют доказательств, что в итоге получается сто лет, тысяча лет или что-нибудь подобное, то у нас с ним не будет расхождения [в методе]. Однако мы знаем, что человек в наше время достигает тех состояний, которые [Абу-Абд-Аллах] счел признаками совершеннолетия в другие сроки и семилетия, чем он сказал. Но Аллах лучше знает, что он имел в виду!

Что же касается огромности тел, то хотя она и не обязательна, так как теперь ее не наблюдают, и то время, к которому относятся рассказы о ней — отдаленно, это, однако, все же не является невозможным. Вот ведь и в Торе / 84 / говорится нечто подобное о телесах великанов, но ею не пренебрегают с тех пор, как израильтяне видели их воочию, и никто на нее не нападает.

Наоборот, [израильтянам] читали [Тору] и они сами читали ее и не смотрели на тех, кто ее читает, как на лжецов. Однако, если бы великаны были не так [огромны], как рассказывают, что читающего Тору, несомненно, обвинили бы во лжи, поскольку он говорит нечто противоречащее видимости. И если бы какие-то люди действительно не были огромны телом — прибавил им Аллах в этом обширности! — то наверное не осталось бы упоминание о них в устах непрерывным и не уподобляли бы им всякого, кто превосходит величиной обычные существа своего вида. Таковы, например, люди из племени Ад: 42 уподобление нм стало ходячей [поговоркой].

Не где мне заставить [скептиков] поверить моим словам об адитах! Они ведь отрицают даже то, что ближе по времени и более очевидно по состоянию, и приводят доводы, которых не сравнить с самыми слабыми доказательствами, применяемыми против них. [Эта скептики] бегут от согласия с убедительнейшими доказательствами, «словно пугливые ослы, бегущие от льва», 43 но что скажут они о следах [существования] огромных людей, находимых теперь в домах, выбитых в твердых скалах в горах Мадьяна 43а и в вытесанных в этих горах могилах, о погребенных в глубине могил костях, величиной с кости верблюда или больше, и о зловонии, из-за которого в эти могилы можно войти, только заткнув чем-нибудь ноздри?

Жители тех мест согласны в том, что это «люди тьмы», но когда [скептики] слышат про «день тьмы», то насмешливо смеются, презрительно кривят губы и задирают нос, радуясь тому, что предполагают, и думая, будто они достойнее [других] и выдаются из ряда простых людей. Но достаточно с них Аллаха! За нас — наши дела, а за них — их дела. [102]

Я нашел в одной книге таблицы, содержащие сроки правления царей Ассура — а это обитатели Мосула — сроки правления царей коптов, которые [раньше] жили в Египте, и царей [из династии] Птолемеев, [каждого из которых] звали Птолемей. Дело в том, что Александр, умирая, завещал, чтобы всякий правитель ионийцев после него, ради устрашения врагов, носил это прозвище, так как в переводе оно значит: «воин». Там же я нашел и даты [правления] царей румов после [Птолемеев].

Годы в этих таблицах [считались так]: от рождения Авраама до Александра — две тысячи девяносто шесть лет, а это больше того, что говорят евреи, христиане и вычислители соединений планет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: