О ВЫВЕДЕНИИ ОДНИХ ЭР ИЗ ДРУГИХ, О [НАЧАЛЬНЫХ] ДАТАХ / 72 /
[ЦАРСТВОВАНИЯ] ЦАРЕЙ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ИХ ПРАВЛЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРЕДАНИЯМ
Цель, которую я поставил себе в этой книге, — наивернейшим и правильнейшим путем установить сроки продолжительности различных эр. [Однако], если бы я пожелал изложить [способы] выведения одной эры из другой, как это обычно делают в зиджах, [то есть] путем различных [математических] действий и всевозможных вычислений с приведением примеров, то рассуждение вышло бы [слишком] длинным и, чтобы исчерпать вопрос, пришлось бы обременить и себя и других 1. Ближе всего к методу, принятому мной с начала этой книги, будет показать расхождение между начальными сроками употребляемых эр в величинах, единицы которых одинаковы у всех народов, а такие величины суть дни. Дело в том, что продолжительность годов и месяцев, как мы упоминали, не совпадает [у различных народов]. Все прочие [отрезки времени] вообще выражаются в годах, и это сочли достаточным для определения промежутков между ними, ибо познание действительного качества годов [различных эр нам] недоступно и в пользовании ими нет большой надобности.
А если мы иногда углубляемся в различные разделы и вдаемся [в вопросы], лишь отдаленно связанные с планом изложения, то не потому, что хотели бы затянуть [речь] и умножить [подробности]. Наша цель — избавить читателя от докуки. Ведь долгое изучение одного и того же вопроса вызывает скуку и нетерпение, если же [читатель] переходи г от вопроса к вопросу, он как будто гуляет по различным садам — не успеет пройти одного сада, как уже начинается другой. И человек жаждет [увидеть] их [все] и желает посмотреть на них; ведь говорят же: «Все новое доставляет наслаждение».
|
Итак, начнем же теперь с преданий «людей писания» об Адаме, его сыновьях и потомках. Мы [перечислим их] в таблице, чтобы легче было [90] выговаривать их имена и проще постигнуть расхождения в относящихся к ним [преданиях], и объединим в [этой таблице] утверждения евреев и христиан, дабы они стояли друг против друга. [Начнем же] с помощью и поддержкой Аллаха при благом его поспешении!
/ 73 / Имена потомков Адама, из которых от первого до последнего образуется цепь летоисчисления, и расхождение между людьми писания о времени их жизни | Их возраст при рождении у них сына, по утверждению христиан | Общее количество годов эры по утверждению христиан | Их возраст при рождении у них сына, по утверждению евреев | Сколько каждый прожил после рождения сына, по утверждению евреев | Сколько всего каждый прожил, по утверждению евреев | Общее количество годов эры по утверждению евреев |
Адам, праотец человечества, до рождения [его сына] Сифа | ||||||
Сиф, сын Адама, до рождения Ануша | ||||||
Ануш сын Сифа, до рождения Каинапа | ||||||
Каинап, сын Ануша, до рождения Махалиила | ||||||
Махалиил, сын Каинапа, до рождения Ярида | ||||||
Ярид, сын Махалиила, до рождения Ануша | ||||||
Ануш, сын Ярида, до рождения Мафусаила | ||||||
Мафусаил, сын Ануша, до рождения Ламеха | ||||||
Ламех, сын Мафусаила, до рождения Ноя | ||||||
Ной, сын Ламеха, до рождения Сима | ||||||
Сим, сын Ноя, до потопа | ||||||
От потопа до того, как у Сима родился Арфахшад | ||||||
Арфахшад, сын Сима, до рождения Салаха | ||||||
Салах, сын Афрахшада, до рождения Абира | ||||||
Абир, сын Салаха, до рождения Фалига | ||||||
Фалиг, сын Абира, до рождения Аргу | ||||||
Аргу, сын Фалига, до рождения Саруга | ||||||
Саруг, сын Аргу, до рождения Нахура | ||||||
Нахур, сын Саруга, до рождения Тараха | ||||||
Тарах, сын Нахура, до рождения Авраама | 1948 [91] |
Тот, кто изучил эти [даты] вплоть до рождения Авраама, — мир над / 74 / ним! — увидит, насколько велико расхождение между преданиями [христиан и евреев]. Что же касается списка [Торы], который находится у евреев, то он содержит количество [лет жизни] Авраама, Исаака, Якова, Леви, Кохета и Моисея, но ни о ком, кроме Авраама, Исаака и Якова не [говорит] особо, — сколько [лет] прошло, пока у них родился сын, и сколько — после этого.
|
[В еврейской Торе] говорится, что у Авраама родился Исаак, когда Аврааму исполнилось от роду сто лет, и что он прожил после этого еще семьдесят пять лет, и что у Исаака родился Яков, когда он прожил шестьдесят лет. А Яков пришел со своими сыновьями в Египет, когда ему исполнилось сто тридцать лет, и жил после этого еще семнадцать лет.
Следовательно, пребывание израильтян в Египте [продолжалось] двести десять лет, если принять утверждение [евреев], что от рождения Авраама до рождения Моисея — мир над ними обоими — прошло четыреста двадцать лет, и что когда Моисей вышел с израильтянами из Египта, его жизни минуло восемьдесят лет. Однако во второй книге их Торы говорится, что [время] пребывания израильтян в Египте продолжалось в общем четыреста тридцать лет. Когда евреев спрашивают об этом, они утверждают, что этот срок [считается] с того дня, когда Аллах установил с Авраамом завет и обещал сделать его отцом многих племен, а его сыновей — наследующими землю ханаанскую. А Аллах лучше знает, [правду ли] они говорят!
|
Расхождение в датах между тремя списками Торы существует, как оно есть, согласно тому, что мы изъяснили [выше].
Одним из наиболее явных доказательств малой заботы [евреев] о хронологии служит то, что они сначала согласились, будто между их исходом из Египта и воцарением Александра прошла полная тысяча лет. исправленных високосными годами, [и что] они основываются на этой [цифре] при определении качества годов. Однако, если мы возьмем из [еврейских] книг, следующих за Торой, годы [царствования] каждого их правителя после Моисея, сына Имрана — мир над ним! — и сложим их, то уже ко второму построению Иерусалима число лет превзойдет тысячу на такое количество, с которым нельзя примириться в вопросах хронологии. Если бы лет недоставало, это можно было бы приписать тому, что между двумя правителями [остался] неучтенный промежуток времени; что же касается избытка, то он не поддается объяснению.
Не будучи в состоянии дать ответ, некоторые евреи заявляют, что точное установление этих годов [можно найти] в летописях рода Иуды, но что этих летописей у них нет и они попали в земли румов. Ведь [известно, что] израильтяне после [смерти] Соломона разбились на две [92] общины. Что касается колен Иуды и Вениамина, то они поставили над собой царями потомков Соломона, а [остальные] десять колен вручили власть Иеровоаму, вольноотпущеннику Ровоама, сына Соломона. И Иеровоам сбил их с пути, как мы еще упомянем в [главе об] еврейских праздниках.
После Иеровоама стали царствовать его сыновья, и между обеими общинами [евреев] начались войны.
Вот годы царствования [израильских] правителей после исхода [израильтян] из Египта, когда они пошли к Красному морю, намереваясь его перейти / 75 /, чтобы направиться в ат-Тих — а это пустыня в Хиджазе — и вторично [дойти] до Иерусалима. Так [эти годы] записаны в летописях евреев.
У евреев есть книга, называемая Седер-Олам, 2 то есть «Годы Вселенной», где указывается меньшее [число лет], чем в исторических книгах, следующих за Торой. Некоторые [данные этой книги] приближаются к первым утверждениям евреев. В нашей таблице мы соединили то, что имеется в обеих разновидностях еврейских книг. Вот эта таблица.
Имена властителей, правителей, жрецов и судей [израильтян] до основания священного храма, то есть за четыреста восемьдесят лет | Сколько каждый правил по книге преданий | Общее количество лет | Сколько каждый правил по книге «Седер Олам» | Общее количество лет |
Израильтяне вышли из Египта и оставались в ат-Тихе, пока не умер Моисей | ||||
Иисус Навин, после Моисея | ||||
Атанаил, сын Кениза | ||||
Аглон, царь моавитян и амалекитян из сынов Аммона | - | - | ||
Ехуд, сын Гера «Сухорукий», из потомков Ефраима | ||||
Шамгар, сын Аиата | - | - | ||
Дебора, пророчица, и ее заместитель Барак | ||||
Мадьяниты-притеснители | ||||
Гидеон, сын Офры, из рода Манассы | ||||
Авимелех, сын Гидеона | ||||
Тола, сын Фуа, из рода Ефраима | 321 / 76 / | |||
Иаир «Гилнадец», из рода Манассы | ||||
Сыны Аммона-филистимлянина, то есть жители Палестины | ||||
Яфгах «Гилиадец» | ||||
Абсун, а говорят Нахсон, из Вифлеема | ||||
Элеон | ||||
Абдон, сын Галлилея | ||||
Филистимляне | - | - | ||
Самсон «Силач», из колена Дана | ||||
Нет главы у [евреев] | - | - | ||
Илия-жрец | ||||
Ковчег в руках врагов до ниспослания Самуила | 440 [93] | |||
Самуил, пока они не попросили его поставить над нами царя, и он поставил Саула | - | - | ||
Шаул, то есть Саул | ||||
Давид, он начал строить храм в одиннадцатый год своего царствоваания | ||||
Соломон, сын Давида, пока он не закончил храма |
Имена царей сынов Израиля и их правителей от постройки Иерусалимского храма до первого его разрушения, то есть за четыреста десять лет | Сколько каждый правил по книге преданий | Итого лет | Сколько каж-дый правил по книге «Седер Олам» | Итого лет |
Соломон, сын Давидов, после окончания постройки храма | ||||
Ровоам, сын Соломона | ||||
Абия, сын Ровоама | ||||
Аса, сын Абии | ||||
Иософаг, сын Асы | ||||
Иорам, сын Иософага | ||||
Ахазия, сын Иорама | ||||
Аталия, пока ее не убил Иоаш | ||||
Иоаш, сын Ахазии, пока он не был убит своим народом | ||||
Амасия, сын Иоаша, пока его не убили | ||||
Озия, сын Амасии, пока он не умер | ||||
Иофам, сын Озии, пока он не умер | ||||
Ахаз, сын Иоафама, пока он не умер | ||||
Езекия, сын Ахаза, царь всех колен | ||||
Манаса, сын Езекии | ||||
Аммон, сын Манасы | ||||
Иосия, сын Аммона, пока его не убил царь Египта | ||||
Яхуахаз, сын Иосии, пока его не взял в плен царь Египта | — | — / 78 / | ||
Яхуаким, сын Яхуахаза, поставленный царем Египта | ||||
Яхуакин, сын Яхуакима, пока его не взял в плен Бухтунассар | — | — | ||
Седекия, пока не пошел против Бухтунассара и тот убил его и разрушил храм | ||||
Храм пребывал разрушенным | ||||
Говорят: от пленения до Даниила [прошло] | ||||
От Даниила до рождения Мессии-мир над ним 1 | ||||
От рождения Мессии до переселения Мухаммеда — мир над ними обоими! — [в Медину] | 2135 [94] |
Неудивительно, если у такого народа, как израильтяне, которому выпало на долю неоднократное пленение и истребление, возникло подобное разногласие. Ближе всего [к истине] и всего вероятнее, что они отвлеклись от таких вопросов и занялись другими в то время, когда «каждая кормилица забыла о том, кого кормила, и когда каждая беременная выкинула бремя свое» 3. [К тому же], управление и главенство не сосредоточилось у них в одном колене, но разделилось после смерти Соломона, сына Давида [по разным коленам]. Частью они достались колену Иуды и Вениамина, а частью — прочим израильтянам.
Далее, порядок управления и строй власти и главенствования был у них не настолько [совершенен], чтобы им требовалось помнить годы воцарения каждого царя и записывать срок их правления иначе, как по грубому счету. Так, некоторые [евреи] утверждают, что Кушан, царь аль-Джезиры 4 из рода Лота, одолел евреев после [смерти] Иисуса [Навина] и держал их под игом восемь лет, а потом вступил на престол Атанаил. Некоторые исчисляют его царствование большим [сроком] другие — меньшим. Нередко одни евреи утверждают, будто такой-то царь правил ими столько-то лет, а другие говорят, что правление его было короче и что [первая цифра] — это срок его жизни. Бывает и так, что в Оба упомянутые срока входит то время, когда два царя царствовали вместе.
Данные книги Седер-Олам, хотя и близки к итогу [общепринятых у евреев исчислений], расходятся [с ними] в отдельных цифрах; я разумею расхождение в [определении] времени первой постройки [Иерусалима], не говоря уже о сомнениях относительно обстоятельств [жизни евреев], о которых мы упоминали выше.
Некоторые неотесанные «хашвиты» и грубые «дахриты» 5 не признают [за правду] рассказы о долгой жизни людей из народов прошлого, и в частности предания о том, что было до времени Авраама — мир над ним? Они находят отвратительными и несообразными рассказы об огромных размерах тела этих людей и переносят такие предания из пределов возможного в область недоступного, сравнивая их с тем, что видят в свое время. [Эти люди] придерживаются того, что слышали от астрологов относительно наибольших «даров светил» в гороскопах 6. Это бывает, когда Солнце / 79 / является в них «домовладыкой» и «домохозяином», то есть находится в своем «доме», или в «возвышении», [а также] в одном из «колышков» и в соответствующей «мужской» четверти 7.
Тогда, [говорят эти люди], Солнце дает наибольшие годы [жизни], то есть сто двадцать лет, — Луна прибавляет к ним еще двадцать пять лет, Венера — восемь лет и Юпитер — двенадцать лет. Это наименьшие годы каждой из [названных] планет, ибо добавка их, когда они стоят в согласном аспекте 8 не бывает больше этого. При этом обе зловещие [95] планеты 9 выпадают из [аспекта] 10 и нисколько не уменьшают [числа лет]. «Голова» 11 должна быть в одном созвездии с Солнцем, [но] далеко от него, чтобы не находиться в границах затмения [Солнца]. Когда дело обстоит так, то [«голова»] прибавляет еще четверть дара [Солнца], то есть тридцать лет, и в совокупности получится двести пятнадцать лет 12. А это, как говорят, наибольший [срок] жизни, которого [может] достигнуть человек, если что-либо не прервет ее. Естественная жизнь [продолжается] сто двадцать лет, ибо мир существует благодаря Солнцу, а это количество лет — наибольшие годы Солнца.
Эти люди 13 рассудили, как хотели, и если бы действительность следовала их бредням, то небеса и земля, несомненно, пришли бы в расстройство. Строя [свою теорию] на противоположном тому, что говорят астрологи, они утверждают, будто эти планеты даруют наибольшие годы, и упоминают в своих книгах, что планеты даровали эти годы в [период] тысячелетних соединений светил в огненных знаках Зодиака 14 ибо тогда управление [миром] принадлежало высшим планетам 15. А годы Солнца и Венеры значительно превосходят продолжительность жизни упомянутых долговечных [людей].
Вог [например] наставник [хашвитов и дахритов] в науке о приговорах звезд, словам которого они доверяют и не отрицают его первенства, а именно — Ма-ша-Ллах 16, утверждает, будто человек может прожить годы среднего соединения 17, если его рождение совпадает с переходом соединения из одного треугольника 18 в другой, причем «восходящим» 19 будет один из «домов» Сатурна или Юпитера, и «домовладыкой» будет днем — Солнце, а ночью — Луна, [действующие] в полную силу.
Если нечто подобное случится при переходе соединения в созвездие Овна и его треугольник, причем указания будут такие же, как [только что] упомянуто — то новорожденный может прожить года «большого соединения», то есть приблизительно девятьсот шестьдесят лет, пока соединение не вернется на свое место 20. [Ма-ша-Ллах] подробно и велеречиво говорит об этом в начале своей книги о гороскопах. Такова приверженность этих людей к [учению] о «дарах планет».
Относительно годов, приписываемых каждой из планет, у нас есть разговор с астрологами, которые ими пользуются, в книге «Предостережение против искусства обмана». Наставление о наилучшем способе действий в тех случаях, когда пользуются этими годами, содержится в нашей «Книге светил, исцеляющей души [людей]».
Далее, одно лишь наблюдение и заключение из него по аналогии не выводят из пределов возможного продолжительность жизни и огромные размеры тела [древних], а также большую часть того, что про них передают. Ведь подобные вещи бывают в [разные] времена и в многообразных видах. Иные из них имеют место в определенные [периоды] [96] времени, в течение которых они происходят циклически и претерпевают изменения, при условии, если такие вещи вообще возможны. И буде наблюдатель не наблюдает их в то время, когда они совершаются, он считает такие вещи невероятными и нередко / 80 / спешит их отвергнуть.
Это одно [из качеств], присущих всем явлениям, совершающимся циклически, как, например, размножение животных, опыление деревьев, всход посевов и [появление] плодов. Ведь если бы было возможно, что кто-нибудь ничего не знает о состоянии деревьев, и если бы такого человека подвели к дереву, листья которого осыпались, и описали бы, как оно позеленеет, даст цветы, плоды и прочее, он наверное считал бы это невероятным, пока сам не увидел бы. Вот причина, заставляющая обитателей северных стран удивляться, что пальма, оливковое дерево, мирт и [другие] подобные деревья остаются зелеными и свежими в зимнee время: ведь [северяне] не видят [ничего] подобного этому в своих землях.
А некоторые явления происходят че в определенные периоды времени, в виде циклов, но случайно.
И вот, если минуло то время, когда случается такое явление, и о нем остались только рассказы, то буде в этих рассказах имеется элемент достоверности и данное явление было в прошлом возможно, то с этим никак нельзя не согласиться, даже если трудно вообразить, каково это явление, и причина его неизвестна.
Есть и такие явления, которые возникают подобным же образом, но их называют «ошибками природы», так как они выходят из порядка, обычного для явлений этого рода. Я бы именовал их не таким названием, а «выходом материи из среднего количества». Так. например, встречаются животные с излишними членами, когда природа, пекущаяся о сохранении вида таким, как он есть, находит излишнюю материю и создает из нее некий образ, не пренебрегая [этим излишком], а также животные с недостающими членами, когда природа не находит материи, чтобы завершить образ данной особи в форме, [свойственной] ее виду. И вот, она готовит для данной особи облик, при котором этот недостаток не вреднт, и придает душе способность существовать в этом облике по мере сил.
Примером этого служит то, о чем упоминает Сабит ибн Синан ибн Сабит ибн Курра 21 в своей книге о системах счисления. [Он говорит], что видел близ Сурра-мен-Раа 22 индийского цыпленка, который вышел из яйца совершенным и вполне сформированным, причем у него было на голове два клюва и три глаза. [Сабнт] рассказывает также, что к Тузуну 23. когда он был эмиром, принесли мертвого козленка с круглой, как лицо человека, мордой, с челюстями, подобными человеческим, и с зубами, как у человека. У него был один глаз и на лбу подобие хвоста. [97]
[Сабит ибн Синан] упоминает, что в квартале аль-Мухаррим, в Багдаде, родился младенец, который тотчас же умер. Его принесли к Изз-ад-Дауле-Бахтиару 24, когда отец последнего Муизз-ад-Даула был еще жив, так что тот видел этого [младенца]. Туловище у него было одно, [и притом] совершенное, без всякого недостатка или излишка, но на туловище выступало два возвышения 25 увенчанные двумя головами, вполне сформированными со всеми чертами: глазами, ушами, двумя носами с ноздрями и двумя ртами. Между ног у младенца был половой орган, как у женщины, из которого ясно виднелся мужской член.
[Тот же Сабит ибн Синан] рассказывает, что один византийский патриций прислал Касир-ад-Дауле 26 зимой триста пятьдесят второго года двух человек, которые срослись животами. Это были бородатые арамейцы двадцати пяти лет — [Сабит] приводит / 81 / их имена — и отец их был с ними. Они были обращены друг к другу лицом, причем общий кусок кожи, который их соединял, был длинный и растягивался, так что один из этих [мужчин] мог встать, [когда другой сидел]. Рассказывали, что у обоих этих людей были отдельные, вполне [нормальные] мужские половые органы и что время еды, питья и испражнения было у них различно, Они ездили на одной лошади, сидя близко друг к другу, [но] лицом к лицу, и одного из них [будто бы] тянуло к женщинам а другого — к мальчикам.
Нет сомнения, что «естественная сила», выполняя полученное и заданное ей дело, не уничтожает материи, когда находит ее. Если материи оказывается чрезмерно много, то эта сила удвояет свое действие 27; иногда при удвоении [получаются] соседящие, но раздельные существа, как [например], близнецы, иногда — сомкнувшиеся, как те два арамейца, иногда уже [удвоение осуществляется] в виде взаимного вхождения, как у тех существ, о которых мы рассказывали раньше, [чем об арамейцах].
Разные виды удвоения — тем или другим путем — обнаруживаются также и у различных животных. Про морских рыб, например, рассказывают, что среди них существуют удвоенные виды: если вскрыть одну рыбу, то внутри нее оказывается [вторая], такая же.
Нередко происходит удвоение в несколько раз; все виды этого можно найти среди растений. Бывают, например, плоды, удвоенные посредством сращения, и [плоды] с двойной сердцевиной, которую вмещает одна скорлупа. Бывает и удвоение посредством умножения и взаимного вхождения, как, например, когда в одном апельсине находится другой такой же апельсин.
Нередко природе не удается создать удвоение до конца: тогда она прибавляет члены, которые либо подходят к своему месту, как например, лишние пальцы, ибо [такие пальцы], хотя их и больше, чем обычно и достаточно, находятся на месте, отведенном для них — либо [98] неподходящие к своему месту; в таком случае это можно с полным правом назвать ошибкой природы.
Такова, например, корова, которая находилась в Джурджане, в дни правления ас-Сахиба 28 и захвата этой области Буидами. Ее видели там и малые и старые, и мне рассказали, что у нее на загорбке, около шеи, была передняя нога, такая же, как одна из ее передних ног. Нога была целая, вполне [нормальная], с бедром, суставами и копытом, и корова двигала ею произвольно, сгибала ее и разгибала
Это [уродство] можно отнести к ошибкам природы, ибо от такой ноги нет пользы и она находится не на своем месте, с противоположной обычному стороны
Все [эти] и подобные им разновидности [уродства] — среди моих книг им посвящены особые книги — не принимаются [за возможное] людьми, которые их не видели, ибо эти люди не находят в них элемента правдоподобия рассказа.
Вопрос о [продолжительности] жизни, как наблюдалось, связан с принадлежностью к тому или иному народу. Так, [долголетие] особенно свойственно химьяритам и похожим на них [народам] и встречается в одних местах преимущественно перед другими, как [например] в Фергане и в Йемаме. 29 В этих странах, как рассказывают сборщики податей, наблюдаются случаи такого долголетия, какого не бывает в других областях. То же самое встречается и среди арабов, а индийцы [даже] превосходят их [в этом отношении].
Про этого самого Абу-Машара-аль-Бальхи Абу-Саид Шазан 30 рассказывает в своей «Книге бесед о тайнах», что к нему [однажды] принесли гороскоп сына / 82 / царя Серендиба 31. А восходящим созвездием был знак Близнецов, причем Сатурн находился в знаке Рака, а Солнце — в знаке Козерога. Абу-Машар рассудил, что младенец проживет средний круг Сатурна 32.
— И я сказал ему [рассказывает Шазан]: «Слава Аллаху! Его «домохозяин» 33 движется назад, он [находится] в разгаре попятного 34 движения, в «падающем» «колышке» 35 и дает [новорожденному] лишь малый круг жизни А нужно еще убавить пятьдесят лет на попятное движение»
— Эти люди — ответил мне Абу-Машар, — обитают в климате, где, как издревле [известно], живут долго. Там человек часто доживает до дряхлости, хотя властителем [этого климата] является Сатурн. До меня дошло, что когда кто-нибудь из них умирает, не прожив до среднего цикла Сатурна, все удивляются, как скоро он умер. Когда Сатурн становится «домохозяином» 36 в принадлежащем ему климате, то он не намного уменьшает свой большой и средний цикл, если только его «дом» не [окажется] «падающим».
— Я сказал: «Так он же [как раз] «падающий», — и Абу-Машар ответил: «Он выпадет из фигуры аспекта, а не из фигуры управления» 37. [99]
[...Тайны второго многочисленны Он также находится в подземном колодце, и при таких обстоятельствах есть достаточные причины для удивления] 38.
Итак, [Абу-Машар] в этом месте признал, что в одном климате [люди] живут дольше, чем в ином.
В другом месте [Абу-Саид-Шазан] рассказывает, что он находился у Абу-Машара, когда Абу-Исма, приближенный ас-Саффара 39, спросил его об одном обстоятельстве в указаниях его гороскопа, которое его пугало.
Абу-Машар осведомился: «Ты знаешь, скольких лет отроду умер твой отец?»
— Да, ответил Абу-Исма.
— Достиг ли ты этого возраста? [продолжал] Абу-Машар, и Абу-Исма ответил:
— Я уже миновал его.
— А знаешь ли ты, в каком возрасте умерла твоя мать? — спросил [опять] Абу-Машар, и Абу-Исма отвечал: «Да, я миновал и этот возраст».
— Знаешь ли ты, сколько прожил твой дед, отец твоего отца? — снова [задал вопрос] Абу-Машар, и Абу-Исма ответил — «Да, знаю, и я еще не достиг этого возраста».
— Посмотри же, соответствует ли расхождение, на которое указывает твой гороскоп, [продолжительности] жизни твоего деда, — молвил Абу-Машар, и Абу-Исма сказал: «Да, оно этому соответствует».
— Тогда ты имеешь основания бояться, — произнес Абу-Машар и потом сказал: сПрирода сильнее всего. Всякого несчастного [стечения обстоятельств], которое постигает человека, когда он прожил век своего отца или матери или даже деда, отца его отца, этому человеку не пережить, если нет сильных свидетельств [противоположного]. Это ясно видно в [жизни] деревьев и посевов. Некоторые из них известны долголетием, а некоторые — тем, что их быстро постигают [всякие] беды и существование их сокращается».
В этом месте Абу-Машар тоже признает, что [долголетие] связано с происхождением. А в таком случае те мнения звездочетов, которых придерживаются [некоторые люди], ложны, ибо по мнению этих же людей [наследственность долголетия] отнюдь не невозможна, а наоборот, обязательна, как мы говорили выше.
Если [эти скептики] отрицают все то, что не случилось в их времена и в их местах, ибо они сами этого не видели, и если столь частое упорное отрицание не кажется их разуму нелепым, и они не желают допустить возможности того, что им не известно, то [следует сказать], что диковинные события происходят не во всякое время, и если они случаются в какую-либо эпоху, то их не связывает с теми, кто жнвет после этого на протяжении веков и в течение столетий, ничто, кроме цепи достоверных [100] преданий. Больше того, если [скептики] вдумаются в свои действия, то окажется, что они чистые софисты, и они будут вынуждены отрицать, что есть на земле иные страны, кроме той, в которой они живут, и [допустить другие постыдные [нелепости] в этом роде.
Если послушать их рассказы / 83 /, то обнаружишь, что они ссылаются на предания индийцев и основываются на суевериях, которые приписывают индийцам. Они постоянно доказывают, что у индийцев есть вытесанный из камня идол, у которого на шее навешано множество железных ожерелий. А это эры индийцев в десять тысяч лет, и если их сосчитать, получится огромное число лет. Если же рассказать им, что они, то есть индийцы, утверждают, будто царь Джамалабадхара — а это город, из которого привозят «лиладж», «амладж» и «балиладж» 40 — прожил двести пятьдесят лет и [до самой смерти] ездил верхом, охотился, имел общение с женщинами и жил, как юноша, и все это [удавалось] благодаря лечению, то они будут это отрицать и скажут: «Индийцы — явные лжецы, а не ученые люди — они основываются в своих науках на вдохновении свыше, и их словам нельзя верить».
И эти [скептики] примутся [рассуждать] о слабости [догматов] индийцев, относящихся к вере и религии, посмертному воздаянию и наказанию и о всевозможных истязаниях, которым индийцы подвергают свое тело.
Именно таких людей разумел Аллах великий, когда сказал: «Истинно, они объявили ложным то, чего не охватили познанием» и [далее]: «Но вот, они не руководствуются [Кораном], и [скоро] скажут: «Это давняя ложь». Они признают то, что им подходит, даже если это слабо, и бегут от того, что расходится с их убеждениями, даже если это верно.
Я читал рассуждения Абу-Абд-Аллаха-аль-Хусейна ибн Ибрахима-ат-Табари-ан-Натили 41 о количестве [лет] естественной жизни. Он говорит, что предел жизни — сто сорок солнечных лет, и что превзойти его невозможно. Но у того, кто решительно говорит: «невозможно!» требуют доказательства, подчиняющего и успокаивающего душу, а он не привел никакого довода и только предпослал [своей книге] предисловие, [в котором] сказал: «У человека три «совершеннолетия». Одно [совершеннолетие] — это достижение зрелости, когда он может создавать себе подобных, то есть начало второго семилетия; второе «совершеннолетие» — когда в человеке сформируется мыслящая душа и разум его перейдет из возможности в реальность, то есть начало шестого семилетия; и третье совершеннолетие — когда человек может управлять собой, если он одинок, своими домочадцами, если он женат, и своим народом, если он имеет власть». [Далее он] говорит: «Итог этих совершеннолетий составляет сто сорок лет». [101]
Неведомо, из каких соотношений вывел Абу-Абд-Аллах эти цифры: ведь между ними нет никакой явной пропорции или прогрессии. Больше того: буде мы согласимся, что количество «совершеннолетий» — три, потом сосчитаем так, как он сосчитал, и, в конце концов, скажем, если не будем бояться, что с нас потребуют доказательств, что в итоге получается сто лет, тысяча лет или что-нибудь подобное, то у нас с ним не будет расхождения [в методе]. Однако мы знаем, что человек в наше время достигает тех состояний, которые [Абу-Абд-Аллах] счел признаками совершеннолетия в другие сроки и семилетия, чем он сказал. Но Аллах лучше знает, что он имел в виду!
Что же касается огромности тел, то хотя она и не обязательна, так как теперь ее не наблюдают, и то время, к которому относятся рассказы о ней — отдаленно, это, однако, все же не является невозможным. Вот ведь и в Торе / 84 / говорится нечто подобное о телесах великанов, но ею не пренебрегают с тех пор, как израильтяне видели их воочию, и никто на нее не нападает.
Наоборот, [израильтянам] читали [Тору] и они сами читали ее и не смотрели на тех, кто ее читает, как на лжецов. Однако, если бы великаны были не так [огромны], как рассказывают, что читающего Тору, несомненно, обвинили бы во лжи, поскольку он говорит нечто противоречащее видимости. И если бы какие-то люди действительно не были огромны телом — прибавил им Аллах в этом обширности! — то наверное не осталось бы упоминание о них в устах непрерывным и не уподобляли бы им всякого, кто превосходит величиной обычные существа своего вида. Таковы, например, люди из племени Ад: 42 уподобление нм стало ходячей [поговоркой].
Не где мне заставить [скептиков] поверить моим словам об адитах! Они ведь отрицают даже то, что ближе по времени и более очевидно по состоянию, и приводят доводы, которых не сравнить с самыми слабыми доказательствами, применяемыми против них. [Эта скептики] бегут от согласия с убедительнейшими доказательствами, «словно пугливые ослы, бегущие от льва», 43 но что скажут они о следах [существования] огромных людей, находимых теперь в домах, выбитых в твердых скалах в горах Мадьяна 43а и в вытесанных в этих горах могилах, о погребенных в глубине могил костях, величиной с кости верблюда или больше, и о зловонии, из-за которого в эти могилы можно войти, только заткнув чем-нибудь ноздри?
Жители тех мест согласны в том, что это «люди тьмы», но когда [скептики] слышат про «день тьмы», то насмешливо смеются, презрительно кривят губы и задирают нос, радуясь тому, что предполагают, и думая, будто они достойнее [других] и выдаются из ряда простых людей. Но достаточно с них Аллаха! За нас — наши дела, а за них — их дела. [102]
Я нашел в одной книге таблицы, содержащие сроки правления царей Ассура — а это обитатели Мосула — сроки правления царей коптов, которые [раньше] жили в Египте, и царей [из династии] Птолемеев, [каждого из которых] звали Птолемей. Дело в том, что Александр, умирая, завещал, чтобы всякий правитель ионийцев после него, ради устрашения врагов, носил это прозвище, так как в переводе оно значит: «воин». Там же я нашел и даты [правления] царей румов после [Птолемеев].
Годы в этих таблицах [считались так]: от рождения Авраама до Александра — две тысячи девяносто шесть лет, а это больше того, что говорят евреи, христиане и вычислители соединений планет.